На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Философия нового времени. Философия Френсиса Бекона. Рационализм Рене Декарта. Французский материализм 18 века. Немецкая классическая философия. Закон единства и борьбы противоположностей

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Философия нового времени.
    Философия Френсиса Бекона
    17 век в западной  европе характеризуется интенсивным  развитием буржуазных отношений.  Потребности капиталистического  производства коренным образом  изменили отношения людей к  науке и познаниям. Если в  средние века основные познавательные  усилия направлялись на обоснование  существование Бога, то начиная  с 17 в. наука и разум рассматриваются  как полезные инструменты познания  и преобразования мира. Родоначальникам  нового подхода к науке является  английский мыслитель Френсис  Брегфам (1561-1626). По мнению Бекона наука не может служить только цели доказательства существования Бога или быть знанием ради знаний. Цель науки изобретения и открытия. Цель изобретения и открытий – человеческая польза. Однако Бекон отмечал, что для него современная наука эту цель достичь не может, поэтому наука нужно перестроить. Филатовские построения Бекона делиться на 2 части: критическую и позитивную . Критической части выделяется учение об идолах и критика скоростического метода исследования. Основным препятствием на пути познания природы Бекон считал засоренность сознания людей, так называемыми идолами. Т.е. искаженными образами действительности ложными представлениями и понятиями. Бекон различал идолы рода, пещеры, идолы рынка и идолы театра. Идолами рода назвались ложные представления о мире присущие всему человеческому роду. Они являются следствием ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченности чаще всего проявляется антропоморфизации явлений природы, т.е. наделение природных явлений человеческими характеристиками, примешивает их естественной природы человеческих ощущений . Идолами пещеры он называл искаженное представление о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.  К идолам рынка Бекон отнес ложное представление людей вызванные неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди могут вкладывать различный смысл, что ведет к пустым спорам из-за слов и отвлекает от познания природы. Категория идолов театра Бекон отнес ложное представление о мире, некритически заимствованное людьми и различными философских систем. По Бекону каждая философская идея – это сыгранная перед людьми драма или комедия. Люди же принимают эти поставки за правду и используют их в своих исследованиях, поэтому все необходимо воспринимать критично. Много внимания Бекон уделил критики схаластики. Ее коренной парок Бекон видел в абстрактности, а так же в сосредоточенности всей умственной деятельности на силлогизмах, т.е. выведений из общих положений частных следствий. Бекон выдвинул теория двойственной истины, разделив теалогию и философию. Теалогия изучает Бога. Ее функция - обоснование и защита религиозного вероучения. Философия – изучает природу. Ее цель – познание законов природы, разработка методов познания природы. Теалогия операется на сверхъественное откровение, филосовия на истину, т.е. совпадение мысли с действительностью. Центральная часть философии Бекона – это учение об методе методологии. Бекон является сторонником империзма, т.е. в познании  ведущую роль отводят опыту. По Бекону опыты должны ставиться по определенному методу. Таким методом выступает индукция. Индукция – это движение мысли от частного к общему. Бекон предложил прохождение 5 этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. 1 таблица присутствия – перечисление всех случаев. Когда исследуемое явление встречается. 2 таблица отсутствие – исследуемое тело не встречается. 3 таблица – сравнение или степеней – сопоставление изменения исследуемых признаков. 4 таблица – отбрасывание –исключение отдельных, нехарактерных случаев. 5 таблица – сбор плодов – подведения итогов.
    Рационализм Рене Декарта.
    Отличными от Бекона лицо в разработке проблем методологии пошел французский ученый Рене Декарт(1596-1650) . Как и Бекона, методология Декарта носит антисхаластический характер. Однако, метод Декарта является рационалистическим ( лат. «Рацио» - разум). Декарт признавал значение опытов, но научные открытия, по его мнению, совершаются не вследствие опытов, а вследствие деятельности ума, которые направляют и сам опыт. Рационализм Декарта состоит в том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. В математике, Декарт ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. Суть рационалистического метода, Декарт свел к 2 положением :
      В основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция, т.е. в познании необходимо отталкиваться от некоторых интуитивно ясных фундаментальных истин.
      Разум должен из этих интуитивных воззрений, на основе дедукции, вывести все необходимые следствия.  Дедукция – это движение мысли от общего к частному.
    Далее Декарт сформулировал  основные правила дедуктивного метода:
      В каждом вопросе должно содержаться нечто неизвестное.
      Это неизвестное должно иметь какие характерные особенности, что бы познание было направлено на постижение этого неизвестного.
      А каждом вопросе должно содержаться нечто известное.
    Затем перед Декартом встала задача сформулировать исходную интеллектуальную интуицию т.е. те интуитивно ясные положения из которых, по методу дедукции, можно бы было вывести все остальные категории философской системы. Декарт подверг сомнению все знания, которыми обладало человечество.  В итоге он пришел к выводу, что логически можно допустить, что нет ни Бога ни неба, ни Земли и что у нас самих нет тела. Но невозможно допустить, что мы не существуем в то время, когда сомневаемся в истинности верно. «Я мыслю и следовательно существую» становиться для Декарта 1 постулатом и исходной интеллектуальной единицей. Бекон и Декарт положили начало расколу действительности на субъект и объект. Субъект – носитель познавательного действия, тот кто познает. Объект – это то на что направлено действие, то что познается. У Декарта субъектом выступает некая мыслящая субстанция, мыслящее Я. Однако этому «Я» необходим выход в объективный мир. Декарт решает это вводя в свою систему Бога. Бог – творец объективного мира, создатель человека. Бог совершенен и всемогущ. Он вложил в человека естественный цвет разума. С признанием Бога источником и гарантом человеческого бытия связано учение Декарта, о врожденных идеях и понимании им заблуждений. Согласно Декарта, человеческий разум имеет некоторые  врожденные идеи, например идея Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а так же некоторые общие понятия. Касательно заблуждений , их источником сам разум быть не может, т.к. он от Бога. По Декарту, источник рассуждений – это злоупотребление человеком присущей ему воли.
