На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образование Русского централизованного государства (14-16вв.)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………………3 

    Образование Русского централизованного  государства…..5
        Предпосылки централизации………………………..5
      1.2.Образование  Московского государства. ………………6
        Московская Русь как субцивилизация…………....10
 
    Общественный  строй Русского централизованного государства …………………………………………………… 14
 
    Государственный строй Русского централизованного государства……………………………………………………..19
 
    Источники права в Русском централизованном государстве……………………………………………………..26
 
    Заключение………………………………………………………..30 

Список  использованной литературы…………………………….31 
 
 
 
 

Введение. 

 Середина ХV столетия застало Русские земли  и княжества в состоянии               политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области; каждый из подобных центров проводил вполне независимую внутреннюю политику и противостоял всем внешним врагам. Такими средоточиями власти были Москва, Новгород Великий, Тверь, а также литовская столица - Вильно, которой подвластна была вся колоссальная русская область, именовавшаяся «Литовской Русью». За полтора века до этого рассеяние политической власти и силы было значительно большим: независимые центры, фактически самостоятельные государства, на той же территории можно было исчислять десятками. Политические игры, междуусобья, внешние войны, экономические и географические факторы постепенно подчинили слабых сильнейшим (прежде всего Москве и Литве); сильнейшие же приобрели такое влияние и такую мощь, что могли претендовать на власть над всей Русью.
        Появилась возможность создания единого государства. Выгоды его образования состояли прежде всего в способности общими силами организовать противостояние многочисленным внешним неприятелям: татарским ханствам, образовавшимся после распада Золотой Орды, литовцам, ливонским рыцарям и шведам. Помимо этого оказались бы невозможными внутренние междуусобные войны, а экономическое развитие было бы облегчено введением единого законодательства.
          В последней четверти ХV – начале ХV1 столетий складывается единое общерусское государство, имеющее признанный политический центр –Москву, управляемое великим князем московским и подчиненной ему столичной администрацией, а также местными учреждениями в крупных русских городах и уездах, подчиненных центральному правительству.
    Не  забывая о значимости в изучении любой эпохи особенностей проявления экономических закономерностей, в работе сделан акцент в сторону тщательного изучения общественно-политических институтов власти и управления, их отношений, к различным слоям населения России.
            Целью данной работы является анализ причин и условий, способствовавших объединению русских земель и княжеств в могучую державу, которое требовало целого ряда жестоких, кровавых войн, в которых в свою очередь одному из соперников надлежало сокрушить силы всех остальных. Данный период наиболее судьбоносный в истории России и повлиявший на окончательное усиление Московского государства. Также в работе, а именно в первой ее части  раскроем причины, способствовавшие рождению и усилению Московского государства и дадим оценку внутреннего преобразования, в частности преобразованиям в сфере государственного и общественного строя, а также правовой реформе в период Ивана III. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Образование Русского централизованного  государства.
 
