На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Образование Российского централизованного государства (XIVXV веков)

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                       Введение 
 
 

        Контрольная работа включает в себя исторический материал, которое дает возможность уяснить важнейшие проблемы становления Российского государства, осмыслить воздействие различных факторов на исторический путь страны. Охватывает события российской истории с периода формирования Российского централизованного государства до суверенной России на современном этапе на проблемах социально-экономической и политической истории России. 
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 

  1. Предпосылки, ход и особенности политической централизации Руси. 
 

      XIV и XV вв. стали временем складывания  русского централизованного государства. Централизация - это закономерный и прогрессивный этап в развитии общества, соответствующий стадии развитого и позднего феодализма. В основе процесса централизации - комплекс предпосылок, которые условно можно разделить на экономические, социально-политические, внешнеполитические.
      Начало  складывания экономических предпосылок  для объединения русских земель относится в XIV в. В 20-30-е годы XIV в. социально-экономические потрясения, вызванные монголо-татарским завоеванием, стали постепенно преодолеваться. Активизировалась внутренняя колонизация, в том числе на землях, запустевших после Батыева нашествия. Особенно энергично осваивался центр Северо-Восточной Руси. В конце XIV в. и особенно в XV в. темпы экономического развития этого района ускорились. Значительные успехи в земледелии были достигнуты благодаря совершенствованию орудий труда и системой трехполья. Подъем земледелия с конца XIV в. сопровождался географическим разделением труда между отдельными районами и установлением экономических связей.
      Ко  второй половине XIV в. относятся первые признаки нового подъема городов  и городского ремесла в Северо-Восточной  Руси. Возобновилось строительство, в том числе оборонительных сооружений и храмов в столицах княжеств. В  Московском, Тверском, Ростовском и  ряде других княжеств началась чеканка  монет, крепли торговые связи между княжествами. Значительно выросла внешняя торговля через северо-западные и северные города (Новгород, Псков, Смоленск) с Прибалтикой, Северной и Западной Европой. Постоянное экономическое общение русских земель готовило условия для формирования внутреннего рынка и политического объединения страны.
      Экономический подъем ускорил развитие феодальных отношений, рост которых был в значительной степени приостановлен монголо-татарским завоеванием. С начала XIV в. возобновился рост частновотчинного землевладения за счет пустующих, вновь колонизируемых «черных» земель. Вотчины давались боярам княжескими пожалованиями. Быстро увеличивалось церковное землевладение. В связи с повышением ценности земли как стабильного источника дохода возрастала борьба за нее в среде феодалов. Преобладающим видом земельной собственности оставалась наследственная вотчина с правом свободного распоряжения ею. Но с середины XV в. все более стали распространяться поместья - условные земельные «держания». Они возникли в результате раздачи князьями и боярами части своих земель военным и дворцовым слугам на условии выполнения теми определенной службы (чаще всего военной). Вотчинники и поместники (помещики) являлись двумя сословиями класса феодалов.
      С развитием феодальных отношений  изменялись формы эксплуатации крестьян. Крестьянство делилось на две большие группы: лично свободные общинники («черносошные») и частновладельческие. «Черносошные» крестьяне жили на земле, находившейся в феодальной собственности государства, платили ему налоги. Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, платили феодальную ренту в пользу землевладельцев. Господствующей формой феодальной ренты оставался натуральный оброк при небольшой барщине и денежной ренте. До середины XV в. крестьяне имели право свободной смены господина при условии, если они выполнили все требуемые за год повинности. Однако по мере развития феодальных отношений усиливался интерес феодалов к ограничению перехода крестьян из одного владения в другое. Обеспечить же закрепощение крестьянства в масштабе всех русских земель могла только единая централизованная власть, что создавало еще одну мощную предпосылку централизации государства. Тем самым формирование сильной верховной власти опиралоcь на общую заинтересованность в ней всего класса феодалов.
      Процессу  политического объединения страны способствовало и наличие внешнеполитических предпосылок. Необходимость борьбы с внешней опасностью (Золотой  Ордой, Литвой, Польшей) содействовала консолидации всех сил вокруг центра. Только сильная центральная власть могла объединить усилия нации и обеспечить ей условия свободного самостоятельного развития.
