На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Структура системы права, предмет и метод правового регулирования, деление права на отрасли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     План:
      Введение
      Понятие и значение системы права 
      Структура системы права
      3.1 Норма и институт права
      3.2 Подотрасль и отрасль права
      Предмет и метод правового регулирования
        Предмет правового регулирования
      4.2 Метод правового регулирования
      Деление права на отрасли
        По предмету и методу правового регулирования
        Комплексные отрасли
        Отрасли  материального и процессуального права
        Национальное и международное право
        Частное и публичное право
      Краткая характеристика основных отраслей права
      Заключение
      Список использованной литературы
 


Введение
     В своей работе я постараюсь дать характеристику системе права в целом. А так  же выделить основные её составляющие, рассмотреть их, обозначить функции в системе права и дать им описание. Целью работы является рассмотрение системы права, как в целом, так и отдельных её элементов. 

 


     Понятие и значение системы  права
     Право того или иного государства по своей сущности представляет собой  совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные  правоотношения. Однако во избежание  правового и смыслового хаоса, все  эти нормы должны быть внутренне  согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие “система”  предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в  определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно системность права является одним из главных критериев его  развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.
     Система права — это объективно существующее внутреннее структурное единство всей совокупности норм национального права, а также объединяющих эти нормы  институтов, подотраслей и отраслей права.
     Следует особо подчеркнуть объективный  характер системы права, поскольку  объективной, зависящей, прежде всего  от определенных неизменных факторов (цивилизационной принадлежности, исторической традиции, культуры, образа жизни людей) является сама логика взаимосвязи между  нормами, а субъективный фактор (воля законодателя) должен в конечном итоге  подчиняться существующей системной  парадигме.
     В основе построения системы права  лежат следующие принципы:
     · Принцип верховенства прав и свобод человека;
     · Принцип законности;
     · Принцип компетентности;
     · Принцип формализованности;
     · Принцип общедоступности;
     · Принцип приоритета международно-правовых источников;
     · Принцип перспективного действия нормы  .
     Система права формируется и функционирует  на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся  социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме  закономерности общественной жизни.
     Право как система характеризуется  следующими признаками:
     Во-первых, право — это органически целое  правовое явление, а не случайный  набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые “мертвые” законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
     Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать  изолированно. Их регулирующая сила состоит  во взаимосогласованности и общей  целенаправленности. Любой структурный  элемент, извлеченный из системы  права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.
     Во-вторых, система права — это многообразное  правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные  элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время  подразделяется на нормы права, институты  права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим  разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система  права.
     Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
     Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой социальной сферы.
     Системность права предполагает его следующие  характеристики:
     а) единство, целостность;
     б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;
     в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов;
     г) наличие цели (как системообразующего фактора).
     Система права имеет объективный характер, зависит от всего комплекса отношений, складывающихся в обществе, и не может создаваться по произвольному  усмотрению. Л.И. Спиридонов отмечает, что «система права как конкретная юридическая реальность - результат исторической эволюции. Будучи только стороной социального целого, право не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения в нем - лишь следствие изменений общества». Л.И. Спиридонов указывает, что сначала юридические нормы объединяются в правовые институты, институты образуют отрасли права, отрасли права - правовые общности, а последние - систему права. Хотя, отмечает Л.И. Спиридонов, возможен и обратный порядок: «система права дифференцируется на общности, общности - на отрасли, те подразделяются на правовые институты, а они - на отдельные юридические нормы».
     При рассмотрении понятия «система права» необходимо отграничиться от понятия «правовая система». Правовая система - более широкое понятие, представляющая собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики. Категория «правовая система» приобретает большое значение для характеристики национальной правовой системы конкретного государства или группы государств (правовых семей).
     Первичным элементом системы права выступает  юридическая норма, из норм складываются правовые институты (различные блоки  права), из них складываются отрасли  права (наиболее крупные подразделения  права). В своей совокупности отрасли  права и составляют право в  целом или систему права конкретной страны.
     Система права выступает одним из базовых  элементов правовой системы. Правовые системы современности рассматриваются  в рамках или национальных правовых систем (российская, германская), или  в рамках объединенных (родственных) систем международного характера, например, российская правовая система является составной частью романо-германской или славянской правовой системы. Как  и внутри романо-германской системы  выделяют группу романского права (Франция, Италия, Испания, Швейцария, Бельгия  и др.) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия и др.). Внутри англосаксонской правовой системы  различают английскую и американскую модель. Другими словами, составные  элементы, входящие в правовые системы, неодинаковы и их дифференциация позволяет осуществлять подобную классификацию.
     Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент  системы права, а из различных  сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, —  которые регулируют более сложные  по структуре группы общественных отношений.
     Таким образом, система права — это  его внутреннее строение, которое  выражается в единстве и согласованности  действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные  части.
 


Структура системы права
Норма и институт права
     Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.
     Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, "кирпичиком" системы права из которых данная система права строится.
     Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).
     Норма права - это «кирпичик права», исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е. наиболее крупные 
подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания.

