На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая политика РФ и меры планируемые к реализации на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 


 


 


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ ..…..6
1.1 Сущность  финансовой политики РФ и её виды………………….............…6
1.2 Структура финансовой системы РФ……………………………………..…13
2.ОСНОВНЫЕ  ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ РФ И  ПРОГНОЗЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ  НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ ………………………..…20
2.1 Параметры социально-экономического развития РФ в 2011-2013 гг…...20
2.2 Основные  направления бюджетной политики  в 2011-2013гг…………..25
2.3 Основные  характеристики федерального бюджета  на 2011 год………….28
3. ИТОГИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И МЕРЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ К РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ........................................35
3.1 Основные  итоги реализации налоговой политики  РФ в 2009г……….…35
3.2 Меры  в области налоговой политики, планируемые к реализации в  2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годах…………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………48
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….....................49
 


ВВЕДЕНИЕ 

     В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики, составной частью которой  является финансовая политика.
     Финансовая  политика как часть экономической  политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов государства в  соответствии со стратегическими и  тактическими целями государственной  экономической политики. Вне зависимости  от уровня развития страны главными стратегическими  целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
     Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств  и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности  проведения финансовой политики зависят  темпы спада или роста промышленного  производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной  темы.
     Цель  работы – раскрыть направления современной финансовой политики РФ и пути повышения её эффективности. Из цели работы вытекают следующие задачи:
     - рассмотреть сущность финансовой политики;
     - изучить структуру финансовой системы РФ;
     - подвести итоги реализации бюджетной  и налоговой политики РФ;
     - выявить основные направления  совершенствования бюджетной и  налоговой политики РФ на современном  этапе развития;
     Предметом исследования является действующая финансовая политика РФ.
     Методы используемые в работе: дедукции, индукции. 
 

 


      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 

     1.1 Сущность финансовой политики РФ и её виды 

     Экономическая политика охватывает все стороны  деятельности государства. Финансовая политика – часть экономической  политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается  как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
     Выделяют  следующие основные составляющие финансовой политики государства:
    - денежно-кредитная политика;
    - налоговая политика;
    - бюджетная политика;
    - политика в области международных финансов.
     Существуют три  основных вида финансовой политики:
    - классическая;
    - регулирующая;
    - планово-директивная.
     Основное  направление финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строится на косвенных и имущественных налогах.
     Планово-директивная  финансовая политика применялась (и  применяется) в странах с административно-командной  системой. Она основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.
     При проведении планово-директивной политики действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий: вначале при помощи налога с оборота; затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли). При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.
     Регулирующая  финансовая политика основана на необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства  становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки; государственный кредит, рынок  ссудных капиталов. Дефицит бюджета  используется для регулирования  экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных  расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом[21].
     Управление  финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
     Основным  органом государственного финансового  контроля со стороны законодательной  власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.
     Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.
     Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные  внебюджетные фонды. Деятельность органов  местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной  палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.
     Наряду  со Счетной палатой РФ созданы  аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах  федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.
     Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным  законодательной власти (Государственной  Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации[18].
     Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
     К основным задачам Минфина относятся:
     -совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
     -разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
     -концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
     -осуществление государственного финансового контроля;
     -разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;
     -обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.
     Министерство  финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  функции:
     -подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
     -участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;
     -участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
     -разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
     -участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
     -контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
     -осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
     -регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;
     -осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.
     В настоящее время в центральном  аппарате Министерства функционируют  следующие подразделения:
     -департамент бюджетной политики,
     -департамент отраслевого финансирования,
     -департамент межбюджетных отношений,
     -департамент управления государственным внутренним долгом,
     -департамент управления внешним государственным долгом,
     -департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов.
     Важным  подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует  единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах[19].
     Важным  элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой  политики в стране. К таким органам  относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.
     В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованиям – налоговые инспекции.
     Налоговые органы представляют собой единую систему  контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.
     С деятельностью МНС России тесно  связана работа федеральных органов  налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.
     Задачами  федеральных органов налоговой  полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в  налоговых органах, обеспечение  безопасности деятельности налоговых  органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.
     К полномочиям органов налоговой  полиции относятся производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях  в налоговой сфере, оперативно-розыскная  деятельность, участие в налоговых проверках[23].
     За  поступлением таможенных пошлин ответственность  несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.
     Таможенные  органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
     Основными задачами ГТК России являются обеспечение  экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение  единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование  средств таможенного регулирования  хозяйственной деятельности, организация  таможенного дела.
     На  ГТК России возложены следующие  функции:
     -разработка правовых, экономических и организационных механизмов реализации таможенной политики;
     -организация взимания и обеспечение своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу, контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;
     -обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
     -выдача лицензий и квалификационных аттестатов, обеспечение ведение реестров, утверждение размеров обязательных платежей;
     -организация таможенного оформления товаров и транспортных средств;
     -развитие таможенной инфраструктуры;
     -участие в организации таможенного и экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических товаров и культурных ценностей, осуществление валютного контроля;
     -организация борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела;
     - ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др[21]. 

