На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правоотношения и их виды.Правонарушения и их виды.Судебная система

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План  контрольной работы: 

1. Правоотношения и их виды
а) Понятие правоотношения…..……...………………………………………......3
б) Признаки правоотношений…………………………………………………....4
в) Структура правоотношения..………………………………………………….5
г) Классификация правоотношений…………....................................................15
д) Основные виды правоотношений и их характеристика…………..………..16 

2. Правонарушения и их виды
а) Понятие правонарушения, его состав и признаки……….…………………24
б) Виды правонарушений…………………………………………………….....34
в) Проступок...…………………………………………………………………...36
г) Преступление………….....................................................................................39 

3. Судебная система
а) Понятие и основные признаки судебной власти……………………………42
б) Понятие судебной системы и ее структура…………………………………49 

Список  используемой литературы.......................................................................56
 

       1. Правоотношения и их виды.
       а) Понятие правоотношения 

       Реальные  жизненные отношения между людьми и организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми. Не все общественные отношения и не в полном объеме могут приобретать юридическую форму. Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость.
Правоотношение  является средством перевода общих  установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.
   Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержатся предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.
   Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.
   Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права. 
 
 

       д) Основные виды правоотношений и их характеристика 

       Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется.
       Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Сущность диспозиционных правоотношений выражена в их необходимых, определяющих, устойчивых свойствах, в которых различаются материальные и социально-политические аспекты.
       Диспозиционные  правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что в свою очередь влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями.
       В социально-политическом плане диспозиционные правоотношения отражают взаимоотношения  между различными социальными группами. С одной стороны в них через правовые нормы воплощается воля господствующих социальных групп, с другой – выражается воля субъектов, которые непосредственно вступают в эти диспозиционные правоотношения. Следует отметить, что в диспозиционных правоотношениях, в отличие от обеспечительных, свобода волеусмотрения, волеизъявления субъектов более широкая, менее ограниченная.
       Подводя итог, можно сказать, что диспозиционные правоотношения – это урегулированные  диспозицией правовой нормы общественные отношения, для регламентации которых  создается и вводится в действие сама норма права.
       Диспозиционные  правоотношения находятся в тесной, ограниченной связи с обеспечительными правоотношениями, которые возникают  при реализации санкций правовых норм.
       Одним из элементов механизма обеспечения  нормальной реализации норм права являются обеспечительные правоотношения.
       Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они  напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных  правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения – это особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле.
       Властный  характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике  их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным в первую очередь  относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п.
       Однако  здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных  правоотношений.
       Второй  обязательный субъект обеспечительных  правоотношений – это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций.
       Вспомогательными  субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).
       Как уже отмечалось, обеспечительные  правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция – это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы.
       Санкции подразделяются на поощрительные и  охранительные. Охранительные в  свою очередь подразделяются на штрафные, правообеспечительные, санкции ничтожности, организационные санкции.
       Соответственно  различаются и виды обеспечительных  правоотношений.
       Выделяются  поощрительные и охранительные  обеспечительные правовые отношения.
       Поощрительные правоотношения – это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального стимулирования.
       Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения.
       К ним относятся штрафные, правовосстановительные, организационно - принудительные, отменяющие и проч.
       Штрафные  правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения.
       Правовосстановительные  отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в  принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.
       Отменяющие  правоотношения – это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки).
       Организационно-принудительные правоотношения – это отношения, связанные с принудительно-организационными преобразованиями, основанными на неправомерных  действиях и состоянии, носящем  ущербный для общества характер (например, ликвидация обанкротившихся организаций).
       Обеспечительные правоотношения разграничиваются также  на общерегулятивные и конкретные. В процессе своего развития обеспечительные  правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к  конкретному. В частности, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления, и лишь после вынесения приговора становятся конкретными. Таким образом, в ходе развития постепенно идет конкретизация содержания обеспечительных правоотношений.
       Непосредственным  основанием возникновения, изменения  или прекращения обеспечительных  правоотношений являются юридические  факты или фактические составы. К ним относятся деяния, за которые  в праве устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты.
       Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они  дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях.
       Управленческое  правоприменительное отношение  с санкции законодателя обрастает  множеством дополнительных общественных отношений, носящих процедурный, а  в наиболее сложных случаях правоприменения – процессуальный характер.
       Строго  говоря, эти общественные отношения  в определенной мере носят тоже управленческий характер, а значит, в классовом  обществе приобретают и политическую окраску.
       Процедурно-процессуальные правоотношения призваны создавать оптимальные условия для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела, строгого соблюдения прав и обязанностей участников юридической процедуры, принятия законного и обоснованного решения в рамках основного правоприменительного правоотношения.
       Законодатель  не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку  природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т.п.
         Выделяются также процессуальные правовые отношения. 