      Централизации русских земель во многом способствовало и идейно-культурное единство русского общества. Единая вера, язык, историческая память о прошлом единстве в рамках Древнерусского государства явились необходимым условием и предпосылкой формирования нового русского государства.
      Таким образом, в XIV - XV вв. постепенно формировались  условия для централизации русских  земель. Характерной особенностью этого  процесса было то, что политические предпосылки оказывали на ход  образования единого государства  гораздо большее воздействие, чем  экономические. Преодоление экономическое  разобщенности замедлялось постоянным расширением государственной территории за счет колонизации земель.
      Восстановление  экономики и рост феодальных отношений  интенсивнее всего проходили  в Северо-Восточной Руси.  Именно она стала центром борьбы за политическое объединение  русских земель. Судьбы централизации в Северо-Восточной  Руси,  как и в остальных  странах  Европы,  решались в ходе ожесточенных внутренних войн. 
      Наряду  с великим княжеством Владимирским,  в  XIV в. существовали другие, вполне самостоятельные великие княжества (Московское, Тверское,  Рязанское, Суздальско-Нижегородское) и земли (Новгород, Псков), а также многочисленные удельные княжества.   Главными соперниками в борьбе за великокняжеский престол были московские и тверские князья. Москва и Тверь являлись двумя самыми крупными центрами Северо-Восточной Руси.  Оба города располагались на удобных водных магистралях  и складывались как транзитные центры.  Тверь – между Новгородом,  поволжскими  и северо-восточными городами. Москва – между Киевом, Черниговом, Смоленском,  Ростовом,  Владимиром. Князья получали большие доходы от торговых пошлин и стремились расширить свои владения за счет соседних земель.
      Первый  этап централизации  (начало XIV в. – 1389 г.)  стал временем борьбы  Московского и Тверского княжеств за лидерство в «собирании земель». Эта борьба велась в условиях активного вмешательства в нее ханов Золотой Орды, которые давали русским князьям «ярлык» на право занятия великокняжеского владимирского престола.  Первым титул великого князя всея  Руси принял Михаил Ярославич Тверской, который в начале XIV в. пытался подчинить себе оба Новгорода – Великий и Нижний,  Кострому,  Переяславль.   Глава Московского княжества - Иван  I Калита (внук Александра Невского) – в борьбе за этот титул воспользовался антиордынским восстанием в Твери 1327 г. При подавлении восстания он выступил пособником хана и в награду за это получил ярлык на великое княжение владимирское и право сбора дани со всех русских земель для Золотой Орды.  Это обеспечило казну Ивана Калиты дополнительными средствами и позволило ему расширить территорию Московского княжества с помощью покупки ряда земель.  Временное прекращение ордынских набегов способствовало дальнейшему подъему экономики.
      Целенаправленная  и гибкая политика Ивана Калиты  позволила ему заручиться поддержкой церкви. В 1325 г. в Москву из Владимира переехал митрополит, и Москва стала новым церковным центром Руси. Под власть Ивана Калиты перешла основная часть великого княжества Владимирского, и его столица была перенесена из Владимира в Москву. 
      Ярлык на  Владимирское княжение получил  в Орде сын Ивана Калиты – Иван II Красный,  а позже – его внук Дмитрий Иванович Донской.  Расширение границ Московского княжества, которое велось в постоянной борьбе с другими князьями (рязанским,  нижегородским,  тверским), позволило упрочить его внутреннее положение. Это сделало возможным достижение первых военных успехов в борьбе с Ордой, которая переживала двадцатилетний период усобиц.   В 1378 г. войска Дмитрия Ивановича нанесли поражение ордынским войскам на реке Воже.  С конца 70-х годов авторитет Московского княжества усилился,  так как оно стало и центром борьбы с Ордой, что закрепило его превосходство над Тверью. Князю Дмитрию в результате военного похода на Тверь удалось добиться капитуляции тверского князя, его отказа от претензий на великое княжение владимирское,  признания главенства московского князя.
      В 1380 г. произошло победное сражение  русских войск под руководством князя Дмитрия  (прозванного за эту победу Донским) над войском  хана Мамая. Целью похода Мамая было восстановление зависимости Руси от Орды в том объеме, который был  характерен для середины XIV в.   Но для усилившейся Руси эти требования были уже неприемлемы.  Победа на Куликовом поле не означала конца господства Золотой Орды, но имела огромные политические последствия.
