На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия России 19-20 века

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Русская философская  мысль – органическая часть мировой  философии и культуры. Русская  философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
Становление самобытной русской философии начиналось с  постановки и осмысления вопроса  об исторической судьбе России. В напряженной  полемике конца 30-х – 40-х гг. XlX в. о месте России в мировой истории  оформились славянофильство и западничество  как противоположные течения  русской социально-философской мысли.
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим  образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается  лишь в ее отсталости или же у  России особый путь и ее культура принадлежит  к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Славянофилы в  своей трактовке русской истории  исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения  с его культом разума и прогресса  и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует  учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой  какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских  ориентаций. 

1. СЛАВЯНОФИЛЫ 

Лидеры славянофильства  – А.С.Хомяков (1804 – 1860), И.В.Киреевский (1806 – 1856), К.С.Аксаков (1817 – 1860), Ю.Ф.Самарин (1819 – 1876) – выступали с обоснованием самобытного пути развития России.
В основе славянофильского понимания русской истории лежат  общие взгляды об историческом процессе, наиболее полно представленные в  незаконченном фундаментальном  труде А.С.Хомякова под шутливым названием, данным ему Н.В.Гоголем, - «Семирамида».
Изучение истории  у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли  быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам  народ как «единственный и  постоянный действователь» в истории.
Славянофилы считали, что экономические, политические и  другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором- верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает  веру, причем именно такую, которая  соответствует творческим возможностям его духа.
Развитие духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены  к христианству насильственным путем, причем в форме насаждения «латинства», т.е. христианства, которое, по определению  А.С.Хомякова, выражало лишь внешнее  единство всех христиан. Это внешнее  единство утверждалось борьбой католической церкви во главе с папой за государственную  власть над всей Европой, организацией военно-монашеских орденов, крестовыми походами, единым дипломатическим и церковным языком – латинским и.д.
Реакцией на насильственно насаждаемое единство и подавление свободы стала Реформация, в результате которой после долгой, мучительной и кровавой борьбы возник протестантизм. Сравнивая католицизм и протестантизм, А.С.Хомяков пришел к выводу, что протестантизм столь  же односторонен, как католицизм, но односторонен в противоположном  направлении: «ибо протестантство удерживало идею свободы и принесло ей в жертву идею единства».7
Только православие  восприняло и сохранило, по мысли  славянофилов, вечную истину раннего  христианства по всей ее полноте, а  именно идею тождества единства и  свободы (свободы в единстве и  единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское своеобразие, которое вошло в содержание «русской идеи». Это понятие - «соборность», выражающее свободную общность людей. Соборность понималась славянофилами, прежде всего как церковная соборность – свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению. Свободное единство православных верующих должно основываться на бескорыстной любви к Христу как носителю совершенной истины и праведности. Единство в свободе на основе любви – вот сущность соборности как явления русского духа.
Православие в  концепции славянофилов выступало  как духовная основа всей русской  жизни: «…проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к  осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитию».9
Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуюся  общность людей, имеющую собственные  принципы организации жизни. Развитие общества представлялось процессом  саморазвития по аналогии с явлениями  живой природы. «Жизненных начал  общества, - писал А.С.Хомяков, - производить  нельзя: они принадлежат самому народу или самой земле».11
А.С.Хомяков предупреждал об опасности грубого вмешательства  в общественную жизнь. Нельзя насильственно  ломать целостность народной жизни  и втискивать ее в чуждые ей формы  культуры.
Структурной единицей организации русской народной жизни  славянофилам представлялась община, главной характеристикой которой  является самоуправление. Общинное устройство, основанное на началах общей ответственности, выработке совместных решений в  соответствии с голосом совести, чувством справедливости, народными  обычаями было для славянофилов зримым воплощением свободной общности.
Общинный дух  русского народа они противопоставляли  западноевропейскому индивидуализму. И.В.Киреевский описывает различие между организацией общества в Западной Европе и в России. Западное общество времен феодализма – это множество  замков, или феодов, каждый из которых  замкнут, обособлен и враждебно  настроен против всех остальных. Русское  общество того же периода – это  бесчисленное множество маленьких  общин, расселенных по всей земле  русской и составляющих каждая свое согласие или свой мир. Эти маленькие  согласия сливаются в большие  согласия, пока, наконец, не слагается  одно общее согласие, «согласие всей русской земли, имеющее над собою  великого князя всея Руси, на котором  утверждается вся кровля общественного  здания, опираются все связи его  верховного устройства».12
Итак, исследовав и сопоставив западноевропейскую и  русскую историю, особенности религиозной  веры, системы духовных ценностей, славянофилы  наглядно показали, что жизненные  начала России и Европы различны, что  означало неприемлемость европейских  форм жизни для России. Размышляя  об этом, А.С.Хомяков утверждает: «Я не говорю: лучше не принимать, но говорю: нельзя принимать, если бы даже и хотели».13
Славянофилы не рассматривали русскую историю  как идеальную и бескризисную, а наоборот, подчеркивали ее сложность  и драматичность. Философско-историческая концепция славянофилов пропитана  верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить  противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей, скорее всего Европе, нужно было догонять Россию. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию единства.  

