На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социально-экономическое развитие России в XVIII в.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Социально-экономическое развитие России в XVIII в………………….стр. 3-8
1.1 Финансовое положение России в годы правления Елизаветы Петровны..3-4
1.2 Денежная реформа Елизаветы Петровны……………………………………4-5
1.3 Государственные финансы России во второй половине XVIII в…………..5-8 

2. Финансы Российской империи в годы правления Александра I...................9-15
2.1 Социально-экономическое положение России в начале XIX в…………...9-10
2.2 Денежно-кредитная система России в начале XIX в…………………….10-12
2.3 Реформы Александра I……………………………………………………...13-15
Список  использованных источников……………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социально-экономическое  развитие России  в XVIII в.
1.1 Финансовое положение  России в годы  правления Елизаветы  Петровны
    Целью своего правления Елизавета провозгласила  возвращение к порядкам своего отца Петра I. Тотчас по вступлении на престол Елизавета уничтожила Кабинет, восстановила Сенат в том составе и значении, какие он имел при Петре, и высказала желание возвратить всю администрацию в те формы, какие установил Петр Великий /1/. Это повело к восстановлению многих упраздненных коллегий (Берг- и Мануфактур-коллегии), к восстановлению Главного Магистрата и прежней подчиненности городского самоуправления (1743 г.). Но во всей точности восстановить формы петровского управления Елизавете не удалось. Даже сам елизаветинский Сенат был далек от Сената петровского времени. А местное управление оставалось в тех формах, какие оно приняло уже после Петра.  
       «Важные сановники, собранные  в Сенат», управляя делами России, прежде всего, были озабочены  состоянием государственных финансов. Россия при Елизавете не сводила  концов с концами в своем  государственном хозяйстве, и  вопросы о бюджете, увеличении  доходов и сокращении расходов, беспокоившие одинаково все правительства  XVIII в., тяжелым бременем лежали  и на елизаветинском Сенате. Преимущественно  из финансовых соображений вытекало  постановление Сената о производстве  ревизии податного населения  через каждые 15 лет. В силу этого  постановления при Елизавете  было две ревизии. Одна началась  в 1743 г. и насчитывала 6 643 335 податных душ (мужского пола); другая — в 1761 г. и насчитала 7 363 348 душ. Эти переписи должны были привести в известность число прямых плательщиков государства и уяснить Сенату вопрос о лучшем устройстве прямых налогов. Но и о косвенных налогах, и об общем развитии торгов и промыслов заботились не меньше. Комиссия о коммерции, существовавшая при Елизавете, создала ряд проектов для развития внешней русской торговли.       
В правление  Елизаветы Петровны были предприняты  меры, направленные на развитие экономики  страны. В 1753 г. были отменены внутренние таможни между областями. Этим был  положен конец экономической  раздробленности страны. В 1757 г. были увеличены пошлины на ввозимые в  страну иностранные товары. Это в  значительной степени повлияло на объем  внешней торговли. Для развития дворянского  и купеческого предпринимательства  были основаны два кредитных банка: в 1753 г. - Дворянский, в 1754 г. - Купеческий. Дворянский банк был основан в  Петербурге с его конторой в Москве, он обеспечивал дворянству недорогой кредит (6% в год) в довольно крупных суммах (до 10 000 руб.). Это были сословные банки. Учреждались они по проекту графа П.И. Шувалова для облегчения займов, ограничения непомерного роста расходов государственной казны и для уменьшения во всем Государстве процентных денег.
    Задачей Купеческого банка являлось обеспечение  русских купцов, занимавшихся внешнеторговой деятельностью (прежде всего экспортеров), дешевым кредитом, что должно было способствовать развитию внешней торговли, активизации торгового баланса  и, следовательно, укреплению вексельного  курса. Для осуществления операций банку было выдано из казны 500 тыс. рублей. Купеческий банк выдавал ссуды из расчета 6% годовых русским купцам, торговавшим только при Санкт-Петербургском  порте, под залог товаров в  размере 75% их стоимости сроком до 1 года. Для получения ссуды необходимо было свидетельство Коммерц-коллегии и поручительство купцов. Коммерц-коллегия имела право разрешить продажу  товаров до возврата ссуды при  наличии надежного поручительства. Инструкция 1764 г. О раздаче денег  из Коммерческого банка предусматривала  предоставление ссуд без залога товаров  при наличии поручительства магистратов, ратуши или купцов.
    В царствование Елизаветы Петровны «русские» финансы находились в сравнительно хорошем положении, а русская монета никогда не была столь полноценна, как именно в это царствование.
    При правлении императрицы были значительно расширенны дворянские льготы, особенно в 50-е годы XVIII в. В это время были учреждены дворянские заемные банки, предоставлявшие землевладельцам дешевый кредит для хозяйственных и прочих нужд. Дворянство получило монопольное право на винокурение. Начавшееся с середины десятилетия генеральное межевание земель сопровождалось значительным приростом дворянской земельной собственности (в общей сложности площадь дворянского землевладения увеличилась на 50 млн. десятин).
    К концу ХVIII в. в экономике страны происходит дальнейшее развитие капиталистических  отношений. Капиталистический уклад  формировался, прежде всего, в промышленности. Быстрыми темпами создавались новые  мануфактуры (промышленные предприятия) в Ярославле, Иванове, Тамбове, Иркутске. К концу ХVIII в. в России насчитывалось  около 2 тыс. мануфактур.
      «С правления царевны Софии никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 года не оставило по себе такого приятного воспоминания», - писал В.О. Ключевский о времени Елизаветы. При всех несообразностях, злоупотреблениях и финансовых беспорядках Россия в это время не знала ни обесценивающихся бумажных денег, ни бремени хронических государственных долгов /2/. 
 