    Французский материализм 18 века
    18 век в Европе  называется эпохой Просвещения.  Важнейшей характеристикой эпохи  Просвещения является рационализм.  Рационализм Декарта характеризует  его гносиологические и логикометодологические  установки. Рационализм в этом  смысле трактуется как гносиологическое  учение, ведущее место в познании  отводится разуму. Рационализм в этом смысле противостоит. Империзм на первое место в познании ставит опыт , человеческие ощущения. Для философии эпохи просвещения характерен рационализм в широком смысле слова. Для нее характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторически оптимизм, вера в бесконечные возможности человека в познании и разумном преобразовании природы и общества. Рационализм в этом смысле противостоит иррационализм для которого характерны пессимистическая оценка познавательных и деятельных возможностей человека, отрицание исторического процесса. В 18 веке развитие капиталистических отношений привели к развитию науки, техники, культуры, просвещения и образования. Рационалистическая философия в центр внимания ставит активнодействующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается как наиболее яркая характеристика и предпосылка всех остальных качеств человека: свободы и активности. Человек по своей природе является разумным существом, поэтому он призван стать властелином мира и перестроить общественные отношения на разумных основаниях. Человеческая разумность переносится и на мир в целом, который предстает законосообразным, саморазвивающимся, самовоспроизводящимся. Представители идеалистического рационализма мистифицирую рациональность. По их мнению разумное существует вне и независимо от человека, и управляет миром. Материалистический рационализм законосообразное устройство мира связывает с присущими материи свойствами, несотворимостью, неуничтожимостью и движением. Однако взгляды французских материалистов 18 века маханестичкны. В 18 веке химия и биология находились еще в зачаточном состоянии. Основой научного мировоззрения оставалась механика. Законы механики французские материалисты 18 века возводили в рамки всеобщих и пытались объяснить с их помощью биологические и социальные явления. Так по мнению Ламетри, человек как искусно построенный механизм и изучать его необходимо опираясь на механику его тела. Наиболее обобщенно механистическое мировоззрение выразил Гольбах. По его мнению, в мире ничего не происходит без причины. Любая причина порождает некоторое следствие, которое само становиться причиной порождая новые явления. Природа по Гольбаху – это необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее в свою очередь поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира. Однако эта Гольбаховская закономерность всего лишь абсолютизация законов механики твердых тел. Получается, что движение в природе – это непостоянное порождение нового, некий вечный  круговорот. Беспрерывное и нерушимое цепь причин и следствий подчиняет все всеобщей необходимости, что перерастает в идею предопределенности в фатализм.
    Немецкая  классическая философия
    К классической философии  относят философские системы  Канта и т.д.
    Философская система  Канта
    Родоначальником классической немецкой философии является Эмануил Кант(1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта До критической Кант выступает прежде всего как ученый, географ, физик, астроном. В науке Кант так же имеет заслуги, например он доказал зависимость приливов и отливов по положению луны, обосновал гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Но специфическая кантовская философия заложившая основу немецкой философии сформировалась в критический период после публикации 3 работ Канта (Критика чистого разума, критика практического разума, критика способности суждения).  2 период деятельности Канта назван критическим не столько по тому, что критиками называются основные работы этого периода, сколько по тому, что Кант попытался критически переосмыслить всю предшествовшую философию и предоставить критический подход при оценки возможности и способности человека, господствующего до него, как он считал догматическим образом. Кант осуществил коренной переворот в постановки решения философских проблем. В философии нового времени основное внимание уделялось гнасиологии(теории познания). Центральная проблема гнасиологии – взаимодействие объекта и субъекта познания. Основное внимание уделялось анализу объекта. Все субъективное рассматривалось как помеха на пути достижения истины. Кант делает предметом рассмотрения специфику познающего субъекта, который. по его мнению, не только определяет способ познания, но и конструирует предмет знания.  В субъекте Кант выделяет 2 уровня: имперический(индивидуально психологические особенности), трансцедентальный (находящиеся за пределами опыта, характеристика как представителя человеческа). Главный вопрос гнасиологии Канта – это как возможно достоверные научные знания. По Канту достоверные знания – это объективные знания. А объективное знание – это всеобще необходимое знание. Объективность знания определяется по Канту структурой трансцидентального субъекта  (его надындивидуальными свойствами  и качествами). По Канту каждому субъекту присущи некоторые врожденные доопытные формы подхода к действительности и из самой действительности не выводимые: пространство. Время и форма рассудка. Пространство – это врожденная форма внешнего чувства. Время – это доопытная форма внутреннего чувства. Врожденная форма чувственности делают доставерными математические знания. По Канту математика возможна на основе функционирования пространства в геометрии и времени в арифметики. Поопытные формы чувственности (пространство и время) создают предпосылки достоверности математического знания. Эти предпосылки становятся достоверностью благодаря деятельности рассудка. По Канту рассудок – это мышление оперирующее понятиями и категориями. Понятия и категории носят, независимый от имперического опыта, всеобщи и необходимый характер. Таким образом кантовская гнесиология представляется следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти веще воздействуют на органы чувств человека и порождают многообразные ощущения. Ощущения упорядочивание доопытнами опытами  чувственности. В итоге формируются восприятия который носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка, на основе форм мышления(понятия и категории), придает восприятию всеобщий необходимый характер, т.е не предмет является источником знания о нем, виде понятий и категорий, а наоборот понятия и категории конструируют предмет знания, которые через каналы органов чувств, органы рассудка –является сознание субъекта и поэтому он может делать о том следующие заключения: Вещи как они существуют сознания и субъекта Кант назвал явлениями. Теоретический разум и наука могут познать по Канту только явления, каковы вещи сами по себе, т.е. каковы их свойства вне субъекта они познать не могут.  Мир вещей сам по себе закрыт для науки, но не для человека. По Канту человек живет как в 2 горах. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В умопостигаемом мире действует не теоретический, а практический разум. Этот разум оперирует идеями. Идея разума – руководить деятельность рассудка, ставить перед ним цель. Основное назначение практического разума – руководить поступками человека.  Поэтому его движущей силой является не мышление, а воля. По Канту человеческая воля автономна. Она руководствуется не чем то внешнем, например некоторой естественной закономерностью, а свои собственным законом, который сама же ставит над собой. По Канту законы практического разума – это прежде всего нравственные законы. Главный из них – кантовский категорический императив гласит: «Поступай так, чтобы максимум твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства.». «В своей деятельности необходимо рассматривать человечество всегда как цель и никогда как средства»(другая редакция).
