На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы активного социально-психологического обучения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     I. ОБ ОБУЧЕНИИ 
 

      Понятие об обучении
 
     Обычно  обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков.
     Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить» от кого-то — они должны получиться в результате психической активности самого учащегося.
     Обучение  можно охарактеризовать как процесс  активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
     Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемому, а достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управляют этой активностью. Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею.
     Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности. 

      Попутное  научение и целенаправленное учение
 
     Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Многовековой опыт педагогов показывает следующее:
    научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед обучающимися нет специальной задачи научиться
    заучивается (запоминается) лучше то, что связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
     Некоторые психологи и педагоги выдвинули  идею, что попутное, не-преднамеренное научение—лучшая форма обучения. При этом, подчеркивается его «естественность». Мотивы и побуждения к научению идут при этом от самого человека, а не указываются извне.  

      Учение  как деятельность
 
     Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.
     Что же представляет собой деятельность учения? Любая деятельность — это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи и т. д.
     Если  учение — это деятельность, то может ли оно осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования показали, что человек способен осуществлять особую гностическую деятельность. Цель ее — познание окружающего мира. Учение выражается в активной, гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.
     Внутренняя  деятельность возникает из внешней  в процессе интериоризации, благодаря которой предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Предметное действие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.
     Внешняя гностическая деятельность обязательна для учения, когда в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия.
Если  ученик не владеет еще определенными  образами, понятиями и действиями, то учение начинать надо с предметной гностической деятельности, в противном  случае учение он может начинать прямо  с внутренней гностической деятельности.
 

