На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Денежная система РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Деньги  – одно  из  величайших  человеческих  изобретений.  Происхождение денег связано с 7 -  8  тыс.  до  н.  э.  Исторически  в  качестве  средства облегчения обмена использовались - с  переменным  успехом  -  скот,  сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве  денег,  предмет должен пройти лишь одно испытание: он  должен  получить  общее  признание  и покупателей, и продавцов как  средство  обмена.  Деньги  определяются  самим обществом; все, что общество признает  в  качестве  обращения,-  это  и  есть деньги.  Экономисты  определяют  деньги  как  товар,  выступающий   в   роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.    Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность: всеобщую непосредственную обмениваемость; самостоятельную меновую стоимость; внешнюю вещную меру труда.
        В денежно – кредитном регулировании  велика роль денег особенно потому, что ежегодно устанавливается денежный ориентир изменения денежной массы, и в соответствии с ним проводится ее регулирование при помощи кредитных инструментов Центрального банка. Целью такого денежно-кредитного регулирования является сдерживание роста денежной массы, преодоление инфляции или сдерживание зарождающихся инфляционных процессов, стимулирование роста производства в стране.
           Наша страна в настоящее время  еще не  до  конца  восстановилась  после перехода к новым экономическим отношениям – рыночной экономике. Это  привело к глубокому экономическому кризису  –  падению  производства,  росту  цен  и развертыванию  инфляции.  Поэтому  среди  проблем,  требующих   немедленного решения, одно из важнейших мест занимает задача сокращения  темпов  инфляции и  стабилизации  денежного  обращения.  В  этих  условиях  роль  и  значение денежных рычагов резко возрастают. Денежная система – один из  тех  секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. 

     ВВЕДЕНИЕ 2
     Денежная  система - это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она  представляет собой нечто гораздо  большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономике. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
     Целью работы является составление единого, общего представления о денежной системе, ее происхождении и роли в экономике.
     Исходя  из целей работы, можно выделить следующие основные задачи исследования: 

     - рассмотрение сущности денежной  системы; 

     - изучение механизма денежной  системы; 

     - обзор современного состояния  денежной системы в России; 

     - изучение перспектив развития  денежной системы в России. 

     Объектом  исследования данной курсовой работы является денежное обращение. Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.
     Предметом исследования послужили работы отечественных  и зарубежных авторов на тему денежная система и денежное обращение.
     В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а  также металлическую монету); эмиссию  наличных денег; организацию наличного  денежного обращения.
     Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми ее активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.
       Теоретической и методологической  базой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных ученых, учебно-методологическая литература, справочные материалы.
     Таким образом, хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию  мощностей, так и полной занятости. А плохо функционирующая - может  стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. 

     ДЕНЕЖНЫЕ  РЕФОРМЫ в России и методы их проведения
     В 1897 году в России было введено золотое  обращение, в обороте появились  золотые монеты. Важнейшей вехой  в истории русского монетного дела была реформа Петра I.
     В конце XVII века в результате порчи  монет и снижения их веса русская  копейка превратилась в маленький  кусочек серебра. Примитивная техника  не справлялась с выпуском огромного  количества копеек, какого требовали рынки. Содержание серебра в рубле было снижено до 6 и 2/3 золотника. Стали выпускать медную копейку. Но произошло это не сразу.
     Реформа проводилась в течение 20 лет. Сначала  правительство снижало вес серебряной копейки и, когда она стала  весить приблизительно 0,28 грамма, была выпущена сначала серебряная полтина (50 копеек), полуполтинник (25 копеек), гривенник (10 копеек) и десять денег, а затем рубль весом 28 граммов, равный 100 копейкам.
     Стали чеканить и крупные золотые монеты. В 1704 году реформа была завершена. Из пуда меди изготовляли монеты на 12,8 рублей, а в 1718 году - на 40 рублей - вес каждой монеты стал меньше.
     При Екатерине II содержание серебра в  рубле было установлено в 4 золотника  и 1 долю; этот вес русский серебряный рубль сохранил до 1917 года.
     Первые  русские бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в 1769 году. Реальная стоимость  бумажного рубля с первоначальных 100 копеек серебром дошла к 1810 году до 25 копеек.
     В 1839 году законодательно серебряный рубль  был приравнен 3 рублям 50 копейкам ассигнациями.
     В 1897 году в основу русской денежной системы был положен золотой  рубль, содержащий 17,424 доли золота.
     В 1897 году денежная реформа была связана  с именем российского министра финансов Сергея Витте.
     Она привела к тому, что у России появился полновесный золотой рубль. Накануне Первой мировой войны он был самой твердой, самой надежной валютой в Европе.
     В 1914 году, с началом войны, финансовое положение страны резко изменилось. Чтобы обеспечивать ведение боевых действий, правительство вынуждено было печатать деньги. К 1917 году рубль обесценился в 7 раз.
     Первая  денежная реформа Советского правительства  была проведена в 1922-1924 годах, одновременно были проведены 2 деноминации, укрупнившие  номинал совзнака - бумажного денежного  знака, выпускавшегося Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Реформа имела растянутый характер.
     В это время появился знаменитый русский  червонец - банковский билет, который  обеспечивался золотом и активами Государственного банка России. Он приравнивался к 7,74232 грамма чистого золота, т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. Осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые использовались во внешней торговле.
     Червонец 1922 года был единственной российской конвертируемой валютой. В марте 1924 года денежная реформа была завершена, рубль нового образца был равен 1/10 червонца и обменивался на  50 тысяч рублей совзнаками 1923 года или на 50 миллионов дензнаков всех более ранних образцов.
Говоря  о денежных реформах важно сказать  с помощью каких методами они проводятся:
      нуллификация;
      реставрация (ревальвация);
      девальвация;
      деноминация.
 
