На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Объект и субъект социальной работы в УИС

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 2.  Объект  и  субъект  социальной работы в УИС

§ 1. Осужденные как  объекты и клиенты  социальной работы

 
     Объектом  социальной работы являются люди или  индивиды, которые оказываются в  сложной жизненной ситуации и  не способны самостоятельно разрешить  возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут быть и инвалиды, и пенсионеры, и лица, не имеющие жилья и, соответственно, прописки, подвергшиеся насилию и переживающие посттравматический синдром и т.д.
     В теории социальной работы принято различать  добровольных и недобровольных клиентов. Первые или сами инициируют оказание им социальной помощи, или не возражают против нее со стороны специалистов по социальной работе. Недобровольные же клиенты выступают против вмешательства в их личную жизнь, считая, что никакая помощь со стороны общества им не нужна, поскольку это делает их зависимыми, слабыми, угнетаемыми и т.д.  Как правило, это лица, ведущие асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы, преступники т.п.), по отношению к которым общество вынуждено применять определенные, иногда достаточно жесткие санкции социальной защиты от их негативного влияния.
     Следует разделять понятия «объект» и «клиент» социальной работы. Под объектом  принято понимать то, на что направлено внимание и деятельность социального работника, те индивиды и группы людей, которые сами могут не инициировать оказание им социальной помощи и поддержки, но объективно нуждаются в ней. Понятие «клиент» означает, что  те или иные индивиды, группы сами обращаются к специалистам по социальной работе, в социальные службы с просьбой оказать им какое-либо содействие в разрешении т рудной жизненной ситуации.
     Понятие же недобровольный клиент, скорее всего, возникло в организациях (типа наркологических клиник, венерологических диспансеров, исправительных учреждений), в которых социальных работников обязывают «обслуживать» лиц, представляющих объективную опасность для общества (венерические инфекции,  распространение ВИЧ-инфекции, совершение новых преступлений и т.п.), соблюдая при этом их права и законные интересы.
     Если  вспомнить, что под объектом социальной работы мы понимаем лиц, попавших в  сложную жизненную ситуацию и  не способных ее самостоятельно разрешить, то практически большинство осужденных можно отнести к таким лицам, поскольку попадание  из условий свободы в новую микросреду исправительного  учреждения является уже «сложной жизненной ситуацией». Разве только рецидивисты, неоднократно отбывавшее наказание в виде лишения свободы, не испытывают дезадаптационного синдрома при попадание в СИЗО и исправительную колонию. Всем же остальным требуется пройти сложный начальный период  социальной адаптации к условиям исполнения наказания. 
     Уголовно-правовая составляющая социального паспорта осужденных говорит об их высоком и постоянно растущем уровне криминальной пораженности. Так, при общем снижении численности осужденных в исправительных колониях с 756,7 тыс. в 2000 году до 721, 1 тыс. (-35,6 тыс. или 9,5%) на начало 2003 года, значительно и стабильно увеличивается доля лиц, отбывающих наказание за убийства (с 92,7 до 103,8 тыс., то есть рост составляет 11,1 тыс. или 8,9 %);  грабеж и разбой (+11,7 тыс. или 9,3 %) [9; 7]. Следовательно, в ИК происходит концентрация наиболее опасных преступников.
     Значительна социально-правовая и психическая деформация, педагогическая запущенность: 13,1 % осужденных – хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы, венерические больные. До 40 процентов имеют психические отклонения и даже заболевания в пределах вменяемости. Снижается образовательный уровень осужденных, особенно молодых людей.