    Философия Гейгеля
    В основе философии  Гейгеля(1770-1831) лежит учение о тождестве  субъекта и объекта. Первым шагом  преодоления противоположности  субъекта  и объекта, по мнению Гейгеля, является движение индивидуального  сознания к отождествлению с общечеловеческому  сознанию, с духовным миров всего  человечества.  Это возможно путем  поступательного развития познания в ходе которого оно проходит весь тот путь, который прошло человечество не протяжение всей своей истории. По окончанию этого процесса воспитания и образования каждый человек, по мнению Гейгеля, способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории. Таким образом снимается противоположность  субъекта и объекта и достигается абсолютное тожество, тождество бытия. В своем развитии человеческое сознание проходит различные стадии. 1 ступень – это сознание. Здесь предмет противопостоит сознанию как внешняя данность и определяет его. Сознание оказывается теоретическим. 2 ступень – самосознание. Здесь предмет и сознание тождественны. Сознание определяет свой предмет, само себя и выступает как практически действующее. 3 ступень – разум. Здесь сознание постигает свою всеобщность, витии в себе абсолютную полноту реальности. 4 ступень развития человеческого сознания – ступень духа. Здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности. Свою философскую системы Гейгель называл абсолютным идеализмом. Его абсолютность связана с желанием Гейгеля охватить весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием у Гейгеля выступает абсолютная идея. Абсолютная идея – это субстанции. Которая составляет сущность и первооснову всего мира. Мир у Гейгеля предстает как процесс саморазвития абсолютной идеи. 1 этапом саморазвития абсолютной идеи у Гейгеля выступает логика. Через логику абсолютная идея раскрывает себя в своем всеобщем содержании виде системы категорий. По Гейгелю, категории, как чистые мысли сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей.  2 ступень – природа. Согласно Гейгелю превращаясь в природу абсолютная идея опредмечивает себя. Этим она отчуждается от своей истинной сущности и предстает виде конечных, телесных единичностей.  По Гейгелю природа необходима для того, чтобы в ней существовал человек вместе с ним и человеческий дух. Человеческий дух – это следующий этап саморазвития абсолютной идеи. Он выступает у Гейгеля как субъективный и объективный дух. Объективный дух охватывает у Гейгеля сферу социальной жизни и проявляется в праве. Морали, нравственности, государстве, религии и искусстве. Высшим этапом саморазвитии высшей идеи является абсолютный дух. Абсолютный дух – это та же абсолютная идея, которая прошла весь путь своего развития, осознана его и саму себя. Дальнейшее восходящее развитие согласно Гейгелю невозможно. Оно может представлять собой всего лишь повторение пройденного пути. По Гейгелю абсолютная идея стала абсолютным духом. А человечество познала истину в философской системе Гейгеля.  Отсюда он сделал выводы о том, что экономическая и политическая системы Германии – это вершина развития человечества, а немецкий народ является избранным народом. Полностью постигшим идеал свободы. Что касается других народов, то они либо уже сыграли свою роль в истории (греки) или являются не историческими. Т.е неспособные с самостоятельной историческому развитию (чукчи и славяне). В значительном противоречии с системой находиться диалектический метод Гейгеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явления и процессов в всеобщей взаимосвязи, заимообусловленности и развитии. Этот метод существовал и до Гейгеля. Но заслуга Гейгеля в том, что он дал диалектический анализ важнейших категорий философии и сформулировал законы диалектики. Это закон взаимного перехода количественных и качественных изменений в закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
    Закон взаимного  перехода количественный качественных изменений – этот закон описывает  механизм саморазвития. Качество –  это внутренняя определенность предмета или явления, которое характризует предмет в целом. Качество предмета определяется через его свойства, т.е. его способность определенным образом взаимодействовать с другими предметами. Количество – это внешняя определенность предмета или явления, нечто относительно безразличное для него.  Мера – это непосредственное конкретное единство качества и количества, показатель того, что одному и тому же качеству соответствует определенный диапазон  количественных характеристик. Границы меры – это предельные количественные значения, которые может принять данное качество. Те или иные предметы или явления могут изменяться количественно. Но если такие изменения не переходят границы меры, то качество предмета или явления не изменяется. Если же количественные изменения выходят за границы меры, изменяется качества предмета или явления, количество переходит в качество. Это новое качество означает новую меру, т.е. новый диапазон количественных изменений. Переход от одного качества к другому всегда совершается всегда совершается в результате скачка. Скачек – это сложное диалектическое состояние, единство бытия и небытия, означающее что старого качества уже нет, а нового еще нет и одновременно старое качество еще есть, а новое уже есть.
    Закон единства и борьбы противоположностей Этот закон показывает внутренний источник развития. Основой развития, с точки зрения данного закона, является борьба противоположных сторон того или иного предмета, тождество выражающее равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоположности – это категория отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объекта друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друг. Противоречия – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицание противоположностей. Т.О важным свойством противоположности является их взаимопроникновение, единство. Неразрывная связь противоположностей выражается в том, что каждая из них в качестве своей противоположности имеет не просто некую, а эту свою противоположность и как токовая существует, т.к. существует ее противоположность.  Другим свойством противоположности  является их взаимное отрицание. Стороны единого целого являются противоположностями по тому, что они находятся в состоянии не только взаимосвязи, но и взаимоотрицания, взаимоисключения. Развитие – это процесс становления, обострения и разрешение противоречий. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором однако имеются определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем становятся существенными и наконец, переходят в противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которое характеризуется конфликтом, острым противостояние сторон и разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы развития данного предмета. В этом новом предмете так же имеются различия, поэтому процесс развития бесконечен.
    Закон отрицания отрицания.  данный закон показывает результат и направленность процесса развития. Вообще отрицание – это уничтожение старого качества новым. Диалектическое отрицание представляет собой единство трех моментов. 1 преодоление старого. 2 преемсливость в развитии. 3 – утверждение нового. Отрицание отрицания включают в себя эти моменты и характеризуют цикличность развития. В процессе развития проходит 3 стадии.
