На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

 
 
         В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство  является главной движущей силой  экономического и социального развития. Набирающие силу рыночные механизмы  ставят предпринимателя в особые отношения с государством, с хозяйственными партнерами и наемными работниками.
         В современных условиях особую актуальность имеет проблема организации и развития предпринимательской  деятельности. Именно рыночная экономика  формирует все необходимые условия  для развития предпринимательства, для более полного его использования  в интересах общества. Без развития предпринимательства России не выйти  из глубокого экономического кризиса  и не встать на путь устойчивого  хозяйственного прогресса.
         В последнее десятилетие  в связи с осуществлением рыночных реформ в России происходит процесс  становления предпринимательства. Становление предпринимательства  идет в условиях тяжелых экономических  и инвестиционных кризисов, что требует  от государства существенного изменения  методов воздействия на развитие предпринимательства.
         Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения проблем предпринимательства в  современной России, а также совершенствования  мер государственного воздействия  на рыночную экономику, направленных на создание благоприятных условий  развития предпринимательства, путем  ликвидации дублирующих функций  федеральных органов управления и уменьшения избыточности участия  государства в ряде сфер предпринимательской  деятельности.
         Современные предприниматели  успешно действуют на рынке, постоянно  расширяя сферу своей деятельности, и в итоге могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким. Неудивительно, что все больше людей, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес.
         Основная цель курсовой работы – рассмотреть сущность и  значение предпринимательства, а также  исследование проблем развития предпринимательства  в современной России.
         Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать и решить следующие задачи:
1. Раскрыть  сущность понятия «предпринимательская  деятельность». 
2. Охарактеризовать  основные виды предпринимательства. 
3. Определить  функции предпринимательской деятельности.
4. Выделить  проблемы предпринимательской деятельности  в современной России.
5. Дать  оценку эффективности предпринимательства  в современной России.
6.Проанализировать перспективы дальнейшего развития предпринимательства в России.  
 


      Предпринимательская деятельность как  объект экономических исследований
      Понятие и сущность предпринимательства
 
