На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Внутренний аудит как инструмент повышения качества продукции на примере ООО ПО «Начало»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Список сокращений………………………………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  сокращений
      ГОСТ  – межгосударственный стандарт содружества  независимых государств
      ГОСТ  Р ИСО 9000-2001 – Государственный  стандарт Российской Федерации. Системы  менеджмента качества основные положения  и словарь.
      TQM (total quality management) – всеобщий (всеохватывающий, тотальный) менеджмент качества
      ООО – общество с ограниченной ответственностью
      ООН – организация объединенных нации
      ПО  – производственное объединение
      СМК – система менеджмента качества
       МС – международный стандарт
     УИС – Управление информационной системой
     СТП – Стандарт предприятия
     ПЧР – приоритетное число риска
     ДК -  Департамент координации
     ВАЗ – Волжский автомобильный завод
     тыс. руб. – тысяча рублей 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  темы аудита в системе менеджмента  качества на сегодняшний день безусловна, так как позволяет успешно  решать задачи дальнейшего эффективного развития системы качества,   управления качеством и в конечном итоге, позволяет фирме отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами.
      Гарантия  качестваэто часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности в том, что соответствующее требование качества будет выполнено. При этом под системой менеджмента качества понимается система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей (30, С. 59).
      Соответственно, менеджмент качества — это полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества.  Таким образом, обеспечение качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
      В отличие от этого понятия управление качеством трактуется как часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнении требований качества. То есть это действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству. А улучшение качествакак часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличении его эффективности и продуктивности.
      Принцип целенаправленности определяет необходимость иметь четкую цель в области качества. Ведущие специалисты в области качества уверены, что экономика находится на стыке конкуренции двух концепций: качества и цены. При этом явным победителем на мировых рынках все чаще становится качество. Это приводит к тому, что в стратегических целях современных организаций акцент делается на качество, обеспечивающее низкую себестоимость продуктов труда и повышенные возможности ценовых маневров фирмы на рынках сбыта.
      В конкретной форме цели формулируются  в политике фирмы в области качества, определяются и осуществляются общим руководством качеством.  Политика в области качестваосновные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Общее руководство качествомаспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества.
      Начальной обшей функцией любого управления является планирование. Поэтому значение принципа плановости в управлении качеством очевидно. Планирование качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто. Планирование качества в первую очередь связано с выработкой и принятием решения в области качества (18, С. 249).
      Оно включает следующие этапы: определение назначения деятельности со своими требованиями к качеству; прогнозирование — изучение и оценка целей и перспектив развития; выбор и постановка целей — определение желаемого результата (технические и другие требования к качеству продукции, расчетная цена, политика в области качества); формирование и оптимизация плана работ по достижению цели, определение последовательности работ (планы и программы по обеспечению качества); определение необходимых ресурсов (расчет объема затрат и распределение ресурсов между работами по программам по обеспечению качества).
      Повышение качества относится к интенсивным  факторам развития экономики, что определяет актуальность принципа интенсивности. Прорывы в области качества на современных предприятиях осуществляются на основе инноваций, ориентированных на интенсивное развитие качества.
          Ориентация современной системы качества на удовлетворение запросов потребителя определяет принцип оптимальности в управлении качеством. Качество продукции фирмы должно как можно точнее соответствовать тому качеству, которое в наибольшей степени устраивает потребителя.
      Объектами управления качеством являются и  продукт труда, и система его поддержки. То есть управлять необходимо как техническим, так и функциональным качеством.
      На  основании рассмотренных принципов  управления качеством и основных требований для их реализации можно сделать важнейший вывод о том, что система качества входит органической частью в систему управления предприятием, т.е. функционирует одновременно со всеми остальными видами его деятельности и взаимодействует с ними. Именно это обеспечивает единство количественных и качественных аспектов производства.
      Таким образом, организационная структура общего руководства качеством должна устанавливаться в рамках управления деятельностью всего предприятия в целом (в комплексе) при обязательном определении «иерархии полномочий и их взаимосвязей».
      Существенным  для обеспечения успеха данного  подхода является убежденное и упорное руководство со стороны высшей администрации и обучение и переподготовка всех работников организации. При этом в управлении качеством акцент делается на экономические аспекты.
      Созданная на конкретном предприятии система качества является средством реализации руководством предприятия определенной политики и достижения поставленных целей в области качества продукции.
      Из  рассмотренного выше следует, что принцип комплексности в управлении качеством имеет особое значение, так как сегодня решить проблему обеспечения качества можно, только уделяя внимание всем аспектам, от которых она зависит.
      Комплексный подход к управлению качеством предусматривает, с одной стороны, учет влияния всех компонентов разработки и технологической цепочки создания продукции, а с другой — управление функциональным качеством. В свою очередь, качество планирования и проектирования продукта зависит от многих факторов, связанных с уровнем маркетингового мониторинга, политики организации в области качества, установленных требований к продукту, проекту, процессу и их качества.
      Качество  обеспечения производства определяется тем, каковы персонал, оборудование, информационная система организации, ее метрологическое обеспечение, состояние входного контроля качества материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, средства производства и методы их использования, как строится организацией стратегия затрат на обеспечение качества.
      На  качество производства влияют уровень  менеджмента, организация труда персонала и его мотивация к высококачественному труду, организация и методы использования средств производства и проведения производственных процессов, контроля, измерений и испытаний.
      Система качества должна охватывать и сферу  реализации. Здесь формируется функциональное качество, на которое влияют уровни упаковки продукции, ее складирования, транспортировки, предпродажного сервиса, реализации, монтажа и налаживания.
      Все большее значение для современных  организаций приобретает обеспечение качества использования продукции по назначению. В новых условиях, требующих принятия мер по охране окружающей среды, особое значение приобретает качество системы утилизации отслужившей свой срок продукции.
      Таким образом, требования комплексного подхода  при управлении качеством должны строго выполняться при создании системы управления качеством организации.
      В соответствии с принципом непрерывности управление качеством должно быть постоянным — это непрекращающийся на предприятии процесс (4, С. 21).
      В исследовании использованы методы: исторический, анализ, синтез, математический; подходы: системный, процессный.
      Объект  исследования – ООО ПО «Начало».
      Предмет исследования – процедура внутреннего  аудита предприятия.
      Цель  дипломной работы – мероприятия по усовершенствованию внутреннего аудита предприятия ООО ПО «Начало».
      Задачи:
      -     рассмотреть теоретические аспекты внутреннего аудита;
      -     провести анализ процедуры внутреннего аудита ООО ПО «Начало»;
      - разработать рекомендации по совершенствованию  процедуры внутреннего аудита ООО ПО «Начало».
      Работа  состоит из введения, трех глав, выводов и предложении, списка литературы.
      В первой главе рассмотрены теоретические  аспекты внутреннего аудита как инструмента повышения качества продукции предприятия.
      Во  второй главе проведен анализ методики проведения внутреннего аудита в ООО ПО «Начало», а именно представлены краткая характеристика предприятия ООО ПО «Начало»; анализ результативности внутреннего аудита в ООО ПО «Начало», выявлены проблемы проведения внутреннего аудита в ООО ПО «Начало». 
      В третьей главе представлены мероприятия по усовершенствованию внутреннего аудита предприятия ООО ПО «Начало».
      В процессе подготовки дипломной работы были использованы нормативные источники: Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Труды отечественных и зарубежных авторов: Гличев A.M., Гаджинский А.М., Гиссин В.Л., Конти Т., Мазур, Шапиро, Робертсон Б., Горбашко Е.Л., Исикава К., а также материалы периодических изданий:  «Методы менеджмента качества», «Стандарты и качество», «Менеджмент зарубежья».

