На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности воздействия дизайна игрушек на развитие творческого воображения младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  государственный  педагогический университет  имени А.И. Герцена 
 
 

Курсовая  работа
по  кафедре эстетического  воспитания
на  тему
Особенности воздействия дизайна игрушек  на развитие творческого воображения  младших школьников 
 
 
 
 

Выполнила:
Алексеева А.В.
III курс 1 группа
Научный руководитель:
Мисюкевич А.Н. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2004 
Оглавление

 

Введение.
     Я выбрала тему «Особенности воздействия  дизайна игрушек на развитие творческого воображения младших школьников», так как она мне показалась наиболее интересной и актуальной на сегодняшний день.
      Эта тема относится к кафедре эстетического  воспитания, а конкретно к предмету трудовое обучение, поэтому предполагается не просто исследование дизайна современных игрушек, а работа самих школьников над их дизайном.
      Во-первых, почему именно дизайн.
        «Общеизвестно, что дизайн как одна из главных ипостасей проектной культуры стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех ее составляющих» (Е.П. Политахина) [8, 48].
        Но для нас преподавание дизайна в начальных классах  интересно не с точки зрения «ранней  профессионализации», а с точки  зрения, «использования творческого потенциала дизайна для многостороннего развития ребёнка». (Е.П. Политахина) [8, 48]. А именно развития художественного мышления, творческого воображения, пространственных представлений, специальных художественных способностей, зрительной памяти, общее эстетическое развитие, также, благодаря эстетической окрашенности дизайнерской деятельности, у ребёнка происходит переживание воспринимаемой действительности.
      Во-вторых, почему дизайн игрушек.
      Для учащихся, особенно первого класса, представляет интерес такая учебная деятельность, в которой есть элементы игры.
     Совсем  недавно, в дошкольный период, ведущей  деятельностью у детей была игровая, а значит, работа с игрушками должна вызывать у младших школьников интерес, положительные эмоции, а «всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству» (Л.С. Выготский) [1, 48]. Следовательно, дизайн игрушек, способствует развитию воображения.
     В целом эта тема интересна именно для меня, так как она мало изучена.
 

      Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших  школьников.
     1.1. Концепция Л.С.  Выготского.
     1.1.1. Творчество и воображение.
 Творческой  деятельностью мы называем такую  деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивньм. Такая деятельность не создает ничего нового, основой ее является более или менее точное повторение того, что было.
   Кроме воспроизводящей деятельности, легко  в поведении человека заметить и  другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую.
  Всякая  такая деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
  Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
  Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
  Вот это умение из элементов создавать  построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества.
     1.1.2. Воображение и действительность
Однако  возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта.
  Для того чтобы понять психологический  механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Существует четыре основных формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.
  Первая  форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.
  Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
  Педагогический  вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
  Второй  формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь.
  Такая форма связи становится возможной  только благодаря чужому или социальному опыту.
  В этом смысле воображение приобретает  очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт.
 Получается  двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.
   Третьей формой связи между деятельностью  воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству.
   Влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т. е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображении, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы вступившие в связь.
   Легко понять, что фантазия, руководимая таким эмоциональным фактором, — внутренней логикой чувства, будет представлять собою наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения.
    Однако  существует еще и обратная связь  воображения с эмоцией. Если в описанном нами первом случае чувства влияют на воображение, то в случае другом, обратном, воображение влияет на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности воображения. Сущность этого закона формулирует Рибо следующим образом.
  «Все  формы творческого воображения, — говорит он, — заключают в себе аффективные элементы». Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством.
  Сущность  последней заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
   Примерами такого воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие. Они созданы комбинирующим воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую снят?, с действительностью, потому что, воплотившись, они сделались столь же реальными, как и остальные вещи, и оказывают свое воздействие на окружающий их мир действительности.
   Такие продукты воображения прошли очень  длинную историю, которую, может быть, следует наметить самым кратким схематическим образом. Можно сказать, что они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
    Наконец воплотившись, они снова вернулись  к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.
