На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Недостатки рыночной экономики и государственное регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

  Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система  оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Актуальность выбранной темы обусловлена переходом в России от административно-командной модели к рыночной экономике. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения, соответствующие им формы собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
    Актуальность определила цель  исследования – изучить рынок,  его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка. В соответствии с целью определяются следующие задачи:
  1.Определить, в чем заключается сущность  рынка, его функции, основные  цели рыночной организации, что  такое рыночная экономика, виды  рынков.
  2. Изучить недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики,  рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
  3. Сделать выводы по вопросу  сущности рынка его функциям  и роли в жизни общества.
    На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.
    Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения  и списка литературы. В первой  главе целесообразно выделить, что  человечество большую часть своей  истории прожило без рынка, было развито натуральное хозяйство. Затем перешли к товарному хозяйству, в результате чего экономический субъект стремился достичь частных интересов и разделить труд между товаропроизводителями. Сначала развивался обмен, который повлек за собой развитие рынка. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В этой главе говориться о сущности рынка, который выполняет ряд функций. В экономике принято выделять следующие типы рынков: по общественному разделению труда, по степени ограничения конкуренции, по степени регулируемости, по организации рыночного обмена, по соответствию законодательным нормам, по экономическому назначению объектов рыночных отношений. Эти все виды рынка взаимосвязаны между собой и развивают экономику в целом. Во второй главе рассматриваются отрицательные стороны рынка. Развитие рынка привело к его усложнению, это вызвало формирование и усложнение его инфраструктуры. Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Это необходимо для самого рынка, представляющее условие его надежной работы. Но государство не должно злоупотреблять вмешательством в экономику, так как это может повлечь за собой негативные последствия. В третьей главе говорится о государственном регулировании рыночной экономики, формах, методах вмешательства государства в рыночный механизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 

  Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И всё же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удаётся достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.
  В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению Адама Смита, возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ.
  Обыденное, широко распространённое понятие «рынок», под которым принято понимать место встреч продавцов и покупателей, массовой купли и продажи товаров, лишь частично отражает  то глубокое содержание, которое вкладывается в слово «рынок» экономической наукой и хозяйственной практикой. Категория «рынок» в широком представлении объединяет несколько понятий.
  Во-первых, рынок – это любое место торговли товарами и услугами.
  Во-вторых, в обобщённом смысле рынок есть вся  совокупность процессов торговли, актов  купли-продажи вне зависимости  от того, где они происходят. В  таком представлении рынок характеризуется  многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объём продаж и покупок (ёмкость рынка), способ торговли, уровень цен. Здесь же рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем.
  В-третьих, рынок представляет систему экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающуюся, прежде всего на принцип, согласно которому всё в мире продаётся и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.
  И, наконец, в самой универсальной  трактовке понятие «рынок» ассоциируется  с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». [14]
  Рыночной  экономике свойственны процессы саморегулирования, занимающие доминирующее положение в управлении экономическими объектами. Экономика рыночного  типа полагается в основном не на государственное  управление, а прежде всего на рыночные механизмы саморегуляции. При наличии свободных рынков и рыночных цен действует принцип «невидимой руки», которая дирижирует экономическим оркестром.
  Рыночный  механизм обеспечивает  самонастройку  экономических объектов и процессов, экономики в целом на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Правда, делается это весьма жёстко, беспощадно, посредством бескомпромиссной конкуренции, удаления неумелых из игры, банкротства и безработицы.
  Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создаёт мощный стимул экономического прогресса.
  В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе  хозяйственного поведения возникают  и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличие  от искусственного, навязываемого, так  называемого «социалистического» соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.
  В то же время главным инструментом, способствующим конкуренции, служат меры по демонополизации структур в отдельных отраслях и видах производства, противодействие захвату рынка монополистами. Таким образом, наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи её естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже в какой-то степени насаждается извне с помощью специальных управляющих воздействий.      
  Характерная черта рыночного саморегулирования  состоит в том, что оно распространяется на создание предприятий. Этим стимулируется  зарождение очагов развития экономики. Предоставление лицам, группам, коллективам прав образования новых предприятий, как изначально, с нуля, так и на основе подразделений, частей действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой, но не только. Это ещё одно направление реализации принципа экономической свободы. Благодаря этому развиваются инициатива и предприимчивость.
