На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая сущность и формы предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ПОНЯТИЕ  И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1 Понятие  и сущность предпринимательства……………………………………6

1.2 Виды  предпринимательской деятельности…………………………………...12

2 ФОРМЫ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Товарищества…………………………………………………………………...18

2.2 Кооперативы……………………………………………………………………22

2.3 Акционерные  общества. Производственный кооператив…………………...24

3 СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….37

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
     В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годы Советской власти понятие «предпринимательство» практически было исключено из экономической лексики, а термин «предпринимательство» воспринимался негативно.  
     Актуальность темы в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.   
     Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и  испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.
     Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся новая экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности. Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности.
     Переход к рыночной экономике требует  радикальных преобразований структуры  производства, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Решение этой задачи невозможно, как подтверждает мировой опыт, без развития предпринимательства, основанного на различных формах собственности.
     Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке своих государств.
     В экономической литературе понятие  «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».
     В качестве научного термина понятие  «предприниматель» появилось в  работах известного английского  экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
     Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
     А. Маршалл и его последователи  большое внимание уделяли организаторской  функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя  предпринимательские способности.
     Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая  нация и каждый ее отдельный представитель  гордятся и своей причастностью  к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
     В Республике Казахстан интенсивно создаются  все предпосылки развития предпринимательской  деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства.
     В Республике Казахстан применяются  широкомасштабные меры по государственной  поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
     Я хочу отразить в своей работе сущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное состояние  и тенденции развития.
     Рыночная  экономика по сути своей есть предпринимательская. Намеченные в Казахстане реформы призваны, в конечном счете, решить извечную социальную проблему - улучшить жизнь людей. Для этого необходимо перевести экономику в режим функционирования на потребителя. Мировой опыт показывает, что этой цели наиболее соответствует предпринимательский тип экономических отношений. Он предполагает смелую инициативу, полную самостоятельность и ответственность, включая поиск потребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку тактики конкурентной борьбы и вопросов инвестирования.
     Вопросы предпринимательства имеют не только локальное значение, они волнуют весь деловой мир. В современную «эру активных действий» добьются успеха те корпорации, которые будут соблюдать следующие условия: во-первых, как смогут сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться на ключевые ценности в организации; во-вторых, императив современного предпринимательства - эффективное распоряжение временем, ускоряющимся потоком нововведений, идей и экспериментов - надо быть быстрым, чтобы не отстать; в-третьих, созревают условия использования гибких форм организации, режимов работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников; в-четвертых, совместный труд должен приносить удовлетворение всем его участникам.
     Эти условия развития предпринимательства  представляют определенную ценность для стран, находящихся на этапе перехода к рыночной экономике. Это в полной мере относится к Казахстану.
     Развитие  малого и среднего бизнеса является одним из основных стратегических направлений  социально - экономической политики, проводимой Правительством в Республике Казахстан.  За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе, так как он выполняет ряд важных социальных функций, в число которых входят решение проблем занятости, смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений.
       Достигнута главная стратегическая  цель - возможность заниматься предпринимательством  стало реальной и  неотъемлемой  частью конституционных прав  граждан республики, для чего  государством созданы необходимые условия.
     Именно  это и явилось основанием для  выбора данной темы. Объектом исследования в работе является формирование рыночных отношений в национальной экономике.
     Цель данной работы - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.
 