    Дело  в том, что именно тогда, когда  мы имеем перед собою полный круг, описанный воображением, оба фактора — интеллектуальный и эмоциональный — оказываются в равной мере необходимыми для акта творчества.
     1.1.3. Механизм творческого воображения
     В самом начале этого процесса, как  мы уже знаем, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее, из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются.
     Этот  процесс крайне важен во всем умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий.
     3а  процессом диссоциации следует  процесс изменения, которому подвергаются  эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. Примером такого внутреннего изменения является процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.
     Следующим моментом в составе процессов  воображения является  ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения  не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.
     В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания.
     «Каждая потребность, — говорит Рибо, —  стремление или желание отдельно или же вместе с несколькими другими может поэтому служить импульсом к творчеству. Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима, кроме того, наличность еще и другого условия, а именно: самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением я называю такое, какое происходит внезапно, без явных вызывающих его причин».
     1.1.4. Воображение у ребёнка
     Существует  еще, мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль.
     На  самом же деле опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но, беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение.
     Так же возникает вопрос: не зависит  ли деятельность воображения от одаренности? Существует очень распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к творчеству. Это положение не является правильным. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития
1.2. Концепция В.С.Кузина
1.2.1. Виды воображения
     Формирование  образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение.
     Воссоздающее  воображение наиболее полно проявляется  при чтении каких-либо описаний (литературных, географических, исторических и т. д.), при зрительном восприятии чертежей, а на уроках изобразительного искусства — при рисовании иллюстраций к прочитанным книгам. При этом существенное значение имеют знания, на которые должны опираться образы, создаваемые по описанию. Чем шире и богаче эти знания, тем больше возможностей правдивой и выразительной передачи того или иного сюжета, действия литературного произведения.
     Естественно, что творческое воображение, носящее  преднамеренный характер, всегда включено в творческую деятельность.
Составным компонентом творчества является активное, исключительно целенаправленное отношение личности к процессу творчества. Особое значение приобретает также в процессе творчества самостоятельность в создании нового. В этой связи говорят о творческом отношении к той или иной деятельности.
1.2.2. Воображение в художественном творчестве
     Без развитого воображения художник практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность копии.
     Потребность в творческой деятельности обусловливается общественной необходимостью в конкретном новом продукте. Именно это и ведет к возникновению творческой идеи, замысла, служит побудительной силой в создании нового. Воображение художника формируется в практической деятельности. Каждый художественный образ совершенствуется, проверяется и окончательно принимается в процессе реального выполнения.
     Постоянная  связь воображения с окружающим миром, практикой предполагает зависимость  воображения от знания этого мира. Чем больше имеет художник знаний, чем шире его кругозор и богаче опыт в изобразительной деятельности, тем больше имеется у него возможностей в создании подлинно нового художественного произведения.
1.2.3. Развитие воображения у детей
     Воображение детей дошкольного возраста еще бедное, что прямо связано с небольшим жизненным опытом ребенка, с незначительным запасом знаний. Отсутствие знаний, практического опыта ведет к тому, что ребенок может очень легко комбинировать в своем воображении образы различных объектов, давать самые фантастические толкования жизненным явлениям. Иногда эта легкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, которое, якобы, не уступает воображению в более старшем возрасте и даже лучше развито в дошкольном возрасте. Но как раз эта легкость воображения, фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.
     Воображение у детей старшего дошкольного  возраста более организовано и целенаправленно. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Игра, рисование, конструктивно-строительная деятельность — эффективные средства развития воображения детей. Участвуя в игре, ребенок принимает на себя определенную роль, стараясь все воспроизвести так, как он представляет себе эту роль в действительности.
      С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обусловливают их продуктивность. Так, конструктивная деятельность младшеклассника опирается на специальные конструкторско-технические знания и умения, которые позволяют создать учащемуся техническую модель.