     1.2 Структура финансовой  системы РФ 

     Рассмотрим  систему и структуру государственных  финансов РФ (рисунок 1)[20].

     Рисунок 1 – Структура государственных  финансов РФ 

     К сфере финансов относится формирование денежных доходов и расходов отдельных  рыночных субъектов (домохозяйств, бизнеса  и государства).
     Государственные финансы составляют центральную  часть всей системы финансов. В  самих государственных финансах первое место занимает госбюджет – роспись сбалансированных денежных доходов и расходов государства.
     Государство, местное самоуправление и некоммерческий сектор принято называть общественным сектором, а финансовые ресурсы, которыми он оперирует, относятся к финансам общественного сектора. В России к таковым в узком смысле относятся  государственные (бюджет, государственный  кредит, государственные внебюджетные фонды) и муниципальные финансы (местный  бюджет, местные внебюджетные фонды  органов самоуправления), а в широком  смысле слова к государственным  и муниципальным финансам следует  добавить и финансы некоммерческого  сектора.
     Масштабы  деятельности каждого из секторов экономики  различны по странам в силу исторических традиций, этапов экономического развития. Величина финансов общественного сектора  России на современном этапе складывается из двух компонентов. Первый – государственные  и муниципальные финансы. Их ключевой элемент – бюджетная система, количественно выражаемая через  величину консолидированного бюджета  РФ. Другой компонент – величина бюджетов государственных социально-страховых  внебюджетных фондов. Финансовая система  государства состоит из четырех  звеньев: государственного бюджета, специальных  правительственных фондов и счетов казначейства, местных финансов, финансов государственных предприятий и  корпораций[24].
     Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. В нем  сосредотачиваются основные суммы  государственных доходов. Из него финансируются  основные мероприятия, проводимые центральными государственными органами. Специальные  государственные фонды и счета  казначейства – внебюджетные средства центрального правительства или местных властей – связаны с финансированием государственных расходов. Крупнейшими из них являются фонды социального страхования, инвестиционные фонды и др.
     Местные финансы или финансы местных  органов власти в современном  обществе вовлечены в финансирование общенациональных государственных  мероприятий. Кроме того, на них возложено  содержание коммунального хозяйства.
     Важным  звеном финансовой системы являются финансы государственных предприятий  и корпораций. Они непосредственно  связаны с процессом производства в отраслях и отдельных хозяйственных  единицах, которые принадлежат государству  на правах частной собственности. Все  звенья финансовой системы взаимосвязаны  и взаимообусловлены[19].
     Государственный бюджет – это смета, имеющая силу закона, отражающая совокупность денежных отношений по поводу образования доходов и финансирования расходов. Государственный бюджет составляется на один бюджетный год (12 месяцев). Общие доходы государства состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом. Текущие доходы государства образуются за счет налогов и неналоговых поступлений. Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, продажи принадлежащих государству имущества, запасов, земли и т.д. Доходы от операций с капиталом включают поступления от продажи капитальных активов.
     К полученным официальным трансфертам  относятся все невозвратные, безвозмездные  платежи, полученные от других органов  государственного управления, других государств или международных организаций. Сюда входят репарации и дарения, предназначенные для особых проектов и программ, поддержки основного  бюджета и других целей.
     Государственные расходы, являются затратами, связанными с осуществлением государством своих  функций. К чистому кредитованию относится предоставление ссуд и  приобретение акций за вычетом сумм погашенных кредитов и выручки от продажи акций. Цель этих операций – кредитование инвестиционных и других проектов, нуждающихся в государственной поддержке: сельского хозяйства, строительства жилья, восстановления объектов, разрушенных в результате стихийных бедствий и войн. Чистое кредитование подразделяется на внутреннее и внешнее.
     Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности –  все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный  процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное  регулирование, которое означает перераспределение  денежно-финансовых ресурсов между  различными бюджетами.
     Каждая  административно-территориальная единица  имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех административно-территориальных  единиц представляет собой бюджетную  систему страны. По своей структуре  госбюджет носит многоуровневый характер. В федеральных государствах он обычно включает три уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. В российской статистике принято  рассматривать государственные  финансы с использованием следующей  терминологии:
     - Консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;
     - Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.
     В настоящее время в России действуют  три уровня органов власти и управления, два из которых – государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень – муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.