     Отчетливо прослеживается тенденция концентрации в УИС лиц, характеризующихся комплексом сложных, накладывающихся друг на друга, взаимодополняющих социальных проблем, и являющихся носителями социальных пороков и патологий: болезней (в 2003 году в исправительных учреждениях содержалось 79,4 тысячи (11 процентов от всех осужденных) больных активной формой туберкулеза, 46346 (или более 5 процентов) ВИЧ-инфицированных, то есть каждый пятый инфицированный гражданин является осужденным) [9; 20], алкоголизма и наркомании; инвалидности и ограниченной трудоспособности; социальной неустроенности и дезадаптации (почти 70 процентов осужденных не имеют семей, 56,3 процента составляют лица, бывшие на момент совершения преступления без определенных занятий и законного источника существования, 68,1 тысячи отбывают наказание за совершение преступлений при особо опасном рецидиве, более половины всех содержащихся в УИС (364,7 тысячи) отбывают наказание в местах лишения свободы два и более раз [9; 7], что свидетельствует об устойчивости асоциальных установок поведения, доминировании криминального опыта и способов разрешения собственных проблем.
     Таким образом, личность конкретного осужденного, общности осужденных (группы, коллективы, бригады, классы, отряды) как носители социальных проблем и их среда – основные объекты пенитенциарной социальной работы. Тройственность объекта социальной работы в УИС предполагает глубокие внутренние взаимосвязи личности, общностей и среды осужденных. Они характеризуются спецификой, высокой степенью сложности, большим негативным и незначительным позитивным потенциалом для успешного самостоятельного разрешения собственных социальных и облегчения положения, сложившегося в период отбывания наказания.
     Несмотря  на наличие общих черт и свойств, объект пенитенциарной социальной работы неоднороден и с целью определения  оптимальных путей дифференцированной помощи, поддержки, защиты может быть разделен на группы по различным основаниям. Например, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска. В нее включаются инвалиды, пенсионеры, молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трех лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера. Это категории наименее защищенных людей, имеющих, как правило, комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что некоторые из социальных проблем личностного уровня (инвалидность, старость, притеснения и другие) по объективным причинам, разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.
     Вторую  группу составляют осужденные, имеющие  несколько социальных проблем объективно разрешимого свойства (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность заниматься определенным видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и т.д.). Для этого после проведения социальной диагностики необходимо включение осужденного в общественно полезные виды деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию.
     В третью группу включаются лица, имеющие  кроме осуждения одну или несколько несложных социальных проблем, как правило, возникающих и преодолевающихся в период отбывания наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.
     Еще одну (четвертую) группу осужденных составляют лица, не имеющие сложных социальных проблем, кроме осуждения и содержания в местах лишения свободы, или способные преодолеть их самостоятельно. Будучи самодостаточными людьми, они часто входят в секции социальной помощи самодеятельных организаций осужденных, либо проводят волонтерскую социальную работу по принципу «равный помогает равному» с другими лицами, нуждающимися в непрофессиональной помощи. Пенитенциарная социальная работа с этой группой осужденных может быть сведена к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе.
     Кроме предложенной выше классификации, осужденные могут быть дифференцированы и по другим основаниям, в соответствии с которыми определяется групповая технология социальной работы:
     В зависимости от уровня криминальной пораженности, других психолого-педагогических, социальных особенностей и соответствующих вида и условий отбывания наказания: осужденные к наказаниям без изоляции от общества; отбывающие наказание в колониях-поселениях; в воспитательных колониях; исправительных колониях; тюрьмах; исправительных колониях для пожизненно лишенных свободы. Социальная работа различается и на различных этапах: в период предварительного следствия и содержания под стражей; в процессе отбывания наказания в ИУ (адаптационный период – пребывание в карантине, основной этап, заключительный, связанный с интенсивной подготовкой к освобождению), постпенитенциарный период, предполагающий реадаптацию и социальную реабилитацию на свободе.
     Таким образом, в исправительных учреждениях  присутствуют среди объектов социальной работы несколько категорий осужденных:
      - те, кто объективно нуждается  в социальной помощи и поддержке,  не инициирует эту помощь, но  и не отказывается от нее в случае ее представления,
     -  те, кто объективно нуждается  в социальной помощи, но отказывается от контакта и сотрудничества с социальными работниками,
     - наконец, те, кто в качестве  добровольного клиента сами инициируют  оказание им социальной помощи  и поддержки.