      Предпосылки централизации.
          В конце XIII и начале XIV вв. Русская земля постепенно и с трудом оправлялась от татарского нашествия.  Отстраивались города, стали развиваться ремесла, внутренняя и внешняя торговля.  С развитием производительных сил, ростом общественного разделения труда и торговли утрачивалась экономическая изолированность феодальных княжеств, которая являлась  основой их политической самостоятельности.  Таким образом, развитием ремесла, ростом городов были, в первую очередь, созданы экономические предпосылки объединения.  Для  хозяйственного развития имела большое значение также монастырская колонизация никем не занятых земель.
         В объединении русских земель  в крупное государство с сильной  княжеской властью объективно были заинтересованы различные группы населения.  В первую очередь – городские люди, т.е. купцы и ремесленники. Они платили крупные торговые пошлины, проезжая через территорию многочисленных отдельных княжеств, и притом постоянно страдали от феодального произвола удельных князей и их слуг.
         Развитие феодальных отношений было связано с ростом групп средних и мелких феодалов – детей боярских и дворян. Одной из предпосылок процесса централизации стало то, что интересы этих активно развивавшихся групп перестали совпадать с интересами удельных князей и немногочисленного старого боярства, они стали сплачиваться вокруг великокняжеской власти.
        Важно и то, что в это время  рост эксплуатации со стороны  феодалов приводил к усилению  борьбы крестьянства, особой формой которой было разбойничество (образование групп людей, нападавших на боярские и помещичьи усадьбы, торговые караваны). В одиночку местные феодалы справиться с разбойниками, легко менявшими место нахождения и нападений, не могли и поэтому были заинтересованы в объединении усилий, т.е. в централизации.
       В объединении русских земель было заинтересовано также духовенство, в первую очередь, церковные власти. Их общецерковной политике препятствовали местные князья, обзаводившиеся своим духовенством и часто возражавшие против платежа церковных сборов.
          Поскольку централизованное государство  обеспечивало безопасность от  нашествия внешних врагов, то  в объединении русских земель  объективно была заинтересована  и вся народная масса.
           В контексте этого необходимо подчеркнуть, что предпосылки для возникновения Русского централизованного государства имели объективный характер.
           Только удельные князья, их боярство  и многочисленные дворовые слуги,  а также новгородское и псковское боярство выступали против объединения русских земель в крупное централизованное государство, часто опираясь на татар и на литовских великих князей.
          Совокупность объективных и субъективных  предпосылок вела к тому, что  процесс образования русского централизованного государства – закономерное и неизбежное явление на определённом этапе развития феодального общества. 