     Многоуровневый  характер носят и бюджетные расходы. Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
     Федеральные бюджеты в федеральных государствах и госбюджеты в унитарных государствах обычно несут расходы общенационального  значения и тесно связаны с  функциями государства. У каждого  государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование народного хозяйства), расходы на социально-культурные мероприятия  – финансирование отраслей, обслуживающих  население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения); расходы на управление –  связаны с финансированием органов  исполнительной и законодательной  власти, осуществляющих управление страной. Национальная оборона (военные расходы) составляет более четверти расходов федерального бюджета, что указывает  на высокий уровень затрат на поддержание  безопасности. В условиях госкредита есть и расходы на обслуживание государственного долга. Выплата процентов по государственному долгу в последние годы значительно  возросла, так как увеличился размер самого государственного долга и одновременно выросла процентная ставка.
     Особое  место в федеральном бюджете  занимают специальные фонды, получаемые и расходуемые федеральными правительствами  по определенному целевому назначению. Большую их часть составляют расходы  по социальному обеспечению, на финансирование здравоохранения, образования и  другие социальные цели.
     Расходы бюджетов более низкого уровня сконцентрированы на финансировании нужд регионального  и местного значения (часть расходов на образование, здравоохранение, дорожное, коммунальное и городское хозяйство  и т.п.).
     В связи со значительностью задач  федеральный бюджет в федеративных государствах и тем более госбюджет  в унитарных государствах занимает больший удельный вес во всех государственных  доходах и расходах.
     Превышение  расходов бюджета над доходами называется бюджетным дефицитом. Если доходы превышают  расходы, образуется бюджетный излишек (профицит)[20].
     Основным  источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ[1]. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Формирование налоговой системы – достаточно сложная задача; при введении или изменении того или иного налога в расчет принимаются не только фискальные, но и социальные интересы (в том числе и в форме социальной справедливости), а также то, как тот или иной налог воздействует на хозяйственную деятельность (стимулирует ее или, наоборот, дает отрицательный эффект).
     Налоговое обложение связано с рядом  категорий, которые принято называть элементами налога. Основными категориями  в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения  и налоговой ставки.
     Налоги  делятся на три группы: прямые, косвенные  и взносы на социальное страхование. Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Эти налоги выплачиваются из доходов (заработной платы, прибыли, дивидендов, ренты, процента, доходов частных предпринимателей, лиц свободных профессий, жалования служащим). Косвенными налогами называются такие, которые взимаются с налогоплательщика косвенно в цене товара. В особую группу выделяются налоги и взносы на социальное страхование, которые выплачиваются рабочими, служащими и предпринимателями в фонды социального страхования.
     Прямые  налоги подразделяются на две подгруппы: реальные и личные. Реальные налоги в свою очередь классифицируются по объектам на поземельный, подомовой, промысловый и налог на денежный капитал; личные налоги – на подушный, подоходный, поимущественный и налоги с наследств и дарений.
     Косвенные налоги делятся на акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины. Деление налогов на прямые и косвенные весьма условно, так как часть прямых налогов перекладывается в ценах товаров на потребителя.
     Существуют  следующие основные принципы налогообложения:
     1. Принцип выгоды – разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.
     2. Принцип платежеспособности – размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика. Иначе говоря, налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов.
     3. Справедливость по горизонтали – равные по доходам и по степени использования правительственных программ люди должны платить равные налоги.             4. Справедливость по вертикали – если социальные и экономически равные налогоплательщики платят равные налоги, то неравные должны платить неравные налоги.
     Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.
     К федеральным налогам и сборам относятся: - налог на добавленную стоимость; - акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; - налог на прибыль (доход) организаций; - налог на доходы от капитала; - подоходный налог с физических лиц; - взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; - государственная пошлина; - таможенная пошлина и таможенные сборы; - налог на пользование недрами; - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; - налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; - сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; - лесной налог; - водный налог; - экологический налог; - федеральные лицензионные сборы.
     К региональным налогам и сборам относятся: - налог на имущество организаций; - налог на недвижимость; - дорожный налог; - транспортный налог; - налог на игорный бизнес; - региональные лицензионные сборы.
     К местным налогам и сборам относятся: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц; - налог на рекламу; - налог на наследование или дарение; - местные лицензионные сборы[19].
 