     Выполнение  школьником творческих заданий в  области изобразительного искусства основывается на знании основ изобразительной грамоты и графических умений. Уже в I классе детей знакомят с понятием «композиция», «пространство в рисунке», «симметрия», «конструктивное строение предмета» и т. д. В следующих классах учащиеся практически учатся использовать в рисовании закономерности светотени, цветоведения, композиции.
      Отсутствие  по какой-либо причине соответствующих  знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестает заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых  технических знаний и умений.
1.3. Концепция А.Г.Рузской
1.3.1. Некоторые особенности воображения младшего школьника
  Воображение представляет собою процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, содержащихся в прежнем опыте человека.
  Воображение — один из важнейших психических  процессов, включенных как в процесс  познания, так и в процесс преобразования человеком окружающей действительности.
  В решении вопросов о воспитании и  обучении детей одно из важнейших мест занимает вопрос о воспитании и развитии воображения. Ряд исследований показал, что усвоение материала по любому предмету невозможно без активной деятельности  воображения учащегося.
Воображение, кроме того, играет огромную роль в  общем развитии личности учащегося. Оно необходимо в создании идеала, в выборе профессии, ибо и в том и в другом случае нельзя обойтись без яркого представления желаемого.
  Эстетическое  отношение к действительности, понимание прекрасного, умение видеть его и наслаждаться им также создается в тесной связи с развитием воображения.
  Важность  деятельности воображения в процессе обучения и воспитания детей обусловливает необходимость более тщательного анализа возрастных особенностей этого процесса, а также факторов, обусловливающих развитие и формирование воображения у детей.
  В преддошкольном возрасте воображение  формируется в процессе несложной игры и общения со взрослыми.
  В дошкольном периоде детства происходит дальнейшее развитие воображения ребенка. Дети слушают сказки, принимают участие в коротеньких драматических постановках, конструируют, рисуют и пр. Ролевая игра, рисование, конструирование, слушание сказок вынуждает ребенка представлять то, что выходит за пределы непосредственно воспринимаемого, стимулируя развитие воображения. Одновременно с этим расширяется опыт ребенка, его знания, и представления становятся с каждым днем все богаче и шире.
  Дальнейшему развитию воображения ребенка способствует приход его в школу.
  С приходом в школу связано новое  значительное расширение опыта ребенка. Это расширение опыта происходит как за счет увеличения непосредственных впечатлений (походы в музеи, экскурсии, работа на пришкольном участке, наглядность на уроках), так и за счет знаний, которые приобретаются путем чтения книг, слушания рассказов и т.д.
Иногда  полагают, что всякое внешнее вмешательство  в процесс воображения у младшего школьника ведет к угасанию самого процесса воображения. Однако такая точка зрения неверна.
  Воображение ребенка формируется под влиянием воздействий внешней среды, выполняемой ребенком деятельности, условий жизни и воспитания.
  Основная  тенденция в развитии, детского воображения — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.
  В сознании младшего школьника мирно  уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.
  Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.
  Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры — воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры — есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.
  Однако  с возрастом элементов репродуктивности, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.
  Одной из характерных черт воображения  детей младшего школьного возраста является его наглядность и конкретность.
  Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины.
Конкретность  воображения младшего школьника  выражается также и в том, что  детям младшего школьного возраста в воображаемых действиях, в игре например, необходима непосредственная опора на какие-либо конкретные предметы, иначе не может развиваться действие
  У детей I—II классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но они реже встречаются у детей III—IV классов, так как уже в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться и тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и который составляет как бы новый этап в развитии воображения по отношению к воображению, носящему сугубо конкретный характер.
При развивающемся  вербально-мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в словах. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер.
  В школьном возрасте воображение в  той или иной области иногда делается более тусклым в связи с тем, что у детей отсутствуют знания и практические умения. Например, к подростковому возрасту дети часто забрасывают занятия рисованием потому, что возросшие требования к своим рисункам встречают большие затруднения из-за малых знаний и умений в области техники изображения.