    1 – утверждение или положение, тезис
    2-отрицание, противоположение, антитезис
    3- отрицание отрицания.  Снятие противоположности, синтез
    Реальный процесс  развития может не сводиться к  этим 3 стадиям.  Суть закона в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого , возвращение к исходному  материалу, якобы к старому, но на принципиально иной качественной основе. По этому процесс развития носит  поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличность  спераливидную форму 

    Антропологический материализм  Феербаха
    Первым немецким философом подвергшим серьезной  критики систему и метод Гейгеля  был Людвиг Феербах(1804-1872). Феербах  студентом слушал лекции Гейгеля  и даже входил в число его сторонников, в группа Младагейгельянцев. Однако затем он порывает гейгельянством и  переходит на материалистические позиции. Гейгельскую философию Феербах  критикует за ее родство с религией.   По Феербаху религия и ре-я философия  имеет общие корни. Они возникают  путем отчуждения и объективирования, т.е наделения самостоятельным  существованием, человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого  рода т.к. разум, могущество, благо. По Феербаху, Бог – объектированная абстракция существующая только в головах людей. Божественная сущность – это духовная сущность человека, которая отделяется от нее и представляется как самостоятельное существо. Чем больше атрибутов приписывается богу, тем беднее становиться человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Сознание человека происходит переворачивание действительных отношений. Подлинный творец Бога – человек ставиться в зависимость от своего творения. Феербах стремился возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства. ПО его мнению сделать это можно только на основе материалистического мировоззрения. При обосновании своей философии, термин материя Феербах не использует. Вместо его он использует термин природа. Природа по Феербаху существует вечно и не зависит ни от бога, ни от какой-либо философии. Материализм Феербаха носит антропологический характер.  В центре его внимания находиться человек. Феербах отрицает подход к человеку со стороны немецкого идеализма, который видел в человеке духовное существо. Субъект у Феербаха – это не познающее мышление и неабсолютный дух, а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Феербах стремился реабилитировать природнобиологическое начало в человеке, поэтому понятие «Я» у него – это не просто духовное мыслящее начало, а человек обладающий телом и мыслящий головой. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность, т.е. синтетическая обобщающая характеристика, таких свойств природы человека как телесность разум, воля и чувство. 

    Марксизм
    Марксизм –  это философское учение К. Маркса(1818-1883) и Ф. Энгельса(1820-1895). Возникновение марксизма тесно связано с немецкой классической философией. Маркс будучи студентом познакомился с гейгелевской философией и примкнул к группе младогейгельянцев. В то время он считал, что философия – это духовная квинэссенция своего времени, призванная вносить в общество разум и тем самым содействовать общественно историческому прогрессу. Затем Маркс порывает с гейгельянсвом и переходит в аппозицию Феербаха. Марксу импонирует гуманистический пафос учения Феербаха, который выступал реабилитацию чувственного начала в человеке, за полную реализацию человеком своих природных способностей.  Под влиянием Феербаха, Маркс пишет работу «экономически философские рукописи 1844 г.». Маркс выступает в защиту гуманизма основанного на идеи свободной универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствует, по Марксу, виды человеческого отчуждения.  Отчуждение человека от природы, отчуждение своей собственной родовой сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. В основе этого лежит отчуждение труда, базирующего на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс назвал процесс присвоения человеком своей подлинной родовой сущности. На этой основе Маркс создает учения общественно-исторической предметно-практической сущности человека. По Марксу, человек не противостоит природе. Человек – это продукт природы, но это природное существо особого рода. В силу того, что человек имеет руки, мозг и язык, он способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, к превращению этих сил в свои силы и способности.  Реализуется эта возможность в труде. Именно труд, по Марксу, принципиально отличает человека от животного. Преобразование природы происходит не в силу духовности человека, а по тому, что человек как материальное предметное существо, действует предметным образом. В труде Маркс выделил 2 момента – опредмечивание и распредмечивание. В процессе труда человек постоянно осуществляет опредмечивание, т.е. переход свойств и характеристик процесса деятельности человека в свойство предмета - предметное воплощение. Однако деятельность человека не является только материальной, но и чувственно-предметным процессом. В своей основе труд имеет идеальное содержание, проект, замысел, идеи. Маркс попытался материалистически объяснить духовный момент деятельности человека на основе распредмечивания. Распредмечивание – это обратный переход предметности в живой процесс – это освоение человеком предметных форм культуры, а через них и природы.  В процессе труда человек имеет дело не только с предметами природы. Он использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности. Поскольку большинство из них созданы или представителями другого рода деятельности. В форме средств труда человек имеет дело с другим человеком. Таким образом распредмечивание – это освоение человеком социального опыта человечества. Концепция общественно-исторической предметно-практической сущности человека изменяет не только взгляд на взаимодействие человека с природой, но и на отношения человека с человеком. Богатство внутреннего мира личности ставиться в прямую зависимость от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатством является, по Марксу, главной целью межчеловеческого общения. В результате такого общения появляется всесторонне развитые личности. Гуманистический идеал Маркса –это универсально развитый живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек. Достижение этого идеала Маркс связывает: 1 – с ликвидацией частнособственнических отношений, 2 – с преодоление социального закрепления ролей человека в системе разделения труда, 3- с формированием отношений нового типа коммунистических отношений. Маркс и Энгельс значительно расширили сферу действия материализма. Важной их заслугой является соединение материализма и диалектики. Среди достижений марксизма называются так же материалистическое понимание истории. Суть его в том,  исходя из материального производства средств для жизни сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе политическое устройство общества, право, мораль, религию и др. духовные явления. Согласно Марксу идеи и теории не могут быть причинами изменения человеческой  реальности. Они лишь отражают эту реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в ней создадутся благоприятные возможности т.е. в марксизм сознания – это отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и безчеловеческого общения. Главной принцип марксизма является принцип практики. Понятие практики в марксизме противостоит понятию опыт. По мнению Маркса и Енгельса, понятие опыт заложена пассивная возможность человека, меры воздействия на человека, а человек отражает эти меры. Наоборот, понятие практика выражаю активную, деятельную позицию человека. Практика – это совокупная деятельность человека по преобразованию природы формирования социальных отношений. Это взаимосвязи и взаимоотношения всех людей. Практика всегда носит общественный характер. Практика исторична. Она состоит в непрерывном преобразовании людьми  условий, обстоятельств и самих себя. В практике взаимодействуют таки аспекты как материальный и духовный, природный и исторический, моральный и эстетический. Их единство проявляется в производительной, преобразовательной, общественно-преобразовательной и теоретико-позновательной деятельности. Таким образом, в широком смысле слова, практика в марксизме – это особый человеческий способ бытия. В марксисткой гносеологии практика толкуется более узко как метериально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. Практики в этом смысле противостоит теория  как духовная научно-познавательная деятельность. Одновременно теория и практика находятся в тесном единстве. Главным стимулом для развития знаний служат практические потребности людей. Практика –это так же сфера приложения и форма получения знаний. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истину марксизм понимает классически, как соответствие наших знаний о мире самому этому миру. В марксизме истина объективна. Но термин «объективный» означает существующий независимо от сознания человека. А таким свойством мог обладать только вещи и явления, но не знания о них. По этому объективность истины означает, что содержание знаний совпадает с действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. В то же время, истина всегда субъективна по форме выражения. Абсолютная истина, раз и на всегда выразившая всю полноту реальности недостижима, т.к. мир бесконечен и неисчерпаем.  Марксизм учит о диалектики абсолютной и относительной истины. Поскольку в каждой научной теории имеется момент совпадения мысли с действительностью, постольку в ней имеется момент абсолютной истины. В целом же, любая теория носит относительный характер. По мнению Енгельса, наши знания нельзя предполагать готовыми и неизменными. Необходимо рассматривать как из незнания является знание, каким образом неистинное, неполное знание, становится более полным и точным. Критерием истинности знания марксизмы считают практику. Только те знания, которые прошли проверку практикой могут считаться истиной.