1.Теоретические аспекты внутреннего аудита как инструмента повышения                                       качества продукции предприятия

1.1. Понятие аудита и его содержание

     Аудиторская деятельность на протяжении многих лет является неотъемлемой частью финансово - экономической системы государств с развитой рыночной экономикой, органично и постепенно видоизменяясь в зависимости от ее потребности. Однако появление аудиторской деятельности в России связанно скорее не с революционностью развития отечественной экономики. Так, благодаря структурной перестройке экономики, появилось множество субъектов различных форм собственности, и, в частности, акционерных и иных частных организаций, контроль за которыми уже не мог осуществляется государственными органами. В предпринимательской среде возник новый вид дефицита - отсутствие достоверной информации о деловой репутации партнера. Возникли значительные трудности в оценке степени достоверности финансовой отчетности предприятия. При этом потребность в достоверной информации испытывали партнеры, собственники, которые нуждались в подобных данных для защиты от возможных недобросовестных действий собственных служащих.
     Определение из ГОСТ Р ИСО: Аудит – «систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита» (ГОСТ Р ИСО 9000:2001). Аудиты могут быть внутренние и внешние, совместные (проводимые двумя или более организациями) и комплексные (проверке подвергают менеджмент качества и экологический менеджмент).
     В наиболее общем виде аудит — это процесс получения оценки (контроля) объективных данных (имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности) устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность.
     Термин  «аудит» в настоящее время  получил повсеместное распространение, заменяя собой ранее существовавшие в некоторых странах понятия  «ревизии» и «контроля». Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценки информации, касающийся функционирования экономического субъекта, осуществляемый компетентным лицом, которое исходя из установленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования,- дает нам определение Адлер Ю.Л. (1, С.15). Благодаря такой формулировке мы имеем более четкое представление о сути   аудита, что нельзя сказать об авторе Свиткине М.З., который рассматривает аудит только с точки зрения бухгалтерского учета - «аудит - независимая экспертиза бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов» (28, С.18). Мы не можем с ним согласится в том плане, что аудит  представляет собой контроль всей структуры предприятия, и внимание аудитора не должно останавливаться только на бухгалтерском учете.
     Аудит выступает, как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость существования которого определяется рядом обстоятельств. Во-первых, финансовую отчетность для принятия решений используют большое число заинтересованных пользователей (менеджеры, собственники, работники, поставщики и покупатели, органы власти). Во- вторых, операции компании зачастую бывают многочисленными и сложными, информацию о них тяжело оценить. В- третьих, степень достоверности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей.
     К основным этапам аудита относятся:
    планирование аудита;
    получение аудиторских доказательств;
    документирование аудита;
    обобщение выводов, формирование и выражение мнения.
     Цель  планирования состоит в том, чтобы  организовать эффективную оправданную  проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки ее проведения.
     Достаточное количество качественных аудиторских  доказательств должно быть получено в ходе аудита.
     Основные  аспекты проведения работы и сделанные  выводы должны документироваться (4, С.20).
     Результаты аудиторской деятельности становятся основой для принятия множества экономических решений, последствия которых нередко зависят от качества аудита. Следовательно, управление качеством в этой области, становится все более актуальной проблемой.
     Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг – возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.
     В Российской Федерации существуют две  формы аудита: обязательный и инициативный. Инициативный (добровольный), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) (или ее учредителей), или обязательный, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.
     По  уровню полноты аудит может быть функциональный, комплексный и системный.
     Функциональный  аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы, персонал, делопроизводство, экология и др.
     Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации, например, аудит управленческих технологий, целей и функций одновременно. Он осуществляется на базе функциональных аудитов, либо самостоятельно по принятому перечню проверок. Выделяют комплексный аудит производства и управления.
     Системный аудит это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации путем учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой. Системный аудит может использоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:
    экономической, организационной и социальной эффективности работы организации;
    прогнозированию рисков;
    определению стоимости организации для продажи или страхования;
    определению стоимости системы управления для продажи или страхования;
    аттестации руководителей и специалистов;
    затратам на лоббирование интересов организации;
    затратам на услуги консультационных фирм.
     По  направлению аудит организации делится на технологический, экономический, организационный, правовой и социальный.
     Технологический аудит это контроль профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используемых объектом аудита.
     Экономический аудит это контроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является его составной частью.
     Организационный аудит это контроль (функционирования процесса управления или реорганизации компании) на основе принятых норм, законов и принципов организации как процесса и явления.
     Правовой  аудит — это контроль выполнения международных, государственных и местных законодательных актов и положений, а также внутренних для организации уставных документов и распоряжений руководителя.
     Социальный  аудит это контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации, выполнения психофизиологических рекомендаций при назначении работников на должность, соблюдения требований эргономики.
     Организационный аудит — связующий элемент системы общих видов аудита (26, С.583).
     Аудит может проводится в отношении  любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и  видов деятельности, а также любых  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (8, С.23).
     Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени  можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку  “добавочная стоимость” консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента. Для того, чтобы этот успех был результативным, стоит говорить об аудите  качества.
     В своей работе Лифиц И.М. выделяет различные факторы, влияющие на качество аудита (24, С.80).
     К факторам, формирующим качество аудита относятся: разработка законодательной  и нормативной базы в стране, профессиональная подготовка и компетентность персонала  аудиторской организации, наличие  внутрифирменных стандартов, опыт практической деятельности, корпоративная культура.
     К факторам, обеспечивающим качество относится: выполнение услуг в соответствии с требованиями международных, национальных, внутрифирменных стандартов.
     К факторам, стимулирующим аудит высокого качества, относится: улучшение социально-экономических условий труда персонала, предоставление сотрудникам привилегий.
     Все факторы, влияющие на качество аудита, можно также разделить на объективные и субъективные (24, С.81).
     К объективным факторам относится: внедрение научных разработок, качество нормативной документации и внутрифирменных стандартов, уровень стандартизации и унификации аудиторских услуг, бесперебойности работы информационных систем.
     К субъективным факторам можно отнести: корпоративную культуру и культурный уровень сотрудников, соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
     Не  меньшее значение для оценки влияния  различных факторов на качество аудита имеет деление их на: внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности организации. Их можно классифицировать как организационные, экономические, социально-психологические, технические. Внешние – это требование рынка, конкуренция, действующее законодательство.
     Во множестве факторов, влияющих на качество аудита, следует выделять функциональные, влияющие на отдельные функции управления, и системные, затрагивающие несколько функций. Первые не требуют значительных изменений системы управления, вторые связаны с необходимостью серьезного вмешательства в ее структуру и функционирования.
     Все перечисленные факторы тесно  связаны между собой, но степень  их влияния на качество аудита не одинаково. Приоритет, следует отдавать тем, что  в данное время и в данных условиях в наибольшей степени влияют на качество аудита.
     Качество  аудита зависит от управления организацией и проведением аудита. Управление качеством аудита – это постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия оказания аудита с целью обеспечения соответствия их заданным требованиям и условиям конкуренции на рынке при минимизации затрат – пишет Швец В.Е. в журнале «Стандарты и качество» (32, С.48-50).
     Понятие «аудит системы управления качеством» не является широко распространенным термином. В данном вопросе важна тенденция изменения содержания внешней среды, в которой внедряется система управления качеством продуктов и услуг фирмы в настоящее время. Если вспомнить середину 70-х годов и активные призывы к совершенствованию качества. То тогдашнюю систему управления качеством можно было бы описать как некую статистическую процедуру. Ориентированную в основном на совершенствование операций и технологий. Надо сказать, что система работала. Однако она была направлена, прежде всего, на исправление последствий, а не причин возникновения плохого качества, исправляя проблему качества в одном месте, трудовые коллективы зачастую следовали принципу «не трогай систему, пока она не сломалась» (3, С.73).
     Введение  отечественных компаний в систему  пусть и зарождающейся, но рыночной экономики изменило внешнюю среду, под влиянием которой находится система управления качеством любой организации. Вы не можете вести бизнес без удовлетворения потребностей клиента. Ваши конкуренты наступают Вам на пятки, клонируя Ваши продукты и услуги по более низкой стоимости и используя не менее эффективные пути их доставки. Клиент становится более капризным. Как результат, менеджеры организации с большей или меньшей степенью интенсивности начинают подстраиваться под условия внешней среды, ища методом проб и ошибок выход из создавшейся ситуации  (4, С.75).
     Выход – в изменении философии ведения  бизнеса, изменении организационной  культуры, внедрении системы тотального управления качеством продуктов  и услуг (TQM). Но это общеизвестные истины, и в деловой литературе достаточно много публикаций, подробно перечисляющих, что надо делать. Проблема в том, что очень мало написано на тему, как и в какой последовательности это надо делать. Еще большие проблемы возникают, когда дело доходит до бумаги, т.е. документирования системы TQM. Руководство по аудиту качества и является исходным документом в этой  довольно трудоемкой работе. Мы начнем с изложения понятия и структуры этого аудита. При этом предполагается, что читатель знаком с основными принципами TQM. Заранее предупреждаем, что в данной статье изложена только структура аудита, а сами процедуры будут рассмотрены в следующих главах.
     Если  применить общую терминологию, то аудит – это объективная и независимая оценка некоторой области деятельности. В данной ситуации этой областью деятельности является качество продуктов и услуг. В свете TQM аудит качества направлен на 14 элементов системы управления организации:
    удовлетворение внешних клиентов;
    ориентация работников на клиента;
    участие коллектива в решение проблем клиента, а не только руководителей;
    систематическая оценка качества продуктов и услуг;
    ведение бизнеса с минимальным риском;
    объективная оценка информации о качестве;
    разумная экономия затрат;
    установление целей сверху вниз;
    документирование технологических операций;
    наличие стандартов качества и их соблюдение;
    документирование процедур коррекции дефектов;
    широкая обратная связь вдоль всей организации;
    документирование мер по улучшению качества;
    использование методов статистического анализа качества (5, С.78).
     Там, где организация дошла до необходимости охватить в своей деятельности все 14 пунктов целиком возникает  проблема. Многие отступают перед трудоемкостью задачи.
     Важное  понятие в области аудита качества трактует Фейгенбаум А.. Так, аудит (инспекция) качества – это «систематическая и независимая экспертиза (оценка) качества функционирования предприятия, которая подразделяется  на аудит систем качества ИСО; аудит качества производственного процесса, аудит качества управления, аудит качества продукции, аудит   качества сервиса потребителей.»(31, С.528).  Безусловно, все указанные направления качества представляют собой систему. Таким образом,  аудит качества продукции выступает частью этой системы.

