На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства  РФ
ФГБОУ ВПО Орловский  государственный  аграрный университет
Экономический факультет
Институт  профессиональной переподготовки и повышения квалификации 
 
 

Курсовая  работа
на  тему:
  «Организация бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах» 

                      Выполнил:
                      Студент 3-го курса
                      Группы  Б-301(1)
                      Заикин  В.В.
                      Проверил:
                      Гуляев  Н.С. 

Орел 2011
Содержание 

Введение 3
1. Теоретико-методические  основы организации  бухгалтерского учета  в крестьянских (фермерских) хозяйствах 6
1.1 Крестьянское (фермерское) хозяйство как  объект бухгалтерского  учета 6
1.2 Потребность и  обязательность ведения  учета 8
1.3 Учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах по  методикам, предлагаемым  различными авторами 10
2 Особенности ведения  учета в фермерских  хозяйствах 14
2.1 Основные положения  по учету в крестьянских (фермерских) хозяйствах 14
2.2 Учет имущества  крестьянского (фермерского)  хозяйства 16
2.3 Учет трудового  участия 21
2.4 Учет денежных  средств и расчетных  операций 22
2.5 Учет доходов и  расходов 23
3 Налогообложение  и государственное  регулирование 26
3.1 Налогообложение  крестьянских (фермерских) хозяйств 26
3.2 Значение крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК 29
3.3 Государственное  регулирование 30
4 Совершенствование  методики бухгалтерского  учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах 33
Заключение 41
Список  литературы 43 

Введение

     Становление многоукладной экономики и развитие рыночных отношений в России в  начале девяностых годов прошлого века, а также реформирование всех отраслей материального производства и изменение  законодательства вызвали появление  большого многообразия форм собственности  и хозяйствования. Результатом реформ в агропромышленном комплексе явилось  создание качественно нового сектора  сельхозпроизводства – крестьянского (фермерского) хозяйства (далее –  КФХ).
     Однако, условия существования нового для  российской экономики уклада не были достаточно детально урегулированы  изменившимся законодательством. Отраслевая специфика, необходимость быстро реагировать  на постоянно меняющиеся условия  функционирования КФХ, отсутствие в  законодательстве нормативных актов, регламентирующих ведение  бухгалтерского учета у этого типа сельскохозяйственных товаропроизводителей – обуславливают  особую актуальность разработки и внедрения  единой универсальной модели учета  в них.
     Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ индивидуальные предприниматели, которыми являются и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, а обязываются вести только учет для целей налогообложения. Но бухгалтерский учет в фермерских хозяйствах необходимо вести в первую очередь для: обеспечения эффективности работы хозяйства; расчета налоговой базы по различным видам налогов; кредитования; планирования им своей производственной деятельности; получения информации об имеющемся в хозяйстве имуществе, затратах, объемах производства продукции и поступлениях доходов от реализации; статистического учета и отчетности; представления в государственные учреждения информации о результатах производственно-хозяйственной деятельности; учета выращенной продукции; ведения расчетов с членами хозяйства и третьими лицами; анализа результатов деятельности; контроля состояния и движения хозяйственных средств, их источников, сохранности собственности КФХ; предупреждения возможных диспропорций в их производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
     Специфичность рассматриваемой формы хозяйствования, несовершенство законодательной базы в части правового статуса  самого крестьянского (фермерского) хозяйства  и его членов, имущества, распределения  доходов создают дополнительные сложности в выборе форм и методов  ведения учета, которые зависят  от масштабов производства и вида деятельности.
     В связи с этим назрела острая потребность  в изучении действующих методик  бухгалтерского учета в КФХ и  разработке модели ведения упрощенного  бухгалтерского учета в них, включающей методические рекомендации и формы  регистров по учету земельных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов применительно  к современным требованиям учета  и налогообложения. Вышесказанное  определяет актуальность темы курсовой работы, ее научное и практическое значение.
     Цель  и задачи работы состоят в обосновании возможностей и направлений развития концепции бухгалтерского учета крестьянских (фермерских) хозяйств как составляющей организационно-экономических методов управления, обеспечивающих эффективность и устойчивость развития.
     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
    исследовать правовые и экономические предпосылки функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств;
    оценить существующее нормативное и методическое обеспечение учета и отчетности в КФХ;
    провести мониторинг действующих методических и практических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
    обосновать теоретические положения и определить основные направления развития бухгалтерского учета в КФХ;
    определить направления совершенствования действующей системы учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
    сформулировать новые научные и практические рекомендации по совершенствованию методики бухгалтерского и налогового учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
    установить предпосылки и обосновать необходимость разработки модели упрощенного бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах;
    разработать модель упрощенного бухгалтерского учета в КФХ и предложить рекомендации по ее практическому применению.
     Предметом является совокупность теоретических, методических и практических основ развития и организации бухгалтерского учета и отчетности в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Объектом исследования выступили фермерские хозяйства Орловской области.