     В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрены еще две обязательные категории осужденных, с которыми обязаны работать соответствующие специалисты:
     - осужденные, прибывающие в ИУ  и находящиеся в карантине,
     - освобождаемые осужденные, которых  необходимо по специальным программам  подготовить к жизни на свободе, помочь им  в бытовом и трудовом устройстве, социальной реадаптации.
     Что касается второй категории, то в случае письменного отказа от помощи в бытовом  и трудовом устройстве социальная работа с ними сводится к минимуму –  оформлению необходимых документов.
     С учетом местных особеностей, сложности  оперативно-служебной обстановки по решению руководства исправительного  учреждения в качестве обязательных объектов социальной работы могут быть выделены и другие категории осужденных: например, лица, склонные к суициду, имеющие психические аномалии, являющиеся злостными нарушителями режима. Однако, представляется, что названные категории лиц в большей степени нуждаются в комплексной помощи социальных педагогов, медиков и психологов, чем социальных работников.
     Таким образом, объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медаком, руководством ИУ или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

§ 2. Профессиональные требования к личности специалиста по социальной работе

 
    Специалист  по социальной работе в уголовно-исполнительной системе предназначен для профессиональной деятельности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, реализации ресоциализационной, психолого-педагогической, воспитательно-профилактической, исправительной и правозащитной функций в отношении различных категорий осужденных. Ее цель – направление и ресоциализация лиц, отбывающих уголовные наказания. Органы и учреждения УИС обеспечивают необходимые условия для использования специалистов в полном соответствии с полученной ими квалификацией. Специалист в области социальной работы назначается на должность начальствующего состава и осуществляет профессиональную деятельность в социальной службе.
       Социальный  работник в УИС - многофункциональный  специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности:
    социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания;
    воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.
      Тройственная  ориентация профессиональной деятельности предусматривает соответствующую дифференциацию задач, решаемых специалистом, так, основными задачами профессиональной деятельности социальных работников с осужденными к лишению свободы являются:
    социально-психологическая и социально-педагогическая диагностика лиц, отбывающих уголовные наказания;
    разработка и внедрение социальных и индивидуальных программ исправления осужденных;
    организация и осуществление индивидуальной и групповой терапевтической, коррекционной работы, социально-правовой защиты осужденных;
    участие в организации и управлении воспитательным процессом в основных видах деятельности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания;
    координация усилий сотрудников, представителей государственных органов, социальных служб, организаций, заинтересованных граждан и иных субъектов по исправлению и ресоциализации осужденных, их социальной адаптации после освобождения;
    участие в работе по созданию дифференцированных условий отбывания наказания и их социальном обеспечении;
    применение в рамках полномочий социальных мер, стимулирующих позитивное поведение осужденных, личностную активность в разрешении трудных жизненных ситуаций;
    анализ результатов социальной работы с осужденными, обобщение и распространение положительного опыта и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
      Среди основных задач социальных работников по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобождаемых из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, принято выделять:
    организацию и осуществление комплекса мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации после их освобождения;
    организацию трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных;
    разнообразную подготовку к освобождению, восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом;
    формирование социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, ближайшем социальном окружении, неформальных группах;
    оказание помощи в решении жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из учреждений УИС;
    содействие освобожденным в восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовая реабилитация;
    обеспечение взаимодействия и координации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с государственными, общественными, благотворительными, религиозными учреждениями и организациями по ресоциализации и социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы.
    Основными задачами специалистов по социальной работе в области воспитательно-профилактической работы являются:
    участие в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;
    организация и осуществление социально-воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанными с лишением свободы;
    воспитательно-профилактическая работа с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания;
    профилактика рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений;
    обеспечение взаимодействия УИС с другими государственными органами, общественными организациями, работодателями, семьями в социальной профилактике правонарушений.
