На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фонд социального страхования - проблемы формирования и использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра: Финансы и кредит 
 
 

Фонд  Социального Страхования – проблемы формирования и использования 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Выполнила
Осипова О.В. 731 гр.
Проверил:
Глотова Н.И. 
 
 
 

   Барнаул, 2010
     Содержание
Введение 3
1 Теоретические  основы Фонда социального страхования 5
1.1 Общие  положения 5
1.2 Задачи  цели и функции Фонда социального  страхования РФ 6
1.3 Формирование  средств Фонда социального страхования 9
1.4 Расходование  средств Фонда социального страхования 10
2 Бюджет  Фонда социального страхования 14
2.1 Анализ  изменения структуры доходов  за 2008 – 2010 гг. 14
2.2 Структура  расходов Фонда и анализ ее  изменения 15
2.3 Анализ  бюджетных показателей расходной  части бюджета Фонда социального  страхования 17
3 Перспективы развития Фонда социального  страхования и рекомендации по совершенствованию системы его финансирования 23
3.1 Основные выводы и рекомендации  по совершенствованию системы  финансирования Фонда социального  страхования в РФ 23
3.2 Перспективы развития Фонда социального страхования РФ 25
Заключение  27
Список  использованной литературы 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 
 

     В системе современных рыночных отношений  трудно переоценить роль социального  страхования. Оно является основной формой социальной защиты населения  по объему финансовых ресурсов,  массовости охвата, разнообразию оказываемых социальных услуг и выплат. Однако к настоящему времени в процессе его становления  обозначились существенные проблемы, являющиеся препятствием для дальнейшего  развития как непосредственно социального  страхования, так и социально-экономических  отношений в стране в целом.
      В отечественной системе социального  страхования недостаточно функционируют  собственно страховые механизмы  и принципы, в силу чего она является не системой страхования, а системой социального обеспечения, или, точнее, - неким конгломератом из элементов  обеих систем. Налоговый механизм сбора страховых средств в  условиях перегруженности системы  дополнительными нестраховыми функциями  и обязательствами последовательно  разрушает институт социального  страхования в стране, сводя расходы  на социальную защиту населения к  минимальному уровню. Целенаправленное снижение социальной нагрузки на работодателей  в виде уменьшения единого социального  налога не явилось достаточным стимулом для легализации заработной платы  и увеличения доходов социальных внебюджетных фондов, следствием чего стала значительная нехватка финансовых ресурсов для обеспечения требуемых  видов и объемов социальных гарантий работающим гражданам. Одной из наиболее существенных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие социального страхования  в России, является его чрезмерная государственная регламентация. Конечно, государство должно устанавливать  «правила игры» и определять важнейшие  решения в данной сфере, однако здесь  еще довольно слаб голос социальных партнеров, поскольку в системе  не работает принцип участия работодателей  и работников в управлении средствами социального страхования и контроле за их использованием.
      В связи с этим дальнейшее исследование сущности и вопросов функционирования социального страхования, разработка перспективных направлений его  дальнейшего развития, которые способствовали бы решению обозначенных проблем и становлению его на прочную страховую основу, представляются весьма актуальными в теоретическом и практическом аспектах.
     Фонд  социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.).
     Целью курсовой работы является рассмотрение сущности Фонда социального страхования  и выявление проблем его формирования и использования.
     Объектом  исследования является Фонд социального  страхования, а предметом – его  формирование и использование.
      Задачами  исследования являются:
     - определить сущность Фонда, его  цели, задачи и структуру;
      - показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
     - изучить структуру доходов и расходов Фонда, проанализировать ее
     - выявить проблемы Фонда и найти  оптимальные пути их решения; 
 
 

     1 Теоретические основы Фонда Социального  Страхования 
 

     
      Общие положения
 
 
     Фонд  социального страхования Российской Федерации (далее именуется Фонд) управляет средствами государственного социального страхования РФ. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами РФ, указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также настоящим  Положением. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в  оперативном управлении Фонда, а  также имущество, закрепленное за подведомственным Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат. Бюджет Фонда и отчёт  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правления Фонда  утверждаются председателем Фонда.
     В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
    Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
    Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
    Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
     Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения  деятельности Фонда создаётся центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных  отраслевых отделениях - координационные  советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. Фонд, его региональные отраслевые и центральные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие  валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда - город Москва.  
 