      Второй  этап централизации  (1389 – 1462 гг.) стал периодом дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций,  укрепление власти великого князя Московского  в результате 20-летней феодальной войны. 
      В первой четверти XV в.  борьба за власть шла уже не между сильнейшими русскими князьями, а между представителями одного правящего дома – «гнезда» Калиты.  Поводом к конфликту послужил вопрос о наследовании власти. Вопреки завещанию Дмитрия Донского в пользу его брата Юрия Галицкого (составленного тогда,  когда у его старшего сына Василия Дмитриевича еще не было прямого наследника),  престол при вмешательстве Орды перешел к родившемуся позднее внуку Дмитрия Донского – Василию II. Смерть Василия Дмитриевича в 1425 г. открыла полосу изнурительных междоусобиц. Юрий Галицкий, а затем его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка вели при поддержке поволжских и подмосковных городов борьбу с Василием II за московский престол. Жестокое ослепление  Василия II (получившего поэтому прозвище «Темного»)  не обеспечило победы его противникам. Вокруг Василия II сплотились большинство феодалов центра Северо-Восточной Руси, клан московских землевладельцев,  обеспечившие великому князю конечную победу в 1446 г. 
      Феодальная  война 1425 – 1446 гг. затормозила экономическое  развитие ряда княжеств. Враждующие стороны  оставляли после себя полосы обезлюдевшей земли, брали в плен и обращали в холопов своих соплеменников. Война ослабила и обороноспособность княжеств. В 1438 г. хан Улуг-Мухаммед совершил грабительский набег на Московское княжество. Казанское ханство, выделившееся из Золотой Орды, стало постоянной угрозой для Северо-Восточной Руси.
      Окончание феодальной войны позволило быстро восстановить экономику русских  земель и продолжить централизацию  государства. Пределы Московского  княжества значительно расширились. Большая часть уделов была ликвидирована, упрочились позиции московского  князя в Новгороде (там князь  имел право вмешиваться в решение  судебных дел),  под власть Москвы перешли Псков, Вятка.
      Третий  этап централизации (1462- 1533 гг.) стал завершением  политического объединения русских  земель вокруг Москвы. При сыне Василия  Темного Иване III (1462 – 1505 гг.) под покровительство московского князя перешли на разных условиях княжества Ростовское, Ярославское, были присоединены Новгород, Тверь. Иван III стал именоваться государем всея Руси. Создание Русского  государства сделало возможным окончательное освобождение от монголо-татарского ига. Через несколько лет после прекращения Иваном III  выплаты дани хан Ахмед в 1480 г. предпринял попытку военного похода на Русь. Однако поход был безрезультатным: после стояния на реке Угре (притоке Оби) без боя ордынские войска ушли в степи. Этим событием завершилось освобождение от монголо-татарского ига.
      Сын Ивана III  - Василий III Иванович (1505 – 1533 гг.) присоединил последние независимые земли – Псков, Смоленск, Рязань.
      Таким образом, на рубеже  XV – XVI вв. возникло Русское централизованное государство. Оно имело огромную территорию – включало в себя центр Восточной Европы и ее север. С самого начала государство формировалось как многонациональное, в него входили многочисленные народности.  Создание единого государства создало благоприятные условия для развития экономической жизни, позволило освободить от монголо-татарского ига русские земли, укрепить обороноспособность страны.
          С 60-х годов XV в., то есть на завершающем этапе создания единого государства, начала постепенно складываться его социально-политическая система.
         Во главе государства стоял  великий князь, верховный владелец   всех земель. С конца XV в. он стали именовать себя самодержцем. Великому князю принадлежала  вся полнота законодательной власти. Совещательные функции при князе выполняла Боярская дума – совет, постоянно действующий государственный орган. Во главе управления государственными   делами стоял «Дворец» – орган, в составе которого крупным ведомством являлась казна. Со временем казна стала главным органом централизованного управления финансами.
        Наряду с должностью казначея (главы казны), выделились и другие  ключевые должности аппарата  государственного управления: печатник (хранитель великокняжеской печати),  дворецкий (глава княжеского дворцового  хозяйства).  Вспомогательные функции  по управлению поручались дьякам  – выходцам из низших слоев  феодалов. 