    Профессиональный профиль специалиста по социальной работе УИС, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.
    Совершенно  очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные;  специальные; специализированные;
     Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста:
    знаний специфики работы в различной социальной среде, различных субкультурах;
    знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах;
    развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами;
    уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности;
    умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
    знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека;
    уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции;
    научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов;
    знаний типологии, об основных источниках возникновения и развития массовых социальных движений, формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций;
    владеть основами социологического анализа;
    знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими;
    владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач;
    знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников;
    знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе;
    знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;
    знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.
     Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя:
    знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в УИС:
    владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах;
    владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инновации в практике социальной работы;
    знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой;
    умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста;
    научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска;
    готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации;
    знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе;
    умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;
    знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности;
    владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований;
    умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере;
    знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
    знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
    умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.
       В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен:
    знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права;
    знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках;
    знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею;
    владеть методами осуществления социальной профилактики;
    использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ;
    знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды;
    осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения;
    участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными;
    участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение;
    осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;
    своевременно ставить перед руководством ИУ и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью;
    осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных;
    организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания;
    осуществлять с первых дней пребывания в ИУ подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков;
    содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах;
    оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения;
    вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе;
    уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными;
    знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных;
    владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных;
    знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.
      Изложенное  позволяет сделать вывод о  том, что специалист по социальной работе в УИС является в значительной степени универсалом, но при этом его «универсализм» имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов – осужденных и возможными путями их разрешения. Социальный работник не подменяет да и не может заменить специалистов других отделов и служб ИУ, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в УИС – ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов «помогающей» деятельности осужденным и соответственно обуславливает систему профессиональной подготовленности.

      § 3. Социальная работа в  профессиональной деятельности сотрудников различных служб УИС.

 
      Анализ  научно-практических источников и изучение опыта функционирования исправительных колоний позволяют сделать вывод о том, что социальной работой в своей повседневной профессиональной деятельности занимались и занимаются практически все сотрудники, порой даже не задумываясь об этом. Очевидно, связано это, прежде всего, с тем, что до середины 90-х годов XX века она обозначалась другими терминами, не была включена в функциональные обязанности, но осуществлялась как непосредственно в профессиональной, так и в общественной деятельности (например, участием в совете воспитателей отряда, аттестационной комиссии и пр.). Поэтому весьма актуальным представляется более конкретное выделение социального направления профессиональной деятельности сотрудников ИК.
      Социальная работа в деятельности начальника колонии как главного субъекта организации всей жизнедеятельности ИК состоит, прежде всего, в том, что он организует работу социальной службы учреждения, регулярно лично проводит работу с осужденными по решению их социальных проблем.
      Кроме того, начальник колонии возглавляет  комиссию по приему вновь прибывших  в ИК осужденных, проводит их личный прием, с учетом характеристики личности каждого прибывшего распределяет их по отрядам.
      Начальник учреждения организует обучение сотрудников  ИК формам и методам социальной работы с осужденными, лично проводит с осужденными в отрядах лекции, доклады, политинформации на социально значимые темы, участвует в проведении собраний осужденных. Организует прием руководителями учреждения, начальниками отделов и служб ИК осужденных, их родственников, представителей общественных организаций и религиозных конфессий, других граждан по различным вопросам. Лично один раз в неделю принимает осужденных. В обязанности руководителя колонии вменяется и организация приема, рассмотрение и разрешение предложений, жалоб и заявлений лиц, отбывающих наказание, их родственников, своевременное разрешение их социальных проблем.
      Важным  направлением социальной работы в профессиональной деятельности начальника ИК является руководство комиссией учреждения по представлению в суд материалов на условно-досрочное освобождение осужденных от отбывания наказания, замену неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием, перевод в ИУ других видов, перевод на облегченные или на строгие условия отбывания наказания, материалов на помилование, установление административного надзора, представление отпусков осужденным.
