На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции бюджета и принципы его формирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 г.  ПЕТРОПАВЛОВСКЕ -КАМЧАТСКОМ 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 
 
«ФУНКЦИИ  БЮДЖЕТА И
  ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ» 
 
 
 
 
 
 

Выпонила
Студентка 2 курса
Группа 121 – взК                                                                         Т.А.Кириченко 
 

Проверил 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск – Камчатский 2006 

      «Бюджет – это расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». Данное определение включает в себя общие признаки всех видов бюджетов – государственного, учреждения, семейного и даже бюджета отдельного лица. Однако широкое по объему понятие является не полным по содержанию, так как теряет некоторые признаки, характеризующие бюджет государства или административно – территориальных единиц. Дело в том, что кроме сметной части государственный или местный бюджет включает в себя исполнительскую и контрольную составляющие. Все бюджеты представляют собой не только правовой или финансовый документ, имеющий силу закона, но и сложный фискальный механизм, позволяющий распределять или перераспределять часть национального дохода.
      В ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается следующее определение  бюджета: «Бюджет – форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако данное определение характеризует лишь одну его сторону – как «Форму образования и расходования денежных средств …».
      В связи с тем, что Россия по Конституции (1993г.) является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимается бюджет Росси (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.
      В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно – территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
      Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально – культурных мероприятий.
      Понятий государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета  он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно – территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти». Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
      Государственный бюджет – основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств  создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
      Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации  и перераспределении валового общественного  дохода. Государственный бюджет страны – основная форма планомерного образования  и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.
      Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации  характеризуется следующими чертами:
      1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый  характер. Балансовый  метод разработки планов является  одним из важных методов установления  пропорций в народном хозяйстве.  Балансовый метод бюджета позволяет  наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, взыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных объемов.
      2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов власти. Развитие местного  самоуправления – экономическая  основа – реализации принципа  развития демократического общества.
      3. С помощью государственного бюджета  происходит перераспределение национального  дохода между отраслями народного  хозяйства, субъектами Российской  Федерации и иными сферами.
      4. Отличительной чертой государственного  бюджета является его народно – хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
      Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
      Сущность  бюджета, как и любой другой экономической категории, реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
      Содержание  распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
      Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей.
      Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
      Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
      При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  социальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решения жилищных проблем.
      Основным  объектом бюджетного перераспределения  являются чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
      Содержание  этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета  и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и внепроизводственную сферу, находящуюся на содержании бюджета.
      Современное понимание распределительной функции  бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.
      Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики
      Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.
      Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
      Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
      Фискальная  функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнением государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
      С другой стороны – фискальная функция  бюджета не ограничивается только предоставлением  государственных услуг. Для того чтобы повышать эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как: контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и соответственно увеличение объема предоставляемых государственных услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
      Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
      Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
      Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов Российской Федерации. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливо – энергетический, военно – промышленные комплексы и транспорт.
      Реализуются бюджетные отношения через систему  бюджетного устройства страны. Бюджетное  устройство – это основанная на правовых нормах организация системы  взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между  участниками бюджетного процесса, включающей кроме принципов построения бюджетной системы также принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
     Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной  системы осуществляется с помощью:
- бюджетного  и налогового законодательства  Российской Федерации;
- бюджетного  регулирования;
- государственного  и муниципального финансового контроля.
      Таким образом, бюджетная система государства  является составным элементом его  бюджетного устройства.
      Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему  Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
      В унитарных государствах бюджетная  система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
      В федеративных государствах бюджетная  система состоит из трех звеньев:
      • государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;
      • бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, субъектов Федерации – в России);
      • местные бюджеты.
      В иерархически упорядоченной бюджетной  системе России можно выделить следующие  уровни:
      а) федеральный бюджет;
      б) бюджеты субъектов Российской Федерации:
      ? бюджеты республик;
      ? областные, краевые бюджеты;
      ? бюджеты автономных округов;
     ? бюджеты городов Москвы и Санкт  – Петербурга;
     в) местные бюджеты.
     Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Но это справедливое утверждение можно толковать двояко.
     Во  – первых так, как это толковалось  на протяжении более чем 70 лет существования  социалистического государства  в России. А именно государственный бюджет несет основную часть расходов, куда входят и средства, выделяемые союзными республиками, необходимые для их жизнедеятельности. Соответственно в союзный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. В такой трактовке совершенно естественно, сто государственный бюджет играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе, а бюджеты союзных республик, хотя и являются формально независимыми, но на деле формируются Министерством финансов, поскольку именно там происходит фактически согласование их доходной и расходной частей.
     Во  – вторых, с позиций федерализма  федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего  населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности их бюджетов. В таком понимании акцент в оценки роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.
     В соответствии с этими двумя точками зрения на роль федерального бюджета в бюджетной системе Российской Федерации и должно идти её формирование.
     В прошлом, когда действовала строгая  иерархия бюджета, бюджетный процесс  шел как бы «сверху вниз», от единого  государственного бюджета к бюджетам нижестоящих уровней. В настоящее время данный порядок бюджетного процесса бюджетного процесса признан не соответствующим принципам федерализма.
     Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы Российской Федерации  являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
     Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее  время является определение места, роли и функции местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации. Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, органы которого в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов власти.
     Совершенно  обособленным понятием в структуре  бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.
     Консолидированный бюджет Российской Федерации и её субъектов не подлежит утверждению  в законодательном порядке, а  является лишь информационной базой  для корректировки бюджетно –  финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает в полной мере экономическое состояние территорий и не годится для ведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета – это прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.
     Характер  бюджетного устройства зависит не только от социально – экономического устройства общества, но и от национально –  государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – есть ни что иное, как форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и интересов населения на всей территории страны.
     В системе принципов, на базе которых  формируется бюджетное устройство страны, следует различить:
     принципы  построения бюджетной системы (принципы бюджетного федерализма);
     принципы  формирования и исполнения бюджетов.
      Основные  принципы построения бюджета установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
      Бюджетный федерализм в Российской Федерации  основывается на следующих принципах:
     • единство бюджетной системы Российской Федерации;
     • самостоятельность бюджетов;
     • равенство бюджетных прав субъектов  Федерации;
     К принципам формирования бюджетов всех уровней (по существу это дальнейшая детализация принципа единства бюджетной системы) относятся:
     • полнота отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;
     • сбалансированность бюджета;
     • эффективность и экономность  использования бюджетных средств;
     • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
     • гласность;
     • достоверность бюджета;
     • адресность и целевой характера  бюджетных средств.
     Единство  бюджетной системы  основано на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней.
      Взаимодействие  бюджетов всех уровней в свою очередь  должно обеспечиваться единством правовой базы построения и исполнения бюджетов, гарантирующими единые правила поведения  участников бюджетного процесса и единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов
     Принцип единства бюджетной системы по отношению  к самим организационным формам бюджетов реализуется как в единообразном  порядке составления бюджета, так  и в едином бюджетном документе.
     Практическое  применение этого принципа заключается в использовании единой классификации, единстве форм бюджетной документации, предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для обеспечения единых принципов организации и согласованных процедур бюджетного процесса по всем уровням бюджетной системы.
     Единство  предполагает сопоставимость частей бюджета  между собой. Для этого применяется  единая классификация, т.е. группировка  доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
     Единство  бюджетной системы обеспечивается управлением бюджетной системой и реализуется через единую социально – экономическую политику государства, включая бюджетную и налоговую. Единство бюджетной системы является непременным условием осуществления общегосударственной финансовой политики.
     Реализуется это единство через взаимодействие бюджетов всех уровней посредством  использования регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных  фондов, их частичного перераспределения. Это осуществляется посредством  установления нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, а также предоставления финансовой помощи в различных формах (субвенций, дотаций, субсидий) из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, а из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.
     Следовательно, единство бюджетной системы Российской Федерации не предполагает слияния  или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует  самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, последние – в федеральный бюджет. Но в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для обеспечения реализации стоящих перед ними задач из бюджетов вышестоящих уровней (федерального и регионального) могут передаваться им дополнительные доходные ресурсы. Это позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.
     Принцип самостоятельности  бюджетов означает:
     • право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.