        Местное управление в городах  и волостях осуществлялось наместниками  и волостелями. Они ведали сбором  налогов, судили местное население.  Вознаграждение местная администрация   получала непосредственно от  населения в виде так называемого  «корма» (деньгами, продуктами).  Отсюда название наместников   и волостелей – «кормленщики». 
         Образование Русского государства  сопровождалось существенными изменениями  социальных отношений. Бывшие  независимые князья, в прошлом  владельцы  собственных земель, превратились в служилых князей, несущих военную службу великому  князю.  Бояре некогда независимых  князей покидали их дворы   и шли на службу к великому  князю всей Руси.  Таким образом,  ломалась прежняя иерархическая  структура господствующего класса. Формировался новый слой детей  боярских (мелких и средних служилых  землевладельцев), составлявший двор  великого князя.   Наряду со  старой боярской аристократией,  появились новые могущественные  фамилии, связанные  с великокняжеским  двором.  Все они (а в первую  очередь – дети боярские), организованные  и объединенные по территориям,  составляли русское войско.  
      В конце XV в. в наиболее освоенных землях Русского государства начались процессы перераспределения земельных владений. Наряду со старым вотчинным землевладением стало все более распространяться условное – поместья военных и административных слуг великого князя. Именно эти непосредственно подчинявшиеся главе государства помещики, условные держатели земли, и стали играть значительную роль в стране.
      В связи с распространением поместной  формы землевладения особую остроту  приобрел вопрос о земле. Несмотря на расширение великокняжеского землевладения  за счет удельных земель, в целом  фонд государственных и дворцовых  земель был очень дробным, разбросанным и отчасти расхищенным в годы феодальных войн. Проблему расширения государственных земель правительство решило за счет конфискаций во вновь присоединенных территориях.  Особенно большой размах эта политика приобрела в Новгороде. После его присоединения земли местного боярства были конфискованы и на них были помещены служилые люди великого князя из Северо-Восточной Руси. Новгородское боярство было переселено на другие земли, что ослабило его экономическое могущество и старые политические связи. Подобным же образом проводилась конфискация земель и тверского боярства.
      Процесс централизации распространился  и на сферу финансов. При Иване III в казну государя поступали  все пошлины, которые раньше доставались  удельным князьям московского дома. Централизация  государства потребовала  развития единого для всей страны законодательства. Правовые документы  конца XV – второй  половины XV  вв. – так  называемые  уставные грамоты – регламентировали поземельные  отношения и судебные споры. Но они  отражали местные особенности управления в бывших независимых территориях. Новые же условия конца XV в.,   когда  сложилось единое государство, требовали упорядочения и унификации судопроизводства. Именно этим целям  отвечало создание при Иване III в 1497 г. нового Судебника – общерусского свода законов.
      Судебник  регламентировал компетентность разных типов судей: великого князя, бояр и  окольничих и, наконец, наместников  и волостелей. Вводился, хотя и непоследовательно,  контроль за деятельностью местных органов управления. Судебник защищал жизнь и имущество бояр, помещиков, духовных лиц. Знаменитая статья 57 вводила единый срок для всего государства, когда крестьянам разрешалось покидать своего господина, - неделя до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. При этом крестьяне были обязаны уплачивать особую пошлину – «пожилое» (за пользование двором). Этим был сделан первый шаг на пути  прикрепления всех частновладельческих крестьян к земле.  
        Однако,  несмотря на все действия  московского правительства, процесс  централизации государства на  рубеже XV – XVI вв. не был еще завершен. Остатки феодальной раздробленности сохранялись. Так,  продолжал еще существовать удел митрополита. Новгород, сохранивший право чеканки собственной монеты,  не полностью лишился своей экономической обособленности. Существование там собственной единицы налогообложения и права новгородских наместников заключать договоры с соседними государствами говорят об остатках политической самостоятельности Новгорода.
        Тем не менее создание единого Русского государства позволило ему уже в первые десятилетия своего существования проводить активную внешнюю политику. Успешно проходила защита целостности Северо-Западной Руси, в том числе Пскова. Строительство Ивангорода создавало стратегическую и экономическую базу на Балтике. В основе внешней политики государства лежала идея  киевского наследия, то есть возвращение древнерусских земель вместе с Киевом. Именно с этой целью Русское государство заключало союзы с Венгерским королевством, Молдавским воеводством, Датским королевством, направленные против Литовского княжества и ганзейских  князей.