      Не  менее значимым аспектом социальной работы начальника ИУ является организация им подготовки осужденных к освобождению. Руководитель ИК обеспечивает взаимодействие учреждения с территориальными органами социальной защиты населения, руководством предприятий и центров трудовой занятости, общественными организациями для закрепления результатов исправления лиц, освобожденных из колонии, их трудового и бытового устройства, а в конечном итоге - ресоциализации после отбывания наказания.
      Социальный  аспект деятельности заместителя начальника по воспитательной работе и сотрудников отдела воспитательной работы реализуется через их личное участие в работе с отрицательно характеризующимися осужденными, а также с лицами, содержащимися в штрафном изоляторе (ШИЗО) и помещениях камерного типа (ПКТ). Кроме того, они совместно с представителями других отделов и служб, начальниками отрядов формируют самодеятельные организации осужденных, организуют и проводят учебу актива из их числа.
      Также они организуют культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу в  учреждении, определяют репертуар художественных и документальных фильмов, художественной самодеятельности для показа осужденным, утверждают программу просмотра  телепередач с тем, чтобы вышеперечисленное способствовало исправлению лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, способствовало их социальной реабилитации.
      В своей повседневной деятельности заместитель  начальника колонии по воспитательной работе и сотрудники отдела организуют общеобразовательное обучение и профессиональную подготовку осужденных, проводят комплектование книжного фонда библиотеки колонии, получение периодических изданий (в том числе и по социальным вопросам).
      Указанные сотрудники проводят прием осужденных по личным вопросам, анализируют содержание поступающих жалоб и заявлений, принимают меры по их разрешению.
      Важным  социальным аспектом их профессиональной деятельности является привлечение к социальной работе с осужденными представителей предприятий, общественности, религиозных конфессий, благотворительных обществ, их фондов, родственников осужденных и иных лиц с целью восстановления и развития социально полезных связей и отношений.
      Социальная  работа в повседневной профессиональной деятельности заместителя начальника ИК по безопасности и оперативной работе, сотрудников оперативного отдела и отдела безопасности осуществляется через ряд направлений:
      - индивидуальная работа с осужденными, содержащимися в ШИЗО и ПКТ, злостными нарушителями режима, склонными к употреблению спиртных напитков и наркотических средств;
      - нейтрализация влияния осужденных  отрицательной направленности на  положительно характеризующихся  осужденных;
      -руководство  секциями дисциплины и порядка,  пожарной безопасности в отрядах, подбор в них положительно зарекомендовавших себя осужденных;
    организация и проведение занятий с осужденными в постоянно действующем семинаре по социально-правовым вопросам, вечеров вопросов и ответов по социально-правовой тематике, лекций, докладов, бесед, юридических консультаций по социально значимой тематике;
    обеспечение точного и неуклонного выполнения каждым осужденным своих обязанностей, а также полное использование представленных им прав;
    участие в работе советов воспитателей отрядов;
    совместно с сотрудниками других отделов и служб колонии формируют у осужденных убеждение о необходимости явки с повинной и досрочного погашения исков, подготовки извинительного письма потерпевшим, добровольного возмещения ущерба, причиненного их преступлением;
    изучение взаимоотношений между осужденными в микро- и макросоциуме, предупреждение и пресечение возникших между ними конфликтных ситуаций;
    участие в работе по подготовке осужденных к освобождению, заблаговременное изучение лиц, представляемых к помилованию, условно-досрочному освобождению, переводу в ИК-поселение и облегченные условия отбывания наказания;
      - организация свиданий и телефонных  переговоров с родственниками  для обеспечения положительного  социального воздействия с их стороны на осужденных.
      Социальный  аспект профессиональной деятельности заместителя начальника ИК по производству и специалистов производственного отдела реализуется путем изучения отношения осужденных к труду на производственных участках, сформированности их практических трудовых навыков, взаимоотношений.