      1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

     1.1 Понятие и сущность  предпринимательства

 
     Казахстанское общество все более осознает, что  предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития цивилизованного рыночного механизма, среднего класса и класса собственников для того, чтобы преодолеть глубокий экономический кризис и «войти» в мировую экономику в качестве равного субъекта мировых экономических связей.
     Огромный  международный опыт развития предпринимательства  инициировал мировую экономическую  мысль на осмысление, обобщение этого  опыта, на выработку экономической  теории предпринимательства.
     С течением времени сформировалось несколько принципиальных подходов к пониманию экономической сущности предпринимательства.
     По  мере того, как развивалось производство, люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами.
     История предпринимательства начинается уже  со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей.
     История развития предпринимательства является одновременно историей развития отношений  обмена, общественного разделения труда  и в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.
     Предпринимательство (бизнес) характеризует деловые отношения  между людьми, а конкретнее, между  участниками дела. Человек, который  занимается каким-то делом, является деловым человеком, бизнесменом. Под делом понимается не всякое дело, чем может заниматься человек, а его экономическая деятельность.
     Бизнес  представляет собой хозяйственную  деятельность, при которой производятся материальные блага и оказываются услуги. Бизнесмен при осуществлении дела преследует чисто эгоистический интерес - получение прибыли.
     Мы  с уверенностью можем сказать, что  бизнес есть экономическая деятельность человека, нацеленная на получение прибыли, выгоды посредством производства материальных благ или услуг.
     Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей цели.
     Предпринимательство - это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его  состоит в том, чтобы нести  всю полноту риска за начатое  дело.
     Предприниматели - это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность как за успех, так и за провал.
     Это осуществление новых смелых и  непростых идей, интеллектуальная и  деловая активность энергичного  и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса.
     Предпринимательство - это любое самостоятельное дело, приносящее доход.
     Сущность  предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации на человека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурной среды  фирмы, духа товарищества, взаимного  уважения, постоянное стремление вырваться вперед.
     Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической  среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку  и исходит из этой среды, и приспосабливается  к ней. В конечном итоге предпринимательство является продуктом этой среды.
     Предпринимательство — это особый вид экономической  активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
     Экономическая активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения  финансовых средств для обеспечения  жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
     - собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
     - наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
     - индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
     - государственного или муниципального служащего;
     - менеджера (управляющий чужим предприятием);
     - пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
     - учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
     - безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
     - занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
     - вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
     Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
     Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
     Во  взаимоотношениях предпринимателя  и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
     Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных  потребителей.
     Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие факторы:
     - новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
     - качество;
     - цена, доступность товара;
     - степень универсальности товара;
     - внешний вид и упаковка;
     - позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
     - возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
     - соответствие общепринятым или государственным стандартам;
     - престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
     Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт..
     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в  зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере  деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
     В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
     - тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
     - посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
     - ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).
     Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
     Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
     В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
     Любой предприниматель нуждается в  эффективных партнерских связях: только в таком случае он может  эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.
     В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение — и даже предрасположенность  — действовать в союзе с  другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
     Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
     Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
     Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и  любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической  категории, как предпринимательская  прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
     Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
     - обычная прибыль делового человека;
     - излишек над обычной прибылью делового человека.
     Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
     Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может  быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.
     А. Смит и другие представители английской классической школы, а затем и  К. Маркс отождествляли понятия  «предприниматель» и «собственник предприятия», т.е. функционирующий капиталист. Роль капиталиста сводили к эксплуатации и извлечению прибавочной стоимости, которую якобы создает лишь работник, наемная сила. Соответственно определялась и цель предпринимательской деятельности – получение предпринимательского дохода, который понимался как «часть прибыли, остающейся в распоряжении функционирующего капиталиста после уплаты процента за взятый им ссудный капитал». Этот подход был идентично воспринят и советскими экономистами. Такое же понимание предпринимательской деятельности встречается и у некоторых современных зарубежных экономистов. Например, А. Хоскинг в своем учебнике «Курс предпринимательства» отождествляет предпринимательство с бизнесом.
     Ж. Б. Сэй, А. Маршалл определяли предпринимательство  как рациональное комбинирование факторов воспроизводства в данной точке рыночного пространства. Причем признавали, что рациональная комбинация факторов может быть в любом моменте воспроизводства, любой форме предпринимательской деятельности: производстве, обмене, распределении, потреблении и т. д., т. е. новое комбинирование факторов производства может осуществляться при использовании новой технологии, новых форм организации и управления процессов воспроизводства. Предприниматель выступал здесь как организатор, менеджер.
     Р. Кантильон, а вслед за ним И. Тюнен, Ф. Найт связывали предпринимательскую деятельность с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. Предприниматель определялся ими как субъект рыночных отношений, обладающий способностями предвидеть, рисковать, брать ответственность на себя за решения в стандартных и рискованных ситуациях. Неопределенность, которая по своей природе не может быть ни застрахована, ни капитализирована, может позволить получить предпринимателю дополнительный доход, несмотря на совершенную конкуренцию, рыночное равновесие и предельность продукта. Так, предпринимательский доход количественно определяется как разница между ожидаемой денежной выручкой и реальной, что невозможно в стационарной экономике.
     Й. Шумпетер предложил другой методологический подход к решению этой проблемы: он связывает предпринимательство с появлением динамических изменений в экономике, а затем и неопределенности. Согласно его выводу, если в экономике отсутствует технический прогресс, воспроизводство представляет собой рутинный процесс, при котором отсутствует неопределенность будущего, а значит, нет места предпринимательскому доходу. Таким образом, возмущающие экономические изменения он свел к инновациям, а предпринимателя отождествил с инноватором. При этом предпринимательство выступает у Й. Шумпетера как функция, которую может осуществлять и собственник, и менеджер, и группа лиц, и предприниматель имеет непостоянный статус.
     Австрийская школа в лице Л. Мизеса, Ф. Хайека, И. Кирцнера определяла сущность предпринимательства как способность использовать неравновесные ситуации в экономике, базирующиеся на расхождении между спросом и предложением как во времени, так и в пространстве, для получения дополнительного дохода. И. Кирцнер делает вывод о том, что предприниматель, пользуясь неравновесной ситуацией, объективно способствует восстановлению рыночного равновесия.
     Такой подход, вероятно, отразился и в  трудах многих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. Например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией Н. Азрилияна дается следующее определение предпринимательства: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». Подмена понятия предпринимательства понятием бизнес инициирует развитие псевдопредпринимательства в казахстанской действительности в настоящее время.
     Поэтому, этот подход, положенный в основу концепции  предпринимательства на государственном  уровне на данном этапе кажется уже  неприемлемым, следует его пересмотреть и разработать новую концепцию  развития предпринимательства в  Республике Казахстан на базе передового в международной экономической мысли, в международном и отечественном опыте становления и развития предпринимательства. 