  В рыночной экономике движение финансов гораздо строже подчинено действию объективных законов, а сами финансы, денежное обращение обретают самостоятельное значение как инструмент активного  управления созданием и движением товаров. Для экономики рыночного типа характерно непосредственное включение в финансовый  контур управления  экономикой таких мощнейших рычагов саморегулирования, как свободные рыночные цены, налоги, пошлины, кредит, ссудный капитал, резервирование, процентные ставки, штрафы, валютный обмен, движение ценных бумаг во взаимодействии с денежными потоками. Управление экономикой путём воздействия на денежное обращение становится в этих условиях не менее важным, чем непосредственное управление производством, распределением и потреблением материально-вещественного продукта.
  Для рыночной экономики принципиально  важно не только то, что деньги, финансы  живут в ней самостоятельной жизнью, становятся особым предметом экономических отношений, но и то, что материально-вещественные потоки обладают высокой степенью согласованности. На практике происходит естественное сращивание материальных и финансовых отношений в виде единых товарно-денежных отношений.
  Более высокая активность функционирования финансовых рычагов управления в  рыночной экономике  обеспечивается также тем,  что в ней банковская система распространяет свои функции  далеко за пределы накопления и распределения  финансовых ресурсов. Банки становятся органами регулирования финансово-экономической деятельности, стабилизаторами денежного обращения, ускорителями движения капитала, стимуляторами хозяйственной предприимчивости.
  Саморегулирование рыночной экономики обеспечивается тем, что в ней определяющая роль в управлении придаётся экономическим, а не административно-распорядительным методам.
  В рыночной экономике также действует  механизм социальной защиты населения. Карл Маркс исходил из представления  о капитализме, как о строе угнетателей. Он утверждал, что в условиях капитализма пролетариат обречён на абсолютное обнищание. Это была одна из крупнейших ошибок марксизма. Автор коммунистической доктрины не учёл  то обстоятельство, что капиталист заинтересован в своих работниках, так как от их благосостояния зависит и его собственное. По мере развития и совершенствования капитализм в странах с рыночной экономикой обрёл человеческое лицо, и забота  о трудящихся стала его характерной чертой.
  Для современной рыночной экономики  характерны средства социальной защиты населения  от неблагоприятных или непредвиденных последствий.        
  Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев  они представлены двумя основными  категориями.
  Прежде  всего, это постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня.
  Наряду  с ограничителями применяется разветвлённая  сеть социальных компенсаторов, в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставление бесплатных товаров и услуг по сниженным ценам и даже бесплатно.
  Однако  уровень социальной защищённости в  рыночной экономике поддерживается таким, чтобы она не оказывала  отрицательного воздействия на эффективное  функционирование экономической системы, не приводила к социальному иждивенчеству и, тем более, к социальному паразитированию.
  Наряду  с преимуществами рыночного механизма  существует и ряд недостатков, с  которыми рынок не в силах справиться без участия государственного регулирования. [13]
      Рынок: общая характеристика
 
  Современное понимание рынка:
  Рынок – общественная форма организации  и функционирования экономики, при  которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без  посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
  Рынок – система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого  товарного и денежного обращения.
  Роль  и функции рынка можно правильно  понять, если рассмотреть его в  рамках более широкой системы – товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
  Исходное  звено общей системы – производство товаров – оказывает прямое воздействие  на рынок по нескольким направлениям:
а) в  производственной сфере постоянно  создаются полезные продукты, которые  затем поступают в рыночный обмен;
б) в  самом производстве создаётся новая  стоимость – ожидаемые доходы участников рыночных сделок;
в) в  виду общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.
  В свою очередь рынок оказывает  обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи  и составляют особые функции рынка.
  Рынок выполняет определенные функции:
- информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
- посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
- ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
- регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
- санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
      - интегрирующая. Соединение сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
      - стимулирующая. Состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достойную прибыль.
      - контролирующая. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
      - экономичности. Предполагает сокращение издержек в сфере потребления и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.