    Неклассическая  философия
    Особенности неклассического типа философствования.
    С самого своего появления  философия была целостным знанием  о мире, бытии, о человеке, который  в силах осмыслить. В средние  века целостность философского знания переходит в его суммативность . Развиваясь в тесной связью с религией, философия сочетала веру и знания. В эпоху возрождения теоцентризм сменяется антропоцентризмом, который сочетался с культом красоты. Философия нового времени становится гносиоцентризкой. В 17-18 веках укрепляется союз философии и естествознания. Философское мышление сохраняет универсалиский характер.  Начиная Бекана, Декарта и Спинозы философия функционирует на собственных основаниях. Занимается разработкой универсальных методов познания мира. Начиная с Канта философия превращается в самодостаточную, саморазвивающуюся реальность и по отношению к наукам выступает в роли общего мировоззрения методологии и логики их развития. Начиная с Маркса в философия развивается социоцентризм (в центре общества). Суммативность философии перерастает в системность, при этом сохраняется всеохватность. В середине 19 века начинают складываться неклассический тип философствования. Его начало принято связывать с деятельность таких мыслителей как Ницше, Киеркегор.
    Отличия классической от неклассической философии
    Основной проблемой  классической философии является проблема существования всеобщего: всеобщей сущности человека , универсальных  методов познания, общих принципов  истории и т.д. Неклассическая философия подчеркивает неповторимость, многогранность различных сторон бытия, его отдельные фрагменты. Согласно классической философии между знаниями выраженные в четкой логической форме и окружающей действительностью существует внутренняя взаимосвязь, которая зафиксированная познавательным процессом. Достаточно найти универсальные методы познания  и будет достигнута согласованность между субъектом и объектом познания. С точки зрения неклассической философии мир и знания о нем между собой внутренне не связаны, универсальные методы познания отсутствуют. Неклассическая философия акцентирует внимание не на истине, а на информации и куманикации, созерцание и предметную деятельность она заменяет мысли деятельностью. Современная философия соотносит знания с человеческими ценностями. Классическая философия верила в человеческий разум и прогресс науки. Неклассическая философия выявляет границы рационального познания, обращает внимание на вне рациональные формы постижения бытия. Часто пессимистически оценивает результат развития науки. Неклассическая философия много внимания уделяет анализу языка. В лингвистической философии язык – это средство конструирования, а не отражения мира. Происходит переход от рациональности к философии жизни, что связано с именами Ницше, Шопенгауэра и др. Происходит осознание кризисности человеческого существования. Признаются как творческие возможности человека, так ограниченность и разрушительность его притязаний. Субъект действия должен  нести ответственность за его последствия. Должен действовать самостоятельно, а не как винтик системы или общества.   Отмечается, что личность растворяется в социотехнических системах из субъекта деятельности превращается в ее фактор. В неклассической философии на смену монолога мыслителей готовых результатов деятельности сознания приходят неопределенность и внутренний диалог сознания.  В философии 20 века произошел разрыв с принципом универсалиского системасозедания. С объективного мира внимание перемещается на воспринимающего и переживающего ему субъекта. Современная философия ориентирует человечество не на изменение мира, а на сохранение цивилизации, становится экологически ориентированным. Человек рассматривается не как властелин природы и центр мира, а как существо включенное в многообразие жизни.  Философия 20-21 веков характеризуется перюализмом, многообразием школ и направлений. Во второй половине 20 века возникает постмодернизм, что связано с именами Лютар,    . В реальности постмодернизм видит множество версий ни одна из которых не может быть признана полной, цельной, истинной. Каждое событие трактуется не как причина или следствие, а как равнозначное в ряду других. Философское мышление понимается как историчное, а не принадлежащее личности. Утверждается, что философия должна расширить поле своей деятельности, слиться с искусством, став искусством мышления.
    Позитивизм и его формы
    Позитивизм –  это доминирующее направление философии  и науки . которое возникло как  ответ на ее бурное развитие ее в 19-20 веках. Основоположником классического  позитивизма был Конт(1798-1857). По Конту, время философии, как метафизики, миновало и наука в ней совершенно не нуждается, т.к. способна сама решать все свои проблемы. Новое позитивное знание могут дать только отдельные  науки или их синтез. В развитии человечества Конт выделил мифологическую, метафизическую и позитивизскую  стадии. Задача новой позитивизской  философии Конт назвал систематизацию конкретного научного знания на основе рационального классификации наук.    2 форма позитивизма – это эмпириокритицизм. Представитель Мах(1836-1916),Авенарус(1843 – 1896). В основу поведения мира, положили опыт, который трактовали как совокупность ощущений. Ощущения они назвали элементами мира. Свою философию эмпериокритики считали нейтральной в отношении материализма и идеализма.  3 форма позитивизма – неопозитивизм. Его основной вариант аналитическая философия – это основной направление англо-американской философии 20 века. Его представителем является Бертром Рассол(1872-1970). Согласно Рассолу основным философским принципом должен быть плюриализм, а сама философия это ничейная территория между познанием, наукой и религией. В философии, Рассол особенно ценил логику. По его мнению, логика дает метод исследования философии так же как математика дает метод физике. Логический анализ языковых предложений помогает выявить неадекватность их употребления. В языке Рассол выделил имена собственные и описания. Имена собственные указывают на конкретного носителя имени. Они значимы сами по себе и не нуждаются в контекстах. Описание обозначают признаки и абстракции и существуют только в целом предложении.  По рассолу, предмет философии – это логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материалов виде атомарных факторов, образующих элементарное предложение. На базе таких атомарных факторов при помощи логически совершенного языка необходимо создать новую картину мира.