     
1.2 Денежная реформа  Елизаветы Петровны 

    С 1744 г. по решению правительства Елизаветы  Петровны покупательная способность  легковесных монет стала постепенно снижаться, и к концу 1746 г. медный пятак образца 1723 г. стал равноценен двум копейкам. В 1755-1757 г. пятаки были выкуплены по цене 2 копейки за штуку и перечеканены в копейки самой высокой весовой нормы - 8 рублей из пуда меди. 1755 г. ознаменовался 
еще одним событием: вместо чеканившихся до этого золотых червонцев и двойных червонцев в обращение начали поступать золотые 10-рублевики и 5-рублевики 88-й пробы.

    В 1755 г. для медной монеты была установлена  новая монетная стопа в 8 руб. из пуда меди, и легковесные пятаки стали  выкупаться у населения по 2 коп. за штуку и перечеканиваться в  копейки нового образца. Такие тяжелые  копейки просуществовали в обращении  недолго: уже в 1757 г. монетная стопа  была повышена вдвое и составила 16 руб. из пуда меди, причем одновременно увеличился выпуск медных денег. В царствование Елизаветы Петровны состоялись также два кратковременных выпуска серебряных монет. В 1756-1757 гг. чеканились монеты для Прибалтийских провинций России - Ливонии и Эстляндии с портретом Елизаветы, русским гербом, дополненным гербами городов Риги и Ревеля, и с латинскими надписями, а в 1759-1762 гг. - монеты для занятой русскими войсками Восточной Пруссии, также с портретом Елизаветы, латинскими надписями, но с прусским гербом.
    Однако  эти меры не смогли обеспечить покрытие военных расходов, вызванных начавшийся войной с Пруссией, а потом в 1761 г. был разработан проект нового двукратного  повышения стопы медной монеты. Реализация этого проекта началась в царствование Петра III, и в 1762 г. в обращение  поступили легковесные медные монеты 32-рублевой монетной стопы, изготовленные  в основном путем перечеканки  ранее выпускавшихся монет. После  вступления на престол Екатерины II ход этой реформы был приостановлен  и медная монета был возращена  в прежнюю, 16-рублевую стопу. В дальнейшем, почти до конца царствования Екатерины II, извлечение дохода из эксплуатации монетной регалии производилось  только за счет увеличения объема монетной чеканки.
    Однако  дефицит бюджета оставался неизбывным. За сбором недоимок по деревням посылали воинские команды, но толку было столько  же, сколько раньше. Тогда, это было уже при Елизавете Петровне, решили повысить цены на соль и вино. С 1750 года за пуд соли установили цену 35 копеек вместо 21, а за ведро вина — 1 р. 88 коп. вместо 1 р. 30 коп. Госбюджет поправился, а соляных и винных бунтов не случилось. Это понравилось, и в 1756 году надбавили  еще: соль пошла за 50 коп. пуд, а вино — за 2 р. 23 коп. ведро. 
 