       Процессуально правовые правоотношения представляют собой обязательную форму юридического существования правоприменительного отношения в любом цивилизованном государстве.
       Их  месторасположением, не смотря на имеющиеся  недостатки, будет процесс осуществляемого  в первой инстанции правосудия по уголовным и гражданским делам. Говоря о процессуальных правоотношениях необходимо хотя бы вскользь упомянуть о подсистеме материально-правовых правоотношений (это системосоставляющий компонент), и правоотношениях не урегулированных нормами права. Это уже системодополняющий компонент.
       Материально-правовые отношения выступают как субодинационно- организационная подсистема и фактически делятся на две группы: на конфликтные  правоотношения, и на правоотношения по урегулированию конфликта. Они отличаются друг от друга по следующим позициям: субъектами первого являются вполне определенные лица (интересанты): истец- ответчик; потерпевший-подсудимый и т.п.; в правоотношениях по урегулированию конфликта к ним как бы подключается судейский корпус (судебный состав данного процесса); содержание конфликтного отношения дополняется волеизъявлением судейского корпуса; с конфликтным отношением связано само возникновение процесса, а отношение по урегулированию конфликта по общему правилу итожит, заканчивает процесс.
       Отношения, не урегулированные нормами права, на первый взгляд возникают, изменяются и прекращаются по воле случая. Но действительная жизнедеятельность строится по законам человеческой психики.
       Правореализационные правоотношения представляют собой  отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе. Это и отношения в ходе исполнения обязанностей, использования субъективных прав, соблюдения запретов, осуществления полномочий. В соответствии со сферами общественной жизни выделяются экономические, социальные, политические и духовные правоотношения. 