2. ЗАПАДНИКИ 

Как идейное  течение общественной мысли западничество  не было единым и однородным. Среди  западников, к которым относятся  П.Я.Чаадаев (1794 – 1856), А.И.Герцен (1812 – 1870), В.Г.Белинский (1811 – 1848), Т.Н.Грановский (1813 – 1855), Н.В.Станкевич (1813 – 1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако всех их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское  будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.
Одним из первых русских мыслителей-западников был  П.Я.Чаадаев. В «Философических письмах», написанных в 1829 -1830 гг., П.Я.Чаадаев  изложил взгляды на мировой исторический процесс и место в нем России.
Основой мироздания Чаадаев считал мировой разум  – высшую реальность, лежащую в  основе видимой реальности природного и исторического бытия. Божественный разум, выступающий как Провидение, определяет всю человеческую историю. Развитием народов руководит  «божественная вечная сила, действующая  всеобщим образом в духовном мире».15 Именно Провидение ставит цели перед  народами и определяет смысл их существования  в мировой истории. Оно же обуславливает  направленность исторического процесса как процесса нравственного восхождения  человечества к царству Божьему  на земле. 

Исходя из этих положений, Чаадаев строит свою философско-историческую концепцию, которая носит ярко выраженный европоцентристский характер. Народы Европы, по мысли Чаадаева, во многом живут в подлинной истории, т.е. сохраняют преемственность в  развитии, одушевлены животворным началом  единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка. 

Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. В силу того, что Провидение покинуло русский народ, он является как бы исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным» пробелом в человечестве.
В то же время  характеристика русской истории, данная в «Философических письмах», не отрицает великого будущего России. По мнению Чаадаева, у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преимущество девственной почвы. Отсталость России дает возможность свободного выбора своего исторического пути.
Мироощущение  П.Я.Чаадаева – это мироощущение человека, во многом разорвавшего духовные связи с родной культурой. И если в первой половине XlX в. такое мироощущение встречалось достаточно редко, то в  дальнейшем оно получило широкое  распространение.  

В 1831 г. в стенах Московского университета возник философский  кружок, ставший значительной вехой  в формировании западничества. Главная  цель кружка, лидером которого был  Н.В.Станкевич, - изучение немецкой философии, прежде всего философской системы  Гегеля. В кружок входили К.С.Аксаков, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, В.П.Боткин, М.Н.Катков, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин  и др. Из этого кружка вышли деятели  самых различных направлений, так  как, признавая приоритет Европы, они разошлись в понимании  того, что именно в Западной Европе выступает вершиной прогресса и  цивилизации: буржуазная ли парламентская  республика или идеи социализма.  

Т.Н.Грановский и К.Д.Кавелин как представители  либерального направления в русской  философии выступали за рациональное реформирование общества. Они были противниками «крайних мер», отвергали  революционные методы борьбы, хотя и констатировали их неизбежность в  историческом процессе. Их идеалом  было установление «самодержавной республики». Смысл русской истории заключается  в становлении и укреплении «начала  личности», что должно было в конечном итоге привести к подлинному сближению  России с Западной Европой и постепенному упадку феодального строя в России. Исторический прогресс вне нравственного  развития личности, обладающей свободной  волей, был для них неприемлем. Умеренная либеральная позиция  была довольно распространенной в 4-х  – начале 60-х гг. XlX в., но наибольшее распространение и влияние среди  русской интеллигенции получают более радикальные доктрины о  способах приобщения России к западноевропейской цивилизации. 

Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в  рамках западничества, были хорошо известные  мыслители и общественные деятели: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев. В  отличие от либерального западничества  они рассматривали философию  как средство для обоснования  своих политических идеалов, для  преобразования российской действительности не только на основе просвещения и  развития науки, но и революционными методами. 