II. об активном социально-психологическом обучении 

      Психологическая наука до конца XIX столетия развивалась  как психология отдельно взятого  индивида. На рубеже XIX–XX вв. в эмпирическое поле исследований человеческого поведения  вошли социальные (групповые) переменные. Одной из ведущих проблем был вопрос о том, изменяется ли деятельность индивида под влиянием присутствия других лиц.
      Экспериментально  подтвержденный ответ на этот вопрос дал американский исследователь  Н. Триплетт (1898), который, изучая результаты соревнований по велосипедному спорту, обратил внимание на то, что скорость велогонщиков, находившихся в поле зрения болельщиков, на 20% превышала их же скорость на безлюдных участках трассы. В Германии педагог А. Майер (1903) изучал успешность усвоения материала учащимися в школе и дома. Его данные подтвердили более высокую результативность формы занятий в классе по сравнению с индивидуальной учебной подготовкой.
      В начале XX в. начинает складываться экспериментальная  техника исследования малых групп, межличностного взаимодействия. К этому периоду относятся экспериментальные исследования В.М. Бехтерева по общественной психологии (1911), позже названной им «коллективной рефлексологией». Ученый впервые эмпирически показал эффект изменения суждений индивидуального характера в результате групповой дискуссии, а также сформулировал принципы целесообразности коллективного труда. Он писал: «Общий интерес и единство цели обуславливают связь отдельных членов коллектива, причем чем больше общих интересов, тем, очевидно, и больше сплоченность коллектива. Очевидно, что только общность интересов и задач являются тем стимулом, который побуждает коллектив к единству действий и придает самый смысл существованию коллектива. В этом отношении на коллектив нужно смотреть как на лучшее средство осуществления определенной задачи. То, что неосуществимо в полной мере для индивида, может быть осуществимо с помощью согласованной коллективной работы, и это-то обстоятельство и оправдывает необходимость создания коллективов».
      В начале XX в. начинает развиваться коллективная (групповая) психотерапия. Врачи стремились интегрировать средства искусства, факторы совместного общения людей и традиционные методы в борьбе за психическое здоровье человека.
      Особый  вклад в рассматриваемую проблематику внесли достижения отечественных педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, научно применявших обучающий и воспитывающий эффект группы в теории и практике формирующего воздействия коллектива на личность.
      В целом активные групповые методы обязаны своей разработкой не только экспериментальной психологии, но и обобщению разнообразного практического опыта по линии активных форм и группового характера учебного, творческого, управленческого, терапевтического и других видов взаимодействия людей.
      Современные методы активного обучения и прогрессивные педагогические технологии в значительной мере основаны на интенсивном вовлечении глубинного группового социально-психологического потенциала.
      В комплексном понятии «активное  социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
      Во-первых, активное обучение. Активность – собственная  динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
      Видный  отечественный психолог Д.Н. Узнадзе  писал по этому поводу: «Активность, возникающая в процессе учения, имеет  не только значение средства, но и свою независимую ценность; основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося. Основное в учении – не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения».
      Зависимость эффективности процесса усвоения знаний от собственной интеллектуальной активности – одна из закономерностей процесса обучения. Эта зависимость подтверждается эмпирическими исследованиями, согласно которым в памяти человека запечатлевается до 10% того, что он слышит, до 50% того, что он видит, и до 90% того, что он делает.
      Во-вторых, социально-психологическое обучение, т.е. явление социальной психологии, использующее и опирающееся на ее закономерности и понятийно-терминологический  аппарат. Напомним, что социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Следовательно, социально-психологическое обучение – это обязательно обучение в группе, и этим оно принципиально отличается от индивидуального обучения. Однако активное использование современных групповых форм и методов не только не противоречит индивидуализации обучения, но и является необходимым для педагогически целесообразного развития личности обучаемых.
      Как показывает опыт социально-психологического обучения, работа обучаемых в группе имеет следующие преимущества:
      - при разработке решений односторонние  интересы не превращаются в решающие;
      - сводится к минимуму риск неверного  решения;
      - над выполнением одного задания  работает достаточно большое  количество людей, что уменьшает  опасность упустить определенные  детали;
      - обеспечивается более интенсивная  готовность и способность каждого  отдельного члена группы к  сотрудничеству;
      - складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала;
      - оказывается исключительное воспитательное  воздействие;
      - вырабатываются терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать, благодаря чему устраняется резко выраженный индивидуализм.
      Вместе  с тем нельзя не отметить и недостатки работы обучаемых в группе:
      - выполнение учебных заданий может  потребовать более продолжительного  времени по сравнению с работой  отдельного человека. Время, в  течение которого члены группы подстраиваются друг под друга и устраняют возможные недоразумения, может быть достаточно длительным;
      - группа трудноуправляема, особенно  если велика по составу;
      - отсутствует стимул личных амбиций,  так как участникам групповой  работы достигнутые ими результаты не ставятся в заслугу;
      - анонимность членов группы может  оказать отрицательное влияние  на стремление к результатам  и готовность к работе. Каждый  член группы может скрывать свою низкую интеллектуальную производительность за спинами других участников.
      При применении методов активного обучения используются также приемы парной, триадной, микрогрупповой работы обучаемых на учебных занятиях. Как правило, при применении дискуссионных и игровых методов активного социально-психологического обучения среди обучаемых организуются 2–4 рабочие группы (подгруппы). Руководителей групп обучаемые выбирают сами из общего состава участников. Получив задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. После выполнения задания результаты решения (доклады групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют ведущий и все группы обучаемых.
      Используется  также прием организации соревнования между группами, который позволяет  добиться активности и личной заинтересованности со стороны обучаемых. В конце каждого занятия ведущий объявляет две оценки: за правильность решения группы и за активность участия обучаемых в коллективной работе.
      Общая характеристика методов активного  социальнопсихологического обучения Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов.
      Методы  активного обучения – методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.
      Методы  активного социально-психологического обучения – методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические  закономерности активной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе.
      Емельянов Ю.Н. под активным групповым методом  понимает любой способ планируемой  активизации коммуникативных процессов  в учебной или целевой группе (независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач).
      Активные  групповые методы Ю.Н. Емельянов  предлагает условно объединить в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
      С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социальнопсихологического  обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.
      Применение  методов активного социально-психологического обучения конкретизируется в следующих  задачах:
      1. овладение психолого-педагогическими  и специальными знаниями (знаниями изучаемого предмета);
      2. формирование личностных и профессиональных  умений и навыков, особенно  в сфере общения;
      3. коррекция и развитие установок,  необходимых для успешной деятельности  и общения;
      4. развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
      5. коррекция и развитие системы  отношений личности.
      При активном социально-психологическом  обучении ведущим в той или иной мере применяются все методы психологического воздействия на обучаемых: заражение, внушение, убеждение, подражание.
      Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.
      Она проявляется не через более или  менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления их эмоционального воздействия. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. При заражении большая масса людей испытывает общее психическое состояние, кроме речевого воздействия используются иные средства (восклицание, ритмы и пр.).
      Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
      При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом  восприятии. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.
      Внушение  вызывает определенное психическое  состояние, не нуждаясь в доказательстве и логике, это преимущественно  эмоционально-волевое воздействие. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе.
      Внушение  имеет одностороннюю направленность – это персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого  или на группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер.
      Больше  всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Экспериментальными исследованиями выявлено, что решающим условием эффективности внушения служит авторитет суггестора (человека, осуществляющего внушение), поскольку он создает особый, доверительный фактор воздействия – доверие к источнику информации.
      Авторитетность  суггестора выполняет функцию так  называемой «косвенной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.
      Как фактор внушения может рассматриваться  предшествующая восприятию в общении  заданная (или сложившаяся) социальная установка.
      Убеждение построено на том, чтобы с помощью  логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.
      При убеждении выводы человеком, принимающим  информацию, делаются самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно  интеллектуальное воздействие.
      Подражание  относится к способам воздействия  людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного поведения, хотя его роль в группах также достаточно велика. При подражании осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
      В результате подражания формируются  групповые нормы и ценности. Оно  выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются нововведения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого как «род гипнотизма».
      Подражание  у взрослых наблюдается, как правило, в тех случаях, когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присутствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно элементарным профессиональным действием.
      В группе подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае проблема подражания тесно смыкается с проблемой конформности, иными словами, с проблемой давления группы на индивида.
      Эффективность воздействия данных методов воздействия  во многом определяется авторитетностью  ведущего для обучаемых, уровнем
      его профессионально-психологической компетентности.
 