      Образование  Московского государства.
        Центром объединения русских  земель сделалось Московское  княжество, столицей которого был город Москва. Ни одна из других земель (Тверское, Рязанское княжества, Нижний Новгород) не обладали такими преимуществами, как Московское. В частности, оно обладало удобным географическим положением, будучи прикрыто со стороны Золотой Орды и Литвы окраинными русскими землями. Благодаря этому оно меньше других княжеств страдало от нападений татар и литовцев. Население Московского княжества вследствие срединного его положения и большей безопасности от татарских и литовских набегов увеличивалось за счёт притока беженцев.
       Москва – столица Московского  княжества – являлась перекрестком  важнейших сухопутных и речных  путей того времени.
        К тому же надо добавить, что  «московские князья очень рано учли преимущества своего княжения и повели политику «собирания Руси»1. Московское княжество стало выделяться с того времени, когда московским князем сделался сын Александра Невского Даниил (1276-1303 гг.). Даниилу удалось захватить Коломну у рязанских князей и получить по наследству Переяславское княжество. Сын Даниила Юрий присоединил к Московскому княжеству Можайск. Он стал чувствовать себя настолько сильным, что решил бороться с тверским князем Михаилом за получение от Золотой Орды ярлыка на великое княжение. Великий князь Михаил был вызван по его доносу в ставку ордынского хана и был казнён. Но в свою очередь тверские князья обвинили Юрия в утаивании дани, которая должна была идти хану. Он был вызван в ханскую ставку,где и был убит сыном Михаила Дмитрием.
        В конце концов ярлык на  великое княжение получил брат Юрия – Иван Даниилович Калита  (1325-1340 гг.). Иван Калита присоединил к Московскому княжеству ряд городов – Углич, Белозерск, Галич. В полной зависимости от Ивана Калиты находилось Ростовское княжество. Москва стала центром борьбы за национальную свободу, единство и государственную независимость Руси. Важно также, что в княжение Калиты Москва сделалась местом постоянного пребывания главы русской церкви –метрополита и тем самым стала церковным центром Русских земель.
        Преемниками Калиты были Семён (1340-1353 гг.) и Иван II (1353-1359 гг.), а также Дмитрий (1368-1389 гг.), продолжившими его политику. Московское княжество вело борьбу с тверскими князьями, которые заключили союз с Литвой и опирались на Золотую Орду.
        В конце концов тверской князь Михаил был вынужден заключить с Дмитрием Ивановичем мир и признал его «братом старейшим». Московское княжество в это время было настолько сильным, что сделало попытку освободиться от татарского ига (битва на Куликовом поле, 1380 г.). Но Русскому государству не пришлось пока довести до конца дело освобождения. Новый татарский хан Тохтамыш предпринял поход на Москву. Ему удалось захватить город, а окрестности Москвы опустошить. Несмотря на эти внешние осложнения, Дмитрий Иванович присоединил к своим владениям ряд новых земель.
         Преемники Дмитрия – Василий  Дмитриевич (1389-1425 гг.) и Василий Васильевич (1425-1462 гг.) продолжали увеличивать  пределы Русского государства.  Василий Дмитриевич присоединил  крупное Нижегородское княжество  – Муром и мещеру. Из русских земель оставались неприсоединенными  Великий Новгород, Псков, Рязанское и Тверское княжества и земли, находившиеся под властью Литвы, - Черниговская и Смоленская.
         Московские князья Иван III (1462- 1505 гг.) и Василий III (1505-1533 гг.) в основном окончили дело, которое было начато их предшественниками- дело создания Русского национального государства и освобождения русского народа от татарского ига. Иван III присоединил Великий Новгород, а затем Тверское княжество (1485 г.), половину Рязанской земли и после войны с Литвой ряд мелких русских городов и княжеств: Чернигов, Путивль, Рыльск, Новгород- Северский, Брянск и Торопец, которые входили в состав Литовского государства. Таким образом , был присоединён весь бассейн верхней Оки, все течение реки Десны, части Верхней Сожи и Верхнего Днепра. Во время войны с Ливонией ливонские немцы были наголову разбиты и обязались платить дань за город Юрьев с прилегающей к нему территорией.
         Внешнеполитические успехи московского  княжества были так велики, что Иван III счел возможным освободиться от даннических отношений к татарским ханам. Вместо уплаты дани полностью он стал посылать им только подарки. Татарский хан Ахмат в союзе с Ливонским орденом и Литвой решили напасть на Москву и добиться восстановления своей прежней власти над Русским государством. Войско Ахмата подошло к берегам реки Угры и встретилось там с русской ратью. Хан Ахмат не решался переправится через реку, Иван III также ждал. Оба войска долго стояли друг против друга. Началась ранняя зима, которая застигла врасплох татарскую конницу. Хан Ахмат отошёл от Угры и затем был убит сибирским ханом Ибаком. Иван III в 1487 году направил войска против Казани. Казань была взята, и ханом там был посажен московский ставленник.
При Иване III Русское государство стало играть крупную роль в международной жизни Европы и Азии. Отражая возросшее значение Московского государства, влиятельные группы русского общества в это время создали особое политическое учение, которое впоследствии получило название «теории Третьего Рима». По этой теории Москва как центр православия должна быть преемницей «Второго Рима» (так русские книжники называли Константинополь после того, как турки в 1453г. Завоевали Византийское государство). В своих произведениях защитники этой теории доказывали, что все христианские царства будут объединены московским государем  и что Москва будет окончательным и последним мировым государством. «Два Рима пали (Рим и Константинополь), а третий стоит, а четвертому не бытии». Подробнее об этом  будет рассмотрено в п. 1.3. работы.
      Императоры Священной Римской  (Германской) империи, желая парализовать растущее внешнеполитическое влияние Польши, объединенной с Великим Литовским княжеством, стали стремиться к союзу с Русским государством.  Иван III не пожелал принять королевский титул, предложенный ему империей, хотя согласился вести с ней дипломатические отношения. Дипломатические отношения были установлены с Венгрией, Турцией, волошским (молдавским) воеводой Стефаном.
          Василий III в основном следовал политике своего отца. Он продолжал присоединение русских земель к Русскому государству. В 1510г. был присоединен Псков, а в 1521г. – другая половина Рязанской земли.  В результате продолжительной войны с Литвой был присоединен Смоленск (1514г.)
          Таким образом, можно считать,  что к середине XVI в. в основном сформировалось ядро территории Русского централизованного государства. 