Во имя освобождения личности от крепостного гнета и  ее полноценного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной  точки зрения рассматривался как  идеал справедливого общества. Под  влиянием философии Гегеля они стали  логически его обосновывать как  идеал наиболее разумного общества. Затем подкрепили свои социалистические убеждения идеями антропологического материализма, ссылаясь на присущие человеческой природе стремления к свободе  и социальному равенству. 

«Человек, - пишет  В.Г.Белинский, - родится не на зло, а  на добро, не на преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия,…его стремления справедливы, инстинкты  благородны. Зло скрывается не в  человеке, но в обществе».16  

Белинский считал, что переустройство общества можно  совершить только силой народного  движения, народной революцией. Говоря о том, каким образом может  быть установлен справедливый строй, он писал: «по-маратовски» - путем насильственного  переворота, ибо «… смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови».17 При этом в отличие от Герцена он не возлагал особых надежд на общину, не верил в  социалистические инстинкты русского крестьянина. Вместе с тем А.И.Герцен, так же как и В.Г.Белинский, считал, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие  как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны  конструктивные идеи и развитое народное сознание.  

Одним из наиболее радикальных представителей западничества  в России Был М.А.Бакунин (1814 – 1876), проповедовавший идею безгосударственного  социализма, названную им анархизмом. 

Обоснование и  защиту анархических идей М.А.Бакунин  ведет с позиций антропологического материализма и идей Гегеля о диалектической ценности и внутренней неизбежности отрицания. Исходя из этих основополагающих принципов М.А.Бакунин рассматривает  исторический процесс как результат  «борения начал» - животности и человечности. Основу исторического процесса, по его мнению, составляют следующие  три принципа: человеческая животность, мысль и бунт. История представляет собой постепенное отрицание  первобытной животности человека и  утверждение человечности, которая  в свою очередь подвергается угнетению  со стороны церкви и государства. Это противоречие должно будет разрешиться  с помощью бунта, коренящегося в  «естественной природе» человека как  извечного стремления человечества не удовлетвориться той степенью свободы, которая каждый раз достигается  в общественной жизни, но которая  по своей сущности не может быть полной. Для того чтобы приблизить желанное время свободы, надо «разнуздать  народную анархию» против двух основных учреждений общества – церкви и  государства. 

Анархия, утверждал  Бакунин, - «это стихийное, огромное, полное страсти и энергии, анархическое, разрушительное и дикое восстание  народных масс».18 «Полное и всеобщее разрушение» путем анархической революции стало программной установкой Бакунина при обосновании неизбежности социалистической революции. 

Идеал социализма Бакунин видел в том, что на развалинах государств обоснуется общественное устройство, основанное на началах  самоуправления, автономии и свободной  федерации индивидов, общин, провинций, наций. Таков был революционный  романтизм М.А.Бакунина. Его труды, прежде всего работа «Государственность и анархия», так же как и труды  А.И.Герцена, В.Г.Белинского, имели большое  влияние на сознание российской интеллигенции. Теоретические работы этих мыслителей, по существу, легли в основу идеологии  революционного народничества.  

3. Русское почвенничество  

Прямым продолжением славянофильства в 60—80-е гг. XIX в. было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822—1864), Николая Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822— 1885), Федора Михайловича Достоевского (1821—1881). 

Почвенничество, по определению А. А. Григорьева, характеризовалось  «восстановлением в душе новой, или  лучше сказать, обновленной веры в грунт, в почву, в народ»2. Вера в народ, в развитие на собственной  почве сочеталась со взглядом на историю  как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации. Оригинальная концепция исторического  процесса, понимаемого таким образом, была представлена прежде всего в  трудах Н.Я. Данилевского и Ф.М. Достоевского. 

В середине XIX в. представления об уникальности каждого  общества и его культуры, несводимости их к какому-то единому образцу  буквально носились в воздухе, о  чем свидетельствует разработка этих идей в западноевропейской и  русской социально-философской мысли. В западноевропейской это направление  представлено в трудах Генриха Риккерта, в русской — в трудах М.П. Погодина и А.А. Григорьева. 

Впервые мысль  о принадлежности Западной Европы и  России к разным типам культур  высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской  империи, а Россию — как наследницу культуры Восточной Римской империи  — Византии, А. А. Григорьев, называя  свое мировоззрение органическим, исходил  из того, что жизнь мира развертывается в совокупности типических «циклов», которые имеют свой лик, свою форму, свой образ. Каждая эпоха есть своего рода «организм», целое во времени, как каждый народ есть целое или  организм в пространстве. У А. А. Григорьева мы находим ряд идей и терминов, которые впоследствии были представлены в теории культурно-исторических типов  Н.Я. Данилевского. 

