На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Детский фольклор

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Детский фольклор
Контрольная работа 

Содержание 
    Понятие о детском фольклоре. Жанры детского фольклора …………...3
    Место фольклорных произведений в программе воспитания
    дошкольников  …………………………………………………………………9
    Значение фольклорных произведений в воспитании
    дошкольников  ………………………………………………………………..13
    Описание моментов практического использования фольклора
    в детском  саду или в группе (развлечение, литературный праздник
    и др.), отметив реакцию, чувства, поведение  детей (во время
    праздника и после него) ……………………………………………………..15
     Список  используемой литературы …………………………………………. 

     1. Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk – народ и fore – мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного искусства. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу. Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим – народные драмы. Первоначальными драматическими произведениями на Руси были обрядовые игры: проводы Зимы, встречи весны1. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.
     Многие  жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок  легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает  представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, т.е. вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. По словам Г.С. Виноградова «Едва  ли можно найти материал более  близкий, затрагивающий интересы и  потребности детского возраста и  потому самый занимательный, чем  тот, который связан с детским  бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской  народной массы. Это – детский  фольклор». Особенностями детской  психики определяется выбор поэтических  образов, весь состав детского фольклора. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики2. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
     Но  большинство ученых к детскому фольклору  относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную  для детей, что существенным образом  меняет специфику и объем понятия  «детский фольклор». И далеко не всегда то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар  детей, является собственно детским  творчеством. Велика роль заимствований  из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Все  заимствованное приспосабливается  к детской среде, перестраивается  по законам детской эстетики и  тем не менее не может быть без  соответствующих оговорок названо  собственно детским творчеством. Весь детский фольклор вызван к жизни  «едва ли не исключительно педагогическими  надобностями народа» (Г.В. Виноградов). В детском фольклоре четко  прослеживается формообразующая роль педагогических функций, поэтому изучение детского фольклора вне связи  с народной педагогикой неправомерно.
     Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область  народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и  музыкально-поэтических жанров фольклора.
     Во  многих детских песнях и играх  воспроизводятся время и события, давно забытые народом. Детский  фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших  предков.
     Многие  забавы детей являются «шуточным  подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к  жизни. В них находят свое отражение  производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты  и социальная жизнь народа.
     Издавна существует много фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и эстетическая вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего  поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека.
     К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов  и многие другие знатоки языка.
     Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Современные родители очень огорчаются, если их ребёнок не любит читать, не догадываясь, что причина этого кроется в самом раннем детстве. Именно раннее детство – это время запуска сил и возможностей человека, что относится к чтению. Потребность в общении с книгой закладывается до 3-4 лет.
     Первое  знакомство с литературой начинается с жанра устного народного  творчества. Первое стихотворение, услышанное младенцем, – колыбельная песня, которая относится к поэзии пестования.
     Поэзия  пестования – удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Понятие «народная педагогика»  значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях, в поэзии народа.
     Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям  эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно важной информации. Народные воззрения нашли  свое отражение в сотнях пословиц и поговорок («Люби дитю, но не оказывай», «Учи ребенка, пока поперек лавки  лежит, а коли вдоль ляжет –  поздно», «Каков в люльке», таков  и в могилку», «Яблоко далеко от яблони не падает» и мн.др.). В сказках  показана роль смеха в жизни людей, сила любви, классовость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах  и мужиках и т.п.). Только всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для  создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для  каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской  поэзии закреплены многообразные приемы воспитания.
