На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление групповой динамикой в современной организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 по ______________________менеджменту__________________________
(наименование  дисциплины) 
 

____Управление групповой динамикой в современной_____ ___________________организации _______________________
(название  темы) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………….……3
    Группы в организации ………………………………………..……..………5
    1.1. Значение групп ……….………………………………………..…….….5
      . Формальные и неформальные группы ……………………………..…11
      . Групповая динамика ………………………………………………........15
    Тренинги по управлению групповой динамикой.………………………….21
    2.1. Тренинг, как способ управления групповой динамикой ……………..21
    2.2. Пример тренинга ……………………………………….……………….27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………...……33
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Введение
В наши дни заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам  групповой динамики. Все больше и  больше исследований посвящаются проблемам  эффективности организации и  управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использовании  воспитательных и психотерапевтических средств и воздействий.
Люди  очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить  только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает  решения в основном самостоятельно.
Однако  большинство ситуаций, возникающих  в ходе организационной деятельности, характеризуют именно групповые  отношения. Группы в организациях являются основой эффекта синергии, и, как  правило, члены организации просто не мыслят свою деятельность вне социальной группы.
Отличительная особенность организации состоит  в том, что работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности работы, выполняемой  данной организацией.
Осознание того, что о людях думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей  некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование  социальных взаимоотношений. Когда  такой процесс происходит, случайное  скопление людей становится группой. Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы члены нескольких семейных групп, нескольких групп друзей.
Одной из важнейших проблем во многих группах  являются коммуникационные связи между  их членами. Коммуникация - это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все виды получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы. Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельностью группы.
Цель  работы: исследовать групповую динамику социальных групп.
Объект  исследования: социальные группы.
Предмет исследования: групповая динамика.
Задачи:
- исследовать  процессы коммуникации в социальных  группах;
- выяснить  механизм обеспечивающие групповую  сплоченность;
- исследовать  механизмы групповой динамики  обеспечивающие развитие социальных  групп. 
 
 
 
 