 

1.3 Государственные  финансы России  во второй половине  XVIII в 

    Вторая  половина XVIII века приходится на годы правления Екатерины II, это время называют «Золотым веком» (1762-1796).
    При всей положительной динамике экономического развития состояние государственного бюджета усложняли многочисленные войны, разраставшийся государственный аппарат, небывалый фаворитизм, расточительность и нерациональность трат царского двора.
    Так, за время правления Екатерины  II в целом расходная часть бюджета увеличилась более чем в 4,5 раза (с 17 млн. до 78 млн. руб.). Структура расходов была такова: 88% поглощались армией и государственным аппаратом, 11% - на содержание  двора и лишь чуть более 1% - на просвещение, здравоохранение, благотворительность /3/.
    Своеобразно строилась и доходная часть бюджета: более трети поступало в качестве подушной подати, 40% составляли косвенные налоги и промысловые сборы. Среди них выделялся питейный налог, составлявший 28% доходов бюджета. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 году 5667 тыс. руб., или около 33 % всех доходов, а в 1796 - 24781 тыс. руб. или 36 % доходов. Косвенные налоги давали 42 % в 1764 году и 43% - в 1796 году.
    Система откупов стала одним из источников первоначального накопления капитала в России и составила громадные  состояния Строгановых, Шуваловых, Кокоревых, Злобиновых и др. немалую роль играло использование натуральных повинностей и привлечение государственных крестьян к разным видам работ (извоз, строительство каналов, дорог, мостов и др.).
    При этом дефицит государственного бюджета  составлял 200 млн. руб. Государственный  долг был также одним из источников первоначального накопления капитала в России. В качестве пополнения казны в России впервые был  применен выпуск ассигнаций (1769). Екатерина II делала расчет на баланс выпускаемых ассигнаций и наличный капитал. Однако уже в 1786 г. эмиссия денежных знаков возросла настолько, что курс ассигнаций резко понизился и серебро исчезло из обращения. К концу XVIII в. рубль ассигнациями приравнялся к 68 копейкам серебра. Разница между ними фактически составляла внутренний займ.
    Ко  времени воцарения Петра III дефицит  равнялся 1/5 общей суммы доходов. Несмотря на такое состояние финансов, Екатерина II начала царствование попыткой облегчить платежное бремя населения; но уже в 1764 г. сбавка с соляного налога была отменена, и кроме того частью повышены, частью введены разные сборы. Ожидавшиеся от всех этих мер 1 1/2 миллиона рублей предполагалось обратить на повышение  служебных окладов, с целью предотвращения лихоимства чиновников. Но поступления  далеко не оправдали ожиданий. С 1766 г. начал вновь нарастать дефицит. Турецкая война резко изменила финансовое положение. Она стоила 47 1/2 миллиона рублей: около 20 миллионов было добыто путем нового повышения существовавших налогов, затем впервые был затронут новый ресурс - государственные займы: учрежден был ассигнационный банк. Новые войны с Турцией и  Польшей, занявшие последнее восьмилетие  екатерининского царствования, опять  потрясли все достигнутые во время  мира финансовые успехи. Повышение  налогов не устранило необходимости  в новых внутренних и внешних  займах. К концу второй турецкой войны в обращении находилось уже на 150 миллионов рублей бумажных денег, и курс рубля упал до 40 копеек; но к концу царствования число бумажных денег сократилось на 68 миллионов рублей, а курс рубля установился в 68 копеек. Русское государственное хозяйство встречало XIX век с 44 миллионами внешнего и 82 миллионами внутреннего долга, при среднем годовом доходе в 65 миллионов рублей. Военное