На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование договора перевозки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Курсовая  работа 

по  дисциплине «Гражданское право» 
 

Правовое  регулирование договора перевозки 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил: студент гр.ЭУЮВ-39
                                               Научный руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    «Допущено к защите»
                    Научный руководитель                                   

                    «___» ______________ 2008 г. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Москва 2008  
 
 

                                                    Содержание 

Введение……………………………………………………………………...2
1. Понятие  договора перевозки………………………………………….….5
2. Система и виды договора перевозки ……………………………….….8
2.1.Система  договора перевозки……………………………………………8
2.2 Виды  договора перевозки………………………………………………...14
3.. Участники  договора перевозки  и ответственность  по договору…….16
3.1 Участники договора перевозки………………………………………….16
3.2 Ответственность  по договору перевозки……………………………….19
Заключение…………………………………………………………………...28
Список  использованных источников……………………………………….29 
 
 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Введение.
     Перевозка грузов, пассажиров и багажа  играет важную роль в жизни и экономике нашей страны. Соответственно без правового регулирования взаимоотношений возникающих в этом процессе не возможно.  Общие положения о перевозке закреплены в  Гражданском кодексе РФ, а так же различными транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
     В дореволюционной России гражданское законодательство рассматривало договор перевозки в качестве отдельного вида договора подряда. Подробно регламентировались только морская и железнодорожные перевозки.
     При подготовке проекта Гражданского уложения Российской Империи, рассмотренной Государственной думой в 1913 году, особое внимание было обращено на необходимость выделения договора перевозки в самостоятельный вид среди гражданско-правовых договоров.  Однако эта попытка не увенчалась успехом, так как редакционная комиссия не сумела выработать критерии отличия договора перевозки от договора подряда.  Полностью было завершено урегулирование правовых взаимоотношений в области перевозки только к 60 годам 20 века. В Основах гражданского законодательства 1961 года и в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года содержались четкие определения договора перевозки грузов и договора перевозки пассажира.
     Договором перевозки грузов – транспортная  организация имела обязательства как по доставке вверенного ей отправителем груза в место назначения, так и по выдаче груза управомоченному на его принятия лицу – получателю. Главная обязанность отправителя признавалась оплата услуг перевозчика.
     Договор перевозки пассажира – перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения (в случае сдачи багажа – так же доставить до места назначения и багаж), пассажир же обязан был уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за багаж.
     В связи особенностями ведения  хозяйства в Советском Союзе, договор перевозки заключался  на основании плана перевозок, обязательного для всех сторон. Заключать договоры перевозки, которые не были предусмотрены планом, можно было только в соответствии с транспортными уставами и кодексами. По общему правилу договор заключался в момент сдачи груза к перевозке и его принятия перевозчиком, то есть отсутствовала возможность заключить консенсуальный договор.
     В настоящее время нормы о договоре перевозки включены в четвертый раздел Гражданского кодекса РФ, введенный с 1 марта 1996 года.
    После вступления части второй ГК РФ в силу в 1996 году, первым законодательным актом из новых транспортных уставов и кодексов был принят Воздушный кодекс РФ1, который по сравнению  с  Воздушным кодексом СССР 1983 г., сузил сферу регулирования деятельности гражданской авиации и договора воздушной перевозки. Нормы, содержащиеся в ВК РФ, не имеют прямого действия, а отсылают к иным актам и правилам. К «правовым пробелам» можно отнести ряд тех моментов, которые он должен регулировать по прямому указанию, содержащемуся в акте большей юридической силы — в ГК РФ. Например, ВК РФ содержит только одну, причем дублирующую соответствующую статью ГК РФ, посвященную фрахтованию воздушных судов (ст. 104), хотя соответствующая статья ГК РФ (ст. 787) дает необходимую отсылку. В связи с этим 27 июля 2007 года вступили в действие «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»2, в которых подробно отражены взаимоотношения сторон договора перевозки на воздушном транспорте.