      - реализации интересов рыночных субъектов. Обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, который сформировал Адам Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно».
   Принципы  рынка:
   1.пространство  экономических действий;
   2.свободный  выбор видов и форм деятельности;
   3.всеобщность  рынка (проникновение рынка во все сферы общественного производства);
   4.равноправие  рыночных субъектов с равными  формами собственности;
   5.свободное  ценообразование;
   6.саморегулирование  хозяйственной деятельности;
   7.принцип  договорных отношений;
   8.экономическая ответственность;
   9.самофинансирование;
   10.государственное  регулирование;
   11.конкуренция.
   Рынок можно рассматривать по географическому  положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:
   1. Рынок средств производства.
  Торговля  средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.
  Характерная особенность рыночной экономики  состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
  2. Рынок рабочей силы.
  Рынок рабочей силы теснейшим образом  связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым  сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда.
  Рыночный  спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит  от эластичности спроса на продукцию  фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. [12]
  3. Рынок капитала и финансов.
  В движении капитальной стоимости  денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
  4. Рынок потребительских товаров.
  На  нем взаимодействует все население  с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
  5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.
  Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
  Основной  способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем  начать действовать. На рынках, где  информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который готов заплатить такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупателю. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую информацию.
  Для успешной конкуренции на рынке любой  фирме, прежде всего, необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:
- кто  готов купить данный товар  или услугу;
- почему  потребитель будет покупать именно  ваш товар или услугу;
- в каком  виде потребитель желает получать ваш товар;
- в какое  время он намерен покупать  ваш товар; 
- где  он хотел бы покупать ваш  товар; 
- какими  партиями и как часто он  готов покупать ваш товар и  т.д. 
  Надо  знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.
  В последние десятилетия быстро формируется рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией.
  6. Рынок жилой площади.
  В условиях рынка надлежит усвоить, что и жилая площадь представляет типичный объект рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с другими товарами.
  Право строительства и продажи жилья  должно принадлежать на равных началах  государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам. Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества. В то же время рынок жилья намного упрощает обмен, переезд в другое место жительства, передачу жилой площади по наследству, улучшает отношение людей к жилому фонду, повышает заинтересованность всех слоев населения в жилищном строительстве, способствует реализации избытков жилой площади, устраняет многочисленные махинации с жильем, его скрытую продажу. Отметим, что введение рынка жилья постепенно приведет к уменьшению колоссального несоответствия между мизерной платой, вносимой за пользование государственной квартирой, и баснословно высокой платой, за которую снимают ту же квартиру лица, не имеющие жилой площади.
  7. Рынок инвестиций.
  В рыночной экономике происходит изменение, как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными источниками инвестирования здесь становятся банковские кредиты, частный капитал, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо прямые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Но во всех случаях здесь имеет место значительно большее расширение инвестиционных возможностей предприятия или организации. Основной признак, главное качество рынка инвестиций определяется не только расширением объемов и источников финансирования капитальных вложений и зон их приложения. Рынок инвестиций гораздо более широкое понятие. Он часть общего экономического рынка. Благодаря ему значительно облегчается воплощение капитальных вложений в денежном выражении в материальные информационные, научно-технические объекты. 
Рынок инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец, носитель становится капиталистом. В рыночной экономике на законных основаниях наравне с государственным функционирует банковский, коммерческий капитал, коллективный капитал, вкладываемый в любое дело по желанию владельцев, и семейный, личный, частный капитал, направляемый туда, где он сулит принести весомую прибыль.

  8. Рынок денег, валюты, ценных бумаг.
   Как было сказано выше, рынок инвестиционного  капитала сам по себе представляет денежный рынок особой природы. Он связан с превращением денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические и социальные усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают денежные рынки в чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и покупаются же за деньги. Рынок денег в принципе может существовать даже при наличии в стране только единственной денежной единицы. В этом случае он распространяет свое действие на кредитование, предоставление денежных средств взаймы, т.е. на операции по возможному обмену "сегодняшних" денег на "завтрашние" деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде, скажем, золотого рубля или возникают республиканские валюты, то рыночные отношения обретают гораздо более широкие возможности в виде покупок и продаж одной валюты за другую.
