На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентные структуры в экономике,их проявление в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
      Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
      Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.
      Задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. Всё вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы курсовой работы
      Цель  курсовой работы заключается в рассмотрении и анализе рыночной экономике  и системы социальной защиты населения.
      Задачи  работы:
      Рассмотреть особенности формирования и механизм действия системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики;
      Рассмотреть причины появления механизма  социальной защиты населения.
      Работа  состоит из двух глав.
      В первой главе рассмотрены теоретические основы социальной политики государства в условиях рыночной экономики.
      Вторая  глава раскрывает особенности формирования и функционирования системы социальной защиты в России, как государства с рыночной экономикой.
      В работе использована научно-методическая литература и периодические издания. 

 

      

      ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

      1.1. Сущность социальной защиты населения

 
      Как известно, внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
      В условиях рыночных отношений человек  может обеспечить удовлетворение своих  потребностей лишь путем получения  дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
      Однако  в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет  собственности и не в состоянии  трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений, последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. [3,C.65]
      Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения  по нескольким причинам:
      1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
      2) всякое государство заинтересовано  в расширенном воспроизводстве  квалифицированной рабочей силы;
      3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.[5,C.30]
      Развитие  цивилизованного рынка может  нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением  социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.[14,C.12]
      Взаимодействие  рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.
      Главная цель социальной защиты состоит в  том, чтобы оказать необходимую  помощь конкретному человеку в сложной  жизненной ситуации.
      Экономическая политика государства - это часть  его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью. [16,C.49]
      Социальная  ориентация экономики выражается в  подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.
      Если  говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего  воспроизводство человеческого  фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества.

      2.2. Принципы и функции социальной защиты населения

 
      Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и  методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.[12,C.103]
      Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
      социальное обеспечение;
      социальное страхование;
      социальную поддержку (помощь).
      Основными принципами социальной защиты населения  являются:
      гуманность,
      социальная справедливость,
      адресность,
      комплексность,
      обеспечение прав и свобод личности.
      Основные  цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
      1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;
      2) оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;
      3) содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к  условиям рыночной экономики.[13,C.87]
     В целом социальная политика государства  может быть представлена в виде двух основных моделей:
     Первая  включает в себя поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП. Такая система представлена в США.
     Вторая  модель характеризуется высокой степенью удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП. Эта система действует в Швеции.[4,C.120]
     При проведении социальной политики необходимо помнить о следующих возможных  последствий:
    опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;
    общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;
    перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;
    гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.
 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ

      2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения

 
      В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена  социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
      Социальная  политика – это сфера практического  осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.[10,C.24]
      Правовую  основу государственной системы социальной защиты составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях», «Об общественных объединениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основах обязательного социального страхования», «О прожиточном минимуме в РФ», «О государственной социальной помощи», «О занятости населения в РФ».
      Указанные законы и некоторые другие несут  на себе основную нагрузку по регулированию  отношений в социальной сфере, поскольку  единого кодифицированного закона применительно к данной области  не существует. Правительство РФ и правительства субъектов Федерации своими многочисленными постановлениями по самым различным вопросам детализируют и разъясняют процедуру исполнения принятых законов, наполняя ее конкретным содержанием. Среди них, например, постановление «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка», «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска».
      Осуществляется  социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, формируемых на основе поступления налоговых платежей, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
      Социальная  помощь носит характер периодических  и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.[10,C.30]
      Социальное  обеспечение - это система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, которые  направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).[11,C.42]
      Социальное  страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование  работающих граждан от возможного изменения  материального и (или) социального  положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.[9,C.205]
      Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных  мер направленных на компенсацию  или минимизацию последствий  изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
      На  сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:
      1) пенсионное страхование;
      2) социальное страхование на случай  временной нетрудоспособности;
      3) социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;
      4) медицинское страхование.
      Также необходимо упомянуть о понятии  минимальных стандартов. Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.[8,C.56] Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:
      1) оплаты труда;
      2) пенсионного обеспечения;
      3) образования;
      4) здравоохранения;
      5) культуры;
      6) социального обслуживания;
      7) жилищно-коммунального обслуживания.
      Закрепляя в законе «О государственных минимальных  стандартах» самый необходимый  минимум социальных стандартов, государство  делает обязательным их обеспечение  для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.
      Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским  и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.
      В качестве государственных минимальных  стандартов в области оплаты труда  устанавливаются:
      - минимальный размер оплаты труда;
      - единая тарифная сетка оплаты  труда работников бюджетной сферы  (ЕТС).
      Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.[8,C.97]
      Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
      Конституция как основной закон государства  и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают.