1.2. Внутренний аудит и его функции

     На  современном этапе формирования рыночных отношений при разнообразии форм собственности, возрастают требования к повышению эффективности управления, которые обуславливают необходимость функциональной  активизации, и реформирования контроля как основной части управления.
     В развивающейся рыночной экономике действуют системы государственного, управленческого (внутреннего аудита) и независимого (внешнего аудита) контроля. Все они тесно взаимосвязаны, и их роль возрастает в связи со значительным объемом и разнообразием услуг, оказываемых внутренним аудитом.
     Внутренний  аудит глубоко проникает в  функции менеджмента, организационную  деятельность предприятия, обеспечивает информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, оценки, рекомендации, советы, а также финансовые прогнозы.
     Процесс контроля легче осуществлять при  решении следующих проблем внутреннего аудита (1, С.5):
      разработка рациональной модели, технологии аудиторских  проверок;
      внедрение научной организации труда персонала в аудиторскую работу;
      обогащение и совершенствование методических приемов и технических способов проверки документов и учетных регистров;
      осуществление в процессе аудиторских проверок глубокого и всестороннего экономического анализа;
      выработка концепции развития внутреннего аудита в условиях перехода к рыночным отношениям.
     Главными  задачами внутреннего аудита является:
    периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головной организации и её филиалов;
    анализ хозяйственной и финансовой деятельности и оценка экономических инвестиционных проектов, экономической безопасности  внутреннего контроля головной организации и её филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита;
    проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании персонала головной организации и её филиалов;
    следить за тем, чтобы компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть фальсифицированы;
    средства предприятия не должны быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
    внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для её оптимального использования;
    научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций, анализу деятельности предприятия, аудиту, и информационное обслуживание головной организации и её филиалов;
    консультирование по вопросам финансового, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий.
    взаимодействие с внешними аудиторами, представителями других контролирующих органов (4, С.26).
     Руководители  и специалисты в области менеджмента  качества не подвергают сомнению значение внутреннего аудита для функционирования и совершенствования системы менеджмента качества (СМК). Но в связи с переходом на новую версию стандартов ИСО серии 9000 исключительную актуальность приобретает процедура оценивания результативности процесса внутреннего аудита по установленным критериям. Оценка этого процесса по степени выполнения плана аудитов или числу выявленных несоответствий не может характеризовать его результативность - считают Богатырев А.Л. и Филиппов Ю.Д. (4, С.16). Очевидно, что отсутствует прямая связь между числом аудитов и функционированием СМК, поскольку, чем меньше будет запланировано аудитов, тем легче выполнить план и формально отчитаться о фиктивной результативности этого процесса.
     Внутренний  аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке её работы в интересах руководителей - считает Окрепилов В. (27, С.22), более развернутое понятие внутреннего аудита дает нам Терехов В.А. (29, С.21) в своей книге «Аудит»: «Внутренний аудит- это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета и надежность функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами». Главная выгода внутреннего аудита заключается в доступности, меньших затратах в сравнении с внешним аудитом (услуги внутренних аудитов дешевле на 30-50%), востребованности услуг внутренних аудиторов в любой момент, гарантии постоянного соблюдения законодательства и стимулировании прогрессивных нововведений.
     Целью внутреннего аудита является помощь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Целями организации системы внутреннего аудита на предприятии являются:
     - осуществление, упорядоченной и эффективной деятельности предприятия включая рентабельность и защищенность от убытков;
     - обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
     - обеспечение сохранности имущества; 
     - поддержание хороших отношений с регулирующими органами.
     Предметом внутреннего аудита в условиях переходного  периода к рыночной экономике  считается совокупность различных  объектов, явлений и фактов, происходящих в процессе управления предпринимательской  деятельностью, экономичности и эффективности совершенных операций, производительности и результативности достижения поставленных целей.
     В таблице 1.2.1. представлены характеристики внутреннего аудита
     (5, С.22).
      Внутренний  аудит необходимо понимать широко, как функцию управления. При этом внутренний аудит не только обеспечивает детальную всестороннюю проверку финансово-хозяйственной и производственной деятельности, но и разрабатывает предложения по оптимизации деятельности, рационализации расходов и увеличению прибыли, оказывает различные консультационные услуги для управления.
     Осуществляя проверки по различным направления  деятельности и компетентно системно исследуя и оценивая  работу организации, опираясь на достоверную информацию, аудит дает внутренним пользователям обоснованные предложения для принятия управленческих решений.
     Внутренний  аудит охватывает проверками все  основные функциональные направления  деятельности организации - пишет Алексеев В. (3, С.30).Являясь функцией управления, внутренний аудит тесно взаимодействует в выработке управленческих решений (рис. 1.2.1.).  
 