1. Теоретико-методические  основы организации  бухгалтерского учета  в крестьянских (фермерских) хозяйствах

     1.1 Крестьянское (фермерское) хозяйство как  объект бухгалтерского  учета

     Становление многоукладной экономики и развитие рыночных отношений в нашей стране вызвали появление большого многообразия форм собственности и хозяйствования. В аграрном секторе появились  такие специфические формы хозяйствования как крестьянские (фермерские) хозяйства. Крестьянские (фермерские) хозяйства—частные  сельскохозяйственные предприятия  на собственной или арендованной земле. Они получили значительное развитие в сельскохозяйственном производстве за последние годы.
     Крестьянское (фермерское) хозяйство – организационно-правовая форма коммерческой деятельности объединения  граждан, либо одного лица. Как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная форма аграрного предпринимательства фермерское хозяйство характеризуется следующими признаками:
     - представляет собой сумму трех  компонентов: имущественного комплекса,  земельного участка и граждан,  объединяющихся для осуществления  сельскохозяйственной и связанной  с ней иной деятельности;
     - выступает в качестве односубъектного  формирования, то есть самостоятельно  хозяйствующего субъекта, имеющего  права и обязанности;
     - является субъектом предпринимательской  деятельности, права и обязанности  которого закреплены в законе.
     Можно говорить о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство (далее КФХ) как  объект исследования и, соответственно, учета представляет собой сложный  хозяйственный объект со специфическим  имущественным комплексом, трудовыми  взаимоотношениями, распределением доходов  на коммерческие и потребительские  цели, системой льгот и субсидий. Кроме того, необходимо учитывать  особенности, присущие сельскохозяйственному  производству и оказывающие существенное влияние на организацию формирования информации в рамках бухгалтерского учета в КФХ.
     Многообразие  и взаимосвязь хозяйственных  процессов требуют от фермерских хозяйств информации о наличии и  движении собственных средств, источниках финансирования, состоянии обязательств, чтобы иметь возможность эффективно и оперативно реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. Прозрачная и доступная информация о положении хозяйства позволит своевременно выявлять существенные недостатки в процессе производства и оперативно устранять их, сравнивать результаты собственной финансово-хозяйственной  деятельности с результатами других субъектов аграрного бизнеса. Это  обусловливает необходимость применения эффективной системы ведения  учета хозяйственных и финансовых операций, бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, необходима такая  система учета, которая позволила  бы сблизить учет у мелких хозяйств и крупных сельскохозяйственных предприятий, чтобы сделать более  сопоставимой предоставляемую этим учетом информацию.
     Согласно  нормативным актам глава КФХ  выбирает формы организации и  методы ведения бухгалтерского учета, определяет технологию обработки учетной  информации. В зависимости от правового  статуса, размеров производства, вида деятельности и выбранной системы  налогообложения крестьянские (фермерские) хозяйства могут вести учет по простой или упрощенной двойной  системе, используя при этом положения  бухгалтерского учета, являющиеся общими для всех сельскохозяйственных формирований, независимо от применяемой системы  учета. Важными моментами организации  учета в крестьянских хозяйствах являются подбор и ведение учетных  регистров. КФХ могут применять  формы регистров как общепринятые, так и построенные по простому принципу записей «приход – расход – остаток», упрощенные, а также  разработанные самостоятельно.
     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что создание эффективной  системы бухгалтерского учета для  фермерских хозяйств остается на сегодняшний  момент острой насущной проблемой.