      2.2. Направления социальной политики Российской Федерации

 
      В настоящий момент в Российской Федерации  выделяются четыре основных направления  социальной защиты населения.
      Первое  направление социальной защиты - это  социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.[14,C.140]
      Государственная система социальной защиты детей  и подростков на современном этапе  согласуется с политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции и т. д.
      Второе направление социальной защиты – это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся». Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. [5,C.40]
      Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, а также гарантирует  выплату пособий по безработице  и по переквалификации. Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
      Наряду  с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
      Третье  направление социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.[5,C.45]
      В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
      Четвертое направление социальной защиты –  социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих сохранению института семьи.[10,C.30]
      Социальная  защита семьи на современном этапе  представляет собой наиболее развивающееся  направление социальной защиты, так  как именно в семье находят  отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.

      2.3. Основные проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в России

 
      Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме, однако они почти не предусматривают адресную помощь малоимущим. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки – от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей и родственников.[6,C.10]
      Официальная система социальной защиты поглощает  около 12 процентов ВВП и обеспечивает до 30 процентов семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий  по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников. [7, С. 131]
      Существующая  система оказалась неспособной  в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения.
      Недостаточный размер пособий: пособия по безработице  в среднем составляют лишь около 15 процентов от прожиточного минимума; пособия семьям – в среднем 12 процентов от прожиточного минимума для детей; до недавнего времени минимальный размер пенсии соответствовал 45 процентам прожиточного минимума для престарелых, однако в результате проведенных недавно корректировок (последние приходятся на февраль месяц) этот минимум был увеличен до примерно 50 процентов прожиточного минимума для престарелых. К концу 2008 года планируемая дальнейшая корректировка индексации увеличит минимальный размер пенсий до примерно 60 процентов прожиточного минимума для престарелых. Средний размер пенсии составит 95 процентов прожиточного минимума для престарелых. [14,C.93]
      Система не позволяет эффективно удовлетворять  нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные  и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.
      Два основных элемента государственной  системы социальной защиты в России – Государственный пенсионный фонд и Федеральная службы занятости, через которые проходят ресурсы, эквивалентные 7 процентам ВВП, –  нуждаются в радикальных мерах  для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости. Еще один канал помощи – жилищные пособия, на которые приходится еще 3,7 процента ВВП, – требует коренного пересмотра, для того чтобы снизить финансовые затраты и обеспечить более строгую адресность. [16,C.280]
      Несмотря  на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного  обеспечения начнет испытывать хронический  и растущий дефицит уже не в  столь отдаленном будущем, в связи с чем предстоит решить сложные вопросы структурного характера, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.
      Среднесрочная стратегия социальной защиты в России должна поддерживать реформы и экономический  рост: стратегия должна предусматривать защиту от риска потери доходов (предотвращение и смягчение бедности), а также способствовать эффективному функционированию рынков труда и таким образом содействовать процессу реструктуризации предприятий. Поскольку возможности увеличения объема средств для целей социальной защиты ограничены, задача заключается в определении оптимального способа использования существующих ресурсов путем рационализации/закрытия программ, адресного предоставления пособий наиболее нуждающимся группам населения, а также использования полученной таким образом экономии для увеличения размера пособий до более реального уровня.
      Первостепенной  задачей является обеспечение адекватных пособий по бедности наиболее уязвимым слоям населения, в особенности  занятому малоимущему населению. В настоящее время в России отсутствует последовательная система социальной помощи. Вместо этого есть большое количество пособий и льгот специального назначения. Но ни одна из этих программ не получает адекватного финансирования, причем большинство носит универсальный характер, то есть предоставляется на основании определенных условий, не связано с взносами и не предусматривает проверку доходов получателей. Многие из этих пособий и льгот относятся к ведению федерального уровня управления, но остаются необеспеченными, или лишь частично обеспеченными соответствующими резервами. [14,C.220]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.