1.2 Задачи, цели и функции Фонда социального страхования 
 

     Основными задачами Фонда являются:
- Обеспечение  гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние  сроки беременности, при рождении  ребёнка, по уходу за ребёнком  до достижения им возраста  полутора лет, санаторно-курортное  обслуживание работников и их  детей; 
- Участие  в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования; 
- Осуществление  мер, обеспечивающих финансовую  устойчивость Фонда; 
- Разработка  совместно с Министерством труда  и социального развития РФ  и Министерством финансов РФ  предложений о размерах тарифа  страховых взносов на государственное  социальное страхование; 
- Организация  работы по подготовке и повышению  квалификации специалистов для  системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы  среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования.
- Сотрудничество  с аналогичными фондами (службами) других государств и международными  организациями по вопросам социального  страхования [13, c.287].
      Можно выделить следующие основные направления  развития финансового обеспечения  социальной защиты населения в Российской Федерации:
    обеспечение адресности социальной помощи;
    приведение расходных обязательств в соответствие с доходными возможностями органов власти, которые уполномочены финансировать социальную помощь населению;
    повышение эффективности социальной помощи. Повышение эффективности социальной помощи может быть достигнуто за счет повышения адресности социальной поддержки и предоставления равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются.
      Предоставление  социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей  и повысить долю социальных трансфертов  в доходах бедных слоев населения. Таким образом, достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение  дохода или потребления от богатых  слоев населения в пользу малообеспеченных.
      Предоставление  равных возможностей в социальной поддержке  тех граждан, которые реально  в ней нуждаются, обеспечивает горизонтальное равенство и исключают доступ к ней прочих категорий населения.
      На  эффективность социальной помощи также  влияет отношение трансфертов, достигающих  тех граждан, которые реально  в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи.
      В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов  социального обеспечения, которая  основывается на следующих главных  принципах.
      Принцип солидарности - принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.
      Принцип всеобщности – социальное обеспечение  распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных  и иных убеждений, этнического и  социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.
      Принцип адресности - предполагает предоставление социальной помощи только семьям с  доходами ниже официального прожиточного минимума и предусматривает:
      - предоставление социальной помощи  не категориям населения, а  семьям и гражданам;
      - разработку системы выявления  и учета малоимущих слоев населения;
      - проведение проверок обеспеченности  населения.
      Принцип общедоступности определяет, что  условия, которые дают право на получение  социальных пособий и льгот, доступны каждому.
      Принцип многообразия закрепляет различные  формы и виды социального обеспечения. К формам относятся государственное  социальное страхование, пенсионное обеспечение, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным  семьям и одиноким матерям и т.д.
      Именно  от полной реализации предложенных принципов  зависит эффективность новой  системы социального обеспечения [16, c.239].
      Функциями Фонда являются:
      - выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
      - обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
      - обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
      - оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
      - оплата родовых сертификатов;
      - доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
      - доплата за диспансеризацию работающих граждан;
      - оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
      - оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей) и др. [15, c. 306]. 
 

      Формирование  средств Фонда социального страхования
 
 
 
      Денежные    средства     Фонда     являются     государственной  собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
      Средства  Фонда социального страхования  формируются за счет:
    страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
    страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью   и   обязанных   уплачивать   взносы   на  социальное страхование в соответствии с законодательством;
    страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по  государственному социальному страхованию, установленному для работников, при  условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
    доходов  от  инвестирования  части  временно  свободных средств Фонда;
    добровольных  взносов  граждан  и  юридических лиц;
    ассигнований из  федерального бюджета  Российской Федерации на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского  или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
    прочих  доходов  (сумм,  полученных  в установленном порядке за путевки,  оплаченные  за  счет  средств  Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к  страхователям и других) [5, c. 256].
 