 
      Московская  Русь как субцивилизация
 
        Зависимость Северо-восточной Руси  от Золотой Орды с 40-х годов ХIII по 70-е годы ХV века и включение Южной и Западной Руси в состав Великого княжества Литовского и Польши в течение XIV века привели к фактическому распаду древнерусской народности сначала на восточных и западных русских, а затем западных русских – на украинцев и белорусов.
        На базе древнерусской цивилизации  сложились  два разнотипных   культурно-исторических феномена  – Московская Русь и Литовская  Русь. К началу активной католизации  и полонизации западнорусского  края Литовская Русь была не менее «русской», чем Русь Московская, которую западные русские называли «татарской Московией», считая себя подлинно русскими.
       Субцивилизация  Морсковской Руси  формировалась  в сложной   и противоречивой  связи  с  Золотой Ордой, а позднее с  Казанью и Крымом – ордынским «наследием». Общественное сознание русских, с одной стороны, переполнялось ненавистью к разорителям  и завоевателям,  к  тому же  «поганым», «нехристям». Но с другой стороны, орда была метрополией, а Русь – провинцией ее. В  Москве  был только князь,  а в Сарае – царь (хан), дававший ярлыки на великое княжение.
        Характерно, что этнического антагонизма   между  русскими и ордынцами   не было.  Когда в XV веке на службу в Москву активно поехали татарские мурзы, они встретили не только радушный прием, кров, но и достаточное количество русских невест. Смешанные русско-татарские браки усилили внедрение  многих обычаев  Востока в повседневную жизнь русских.  Восточное влияние сказалось в целом  на  формировании  социально-политической структуры молодого Великорусского государства.
       Необходимо учитывать, что собственно  русская система общественного  управления  в период  вассальной  зависимости от Золотой Орды  была практически разрушена, а  воссоздание такой системы   шло под присмотром  монгольских  баскаков и при несомненном их «консультировании»
      Страна все же  оставалась христианской. «Драматические события истории восточно-христианской  церкви оказали  решающее  влияние  на формирование системы  ценностей  и миропонимания  позднесредневековой  Руси.  В сознании русского общества Москва после падения  Константинополя в 1453г. и захвата турками и иранцами в ХII – XIV веках восточно-христианских стран Ближнего Востока и Кавказа оставалась, по существу, последним «православным царством», последней «Священной землей», где исповедовалась «истинная вера».  Тем яснее это было, если учесть, что Западная Русь  была  в руках  стремительно  катализирующейся Литвы»2.
       По-новому виделась теперь и  задача освобождения от Орды  и избавления  Западной Руси от католиков.  Перед Русью впервые встала всемирно-историческая  миссия  спасения  и распространения  по миру православия.  Московская Русь становилась оплотом «Истинной веры», становилась «Святой Русью».
        Всем известное выражение «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать» требует исторического анализа.  Дело в том, что на Руси имело место одновременное и взаимосвязанное развитие параллельной идеи, которую по аналогии можно назвать «Москва – второй Иерусалим» или «Святая Русь – Новая Палестина» Мотивы этой идеи проходят через строительство храмов на Руси.
      Итак, «московский» период  развития  России – это  переосмысление  русскими себя в качестве «последних  христиан» и осознание своей  особой исторической миссии во  всемирном возрождении православия.  Это совпало с освобождением от ордынского ига. Отсюда уже и «Москва 0третий Рим». Ради достижения такой цели любые средства оказались допустимыми.
      «Москвоцентризм» подкреплялся еще одним обстоятельством. В течение XIV века Великое княжество Литовское захватило большинство территорий,  ныне составляющих  Беларусь  и  Украину, а также  часть западных и юго-западных земель Великороссии.  Три четверти населения Великого княжества  были русскими и православными,  тем  не менее оно превратилось в «альтернативную Русь»,  к тому же владеющую Киевом, Черниговом, Владимиро-Волынским – историческими доменами старших ветвей Рюриковичей.
         К XIV –XV веках Литву еще нельзя было, конечно, рассматривать как страну западноевропейского культурного типа, но ориентация на немецкое право и нормы европейского позднего средневековья В Великом княжестве проявилась сравнительно рано.  Многие старые русские города  получили европейский статус самоуправления – «Магдебургское право»; в них началось активное  развитие ремесел и торговли.
          Начался процесс европеизации Западной Руси, ее эволюция к сословно-правовому обществу.  Пример Литовской Руси – это вероятный путь развития  Древнерусского государства по общеевропейской модели, заложенной еще в «Киевском» периоде,  если бы не произошло татаро-монгольское нашествие.
       С началом  российского продвижения  на Восток – завоевание Казанского, Астраханского, Сибирского ханств  – укрепляются торговые и политические  связи с Северным Кавказом и Средней Азией.  Мусульманское население новоприсоединенных  территорий, живя  сравнительно изолированно от  русских, не оказывало сколько-нибудь заметного влияния на социокультурные нормы в коренных русских городах.
       Период русской истории с середины ХIII века по конец XVII века был наиболее азиатски настроенным.  Именно в эти века  складывался великорусский этнос и его основные  стереотипы сознания, созревали главные черты и формировалось «русское мессианство»,  окончательно сформировался «слободской» тип русского города  и  маргинальный  полукрестьянский тип  городского плебса. Все это наложило  серьезный отпечаток  на всю последующую  историю развития России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общественный  строй Русского централизованного государства.
 