     1.2 Виды предпринимательской  деятельности

 
     Поскольку любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла  (производство – обмен – распределение – потребление), в зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными фазами  воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства:
      производственное
      коммерческое
      финансовое
      посредническое
      страховое
     Производственное  предпринимательство – это деятельность, в условиях которой предприниматель  непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. При этом функция производства является для предпринимателя основной.
     Результатом производственно - предпринимательской  акции является реализация покупателю определенного объема произведенных товаров и получение за них денежной выручки.
     В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в  роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве  фактором  является  сам  товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.
     Определяющую  роль в коммерческом предпринимательстве  играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по купле-продаже. В нем нет необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с выпусков продукции. Коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.
     Финансовое  предпринимательство есть особая форма  коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или представляемые ему в кредит. Прибыль предпринимателя возникает в результате  продажи финансовых ресурсов с получением их процентов, прибавочного капитала.
     Как в прочих видах коммерческой деятельности, финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей.
     Посредничеством называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар,  а выступает  в роли посредника связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника – соединить две заинтересованные  во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход и прибыль.
           Страховое предпринимательство  заключается в том, что предприниматель  гарантирует страхователю имущества, жизни за определенную дату  компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачиваемая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то основная часть взносов образует предпринимательский доход.
     При всем разнообразии видов и способов осуществления предпринимательства  любой предпринимательской операции свойственно наличие определенных процедур, выполняемых в некоторой последовательности: для предпринимательства характерны также типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществления операции.
       Рассмотрим принципиальную схему предпринимательской операции, на которой изображены ее участники и возникающие между ними в процессе операции связи, отношения и товарно-денежные потоки обмена.
     Детализируемая  схема предпринимательства отличается от упрощенной схемы тем, что в ней выделены и указаны разные виды  факторов, средств, ресурсов предпринимательской деятельности, денежных платежей и денежных поступлений предпринимателя.

     Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как  в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

     а) предпринимательство государственное;

     б) предпринимательство частное.

     Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

     Частное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

     Конечно, каждый из этих видов — государственное  и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

     Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

     1) осуществление непосредственных  производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

     2) осуществление посреднических функций,  т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

     Общественное  понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

     Но  такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

     1) к увеличению производительности  труда непосредственных производителей  товаров на основе углубления специализации;

     2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

     3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

     В зависимости от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое,  финансовое, посредническое, страховое.

     Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.

     Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

     1) традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),

     2) инновационный характер (инновационная  предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

     Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

     В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в  роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве  прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует  называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

       Финансовое предпринимательство  есть особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором   в качестве предмета купли-продажи  выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

     Посредничеством  называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает  в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена,  в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две  заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

     Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

     Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые  сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

     Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель гарантирует  страхователю имущества, ценности, жизни  за определенную плату компенсацию  возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения  таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

     2 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
     Предпринимательство можно в зависимости от количества участников-собственников подразделить на следующие формы: индивидуальное и коллективное. Эти формы предпринимательства, в свою очередь, осуществляются в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия, регулируемой Гражданским кодексом Республики Казахстан.
     Организационная форма предпринимательской деятельности представляет собой определенную систему норм, включающую внутренние отношения между партнерами по предприятию и отношения с государственными органами и другими предприятиями. Правильный выбор организационно-правовой формы предпринимательства зависит от многих факторов: наличия собственного капитала, либо возможностей по его привлечению, характера и масштабов предпринимательской деятельности, сроков реализации предпринимательского проекта, личного опыта и организаторских способностей предпринимателя, условий рынка и многих существенных особенностей начинающегося бизнеса, а также от достоинств тех или иных форм предприятий.
     Рассмотрим  их более подробно. Индивидуальные формы без создания юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству.
     Обычно  индивидуум, обладающий достаточными для реализации проекта ресурсами и склонный единолично контролировать процесс принятия решений, готовый нести полную материальную и юридическую ответственность, предпочитает форму индивидуального предпринимательства, став единоличным хозяином фирмы. Данная форма предпринимательства имеет преимущества, которые заключаются в минимальной регламентированности и зависимости, мобильности, материальной заинтересованности и т.д. Следует отметить, что в целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе, использует в большинстве случаев ручной труд и универсальные малопродуктивные средства производства, в недостаточной степени использует достижения научно-технического прогресса.
     Однако  желание иметь большой объем  финансовых ресурсов, а вместе с  тем высокая личная материальная ответственность и большой риск ведут к тому, что для реализации масштабных проектов более предпочтительными формами являются формы коллективного предпринимательства, в основе которого заложен признак «количество собственников». При коллективном предпринимательстве собственность принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без определения долей (совместная собственность). К ним можно отнести товарищества, акционерные общества, кооперативы.
     Законодательство  Республики Казахстан предлагает классификацию  предприятий по формам собственности. Выделяются несколько организационно-правовых форм предприятий.
     Ниже  я опишу организационно-правовые формы бизнеса, существующие в Казахстане на сегодняшний день.
     Юридическим лицом признается организация, которая  имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     Юридическое лицо должно иметь самостоятельный  баланс или смету, имеет печать со своим наименованием.
     Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация).
     Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме  государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива.
     Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме  учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами, и может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям
     Учредителями  юридического лица могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими органы или лица, а в случаях, специально предусмотренных законодательными актами, - иные юридические лица. При этом юридические лица, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут быть учредителями других юридических лиц с согласия собственника или уполномоченного им органа. 

