На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Вербальные и невербальные средства общения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологическая сущность общения 5
2. Структура  общения 14
3. Вербальные  средства общения 17
4. Невербальные  средства общения 25
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
       Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, который постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.
     Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
      Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
      Люди постоянно находятся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
      Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный») и неречевому (невербальному).
     Цель: рассмотреть особенности вербальных и невербальных средств общения.
     Задачи:
1. Раскрыть понятие, сущность общения.
2. Описать структуру общения.
3. Изучить особенности вербальных и невербальных средств общения.
     Объект: процесс общения.
     Предмет: вербальные и невербальные средства общения.
        Исходя из сформулированной темы, поставленной цели и задач, определены главы работы. Первая глава – «Психологическая сущность общения» посвящена анализу основных научных подходов и направлений по  определению понятия и сущности общения, а также взгляды известных психологов на процесс общения, описаны основные виды и функции общения.
     Во  второй главе – «Структура общения» описаны три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
     В третьей главе – «Вербальные средства общения» рассмотрены особенности устной и письменной речи.
     В четвертой главе – «Невербальные средства общения» описаны особенности «языка» жестов и мимики. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психологическая  сущность общения
      Понятие общения в социальной психологии  рассматривается разными авторами. Так, Андреева Г.В., считает, что «Термин  «общение» не имеет точного аналога  в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности»[1].
      По  мнению Парыгина Б.Д. общение представляет собой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми[17].
      Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Оно может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер процессов, не осознаваемых в полной мере [17]. 
      Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
     А.А. Бодалев даёт такое определение общения. «Общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» [2];
      «Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1].
      Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и, особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду, прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. [1]
  В рамках общей концепции деятельности общение понимается как один из видов деятельности – коммуникативная деятельность. Данная концепция развита А.Н. Леонтьевым и впоследствии разрабатывалась В.В.Давыдовым, Д.Б. Элькониным и А.В. Запорожцем. Согласно ей, коммуникативная деятельность является сложным процессом, сочетающим ряд действий и операций.
      Н.И. Шевандрин рассматривает общение как:
      Во-первых - сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
      Во-вторых, осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [25] (рис.1). 

   
Рисунок 1. Понятие и сущность общения
      По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, - непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном и т.д.[25]
      Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения[25].
      Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
      Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (учитель—ученик, покупатель—продавец). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции [25].
      По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основныхфункций общения.
1. Прагматическая  функция общения. Реализуется  при взаимодействии людей в  процессе совместной деятельности.
2. Формирующая  функция общения. Проявляется  в процессе формирования и  изменения психического облика  человека.
3. Функция  подтверждения. В процессе общения  с другими людьми человек получает  возможность познать, утвердить  и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.
4. Функция  организации и поддержания межличностных  отношений. Восприятие других  людей и поддержание с ними  различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных по своему знаку.
5. Внутриличностная  функция общения реализуется  в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека[25].
     Можно выделить восемь функций  (целей) общения:
     1) контактная, цель, которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
     2) информационный обмен сообщениями,  т. е. прием-передача каких-либо  сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;
     3) побудительная стимуляция активности  партнера по общению, направляющая  его на выполнение тех или  иных действий;
     4) координационная - взаимное ориентирование  и согласование действий при  организации совместной деятельности;
     5) понимание - не только адекватное  восприятие смысла сообщения,  но понимание партнерами друг  друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и т.  д.);
     6) эмотивное возбуждение в партнере  нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
     7) установление отношений - осознание  и форсирование своего места  в системе ролевых, статусных,  деловых, межличностных и прочих  связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
     8) оказание влияния - изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера, в том числе  его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д. (рис.2)
      