        Правовое положение феодалов.  Класс феодалов не был однородным.  На вершине феодальной лестницы находился великий московский князь.  Следом шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они должны были нести военную службу.  Со временем удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку.
         Следующую группу феодалов составляли  бояре – наиболее крупные и  влиятельные землевладельцы.  С  появлением служилых князей высший  класс русского общества по прежнему именовался боярами или «князьями и боярами».
        Единственная привилегия состояла  в том, что их жизнь и телесная  неприкосновенность ограждалась  более ревностно.  Вообще бояре  отличались фактическими преимуществами  – богатством и властью.  Следом за боярами шли «слуги вольные» и «дети боярские», т.е. средние и мелкие феодалы.  Бояре и «дети боярские» имели свои дружины, свои дворы, и переходя на службу московскому великому князю, приводили их с собой в Москву.  Служба бояр и слуг вольных носила добровольный характер.  Однако они не могли обойтись без этой службы, т.е. великому или удельному князю. Только неся службу, они могли рассчитывать на его защиту. Бояре и слуги вольные могли отказаться от службы своему сеньору и перейти служить другому.  Но что характерно – они не теряли своих прав на вотчину.  Московские князья старались привлечь к себе  на службу возможно большее количество служилых людей и закрепить за собой  навсегда путем раздачи им на время службы крестьянских сел. В дальнейшем самовольное прекращение службы и переход к другому феодалу было запрещено законом, рассматривалось как государственное преступление и влекло за собой конфискацию дарованных вотчин.
        Низшую группу составляли слуги  феодалов, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.
         В XV в. произошли серьезные изменения в составе класса феодалов. Боярство сделалось самым важным придворным чином, но бояре лишились права свободного выбора князя.  Оформилась и другая группа феодалов – сословие дворян.  Основой этой группы были слуги при дворе. По мере того, как удельные князья стали превращаться в служилых, дворянство пополнялось за счет включения в свой состав слуг этих князей, свободных землевладельцев и «детей боярских».  Со временем дворяне приобретают все большее влияние, используя свою близость к двору.
         Правовое положение крестьян. С течением времени  основная масса сельского населения Руси, а затем и России, теряла личную свободу. Крестьяне «прикреплялись» к земле и всё больше зависели от ее владельцев в личном, имущественном и юридическом отношениях. Личное подчинение землевладельцам – вотчинникам, а затем и помещикам – приобретало тяжелые формы и со временем перерастало в крепостничество.
        Процесс оформления крепостного  права был длительным.  В эпоху  политической раздробленности не  было общего закона, определявшего  положение крестьян и их обязанности.  Ещё в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом – пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты, в пользу землевладельцев ограничивая крестьянский выход , т.е. право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село», одним сроком в году – неделей до Юрьева дня осеннего (26 ноября по старому стилю) и неделей после него. Пожилое составляло по тогдашним ценам колоссальную сумму. Крестьяне-старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «всё пожилое». тогда как новоприходцы платили «часть двора» - в зависимости от прожитых на этом месте лет. С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок государственного управления.  В Судебнике 1497г., созданном при великом князе Иване III, правило Юрьева дня стало обязательным для всего крестьянства.
         Это старинное право «выхода»  было подтверждено новым Судебником 1550г., изданным при Иване VI. Но в конце жизни грозный царь начал устанавливать в Московском государстве режим заповедных лет. Суть его состояла в том, что на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда в отдельных областях, предпринятые в связи с разорением страны) переходы крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день осенний «заповедались», т.е. запрещались.  Этот запрет оказался настолько неожиданным для крестьян, что тогда и возникла известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В 1597г., в правление Федора Ивановича, вышел указ об урочных летах. В нем впервые был введен срок «сыска» беглых крестьян в пять лет. В 1649г. было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых и возвращение их «с чады и домочадцы и со всеми животы (имуществом) назад, где хто жил» Так был завершен процесс оформления крепостного права.