         Выяснению сущности предпринимательства уделяли внимание многие выдающиеся учёные, поскольку  с развитием рыночной экономики  роль предпринимательства усиливается, а ведущими субъектами становятся предпринимательские  организации (фирмы, компании и другие предпринимательские объединения).     
         В римском праве  “предпринимательство”  рассматривалось  как  занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.  Под предпринимателем  понимался арендатор,  человек,  ведущий  общественное  строительство.
          В  средние  века понятие “предприниматель”  употреблялось в нескольких смыслах.  Прежде всего, к ним относили  лиц, занимавшихся внешней торговлей.  К предпринимателям  также   относили   организаторов   парадов,   балаганов   и представлений.  Кроме  того,  это  понятие   использовалось  применительно к  руководителям  крупных  производственных  и  строительных  проектов.  
         В экономической  литературе - во Всеобщем словаре  коммерции, изданном в Париже в 1723г., впервые  появилось понятие “предприниматель”, где под  ним понимался человек,  берущий  на  себя  “обязательство  по  производству  или строительству  объекта”.
               В  качестве научного  термина   понятие  “предпринимательство”   появилось  в работах  известного  английского  экономиста  начала  XVIII   века   Ричарда Кантильона.  Он  разработал  первую  концепцию   предпринимательства,  а  под  предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска,  в связи  с тем, что   торговцы,  фермеры,  ремесленники  и  прочие  мелкие  собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
                       А.   Маршалл   и   его   последователи   большое   внимание   уделяли организаторской функции  предпринимателя и считали, что   не  каждый  желающий может  быть предпринимателем, выделяя   предпринимательские способности.
               Австрийский  экономист Й. Шумпетер считал  предпринимателями  “не  только  тех “самостоятельных” хозяйственных  субъектов рыночной экономики,  но и  всех тех, кто реально   выполняет  основополагающую  функцию,  даже  если  они   не являются “самостоятельными”, а являются служащими акционерного  общества  или любой иной частной  фирмы”.
             Современные    экономисты     практически     отождествляют     понятия:  “предприниматель”,  “малый  бизнес”,  “малое  предпринимательство”,  в  свою очередь, рассматривая  “большой  бизнес”,  как  явление   экономической  жизни, базирующееся  на иных принципах организации  дела.
             На сегодняшний  день  в  мире  не  существует  общепринятого определения предпринимательства.   Американский   ученый,   профессор   Роберт    Хизрич определяет "предпринимательство как процесс   создания  чего-то  нового,  что  обладает стоимостью, а предпринимателя  — как человека,  который   затрачивает на это все   необходимое  время  и   силы,  берет  на  себя  весь  финансовый, психологический  и   социальный   риск,   получая   в   награду   деньги   и  удовлетворение достигнутым”. В  американской учебной и научной   литературе дается множество  и других определений,  характеризующих   предпринимательство и  предпринимателя   с  экономической,  политэкономической,  психологической, управленческой  и других точек зрения.
             Английский   профессор   Алан   Хоскинг   утверждает:    "Индивидуальным  предпринимателем является лицо, которое  ведет  дело  за  свой  счет,  лично занимается  управлением  бизнеса  и   несет   личную   ответственность   за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает  решения.  Его вознаграждением  является  полученная   в   результате   предпринимательской деятельности прибыль и чувство  удовлетворения,  которое  он  испытывает  от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он  должен  принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия”.
         Определённый интерес  также вызывает точка зрения российского  учёного-экономиста А. В Бусыгина о  сущностных понятиях, характеризующих  предпринимательство, под которым  он понимает стремление и действие к самостоятельному ведению деловой  активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определённых формализованных началах. По мнению А. В. Бусыгина, предпринимательство  есть искусство ведения деловой  активности, есть прежде всего мыслительный процесс, реализуемый в форме  делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство  рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные  с ведением собственного дела.
             Итак, предпринимательство  — это особый вид экономической  активности (под которой мы понимаем  целесообразную деятельность, направленную  на  извлечение прибыли), которая  основана на самостоятельной  инициативе, ответственности  и  инновационной предпринимательской  идее.
         Предпринимательство представляет собой сложнейший комплексный  феномен, с проявлениями которого в  современном обществе можно столкнуться  в любых сферах человеческих отношений. Предпринимательство как социально-экономическое  явление, представляющее собой одну из форм экономической деятельности, прошло длительный и сложный путь становления и эволюции. Более того, можно сказать, что предпринимательство - стержневой ее элемент.
                 «Предпринимательство выступает  в качестве одного из центральных  институтов и главной движущей  силы рыночной экономики, а  предприниматель является ее  доминирующим субъектом. Рыночная  экономика по самому своему  существу носит предпринимательский  характер. И соответственно предприниматель  - центральная фигура функционирования  и развития рыночного хозяйства», - писал Ф.И. Шамхалов .
         Предпринимательство определяют с различных позиций: как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; как инициативную деятельность граждан, заключающуюся  в производстве товаров и оказании услуг, направленную на получение прибыли; как прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию; как процесс организационной  новации в целях извлечения прибыли; как действия, направленные на возрастание  капитала, развитие производства и  присвоение прибыли; как специфический  вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в  существующих формах жизни предприятий  и общества, постоянную реализацию этих изменений. 
         Очевидно, что предпринимательство - это многогранная экономическая  деятельность, осуществляемая практически  во всех отраслях народного хозяйства. Оно имеет своей целью производство и распределение материальных или  иных благ и услуг. Создавая новые  производства и соответственно новые  рабочие места, пополняя бюджеты  государства и местных властей  путем выплаты налогов и решения  других задач, оно выполняет важные социальные функции. 
 