        1.Группы  в организации
           1.1 Значение групп
Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство  из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях  наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.
Каждый  из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы — члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей — кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы, с которыми нам приходится взаимодействовать, оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединения школьников-подростков.
По определению  Марвина Шоу, «группа — это  два лица или более, которые взаимодействуют  друг с другом таким образом, что  каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится  под влиянием других лиц» 1.
      Термин "группа" можно трактовать  по-разному, в зависимости от  точки зрения. Одно из наиболее  глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены
1. имеют  мотивацию для присоединения к группе;
2. воспринимают  группу как единый союз взаимодействия;
3.  в  разной степени участвуют в  групповых процессах (т. е. одни  люди отдают группе больше  времени и энергии, чем другие);
4. достигают  соглашений и выявляют разногласия,  осуществляя различные формы  взаимодействия.
    Теория  образования групп основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим); чем больше взаимодействий между людьми, тем больше будет у них совместных дел и разделяемых чувств; чем больше чувств испытывают люди по отношению друг к другу, тем обширнее будут и их совместная деятельность и взаимодействия. Основным элементом здесь является взаимодействие (interaction). Люди в группе взаимодействуют не только из-за ощущения пространственной близости, но также и для достижения групповых целей, таких, как сотрудничество и разрешение проблем.
    Существуют  несколько общепринятых выделяемых этапов развития группы. Вкратце их можно описать следующим образом.
1. Формирование. Эта начальная стадия отмечена неопределенностью и даже недоразумениями. Члены группы еще не уверены в целях, структуре, заданиях и лидерстве.
2. Бурление. Этот этап развития, как показывает его название, характеризуется конфликтами и конфронтацией. (Как правило, в эмоционально напряженной атмосфере между членами группы могут возникать серьезные разногласия и конфликты относительно ролей и обязанностей.)
3. Становление норм. На этом этапе члены группы наконец кооперируются и начинают сотрудничать. Они обладают чувством "мы", тесной сплоченности, товарищества и идентифицируют себя с группой.
4. Действие. Это этап, на котором группа функционирует в полную силу и посвящает себя эффективному выполнению задач, согласованных на предыдущем этапе.
5. Распад. Это конец существования группы, которого постоянные группы никогда не достигают.
Однако  команды, созданные для выполнения конкретных проектов или заданий, как  только их цели достигнуты, будут распущены  или будет изменен их состав; в  последнем случае группы снова пройдут  вышеперечисленные стадии.
Кроме концептуальных объяснений образованию  и развитию групп имеются и  весьма практические мотивы для присоединения  к группе и/или ее создания. Например, работники в организации могут  сформировать группу по экономическим, социальным причинам или ради безопасности. Экономической причиной для создания группы может послужить работа над проектом, предполагающим групповое вознаграждение, например при оплате работы в зависимости от прибыли; по этой же причине может быть образован профсоюз для борьбы за повышение заработной платы. Присоединение к группе с целью обеспечения безопасности включает индивида в единый фронт борьбы с обезличенным односторонним обращением. К данному случаю подходит старинная пословица о том, что сила – в числе.2
Однако  наиболее важной практической причиной, заставляющей индивидов присоединяться к группе или создавать ее, является то, что группа может удовлетворить  очень острые социальные потребности  у большинства людей. В частности, у рабочих, как правило, очень  сильны стремление быть с другими, потребность  в аффилиации.
Существует  множество типов групп. Теории группообразования, о которых речь шла выше, частично основаны на притяжении между двумя  людьми – простой группе-диаде. Конечно, в реальном мире группы обычно значительно  сложнее, чем диада. Существуют группы малые и большие, первичные и  вторичные, объединения, группы с формальным членством и референтные, внутренние и внешние, формальные и неформальные. Каждый тип имеет различные характеристики и оказывает различное влияние на своих членов.
Типы  групп:
  1.Первичные группы. Термины "малая группа" и "первичная группа" часто используют как взаимозаменяемые. Но все же разница между ними существует. Малая группа должна соответствовать только одному критерию – иметь малую численность, причём настолько, чтобы все ее члены были лично знакомы и взаимодействовали. Первичной группе недостаточно быть просто малой, ее членов должны связывать чувства товарищества, преданности и общее отношение к ценностям. Таким образом, все первичные группы являются малыми группами, но не все малые группы являются первичными.
Двумя примерами первичной группы могут  служить семья и группа сверстников. Совершенно очевидно, что рабочие  группы обладают характеристиками первичных  групп. Исследования выявили огромное воздействие, которое первичная  группа оказывает на поведение индивида, вне зависимости от ситуационного  контекста или окружающих условий. Все больше американских компаний начинают использовать первичные группы, организуя  служащих в самоуправляющиеся команды  численностью от 3 до 30 человек. Эти  команды сами составляют график работ, устанавливают цели, предлагают методы усовершенствования, принимают и  увольняют членов команды и менеджеров и даже разрабатывают стратегию. Подробно концепция командной работы обсуждается в последней части главы.
2.Коалиции. В организациях весьма уместны не только первичные группы, но и коалиции. Понятие коалиции на протяжении многих лет использовалось при анализе организаций. И хотя теоретики трактуют его по-разному, последний наиболее серьезный обзор литературы, посвященный коалициям, приписывает им следующие характеристики:
1. Взаимодействующая группа индивидов.
2. Намеренное  создание ее самими участниками  для решения определенных задач,
3. Независимость  от формальной структуры организации.
4. Отсутствие  внутренней формальной структуры.
5. Общее  ощущение принадлежности к группе.
6. Ориентация  членов на достижение конкретных целей.
7. Согласованные  действия членов, групповые действия.
Хотя  некоторые вышеперечисленные характеристики можно отнести и к другим типам  групп, коалиции являются особыми, как  правило, очень влиятельными и эффективными образованиями внутри организации. Так, например, в ходе недавнего исследования было обнаружено, что служащие в  больших бюрократических организациях создают коалиции, чтобы преодолеть небольшие конфликты и неэффективное  управление с целью выполнения работы.
3.Другие типы групп. Кроме первичных групп и коалиций существуют другие классификации групп, важные для изучения организационного поведения, например, деление на группы принадлежности и референтные группы. Группы принадлежности – это группы, к которым индивид действительно принадлежит. Примером может быть членство в отраслевом профсоюзе. Референтные группы – это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет. Примером является престижная социальная группа. Однако самое непосредственное применение находит деление групп на формальные и неформальные.3
        1.2.Формальные и неформальные группы
Организация любого размера состоит из нескольких групп. Группы формируются в результате деятельности определенных организационных  структур и разделения труда в  организации.
Так, процесс  интеграции членов организации в  группы может происходить в подразделениях в ходе совместной деятельности в  соответствии с технологическими цепочками, т.е. появление групп может быть реакцией на внедренный технологический  процесс, предполагающий постоянные пространственные контакты определенных членов организации, их взаимозависимость и совместное достижение общих целей
Группы  могут возникать и тогда, когда  некоторые члены организации  видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению  к другим структурным единицам и  социальным общностям внутри организации.
Руководство создает группы по своей воле, когда  производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп .
Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами.
    Под формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные  для достижения коллективных целей  организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что  содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует  создания определенной структурной  единицы (в отдельных случаях  нескольких структурных единиц), действующей  достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления  совместной трудовой деятельности, эта  структурная единица должна быть формально связана с другими  структурными единицами организации.
    При создании формальных групп члены  организации объединяются искусственно в соответствии с порученными  им официальными ролевыми предписаниями  и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными  чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной  системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли4.
    Каждая  формальная роль содержит описание процедур и процессов работы и набор  предписаний, выражающих требования руководства  организации или ее подразделений. При этом в качестве признаков  формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры  организации; формальное название должности  и ее место среди других должностей организации; поощрения; награды и  наказания, которые могут быть применены  к данному субъекту в соответствии с его статусом; поощрения, награды  и наказания, которые данный работник может применять по отношению  к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре; физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.
    Формальные  группы имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется  безличностью формальной структуры  – в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы. Конечно, в организации  могут создаваться и временные  формальные группы для реализации конкретной задачи.
    Неформальная  организация — это спонтанно  образовавшаяся группа людей, которые  вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций  эти цели являются причиной существовании  такой неформальной организации.
    Важно понять, что в большой организации  существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые  авторы считают, что неформальная организация  – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда5. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.
          У неформальных организаций  много общего с формальными организациями, в которые они оказываются  вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется  иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно  возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами  поведения. Эти нормы подкрепляются  системой поощрений и санкций. Специфика  в том, что формальная организация  создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация  скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
    Структура и тип формальной организации  строятся руководством сознательно  с помощью проектирования, в то время как структура и тип  неформальной организации возникают  в результате социального взаимодействия.
    На  первой стадии развития коллектива преобладает  формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
    На  второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств  руководителя, складывается мнение о  коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются  более открыто, предпринимаются  попытки улучшить взаимоотношения  в коллективе. И, наконец, «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.
    Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. В первом случае группа воспроизводит  лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей  принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески. Во втором случае большая часть энергии  коллектива тратится на участие в  конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными  лидерами, выяснениями отношений  с другими подразделениями6.
    Производственные  проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников  в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников  находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы. 