  Для создания образов воображения необходимо преобразование представлений прошлого опыта, соединение этих представлений или их частей в новой комбинации, на новой основе.
  Первым  этапом преобразования прошлого опыта  является выделение представлений прошлого опыта из обычной взаимосвязи, возникшей в результате непосредственного восприятия тех или иных явлений.
  Однако, как показал ряд исследований по воображению детей, процесс отвлечения от непосредственной ситуации, в которой возникали те или иные представления, для детей младшего школьного возраста еще труден.
  Вторым  этапом преобразования прошлого опыта  является изменение самих представлений.
  Преобразование  представления может происходить  непроизвольно в ходе воспроизведения. Так, например, может происходить упрощение образов действительности за счет исключения непонятных его элементов. Такое непроизвольное преобразование обусловливается особенностями опыта.
  Какого  же рода преобразования представлений  доступны младшему школьнику?
  Прежде  всего возможно преобразование образов  действительности по содержанию и по форме.
  Преобразование  образов действительности по содержанию и по форме означает изменение их в отношении к реальным объектам. В одних случаях подобные преобразования сводятся к тому, что представления о реальных предметах преобразуются путем частичного изменения различных его признаков, относящихся к свойствам или качествам этого предмета. Например, уменьшение или увеличение этого предмета, изменение его цвета, формы, изменение места и времени действия, отчего представление о предмете не лишается своего реального содержания, а изменяется только по форме.
  В других случаях представления подвергаются таким изменениям, когда они и по форме, и по содержанию становятся новыми образами, образами таких предметов, каких не существует в реальной действительности, но их существование возможно в силу законов развития реального мира и в результате человеческого труда.
  Младшему  школьнику свойствен в основном первый способ преобразования представлений, по форме, в силу которого представления  о предметах реального мира не лишаются своего реального содержания, а изменяются только по форме. Например, частым приемом преобразования представления является смещение величины: «миллиард миллиардов лет», «мальчик с пальчик» и пр.
  В создании нового образа возможны два  следующих хода:
  1) от конкретного к общему; 2) от  общего к конкретному.
  В первом случае непосредственные впечатления, восприятия и наглядные представления связываются с общими представлениями, понятиями и в результате приобретают обобщенный характер.
  Во  втором случае началом процесса является общая идея, замысел, которые ведут к определенному отбору наглядных представлений, впечатлений и к их преобразованию также в определенном направлении.
  Первый  способ преобразования представлений, как наиболее доступный для детей, чаще наблюдается у младших школьников. Второй — у старших, имеющих творческий опыт.
  Одним из необходимейших моментов создания нового образа воображения является соединение элементов, имевшихся в прежнем опыте, в новое образование.
  Создание  нового образа из отдельных элементов  доступно младшему школьнику, но затруднено. Соединение разнообразных элементов в новое целое предполагает необходимость трансформации известного старого в соответствующую новую образную ситуацию и вытекающую отсюда подгонку деталей друг к другу, синтезирование их. В силу особенностей самих представлений у детей младшего школьного возраста (их связанности с воспринимаемой ситуацией, некоторой косностью, статичностью) трансформирование старого в новую образную ситуацию, синтезирование элементов в единое целое совершается неточно, не вполне соответствует новой образной ситуации. Неточность трансформирования и синтезирования сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста, немного уменьшается с возрастом, но не исчезает. Неточность эта выражается в том, что последовательность соединения частей в новое целое совершается не в соответствии с новой образной ситуацией, а в соответствии с имеющимися жизненными знаниями.
  Неумение  трансформировать известное старое в соответствии с новой образной ситуацией делает возможным наличие элементов простого обычного воспроизведения в процессах воображения у детей I класса.
  У детей II—III классов значительно улучшается синтезирование признаков при создании образа, что приводит к значительному улучшению качества образов.
 Это сопровождается освобождением от элементов  воспроизведения, воображение приобретает собственно преобразующий характер. Представления, которыми оперирует ребенок, как бы эмансипируются от той непосредственной ситуации, в которой они воспринимались.