1.2 Потребность и  обязательность ведения  учета

     Для обеспечения эффективности работы крестьянского (фермерского) хозяйства  независимо от правового статуса, предупреждения возможных диспропорций в его  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности, анализа и  контроля за состоянием и движением  хозяйственных средств, сохранностью собственности крестьянина (фермера) необходима учетная информация. Поэтому  крестьянские (фермерские) хозяйства  нуждаются в ведении бухгалтерского учета. Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства как хозяйствующие (экономические) субъекты предпринимательства являются плательщиками отдельных налогов  и обязаны вести налоговый  учет, составлять и передавать в  органы Государственной налоговой  инспекции отчетность в порядке  и по формам, установленным законодательством.
     У крестьянских (фермерских) хозяйств очень  часто возникает необходимость  в учете наличия и использования  земельных участков, зданий, машин, оборудования, животных и других основных средств, сельскохозяйственной продукции, покупных товарно-материальных запасов, денежных средств, расчетов с членами  коллектива, другими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и кооперативами, ассоциациями, с разными предприятиями, организациями и отдельными лицами, а также собственных доходов  и расходов. Крестьянские (фермерские) хозяйства, как правило, ведут учет собственными силами. Не исключено  при этом, что руководствуясь целесообразностью, учетные функции могут передаваться ассоциациям крестьянских (фермерских) хозяйств или аудиторским и другим организациям на договорной основе.
     В крестьянском (фермерском) хозяйстве  учет своей хозяйственной деятельности осуществляет глава хозяйства или  один из его членов, обладающий необходимыми навыками по этому виду трудовой деятельности. Не исключено, что для выполнения учетных работ, особенно при применении двойной системы учета, могут  привлекаться специалисты со стороны.
     Учетная деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве затрагивает в том  или ином объеме вопросы состояния  и изменения имущества, материалов и продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Объем и степень точности учетной информации во многом определяется целями хозяйствования, производственной необходимостью и экономической целесообразностью.
     Значение  и необходимость учета в крестьянском (фермерском) хозяйстве обусловливается, с одной стороны, потребностью в  информации об имеющемся в хозяйстве  имуществе, затратах, объемах производства продукции и поступлениях выручки  от реализации продукции, работ, услуг, а с другой стороны, обязанностью представления в государственные  учреждения информации о результатах  производственно-хозяйственной деятельности. Глава хозяйства несет установленную  законодательством ответственность  за искажение государственной отчетности. Следовательно, ведение учета для  главы фермерского хозяйства  является делом не добровольным, а  обязательным [статья 23 Закона "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве"].
     Таким образом, учет—это неотъемлемая и обязательная функциональная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечивающая в то же время и контроль за производством, наличием и использованием материальных, трудовых и денежных средств. Поэтому  главе хозяйства или другому  лицу, осуществляющему учет, необходимо:
     обязательно определять экономическую целесообразность и выгодность того или иного хозяйственного действия прежде, чем приступить к  его реализации; уметь правильно  в момент совершения хозяйственной  операции (сделки) составлять первичные  документы и ежедневно и аккуратно  вести записи в соответствующих  книгах, журналах, на отдельных листах о свершенных за день хозяйственных  операциях (сделках) на основании оформленных  документов.
     Чтобы добиться объективной оценки состояния  хозяйства и строгого учета всех хозяйственных процессов, в крестьянском (фермерском) хозяйстве необходимо должным образом наладить весь учетный  процесс.

1.3 Учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах по  методикам, предлагаемым  различными авторами