III. Теория психологического тренинга 

1. Понятие о методах  активного социально-психологического
обучения. 

1.1. Понятие 

В последнее  время методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) находят все более широкое применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться.
Под активным групповым  методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач. (Ю.Н. Емельянов,1985) 

1.2.Классификация  методов активного  социально-психологического  обучения 

Активные групповые  методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить в три основных блока:
а) дискуссионные  методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры(поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сенситивный  тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять на тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию. Существуют и другие классификации методов активного социально-психологического обучения. 

1.3.Психологический тренинг как основная форма приложения методов активного социально-психологического обучения 

Основной формой приложения методов активного социально-психологического обучения является социально-психологический  тренинг.  

2. Общая характеристика  психологического тренинга. 

2.1. Понятие «тренинг». 

В современной  психологии понятие «тренинг» имеет  множество трактовок, что приводит к обозначению словом «тренинг» самых разных форм, приемов, а также способов и средств, используемых в психологии. Само слово «тренинг» (от англ. training) означает обучение, тренировку или дрессировку. Емельянов Ю.Н. определяет этот термин как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Немецкий ученый М. Форверг ввел в психологию термин «социально-психологический тренинг». В отечественной психологии исследования, посвященные проблемам социально-психологического тренинга, появились в начале 80-х годов XX века. В работах Л.А. Петровской по данной тематике социально-психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте. Основной целью социально-психологического тренинга, как считает В.П. Захаров, является овладение социально-психологическими знаниями в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является осознание в процессе работы группы особенностей поведения каждого участника; развитие умений и навыков делового общения; сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Макаров Ю.В. считает, что тренинг – это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность.
Проблема психологического воздействия является одной из основных в психологии. Под психологическим воздействием Ковалев А.Г. понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений.
Можно выделить парциальное и глобальное преобразование психики под влиянием психологического воздействия. О парциальном преобразовании психики можно говорить, например, в том случае, когда силой педагогического воздействия учитель может перестроить отношение ученика к какому-либо одному предмету. В случае глобального преобразования перестраивается целая группа психических явлений, таких как эмоциональная сфера личности, поведенческий и ценностный аспекты.
Психологическое воздействие по форме может быть вербальным или невербальным (позы, мимика, жесты и т.д.). Cоотношение вербальных и невербальных средств психологического воздействия может быть различным в зависимости от цели воздействия. В одних случаях они могут совпадать, усиливая друг друга, в других не совпадать и противоречить друг другу.
Невербальные  сообщения часто отличаются от вербальных, а по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с человеком в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные намёки могут быть обнаружены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами.
Умение распознавать и адекватно использовать средства воздействия – важнейший показатель мастерства психотренера. Он должен учитывать многие обстоятельства при наблюдении за невербальной коммуникацией.
Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту – роль манипулируемого. В субъект-субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций.
Такие системы  отношений непосредственно связаны  с двумя основными парадигмами групповой психотерапии.  
 
 

2.2. Определения социально-психологического  тренинга. 

В отечественной  психологии с социально-психологическим  тренингом связана первая книга Л.А. Петровской «Социально-психологический тренинг».
Сам термин психологического воздействия применительно к  тренингу только от части правилен (С. Макшанов), т.к. само по себе воздействие не может быть целью тренинга, воздействие не во всех случаях предполагает изменения, иногда отсутствие воздействия оказывается более продуктивным.
Используется  термин преднамеренное изменение. 

Основание классификации Виды  тренинга
Форма проведения 1. Индивидуальный
2. Групповой
Состав  участников 1. Реальные группы
2. Квазиреальные  группы
3. Группы  нереальных людей
Цели  и задачи 1. Коммуникативный
2. Интеллектуальный
3. Регулятивный
4. Тренинг  специальных умений
Уровень изменений 1. Бихевиоральный (поведенческий (дрессура))
2. Когнитивный  (осознание механизмов, отношений, причин поведения)
3. Аффективный  (тренинги саморегуляции)
Организация 1. Фрагментарный
2. Программированный
 
 
 
2.3. Принципы тренинга 

1.1. Принцип системной  детерминации. Воплощение в среде  тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы и взаимодействие внешней детерминации и самодетерминации через регуляцию уровня удовлетворения потребностей и включение участников в определенным образом организованную деятельность.
1.2. Принцип избыточности. Создание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации и способа деятельности.
1.3. Принцип реалистичности. Проигрывание всевозможных ситуаций.
2. Принципы поведения  участников тренинга.
2.1. Принцип активности. Включение в работу всех участников тренинга.
2.2. Принцип исследовательской  и творческой позиции. В ходе  тренинга участники осознают, обнаруживают закономерности и варианты решения проблем, известные и неизвестные; открывают свои личностные ресурсы, возможности и особенности; получают возможность экспериментировать в разных ситуациях и с разными участниками группы (креативная среда).
2.3. Принцип объективации  поведения. Перевод поведения  участников тренинга с импульсивного неосознанного уровня на осознанный.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.