   Рынок валюты, под которой понимается уже  не только национальная, но и иностранная  валюта, означает еще большую возможность  купли, продажи, обмена по определенному  валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной  страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты. Конечно, разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный - валютным.
   Однотипным  с ними по природе, но все же самостоятельным  стал рынок ценных бумаг. Последние  представляют собой особый вид денежных или имущественных документов, которые  либо обладают определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу имущественное право, которое в конечном счете может быть сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.[15]
     Элементы рынка: цена, спрос и предложение, конкуренция.
      Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.
  В условиях товарного обращения производство представлено на рынке предложением товаров, а потребление – спросом на товары. Другими словами, предложение представляет сумму продавцов, или производителей, данного товара, а спрос – покупателей, или потребителей, этого же товара.
      Спрос и предложение – это объективно необходимые категории рынка. Через них проявляется взаимосвязь между производством и потреблением.
      Конкуренция – соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
        Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы  экономика могла надлежащим образом  адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.
  Объектом  конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
  1) она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
  2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;
  3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
  К числу негативных сторон можно отнести:
  1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства;
  2) ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения; 
  3) ее следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.[8]
   Инфраструктура  рынка – совокупность правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
   Функции инфраструктуры рынка:
   1.облегчение  участникам рыночных отношений  реализации их интересов;
   2.повышение  оперативности и эффективности  работы рыночных субъектов;
   3.организационное  оформление рыночных отношений;
   4.облегчение  форм юридического и  экономического  контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
   5.подготовка  специалистов.
   Основные  элементы инфраструктуры: биржи; аукционы, ярмарки; кредитная система и банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; биржа труда и система регулирования занятости; информационные технологии и коммуникации; налоговая система и инспекция; система страхования и страховые кампании; реклама; торговые палаты; таможня; профсоюзы; коммерческовыставочные комплексы; система высшего и среднего экономического образования; аудиторские компании; консультативные (консалтинговые) кампании; общественные и государственные фонды; специальные зоны свободного предпринимательства.[10]
    Роль рынка в процессе общественного воспроизводства сводится к следующему:
- выдает  сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
- уравновешивает  спрос и предложение; 
- обеспечивает  сбалансированность экономики; 
- на  основе дифференциации товаропроизводителей  ведет к утверждению нового, прогрессивного  в жизни общества;
- это  своеобразный двигатель научно-технического  прогресса; 
- объективно  формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.[19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    НЕДОСТАТКИ  РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
 
  Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:
      1)рынок  способен решать главные экономические  проблемы;
  2)рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.
      Хотя  эти утверждения кажутся весьма незамысловатыми, осознание их как  истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы  утверждали, что:
      1)после  создания крупного машинного  производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач;
      2)дальнейший  экономический прогресс человечества  будет возможен только тогда,  когда люди научатся эти главные  задачи без помощи рынка –  на основе составляемых государством  централизованных планов.
      Однако  исследования противников этой теории, равно как и опыт практической реализации плановых систем в СССР и других социалистических странах, показали, что:
      - механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить;
  - централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и в долгосрочном плане приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.
      Иными словами, рынок вовсе не стоит  списывать в архив экономической истории. Его можно далее успешно использовать на благо человечества.
  К преимуществам рынка обычно относят:
       1) эффективное распределение и  использование ресурсов для производства  необходимых обществу товаров  и услуг;
       2) возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
    3) высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
       4) быстрое использование достижений науки и техники;
       5) свободу выбора и действий  предпринимателей и потребителей;
       6) способность к удовлетворению  разнообразных потребностей, повышению  качества продукции;
       7) относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.
      Позитивные  функции рынка делают его в  принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное  развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества.
Надо  лишь научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка и смягчать их последствия.
      Слабости (несовершенства) рынка – неспособность  рыночных механизмов решать некоторые  экономические задачи вообще или  наилучшим образом.
      Причины слабостей рынка заключаются  в том, что в реальной жизни никогда не удаётся соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества. Вот наиболее важные из них:
      1) никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;
      2) среди продавцов, с одной стороны, или покупателей, с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;
      3) всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нём (кто, что, где, когда и по какой цене продаёт или покупает);
      4) государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.