     Решением  проблемы создания эффективной системы бухгалтерского учета для КФХ с момента их законодательного утверждения в качестве субъекта гражданских правоотношений занимались различные государственные ведомства и ученые. Ныне имеется несколько вариантов организации бухгалтерского учета в крестьянских хозяйствах. Так, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с учеными Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева разработаны и опубликованы в 2005 году Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые устанавливают общие подходы к организации учета, а выбор конкретного варианта его ведения оставляют за хозяйством.
     На  основе униграфической и диграфической  систем бухгалтерского учета Рекомендации предлагают несколько вариантов  его организации. Униграфическая система  включает: сокращенное простое счетоводство, полное простое счетоводство, простое  счетоводство с элементами двойной  записи (расширенное простое счетоводство, расширенное простое счетоводство с элементами двойного счетоводства). В диграфической системе различают  упрощенное двойное счетоводство, полное двойное счетоводство.
     На  наш взгляд, основными недостатками предлагаемой Методическими рекомендациями системы бухгалтерского учета являются: предложение большого количества вариантов  ведения учета в КФХ, затрудняющих выбор и адаптацию этих форм к  каждому конкретному хозяйству; ориентация учета на организации  с конечным итогом учета – составление  баланса, который не является необходимым  для индивидуальных предпринимателей – глав крестьянских (фермерских) хозяйств; получение большого количества итоговых данных только по результатам инвентаризации, а не на основе данных текущего учета. Многообразие вариантов ведения  учета, громоздкость и объемность регистров, отсутствие определенных критериев, которыми необходимо руководствоваться при  отнесении фермерского хозяйства к той или иной категории при выборе соответствующего варианта счетоводства – не приводит к упрощению учета.
     Не  решают этих проблем и Типовые  рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 года №64н и предназначенные  для всех субъектов малого бизнеса, являющихся юридическими лицами, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных  организаций). Согласно этому источнику  предприятие в соответствии с  принятой учетной политикой утверждает рабочий План счетов, формы первичных  учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов  имущества и обязательств, правила  документооборота и технологию обработки  учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, а также  другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета. Упрощенный учет малым предприятиям предлагается вести по простой форме (без использования регистров  учета имущества), либо по форме бухгалтерского учета с использованием регистров  учета имущества.
     По  нашему мнению, при разработке типовых  рекомендаций авторы ориентировались  на субъекты малого бизнеса, не относящиеся  к сельскохозяйственному производству. Поэтому не представляется целесообразным применять для организации и  ведения бухгалтерского учета в  КФХ сложные универсальные регистры, которые не учитывают специфических  особенностей правового существования хозяйств и отраслевых особенностей сельского хозяйства, а также не соответствуют официально действующему плану счетов.
     Наиболее  адаптированными к потребностям учета являются разработанные в 1991 году Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский  фермер» рекомендации, согласно которым  небольшим по размерам земельных  участков и объему реализации сельскохозяйственной продукции фермерским хозяйствам c учетом их особого статуса было предложено вести упрощенный учет способом простой «однократной записи», не применяя счета бухгалтерского учета и метод двойной записи, по принципу «приход-расход». Для этого рекомендованы следующие регистры:
     1. Книга учета имущества крестьянского  (фермерского) хозяйства (форма  N 1-кх);
     2. Книга учета продукции и материалов (форма N 2-кх);
     3. Книга учета труда (форма N 3-кх);
     4. Журнал учета хозяйственных операций (форма N 4-кх);
     5. Ведомость финансовых результатов  (форма N 5-кх).
     Однако, в связи с изменениями в  налоговом и трудовом законодательстве, законодательстве по бухгалтерскому учету, произошедшими с момента утверждения  рекомендаций, некоторые из предлагаемых регистров учета утратили свою актуальность. К недостаткам можно также  отнести сложность и громоздкость отдельных учетных форм, некорректность формулировок показателей некоторых  граф; непрозрачность учета в них. Несмотря на это, по нашему мнению, именно данный источник, по сути, был и остаётся до сих пор единственным удобным, емким и простым способом ведения  учета в фермерских хозяйствах.
     Разработки  Фонда «Российский фермер», существующие иные методы учета и налогообложения  обобщены в пособии по ведению  бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах Сёмина А.Н. и  Селивановой Г.П. Авторы рассматривают  упрощенную форму учета по двойной  системе (принцип двойной записи), упрощенный учет по простой форме (принцип  «приход-расход»), журнально-ордерную форму учета. Право выбора формы  организации и ведения бухгалтерского учета по двойной системе или  по простой системе остается за крестьянскими  хозяйствами. Предлагаемая в пособии  организация учета по журнально-ордерной форме, по нашему мнению, есть элементарное изложение общеизвестных истин  без адаптации ее регистров к  особенностям фермерских хозяйств. Недостатками предлагаемых в пособии учетных  форм являются излишняя сложность и  громоздкость некоторых регистров, некорректность формулировок отдельных  показателей. Отсутствие граф, учитывающих  движение основных и оборотных средств  не дает возможности отслеживать  текущие остатки имущества. Учет сельскохозяйственных животных и птицы непрозрачен, так как движение отражается в одном регистре, а остатки – в другом.
     На  основе критического анализа, проведенного автором, можно сделать вывод  о том, что все перечисленные  и иные действующие в настоящее  время методики и рекомендации по ведению учета в КФХ предлагают сходные по принципу постановки, но различные по степени упрощенности варианты. Различаются варианты и  по возможности формирования аналитической  и синтетической информации, по уровню контрольной и управленческой функций  учета, по иным параметрам. В качестве общих недостатков можно отметить то, что формы и регистры учета  не отражают в достаточной мере все  многообразие особенностей деятельности этих субъектов сельского предпринимательства  и потребностей бухгалтерского учета  в них, потому что не учитывают  разнообразие юридических форм их существования (юридические лица и индивидуальные предприниматели); размер действующих  хозяйств (от созданных на базе одного или даже части земельного пая  до хозяйств с размерами используемых земельных площадей различных форм собственности, владения и пользования  в несколько тысяч гектаров); способ организации и ведения учета. Многие методики потеряли актуальность в связи с динамичным изменением как специального, так и отраслевого  законодательства.