  К концу младшего школьного возраста воображение уже опирается на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью.
1.4. Концепция Н.А.Терентьевой
  Ценность  творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе  творчества. А разве  повышенную впечатлительность младших школьников, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, действенность, продуктивность эмоциональных переживаний — нельзя рассматривать как особую форму творчества?
  Что же такое творческий потенциал личности? Это — чувство нового, система знаний, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека (не только художественная), это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями.
  Продуктивное  воображение — это и способность гибко сочетать и комбинировать художественный материал, что, естественно, находится в зависимости от эрудиции, темперамента человека.
  Для творческого, полноценного восприятия ученику, разумеется, необходимо иметь хорошо развитое логическое мышление.
  Восприятие  произведений искусства как сотворчество того или иного ученика может состояться лишь в случае гармоничного взаимодействия воображения, чувства, мышления. Не случайно поэтому в последние годы усилия многих методистов нацелены на поиски оптимальных путей развития и воображения, и чувств, и мышления учащихся.
        К определяющим принципам  занятий творческого типа мы относим следующие:
  1. Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умение вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этическим содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.
  Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства служит основой для самостоятельного художественного творчества школьников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка становится важнейшим условием для формирования художественно развитой, творческой личности.
2. Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия.
  Именно  образное мышление оптимизирует у ребенка  понимание эстетической многомерности окружающей действительности, стимулирует творческий поиск для нового, неординарного решения жизненных проблем.
  3. Создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия.
  Способность к творчеству может развиваться только в созидательной атмосфере, предполагающей возможности свободной инициативы, самостоятельности, нацеленной на рождение нового и оригинального, а не на повторение и копирование. Развитие ценностного отношения к процессу поиска, пробы сил представляет собой одну из важнейших задач в формировании установки на творчество. Школьник должен чувствовать необходимость общения посредством своего творчества с другими людьми.
  4. Воспитание навыков импровизации как основы для формирования  художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
  Образное  мышление развивается во многом на основе импровизационного творчества. Импровизация — это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая в конечном итоге ведет к творческому созиданию.
  5. Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для  пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности.
Как известно, образное мышление, связанное с импровизационным характером творческого самораскрытия, по своей сути является синкретическим. Именно принцип художественного синтезирования становится одним из важнейших условий творческой деятельности, на основе которого и можно подвести школьника к пониманию многомерности самого художественного образа.
6. Развитие  навыков художественного обобщения  как основы для целостного восприятия искусства.
  Специфика художественных обобщений заключается прежде всего в том, что исходным пунктом, основным материалом для него является побудительная сила эмоции, непосредственно активизирующая воображение. Художественные обобщения осуществляются на основе эмоционального синтеза прошлых аффективных следов.
7. Создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности…
8. Формирование  у школьников основ художественных  знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.
1.4.1. Импровизация – первооснова художественного творчества детей
Особую  роль в творческой деятельности человека играет воображение, занимающее в аппарате творчества главенствующую роль
  Психология  и педагогика художественного творчества предполагают два пути управления воображением: воздействуя на сознание прямо и воздействуя косвенно, в зависимости от типа воображения и возраста учащегося. Реальные жизненные представления, преобразованные и обогащенные воображением человека, позволяют выдумывать фантастические сюжеты, изображать события отдаленного прошлого, создавать произведения современности и будущего планеты.
  Импровизация  и является той важной основой  для формирования из буйной детской фантазии зрелого творческого мышления, способом открывать в себе и других людях новое, непредвиденное.