    Людвиг Витгенштейн(1889-1951) Является основоположником 2 этапов становления  философии языка 20 века логического  совместно с Расселом  и лингвистического. В 30-ых годах 19 века выводит концепцию  языковых игр, цель которых устранение ловушек естественного языка  путем терапии языковых заблуждений  и перевод непонятных предложений, т.е. предложений с неясным смыслом  в более ясные. Языковая игра- это  модель коммуникации или создания текста, в которой слова употребляются  в строго определенном смысле создавая противоречивый контекст. Это позволяет  строго описать научный факт, построить  модель поведения человека или группы людей. Задать свмим построения текста и способ его прочтения. Перед  Витгенштейном стал вопрос как возможна коммуникация различных языковых игр. Он решает его вводя понятие семейное подобие. Согласно этой идеи в основе коммуникации находится не некая сущность языка и мира, а реальное многообразие способов описания. Витгенштейн показал, что тому что в языке обозначается с помощью слова в реальности соответствует множество сходных, но не тождественных между собой явления и процессов. Таким образом, согласно Витгенштейну, философия – это не теория, а деятельность целью которой является прояснения языка, а через него и мира. Важное место в его позитивизме занимает так называемый «Венский кружек философии».  Его представители: Шлик, Нейрот
    Основатель кружка Шлик(1882-1936). Свою философию он называл  последовательным империзмом. Основным понятием его философии – это  чувственные данные. Все научное  знание по Шлику – это обобщение  чувственных данных.  Проблема познания сущности бытия бессмысленно, т.к. предмет  философии – это не поиск истины, а исследования значения. Согласно Шлику истина – это несоответствия знаний о предмете этому предмету, а однозначное совпадению предмету и тех языковых знаков. Которыми они обозначаются.  Следовательно  познание – это не отражение, а  обозначение. Шлик вводит принцип верификации  знаний. Согласно ему все истинное научное знание должно быть сведено  к чувственным данным. Только те знания, которые можно померить чувственным  опытом могут считаться научными.  Например, из высказываний:
    Все тела тяжелее воздуха падают к земле
    Материя первична, сознание вторично
    Существует бессмертная душа
    Научным утверждение  будет только первое т.к. его в  любой момент времени можно подвергнуть  опытной проверки. Остальные 2 высказывания научными не являются т.к. они не верифицируются. В 70–ых годах прошлого века складывается постпозитивизм. Его представители : Лакатос, Кун, Фейерабенд.
    Как и позитивизм, неопозитивизм уделяет время  анализу языка.  Но если неопозитивизм  делала основной упор на изучение структуры  научного знания, противопоставлял эмпирического  и теоретически уровней, придерживался  линейного подхода к изучению науки, т.е. считал что знания накапливаются  постепенно, без скачков. Отграничивал науку от философии, то главными проблемами постпозитивизма стала динамика научного знания, его социокультурная  детерминация, взаимопроникновение  эмпирического и теоретического уровня знания, исследования роли научных  революций, включение в научные  программы философских обоснований.
3.Философия  Экзистенциализма
Основные представители: Ясперс, Сартр, Камю, Марсель. Экзистенциализм – это антропологическое направление в философии явившееся результатом обесценивая человеческой жизни в 20 веке, стандартизации жизни людей. Категория Экзистенция была введена еще в 19 веке философом Пьером Дего  и активно использовалась. Вообще как такового направление Экзистенциализма не существовало никогда. Оно выделено условно, опираясь на основную проблематику тех тем, над которыми размышляли мыслители. Да и сам термин Экзистенциализм большинством из их не употреблялся. Категория существования предполагает наличие человека здесь и теперь через внутреннее соотнесения себя с собой.  Существование человека – это реальное течение его жизни, подверженное времени. В философии до экзистенциализма значение времени для человека практически не рассматривалось. Хайдегер во временности видит самую фундаментальную характеристику человеческого бытия. Экзистенцензия – означает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость и уникальность человека и его судьбы. Она недоступна рациональному познанию и дана только конкретному переживанию. Основные эмоциональные переживанию человека – это забота, вина, заброшенность, ответственность и страх смерти. Через них человек выходит в реальность. Помимо  изначального человеческого бытия, экзистенциалисты выделяют тему бытия в мире, которая проявляется через поступки, основанные на заботе о мире. Экзистенцианисты признают, что в мир существует  и без человека, но мир для человека существует лишь по стольку, поскольку он идя от своего бытия придает ему значения  и смысл. Следовательно, все категории философии должны быть «очеловечены». Сартр отмечал, что сущность обычно предшествует существованию. Однако для человека существование предшествует сущности. Человек сначала появляется и только за тем приобретает человеческие характеристики.  Человек заброшен в этот мир. Он не выбирает ни место ни время своего рождения. Поэтому для него …… становится первоосновой мира. Хайдекер выделил подлинное и неподлинное бытие. Подлинное бытие возможно только как постижение человека своей историчности, конечности и свободы. Изначально суть существования состоит в страхе перед …..  . Моделью человека для Экзистенциалистов стал помещенный в пограничную ситуацию на гране жизни и смерти человек. Каждый человек уникален и неповторим. Но в жизнь о вступает в контакт с миром, другими людьми, оказывается в ситуациях, которые приводят к растворению человека в общем существовании. Неподлинное бытие – это господство над людьми других людей или вещей. Это обезличивание личности, превращение человека в вещь, когда он рассматривает себя по сравнению с другими людьми и становится возможной замена личности любой другой личности. Экзистенциализм – это своеобразная реакция на стандартизацию в производстве, повседневной жизни,  в идеологии и т.д. Стандартизированный человек – это человек неподлинный, подчиняющийся стереотипам поведения. Согласно  в своем уникальноличностном бытии человек является элементом свободы. По Сартру человека не только находится в ситуации, но и образует ситуацию, придает ей идейный смысл. Подлинный человек всегда действует самостоятельно, а не часть системы. И поэтому он ответственен не только за свои поступки, но и за все то, что происходит в мире.