Впервые идею многообразия типов культур на теоретическом  уровне изложил Н.Я. Данилевский, разработавший  систему основных типов культур  и объяснивший механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой  истории. Данилевский пришел к выводу, что подобно тому, как в природе  существуют различные типы организаций  животных и растений, в человеческой истории существуют различные типы культур. Под культурно-историческим типом он понимал «самостоятельные и своеобразные планы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, — одним словом, исторического  развития»1. 

Содержание всемирной  истории составляет, по Данилевскому, развитие десяти типов культур: египетской, китайской, индийской, древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской. Кроме того, он выделял два типа культур доколумбовой Америки —  мексиканский и перуанский, — которые  не успели развиться и были насильственно  уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления. 

Теория культурно-исторических типов сформулированная Данилевским, выступала как антитеза универсалистским человеческой истории концепциям истории, которые носили ярко выраженный европоцентристский характер. В философии истории  европоцентризм выражался в представлении  о линейном, одномерном характере  исторического процесса на базе рационалистической концепции прогресса. 

Данилевский очень  точно определяет европоцентризм как  «отождествление судеб Европы или  романо-германского племени с  судьбами всего человечества»2. Он дает развернутую критику европоцентризма, показывая его противоречия с  требованиями научного метода. Это  противоречие, на взгляд Данилевского, проявлялось в том, что общепринятая схема мировой истории не соответствовала  ни одному из требований научной систематики: сложившееся подразделение на древнюю, среднюю и новую историю объединяло в одну группу разнородные явления  и разъединяло родственные. 

Самое главное  возражение Данилевского против европоцентризма  заключалось в том, что этот подход не давал объяснения ни истории России, ни истории народов Востока, превращая  их в приложение к европейской  истории. 

Вместо моноцентризма  Данилевский предлагает концепцию  полицентризма типов культур, вместо линейности — многовариантность  развития. 

При такой трактовке  исторического процесса по-новому встает вопрос об общей направленности истории  и преемственности в развитии культур. Данилевский исходил из того, что «начала цивилизации  одного какого-нибудь типа не передаются народам другого типа. Каждый тип  вырабатывает ее для себя при большем  или меньшем влиянии чуждых, ему  предшествовавших, или современных  цивилизаций»1. 

Все цивилизации  вносят свой вклад в сокровищницу мировой истории, и ни одна цивилизация  не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении  с ее предшественницами во всех сторонах развития, делает общий вывод Данилевский. 

Прогресс в  развитии человечества, утверждает он, заключается не в том, чтобы «идти  всем вместе в одном направлении (в таком случае он скоро прекратился  бы), а в том, чтобы исходить все  поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях»2. 

С этой точки  зрения решая вопрос о единстве человеческой истории, Данилевский показывает, что  «общечеловеческих ценностей», «общечеловеческой  цивилизации», которые отождествляют  с романо-германской цивилизацией, «нет и быть не может». У каждого  народа своя история, культура, религия, свой национальный дух, а потому всем стремиться к одному и тому же не стоит, так как «это значит желать довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности». 

Н.Я. Данилевский  видит человеческую историю как  множественность непохожих культур, раскрывающих все сущностные силы человека. Рассматривая проблему России и Запада, Данилевский исходит из того, что  Россия и Европа принадлежат к  разным типам культур, не только несовместимых, но и враждебных друг другу. Причем в Европе эта враждебность носит  осознанный характер, а в России она не осознается. В его работах  дается четкое обоснование этого  тезиса. Он ставит простой вопрос: «Что такое Европа в политическом смысле?»  И дает определение Европы как  совокупности государств, осознающих себя как единое целое1. Данилевский  обращает внимание на тот факт, что  любой организм, будь то отдельный  человек, социальная группа или государство, осознает себя через противопоставление другим людям, группам, государствам. Исторически  Европа осознавала свое религиозное  и политическое единство, противопоставляя себя как христианский мир мусульманскому Востоку. Со времени же формирования православной Российской империи самосознание Европы как политического целого стало формироваться через противопоставление своих, европейских интересов, интересам  славянского мира. 