       а) Понятие правонарушения, его состав и признаки 

       До  недавнего времени исследованию правонарушения в общей теории государства  и права большого внимания не уделялось. В нынешних же условиях эта проблема стала весьма актуальной в силу необходимости разработки общих методологических подходов к ее изучению.
       Нарушения многих требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят  весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет  считать правонарушение явлением социальным.
       Давая определение правонарушению необходимо учитывать, что правонарушение по своим  объективным свойствам это посягательство отдельного субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений  между людьми, коллективами, между коллективом и личностью.
       Социальное понятие правонарушения
       Таким образом, во-первых, правонарушение – социальное, общественно значимое явление. Даже тогда, когда, казалось бы, ущерб понесен только потерпевшим, правонарушитель причиняет вред обществу, ибо посягает на его члена, занимающего свое место в системе общественного разделения труда и потому функционально связанного со всеми остальными членами общества. «Если в результате правонарушения будет уничтожен товар, то пострадает и его собственник, и общество, поскольку этот товар не поступит на рынок и не удовлетворит потребностей тех, кто в нем нуждается. Если в результате преступления будет убит человек, то пострадает и он сам, и экономика (он никогда не будет производить товары), и семья, которая лишиться мужа, отца, брата и т.д., и государство, которое не досчитается одного гражданина, потенциального государственного деятеля или солдата»
       Исходя  из того, что правонарушение – социальное явление, социологическое понятие правонарушения с точки зрения логической последовательности предшествует его юридическому определению. Ознакомление с ранними правовыми системами показывает, что так же было и в истории права. В них еще не были записаны позитивные правила поведения, и речь шла прямо о возмещении ущерба или наказании тех, кто причинил вред теми или иными конкретными действиями.
       Таким образом, следует исследовать правонарушение, прежде всего как социальный факт.
       Социологические признаки правонарушения
       Итак, правонарушение – прежде всего посягательство на правопорядок. Действия, которые на него не посягают, правонарушением не являются. Вот почему, теория указывает на объект правонарушения как на его важнейший материальный признак. Им выступают общественные отношения, совокупность которых, в конечном счете, и образует социальный организм.
       Второй  социологический признак преступления – специфический способ посягательства на сложившийся порядок. Им охватываются такие действия, которые объективно нарушают или могут нарушить установившиеся социальные связи.
       Способы совершения правонарушений обусловлены  особенностями общественных отношений, на порядок которых они посягают. Действия, объективно опасные обществу в одной исторической ситуации, могут  быть социально нейтральными или  даже общественным благом в другой.
       Третий  социологический признак правонарушения характеризует субъекта покушения  на сложившийся общественный порядок.
       Чтобы покушаться на какой-либо предмет, покушающийся должен противостоять ему. Это значит, что покушающийся на общество правонарушитель, будь-то отдельный индивид или коллектив, должен существовать автономно, быть персонифицирован, как целостность, и обладать способностью выражать свою волю, не совпадающую с волей общества.
       Четвертым признаком правонарушения является его общественная опасность. Он является следствием трех предыдущих, ибо общественная опасность деяния зависит от вида общественных отношений, на который покушается субъект, от способа покушения, а также от особенностей его личности, если речь идет о правонарушителе – физическом лице, или от индивидуальных свойств предприятия, организации, учреждения, если речь идет о правонарушителе – коллективном субъекте.
       С позиций социологии, наибольшую общественную опасность для исторически определенного  общественного строя составляют покушения на его политические институты, ибо именно через них общество обеспечивает охрану условий своего существования. Так же включает меру интенсивности действия, совершая которое правонарушитель покушается на то или иное общественное отношение. Ведь от степени интенсивности этого действия зависит размер ущерба – социального вреда, причиняемого правонарушением, и, стало быть, определение те условий, которые позволяют отличить преступления от проступков, а проступки от общественно безвредных действий. Без учета меры интенсивности действия вряд ли можно отличить озорство от хулиганства, нерадивость от преступной халатности и т.д.
       Наконец, существенным моментом, влияющим на степень  опасности деяний, является их распространенность. То, что имеет случайный характер, обществом не улавливается и как социально опасное явление не фиксируется. Вместе с тем слишком значительная распространенность того или иного поступка среди людей иногда служит объективным препятствием для объявления этого поступка правонарушением и тем более – преступлением.
       Социологический подход дает возможность объяснить, почему правонарушение имеет место  не только тогда, когда субъект активно  действует, покушаясь на общественные отношения, но в ряде случаев и тогда, когда он бездействует.
       Итак, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что с позиций социологии, правонарушение – общественно опасное деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений
       Юридическое понятие и признаки правонарушения
       Юридическое понятие правонарушения имеет своей исторической и логической предпосылкой его социологическое определение.
       С точки зрения юриспруденции, правонарушение – это:
       • общественно опасное;
       • противоправное;
       • виновное деяние деликтоспособного  лица.
       В плане формальной логики его характеристика, как общественно опасного деяния указывает на родовой признак правонарушения, противоправность и виновность образуют его видовые отличия.
       Правонарушение  связано с правом, т.е. таковым  признается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве. Совершая правонарушение, игнорируя общественные интересы, злоупотребляя правом, не соблюдая или не исполняя юридическую обязанность, правонарушитель преследует определенные цели, удовлетворяет свои эгоистические интересы.
       Правонарушитель – относительно автономный индивид, обладающий свободой воли, но его обособление происходит в обществе и под влиянием социальных условий.
       Право выступает в этой связи формой внешнего выражения юридической оценки общественно вредного поведения личности, определяет границы возможного поведения субъектов, оценивает его с учетом как объективных, так и субъективных моментов (исторические условия, национальные интересы, особенности осуществления политической власти, традиции, обычаи, общественное мнение и т.п.).
       По  существу юридическое определение  дополняет и конкретизирует социологическое, высвечивая в анализируемом феномене свойства, на которые теория общества смотрит совсем с другой стороны. Так, юриспруденция признает общественную опасность неотъемлемым свойством правонарушения. Это признание – отражение требований действующего законодательства и правоприменительной практики. Например, Уголовный кодекс устанавливает, что «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности», то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
       Следовательно, если деяние не содержит в себе общественно  опасности, то его нельзя относить к  преступлениям, но свойства «вредности»  оно не теряет. Закон не определяет степень общественной вредности, так как это исключительная прерогатива юрисдикционного органа.
       Однако, с точки зрения юриста, общественной опасностью обладают лишь такие деяния, которые противоправны, т.е. противоречат установившимся в ходе исторического  развития нормам. При этом предполагается, что сформировавшееся подобным образом право «взяло под охрану» как раз те общественные отношения, которые существенны для сохранения и функционирования общества как целого и потому подлежат защите со стороны нуждающегося в защите целого.
       Однако  важно отметить что, активная роль государства, часто готового взять под охрану прежде всего то, что угодно лишь узурпировавшей власти, может привести к ситуации, в которой правонарушениями объявляются деяния, противоречащие только закону, но соответствующие праву.