        Единое государство обеспечивало  равенство всех русских земель  в торговле, свободное привлечение  на Русь специалистов во всех  областях науки и ремесел. Правительству  Ивана III удалось добиться выгодных условий торговли со странами Европы.
      К началу XVI в. Русское государство обладало единой территорией, сложившейся системой управления,  единым законодательством и верховной властью. Перед молодым государством стояла задача укрепления централизации. 

    2.Формирование политического строя и социально-экономической системы Российского государства в XV в. 

        В конце XV – первой половине XVI в. шел интенсивный рост территории   Российского государства. К концу XVI вв. российские владения достигли 5,4 млн кв. км  (из них на европейскую часть приходилось 3,9 млн кв. км). Россия стала самым большим по территории из европейских централизованных государств, но эта территория была заселена слабо (средняя плотность населения колебалась от 0,4 до 8 человек на 1 кв. км) и неравномерно. В первой половине XVI в. насчитывалось до 160 русских городов, во второй половине XVI в. появилось свыше 70 новых городов.
      Российское  государство было многонациональным.  Основная народность – великорусы – занимали огромную сплошную территорию в центре, нерусские народы заселяли преимущественно окраины.
      Ведущей отраслью экономики было сельское хозяйство, однако значительного размера в  XVI в. достигло и ремесло. Успехи в ремесленном производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали росту производительности труда в сельском хозяйстве. Первая половина XVI в. была временем достаточно стабильного экономического развития государства.
      В основе производственных отношений  в русской деревне лежала феодальная собственность на землю. Земельная  собственность носила сословный  характер, существовали частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и  черносошные земли. По типу феодального  землевладения различались земли  вотчинные и поместные. Условный характер поместной собственности  помогал формированию широкого по своему составу сословия землевладельцев, социальной опоры  централизованного  государства. Общее число помещиков в первой половине XVI в. быстро увеличивалось. Поместная система гарантировала воспроизводство и материальное обеспечение военных кадров. Так как главным условием обладания поместьем была военная служба, то сыновья продолжали служить государю с целью сохранения земельной собственности. Из владельцев поместий и формировалась армия государства,  занятого расширением своей территории и закреплением прежних завоеваний.
      Основной рабочей силой в хозяйствах вотчинников и помещиков в начале XVI в. были холопы. Но на протяжении XVI в. к обработке барской пашни все больше привлекались крестьяне, попадавшие в зависимость от феодалов. Развитие феодализма приводило к усилению зависимости крестьян от феодала, на земле которого они сидели, к ограничению их прав. Уже в конце XV в.  Судебник Ивана III (1497 г.) ограничил право перехода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году, а на протяжении всего XVI в. закрепощение крестьян усиливалось.  Прикрепление крестьян к земле обеспечивало власть и доходы класса земельных собственников.
      Процесс государственно-политической централизации  в России опережал экономическую  централизацию. Экономического единства страны в XVI в. еще не было; ее хозяйственное районирование и пути создания всероссийского рынка только намечались. В этих условиях государственно-политическая централизация развивалась по пути «бюрократизации» управления. Власть концентрировалась за счет усиления приказной, боярской и военной администрации. Именно это явилось характерной особенностью процесса централизации в России.
      Развитие  государственно-политического строя  в XVI в. шло по пути неуклонного возрастания роли аппарата госуправления. Центральные и местные органы государственной власти, сформировавшиеся во второй половине XV в., продолжали существовать и развиваться.
      Высшим  законодательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума. Она не имела отдельной  от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной  важности (проекты новых законов, внешнеполитические проблемы) Дума рассматривала  дела о земельных пожалованиях, служебных  назначениях, о нарушениях закона. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояры»» или «царь указал, и бояре приговорили»),  иногда в отсутствие государя.
      Управление  отдельными отраслями жизни государства  усложнялось, и это требовало  создания соответствующих органов.  Дворцовые учреждения (вместе с казной) уже с трудом справлялись с  управлением отдельными территориями, военными вопросами или проблемами суда. Поэтому насущной задачей централизации  власти было создание разветвленной  системы органов отраслевого госуправления.