                                1.3 Групповая динамика
Группа  – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.7
Феномен групповой динамики в социально-психологической  литературе определяется неоднозначно.
Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости  и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых  интересов и потребностей.8
Групповая динамика – процесс, посредством  которого взаимодействие между конкретными  индивидами уменьшает напряжение между  ними или приводит их к взаимному  удовлетворению. Процесс групповой  динамики объясняет:
-принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе;
-образование стихийных или неформальных групп;
-появление ролей «любимчиков» в группе.
В современной  социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию человеческих отношений в группе, изменениям, которые наступают в  результате действующих в группе сил. Понимание групповой динамики предполагает изучение этих сил, т.е. того, как они возникают, под влиянием чего они модифицируются, каковы последствия  их действия.
Впервые термин «групповая динамика» был  использован К.Левином. По его мнению «групповая динамика» - это дисциплина, исследующая положительные и  отрицательные силы, которые действуют  в группе.
Если  рассматривать группу как нечто  целое, то некоторые закономерности групповой динамики можно объяснить  действием двух основных законов:
1.Целое доминирует над его частями. Группа – это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов. Извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена. Каждый член признает, что он зависит от всех членов.
2.Отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы. Человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.
В современном  понимании групповая динамика –  это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием  и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним  воздействием на группу.9
Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько  дополнительных. Основными являются:
1. Цели группы. Этот элемент определяется тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной степени – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемые.
2. Нормы группы, которые возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы. Нормы, выработанные группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться эти нормам.
3. Структура группы и проблемы лидерства. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем остальные члены группы, уровень активности. Лидер – это социальная роль определенной личности в группе. Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные результаты используются для управления процессами групповой динамики.
4. Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы. Необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью.
5. Фазы развития группы. Обычно выделяют несколько фаз: диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация.
Дополнительные  элементы: создание подгруппы, отношения  личности с группой.
Механизмы групповой динамики.
Существует  несколько подходов к описанию психологических  особенностей взаимодействия субъектов  группы. Рассмотрим основные из механизмов.
С точки  зрения первого подхода основные этапы развития группы составляют:
-Первая стадия – «притирка». Члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе.
-Вторая стадия – «ближний бой». Оценивается вклад лидера. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение.
-Третья стадия – «экспериментирование». Все более актуальной становиться проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы.
-Четвертая – «эффективность». Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов.
-Пятая стадия развития «зрелость».
Психолог  И.П.Волков предложил модель эмоциональной  динамики группообразования как  последовательность фаз развития межличностного контакта:
Фаза  первичного восприятия – формирование первого впечатления о членах группы.
Фаза  сближения – формирование оценки и самооценки, развития рефлексивных отношений, формирование установки  на совместное действия.
Фаза  «сцепления» - укрепления чувства общности, чувства «Мы», формирование психологически комфортных норм общения и включение механизмов взаимовлияния.
Есть  и другая модель поведения групп. Стадии развития группы заключаются  в следующем:
-формирование новой группы – индивиды ищут свои роли;
-приобретение навыков – выявление форм деятельности;
-упрочение групповой работы – участники начинают действовать как группа;
-разделение на клики – критиканы находят друг друга;
-внутренняя гармония;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.