  Следующим актом был Транспортный устав железных дорог РФ от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ, введенный в действие со дня официального опубликования — 17 января 1998 г. Однако впоследствии его сменил Устав железнодорожного транспорта РФ3.
  Устав железнодорожного транспорта РФ имеет недостатки. Достаточно сказать, что российские правоведы (Брагинский М.И., Витрянский В.В. и др.) сравнивают данный документ с Общим уставом российских железных дорог 1885 года, отдавая предпочтение более раннему законодательному акту.
  На общем фоне выделяется Кодекс торгового мореплавания РФ4. Этот законодательный акт отличается детальной регулировкой договорных отношений в сфере морских перевозок и действительно исполняет роль, которая отведена ему.
 И наконец, с 12 марта 2001 г. действует Кодекс внутреннего водного транспорта РФ5. При разработке КВВТ РФ, законодатель учитывал, прежде всего, интересы транспортных организаций, ущемляя, однако, права грузоотправителей и грузополучателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     1. Понятие договора перевозки.
   Услуги  по перемещению грузов, пассажиров и багажа оказываются пятью видами транспорта (железнодорожным, морским, воздушным, внутренним водным  и автомобильным). Общие условия регулируются как Гражданским кодексом, так и транспортными уставами, кодексами и иными законами и издаваемыми  в соответствии с ними правилами. Под перевозкой понимается деятельность транспорта, являющаяся предпринимательской  и состоящая  в перемещении грузов, пассажиров и багажа за вознаграждение  в целях получения прибыли.
   Суммируя  положения законодательства  мнения российских правоведов, договор перевозки можно определить как гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется  доставить вверенный ему груз (пассажиров, багаж) в пункт назначения (и в случае груза или багажа  выдать его уполномоченному лицу), а отправитель (пассажир) обязуется оплатить установленную плату.
   Любой договор перевозки в зависимости  от характера объекта перевозки, от субъектного состава договоров  будет обладать несколькими из следующих признаков: взаимный, возмездный, реальный, консенсуальный, публичный. Рассмотрим их более подробно.  Взаимный (двухстороннеобязывающий) – договор, в котором у каждой из сторон по отношении друг к другу есть обязанности. Возмездный – то есть за выполнение условий договора предусматривается определенная плата.  Реальный – это такой договор, по которому кроме заключения соглашения, нужны действия. К примеру, при перевозке грузов обязательства сторон возникают в отношении конкретного груза, который был сдан грузоотправителем и принят перевозчиком  для доставки в указанный пункт назначения. Консенсуальный – договор, для заключения которого, необходимо и достаточно достижения соглашения по всем существенным условиям.. Например, обязанность перевозчика по договора фрахтования (чартера)  состоит в предоставлении всего (или определенной части) транспортного средства на некое количество рейсов, и наступает, с момента подписания. Публичный, то есть такой договор, заключить который может каждый, изъявивший желание. Например, договор перевозки пассажиров на маршрутном транспортном средстве.
   Большинство договоров перевозки не могут  заключаться  благодаря одной  только договоренности сторон, поэтому практически по всем видам этой группы договоров предусмотрена стандартная письменная форма, которой и придерживаются при заключении соответствующего договора. Существует признак, который относиться только к договорам, касающимся  перевозки груза.  Это заключение договора в пользу третьего лица. Некоторые авторы считают получателя груза не третьим лицом, а самостоятельной стороной договора, а сам договор трехсторонним. Подавляющее большинство высказываются в пользу того, что договор перевозки заключается в пользу третьего лица.
  Существенным условием договора перевозки груза является условие, о его предмете. Предметом договора перевозки груза является услуга по перемещению груза в пункт назначения на том или ином виде транспорта. Помимо услуги по перемещению груза перевозчиком оказываются и сопутствующие услуги (погрузка и выгрузка груза, его хранение и другие). Но эти услуги не являются предметом отдельных договоров, а направлены на надлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по договору перевозки.
  Срок в договоре перевозки груза — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определяемые или транспортными уставами и кодексами, или при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст.792 ГК РФ).
  При прямых смешанных перевозках (перевозках груза разными видами транспорта по единому документу) срок доставки определяется как совокупность сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта.
  Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
  Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.Система и виды договоров перевозки.
    2.1. Система договоров  перевозки.
    В систему договоров, опосредующих перевозку  грузов, пассажиров и багажа, наряду с договором перевозки конкретного груза входят и другие договоры. Они действуют только в сфере правоотношений, которые относятся к перевозкам грузов. Рассмотрим подробнее.
  Договор об организации перевозки грузов является гражданско-правовым актом, имеющим долгосрочный характер, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять грузы в определенном объеме.
  Статьей 798 ГК РФ определяются условия организации перевозки, а именно объемы, сроки, порядок расчетов, положения о предоставлении транспортных средств.
  Признаками данного вида договоров перевозки являются: двусторонность; возмездность; долгосрочность.
  При осуществлении долгосрочных перевозок транспортное законодательство предусматривает подачу заявки как один из элементов договора.
  Законодатель при разработке транспортных уставов и кодексов, скорее всего, учитывал то, что ответственность сторон по договору перевозки грузов будет определяться их соглашением, т.е. налицо отдельные черты консенсуальности, правда, не так ярко выраженной, как в договоре перевозки пассажиров и багажа.
  Вопрос об обязательности заключения договора об организации перевозки грузов является одним из дискуссионных в транспортном законодательстве. Например, Брагинский М. И. и Витрянский В. В. предлагают с помощью обязательности заключения договоров об организации перевозки грузов решить проблему поставки продовольствия в районы Крайнего Севера6.
  Договор перевозки конкретного груза — гражданско-правовой договор, по которому в обязанности перевозчика входит доставка груза, переданного ему грузоотправителем, оплачивающим перевозку, в пункт назначения и выдача указанного груза управомоченному лицу (получателю).
  Признаками данного договора являются: двусторонность; возмездность; реальность: обязательство перевозчика возникает с момента получения груза; консенсуальность: доставка груза происходит на согласованных условиях.
  Среди договоров перевозки рассматриваемому договору отводится особое место, так как предмет договорных обязательств — перевозка конкретного груза из пункта отправления в пункт назначения — существенно отличает договор перевозки конкретного груза от организационных перевозок. Наиболее важный вид рассматриваемого договора — договор фрахтования. Рассмотрим договор фрахтования относительно перевозки конкретного груза, так как в этом виде он встречается чаще всего. Договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ)— возмездный, двусторонний и консенсуальный гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Сторонами в данном договоре, выступают фрахтовщик — владелец транспортного средства (собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит в соответствии с иным правовым основанием) и фрахтователь — лицо, в интересы которого входит перевозка больших партий грузов или большого количества пассажиров;
  Нормы о рассматриваемом договоре содержатся в ВК РФ и КТМ РФ. Основное регулирование осуществляет КТМ РФ, так как ВК РФ содержит только определение рассматриваемого договора, т.е. дублирует соответствующую норму ГК РФ.
  Кодекс торгового мореплавания РФ содержит подробное регулирование договора фрахтования. Чартер — договор морской перевозки груза, который заключается с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, его части или определенных в договоре судовых помещений (ст. 115 КТМ РФ).
  Договор фрахтования, обладает следующими признаками: двусторонность; консенсуальность: вступает в силу с момента подписания сторонами; долгосрочность: большинство договоров чартера заключаются на длительный срок; публичность: договор фрахтования заключается обычно с использованием отпечатанных типографским способом проформ различных чартеров, которые учитывают особенности перевозки разных видов грузов на разных направлениях перевозки, например, универсальные проформы («Дженкон», «Сканон»), зерновые («Остуит», «Центро-кон»), рудные («Оркон», «Саворкон»).
  Документами, которые подтверждают заключение рассматриваемого договора, являются: транспортная накладная — заполняется грузоотправителем и предоставляется перевозчику, при передаче груза; коносамент или иной документ на груз.
  В некоторых случаях транспортная накладная является письменной формой рассматриваемого договора, например, такое значение, имеет железнодорожная транспортная накладная, которая является и товаросопроводительным документом, и документом, подтверждающим исполнение перевозчиком своих обязательств.