      Совместно с начальниками отрядов они осуществляют подбор и расстановку бригадиров, звеньевых из числа осужденных.
      Кроме того, указанные категории специалистов систематически проводят в отрядах экономические конференции, выступают перед осужденными с лекциями, докладами, беседами на производственно-технические и экономические темы. Совместно с педагогическим коллективом профессионального училища они организуют профессиональную подготовку осужденных, повышение их квалификации, руководят производственными секциями и секциями пожарной безопасности в отрядах.
      Во  взаимодействии с представителями  других отделов и служб эти  специалисты организуют и проводят производственные собрания, слеты передовиков производства, привлечение представителей общественных организаций к развитию производства и трудовой занятости осужденных. Кроме того, важным социальным аспектом их работы является оказание помощи осужденным в организации предпринимательской деятельности путем индивидуального труда и создания товариществ с ограниченной ответственностью. Так же, как и специалисты других служб, инженерно-технические работники проводят индивидуальную работу с осужденными, прием осужденных по разрешению возникающих у них проблем.
      Отчетливо просматривается социальная работа и в профессиональной деятельности сотрудников тыловых служб колонии (заместителя начальника учреждения по тылу, сотрудников интендантской, коммунально-эксплуатационной и др. служб). Выражается она прежде всего в подборе и индивидуальной работе с осужденными, занятыми в секциях пожарной безопасности, санитарно-бытовой самодеятельных организаций. Организуют работу осужденных по благоустройству жилых и производственных помещений, территории учреждения на общественных началах, т.е. без оплаты труда. Сотрудники указанных служб ведут пропаганду здорового образа жизни, гигиенических знаний, прививают осужденным навыки санитарной культуры, соблюдение личной и общественной гигиены, организуют смотры — конкурсы на лучшее обеспечение санитарного состояния и поддержание порядка в жилых помещениях, коммунально-бытовых, служебных, производственных объектах. Кроме того, они организуют работу столовой, магазина, других объектов социально-бытового назначения, привлекают к ней осужденных из числа актива самодеятельных организаций.
      Следует сделать вывод о том, что наиболее значительно присутствуют аспекты  социальной работы в профессиональной деятельности начальника отряда осужденных. Он разъясняет осужденным их права  и обязанности, условия труда и отдыха, обеспечивает их доступ к законодательным и нормативным документам, регулирующим исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, проводит занятия по социально-правовым вопросам.
      Необходимо  отметить, что начальник отряда наиболее глубоко, в силу своего должностного положения, знает личность каждого своего подопечного, поэтому именно он составляет характеристики, проводит отбор и аттестование лиц, представляемых к переводу на облегченные условия отбывания наказания, условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким или помилованию.
      Важно отметить и то, что начальник отряда принимает непосредственное участие в решении вопросов, связанных с предоставлением осужденным отпусков с выездом за пределы колонии, в т.ч. перед освобождением для решения проблем трудового и бытового устройства, а также краткосрочных выездов в связи с исключительными личными обстоятельствами.
      Кроме этого, в обязанности начальника отряда вменено оперативно разрешать  конфликтные ситуации, возникающие среди лиц, отбывающих наказание, проводить воспитательно-профилактические мероприятия с трудновоспитуемыми и склонными к противоправным действиям.