Славянство в  лице России стало казаться Европе «темной и мрачной силой», враждебной прогрессу и свободе; в то же время  было очевидно, что славянство не будет  служить Европе просто материалом для  извлечения своих выгод. Именно поэтому  возникла концепция России как препятствия  прогрессу. Данилевский показывает, что эту точку зрения разделяет  и русская интеллигенция, воспитанная  на западной философии и литературе. 

Поскольку, констатирует Н. Я. Данилевский, исторические пути Западной Европы и России были разные, но «к сожалению  или к удовольствию, к счастью  или несчастью», Россия не принадлежит  к Европе и не причастна ни к  европейскому добру, ни к европейскому злу. 

На основе большого исторического материала взаимоотношений  России и Европы в XVIII — XIX вв. Данилевский  показывает, что при всех попытках сближения интересов России и  Европы, ее государственные интересы постоянно ущемлялись. Отсюда его  вывод о необходимости для  России выйти из европейской политической системы, т. е. руководствоваться только своими государственными интересами. 

Главной темой  идейных исканий Федора Достоевского стала тема взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. Может  ли человек сохранить в себе человеческое, т. е. быть нравственным вне религиозного сознания? В отличие от большинства  его современников Достоевскому было очевидно, что вне идеи Бога как высшего начала «все нравственные основания в человеке, оставленном  на одни свои силы. условны...»2 и только религия может дать абсолютное обоснование  нравственности. «Христианство, — пишет  Ф.М. Достоевский, — дает свою нравственность и велит верить, что это нравственность нормальная, единая, что нравственностей  условных нет»3. В своих художественных и публицистических произведениях  великий мыслитель исследует  все губительные последствия  отказа человека от веры в Бога. 

Человек, по Ф.М. Достоевскому, есть великая тайна: нет  ничего значительнее и дороже человека, хотя нет и ничего страшнее его. Он саркастически высмеивает рационалистические трактовки человека, согласно которым  поведение человека определяется его  рассудком и соображениями выгоды. 
 

По мнению писателя, человек в цельности своей  природы есть существо иррациональное, поэтому рассудочным путем познать  природу человека невозможно. Как  бы ни была упорна работа мысли, она  никогда не сможет охватить человека полностью, будет отвечать мнимому  человеку, а не действительному. Всегда остается иррациональный остаток, который  и составляет самый главный сокровенный  смысл. В человеке скрыт акт творчества, и он привносит в жизнь человека страдания и радости, ни понять, ни переделать которые не дано разуму. 

Подлинная сущность, ядро человека заключается в стремлении к самоутверждению, т. е. к свободе. Человек, по образному выражению  героя «Записок из подполья», не штифтик, не клавиша фортепьянная, и хоть по глупой, но по своей воле желает жить. Бытие человека определяется этой жаждой свободы. 

Ф. М. Достоевский  исследует парадоксы свободы, поскольку  свобода для человека — это  всегда свобода выбора между добром и злом. Проблема заключается в  том, может ли человек сам, руководствуясь чисто человеческими установлениями, определить, что есть добро и что  есть зло. Он показывает, что, отрицая  Бога, человек логически приходит к мысли, что «если Бога нет, то все позволено». Нет Бога, нет  греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Человеку как нравственному  существу невозможно прожить без  Бога, ибо «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного»1. Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения личности, как  герои романов Ф.М. Достоевского — Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов, Кириллов, Ставрогин. 

Исключительный  опыт познания истории с позиций  диалектики свободы содержится в  поэме о Великом Инквизиторе  в романе «Братья Карамазовы», названной  с легкой руки В.В. Розанова (1856—1919) легендой о Великом Инквизиторе. В этой поэме божественному смыслу истории противопоставляется грандиозный  замысел переустройства человеческого  общества на рациональных человеческих основаниях. 

Образ Великого Инквизитора олицетворяет у Ф. М. Достоевского замысел безбожного социалистического  переустройства общества. Достоевский  определяет европейский социализм  как продукт западноевропейской культуры: «социализм французский есть не что иное как насильственное единение человечества — идея, еще от древнего Рима идущая и потом всецело в  католичестве сохранившаяся»1. 

Он поясняет, что главной в европейских  социалистических учениях выступает  экономическая проблема — «камня и хлеба». На самом деле проблема социализма не столько экономическая, сколько атеистическая: «нынешний  социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе»2. Западный социализм идет на смену не столько  капитализму, сколько христианству. Социалистическая идея в таком варианте оценивается Ф.М. Достоевским как  «дьяволова идея», не принимающая во внимание духовное происхождение человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.