     2.1 Товарищества

 
     Товарищества  создаются при участии двух или  более партнеров. Преимуществами товарищества являются возможность привлечения дополнительного капитала и осуществления специализации внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной формы: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями. Участники товарищества подразделяются на две группы - полные товарищи и коммандитные товарищи. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.
     Общества  создаются по соглашению не менее  двух граждан, либо юридических лиц  путем объединения их вкладов  в целях осуществления хозяйственной  деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, а несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом. Общества, привлекающие необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций, называются акционерными. Участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.
     Хозяйственное товарищество
     Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности.
     Хозяйственное товарищество может быть создано  одним лицом, которое становится его единственным участником.
     Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.
     Участниками полного товарищества и полными  товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане.
     Учредительными  документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав.
     Учредительным документом хозяйственного товарищества, которое учреждено одним лицом (одним участником), является устав, который подлежит нотариальному  удостоверению.
     Хозяйственные товарищества не вправе выпускать акции.
     Вкладом в уставный капитал хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, и иное имущество.
     Высшим  органом хозяйственного товарищества является общее собрание (собрание представителей) его участников.
     Участники хозяйственного товарищества имеют  право:
     1) участвовать в управлении делами  хозяйственного товарищества в  порядке, определенном учредительными  документами;
     2) получать информацию о деятельности хозяйственного товарищества и знакомиться с его документацией в установленном учредительными документами порядке;
     3) принимать участие в распределении  чистого дохода. Условия учредительных  документов, предусматривающие устранение  одного или нескольких участников от участия в распределении чистого дохода, недействительны;
     4) получать в случае ликвидации  хозяйственного товарищества часть  его имущества, соответствующую  их доле в имуществе товарищества, оставшегося после расчетов с  кредиторами, или его стоимость.
     2. Участники хозяйственного товарищества  обязаны:
     1) соблюдать требования учредительных  документов;
     2) вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные  учредительными документами;
     3) не разглашать сведения, которые хозяйственным товариществом объявлены коммерческой тайной.
     Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться  в хозяйственные товарищества другого  вида либо акционерные общества или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в случаях и в порядке, установленных законодательными актами.
     При преобразовании полного или коммандитного  товарищества в акционерное общество, товарищество с ограниченной или  дополнительной ответственностью каждый полный товарищ, ставший участником акционерного общества, товарищества с ограниченной или дополнительной ответственностью, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к акционерному обществу, товариществу с ограниченной или дополнительной ответственностью от полного или коммандитного товарищества. Отчуждение бывшим полным товарищем принадлежащих ему акций (долей) не освобождает его от такой ответственности.
     Полное  товарищество
     Полным  признается товарищество, участники  которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Гражданин может быть участником только одного полного товарищества.
     Высшим  органом полного товарищества является общее собрание участников.
     Полное  товарищество ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник, если он в течение шести  месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников.
       Коммандитное товарищество
     Коммандитным  признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
     Гражданин может быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе.
     Вкладчик коммандитного товарищества имеет право:
     1) получать часть чистого дохода  товарищества, причитающуюся на  его долю в уставном капитале, в порядке, предусмотренном учредительными  документами;
     2) знакомиться с финансовой отчетностью  товарищества, а также требовать обеспечения возможности проверки правильности ее составления;
     3) передать свою долю в уставном  капитале или ее часть другому  вкладчику или третьему лицу  в порядке, предусмотренном законодательными  актами и учредительными документами  товарищества. Передача вкладчиком всей своей доли иному лицу прекращает его участие в товариществе;
     4) в порядке, предусмотренном законодательными  актами и учредительными документами, выйти из товарищества.
     Коммандитное  товарищество прекращается при выбытии  всех участвовавших в нем вкладчиков. Полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать коммандитное товарищество в полное товарищество.
     Товарищество  с ограниченной ответственностью
     Товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены настоящим Кодексом и законодательными актами.
     Участники товарищества с ограниченной ответственностью, не полностью внесшие вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников.
     Число участников товарищества с ограниченной ответственностью не должно превышать  ста. В случае, если число участников товарищества с ограниченной ответственностью превысит сто, то оно подлежит разделению, либо выделению, либо преобразованию в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или производственный кооператив в те-чение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке по заявлению ор-гана, осуществившего государственную регистрацию товарищества или иного заинтересованного лица, если число участников не уменьшится до ста.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.