Таблица 1.2.1.
Характеристика внутреннего аудита
     Факторы      Внутренний  аудит
     Объект      Внутренние  информационные системы предприятия.
     Цель      Определяется  руководством.
     Задачи      Определяется  руководством.
     Средства      Выбираются  самостоятельно.
     Вид деятельности      Исполнительская деятельность.
     Характер взаимоотношений      Подчиненность руководству      (Вертикальные  связи).
     Субъекты      Главным образом сотрудники предприятия.
     Квалификация субъектов      Определяется  решением руководства
     Оплата аудиторских  услуг      Устанавливается решением руководства.
     Ответственность субъектов      Перед руководством
     Методы      С большей степенью точности и детализации
     Отчетность      Весь  отчет предоставляется руководству
     Периодичность      Процесс осуществляется непрерывно
 
     Внутренний  аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Он помогает организации, достичь, поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления, контроля и системы корпоративного управления.
     Успех аудиторской  проверки  оценивается  наличием  рекомендаций  по решению имеющихся и будущих проблем, а показателем  ее  качества  являются полнота внутреннего аудита, издержки  проведению и эффективность. Эффективность достигается за счет предупреждения нарушений, своевременного внесения  изменений  в  структуру предприятия, оптимизация политики.
     Структура  внутреннего аудита предприятия во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
     Основное  условие эффективной деятельности внутреннего аудита и решения  задач, стоящих перед ним, - наличие  стандартов, обеспечивающих снижение затрат на аудит и качество работ.
     Правила (стандарты) аудиторской деятельности это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению  и оформлению аудита и сопутствующих  ему услуг, а также к оценке качества аудита.(4, С.35):
     - использование результатов контроля  для принятия управленческих  решений;
     - взаимосвязь и взаимодействие систем контроля и управления.
      Анализируя  внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его  виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).
     
     Рис.1.2.1. Формы связи и место внутреннего аудита в системе управления 

     Процесс внутреннего аудита изображен на рисунке 1.2.2.
      Функциональный  аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.
      При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии. 

      
      Рис. 1.2.2. Процесс внутреннего аудита
      Организационно-технологический  аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или) технологической целесообразности (рациональности).
      Аудит видов деятельности предполагает объективное  обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для того чтобы выявить возможности улучшения хозяйственной деятельности.
      Внутренними аудиторами может проводиться более  глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития.
      Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:
      - установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);
      - предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.
      Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).
      Оценка  целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок — вот некоторые основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.
      Аудиторы  могут принимать участие в  решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.
      Как известно, исход дела (сделки) зависит  от возможности повлиять на предпосылки  решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться  в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.
      В этом случае внутренний аудитор, при  санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом  подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.
      Другая  дополнительная задача — оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.
      Кроме того, внутренние аудиторы могут:
      - участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;
      - решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);
      - консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;
      - участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;
      - консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций.
      Внутренний аудит в условиях перехода к рыночным отношениям, должен представлять собой независимую оценку финансово-хозяйственной и управленческой деятельности, производимую внутри организации, основанную на обоснованном процессе сбора, анализа и оценки свидетельств о действиях и событиях с целью выявления критериев эффективности работы, прогноза будущего развития, выработки рекомендаций и советов. Также нужно отметить, что для осуществления внутреннего аудита должны быть разработаны стандарты, соответствующие его правовому и организационному статусу, определяющие общий подход к проведению проверок, требования к надежности и качеству проверок, составлению аудиторских отчетов.
      Рассмотрев  в главе 1 теоретические аспекты  внутреннего аудита как инструмента  повышения качества продукции, можно прийти к выводу, что внутренний аудит представляет собой неотъемлемую часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета и надежность функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами.
      Основными целями внутреннего аудита являются:
    осуществление, упорядоченной и эффективной деятельности предприятия включая рентабельность и защищенность от убытков;
    обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
    обеспечение сохранности имущества; 
    поддержание хороших отношений с регулирующими органами.
      Основное  условие эффективной деятельности внутреннего аудита и решения  задач, стоящих перед ним, - наличие  стандартов, обеспечивающих снижение затрат на аудит и качество работ.
      Проведение внутреннего аудита в достижении повышении качества продукции заключается в  постоянном совершенствовании проведения процедур контроля, соответствие их нормативным документам предприятия, стандартам, заинтересованность персонала. При соблюдении этих норм предприятие сможет  четко оценивать, и качественно управлять процессами происходящими внутри организации. Всем этим и обуславливается значимость внутреннего аудита на предприятии.

2. Анализ методики проведения внутреннего аудита

в ООО ПО «НАЧАЛО»

      2.1. Краткая характеристика  предприятия ООО  ПО «Начало»