и финансовое напряжение, не прекращавшееся в России в течение всего XVIII столетия, не могло способствовать значительному подъему народно-хозяйственной жизни. Хотя количество фабрик и заводов к концу царствования Екатерины II доходит до 2000, такой успех достигается лишь при помощи усиленного покровительства промышленности. После льготного тарифа 1731 г. все последующие тарифы прошлого столетия носят охранительный характер. За 34 года (1726 - 1760) по европейской торговле цена отпуска увеличилась в два, а привоза - в три раза; цена отпускных изделий возросла на 790 тысяч рублей, а привозных - с лишком на 2 1/2 миллиона рублей. Редкость капиталов в России того времени выражалась весьма ярко в высоте процента; 12, 15, 20-процентный рост был явлением обыкновенным. В 1754 г., при учреждении коммерческого банка, для ссуды денег под залог товаров был установлен 6% рост, с запрещением и частным лицам брать больше; тем не менее, и в начале XIX века по разным местностям России практиковались 10, 25, 30% роста. Во всех крупных оборотах царили иностранные, преимущественно голландские и английские, капиталисты. В 1753 г. отменены внутренние таможни. Эта мера была несколько парализована предоставлением некоторым лицам исключительных преимуществ по рыбному промыслу, хлебному и лесному торгу и прочему, но в начале царствования Екатерины II как казенные монополии, так и привилегии частных лиц на производство промыслов были отменены. В 1754 г. учрежден коммерческий банк, выдававший только русским купцам ссуды под залог товаров по 6%; в 1757 г. учреждены банковые конторы по городам для перевода сумм из одного города в другой посредством векселей на магистраты, что облегчало пользование медной монетой. В 1758 г. учрежден медный банк, выдававший под векселя медные деньги на годовой срок с взятием по 6% и принимавший денежные вклады из процентов. В 1786 г. учрежден государственный заемный банк, для выдачи ссуд под залог городских каменных домов, фабрик, заводов и для принятия денежных вкладов. В половине XVIII века общая цена товаров, обращавшихся на городских рынках, равнялась 18 миллионам рублей, но 7/10 этого товарного обращения приходилось на долю внешней торговли /4/.
    Среди других мер покрытия дефицита использовалось увеличение податного обложения, бремя  которого ложилось на трудящиеся массы. Духовенство и дворянство от уплаты налогов освобождалось, что являлось ярким отражением природы дворянского  государства. Но уже с 1718 г. крестьяне  всех категорий и мещане облагались подушным налогом. Единицей обложения с этих пор вместо двора стала ревизская душа. Прямые налоги составляли около половины доходной части бюджета. За 60-90-е годы общий объем подушной подати увеличился в 4,5 раза.
    Правительство пошло также на внешние займы. Первыми зарубежными кредиторами  стали голландские и генуэзские банкиры (1769). К концу столетия сумма  внешних займов составила более  половины государственного долга страны и равнялась свыше 40 млн. руб. Лишь на уплату процентов по долгам уходило  до 5% бюджета.
    В кратком обзоре первых лет своего правления, составленном в 1779 году, Екатерина II особенно подчеркивала: «С самого начала моего царствования все монополии были уничтожены и все отрасли торговли отданы в свободное течение, таможни же взялись в казенное управление». 
Уже в первые годы правления Екатерина II приступила к широкомасштабным реформам центрального и местного управления, которая стала одним из важных направлений ее государственной деятельности на протяжении многих лет. Главной целью этой реформы императрица считала борьбу с повсеместно процветающим мздоимством.