          Верховным собственником  и  распорядителем всех земельных  угодий в Московском государстве  считался царь.  Крестьяне, работавшие на главу государства назывались княжескими, дворцовыми. Вотчинными именовались крестьяне, жившие в боярских усадьбах-вотчинах, т.е. владениях, которые передавались по наследству, свободно продавались или обменивались. Со времени Ивана III оформляется поместная система землевладения: служилый государев человек «испомещался» на земле великого князя, дабы он мог нести службу «конно, людно и оружно». Поместье (дворянское владение) давалось за службу.
         Вотчинных и поместных крестьян  называют частновладельческими. Используя свои несложные орудия труда (топор, соху, косу, цеп, борону), частновладельческий крестьянин обрабатывал и собственный земельный участок (надел), и барскую землю.  Крестьянин кормил и содержал не только собственную семью, но и своих владельцев, неся в их пользу определенные повинности – оброк, барщину, а также платил налоги «на государя».  Помимо частновладельческих были на Руси и крестьяне монастырские, церковные. Особую группу составляли государственные ил, как их иначе именовали чёрные, черносошные крестьяне, которые платили подати великому князю Московскому.  Вместе с государевой землёй эти крестьяне составляли «резервный фонд» государства. предназначенный для раздачи дворянам и боярам за службу «в вотчину» или «в поместье».
        Примерно до серединыXVI в. в России преобладали натуральные выплаты (оброк) в пользу землевладельцев; стала постепенно увеличиваться  барщина. Денежные повинности были редки.  Земледельцы, обрабатывавшие барскую землю, назывались холопами-страдниками Как и прочие крестьяне, они содержали себя за счет своего хозяйства, но права перехода в Юрьев день к другому владельцу не имели уже в XV в. В это время появилась новая разновидность зависимых крестьян – кабальные люди,  Так называли тех, кто брал в долг определенную денежную сумму, заключая при свидетелях договор – «кабальную запись». И долг и проценты «кабальный человек» отрабатывал своим трудом.. Его задолженность обычно превращалась в пожизненную, или же длилась вплоть до смерти господина.  Существовали и крестьяне, оказавшиеся в силу тех или иных причин неспособными в полной мере уплачивать подати и налоги, лишившиеся семьи, хозяйства. Их стали именовать бобылями, захребетниками. Они зачастую жили в семьях соседей, друзей или родственников, помогая по хозяйству.
           Городское население утратило те права, которое оно имело в эпоху Киевской Руси. Оно стало облагаться теми же налогами и повинностями. что и крестьяне.
         Горожан стали называть посадскими людьми. Они не имели никаких прав на самоуправление, а управлялись или князьями или посадниками – наместниками великого князя. Из среды городского населения стали выделяться наиболее состоятельные люди, которым удавалось добиваться различного рода преимуществ и привилегий. Среди них прежде всего гости и купцы. Кто такие гости? Гостем называли всякого чужого человека. В узком смысле этого слова, гость – иноземный купец. Гостем называли также купца их другой русской земли. В ст. 69 Русской Правды читаем: «пришедь гость из иного города или чужеземец». В отличие от гостя купцом назывался человек, занимающийся внутренней торговлей.  Торговать мог всякий: и князь, и боярин, и смерд. но для гостя и купца торговля – профессия. Сословие торгового люда на Руси было довольно многочисленно. Жили в городах и так называемые черные, или молодшие люди. К ним прежде всего ремесленники и чернорабочие.
           Подобно крестьянам, черные посадские  люди составляли общину. Она характеризуется выборным управлением, общинным землевладением и круговой порукой по уплате податей и отбывании повинностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.