2 Особенности ведения  учета в фермерских  хозяйствах

2.1 Основные положения  по учету в крестьянских (фермерских) хозяйствах

     Крестьянские (фермерские) хозяйства могут вести  учет по простой или упрощенной двойной  системе. При двойной системе  каждая хозяйственная операция отражается по дебету и кредиту корреспондирующих  счетов. При простой системе корреспонденция  счетов не применяется и записи производят в книгах по принципу: приход -расход, затраты - доходы и т. п. Выбор варианта ведения учета определяется главой хозяйства и зависимости от размера  хозяйства и экономической целесообразности. При этом двойную систему учета  целесообразно использовать в хозяйствах с земельной площадью свыше 50 га или размерами годовых валовых  денежных поступлений от реализации продукции (работ, услуг) и прочих поступлений  свыше 1000 минимальных месячных оплат  труда.
     Для оформления хозяйственных операций в крестьянском (фермерском) хозяйстве  могут использоваться различные  формы учетных документов, состав которых несколько различен для  хозяйств, осуществляющих учет по простой  и по двойной системе, но определенная их часть может применяться во всех хозяйствах.
     Так, едиными для всех хозяйств являются формы денежных, расчетных и товарно-транспортных документов внешнего использования, в  частности: счет-фактура (ф. № 868) - по расчетам с поставщиками и другими организациями;
     платежное поручение (ф. № 041060) -для перечисления средств с расчетного счета в  банке на счет поставщика или иной организации, перед которой хозяйство  имеет задолженность (страховой  организации, в бюджет, во внебюджетные фонды и т. п.); платежное требование-поручение (ф. № 0401040) - для взыскания средств  с плательщика; заявление на аккредитив (ф. №0401005) - в случае использования  поставщиком для гарантированности  платежа аккредитивной формы  расчетов; денежные чеки (сброшюрованные в чековые книжки) -для получения  наличных денег в банке со счета  хозяйства; расчетные чеки - для расчетов с поставщиками и другими организациями; объявление на взнос наличными (ф.№ 04020010), на основании которого хозяйство вносит наличные деньги, превышающие установленный лимит хранения денег в кассе, в банк для зачисления на свой расчетный счет; товарно-транспортные накладные на отправку-приемку продукции на хлебоприемные пункты, заготовительные организации, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.
     Таким образом, расчетные и денежные операции оформляются на типовых денежных и расчетных документах.
     В отдельных случаях для оформления хозяйственных операций могут использоваться накладные, акты, расписки и другие аналогичные документы внутрихозяйственного назначения. В крестьянских (фермерских) хозяйствах могут применяться также  формы специализированных первичных  документов, применяемые сельскохозяйственными  предприятиями, например: табель учета  использования рабочего времени (ф. № 140-АПК) - для учета выхода на работу и отработанного времени; расчетно-платежная  ведомость (ф. № 141-АПК) - для производства расчетов по оплате труда и др.
     Состав  применяемых учетных документов внутрихозяйственного использования, а также учетные регистры могут  существенно отличаться в силу того, что в хозяйствах при двойной  системе учета записи в учетные  регистры производятся только на основании  первичных документов, в то время  как при простой системе учета  по многим хозяйственным операциям  записи в учетные регистры могут  производиться и без составления  документов.
     Документы должны составляться чернилами, шариковой  ручкой, на пишущей машинке или  при помощи ЭВМ В учетные регистры (книги, ведомости) записи могут производиться  от руки чернилами или шариковой  ручкой. Ошибки, допущенные в документах или учетных регистрах, могут  быть исправлены путем зачеркивания неправильной записи так, чтобы ее можно  было прочитать, и написания над  зачеркнутой правильной записи. В  денежных документах исправления не допускаются.
     Документы следует хранить по назначению в  папках, подшитыми в календарной  последовательности составления, для  того, чтобы при необходимости  их можно было быстро отыскать. Срок хранения большей части документов и учетных регистров - 5 лет, после чего они могут быть уничтожены. Документы, связанные с начислением и выплатой дохода (оплаты труда), должны храниться постоянно.
     Чтобы учет был наиболее эффективным, необходимо ежедневно осуществлять записи в  учетные регистры на основании документов или без них и ежемесячно подсчитывать итоговые данные, особенно по учету  денежных средств, расчетов, доходов  и расходов. Данные сводного учета  дают возможность составлять отчетность о доходах и расходах и представлять ее в налоговые органы.