    В 1775 году Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение  купечества. Она отменила все частные  промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский  сбор. Купцы были распределены по трем гильдиям в зависимости от наличия  капитала. 
Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна их них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведования другими финансовыми делами были созданы коллегиальные Казенные палаты, которым было поручено выдать казенные сборы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Финансы Российской империи в годы правления Александра I
2.1 Социально-экономическое  положение России  в начале XIX в. 

    К концу XVIII столетия численность населения в России составляла около 36 млн. человек обоего пола, а во второй половине 50-х гг. XIX в. – 59,3, т.е. приблизительно четверть населения Европы. Рост численности населения был связан не только с естественным приростом, но и являлся следствием присоединения к России новых обширных территорий /5/.
    Российская  империя представляла собой типичную сельскую страну. Более 90% населения  проживало в сельской местности. Однако достаточно отчетливо проявлялась  тенденция к увеличению городского населения: в 1796 г. – 4,1%, в 1812 г. – 4,4%, 1825 г. – 5,8%, в 1856 г. – 8%. Имел место рост городов. За полвека появилось 400 новых  городов, а общее их число составило 1032.
    По  социальному составу население России подразделялось на привилегированные и податные сословия. К привилегированным сословиям принадлежали: дворянство, духовенство, купечество, почетные граждане – всего около 2 млн. человек. К податным сословиям относились: государственные, удельные и помещичьи крестьяне, мещане. Промежуточное положение в социальной структуре общества занимало казачество. За несение военной службы оно освобождалось от подушной подати, рекрутской и других повинностей.
    Распространенная  в исторической науке точка зрения, согласно которой в первой половине XIX в. имели место разложение и кризис феодально-крепостнической системы хозяйства, ставится под сомнение современными историками (И.Я. Фроянов, б.Н. Миронов). Они считают, что «хозяйство крепостной деревни приспосабливалось к новым условиям, видоизменялось, развивалось…помещичье и крепостническое хозяйства не испытывали в то время упадка». Исследователи полагают, что крепостническая система в сельском хозяйстве «в середине XIX в. еще далеко не исчерпала себя, а изжили себя лишь рабские элементы крепостного порядка». Данное утверждение, основанное на анализе товарно-денежных отношений, дворянского предпринимательства, крестьянской собственности, содержится в ряде работ как дореволюционных, так и современных авторов.
    Основой экономики страны оставался аграрный сектор. Главной тенденцией его развития становилось увеличение товарности производства. Это было следствием целого ряда причин: развития промышленности и городского населения, расширения внутреннего и внешнего рынка. Среднегодовой  вывоз из России зерновых увеличился с 5120 тыс. пудов в 1806-1810 гг. до 69254 тыс. в 1856-1860 гг.
    Желание большинства помещиков, главным  образом черноземных районов, увеличить  производство зерновых на продажу приводило  к усилению эксплуатации крепостных крестьян (расширение барской запашки, шестидневная барщина). Часть помещиков в этих же целях начинали применять новые формы хозяйствования, которым были присущи некоторые черты капиталистического производства: использование труда наемных рабочих и сельскохозяйственных машин; внедрение в производство сельскохозяйственных культур, ранее ограниченно культивировавшихся; использование искусственных удобрений. Отмеченные выше особенности были характерны преимущественно для южных, юго-западных и прибалтийских районов европейской части России. Передовых помещичьих хозяйств насчитывалось всего 3-4% от общего их числа.
    Важным  фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота. По мнению большинства историков, это 30-40-е гг. XIX в., но есть и другие мнения. Ряд исследователей относят этот период к 50-60-м годам, а некоторые распространяют его и на 90-е годы XIX в. Под «промышленным переворотом» следует понимать совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике. Фабричное производство способствовало ускоренному формированию промышленной буржуазии и пролетариата.
    Русская промышленность в первой половине XIX в. была представлена несколькими типами мануфактур: казенной, вотчинной, посессионной и частнокапиталистической. Первые два основывались на крепостном труде.
    Уже в первой четверти XIX в. в хлопчатобумажной, кожевенной, шелковой отраслях легкой промышленности капиталистические фабрики и мануфактуры стали теснить посессионные и вотчинные предприятия.
    Внедрение машинной техники в производство, наметившийся переход от подневольного  к наемному труду обеспечивали определенное повышение производительности труда  и относительно высокие темпы  развития отечественной промышленности в 30-40-е гг. XIX в. Однако крепостничество сдерживало развитие российской экономики. Отставание от передовых стран Европы нарастало.
    Сдвиги  в экономической жизни страны вызвали изменения в системе  транспорта. В 1837 г. была окончена постройка  железной дороги Петербург-Царское  село, в 1851началось движение поездов между Петербургом и Москвой. Развивался водный транспорт. 
    Первые  пароходы появились в России в 1816-1818 гг. К середине 30-х гг. пароходное сообщение действовало на Балтийском и Черном морях, а также на прилегающих  к ним реках.  
 

2.2 Денежно-кредитная  система России  в начале XIX в.         