  Накладная вместе с дорожной ведомостью подлежит передаче грузополучателю под расписку.
  Существует также электронная накладная, которая заполняется с помощью технических и программных средств Автоматизированной информационной системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной на железнодорожном транспорте.
  Аналогичное значение, которое приобретает транспортная накладная на железнодорожном транспорте, имеют соответствующие документы при внутренних водных, а также воздушных перевозках.
  С коносаментом ситуация обстоит следующим образом. Если транспортная накладная является обязательным документом, который должен сопровождать груз, то коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя после приема груза при морской перевозке. Коносамент — ценная бумага (в качестве которой он признается и ГК РФ), свидетельствующая о получении груза перевозчиком, т.е. о начале исполнения им своих обязательств по рассматриваемому договору.
  При передаче коносамента управомоченному лицу ему переходят и права, связанные с распоряжением грузом.
  Содержание договора перевозки конкретного груза определяется необходимостью урегулировать действия сторон, связанные с доставкой, получением и оплатой груза.
  договор об организации перевозки грузов (ст. 798 ГК РФ) — двусторонний, возмездный, консенсуальный и долгосрочный гражданско-правовой договор, согласно которому в обязанности перевозчика входит принятие груза в определенный срок, а в обязанности грузоотправителя — предъявление к перевозке грузов в определенном объеме. Этот договор не заменяет договор перевозки, а помогает упорядочить взаимоотношения сторон;
  договор об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК РФ) — двусторонний, возмездный, консенсуальный и долгосрочный гражданско-правовой договор, который заключается между организациями различного вида в порядке, определяемом транспортными уставами, кодексами и иными нормативно правовыми актами. Этот договор имеет некоторые общие черты с соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
  Отличие этих договоров друг от друга состоит в том, что при прямом смешанном сообщении речь идет о правоотношениях, которые возникают между организациями различных видов транспорта при перевозке грузов, что подтверждается одним единым транспортным документом. В договорах об организации работы по обеспечению перевозок грузов весь процесс, который регулируется договором, не охватывается единым транспортным документом.
    Соглашения между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемые в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ), — гражданско-правовые договоры, которые устанавливают порядок передачи, приема грузов или пассажиров с одного транспорта на другой (перевозки несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу). Согласно ГК РФ регулировать комбинированные перевозки должен закон о прямых (смешанных) комбинированных перевозках, который пока еще не принят. На данный момент, отношения по прямым смешанным перевозкам регулируются транспортными уставами и кодексами
  Отдельно  необходимо отметить заявку (заказ) на перевозку (ст. 791 ГК РФ), т.е. такую стадию отношений между сторонами, когда договор перевозки как таковой может быть еще не заключен. Некоторые российские юристы считают такую стадию как имеющую договорную основу (Брагинский М.И., Витрянский В.В.)7. И действительно, обязательства между сторонами возникают уже на этой стадии.
  Договор перевозки пассажира (ст.786 ГК РФ) — гражданско-правовой публичный договор, по которому перевозчик берет на себя обязательство доставить пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение договора подтверждается билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией.
  Признаками рассматриваемого договора являются: двусторонность: пассажир — с одной, перевозчик — с другой стороны; публичность; перевозчик, как правило, транспортная организация общего пользования, которая обязана обслуживать любого желающего. Правительство РФ разрабатывает правила, которые обязательны для сторон при заключении данного договора;
  пассажир — всегда физическое лицо, поэтому на данный договор распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей»8 и изданных в соответствии с ним правовых актов. На транспортные организации возлагается ряд определенных обязанностей, согласно которым транспортные средства должны соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к их качеству;
  возмездность — существенным условием договора перевозки является плата, которую обязан внести субъект любого договора перевозки;
  консенсуальность — в отличие от договора перевозки грузов, где законом дается подробная регламентация практически всех существенных условий, при заключении до говора перевозки пассажира существует возможность достижения договоренности между пассажиром и перевозчиком по некоторым вопросам;
  возможность для пассажира отказаться от договора перевозки по своему усмотрению в любое время.