     Производственное  объединение «Начало» (г. Набережные Челны) является на сегодняшний день ведущим Российским предприятием, выпускающим запасные части к легковым автомобилям. Компания была создана в 1989г. и представляет собой предприятие нового поколения российской автомобильной промышленности. Этот факт и был положен в название компании. Новые стандарты распространяются не только на принципы организации производства, но и на миссию, которая заключается в ориентации на требования потребителей и стремлении обеспечить автовладельцев надежными и недорогими запасными частями.
     Изделия компании широко известны автовладельцам вот уже 15 лет. Тогда в 1989 году, первой продукцией стали элементы передней подвески на «классические» модели ВАЗ. Удачный дебют на рынке – запчасти «Начало» не уступали «тольяттинским» по качеству и стали пользоваться большим спросом.
     Это подтолкнуло к развитию производства: с 1992 года на 8га вырастают пять заводских  корпусов. Здесь разместились прессовый, сборочно–сварочный, окрасочный, химико-термический и инструментальные цеха. Ведется активная работа по запуску производства автозапчастей к иностранным автомобилям. Прайс-лист компании включает более 180 наименований. Команда высококвалифицированных специалистов постоянно совершенствует и разрабатывает новую продукцию, которая всегда соответствует требованиям конструкторской и разрешительной документации, имеет рекомендации заводов-изготовителей. На предприятии установлен 100% входной и выходной контроль, что обеспечивает стабильно высокое качество товаров. Система менеджмента качества сертифицирована в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000. Вместе с увеличением ассортимента продукции расширяются и производственные мощности, которые являются предметом особой гордости компании.
      Впоследствии  территория предприятия расширилась  до 13га, был построен второй сборочно-сварочный  корпус и сданы в эксплуатацию новые складские помещения. Сегодня объединение «Начало» – отлаженный комплекс, обеспечивающий работой и стабильным заработком порядка 1800 человек. Структура службы управления материальными ресурсами в ООО ПО «Начало» представлена на рисунке 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Структура службы управления материальными ресурсами в ООО ПО «Начало»
      Эффективность этой структуры для предприятия ООО ПО «Начало» в том, что, во-первых, материалопоток условно разделяется на две части: движение материальных ресурсов от поставщиков до производственных складов предприятия (управление в этой части осуществляет тот, кто ответственен за материально-техническое снабжение и внешнюю кооперацию) и движение материалов, полуфабрикатов, готовых изделий внутри завода и далее до станции отгрузки (здесь руководство за тем, кто управляет движением материалов).
      Такая структура организации удобна еще и в качестве переходной от ныне существующей схемы. Во-вторых, принятая структура службы управления материальными ресурсами выгодна тем, что придается важное значение таким новым подразделениям службы материально-технического снабжения, как отдел исследования рынка материальных ресурсов и группа отношений с поставщиками.
     Месторасположение предприятия: ООО ПО «Начало»,423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, р-н БСИ, тел./факс (8552) 77-80-27, 77-83-84; e-mail: commerce@nachalo.com.
      Структура персонала в процентном соотношении  показана на рисунке 2.1.2.
     
     Рис. 2.1.2.Структура персонала ООО ПО «Начало»
     Как видно на рисунке 2.1.2.,  рабочие составляют более половины всего персонала предприятия, руководящий персонал  - 1/6, специалисты – 1/3 трудового коллектива. Таким образом, данный состав трудового коллектива соответствует предприятию, ведущему производственную деятельность.
     Весь  персонал можно разделить по половому и возрастному признакам, показанным в таблице 2.1.1.
     Таблица 2.1.1.
     Классификация персонала по половому и возрастному  признакам
Пол Возраст
От 18 до 25 От 26 до 35 От 36 до 45 46 лет и старше
Мужской 25,25% 26,42% 33,92% 14,21%
Женский 20,12% 28,3% 35,3% 16,2%
 
     Таким образом, исходя из данных приведенных  в таблице 2.1.1., следует сказатть о том, что средний возраст  персонала от 36 до 45 лет, как мужщин так и женщин.
     Динамика персонала за 3 года представлена на рисунке 2.1.3. в процентном соотношении.
     
Рис. 2.1.3. Динамика персонала за 3 года
 

     Как видно из рисунка 2.1.3 численность персонала мужского пола каждый год увеличивается. В среднем на 2,5%, а женщин всего на 1%, так как труд тяжелый и требуется больше персонала мужского пола. Если сравнивать по годам, то ежегодно количество мужчин и женщин прибывает. В 2006 году мужчин было 60,60%, в 2007 году стало 64,80%, разница между 2007 и 2006 годом составляет 4,2%, в 2007 году 66,66%, разница между 2007 и 2006 годом составляет 1,66% за первый квартал 2007 года. В 2006 году женщин было 30,40%, в 2007 году стало 32,70%, разница между 2007 и 2006 годом составляет 2,3%, в 2007 году 33,33%, разница между 2007 и 2006 годом составляет 0,63% за первый квартал 2007 года.
      Для оценки финансового состояния предприятия ООО ПО «Начало», следует сгруппировать статьи баланса в аналитический агрегированный баланс.
      В таблице 2.1.2. представлен аналитический баланс ООО ПО «Начало».
Таблица 2.1.2.
Аналитический баланс ООО ПО «Начало»
(тыс. руб.) 

  Статьи баланса
По состоянию  на 01.01.2005 По состоянию  на 01.01.2006 По состоянию  на 01.01.2007
Актив        
Текущие активы 290-230 3591375 4845304 5902529
в том числе:
высоколиквидные активы 260+250 250933 314868 170445
дебиторская задолженность 240 743495 725117 719960
товарно-материальные запасы 210 2565827 3757361 4953814
Фиксированные активы 190+230 821950 907176 922389
БАЛАНС 300 4413325 5752480 6824918
Пассив        
Текущие пассивы 690-660-640 459217 343949 268089
в том числе:
кредиторская  задолженность 620 449217 343893 241441
краткосрочные обязательства 610 10000 0 19457
Долгосрочные  обязательства 590 0 371 607
Собственный капитал 490+660+640 3 954 108 5 408 160 6 556 222
БАЛАНС 700 4413325 5752480 6824918
 