В дореформенную  эпоху сделки в кредит имели широкое  распространение в оптовой торговле. Но не было сети учреждений капиталистического кредита. Казенные банки привлекали в качестве вкладов очень большие  суммы, но они или употреблялись на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских душ”, или использовались для кредитования государства. Правда, один из казенных банков - Коммерческий - занимался кредитованием торговли, но он обращал на это лишь небольшую часть собираемых им вкладов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам.         
 На  всю Россию существовало лишь  несколько городских общественных  банков. Их средства были незначительны,  а район деятельности весьма  ограниченным.
    В 1817 г. правительство провело новую  финансовую реформу, содержание которой  свелось к следующим основным направлениям:
    – во-первых, был полностью прекращен  дальнейший выпуск ассигнаций, новые  ассигнации выпускались лишь для  замены старых;
    – во-вторых, был организован новый  банк краткосрочного кредита – Государственный  коммерческий банк;
    – в-третьих, создана Комиссия погашения  государственных долгов, в дальнейшем – Совет государственных кредитных  установлений, под наблюдением которого находились три государственных  банка: Ассигнационный (эмиссионный), Заемный (ипотечный) и Коммерческий (краткосрочного кредитования);
    – в-четвертых, всем кредитным учреждениям  дана большая самостоятельность  и независимость от Министерства финансов, они поставлены под наблюдение Особого совещания государственных  кредитных установлений. Было принято  решение о публикации отчетов  всеми кредитными учреждениями.
    Достаточно  узкий круг операций, которые оказывались  кредитными учреждениями в течение  рассматриваемого периода, был обусловлен господствующим помещичьим крепостным хозяйством и низким уровнем развития промышленности. Поэтому только на завершающей стадии этого периода  начинается более интенсивное «промышленное  учредительство».
    Следует заметить, что многие исследователи  выделяют еще один фактор, наложивший отпечаток на развитие банков этого  времени, – крайне реакционные взгляды  тогдашнего министра финансов Е.Ф. Канкрина, занимавшего этот пост с 1823 по 1844 гг. /6/.
    Возникновение банков он находил опасным, потому что  «они порождают умственный капитал, могущий быть употребленным для  разных предприятий и оборотов. Против сего, однако, можно сказать, что  всякое умственное богатство ведет  за собой большие опасности, ибо  увлекает, так сказать, в горячку  предприятий». По его мнению, частные  банки, выпускающие какие бы то ни было кредитные бумаги, не должны быть даже терпимы правительством, подобно  шарлатанам, универсальным врачебным  средствам и прочим художествам, спекулирующим на легковерии публики.
    Общая народнохозяйственная обстановка и  связанная с ней политика правительства  определили направления работы кредитных  учреждений в России, в частности Государственного коммерческого банка. Банку было предложено совершать следующие операции: принимать вклады под проценты, осуществлять хранение денег для переводов, выдавать ссуды под российские товары на основании устава бывших учетных контор и принимать к учету векселя. Банку предоставлялось право открывать конторы в городах, где производилась значительная торговля и была развита промышленность.
    Политика  сокращения операций Коммерческого  банка вошла составной частью в общую финансовую программу  Министерства финансов, которая вылилась в желание использовать через  Заемный банк вклады Коммерческого  банка как для выдачи ссуд дворянству, так и для удовлетворения нужд казначейства без обращения к  внутренним займам. Подобные действия превратили Заемный банк в центральное  кредитное учреждение. Центральной  роли Заемного банка соответствовали  и размеры его баланса.
    Городские общественные банки, учреждаемые на средства, пожертвованные купцами-благотворителями, желавшими увековечить свои имена, не оказывали сколько-нибудь существенного  влияния на экономическую жизнь  в этот период.
    В 1839 г. манифестом «Об устройстве денежной системы» и указом правительствующему сенату об учреждении при Коммерческом банке «Депозитной кассы серебряной монеты» серебряная монета российской чеканки была установлена главной  государственной платежной монетой, а серебряный рубль – главной  законной мерой обращающихся в государстве  денег. Ассигнации были оставлены с  установлением для них постоянного  курса.
    В период с 1841 г. по 1843 г. в Российской империи из обращения были изъяты ассигнации и выпущенные к тому времени  депозитные билеты. Взамен выпускались  новые денежные знаки – государственные  кредитные билеты.
    Подводя некоторые итоги, автор отмечает два важных обстоятельства.
    Первое. В 1843 г. новые денежные знаки, государственные  кредитные билеты, выпускались не банком, а Экспедицией государственных  кредитных билетов – учреждением, находившимся непосредственно в  ведении Министерства финансов.
    Второе. Несмотря на хаос, в котором находилось денежное обращение того времени, курс ассигнаций на серебро и золото держался в течение этих 20 лет практически  на одном уровне, с колебаниями  в несколько процентов. Таким  образом, при помощи искусственных  мер, таких, как, например, запрещение в  течение долгого времени уплаты податей серебром и др., в 40-е годы удавалось сохранить довольно устойчивую денежную систему.
    Однако  было ясно, что необходим иной подход к организации денежного рынка  в новых условиях экономики. В  то же время в связи с подготовкой  отмены крепостного права была неизбежна  реформа ипотечного кредита. Назревала  реформа, которая должна была существенно  преобразовать казенные кредитные  учреждения. 

    2.3 Реформы Александра  I 

    Александр I вступил на престол 12 марта 1801 г. В манифесте император принимал на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки Екатерины Великой». 13-15марта последовали указы об амнистии лиц, подвергшихся гонениям при Павле I, о снятии ограничений на торговлю с Англией. 31 марта был отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы. 2 апреля император подтвердил Жалованные грамоты дворянству и городам и упразднил политическую полицию – Тайную экспедицию Сената. Следствие по политическим делам было передано в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством.
    Затем по
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.