     Правовой  институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права.
     Правовой  институт призван обеспечить беспробельность  регулируемых им отношений. По этой причине любой институт права выполняет свойственную только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.
     По  своему содержанию институты права  бывают простые и сложные. Простой  институт включает в себя правовые нормы только одной отрасли права. Например, институт заключения брака, институт алиментных обязательств в  семейном праве, институт поручительства, исковой давности в гражданском праве.
     Сложный институт права представляет собой  совокупность норм из различных отраслей права, регулирующих родственные и  взаимосвязанные отношения. Например, институт собственности является одновременно предметом регулирования конституционного, административного, гражданского, семейного и иных отраслей права. Наличие сложных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в одних случаях больше, в других — меньше) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению.  В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Так, институт ренты включает в себя субинституты — постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением,  в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д.
Подотрасль  и отрасль права
     Подотрасль права — это объединение нескольких институтов или крупный правовой институт одной отрасли права, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. Только крупные и сложные по своему составу отрасли права включают не только институты права, но и подотрасли права. Например, в состав конституционного права входят такие подотрасли как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве можно выделить подотрасли авторского, изобретательского, обязательственного, наследственного права и т.д., в финансовом — бюджетное и налоговое. В отличие от правового института, подотрасль права не является обязательной составляющей каждой отрасли права. Так, процессуальные отрасли права, семейное, земельное и некоторые другие отрасли не имеют подотраслей.
     Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного  вида. Например, “обязательственное право” в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, государственного страхования и другие). Подотраслью  уголовного права является военно-уголовное  право, которое объединяет нормы, предусматривающие  ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие  уголовно-правовые институты: “преступления  против порядков подчиненности”, “преступления  против порядка прохождения воинской службы” и другие.
     Отрасль права - это главное подразделение  системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.
     Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, но и придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой.
     К признакам отрасли права в  литературе относят следующие:
     а) особые предмет и метод;
     б) специфические отраслевые принципы;
     в) способность взаимодействовать  с другими отраслями «на равных правах», то есть быть одного с ними уровня;
     г) потребность общества в регулировании  данной социальной сферы именно на уровне отрасли;
     д) количественная достаточность юридических  норм, требующая перехода в особое, отраслевое качество;
     е) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства;
     ж) другие признаки.
     Как правило, в каждой правовой отрасли  условно выделяют общую и особенную  части. Институты общей части содержат нормы права, действие которых распространяется на все отношения, регулируемые данной отраслью. В институтах особенной части институты общей части обретают конкретизацию. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.
     Приоритетное  положение отрасли в системе  права определяется тем, что она  отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни.
     Отрасли права неоднородны по своему составу. Какие-то являются крупными правовыми  массивами, иные — компактными. Также  они различаются специфичностью средств правового регулирования.
 


Предмет и метод правового регулирования
Предмет правового регулирования
     Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как  и критериев подразделения системы  на составляющие ее отрасли.
     Отвергнув деление права на частное и  публичное на том основании, что  социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы  на отрасли. Решению этой проблемы был  посвящен ряд дискуссий.
     В ходе первой такой дискуссии, проходившей  в 1938–1940 гг., был сделан вывод о  том, что основанием деления права  на отрасли является материальный критерий – особенности регулируемых правом отношений или предмет правового  регулирования. На этом основании действующая  система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и  судебное право. Несколько позднее  все эти отрасли были структурированы  по выполняемым функциям. В системе  права обособлялись: 1) государственное  право, как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль – судебное право).
     Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило  обоснованность материального основания  деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль  о недостаточности использования  в качестве критерия предмета правового  регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало  признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней  позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный – метод правового регулирования.
     Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила  вывод о предмете и методе правового  регулирования как критериях  деления права на отрасли.
     Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е.  те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:
     а) являются устойчивыми и характеризуются  повторяемостью событий и действий людей;
     б) допускают по своим свойствам  возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;
     в) существует объективная потребность  в их урегулировании.
Метод правового регулирования
       В отличие от предмета правового  регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:
     а) основания возникновения прав и  обязанностей сторон регулируемого  отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);
     б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;
     в) характер юридических средств обеспечения  прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических  процедур и др.).
 


Деление права на отрасли
По  предмету и методу правового регулирования
     Предмет и метод правового регулирования  — это наиболее существенные основания  для деления системы права  на отрасли. Предмет правового регулирования  — это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной  основой, которая вызывает к жизни  право и вносит в него системообразующие  признаки.
     Каждая  отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно  определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической  правовой регламентации. Объединение  правовых норм в отрасли права  происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих  органов. Главным фактором, обусловливающим  отличие одной отрасли права  от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими  отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права  регулируют отношения, связанные с  исполнительными функциями государственной  власти, а нормы гражданского права  определяют порядок имущественных связей в государстве.
     Предмет правового регулирования — это  качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения  правовых норм по отраслям права. При  указании на отрасль права можно  отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой  предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).
     Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового  регулирования.
     Вторым, вспомогательным основанием для  распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия  норм данной отрасли права на поведение  людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.
     Метод правового регулирования реализуется  в определенные общественные отношения  с помощью таких способов правового  регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:
      дозволение - предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;
      запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;
      обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.
     Метод правового регулирования состоит  из следующих элементов:  
специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

     Каждая  отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.
     Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.
     Авторитарный метод (метод субординации) - это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.