2.2 Учет имущества  крестьянского (фермерского)  хозяйства

     Основное  имущество крестьянского (фермерского) хозяйства составляют земельный  участок и насаждения на нем, жилые  и хозяйственные постройки, мелиоративные  и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и  другие основные средства, необходимые  для осуществления хозяйственной  и иной деятельности.
     На  первоначальном этапе создания крестьянского (фермерского) хозяйства его основные и оборотные средства формировались  в основном за счет имущественного пая, выделяемого сельскохозяйственным предприятием, или за счет собственных  средств. В дальнейшем строительство  и приобретение зданий, машин, взрослого  продуктивного и рабочего скота  и других объектов основных средств  осуществляется за счет собственных  средств крестьянского (фермерского) хозяйства.
     Прием-передачу объектов основных средств от сельскохозяйственного  предприятия крестьянскому (фермерскому) хозяйству в виде имущественного пая оформляют актом или списком, в которых указывают наименование, количество, полную и остаточную (балансовую за вычетом износа) их стоимость. Документы  подписывают передающая и принимающая  стороны и скрепляют печатью  сельскохозяйственного предприятия.
     Построенные собственными силами здания и сооружения, выращенные в хозяйстве взрослые животные, заложенные многолетние насаждения, возведенные надворные постройки, колодцы и другие объекты в  учете фиксируют по стоимости  исходя из фактических расходов.
     Приобретенные основные средства и нематериальные активы отражают в учете по их фактической  стоимости: цена оплаты и расходы  на доставку и установку. При безвозмездном  получении основных средств их стоимость  устанавливают по данным документов о передаче основных средств или  по их рыночным ценам. Приобретенные  новые машины, оборудование и транспортные средства в состав основных средств  зачисляют по стоимости приобретения за вычетом стоимости поступивших  в комплекте с ними запасных частей, запасных шин, инструментов, которые  приходуют в состав производственных запасов.
     Продажа и ликвидация основных средств производится по усмотрению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
     Основанием  для учета основных средств и  нематериальных активов являются первичные  документы: при их оприходовании - счета-фактуры  и другие сопроводительные документы  поставщиков, акты (справки) на оприходование  основных средств и нематериальных активов, на перевод животных в основное стадо и др.; при их выбытии - акты (справки) на списание основных средств  и нематериальных активов, на выбраковку животных из основного стада, счета-фактуры  и др.
     К основным фондам не относят средства труда, служащие менее одного года, или стоимостью до 100 минимальных  месячных оплат труда за единицу  на момент приобретения, а также  животных на выращивании и откорме, птицу, кроликов, пушных зверей, семей  пчел, многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного  материала и другие аналогичные  предметы, так как их учитывают  в составе оборотного имущества.
     Учет  основных средств осуществляют в  количественном и стоимостном выражении  с обязательным указанием даты завершения строительства или приобретения, нормы (в процентах) и суммы амортизации  в расчете на год. При этом наряду с количественными и стоимостными показателями следует отражать: по скоту - живую массу, по многолетним насаждениям - площадь посадок в гектарах, по жилому дому - квадратные метры общей и жилой площади.
     Стоимость основного имущества (фактическая  стоимость), зафиксированная в документах на момент приобретения (строительства), может быть изменена только в случаях  дооборудования, реконструкции, частичной  ликвидации или дополнительных ежегодных  затрат по молодым многолетним насаждениям, а также переоценки.