      Подтверждением  того, что в деятельности начальника отряда ярко присутствует социальный аспект, служит и то, что на него возложена обязанность оказывать помощь и содействие осужденным в защите их законных прав и жизненных интересов, поощрять и развивать общественно полезную инициативу, формировать и направлять работу самодеятельных организаций. Помимо этого, он совместно с производственно-техническими работниками колонии вовлекает осужденных в общественно полезный труд, обеспечивает их полную трудовую занятость, способствует повышению общеобразовательного и профессионального образования лиц, отбывающих уголовное наказание. Наряду с этим начальник отряда обеспечивает полезную занятость осужденных в свободное от работы и учебы время путем организации и проведения социально-правовых, культурно-массовых, физкультурно-спортивных и других мероприятий. Особо необходимо подчеркнуть, что в круг его функциональных обязанностей входит оказание помощи лицам, лишенным свободы, в восстановлении социально полезных связей, в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению. Кроме этого, начальник отряда присутствует в столовой при приеме осужденными пищи, при выдаче им посылок, передач, бандеролей, продаже продуктов питания и предметов первой необходимости, то есть выполняет функции социального работника. Необходимо отметить, что в своей профессиональной деятельности начальник отряда активно взаимодействует как с сотрудниками различных отделов и служб колонии, так и с представителями "внешних" организаций - предприятий, центров занятости населения, общественных формирований, религиозных конфессий, родственниками осужденных и пр.
      Социальная  работа зримо прослеживается и в  профессиональной деятельности сотрудников психологической лаборатории исправительной колонии. Специалисты-психологи изучают вновь прибывших осужденных в карантине, составляют характеристики на них, разрабатывают рекомендации, способствующие индивидуализации исполнения наказания с учетом личности. Пенитенциарные психологи оказывают помощь лицам, лишенным свободы в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму содержания. Социальная работа в профессиональной деятельности этих сотрудников проявляется и в том, что они выявляют среди осужденных лиц, относящихся к "группе риска" (имеющих психические отклонения, склонных к агрессии, аутоагрессии и проч.), совместно с сотрудниками других отделов и служб колонии разрабатывают рекомендации, программы по работе с ними.
      Мнение  сотрудников психологической лаборатории  обязательно учитывается при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, изменению условий отбывания наказания, разрешении выезда за пределы ИК. Кроме этого, психологи совместно с другими сотрудниками (и прежде всего начальниками отрядов) изучают и прогнозируют деструктивные явления и процессы в среде осужденных, анализируют причины и условия их возникновения, разрабатывают рекомендации по их предупреждению и устранению.
      Сотрудники  психологической лаборатории оказывают  помощь осужденным в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и постпенитенциарной ресоциализации.
      Необходимо  подчеркнуть и то, что психологи  в необходимых случаях консультируют  родственников осужденных.
     Таким образом, изложенный материал, основанный на анализе нормативных документов и должностных обязанностей сотрудников исправительных колоний, позволяет сделать вывод о том, что их профессиональная деятельность так или иначе связана с социальной работой, объектом которой являются осужденные. При этом необходимо подчеркнуть, что "удельный вес" социальной работы в деятельности различных категорий сотрудников неодинаков: он более значителен в профессиональной деятельности начальника колонии, его заместителя по воспитательной работе, сотрудников психологической лаборатории, начальников отрядов. Таким образом, эффективная социальная работа с осужденными возможна только при условии активного взаимодействия всего персонала исправительной колонии как внутри учреждения, так и с "внешними" организациями, осознания важности и актуальности этой работы в современных условиях.

      § 4. Попечительский совет  как координатор  социальной работы в  УИС

 
       Традиции  участливого, жалостливого отношения  к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, национальная склонность к сопереживанию с ближним, общинная ментальность, готовность помогать друг другу в трудной жизненной ситуации. Признавая реальную силу множества неблагоприятных обстоятельств, которые толкали людей к совершению дурных поступков и даже опасных преступлений, общество стремилось к смягчению участи "бедных и несчастных", "милости к падшим", общественному призрению заблудших и нравственно больных.
       Вплоть до начала XIX века эпизодические акты благотворительности осуществляли представители местной и верховной государственной власти: князья, российские государи, члены их семей, государственные сановники, а также все сочувствующие люди. Забота о заключенных проявлялись в таких формах, как посещения тюрем, в основном, в дни праздников, выслушивание жалоб арестантов, раздача милостыни и другая материальная помощь, а иногда - даже помилование. Подобные деяния были бессистемными, практически не влияли на тяжелую участь лишенных свободы и в целом на положение дел в тюремных заведениях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.