Мы рассматриваем  импровизацию в нескольких аспектах:
  а) импровизация — самая доступная для детей игровая форма отражения действительности, в которой непосредственная эмоциональная реакция составляет суть высказывания; аналитическое начало, особенно необходимое в завершенном законченном сочинении, еще не играет существенной роли.  «Четырехлетний ребенок создает свои экспромты на бегу»,— замечает И.Глюцер в книге «Дети пишут стихи». Но и в более старшем возрасте дети создают свои творения «в один прием» (по выражению Л.С.Выготского). В импровизации случайные находки, неожиданные повороты, встречающиеся на пути потока «мыслей и чувств», приобретают особую ценность. Можно сказать, что для импровизации характерна «эстетизация случайности», в импровизации, особенно детской, главными побудителями к самовыражению являются эмоции и интуиция, в то время как в зрелом музыкальном, литературном и изобразительном произведении значительную роль играет рациональное начало;
б) импровизация как форма продуктивной художественной деятельности, в которой носителем содержания является сам деятельный процесс, органичный для самовыражения младших школьников.
  в) импровизация как экспериментальный вариативный подход к интерпретации художественных произведений.
1.4.2. Условия проявления импровизации
  Особенность педагогики искусства заключается  в том, что творчеству научить нельзя, но можно создать условия для пробуждения, активизации у учащихся творческих импульсов для познания радости творчества, проявляющейся прежде всего в самой доступной для детей форме элементарной импровизации. Эти условия являются результатом совместной деятельности учителя и школьника, личностного общения учащихся с педагогом.
В процессе разработки комплекса педагогических воздействий, направленных на формирование эвристических способностей младших школьников, необходимо исходить из возможностей не педагога, а ребенка, из тех положительных качеств, которые проявляют дети в юном возрасте. Детям присущ ряд уникальных личностных особенностей, в частности:
1. Постоянная готовность к деятельности.
  Это качество обязательно надо сохранить  и приумножить, чтобы потом не формировать его заново, ведь без этой готовности к деятельности не может быть и самой деятельности, а тем более творческой активности. Таким образом, комплекс педагогических воздействий должен быть направлен в самом начале на сохранение и целенаправленное использование данного качества. Безделье для ребенка этого возраста противоестественно и утомительно, он охотно включается в разнообразные виды деятельности. В дальнейшем усилия педагога целесообразно устремить на создание условий для перерастания спонтанной устремленности ребенка к действию в потребность самоотдачи, в активную установку на самостоятельное творчество.
2. Высокая активность, работоспособность.
  Ребенок — человек действия. Он не ждет каких-либо распоряжений для этого разъяснения, а, пусть хаотично, без плана, но действует; проблемные ситуации призваны всемерно оптимизировать его работоспособность. Комплекс педагогических воздействий должен упорядочивать эту активность целенаправленностью, ясностью задач, стимулировать устремленность к деятельности на основе способности радоваться непосредственному участию в созидательном труде.
3. Неординарность мышления и восприятия.
Это очень  ценное качество, которое прежде всего  является залогом продуктивного решения задач, поставленных перед человеком. Нешаблонность мышления и восприятия ребенка происходит от того, что он не знает о существовании общепринятых решений, запретных путей, поэтому и находит свои варианты. Дети делают «открытия», и наша педагогическая задача — не стоять на пути этих «открытий», как «вещателей истины», а быть соучастниками в процессе творческого сотрудничества. Учитель обязательно выступает организатором дружеской атмосферы общения на уроке, которая не замыкает ребенка в себе, а, наоборот, раскрепощает его от обязанностей мыслить в пределах каких-либо правил, норм. Для выявления и развития творческой активности школьнику должна быть предоставлена свобода действий.
4. Вера в собственные силы.
Без этого  качества не может состояться творческая активность как процесс. Неуверенность в себе отбивает охоту к деятельности. Очень часто родители, а затем и педагоги нивелируют у школьника веру в себя своими предупредительными действиями, некорректным акцентированием присущих ему возрастных недостатков. В результате ребенок теряет уверенность в себе, инициативность. В связи с этим мы не должны забывать, что продуктивность учащегося обусловлена прежде всего отношением к нему преподавателя, его убежденностью в потенциальном творческом начале каждого школьника.
5. Непосредственность и эмоциональность восприятия.
  С полной уверенностью можно сказать, что это качество есть у детей с раннего возраста. В отличие от взрослых, дети умеют и всегда готовы сопереживать полюбившимся героям. Без этого качества не может быть ни полноценного восприятия искусства, ни художественного творчества.