    Современная религиозная философия
Основным направлением современной западной религиозной  философии относят неотомизм, персонализм, религиозный модернизм и др. Неотомизм  – это официальная философия  католической церкви. Неотомизм  - это  современное учение средневекового философа Фомы Аклинского. Его основные представители: Маритен, Мерсье. В 1914 были опубликованы 24 томиских тезиса, на которых  основывается неотомизм. Единство мира заключено в его бытии, источником бытия является Бог. Бог сотворив мир оставил в нем признаки своего существования. Основной признак  – это универсальное сходство всех различающихся между собой  предметов, что является свидетельством единства планостроения всего сущного. Основа материального мира составляет инертная и косная(от космос) масса, неспособная к движению и внутренней самодеятельности. Она всего лишь возможность, ждущая своей реализации. Становление мира – это и есть процесс перехода из возможности  в действительность, а так же восхождение  по лестницы бытия от низших уровней  осуществления возможностей к высшим. Абсолютная осуществленность свойственна  только Богу. Человек в неотомизме – это продукт божественного творения. Душа, с присущей ее свободой воли, - это основа личности. Общество – это объединение личностей и одновременно сверхличность. История – это таинство и промысел божий, осуществление некого провиденциального плана. Познание – это способность души. Вершину системы знаний образует теалогия, ниже располагается философия, совсем внизу – остальные науки. Неотомисты различают 3 вида познаний:
    Чувственное познание – это постижение единичного
    Разумное – общее
    Аналогическое – постижение Бога
Важной способностью  человеческой души является воля. Свобода  воли заставляет человека выбирать между  посюсторонним планом(мирскими ценностями) и потусторонним планом(евангельские ценности). 
Персонализм возник в начале 19-20 веков в США и  Франции. Представители: Брайтман, Мунье, Лакруа. Истоки идут от философии.  Это самосоздающая человечества индивидуальность, проявляющая себя в безпредпосычном, ничем не ограниченной свободе. Творческая деятельность человека иррациональна, беспричинна и следовательно необъяснима. Однако при всей уникальности личностного «Я» оно не изолированно в своей единичности и …. в нерывной связи с другим Я. С точки зрения персоналистов, коммуникативность, открытость в сторону других личностей по своей природе не социально, а религиозно. Осознание человека своего единства с другими людьми в качестве прообраза имеет извечную связь человека с духовным.
Философия и эмоциональное  самосознание.
    Русская философия
Русская философская  мысль зарождается в 11 веке под  влияние процесса христианизма. В  это время киевский митрополит Иларион  создает слово о законе и благодати. В нем он развил благословноисторическую  концепцию, обосновывающую включенность «Беларуской земли» в общемировой  процесс торжества божественного  света,  под которым понимается христианство. Дальнее развитие русской  мысли  проходило в русле нраственно-практических наставлений, а так же обоснование  особого назначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Примеры тенденции – это поучения Владимира Мономаха, в котором великий киевский князь  дает восхваления потомкам и обосновывает христианский способ жизни. Пример 2-ого учения Егубена Филофея – «О Москве как о третьем Риме». По мнению Филофея в начале эпохи выбранным городом был Рим, однако римляне погрязли в грехах и божья благодать пришла в Константинополь.  Однако Константинополь не выдержал христианской миссии, теперь благодать находится в Москве. В развитии  русской философской мысли 16-17 веков наметилось 2 тенденции.  Одна из них стремилась включить Россию в западную цивилизацию. Вторая же настаивала на самобытность России, ее исключительности, т.е. продолжала линию Филофея. Четкое оформление эти тенденции получили в 40-60 годах 19 века, когда в общественной мысли России появляются славянофилы и западники.  По мнению западников, современная Россия находится на более низком уровне развития, поэтому она должна учиться у запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее известные : Чернышевский, Герцин,   Билинский. В философском отношении западники ориентировались на философские системы известных европейских ценителей – французских материалистов 18 века(Гейгеля, Феербаха и т.д.). Представители славянофильского – Хомяков, Самарин и др. Они разрабатывали идею об исключительности мессианства России. Они пытались создать самобытную русскую философия. Исключительность России славянофилы видели в православии. По их мнению только православии сохранило гармоничное содержание, свободы и необходимости, индивидуальные религиозности и церковной организации. Основное понятие философии славянофилов – это соборность. Соборность основывается на принципе единство во множественности. Согласно славянофилам, каждый православный, участвуя в религиозных культах и обрядах, понимает, что только в церкви он может получить спасение.  Поэтому он стремится к единству с другими православными. В то же время каждый верующий может по-своему переживать религиозные действия. Поэтому имеет место множественность.  Наиболее выдающимся русским религиозным философом считается Владимир Сергеевич Соловьев(1853-1900).  Соловьев пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая воедино бы связало вопросы религиозной и социальной жизни. Основой мировоззрения должно было стать христианство. При этом Соловьев не имел ввиду какую-то одну конфессию. Он выступал за объединение всего христианства. Так же Соловьев попытался включить в христианство достижения наук и философии. Центральная идеи философии Соловьева – это идея всеединства. Основной принцип всеединства – Все едино в Боге.  Таким образом все единства – это единство творца и творения. Соловьев лишает Бога антропоморфных(человекообразных) черт. Он характеризует его как существо сверхличное – космический разум. В качестве посредника между Богом и миром Соловьев вводит ум и душу. По Соловьеву ум распадается на множество элементарных сущностей – атомов, которые лежат в основе каждого предмета или явления. Своими движениями атомы образуют реальный мир. Таким образом по Соловьеву, признаком всего существующего  является движения в изменении . Непосредственным субъектом всех изменений в мире обладает мировая душа. Основной ее признак – особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако для всей этой деятельности, мировая нуждается в импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства. Таким образом по Соловьеву, мировая душа сближает Бога, мир и человечества. Механизм их сближения Соловьев описывает в концепции «Бога человечества».  Реальным воплощение Бога человечества для Соловьева является Иисус Христос, который полубог и получеловек. Образ Христа для Соловьева выступает не только идеалом для каждого человека, но и является высшей целью развития исторического процесса. По Соловьеву история завершиться когда появиться реальное воплощение Бога человечества, при чем не в отдельных людях – святых, а в масштабах всего человечества. В гносиалогии Соловьева принцип всеединства реализуется в концепции ценного знания. По Соловьеву истину можно постичь только через ценное знание, которое складывается из эмпирического знания, которое раскрывает внешнюю сторону явления, рационального знания, которое постигает особенности самого процесса мышления и мистического социально-религиозного знания для постижения Бога.