       Так, бесспорно противоречил праву Закон  СССР об уголовной ответственности  за измену Родине от 8 июня 1934 г., установивший, в частности, положение, в соответствии с которым «несовершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, – подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет». Грубо противопоставлялись праву изданные в декабре 1934 года уголовно-процессуальные нормы, вводившие внесудебное применение уголовно-правовых репрессий (правосудие осуществляется только судом), лишавшие подсудимого права на обжалование приговора, право на защиту (это основополагающие правовые принципы уголовного процесса, закрепленные, в частности, в Конституциях большинства стран мира) и т. д.
       Противоправность  обычно связана с запрещением  деяния со стороны государства при  помощи юридических средств, опирающихся  на возможность государственного принуждения. То, что правом не запрещено, не может  считаться правонарушением.
       Формы проявления противоправности следующие:
       а) прямое нарушение правового запрета;
       б) неисполнение возложенных обязанностей;
       в) злоупотребление субъективным правом;
       г) превышение компетенции и т.д.
       Всякое  правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить.
       Правонарушение  обязательно должно быть виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. При юридической  оценке важно иметь в виду возможность  выбора различных вариантов поведения.
       Юридический состав правонарушения характеризует его структуру в отличие от его понятия, фиксирующего признаки, отдельные свойства. Категория «состав правонарушения» необходима для его конкретизации и индивидуализации, она отражает реальную действительность, а именно – совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности, определяет способ индивидуализации наказания.
       Несомненно, что категории «правонарушение» и «состав правонарушения» близки по своему содержанию, но ни в коем случае не тождественны друг другу. Они являются научными абстракциями, выражающими реальное правовое поведение человека.
       Состав  правонарушения есть идеальная мыслительная модель, обладающая определенной степенью наглядности, способствующая усвоению правовых знаний; это своеобразный методологический инструмент самостоятельного анализа постоянно меняющегося законодательства; имеет важное познавательное значение при толковании конкретных норм, служит критерием полноты знаний о их содержании. Он включает четыре элемента: объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны. Эта система наиболее общих, типичных и существенных признаков в единстве необходима для привлечения лица к ответственности; отсутствие хотя бы одного из них делает это невозможным.
       Общим объектом всякого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Безобъектных правонарушений в природе не существует. Правонарушитель своим действием или бездействием нарушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок, всегда причиняет ущерб субъективным правам граждан.
       Общественные  отношения – сложное явление социальной действительности, состоящее из различных элементов. К ним относятся и субъекты, являющиеся сторонами отношения, и объекты, по поводу которых устанавливаются регулируемые правом связи и деяния сторон, и сама правовая норма как форма реального отношения. На них-то и осуществляется посягательство. В этой связи наряду с общим можно выделить и непосредственные объекты правонарушения. Они столь же многообразны, сколь многообразны отношения. Ими могут быть имущественные, трудовые, политические и иные права и интересы субъектов права, государственный и общественный строй, состояние окружающей среды и т.д.
       Объективная сторона правонарушения характеризует его с внешней стороны, как акт внешнего проявления. Ее обязательные элементы включают: противоправное деяние, его общественно вредные последствий, т.е. противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Факультативными элементами объективной стороны являются: место, время, обстановка.
       Посягательство  на охраняемые государством общественные отношения может осуществляться только в форме волевого поступка (действия или бездействия). Право  не регулирует мысли, чувства, рефлекторные действия человека, инстинктивные проявления, так как не в состоянии предопределить и контролировать их направленность.
       Правонарушением может считаться только такое  деяние человека, когда он в процессе достижения поставленной цели контролирует свое поведение, выражает в нем свою волю: поэтому не являются правонарушением деяния человека, совершенные против его воли под воздействием физического принуждения или непреодолимой силы.
       Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения. Это лицо, умышленно выступающее против устоев коллективной жизни или, по крайней мере, сознательно допускающее, что при удовлетворении свои эгоистических интересов вопреки сложившемуся порядку оно объективно посягает на основы общественных связей.
       Деликтоспособность  определяется государством с учетом уровня психофизиологических возможностей личности, исходя из социальной зрелости индивида, устанавливается при достижении определенного возраста.
       Правонарушение  может быть не раскрыто, правонарушитель  может быть не обнаружен, или освобожден от наказания в силу своей неделиктоспособности, но возможность привлечения к ответственности должна быть налицо.
       В связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания  в уголовном и административном праве субъектами правонарушения признаются только индивидуальные (физические) лица; юридические лица признаются субъектами правонарушения в гражданском праве. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их образования.
       Субъективная  сторона правонарушения является существенным элементом состава правонарушения, отличающим его от объективно противоправных проступков.
       Исследование  всех граней противоправного поведения  предполагает обязательное выяснение  сознательно-волевого психического отношения  правонарушителя к совершаемому им деянию, т.е. анализ вины.
       Различают две ее формы: умысел – прямой и косвенный (эвентуальный) и неосторожность.
       Прямой  умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера  совершаемого им деяния, предвидении  возможности или неизбежности наступления  противоправного результата, причинной  связи между ними, а также желания их наступления.
       Косвенный умысел устанавливается в том  случае, если правонарушитель осознавал  противоправность своего деяния, предвидел  возможность наступления противоправного  результата, не желал, но сознательно  допускал эти последствия или относился к ним безразлично.
       Неосторожность  выступает в виде противоправной самонадеянности (противоправного  легкомыслия), противоправной небрежности.
       Противоправная  самонадеянность (легкомыслие) состоит  в осознании правонарушителем вредности  своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т.п. без достаточных к тому оснований.
       Противоправная  небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.
       Наиболее  проблемы вины разработаны в уголовном праве. В литературе и на практике они именуются как «случай» или «казус». Предусмотрены два варианта случая. Первый, когда лицо не предвидит возможности наступления общественно опасного последствия и по обстоятельствам дела не должно или не могло этого предвидеть. Второй, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но в силу экстремальных условий или нервно-психических перегрузок не могло их предотвратить. Например, проработавший 12 часов на трассе водитель большегрузного автомобиля выехал в рейс, предвидя возможность аварии от его чрезмерной усталости, что и произошло. Если с помощью экспертизы суд придет к заключению, что нервно-физические условия причинения вреда были экстремальными, он может констатировать отсутствие вины.
       Возможны  ситуации (так называемая юридическая  ошибка), в которых лицо по объективным  обстоятельствам добровольно заблуждалось относительно общественной опасности  своего деяния и, следовательно, его уголовно-правовом запрете.
       Различают два вида ошибок – юридическую и фактическую.
       Юридическая – это ошибка относительно уголовной противоправности деяния и его наказуемости теми или иными видами санкций. Если лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать, что совершаемое им деяние как общественно опасное запрещено уголовным законом или угрозой наказания, такое деяние признается совершенным невиновно и в силу этого лицо не подлежит уголовной ответственности.
       Фактическая – это ошибка относительно элементов состава преступления. Если лицо не осознавало, что совершаемое им деяние, как общественно опасное, запрещено уголовным законом или угрозой наказания, но по обстоятельствам дела должно было и могло это осознавать, такое лицо подлежит уголовной ответственности за совершение преступления по неосторожности в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. 