1.2. Виды предпринимательской деятельности  

         В зависимости от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.
         Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В  широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
         Предпринимательский бизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторов производства. Чтобы продавать товары, предпринимателю  нужны оборотные средства в виде материалов, из которых изготовляется  продукция, и энергии, необходимой  для обработки материалов. Кроме  того, в производстве могут понадобиться полуфабрикаты, которые будут использоваться для изготовления товаров. Для получения  необходимых материалов придется приобрести их у собственников оборотных  средств, заплатив им деньги в сумме, зависящей от количества материалов и их цены. 
         Для производства также  нужны основные средства в виде рабочих  помещений, машин, оборудования, инструментов, приборов. Если их у предпринимателя  нет, то надо их приобрести либо арендовать на время. За требуемые для производства основные средства придется уплатить их собственникам денежную сумму, зависящую от вида и количества, необходимых для производства основных средств и цен на них. Расходы предпринимателя, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии товаров или проведения данной бизнес - операции. Эту величину называют амортизацией основных средств. 
         Производство требует  привлечением предпринимателем рабочей  силы. Чаще всего, это наемные работники, труд которых подлежит оплате, зависящей  от количества нанимаемых работников, величины заработной платы и рабочего времени, в течение которого производился товар. В процессе производственного  предпринимательства возникают  и другие расходы, в частности, на приобретение информации, на хранение и транспортировку материалов и  готовой продукции, на ремонт оборудования и помещений, на услуги связи и  т.д.
         Производственное  предпринимательство завершается  выпуском товара, который продается  предпринимателем либо непосредственно  потребителю, либо торговым организациям. В результате предприниматель получает выручку от продажи товара, зависящую  от объема производства, продажи и  цены товара, по которой он продан.  Задача предпринимателя, состоит в том, чтобы производство окупилось, то есть доход превысил расходы, дополнительные расходы и налоги.
         Подводя итоги, можно  сказать, что с народно-хозяйственной  точки зрения, производственное предпринимательство  является самым важным, так как  именно в этих организациях (предприятиях, фирмах) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового  потребления. 
         От развития производственного  предпринимательства зависит экономический  рост и уровень социального развития общества, хотя производственное предпринимательство и не является независимым от других видов предпринимательской деятельности. 
         Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом в  сфере обращения. Ведь произведённые  товары надо продавать или обменивать на другие товары. Второй вид российского  предпринимательства -  это торговое (коммерческое) предпринимательство. 
         Принцип организации  торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает  непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового  предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
         Предприниматель-коммерсант закупает товар  у обладателя товара, чаще всего у производителя. Товар  является для коммерсантов определяющим фактором бизнеса. Предприниматель  уплачивает за купленный товар его  собственнику денежную сумму, зависящую  от объема товара и его цены на рынке. Следует иметь в виду, что предприниматель  закупает крупные партии товара по оптовым ценам, которые чаще всего  ниже розничных цен, по которым затем  реализуются закупленные товары.  
Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров и продажное, а иногда и послепродажное обслуживание покупателя, например, доставку на дом, установку и устранение дефектов. Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок.