     2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПАРАМЕТРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
      
    2.1 Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
     

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
    Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
    Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
    В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1). 

      Таблица 1 - Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г. 

 Показатели Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013
Цена  Urals (мировые) долл./барр. 61,1 75,0 75,0 78,0 79,0
      Продолжение таблицы 1
 Показатели Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013
Инфляция дек. / дек. 8,8 6-7 5,5-6,5 5-6 4,5-5,5
ВВП млрд. руб. 39 064 44 957 49 659 55 223 61 873
% к пред. г. -7,9 4,0 3,4 3,5 4,2
Промышленное  производство % к пред. г. -10,8 2,7 3,2 3,1 4,2
Инвестиции  в основной капитал % к пред. г. -16,2 2,9 8,8 6,3 8,1
Оборот  розничной торговли % к пред. г. -4,9 4,4 4,5 4,8 6,3
Объем платных услуг населению % к пред. г. -4,2 3,3 3,8 4,0 4,8
Реальная  заработная плата % к пред. г. -2,8 3,6 2,4 2,4 3,1
Реальные  располагаемые доходы населения % к пред. г. 2,3 3,9 2,7 3,0 4,2
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост % к пред. г. 24,2 44,9 9,4 7,2 7,1
Экспорт млрд. долл. США 303,4 373,4 383,8 402,9 416,8
Импорт млрд.долл. США 191,8 237,5 273,7 304,5 338,7
Уровень безработицы к экономически активному  населению % 8,4 8,2 8,1 7,7 6,9
 
 
    По  последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.
    Прогнозируемое  снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
    На  протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась  с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.
    При этом уровень нефтяных цен, который  раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.
    В 2007 году при сложившемся уровне мировых  цен на нефть в 69,3 доллара США  за баррель профицит федерального бюджета  составил 5,4% к ВВП. В текущем году при прогнозируемом уровне мировых цен на нефть в 75 долларов США за баррель ожидается дефицит бюджета на уровне 5,4% - 5,5% к ВВП.
    Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.
    При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.
    Лидеры  государств "Группы 20" по итогам саммита  в Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что  дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а  соотношение государственного долга  к ВВП должно быть стабилизировано  к 2016 году. Такие обязательства взяла  на себя и Российская Федерация.
    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
    С учетом изложенного и основываясь на базовом сценарии прогноза Минэкономразвития России, при формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:
    - возможное снижение поступления нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах по сравнению с принятым в прогнозе уровнем вследствие более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов  по сравнению с темпами роста ВВП, в том числе и в результате установления льгот в части взимания вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добываемую на месторождениях Восточной Сибири;
    - возможный больший рост индекса потребительских цен и, соответственно, возможное увеличение расходов в связи с необходимостью осуществить индексацию социальных выплат;
    - возможное укрепление рубля к  доллару США и евро и, как  следствие, ухудшение соотношения  экспорта и импорта;
    - возможные колебания движения спекулятивного капитала в результате высокой зависимости российского рынка от динамики финансовых рынков развитых и развивающихся стран.
    Частично  снижение дефицита предполагается осуществить  за счет сворачивания антикризисных  мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер  будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.
    При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.
    В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования  станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.
    Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
    По  оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие  будет расти на 4%, а дефицит  федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
    Сокращение  дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина  России, запланированные изменения  в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к  увеличению доходов федерального бюджета  в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
    В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
    Российская  экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных  мер. Модернизация экономики, повышение  производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства –  создавать для этого необходимые  условия. 