      К сожалению, полностью соблюсти все эти условия – задача совершенно нереальная для любой страны. Но если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают давать сбои.[6]
      Слабости (несовершенства) рынка проявляются  в:
      1) возможности монополизации рынков;
      2) трудности создания благ на коммерческой основе;
      3) нарушении рыночного механизма и внешних факторов;
      4) нарушении рыночного механизма и общественных благ;
      5) неравенстве доходов и богатства;
      6) неспособности содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
      7) нестабильности развития и подверженности спадам производства и инфляционным процессам;
      8) неспособности сохранения невоспроизводимых ресурсов;
      9) перераспределении доходов;
      10) неустойчивости.
      Функционирование  рыночной системы  основано на стихийном  действии экономических  регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
      Монополизация рынков. При бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать  рынок определённого товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:
      1) экономического преимущества;
      2) различных сговоров или уничтожения конкурентов.
      Экономическое преимущество той или иной фирмы  на рынке может возникнуть за счёт того, что она смогла предложить наиболее выгодное им соотношение «цена/качество»  по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбытов товаров.
      Если  даже итогом такой деятельности фирмы  становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достаётся фирме, победившей в конкурентной борьбе за счёт наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.
      Здесь оснований для вмешательства  государства нет. Если такая фирма  попытается использовать своё господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия  для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счёт предложения более низких цен.
      Совсем  иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии  или олигополии возникают на нём  не за счёт наилучшей технологии или  организации производства, а за счёт сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе необязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.
      Невозможность на коммерческой основе создания общественных благ. В ассортименте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, то есть если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Это общественные блага.
      Самый простой пример такого общественного  блага – правовая система общества, то есть законы и обеспечение их исполнения. Она призвана оберегать  от произвола всех граждан страны, гарантировать равное соблюдение их интересов.
      Вместе  с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких  благ и услуг в нормальном обществе просто невозможно. Такие ситуации характерны для криминализированных  стран, где государство слабо  и люди и фирмы ищут защиты у  бандитов или вынуждены добиваться своих якобы гарантированных законом прав путём подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.
      Стихийно  действующий механизм рынка не настраивает  экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне  не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных  непосредственно  с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
   Нарушение рыночного механизма и внешние факторы. На рынке не учитываются экологические потребности людей. Предприниматели в погоне за прибылью не желают производить затраты на охрану окружающей среды. Сам рынок не способствует включению в цену товара издержек на установку и содержание очистных сооружений, а, следовательно, их оплату. Так как окружающая среда никому не принадлежит. А рынок, как известно, защищает лишь частную собственность.
  Если, к примеру, химический комбинат через  атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого  гибнут пчёлы, то это никак не беспокоит его дирекцию, но очень волнует людей держащих пасеки. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым.
      Однако  пасечники никоим образом не участвуют  в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара. В результате загрязнение полей оказывается эффектом как бы внешним, посторонним по отношению к рынку химической продукции и не как не учитывается в формировании цен на нём.
      Иными словами, внешние (побочные) эффекты  некоторых видов хозяйственной  деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов. Если рыночные решения принимаются без учёта всех затрат и выгод, связанных с производством и потреблением определённого типа благ, то эти решения оказываются далёкими от совершенства. Более того игнорирование потерь или выгод определённых групп граждан или фирм может породить общественные конфликты.
      Рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющихся непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. 
Например, потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь удовлетворение, получаемое индивидуальными потребителями, которые покупают товары и услуги; он не отражает того факта, что покупка таких услуг, как вакцинация и образование, приносят и удовлетворение всему обществу в целом. Равным образом и производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на учете тех издержек, которые им диктует рынок, и не отражающие внешние издержки, т.е. издержки, которые приходятся на долю общества в целом, как, скажем, различные формы загрязнения окружающей среды. Проблема здесь сводится к следующему: там, где спрос на предложение не отражают точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества.[6]

      Неравенство доходов и богатства. Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан. В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают намного большим количеством «долларовых голосов», чем бедные. Отсюда можно сделать вывод, что рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.[3]
  Рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного  населения и гарантированный  трудовой доход. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица.
  Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления. Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. [16]
      Изменить  ситуацию можно лишь путём регулирования  доходов и богатства. Решить столь  сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов  и реализации форм социальной политики в масштабах всей страны.
  Аргументация против рыночной системы сложна.
  Критики рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами:
  Угасание  конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма  - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.
  Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.
  Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".
  Во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что  сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших количеств реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.
  Но  существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Рыночная система ослабевает и в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. Поставщики и потребители ресурсов становятся менее подчиненными воле потребителей, суверенитет производителей и владельцев ресурсов ставит под сомнение и подрывает суверенитет потребителей.
  Нарушение рыночного механизма и общественные блага. Второй пример нарушения рыночного механизма обусловлен тем, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Например, такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на индивидуальной основе. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные и коллективные потребности.
  Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять а рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
  Нестабильность: инфляция и безработица. В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически.
  Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда росту ступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства. Несмотря на множественность точек зрения на причины колебаний экономической активности, большинство экономистов считает, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов. Попросту говоря, если общие расходы невелики, многим предприятиям невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов.
  В настоящее время считается, что полная занятость, или естественный уровень безработицы составляет 5-6%. Главная «цена» безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2.5%-ному увеличению отставания ВНП.
  Однако  циклическая безработица - это нечто  большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.
  Инфляция  - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Экономисты отличают инфляцию спроса от инфляции, обусловленной ростом издержек (инфляции предложения). Есть две разновидности инфляции, обусловленной ростом издержек: инфляция, вызванная ростом заработной платы, и инфляция, возникающая в результате нарушения механизма экономики предложения.
  Непредвиденная  инфляция произвольно перераспределяет доходы в ущерб получателям фиксированного дохода, кредиторам и владельцам сбережений. Концепция инфляции спроса предполагает, что если экономика стремится к высокому уровню производства и занятости, то умеренная инфляция необходима. Однако сторонники концепции инфляции, обусловленной ростом издержек, утверждают, что инфляция может сопровождаться сокращением реального объема национального производства и занятости. Гиперинфляция, которая обычно связана с неразумной политикой государства, может подорвать финансовую систему и ускорить крах.
  Неспособность содействовать развитию фундаментальных  и прикладных исследований в науке. Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. При всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке. Отдаленная и неопределенная перспектива получения экономической выгоды от этих исследований приводит к распределению ресурсов в пользу более быстрой и верной возможности получения прибыли в других отраслях.
    Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития.
  Система свободного предпринимательства  не в состоянии  обеспечить экономику  нужным количеством  центральных денег.
      Неустойчивость. Наконец, многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.
      Какая из этих позиций - одна за, другая против рыночной системы - правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания относительно рыночной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы их можно было игнорировать.
        С другой стороны, нельзя выносить  суждения по какой-то проблеме  лишь на основе количества  аргументов за и против. Главный  экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов, - трудно опровергнуть. На деле рыночная система является - или, по крайней мере, может быть - довольно эффективной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

  Государство – политическая форма организации  жизни общества, которая складывается как результат возникновения  и деятельности публичной власти.
  Государство – основное орудие политической власти в обществе.
  Вмешательство государства в экономику сводится к следующим действиям:
    выработка экономической политики;
    управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
    установление правовых основ рынка и ценовой политики;
    регулирование внешнеэкономических отношений государства.
  Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным  способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче.
      Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых недостатками рынка.
  Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.  
       Так, например, экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
  Противоречие  между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда  и ресурсов породили необходимость  переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию  управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП, обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
  На  практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику  эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.
  Приведенные выше положения подчеркивают необходимость  взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования, государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включает в себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекс проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни общества.
  Снижение  социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходима огромная организационная работа по согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.
  Все это подчеркивает необходимость  активной роли государства, всех его  институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает. Тип экономики, который сложится в будущей России, пока не ясен. Но ограничительные контуры, рамочные характеристики известны.