      Очень уязвимой была в начале XVI в. и система назначения на должность (местничество), связанная с феодальной иерархией. Название произошло от обычая считаться «местами» за столом и на службе. Место зависело от родословной («отечества») и служебной карьеры предков («отеческой чести»). Именно с учетом этих данных происходило назначение человека на конкретную должность на военной и административной службе. Несовершенство местничества как системы служебных отношений мешало работе аппарата государственного управления  и требовало реорганизации.
      Еще одним слабым звеном в системе  управления государством было местное  управление.  Система кормлений, в соответствии с которой наместники и волостели получали «корм» (то есть натуральные и денежные сборы  с подвластного им населения), не обеспечивала четкой работы местных властей. Судебно-административные функции не выполнялись ими в  необходимом объеме. Система кормлений  не могла обеспечить ни подавления крестьянских волнений, ни оборону  от внешних врагов.
      Таким образом, в начале XVI в. перед государством стояла задача укрепления централизации. С этой проблемой столкнулись правительства Василия III и Ивана IV.
      На  смену периоду реформ Избранной  рады пришла политика чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV – политика опричнины. Термином «опричнина» по давней традиции назывался особый удел вдов погибших воинов-дворян, после того как основная часть земельного владения переходила снова к князю. Опричниной Иван IV называл выделенный им для себя в государстве удел, имевший особое войско и аппарат управления. 
      Начало  политики опричнины связано с  событиями 1565 г., когда царь отказался  от престола, ссылаясь на «измены» бояр. Политический расчет этого шага был  в том, что согласие вернуться  на престол Иван IV обставил тремя условиями: право казни изменников по своему усмотрению; введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности; выплата на «подъем» (на первоначальное устройство) остальной частью страны (земщиной) 100 тыс.р. – огромной суммы по меркам того времени.
      В свой удел (опричнину) царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в  центре страны,  богатые северные регионы, часть территории Москвы. Опричный корпус – тысяча специально отобранных дворян – получил поместья в опричных уездах, а все земцы из них выселялись. В опричнине была создана своя Дума, свой двор, свои приказы. Царь сосредоточил в своих руках контроль над  дипломатией и важнейшими делами, от текущего управления он устранился, все тяготы Ливонской войны лежали на земщине.  У опричного корпуса было лишь две обязанности: охрана царя и истребление изменников.
      Борьба  с предполагаемой изменой велась путем массовых репрессий: казни, переселения, конфискация земли и имущества. Вскоре террор захватил всю страну, его жертвами становились не только отдельные боярские или дворянские семьи, но и целые города. Массовые казни прошли в Новгороде (по минимальным  подсчетам, жертв было около 3 тыс. человек). Поводом к этому были подозрения царя об изменнических связях новгородцев  с польским королем. Опричный террор принимал ужасающий размах, менялись главари опричного войска (А.Басманов был казнен, на его место встал Малюта Скуратов), но расправы с «изменниками» не прекращались. Жертвами репрессий становились и именитые бояре с многочисленными близкими к ним людьми, и высшие государственные чиновники, и совсем не именитые люди, и крестьяне. Опричнина продолжалась 7 лет – до 1572 г. Ее отмена была связана с полным экономическим упадком страны – разорением целых районов, с поражениями русской армии в Ливонской войне, с походом крымского хана на Русь.
      История опричнины до сих пор не совсем ясна, существует несколько концепций, пытающихся объяснить смысл и  причины политики государственного террора Ивана IV (получившего прозвище  «Грозный»). Ряд историков видят в опричнине сверхжесткий путь к централизации. По их мнению, отказ Ивана Грозного от реформ был продиктован желанием ускорить темпы централизации. Другая концепция связывает причины опричнины с желанием царя обладать всей полнотой государственной власти. Пока царь был слишком молод, он терпел рядом с собой умных и властных советников (Избранную раду), а когда приобрел необходимый политический опыт, то отстранил их и стал править один. Ряд историков видят в опричнине способ борьбы с объективными противниками централизации (новгородским сепаратизмом, церковью и др.).  Существует точка зрения на опричнину как на результат психических расстройств царя, как на порождение его болезненной подозрительности и жестокости. Жертвой необузданного гнева царя стал и его сын – наследник престола Иван, которого он смертельно ранил. Хотя фактические знания о событиях опричнины сегодня сильно расширились, непротиворечивое объяснение этого события российской истории вряд ли возможно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.