      2.2 Основные направления   бюджетной политики  в 2011-2013г. 

    Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
    Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.
    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:
    1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;
    2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;
    3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;
    4) повышение качества человеческого  капитала;
    5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;
    6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
    В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а  также перестройку предприятий  на работу в новых внешних и  внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.
    Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.
    При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.
    Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
    При формировании долгосрочной бюджетной  политики необходимо учитывать, что  Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
    В федеральном бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы и военнослужащим.
    Еще одним приоритетом бюджетной  политики, направленным на повышение  качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
    Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.
    Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.
    Объемы  финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.
    Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.
    Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны  на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).
     Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.
    Увеличатся  ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.
    Необходимо  отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.
    Объем долговых обязательств бюджетов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований с учетом погашения  и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций  оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,  на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.
    В среднесрочной перспективе сохраняется  необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов  субъектам Российской Федерации, которые  должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных  и муниципальных услуг. 

    2.3 Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год 

    Динамика  основных параметров бюджетной системы  Российской Федерации на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 2):
      Таблица 2 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации (млрд. рублей). 

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы, всего 13 552,5 14 994,1 17 392,8 18 756,9 20 271,6
%% к ВВП 34,7 33,4 35,0 34,0 32,8
Федеральный бюджет 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 789,2 5 251,1 5 884,7 6 440,3 7 049,3
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 1 656,4 2 409,3 3 416,1 3 740,2 4 114,2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 923,6 5 832,0 6 157,7 6 428,6 6 963,0
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 4 437,5 4 665,1 4 965,2 5 438,9 6 024,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 120,8 135,9 393,7 446,1 149,0
Расходы, всего 16 330,6 17 575,7 19 217,9 20 441,2 21 762,3
%% к ВВП 41,8 39,1 38,7 37,0 35,2
Федеральный бюджет 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 6 386,7 6 290,3 6 759,8 7 198,2 7 913,0
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 587,2 5 000,7 5 579,8 6 090,5 6 652,5
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 3 478,6 4 897,5 5 476,1 5 985,8 6 281,5
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 252,9 6 166,3 6 502,6 6 725,4 7 070,8
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 5 986,2 5 885,1 6 192,3 6 407,0 6 652,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 778,1 -2 581,6 -1 825,1 -1 684,3 -1 490,7
%% к ВВП -7,1 -5,7 -3,7 -3,0 -2,4
 
    Прогнозируется  рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
    Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.
    Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году.
    Основные  характеристики федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют  основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011-2013 годах, в  том числе о необходимости  последовательного сокращения размера  дефицита федерального бюджета (таблица 3): 
 
 

      Таблица 3 - Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы (млрд. рублей) 

Показатель Отчет 2010 год  * Прогноз
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы, всего 6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
%% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9
Ненефтегазовые доходы 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2
Доля  в общем объеме доходов, % 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 46,9 37,2 47,3 40,7 48,1 46,5 44,8 43,0
Ненефтегазовые доходы 53,1 62,8 52,7 59,3 51,9 53,5 55,2 57,0
Расходы, всего 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
%% к ВВП 15,9 18,1 18,2 24,7 22,7 20,9 19,6 19,0
Дефицит/ профицит
1 994,1 1 794,6 1 705,1 -2 322,3 -2 428,6 -1 767,3 -1 712,9 -1 765,2
%% к ВВП 7,4 5,4 4,1 -5,9 -5,4 -3,6 -3,1 -2,9
Ненефтегазовый дефицит - 3,5 - 3,3 - 6,5 - 13,6 - 13,7 - 11,6 - 10,5 - 9,8
 
    Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году связано, в  основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (таблица 4). 
 
 
 
 

    Таблица 4 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей). 

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
отчет % к ВВП закон с учетом изменений % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 7 337,8 18,8 7 783,8 17,3 8 617,8 17,4 9 131,7 16,5 9 983,9 16,1
в том числе:                    
Нефтегазовые  доходы 2 984,0 7,6 3 744,3 8,3 4 003,0 8,1 4 088,1 7,4 4 295,0 6,9
Доля  нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, % 40,7 -
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.