     К «поэзии пестования» или «материнской поэзии» относятся колыбельные  песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых  маленьких. В центре всей «материнской поэзии» – дитя. Им любуются, его  холят и лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка  народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый мир, в котором  царят и побеждают любовь, добро. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования  в сон. В колыбельных песнях отражается в игровой форме все, чем живет мать, – ее радости, заботы, думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни мать для младенца включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока» и т.д. Слов-понятий в колыбельной немного – лишь те, без которых первичное познание мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи. Ритм и мелодия песни были рождены ритмикой качаяния колыбели.
     Со  временем колыбельные песни утратили заговорно-заклинательный характер (колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил). Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностям, – продукт позднего времени. Кота зовут ночевать:
     Ваня  будет спать,
     Котик Ваню качать.
     Народная  педагогика включала в колыбельную  не только добрых помощников, но и злых (например, зловещего Буку), которого надо было задабривать, чтобы он не причинил вреда маленькому. «Колыбельная песня – своего рода прелюдия к  музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать  тональность слов, интонационный  строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен»3.
     Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития малыша. Мать, распеленав его, поглаживает тельце, приговаривая
     Потягушки-потягунюшки,
     Поперек-толстунюшки,
     А в ножки-ходунюшки,
     А в ручки-хватунюшки,
     А в роток-говорок,
     А в голову-разумок.
     Пестушки  сопровождают физические процедуры, необходимые  ребенку. К пестушкам близки шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а  с Егора худоба». Потешки – более разработанная игровая форма, чем пестушки (хотя в них элементов игры достаточно). Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:
     Тра-та-та, тра-та-та,
     Вышла кошка за кота!
     Кра-ка-ка, кра-ка-ка,попросил он молока!
     Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
     Кошка-то и не дала!
     Иногда  потешки и наставляют, дают простейшие представления о мире, он получает первые сведения о счете, иными словами, у него начинается мыслительное напряжение. Назидательный смысл потешки  подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией, в них вовлекается и ребенок. В известной игре «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки» привлекается внимание ребенка к его собственным  ручкам. Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки  существуют и вне игры (в отличие от потешек). В прибаутке основу образной системы составляет движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке – туды ж по дорожке».
     Мудрость  народной педагогики проявляется в  ее чуткости к этапам взросления человека. Проходит пора созерцания, пассивного слушания. На смену идет активное поведение, стремление вмешиваться в жизнь, тут-то и начинается психологическая подготовка детей к учебе и труду. И веселым помощником оказывается прибаутка. Она побуждает ребенка к действию, а ее недоговоренность вызывает у ребенка желание домыслить, дофантазировать, т.е. побуждает мысль и воображение. Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. Прибаутки можно использовать и в работе с детьми младшей группы детского сада. Небылицы, перевертыши, нелепицы – разновидность прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая ценность ее состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном правильном представлении о мире.
     Ехала деревня мимо мужика,    В красном сарафане,
     Глядь, из-под забора лают ворота…   Дети на телетах,
     Из-за леса, из-за гор      Слуги на утятах…
     Едет  дядюшка Егор:      Дон, дон, дили-дон,
     Сам на лошадке,      Загорелся кошкин дом!
     В красной шапке,      Бежит курица с ведром,
     Жена  на баране,      Заливает кошкин дом…
     В красном сарафане
     Считалки  – это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые, ритмические стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Современная педагогика отводит игре большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам, в игре устанавливаются отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса, неразберихи в детскую жизнь. все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни. В считалках типа: «Эники, беники, ели вареники…», «Заяц белый, куда бегал?» сама возможность поиграть словами очень привлекательна для детей. Их тоже можно вводить уже в младшей группе детского сада. Скороговорки относятся к жанру потешному, развлекательному. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки  всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями в средней группе детского сада. Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички – все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора, служащие развитию разговорной речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме они легко запоминаются детьми.
     – Скажи двести.
     – Двести.
     - Голова в тесте!  (Поддевка) 

     Радуга-дуга,
     Не  дай нам дождя,
     Дай красна солнышка
     Кол околицы!  (Закличка) 

