На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовая система Республики Казахстан

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ 
 
 

Факультет «Финансы»
КАФЕДРА: «_________________» 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 
на  тему: «Финансовая система Республики Казахстан»

 
по дисциплине: «Государственные финансы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил: к.э.н., и.о. доцента
Аймурзина Б.Т. 
 

Выполнил: магистрант 2 курса,
группа  ФМ-202/2 Сыздыкова А.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астана  – 2011 г.
 


    Содержание:
    1 Сущность и функции финансов.
    2. Финансовая система и ее структура.
    3. Финансовая система РК
    3.1. Банковская система РК
    4. Бюджетная система Казахстана 
    4.1. Экономическая сущность бюджета  и бюджетное устройство.
    4.2. Состав доходов и расходов  бюджета
    4.3 Налоговая система
 


    1. Сущность и функции финансов
    В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия  и кончая национальной экономикой в  целом, образуются и используются фонды  денежных средств. При этом не имеет  значение, в какой форме выступают  деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
    Система образования и использования  фондов денежных ресурсов, участвующих  в обеспечении процесса воспроизводства  и составляет финансы общества. А  совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением  денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему  живого организма, через которую  осуществляется движение товаров и  услуг, своеобразный обмен веществ  между экономическими клеточками общественного  организма.
    Итак, финансы - историческая категория. Они  появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
    Таковы  основные признаки финансов. По ним  безошибочно можно выделить финансы  из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.
    Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение.
    Исходя  из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
    Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
    Финансы как научное понятие обычно ассоциируется  с теми процессами, которые на поверхности  общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно  сопровождаются движением (наличным или  безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли  и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о  перечислении налоговых платежей в  доходы государственного бюджета, или  о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.
    Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений - их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.
    Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях  воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного  бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую  категорию. Финансы, выражая реально  существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный  характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.
    Финансовая  система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
    Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
    Внебюджетные  фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
    Бюджет  состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.
    Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы  на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
    В условиях социально-ориентированной  экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.
    Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
    А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и  использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной  системе и правительственных  внебюджетных фондах;
    Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализированных денежных фондов предприятий.
    Денежный  характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования  финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.
    В этой связи неправомерно относить к  финансам не только денежные, но и натуральные  взаимоотношения. Существование натуральных  повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного  денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.
    На  второй стадии движение стоимости в  денежной форме осуществляется обособленно  от движения товаров и характеризуется  ее отчуждением (переходом из рук  одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную.
    На  третьей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.
    Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования. Поэтому важным признаком  финансов как экономической категории  является распределительный характер финансовых отношений.
    Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов; они формируются  у субъектов хозяйствования и  государства за счет различных видов  денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средствв населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.
    Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и  нефондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
    Важнейшим признаком финансов является то, что  финансовые отношения всегда связаны  с формированием денежных доходов  и накоплений, принимающих форму  финансовых ресурсов.
    Функции финансов
    Итак, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических  отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
    Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
    Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
    С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с  этим становится возможным и необходимым  контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
    Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его использования. Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения.
    Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной - это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.
    Финансы осуществляют контроль на всех стадиях  создания, распределения и использования  общественного продукта и национального  дохода. Их контрольная функция проявляется  во всем многообразии хозяйственной  деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и  внепроизводственными затратами, соответствием  этих затрат доходами, формированием  и использованием основных фондов и  оборотных средств. Он действует  на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими  звеньями финансовой системы.
    Объектом  контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
    Одна  из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
    Регулирующая  функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налоги, кредиты) в процесс  воспроизводства. В целях регулирования  экономики и социальных отношений  используются также финансовое и  бюджетное планирование, государственное  регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РК регулирующая функция развита слабо.
    Хотя  финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят  от проводимой правительством политики.
    2. Финансовая система и ее структура.
    По  определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
    Финансы - это система экономических отношений, выражающих процессы формирования, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих расширенное воспроизводство.
    Финансовая  система - это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.
    Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:
    Бюджеты различных уровней;
    Фонды социального, имущественного и личного  страхования;
    Валютные  резервы государства;
    Денежные  фонды предприятий, организаций  и фирм;
    Прочие  специальные денежные фонды.
    Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые  используются для выполнения различных  функций в экономической, социальной и политической сферах.
    В системе произведённых отношений  финансы функционируют посредством  денег, служат элементом воздействия  на хозяйственные процессы, а также  являются средством формирования экономических  интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).
    Финансы, как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.
    Система финансовых отношений включает:
    - денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
    - денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
    - денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
    - денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;
    - во-первых, между предприятием в целом и его структурным подразделениями;
    - во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и труда;
    - денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;
    - денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.
    Финансовая  система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
    Финансовая  система - совокупность финансовых органов  и институтов, которые управляют  денежными потоками.
    Внутреннее  строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для  всех стран. Она состоит из сфер и  звеньев.
    Сфера характеризует обобщенную по определённому  признаку совокупность финансовых отношений.
    Звенья  показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы (схема
    Организационная структура финансовой системы - совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему  управления финансами.
    В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной  власти и управления.
    Все вышеперечисленные финансовые отношения  можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и  финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
    Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения  и перераспределения национального  дохода, созданного в отраслях материального  производства.
    Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства  в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и  методы образования и использования  денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов  и накоплений самих предприятий.
    Основой единой финансовой системы служат финансы  предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств  выступает национальный доход, создаваемый  в сфере материального производства.
    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное  использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
    Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. С одной  стороны, главным источником доходов  бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства. С другой стороны, процесс  расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами -- заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
    Взаимосвязь и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов.
    Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
    Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
    В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного  режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью  экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.
    Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды  включаются в состав себестоимости  и установлены в процентах  к фонду оплаты труда.
    Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
    Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
    Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком -- государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих Целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
    Необходимость использования государственного кредита  обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных  доходов. Мобилизуемые временно свободные  средства населения и юридических  лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном  уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
    В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
    Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны.
    Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
    Государственный внешний долг -- это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
    В финансовую систему Казахстана входят такие ветви как:
    - Банковская система РК 
    - Бюджетная система Казахстана 
    - Налоговая система.
 