         Коммерческое предпринимательство  охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом  относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Сфера официального коммерческого  предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы и др. учреждения торговли.
         Для успешного занятия  торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный  спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство  более мобильно, изменчиво, так как  непосредственно связано с конкретными  потребителями. Считается, что для  развития торгового предпринимательства  должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос  на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более  низкая закупочная цена товаров у  производителей, что позволяет торговцам  возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство  связано с относительно высоким  уровнем риска, особенно при организации  торговли промышленными товарами длительного  пользования.
         Третьим видом предпринимательства  является финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство есть особая форма  коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации  и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые  ему в кредит. При этом имеется  в виду не только и не столько  продажа и покупка иностранной  валюты, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи  и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги. Суть финансовой предпринимательской  операции состоит в том, что предприниматель  приобретает основной фактор предпринимательства  в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям  за более высокую плату, в результате чего образуется предпринимательская  прибыль. 
         В случае кредитного предпринимательства предприниматель  привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги  выдаются затем  в долг покупателям кредитов под  кредитный процент  вместе с последующим  возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям  кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница  между депозитным и кредитным  процентом служит источником прибыли  предпринимателей-кредиторов.
         Для организации  финансово-кредитного предпринимательства  образуется специализированная система  организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные  компании (фирмы, валютные биржи и  другие специализированные организации). 
         Четвертым видом  предпринимательства в зависимости  от содержания его деятельности является посредническая предпринимательская  деятельность. Посредничеством называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает  в роли посредника, связующего звена  в процессе товарного обмена, в  товарно- денежных операциях. Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя  или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести  предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднеческих предпринимательских организаций  на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.
         Посредническая предпринимательская  деятельность является в значительной мере весьма рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска  при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
         Пятым видом предпринимательства  является специализированная страховая  деятельность. Страховое предпринимательство  заключается в том, что предприниматель  в соответствии с законодательством  и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного  бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов  потерь за определенную плату при  заключении договора страхования, Страхование  заключается в том, что предприниматель  получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность  возникновения таких обстоятельств  невелика, то оставшаяся часть взносов  образует предпринимательский доход. 
         Страховое предпринимательство  является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время  организация страховой предпринимательской  деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении  риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
 


1.3. Функции предпринимательства 

         В развитой рыночной экономике предпринимательство  как интегрированная совокупность предпринимательских организаций  (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую, социальную, организаторскую. Некоторые учёные считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации  предпринимателей.
         Определяющей в  развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая  объективно обусловлена ролью предпринимательских  организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская  деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведения до конкретных потребительских  хозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов  рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что  является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального  дохода, а это выступает как  проявление в системе хозяйственных  отношений общеэкономической функции.
         Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как  воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует  понимать все материальные и нематериальные  условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысшего успеха, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов.
         Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто  приводит к хищническому использованию  ресурсов. Такие предприниматели  своей деятельностью наносят  вред окружающей среде и населению. В связи с этим, важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности  предпринимателей за неправильное использование  ресурсной функции, которая противоречива  и имеет двоякий характер. Предприниматель  как собственник ресурсов заинтересован  в их рациональном использовании  и в то же время может безжалостно  относиться к общественным ресурсам.
         Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна  творческо-поисковая, инновационная  функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской  деятельности новых идей, но и  выработкой новых средств и факторов для  достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими  функциями и обусловлена уровнем  экономической свободы субъектов  предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
         В процессе становления  рыночной экономики предпринимательство  приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного  индивидуума быть собственником  дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более обнаруживается в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наёмных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива предпринимательская деятельность.
         Чем эффективнее  функционируют предпринимательские  организации, тем существеннее поступление  их средств в бюджеты различных  уровней и в государственные  внебюджетные социальные фонды. В то же время развитее предпринимательства  обеспечивает рост числа рабочих  мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения  наёмных работников.
         Важнейшая функция  предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении  внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских  структур, в изменении стратегии  деятельности предпринимательской  фирмы и т.д. Организаторская функция  особенно чётко выражается в  быстром  развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.  
         Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов  предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки  и регулирования предпринимательства.
      ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
      Проблемы  предпринимательства  в современной России
 
         Предпринимательская сфера в России развивается довольно бурно. Достаточно сказать, что каждый год прирост произведенной продукции  и услуг увеличивался примерно на один процент от общего национального  валового продукта, как это исчисляли  раньше. Сегодня все коммерческие структуры дают прирост по неполным данным примерно 4-6% валового национального  дохода. Возросло и количество тех, кто уже занимается предпринимательством. Так, по данным различных социологических  исследований, более 20% участвует в  предпринимательстве. По неофициальным  данным в коммерческих структурах различных  форм собственности и деятельности насчитывается около 5 млн., работающих в которых насчитывается примерно 20 млн. человек.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.