     Мишка-кубышка,
     Около уха – шишка!  (Дразнилка)
     Заклички  по своему происхождению связаны  с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и  к близким к ним по смыслу и  употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы  – солнцу, ветру, радуге, то вторые –  к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский  фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду. Более  поздние заклички и приговорки приобретают  уже характер развлекательных песенок. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии.
     Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
     Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста (начиная со средней группы детского сада). Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
     Более крупные произведения детского фольклора  – песни, былины, сказки.
     Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества – обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые, исторические, лирические, в наше время дети чаще всего распевают авторские песни. Былины – это героический эпос народа. В былинах всегда рассказывается о борьбе двух начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин (от слова «быль»). Важно, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают слабых, отстаивают справедливость.
     Наиболее  распространенный вид устного народного  творчества – сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей – от стариков до маленьких детей. Особенность их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.
     Сказки  отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым  заставляет их сосредоточиться, слушать  внимательно.
     Сказка  не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя  – можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» – учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавель», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Царевна лягушка»).
     Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный), поведение, поступки характеризуют  их с плохой стороны. Развивая перед  своими слушателями картину действенной  упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что  надо добиваться намеченной цели, несмотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
     Воспитательная  ценность народных сказок заключается  ещё и в том, что в них  запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный  ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей  гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находится в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразия приключений, которые испытывают её герои. Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства – светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.
     Цель  педагога детского сада: дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так, чтобы сказка была средством эмоционального погружения ребенка в новую область знания. 

     2. Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании дошкольников. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей. Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями музыкальные впечатления. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. Эстетически ценные музыкальные впечатления ребенок получал с детства. Так формировался и усваивался подобно словам родной речи многокрасочный музыкальный язык родной национальной культуры.
     Большие возможности погружения ребенка  в мир народного искусства, обучения языку народной, а в дальнейшем – классической и современной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Их музыкально-педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной педагогики в учебно-образовательном процессе, может включать составление перспективного плана работы с включением причисляемых к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания, проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах. Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали, педагог читает детям рассказы русских писателей, где говорится о народной музыке, использует в беседах иллюстрации художников к русским народным сказкам к сказкам, творения народных мастеров, знакомит детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Большую помощь могут оказать аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней.
     Прибаутки, считалки и произведения других жанров обладают такой же музыкальной ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее  значительна. Интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме. Их живописные, достаточно развернутые по содержанию сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.
     Прибаутки и считалки не могут быть отделены от первоначально связанных с  ними движений. Но вместе с тем они  могут побудить придумывать к  ним новые движения. Что касается считалок, то, произнося их, педагог  прикасается на каждый удар пульсации (на каждую четверть) к одному из детей, формируя у ребенка ощущение сильной  доли такта.
     Программа «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры»4 (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщению их к богатому культурному наследию русского народа, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух русской национальной культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.
     Исходя  из данных теоретических оснований, авторы рекомендуют следующее.
        Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи — часть его великого народа.
        Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
        Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т. д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
        Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.
     Таким образом, образовательная цель программы  состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства  — от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному  возрасту игровые методические приемы. Важным условием и участником педагогического  процесса авторы программы считают  специальное помещение — избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в  русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т.д. Такое убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. В избе детей приветствует хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей всех народных традиций (ее роль может исполнять одна из воспитательниц). Кроме того, в избе живет еще один персонаж (это авторская находка) — домовенок Кузя (образная кукла) — представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.
     Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и  подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т. д.
     В дошкольном возрасте к играм и  песням прибавляются упражнения ребёнка  в овладении родным языком. Успехи развития ребёнка в языке за этот сравнительно короткий период жизни  до школы поразительны. Ребёнок усваивает  родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего  русского языка открывается перед  ребёнком-дошкольником в блестящих  произведениях устного народного  творчества. Совершенные образцы  его – пословицы, загадки, сказки – ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника — живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. В педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что загадка, сказки способны образовать язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут не оказать влияния на язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка предстанет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. Народная речь отличается образностью. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова.
     В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных  детям; они рождаются в живой  разговорной речи, проникают и  из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие  и явления природы и поведение  людей. Все эти, и многие другие выражения  тесно связаны с национальными  образами, с явлениями родной природы.
     Употребление  пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно  в языке взрослых; к месту сказанные  воспитателем при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут служить свою службу.
     В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к  художественной литературе. Значительно  усложняются задачи, которые воспитатель должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
     

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.