       б) Виды правонарушений 

       Виды  правонарушений или их классификация  – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам). 

       По  областям регулируемых отношений в юридической литературе правонарушения различают:
    гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;
    трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства;
    уголовные – правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность;
    административные – правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;
    процессуальные.
 
       По  общественной опасности правонарушения принято делить на:
    преступления;
    иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые (Рис. 1).
 

    Рисунок 1. Классификация правонарушений исходя из общественной опасности. 

       Существует  также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В  связи с этим различают три  вида правонарушений:
       – в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие);
       – в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);
       – в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности). 

       Можно также различать правонарушения, посягающие на:
       – духовные или материальные блага;
       – общественные или личные интересы. 

       Каждая  классификация в известной степени  условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций. Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность.
       Проблема  разграничения правонарушений связана  с решением вопроса о нахождении правильного их соотношения между  собой, когда они сходны по своей  объективной и субъективной стороне, но качественно отличаются друг от друга. Правонарушение не может быть одновременно и преступлением, и проступком, критерии общественной опасности не позволяют совмещать их в одном деянии. Даже в случае делимости объекта правонарушения немыслимо представить себе положение, когда деяние в отношении одного из них было бы общественно опасным, а в отношении другого нет. 

       в) Проступок
       Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые за них применяются. Различные виды проступков могут соединяться в одном правонарушении (гражданский проступок с административным, административный с дисциплинарным и т.п.). Проступки подразделяются на: гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные (См. Рис 1).
       1. Административно-правовые проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан; на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность так же это проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.
       Критерии, позволяющие отличить административное правонарушение от преступления следующие:
       а) наличие или отсутствие тяжких последствий;
       б) размер материального ущерба, причиненного правонарушением;
       в) повторность или неоднократность  деяния, либо применение за него административного  воздействия.
       За  совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы, административный арест и др. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них, и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены кодексом об административных правонарушениях.
       2. Дисциплинарные проступки, выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов, трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, учебную, служебную, воинскую дисциплину.
       За  совершение дисциплинарных проступков могут применяться такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.