  Задача  педагога — не только сохранить  столь ценные особенности детской психики, но и создать условия для их расцвета.
  Одним из важных условий проявления творческой активности учащихся является ориентировка на игровое творчество.
Надо  учитывать, что дети младшего школьного  возраста относятся к произведению искусства, как к сценарию игры, в  которой они сами принимают участие в роли полюбившегося героя и в воображении действуют вместе с ним. При этом ребенок и не догадывается, что его симпатии и антипатии по отношению к персонажам заданы автором. В играх, и прежде всего в ролевых играх коренятся психологические предпосылки развития художественных способностей младших школьников.
 


1.5. Концепция Л.М.Фридман,  И.Ю.Кулагиной
1.5.1. Воображение
      Широко  распространенное представление о  том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что воображение начинает развиваться раньше отвлеченного мышления и его удельный вес в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всем том воображение у ребенка слабее, чем у взрослого. Видимое богатство детской фантазии является в действительности  по большей  части  скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы его воображения. Cобственно творческие и даже комбинаторные моменты в нем сначала не столь значительны. Они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка.
В процессе обучения воображение выполняет  двоякую функцию. Оно является, во-первых, существенной предпосылкой для усвоения знаний, требующих умения представить себе конкретную ситуацию, которую ребенок не может воспринять непосредственно. И, во-вторых, воображение является существенной предпосылкой эстетического воспитания.
  Существенной  предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения является расширение и обогащение опыта учащегося.
  Образы  воображения.
  Образы  воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Эти образы должны предвосхищать в известном смысле результаты деятельности или служить средством разрешения определенных умственных задач. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная  информация  о нем, и составляет главный момент творческого воображения.
  Сознание  может конструировать новые идеальные  объекты, которые еще не имеют своего конкретного прообраза в объективном мире. Без способности к созданию таких образов творческое мышление было бы невозможно.
  Познавательные  образы можно подразделить на: 1) чувственно-наглядные и 2) рациональные (понятийные) образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные непосредственно органам чувств.
  Вместе  с тем не существует каких-либо чувственных  элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения. Поэтому понятия «чувственное познание», «чувственный образ»— это научно-теоретические абстракции, в которых выделена только одна сторона сложного процесса переработки информации.
  Действие  и формирование образов.
  Связь образов с действиями и операциями прослеживается по нескольким линиям. Во-первых, действия являются средством формирования образов. Ни один образ, ни чувственный, ни абстрактный, не может быть получен без соответствующего действия субъекта. Образ всегда есть результат, продукт определенных действий. Восприятие как чувственный образ — результат действия восприятия. Понятие — продукт мыслительных действий и т. д. Во-вторых, операции составляют психологический механизм образов. Актуализация образа, восстановление его субъектом — это всегда выполнение им (пусть мгновенное) тех операций, которые лежат в основе образа. Наконец, использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то или иное действие.
  Таким образом, хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию. Образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство действий.
Мечта
     Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. В школе детское воображение становится важной предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания. Ученик представляет себе ситуации, с которыми он не, сталкивался в собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, что способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления.
1.6. Вывод по первой  главе
Таким образом, у человека можно различать  два вида деятельности: воссоздающий и творческий. Л.С.Выготский только творческий вид деятельности называет воображением, но, чаще принято воображение делить на воссоздающее и творческое.
  Творчество  является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.
  Воображение ребенка формируется под влиянием воздействий внешней среды, выполняемой ребенком деятельности, условий жизни и воспитания.
  Всякое  создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. В связи с бедностью опыта ребёнка воображение его также беднее, чем у взрослого.
  Воображение у детей старшего дошкольного  возраста более организовано и целенаправленно, чем у младших детей. Это связано  с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.
  Игра, рисование, конструктивно-строительная деятельность — эффективные средства развития воображения детей
  С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний,
Но при  всем том воображение у ребенка слабее, чем у взрослого.