    Рисунок 2. Особенности общения
     Одним из часто употребляемых  является подход, при котором  выделяют три взаимосвязанныестороны  общения — коммуникативную, интерактивную  и перцептивную [25].
     Коммуникация заключается в обмене  информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
      Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий. К такиммеханизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание.
      Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального).
      В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту). Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным — оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.
      Процесс общения будет наиболее эффективным, если строится на положительном восприятии одним человеком другого, включает в себя процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем, основываться на чувстве эмпатии — способности эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами [19].
     А.В. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:
1. побуждение  к действию;
2. уточнение  ситуации действия;
3. само  действие;
4.свертывание действия [7].
    Важно отметить, что коммуникации выполняют три основные функции:
* информационно-коммуникативную; 
* регулятивно-коммуникативную; 
* эмоционально-коммуникативную.
    Информационно – коммуникативная функция раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению. Не просто передается – принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Выравнивание различий в исходной информированности партнеров. Стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их. Выразить свое согласие или несогласие. Прийти к определенным согласованным или новым результатам [15].
      Регулятивно – управляющая функция проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения, может быть представлена как возможность: регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей; взаимной «подстройки» действий; оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения [15].
      Эмоционально – коммуникативная функция оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность [15].
      Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания. Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания [15].
      Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенция) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос [12].
      Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что общение – процесс многогранный, имеющий большое значение в жизни личности. Общение рассматривается как вид деятельности – коммуникативная деятельность. Коммуникация представляет собой возникающие между людьми контакты, обмен информацией. Как и любая другая деятельность, коммуникация проходит по определенным фазам, включающие ряд действий и операций, выполняющая ряд функций. Основная единица речевой коммуникации - речевое событие (внутренняя и внешняя речь). 
 
 
 
 
 
 

2. Структура общения
      Коммуникативная сфера понимается как социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые необходимостью сообщить или получить некоторую информацию, т.е. подразумевает общение людей друг с другом.
      Как и любая сложная деятельность, процесс, общение имеет свою структуру. В отечественной  социальной психологии Г. М. Андреевой структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной (рис.3).
   
     Рисунок 3. Структура общения
      Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
      Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. «в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями» [1].
      Перцептивная сторона включает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
      Г. М. Андреева подчеркивает, что каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все они взаимосвязаны, и выделяются лишь для анализа и для построения системы экспериментальных исследований.
      Важно отметить, что обозначенные стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
      КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Исходя из этого, можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации [1].
     ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ  - условный термин, обозначающий  характеристику компонентов общения,  связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности [1].  
      ПЕРЦЕПТИВНАЯ  СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. Термин «социальная  перцепция», или, в более узком  смысле слова «межличностная перцепция», т.е. «восприятие другого человека» [1].
      Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем»другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатление, которое возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков. На этом основывается стратегия изменения его поведения и построение стратегии собственного поведения [1].
      Восприятия друг друга в ходе общения происходит с помощью определенных механизмов: идентификации и рефлексии.
      Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место [1].
      Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению [1].
      Таким образом, можно сделать вывод, что общение - это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между участниками совместной деятельности. Интерактивная сторона - это взаимодействие общающихся людей - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Перцептивная сторона общения - восприятие общающимися людьми друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется. 
 
 
 
 
 

3. Вербальные средства  общения
       Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее — знаковым систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (применяются различные неречевые знаковые системы) коммуникации. Каждая из них использует свою знаковую систему, поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса [25].
      В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях. На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь [25].
      Основной единицей коммуникации является речевой акт. Для того, чтобы понять природу коммуникации необходимо рассмотреть природу речи. Эта проблема была разработана в исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С.Выготского, Л.Р.Лурия, А.А.Леонтьева, Л.А.Чистович и др.
      Наиболее активную работу в области речевой деятельности проводит А.А.Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи характеризуется эллиптичностью, предикативностью, технике речи свойственна свернутость, может быть эмоционально насыщена. Основными признаками внешней речи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска [12] .
      В структуру речевого общения входят:
     1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность  употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
     2. Речевые звуковые явления: темп  речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная,  резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи
     3. Выразительные качества голоса:
     • характерные специфические  звуки, возникающие при общении:  смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи  и др.; разделительные звуки —  это кашель;
     • нулевые звуки — паузы;
     • звуки назализации—«хм-хм»,  «э-э-э» и др.
      А.А. Леонтьев предлагает обозначить их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникацииСовокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Модель коммуникативного процесса, представленная Лассуэллом, включает пять элементов ( таб.1):
Таблица 1. Модель коммуникативного процесса
1 Кто передает сообщение Коммуникатор
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.