     Как видно из таблицы 2.1.2., Баланс организации за 2005 год составил 4 413 325 тыс. руб.; за 2006 год составил 5 752 480 тыс. руб., по сравнению с 2005 годом в 2006 году увеличение на 1 339 155 тыс. руб., т.е. 30%; за 2007 год составил 6 824 918 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом увеличение составляет 1 072 438 тыс. руб., т.е. на 18,6%. Анализ  баланса ООО ПО «Начало» показывает рост прибыли предприятия ежегодно, это положительный результат.
     Применение  текущих активов в товарно-материальных запасах дает ежегодное увеличение: в 2005 году было 2 565 827 тыс. руб. в 2006 году стало   3 757 361 тыс. руб., разница составляет  1 191 534 тыс. руб., в 2006 году на 46,44% больше, чем 2005 год; 2007 году 4 953 814 тыс. руб., разница между 2007 и 2006 годом составляет 1 196 453 тыс. руб., в 2007 году  на 31,84% больше, чем 2006 год.
     Дебиторская задолженность с каждым годом  уменьшается, это тоже положительный результат: в 2005 году было 743 495 тыс. руб. долга, в 2006 году стало 725 117 тыс. руб., что на 18 378 тыс. руб. меньше, чем в 2005 году; в 2007 году  стало еще меньше 719 960 тыс. руб., уменьшение на 5 154 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом.
     Высоколиквидные активы менялись по разному: в 2005 году было 250 933 тыс. руб. в 2006 году стало 314 868 тыс. руб.,  разница увеличения между 2006  и 2005 годом составляет 63 935 тыс. руб., в 2007 году стало 170 445 тыс. руб., на 144 423 тыс. руб. меньше по сравнению с 2006 годом. В 2007 году высоколиквидные активы начали снижаться, это положительная динамика.
     Анализируя  таблицу 2.1.2. видим, что применение текущих активов в товарно-материальных запасах дали хороший результат, здесь четко видна положительная динамика. С увеличением прибыли начали закрывать дебиторскую задолженность и высоколиквидные активы имеют низкую долю в текущих активах.
      Финансовое  состояние предприятия, в значительной степени, зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.
      В таблице 2.1.3. приведен вертикальный анализ статей баланса ООО ПО «Начало».
Таблица 2.1.3.
Вертикальный анализ статей баланса (активы) ООО ПО «Начало»
(тыс. руб.)
  По состоянию  на 01.01.2005 % к валюте  баланса По состоянию  на 01.01.2006 % к валюте  баланса Отклонение, в % пунктах По состоянию  на 01.01.2007 % к валюте  баланса Отклонение, в % пунктах
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Актив
Текущие активы 3591375 81,3 4845304 84,2 +2,9 5902529 86,5 +2,3
в том числе:                
высоколиквидные активы 250933 5,7 314868 5,5 -0,2 170445 2,6 -2,9
дебитор-ская задолжен-ность 743495 16,8 725117 12,6 -4,2 719960 10,5 -2,1
Налог на добавлен-ную стоимость 31120 0,7 47910 0,8 +0,1 58310 0,9 +0,1
товарно-материаль-ные запасы 2565827 58,1 3757361 65,3 +7,2 4953814 72,5 +7,2
Фиксиро-ванные активы 821950 18,7 907176 15,8 -2,9 922389 13,5 -2,2
БАЛАНС 4413325 100 5752480 100 - 6824918 100 -
 
      По  результатам вертикального анализа  таблицы 2.1.3., можно сделать следующие  выводы:
      - очень низкая доля высоколиквидных  активов в структуре текущих  активов, на 01.01.2005 года была 250 933 тыс. руб., т.е. 5,7%, на 01.01.2006 году стало 314 868 тыс. руб., т.е. 5,5%, а на 01.01.2007 год уменьшилось на 2,6% - 170 445 тыс. руб., однако, в 2006 году она увеличилась.
      Исходя  из таблицы 2.1.3. вертикального анализа статей баланса предприятия ООО ПО «Начало», представим динамику текущих активов предприятия на рисунке 2.1.4.

Рис. 2.1.4. Динамика текущих активов предприятия в тыс. руб.  

      Результаты  сравнения динамики активов и  финансовых результатов показали, что:
      - темп роста выручки не существенно  превышает темпы роста прибыли, что говорит об эффективности деятельности предприятия в целях получения прибыли;
      - если темпы роста выручки и  прибыли больше темпов прироста  активов, то в отчетном периоде  использование активов было более  эффективным, чем в предшествующем  периоде;
      - товарно-материальные ценности с  каждым годом увеличиваются.
      По  результатам вертикального анализа  таблицы 2.1.4., можно сделать следующие  выводы:
      - за рассматриваемые периоды замечено  уменьшение доли кредиторской  задолженности: на 01.01.2005 года была 449 217 тыс. руб., т.е. 10,2%, на 01.01.2006 году стало 343 893 тыс. руб., т.е. 6%, а на 01.01.2007 год уменьшилось на 3,5% - 241 441 тыс. руб.;
      - доля собственного капитала увеличивается:  на 01.01.2005 года была 3 954 108 тыс. руб., т.е. 89,6%, на 01.01.2006 году стало 5 408 160 тыс. руб., т.е. 94%, а на 01.01.2007 год уменьшилось на 96% - 6 556 222 тыс. руб.;
      - резко уменьшилась доля текущих  пассивов: на 01.01.2005 года была 459 217 тыс. руб., т.е. 10,4%, на 01.01.2006 году стало 343 949 тыс. руб., т.е. 6%, а на 01.01.2007 год уменьшилось на 4% - 268 089 тыс. руб. 