    Философская мысль Беларуси
Распространение среди восточных славян христианства имело положительно последствие для их культуры. Переводной византийской и стандартной структуры восточные славяне столкнулись и с философскими вопросами. Становившей собственной литературе, мыслители-славяне критически разбирали эти идеи, высказывали собственные идеи по интересующим их проблемам. Наиболее известным оратором и мыслителем Древней Руси является Кирил Туровский (12 век). В своих произведения он обращается к разуму с помощью которого стремится выработать критерии жизнедеятельности для мирского человека. Согласно Кириллу, очеловечивание Бога осуществляется в интересах человека, которое соответствует помыслу творца. Земной мир обеспечивает человеку его существование, свободу воли, разумный поиск, выбор между добром и злом. Наследие Кирилла почти все посвещянно богословскофилософской проблематики, комментированию того или иного научно-библейского текста. Основной смысл такого комментирования – практический, нравственно поучительный. Исходные философские тенденции наблюдаются в Древнерусской агиографии (житие святых). В полоцком княжестве, не позднее начала 13 века, была создано «Житие Е. Полоцкой». Философия данного жития утверждает идеи любви к знаниям, книге, духовного совершенствованию человека. Основное внимание обращается на духовное качество Евфрасии, впревую очередь на ее интеллектуальность.  Утверждается идея, что в жизни человек должен сам, руководствуясь обозначенными для него принципами решать что есть добро а что зло, истина и неистинна.   События связанные с татаро-монгольским нашествием, развитием Великого Княжества Литовского прервали развитие философской мысли Беларуси. Его возобновление наблюдается в 16 веке, что связано с влиянием европейского гуманизма и реформации. Своеобразие белорусской гуманистической мысли состоит в ее тесной связи с религией.  К 16 веку на территории Беларуси сложились экономические, политические и культурные предпосылки, не просто для восприятия гуманистических идей, но и для разработки собственных гуманистических концепций. Большую роль играли связи с центральной и западной Европой, обучение белорусской молодежи в европейских университетах.  Наиболее известным представителем белорусской гуманистической мысли является Ф. Скорина(около 1490- около 1551). Главной заслугой Скорины как гуманиста – является перевод Библии на белорусский язык. В своих предисловиях к книгам Библии Скорина пытался обосновать гуманистические идеалы эпохи Возрождения.  Главное внимание Скорины обращено к человеку. Человек по Скорине состоит из 2 начал:
    Телесного
    Духовного,
которые должны гармонично сочетаться. Скорина рассматривает  человека как существо разумное, нравственное и общественное. От совершенствования  человека зависит совершенствование  общества. По Скорины, нравственные и  интеллектуальные добродетели не являются чем-то врожденным. Они возникают  и развиваются в результате  самосовершенствования, обучения, воспитания, труда и выполнение общественного  долга. Высшим принципом человеческой жизни Скорина считал человеколюбие, которое должно быть распространено на всех людей. Таким образом, Скорина стремился отделить этику от церковной догматики. Источник нравственного совершенства он искал в самом человеке и его личном отношении к Богу. Важной особенностью Скорины, как гуманиста, является патриотический характер его мировоззрений. Для него интересы его народа выше конфессиональных притязаний. Понятие патриотизма Скорина подымает на уровень высших человеческих борадетелей.
Антология
Бытие и материя
    Философская трактовка бытия
Многие философские  вопросы и проблемы в итоге  приводят к проблеме существования, к проблеме бытия. На первый взгляд ответ на вопрос о существовании  кажется предельно простым. Существует все то, что мы слышим и видим. Однако философия не сводиться к  очевидности и более она постоянно  лишает самодостаточности. Так мы видим солнце, следовательно оно существует. Но мы видим его не большим, но оно огромно. Мы видим, что солнце обращается вокруг Земли, а на самом деле оно не так. Физики установили, что на солнце происходят ядерные реакции, но мы их не видим. Следовательно, о существовании необходимо судить исходя не из повседневного опыта, а из научных теорий.  Вопрос о существовании является проблематичным, потому что наши знания относительны и изменчивы. Относительно бытия, в истории философии можно выделить 3 основных подхода:
    Монистический – здесь признается один тип реальности(дух, бог, материя).
    Дуалистический – здесь утверждается 2 вида реальности материальное и идеальное. Концепцию идей разработал Платон. Под идеей он понимал вечное, неизменное, самостоятельно существующая сущность. Совокупность идей назвали идеальным, а все остальное идеальным. В новое время под идеалом стали понимать  содержание сознания людей. В итоге пришли к дуальной схеме материи и сознания.
    Плюралистический – здесь признается множество видов бытия. Нечто признается существующим, если сведения о нем удовлетворяют критериям наук. Например, существуют эмоции, мысли, мифы о кентаврах, но кентавры не существуют. Таким образом видов бытия с этой точки зрения множество. Их число соответствует числу наук. Если верно, что все виды бытия попали в поле зрения наук. Виды бытия взаимосвязаны и образуют определенную иерархию. Многое в этом отношении проясняет синегетика (Хакен, Пригожин, Новотны). Синегетика  - то теория самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками и стоками, энергия вещества или информации. Открытые системы часто оказываются в точках неравновесия, в точках бифокации. Здесь их поведение можно описать только вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменных входят в степени не равные 1. Из точки бифокации система попадает в одну из возможный историй своего развития. Здесь происходит самоорганизация, возникают устойчивые структуры, проявляют порядок, к которому открытые системы тяготеют.  Согласно синегетики, все виды содержат в себе возможность появления нового типа бытия.  Возможность к самоорганизации – это неотъемлемая часть него.  Вновь возникшие виды бытия сохраняют преемственную связь со своим предшественникам. Так социальная реальность может существовать только на базе биологической. Биологическая – физической. Диалектический материализм называет этот процесс диалектикой бытия. Единство мира он видит в его материальности. В то же время он выделяет сферы бытия:
    Универсум – это система всех физических, химических, биологических и астрономических образований.
    Мир – Это часть универсума, которую осваивает человек
    Социум – это совокупность всех общественных явлений и их связи в истории.
    Совокупный микрокосм – это люди в единстве общего и особенного мира.
    Категория материи в философии
    Термин материя  впервые употребил Платон. Под  материей он понимал то, из чего сделаны  чувственно воспринимаемые вещи, нечто  изменчивое и непостоянное, противоположная  вечный и неизменным идея
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.