    3. Финансовая система РК
    3.1 Банковская система  РК.
    После получения суверенитета в декабре 1990 года Казахстан сразу же приступил  к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В январе 1991 года был принят Закон « О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», что  явилось по существу началом банковской реформы и создания двухуровневой  банковской системы в стране. Республиканский  государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан.
    Республика  Казахстан имеет двухуровневую  банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все  иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы  за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. Национальный Банк представляет, в пределах своей  компетенции, интересы Республики Казахстан  в отношениях с центральными банками  и банками других стран, в международных  банках и иных финансово-кредитных  организациях. 14 апреля 1993г. был принят Закон «О банках в Республике Казахстан». В настоящее время действует  Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155.
    Организационная структура Национального банка  состоит из центрального аппарата, совета директоров, правления, представительства  в Москве, 16 территориальных филиалов, центра кассовых операций и хранения ценностей, а также 10 организаций  и дочерних предприятий. В их состав входят: Казахстанский центр межбанковских  расчетов НБК, Банковское сервисное  бюро, Казахстанский монетный двор НБК, Банкнотная фабрика НБК, Казахстанский  фонд гарантирования депозитов, Казахстанский  Актуарный центр, Фонд гарантирования страховых выплат, Накопительный  пенсионный фонд «ГНПФ», Резервный  центр НБК «Q-BRO», Магистратура по программе MBA.
    Высшим  органом управления Нацбанка является Правление, возглавляемое председателем Нацбанка. Правление состоит из 9 человек в составе председателя, 4 должностных лиц Нацбанка, председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, одного представителя Президента и двух представителей от правительства. Члены Правления утверждаются Президентом РК.
    Основной  целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в  Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются  следующие задачи:
    - разработка и проведение денежно-кредитной  политики государства 
    - обеспечение функционирования платежных  систем 
    - осуществление валютного регулирования  и валютного контроля 
    - содействие обеспечению стабильности  финансовой системы.
    Национальный  Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  основные функции:
    - проведение государственной денежно-кредитной  политики в Республике Казахстан;
    - осуществление эмиссии банкнот  и монет на территории Республики  Казахстан;
    - осуществление функции банка  банков;
    - осуществление функции банка,  финансового советника, агента  Правительства Республики Казахстан  и иных услуг для Правительства  и других государственных органов  по соглашению с ними;
    - организация функционирования платежных  систем;
    - осуществление валютного регулирования  и валютного контроля в Республике  Казахстан;
    - управление золотовалютными активами  Национального Банка;
    - осуществление контроля и надзора  за деятельностью финансовых  организаций, а также регулирование  их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального  Банка и др.
    - осуществление доверительного управления  Национальным фондом Республики  Казахстан.
    Национальный  банк - единственный государственный  орган, обладающий эмиссионным правом выпуска банкнот в стране, единственного  законного платежного средства. Нацбанк устанавливает порядок определения обменного курса валюты РК к денежным единицам иностранных государств.
    Анализ  текущей ситуации в Казахстане
    Банковский  сектор остается крупнейшим и доминирующим сегментом финансового сектора  страны. На сегодняшний день сектор банковских услуг по-прежнему остается крупнейшим и доминирующим сегментом  финансового сектора страны. На сегодняшний  день в Казахстане функционируют 39 банков. 