  Существенной  предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения является расширение и обогащение опыта учащегося.
  Механизм  творческого воображения: сначала  происходит накопление материала, затем  переработка этого материала. Переработка заключается в разбиении накопленного материала на части, изменении, преобразовании этих частей, а затем объединении их.
  Для младшего школьного возраста возможно преобразование образов действительности по содержанию и по форме. Например, уменьшение или увеличение этого предмета, изменение его цвета, формы, изменение места и времени действия, отчего представление о предмете не лишается своего реального содержания, а изменяется только по форме.
  Для акта творчества в равной мере необходимы интеллектуальный и эмоциональный факторы. (Эмоциональный, так как всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству.)
  В процессе разработки комплекса педагогических воздействий, направленных на формирование эвристических способностей младших школьников, необходимо исходить из возможностей ребенка. Детям присущ ряд уникальных личностных особенностей, в частности:
1. Постоянная готовность к деятельности.
2. Высокая активность, работоспособность.
3. Неординарность мышления и восприятия. (Нешаблонность мышления и восприятия ребенка происходит от того, что он не знает о существовании общепринятых решений)
4. Вера в собственные силы.
5. Непосредственность и эмоциональность восприятия. (Очень часто родители, а затем и педагоги нивелируют у школьника веру в себя своими предупредительными действиями)
Воображение играет огромную роль в общем развитии личности учащегося.
 

Глава 2. Особенности  и специфика дизайн деятельности младшего школьника в области  конструирования игрушек.
2.1. Дизайн
2.1.1. О специфике искусства дизайнера
     Характер  изображения зависит от материала, в котором воплощается художественная идея. Однако материал не ограничивает художника-дизайнера в поисках  того или иного композиционного  или цветового решения здесь возможна свобода реализации авторского замысла.
      Как правило, материал не существует сам  по себе, он может быть преобразован в предмет практического назначения. Если вы захотите как-то украсить или  оформить эти предметы, вам придётся учитывать не только материал, но и предмет, который изготовлен из этого материала.
      Кроме того, дизайнер должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту  и выразительные свойства различных материалов.
      Чтобы развить в себе творческое воображение, лучше всего начать с небольших  композиционных форм.
О художественном воображении
     Особенно  большую роль играет воображение  в искусстве: каким бы видом художественного  творчества ни занимался человек, воображение помогает ему мысленно представить результаты своего труда, принять правильное решение по реализации задуманного.
      Прежде  чем приступить к практическому  исполнению, необходимо сперва поразмыслить и решить. Что можно извлечь  из имеющегося материала, как его использовать, дабы не получилось примитивной наглядной информации. В конечном итоге вам нужно создать образ темы, который вызвал бы у зрителя определённый эмоциональный отклик. В этом и поможет вам воображение. Вы должны «увидеть» в своём изображении законченное произведение во всей целостности и представить главные детали, а затем закрепить это в эскизах. Итак, творческое воображение помогает заранее представить цель своего труда и создать образ темы.
      Работая над одной и той же темой, используя один и тот же материал, два дизайнера обязательно создадут различные композиции, ибо каждый из них по-своему «увидит» образ темы.
      Прежде  всего вы должны воспринимать действительность, чувствовать красоту окружающих вас предметов, явлений природы и т.п.
      Художник-дизайнер должен заранее предусмотреть результат  своего творчества, то есть увидеть  то, чего пока нет, - представить и  вообразить. Представление является наиболее существенным элементом воображения.
      Совсем  необязательно включать в композицию много элементов, можно её построить, изобразив минимум деталей, и чем их будет меньше, тем следует более усилить их характерность, типичность.
Композиция  непредметных форм.
     Реализуя  свой замысел, дизайнер большое значение придаёт форме, характер которой зависит от цели творчества. Комбинации различных форм и различных цветовых сочетаний могут изображать группу реальных предметов, но могут выражать и настроение или ассоциацию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.