  Вместе  с тем эти черты рыночного  несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.[5] 
 
 
 

      Теории  экономической роли государства
 
  В экономической теории существует несколько основных направлений в вопросе регулирования общественного производства в условиях рыночных отношений. К ним относятся:
1) неоклассическое направление. Оно стоит на теоретических позициях автоматического саморегулирования рыночной экономики;
2) кейнсианское направление. Оно исходит из обязательного вмешательства государства в рыночную экономику, особенно в период экономического кризиса.
3) институциональное направление. Оно благосклонно относится к вмешательству государства в рыночную экономику.
  На  позициях автоматического саморегулирования  рыночной экономики стоит чикагская  школа экономистов. Её представители  придают денежным факторам решающее значение в формировании конъюнктуры рынка и отрицают необходимость активного вмешательства государства в процесс воспроизводства. Школа зародилась в Чикагском университете (США) в начале XX века. Из-за акцента на экстраординарной роли денег концепция чикагской школы получила также название доктрины монетаризма.
  Основоположником  теоретического учения чикагской школы  является американский экономист М. Фридмен. Идею невмешательства государства  в экономику отстаивает несколько  поколений учёных-экономистов Чикагского университета с начала 20-х годов XX века, и в первую очередь И. Фишер, Г. Саймонс,  Л. Минтс.
  Чикагская школа стоит в оппозиции к  кейнсианскому направлению экономической  мысли, которое настоятельно рекомендует  государству регулировать рынок. Монетаристы отстаивают тезис об исключительной внутренней устойчивости капиталистической экономической системы. По их мнению, эта устойчивость как раз и делает ненужным государственное вмешательство в экономику. Монетаристы делают акцент на механизм рыночной конкуренции и ценообразования, которые должны автоматически приводить экономику в равновесное состояние. По их мнению, все противоречия воспроизводства порождаются лишь ошибками и просчётами в экономической политике государства.
  В основе концепции чикагской школы лежит количественная теория денег. Она обосновывает, что изменение количества денег, находящихся в обращении, служит главным и определяющим фактором изменений как общего уровня цен, так и денежной оценки. Согласно количественной теории денег скорость их обращения является постоянной, а уровень товарных цен изменяется прямо пропорционально количеству денег в обращении.
  Однако  появились несоответствия монетаристской теории и экономической действительности. И монетаристы заменили тезис о постоянстве показателя скорости обращения денег положением о стабильной функции спроса на кассовые остатки денежных средств фирм.
  А эта постоянная сумма денег допускает  существенные колебания скорости  обращения денег как в долговременном периоде, так и в течение отдельных фаз капиталистического цикла. Но в целом, как считают монетаристы, отношение между количеством денег в обращении и суммой денежных расходов является весьма стабильным и хорошо предсказуемым показателем.
  На  основе стабильной функции спроса на кассовые остатки монетаристы выдвинули следующий автоматический механизм восстановления нарушенного рыночного равновесия. Главным является умение экономических агентов приспособиться к меняющимся условиям денежного обращения. Так, увеличение по каким либо причинам количества денег в обращении ведёт к изменению установившейся пропорции между кассовыми остатками и суммой денежных расходов. Чтобы восстановить эту пропорцию, предприниматели начинают усиленно тратить деньги, что влечёт за собой повышение спроса на товарных рынках и рост цен. В результате обесценивания денег рыночная экономика приходит к новому равновесию, где увеличившиеся кассовые остатки соответствуют новому, более высокому уровню цен.
  Таким образом, по мнению экономистов чикагской  школы, устойчивый спрос на кассовые остатки играет роль основного стимула, определяющего динамику воспроизводства. Главный лозунг монетаризма – деньги имеют значение, на практике он дополнительно интерпретируется ими следующим образом – только деньги имеют значение.
  Представители чикагской школы выводят циклические  колебания воспроизводства из изменений  количества денег в обращении. Спады  производства они трактуют как результат  предшествовавших сокращений количества денег в обращении из-за недальновидной деятельности центрального банка. Несовпадение в динамике производства продукции и денежной массы в обращении монетаристы объясняют наличием длительных  и непредсказуемых лагов (задержек) между изменением количества денег в обращении и последующими колебаниями объёма производимого продукта. Так объясняются любые несовпадения теоретической схемы с реальной действительностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.