    Таблица 1. Структура банковского  сектора РК
    Структура банковского сектора     1.01.11     1.04.11
   Количество  банков второго уровня в т.ч.:     39     39
   -банки  со 100% участием государства в  уставном капитале     1     1
   Количество  филиалов банков второго уровня     365     370
   Количество  дополнительных помещений банков второго  уровня     1881     1894
   Количество  представительств банков второго уровня за рубежом     17     16
   Количество  представительств банков-нерезидентов в Республике Казахстан     29     29
   Количество  банков-участников системы обязательного  коллективного гарантирования    (страхования)  вкладов (депозитов) физических  лиц
    34     34
   Количество  банков, имеющих лицензию на осуществление  кастодиальной деятельност     10     10
 
    Совокупные  активы, обязательства и собственный  капитал банков второго уровня
    По  состоянию на 1 января 2011 года банковский сектор представлен 39 банками второго  уровня. Активы банков второго уровня с начала года увеличились на 474,2 млрд. тенге или на 4,1%, банковские займы и операции «обратное РЕПО»  уменьшились на 572,9 млрд. тенге или  на 5,9 %, резервы (провизии) снизились  на 797,4 млрд. тенге или на 19,9%.
    За  декабрь 2010 года активы БВУ увеличились  на 82,6 млрд. тенге или 0,7%, банковские займы и операции «обратное РЕПО»  увеличились на 91,7 млрд. тенге или  на 1,0%, резервы (провизии) уменьшились  на 42,2 млрд. тенге или на 1,3%. 

    Таблица 2. Динамика показателей  банковского сектора  Казахстана                                                                                                                                             млрд. тенге
    №№ Финансовые  показатели 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011
    11  Активы  8 875   11 685   11 890  11 557  12 032
    22  Обязательства  7 995  10 260  10 437  12 537 10 715
    33  Собственный  капитал
 880  1 425   1 453 -980   1 316
    44  Нераспределенная  прибыль текущего года  104  217  11  -2 834  1 420
    55  Кредиты  5 992 8 868  9 238 9 639  9 065
    66  Вклады  4 715  6 424   6 873 7 799   6 851
    77  ROA  1,2%    1,9%  0,23%  -24,06%  11,96%
    88  ROЕ  15,70%  18,80% 1,88% -1192,63% 2920,83
 
    В итоге чистая  прибыль банков по итогам отчетного периода составила 1,5 трлн. тенге.
    Наибольшую  прибыль за рассматриваемые периоды  банковский сектор Казахстана показал  в 2007г. в размере 0,22 трлн. тенге, в  этом же году наблюдается самый максимальный прирост по всем показателям за рассматриваемые  периоды. Однако за достаточно короткий период времени в течение 2008г. снижение показателей рентабельности произошло  в более чем 20 раз до 0,01 трлн. тенге, что было обусловлено главным  образом влиянием финансового кризиса.
    Несмотря  на присутствие иностранных банков, банковский сектор Казахстана отличается высокой степенью концентрации. В  стране доминируют пять крупных банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «БТА Банк», АО «Банк ЦентрКредит» и АО «АТФБанк», которые занимают 73% всего рынка. Такую же долю данные банки посредством своих дочерних и аффилированных структур контролируют в пенсионном, страховом и лизинговом рынках. На долю банков с активами, не превышающими 1 трлн. тенге, приходится не более 27% активов от общего объема активов банковского сектора страны. Их число, по состоянию на 01.10.2010 г., составляет 33, или 87% от общего количества банков. Соответственно подавляющая часть активов сосредоточена в пяти крупнейших банках, размер активов которых превышает 1 трлн. Тенге.
    Несмотря  на финансовые трудности, крупнейшие банки  Казахстана по-прежнему доминируют на рынке, что в значительной степени  обусловлено финансовой поддержкой со стороны главных акционеров в  лице либо государства, либо финансово-промышленных групп. Некоторые некрупные банки  могут увеличить свои рыночные позиции  в краткосрочной перспективе, однако, по мнению РА РФЦА, это не вызовет  кардинальных изменений в структуре  банковского сектора в течение 2010 – 2011г.г.
    Необходимо  отметить, что высокая зависимость  внутреннего рынка страны от небольшой  группы банков потенциально влияет на устойчивость всей банковской системы  в периоды кризиса, а также  снижает качество предоставляемых  услуг ввиду отсутствия конкуренции  между крупнейшими и мелкими  банками.
    Завершение  реструктуризации финансовой задолженности  трех крупных банков позитивно отразилось на основных показателях банковской системы в 2010г., однако, несмотря на это РА РФЦА считает, что период стагнации  экономики и банковского сектора  Казахстана продолжится в среднесрочной  перспективе до 2012г. Из-за того, что  крупные банки испытывают проблемы, в ближайшие годы финансовая система не будет показывать значительного роста, также не претерпит особых изменений состав крупных банков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.