  Предмет договора перевозки пассажира (как отдельного вида договора перевозки) — действия перевозчика, которые заключаются в доставке пассажира (при сдаче пассажиром багажа — и багажа, который должен быть выдан управомоченному лицу в пункте назначения).
  Договор перевозки пассажира, являясь отдельным видом договора перевозки, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.
    Применительно к разным транспортным средствам выделяются различные критерии для отдельных видов договора перевозки пассажиров. Например, на железнодорожном транспорте поезда подразделяются в зависимости от скорости следования — скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения; дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда9. Пассажирские поезда (скорость меньше 50 км/ч) имеют больше остановок для высадки, чем другие виды поездов. С другой стороны, цена билета на пассажирский поезд самая низкая по сравнению со скорым или скоростным сообщением.
На морском транспорте перевозки подразделяются, на:
  — внутренние (каботажные), которые связывают российские порты и в свою очередь делятся на:
    — транспортные (следуют с наименьшей скоростью, цена провоза пассажира и багажа самая низкая);
  — транспортные скоростные (обслуживаются судами на подводных крыльях или на воздушной подушке);
— паромные переправы;
— линии с комплексным обслуживанием пассажиров;
  — туристские линии — представляют собой рейсы, работающие по особому расписанию на условиях специальных договоров;
    заграничные (международные), которые связывают российские и иностранные порты;
    местные и пригородные, которые происходят в пределах территории, административно подчиненной одному району;
   — чартер (применяется на морском и воздушном транспорте) — по соответствующему договору перевозки пассажира и багажа предоставляется часть (или все) судно на один или несколько рейсов. Однако данный договор будет далее рассматриваться отдельно, так как договоры чартера заключаются не с отдельным пассажиром, а с организацией-фрахтователем.
  Заключение договора перевозки пассажира считается законченным при достижении сторонами соглашения по всем необходимым вопросам. В этом выражается, ранее отмеченная консенсуальность данного вида гражданско-правовых договоров.
  В свою очередь, заключение договора перевозки пассажиров имеет ряд особенностей:
— для транспортной организации, которая обеспечивает перевозки, осуществляемые транспортом общего пользования, заключение договора с любым желающим — обязательно;
— условия договора перевозки являются, как правило, стандартными и разрабатываются Правительством РФ;
   — процесс заключения данного договора происходит по схеме «оферта-акцепт».    
   Оферту, то есть публичное предложение о заключении договора, делает транспортная организация, пассажир же акцептирует данное предложение путем определенных действий, например, покупая билет (конклюдентные действия);
  Транспортное законодательство подробно регулирует те аспекты заключения договора перевозки пассажира, которые связаны с покупкой билета.
  Покупка билета (исключая пригородные маршруты), производится на основе документа, удостоверяющего личность потенциального пассажира (паспорт, военный билет).
  2.2. Виды договоров перевозки.
  Итак, данная система договоров необходима для регулирования процесса перевозки. Все рассмотренные договоры могут быть рассмотрены и как отдельные виды договора перевозки (реально такой договор существует только как один из его видов), выделяемые по разным классификационным критериям.
  При выделении видов договоров перевозки правоведы пользуются следующими критериями:
  - по видам транспорта, наиболее распространенный признак. Выделяют договоры перевозки грузов морским, речным, автомобильным, железнодорожным, воздушным и внутренним водным транспортом. Договора перевозки грузов на автомобильном транспорте в свою очередь подразделяются:  на городские (в пределах черты города), пригородные (не более чем 50 км за пределами черты города), междугородные (более 50 км за чертой города), межреспубликанские и международные,10
  - по видам сообщения: осуществление перевозок в местном (здесь имеются в виду перевозки в пределах одной транспортной организации, например, железной дороги), прямом и прямом смешанном сообщении (перевозка, которая осуществляется при наличии одного единого документа на груз);
  - по предмету договора: договор перевозки пассажира, договор перевозки груза, договор фрахтования (чартер);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.