Таблица 2.1.4.
Вертикальный  анализ статей баланса (пассивы) ООО ПО «Начало»
       (тыс. руб.)
Пассив
Текущие пассивы 459217 10,4 343949 6 -4,4 268089 4 -2
в том числе:                
кредиторская  задолженность 449217 10,2 343893 6 -4,2 241441 3,5 -2,5
краткосрочные обязательства  10000 0,2 0 - -0,2 19457 0,3 +0,08
Собственный капитал 3954108 89,6 5408160 94 +4,4 6556222 96 +2
БАЛАНС 4413325 100 5752480 100 - 6824918 100 -
 
 
      По  результатам предварительного анализа можно сказать, что в целом финансовое положение ООО ПО «Начало» устойчивое.
      Для более обоснованного заключения о финансовом положении необходимо проведение более глубокой оценки устойчивости финансового положения предприятия, показателей платежеспособности, деловой активности и рентабельности, а также прогнозирования вероятности банкротства.
      Платежеспособность  предприятия – это наличие  у ООО ПО «Начало» денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения, что наглядно видно по таблице 2.1.2., где представлен аналитический баланс ООО ПО «Начало».
      Ликвидность предприятия – это наличие у ООО ПО «Начало» оборотных средств в размере, достаточном для погашения краткосрочных обязательств, или потенциальная способность организации рассчитаться в будущем по своим обязательствам, что видно из таблицы 2.1.4., где показаны вертикальный анализ статей баланса (пассивы) ООО ПО «Начало» в тыс. руб.
     Среди основных продаж на предприятии можно выделить следующие:
      - дисковые и барабанные тормозные колодки — 22 024 тыс. руб., или 67%;
      - ведомые и нажимные диски сцепления — 5753 тыс. руб., или 17%;
      - кузовные детали — 2853 тыс. руб., или 9%;
      - шаровые опоры — 2271 тыс. руб., или 7%.
      Делая анализ показателей за 2007 год, можно сказать, что наблюдается  увеличение чистой прибыли. На  увеличение  прибыли от продаж повлияло снижение себестоимости выпускаемой продукции: за счет сокращения численности и роста цен.
      Анализ  динамики приведенных показателей свидетельствует о том, что стоимость чистых активов стабильно повышается, это зависит от продаж готовой продукции на предприятии. Уменьшается величина заемных средств. В связи с этим увеличение оборотных средств финансируется за счет собственных источников. Снижается доля кредиторской задолженности по краткосрочным кредитам и займам. Увеличивается коэффициент покрытия платежей по обслуживанию долгов. Таким образом, платежеспособность предприятия увеличивается, предприятие стабильно уменьшает зависимость от заемных источников, что положительно влияет на его финансовую устойчивость.
      На  данный момент мощности предприятия  позволяют выпускать в год 4,5 миллиона тормозных колодок, 1,5 миллиона дисков сцепления, 350 тысяч шаровых опор, 1 миллион кузовных деталей. Качество продукции отслеживается на всех стадиях производственного цикла вплоть до упаковки, транспортировки и отзывов автомобилистов.
     Объем производства и реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. На ООО ПО «Начало» объем производства и реализации совпадают. Процессы производства и реализации основной продукции и услуг ООО ПО «Начало» не разделены: выпуск конечного продукта, и передача его потребителю осуществляется одновременно. Это исключает возникновение остатков незавершенного производства. Все постоянные и переменные затраты отчетного периода относятся и к объему производства, и к объему реализации за этот период.
     Большой объем и широкий ассортимент  при низких отпускных ценах и  высоком качестве позволяют выдвинуть ПО «Начало» в ранг передовых предприятий, работающих на массового потребителя. Материал, используемый для выпуска продукции, закупается на территории России и за рубежом у фирм, занимающихся добычей и изготовлением сырья и компонентов.
     Линейное  подчинение производственного отдела свидетельствует о том, что данный  отдел является  главным ресурсом предприятия. Руководители предприятия  уделяют не менее 50% своего рабочего времени вопросам качества. Об этом свидетельствуют документы отчетности и повестки совещаний руководства. Производственная деятельность ООО ПО «Начало» осуществляется в условиях действующей системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО: 9001.
Цели и задачи предприятия в области обеспечения качества:
      - обеспечение выполнения требований потребителей к продукции завода;
      - освоение и создание условий для производства капитального ремонта новых модификаций изделий;
      - обеспечение высокого качества продукции, повышение ее конкурентоспособности;
      - основа получения устойчивой прибыли и повышения благополучия каждого работающего.
     Обеспечение качества продукции в ООО ПО «Начало» осуществляется в соответствии с  Политикой ООО ПО «Начало» в области качества, основными задачами которой являются:
      - выпуск продукции, оправдывающей и превосходящей ожидания потребителей;
      - продукция должна быть рентабельна  и конкурентоспособна на рынках  России и за рубежом.
     Система менеджмента качества ООО ПО «Начало» соответствует требованиям международного стандарта ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000-2001, сертифицирована Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», признанной Международной организацией сертификационных обществ.
         На  ООО ПО «Начало» приняты следующие  подходы к обеспечению качества продукции:
      - аттестация технических процессов;
      - проверка оборудования на технологическую точность;
      - проведение испытаний изделий;
      - проведение контрольных разборок;
      - статистические методы.

2.2. Анализ результативности внутреннего аудита в ООО ПО «Начало»

    Планирование  и выполнение мероприятий, необходимых для достижения целей в области качества, осуществляются по 37 направлениям (разделам) программы «Качество-2006», составленная внутри предприятия в соответствии с СТП 37.104.40.08-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В 2006 году программа выполнена на 99,7%.
      В целом Система менеджмента качества в ООО ПО «Начало» функционирует  эффективно. Основные показатели качества продукции улучшились.
          Таблица 2.2.1.
Показатели  качества продукции  в 2005-2007г.г.
      
Показатели Ед. изм. 2005г. 2006г. 2007г. Примечание
Рекламации  на среднемесячное  кол-во 270 304 280 Рекламации 
тормозные колодки % к гарантийному  парку 0,87 1,28 0,99 снизились на 25%
Рекламации  на среднемесячное  кол-во 31,0 32,7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.