     Нуллификация  заключается в замене всей денежной системы на новую (замена старой валюты на новую). Применяется в тех случаях, когда падение покупательной  способности денег вследствие глубокой инфляции достигает такой степени, что стоимость, представленная бумажно-денежной единицей, практически сводится к нулю, а также когда необходимо изъятие потерявших силу законного платежного средства бумажных денег в связи со сменой политической власти.
     Ревальвация (реставрация) — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы  или повышение платежеспособности национальной валюты. Ревальвация ограничивает приток в страну иностранных спекулятивных  капиталов и позволяет сдерживать увеличение денежной массы в обращении, замедлить рост внутренних цен.
     Девальвация - официальное снижение золотого содержания денежной единицы или ее валютного  курса (снижение покупательной способности  национальной денежной единицы по отношению  к иностранной валюте). Официально закрепляет уже происшедшее в условиях инфляции фактическое обесценивание бумажных денег.
     Девальвация — обесценивание национальной валюты по отношению к иностранной.
     В 1998 г. ликвидировали внешнеэкономический  дисбаланс, снизили уровень внутренних цен в стране по сравнению с мировыми и сделали экономику более конкурентоспособной, снизили уровень валютных рисков.
     Деноминация - укрепление государством своей денежной единицы, снижение номинальной стоимости  денежных знаков (зачеркивание нулей — укрупнение масштаба цен путем зачеркивания нулей).
     Используется  для упорядочения денежного обращения  и упрощения расчетов. При этом старые выпуски денежных знаков обмениваются на новые выпуски бумажных денег, выраженных в более крупных счетных единицах. В СССР в 1921-1922, 1947, 1961 гг. в связи с подавлением инфляции 1992-1997 гг. проводилась деноминация в 1998 г.
  

 
     Анализ  денежной системы  США      

     Так в чём же отличие денежной системы  Российской Федерации, её существенные преимущества и недостатки. Для того, чтобы это узнать, нужно проанализировать денежную систему другой страны. Автор хочет это сделать в сравнении с денежной системой США. Этот выбор не случаен. США имеет сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню лет.
     Для начала стоит отметить, что официальной  денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная  резервная система США (ФРС). Федеральная  Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней  – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным  законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления. 

     Коммерческий  банк, обратившийся с просьбой о  приёме в Федеральную Резервную  Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки  должны вступать в Федеральную Резервную  Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.
       ФРС подотчетна конгрессу США,  а не одной из его палат,  в отличие от Центрального  Банка, который подотчетен   только Государственной Думе, а  не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.
     Важной  проблемой является обеспечение  достаточной меры открытости и ответственности  деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном  банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету.
     Законодательство  же США предусматривает практически  непрерывную открытость и подотчетность  работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз  в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.
     Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.
     Гибкая  денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В  США создание действенного механизма  переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе.
     При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что  главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.
     Наше  законодательство предусматривает  возможность предоставления Центральным банком кредитов своим служащим “на личные нужды”. Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.
     Перейдем  к законодательному регулированию  деятельности Центрального банка. В  США такое регулирование направлено на решение следующих задач:
     · контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,
     · недопущение использования этих средств в спекулятивных и  “иных ненадлежащих целях”,
     · дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности  коммерческих банков,
     · удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,
     · преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).
     У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций. Более того, Центральный Банк России расширяет кредитование коммерческих банков - первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ перед новыми выпусками государственных облигаций, тем самым прямо финансирует их спекулятивную деятельность на фондовом рынке. В США такого рода рефинансирование полностью исключено действующим законодательством. 

     ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ  РОССИИ 

     Проблемы  развития денежной системы  России 

     Денежная  система России продолжает переживать глубокий кризис, что обусловлено общим расстройством экономики страны, связанным с резкий падением эффективности производства, значительным ростом цен, кризисным состоянием финансово-кредитной системы, огромными дефицитами бюджетов, внутренним и внешним долгом. Денежная масса, функционирующая в стране, не обеспечивалась товарно-материальными ценностями.
     В результате кризисного состояния российской денежной системы нарушены функции  национальной денежной единицы: 

     1)Как  средства обращения. В обращении наряду с официальной денежной единицей почти параллельно действует доллар США, а также огромное количество псевдоплатежных средств (сертификаты, налоговые обязательства, варранты и др.). В результате денежная масса неоправданно возрастает, а роль Банка России как регулятора денежного обращения снижается. Это ведет к обесценению рубля;
     2)Как средства платежа. Переход к рыночной экономике в России ознаменовался таким новым явлением, как неплатежеспособность. Неплательщиками становятся физические и юридические лица, а также государство, которое задерживает оплату по своим заказам, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий.
     Неплатежи вызваны целым рядом причин, в  том числе использованием в широких  масштабах налично-денежного оборота, ослаблением расчетно-платежной дисциплины, расширением внебанковского оборота (оборот теневой экономики). Не последнюю роль в этом процессе играет рост потребности в денежных средствах для оборота. В целом все это приводит к расстройству всей платежной системы.
     3)Как средства сбережения. Из-за постоянного обесценения российская валюта потеряла способность накапливаться и сберегаться. Функцию сокровища выполняет доллар США. Ежегодно у физических лиц оседает иностранной валюты в наличной форме до 10-15 млрд, что составляет до 10% денежных доходов.
     Постольку, поскольку в течение последних  лет принимались разнонаправленные  решения относительно достижения результата (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали  за счет ограничения денежной массы), то в экономике продолжались и спад, и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился примерно в 10 тыс. раз. Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов, либо не сформируется конкурентная среда. 

     Таким образом, главная задача для решения  проблемы прекращения спада производства и обеспечения экономического роста состоит в обеспечении адекватного уровню ВВП объема денежной массы. Поэтому и за счет соответствия товарно-денежных масс можно решить многие сегодняшние проблемы, включая рост ВВП. Но в условиях бесконтрольно растущих свободных цен, которые реагируют на изменение объема денежной массы в обращении (при отсутствии серьезной конкуренции), мера по упорядочению скорости денежного обращения даст только кратковременный эффект. 

     Перспективы развития денежной системы  России
     Анализ  динамики основных макроэкономических показателей за последние шесть лет реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики.
     По  сути, сегодня имеется три варианта развития.
     - Если будут сохранены свободные  цены во всех секторах, то при  дальнейшем жестком ограничении  денежной массы (способствующем  снижению инфляции) в экономике  еще ряд лет будет продолжаться  спад производства, хотя и меньшими  темпами, то есть попытки сдерживать инфляцию будут еще больше уменьшать объем ВВП.
     - Если же при свободных ценах  будет взят курс на финансовое  стимулирование экономики, то  при реальном росте мы будем  еще некоторое время (до появления  высококонкурентной среды) жить при достаточно высокой инфляции
     - Если ограничить цены на продукцию  производителей-монополистов и добавить  наличных денег до уровня совокупной  цены всех товаров и услуг  то эта мера за счет оптимального  повышения платежеспособного спроса  не только сможет расшить неплатежи, но и позволит предприятиям самостоятельно обеспечивать производственные циклы без дорогостоящих кредитов коммерческих банков, что автоматически понизит процентную ставку. Именно этот вариант является наиболее предпочтительным для нынешнего периода развития, поскольку решает одновременно две противоречивые задачи: снижение инфляции и рост производства.
     Денежная  система, в целом отражая общее  состояние развития в стране и  переживая серьезное расстройство, нуждается в качественном ее реформировании, которое невозможно без укрепления экономического базиса и всей финасово-кредитной системы, в частности:
     1) ограничения налично-денежного обращения  и расширения безналичного оборота; 
     2) гибкого регулирования денежной  массы через воздействие на  денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, с использованием инструментов Банка России;
     3) восстановления функций рубля  как средства обращения и платежа  путем урегулирования проблемы  неплатежей, просроченной задолженности  предприятий друг другу.
     Не  менее важным, на мой взгляд, вопросом является определение роли Центрального банка Российской Федерации в социально-экономической жизни страны. Функции Банка России закреплены в Конституции (ст.75) и в Федеральном Законе "О Центральном банке Российской Федерации" (ст. З и 4).Дж.М.Кейнс в годы потрясений и кризисов писал: "Самый легкий способ разрушить экономику и политический строй государства - это подорвать стабильность его национальной валюты".
     Нестабильная  денежная система, крайние формы  проявления которой - гиперинфляция, господство денежных суррогатов и иностранных валют, разрушение товарно-денежных отношений и бартер, никогда в истории не приводила к экономическому подъему и социальному оздоровлению.
     Таким образом, история показывает, что там, где государство "портит" монету, печатает денежные знаки, кредитует без ограничений, резко обостряются экономические и социальные болезни. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     1.Денежная система - это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономике. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
     2. Важным компонентом денежной системы является денежное обращение. Под денежным обращением понимается движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
     3. Существует также закон денежного обращения. Данный закон устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
     4. Важнейшим количественным показателем  денежного обращения является  денежная масса. Под денежной  массой понимается совокупность  наличных и безналичных покупательных  и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают государство, физические юридические лица.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.