 
       Расходование средств Фонда социального страхования
 
 
      Средства   государственного    социального    страхования расходуются исключительно   на  цели,  установленные  федеральными  законами, Положением о Фонде,  в  соответствии  с  бюджетом  Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда,  утвержденными  в установленном порядке.
      Распорядителями  средств  Фонда  являются  председатель   и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда.
      Средства    государственного    социального   страхования направляются на:
    выплату пособий:
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- единовременного пособия женщинам,  вставшим на учет  в  медицинских  учреждениях  в ранние сроки беременности;
- единовременного пособия при рождении ребенка;
 - ежемесячного пособия на период  отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- социального пособия на погребение;
- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и  членов их  семей,  а  также  на  другие  цели  государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей  для детей  и  юношества,   лечебное  (диетическое)  питание,   частичное финансирование  мероприятий  по  внешкольному  обслуживанию   детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
    создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости  Фонда на всех  уровнях. Порядок  формирования резерва  и предоставления из него средств  (на возвратной  основе или  безвозмездно) определяется инструкцией  о  порядке  начисления,  уплаты,  расходования  и учета средств государственного социального страхования,  утвержденной  Фондом  совместно  с Министерством труда Российской Федерации,  Министерством финансов  Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с  участием Центрального банка Российской Федерации;
    обеспечение    текущей    деятельности,    содержание  аппарата управления Фонда;
    финансирование      деятельности      подразделений     органов исполнительной   власти,   обеспечивающих   государственную   защиту трудовых  прав  работников,  охрану  труда  (включая   подразделения надзора  и  контроля  за  охраной  труда)  в  случаях, установленных законодательством;
    проведение    научно-исследовательской    работы   по  вопросам социального страхования и охраны труда;
    осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда,  активно участвующих  в реализации  мероприятий по социальному страхованию;
    участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
     Выплата пособий по социальному страхованию, оплата  путевок работникам  и  членам  их  семей  в  санаторно-курортные  учреждения, финансирование  других мероприятий  по  социальному  страхованию на предприятиях,  в  организациях,  учреждениях  и  иных  хозяйствующих субъектах  независимо  от  форм  собственности  осуществляется через бухгалтерии    работодателей.
     Страхователь  не вправе приостанавливать  выплату  пособий по государственному социальному  страхованию и в том случае,  когда фактические расходы превышают  сумму начисленных страховых  взносов. Если  сумма   фактических   расходов   по   социальному      страхованию  превышает  сумму   начисленных   страховых   взносов, недостающая сумма возмещается  в десятидневный срок по получении  от страхователя  расчетной  ведомости  за  отчетный   квартал   путем  перечисления  денежных  средств  с  текущего счета исполнительного  органа Фонда на расчетный или  текущий счет страхователя.
     Расходы  на  санаторно-курортное  обслуживание должны производиться страхователем  в пределах  норматива,  установленного ему исполнительным органом Фонда  на календарный год.
     Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение,  в учреждения отдыха,  санатории  - профилактории,  санаторные и оздоровительные лагеря для  детей и юношества,  на лечебное  (диетическое)  питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.
     Порядок частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных  лагерей,  детско-юношеских спортивных школ определяется  исполнительным   органом   Фонда,   в   котором  зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.
     Расходы  на административные,  хозяйственные  и иные цели, связанные с  деятельностью  Фонда,  его   исполнительных органов  осуществляются по  смете в пределах ассигнований,  предусмотренных  соответствующими бюджетами [16, c. 144]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Бюджет Фонда социального страхования 
 

     2.1 Анализ изменения структуры доходов  
 

      Проект  бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года.
      Важнейшими  составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию  – в 2008 году – 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году – 288,4 млрд. рублей (в том  числе средства федерального бюджета  на покрытие дефицита – 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  – в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета  Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.
      Представленный  проект бюджета Фонда сформирован  с текущим дефицитом по средствам  на обязательное социальное страхование  и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах. 
 

2.2 Структура расходов Фонда и анализ ее изменения 
 

     Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ.
     Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».
     Расходы Фонда предусмотрены - в 2008 году в  сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 356,1 млрд. рублей, или 94,8% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим  видам: на обязательное социальное страхование - в 2008 году в сумме 264,8 млрд. рублей, или 130,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 98% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к  уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году в сумме 49,9 млрд. рублей, в 2009 году - 51,9 млрд. рублей, или 104% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.
     В проекте бюджета Фонда предусмотрено  увеличение максимального размера  пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с  учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается. Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.
     Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой  исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в первом полугодии 2008 года - 50900 рублей, во втором полугодии 2008 года - 51800 рублей, в 2009 году - 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей, тогда как в 2007 году эта сумма составляла 46900 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты  в связи с несчастным случаем  на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень  инфляции и определен на первое полугодие 2008 года 39100 рублей, на второе полугодие 39840 рублей, в 2009 году - 41000 рублей и в 2010 году - 43500 рублей, тогда как в 2007 году он составлял 36000 рублей.
     Размер  единовременного пособия при  рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей, при этом индексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия  устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первого  ребенка, 3000 рублей на второго и последующих  детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей. Проект бюджета  Фонда на 2008 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 16,4 млрд. рублей, что свидетельствует о  финансовой неустойчивости Фонда и  является аргументом необходимости  реформирования всей системы обязательного  социального страхования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.