     В течение срока службы основные средства, включая затраты по улучшению  земель, и нематериальные активы свою стоимость переносят на производимую продукцию частями в виде ежегодных  начислений суммы износа (амортизации) по действующим нормам. Амортизация  не начисляется на продуктивный скот, буйволов, волов, оленей, молодые многолетние  насаждения, а также по полностью  амортизированным основным средствам. Не подлежат амортизации объекты  основных средств, потребительские  свойства которых с течением времени  не изменяются (земельные участки  и объекты природопользования).
     Суммы амортизации (износа), как известно, включаются в текущие затраты (расходы) хозяйства.
     В состав объектов для начисления износа входят также неоконченное строительство.
     Начисление  износа (амортизация) основных средств  производят в течение нормативного цикла их службы или срока, за который  балансовая стоимость этих средств  полностью переносится на издержки производства.
     Амортизация по нематериальным активам (к ним  относят права на пользование  землей, другими природными ресурсами, права на использование изобретений, “ноу-хау”, производственной информации, программных средств вычислительной техники и др.) исчисляют по нормам, рассчитанным исходя из их первоначальной стоимости и срока их полезного  использования.
     По  нематериальным активам, по которым  невозможно определить срок полезного  использования, норму амортизации  устанавливают из расчета десяти лет.
     При определенных условиях по отдельным  видам основных средств может  применяться ускоренный метод начисления износа (амортизации). При этом утвержденная в установленном порядке норма  годовых амортизационных отчислений увеличивается не более чем в  два раза. После полного погашения  первоначальной стоимости объекта  начисление износа прекращается. Сумма  ускоренной амортизации основных средств  включается также в расходы хозяйства,
     Сумму износа (амортизации) начисляют, как  правило, ежеквартально или один раз в конце года. Для определения  годовой суммы износа стоимость  объекта основных средств (с учетом проведенной переоценки по решениям Правительства) умножают на соответствующую  норму амортизации, и полученный результат делят на 100. По поступившим  или выбывшим в течение года основным средствам износ определяют в  зависимости от количества месяцев, в течение которых объект использовали в хозяйстве. 
     Сумму износа (амортизации) основных средств  по каждому объекту присоединяют к сумме износа, начисленной с  начала ввода объекта в эксплуатацию.
     Амортизацию объектов основных средств можно  производить и другими способами, перечисленными в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденном приказом Министерства финансов Российской федерации от 13 января 1998 года № 1451, например: способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования  или способом списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ).
     К оборотному имуществу крестьянского (фермерского) хозяйства относят  сельскохозяйственную продукцию (семена, корма, готовая продукция и др.), сырье, удобрение, топливо, медикаменты, запасные части, строительные, ремонтные  и другие материалы, выращиваемых и  откармливаемых животных, птицу, зверей, кроликов, семьи пчел, то есть все  то, что производят в хозяйстве  для собственных нужд и для  продажи на сторону, а также приобретаемые  на стороне товарно-материальные ценности (кроме основного имущества), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, к  которым относят: мелкий инвентарь (вилы, лопаты, грабли, косы и т. п.), сбрую (хомуты, шлеи, седелки, уздечки), спецодежду, спецобувь, постельные принадлежности, улья (новые и находящиеся в эксплуатации) и т. п. Фермерские хозяйства не начисляют износ на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, а списывают их на затраты производства непосредственно после передачи со склада в эксплуатацию (спецодежда, спецобувь и др.), либо после нормативного срока их использования в производстве (мелкий инвентарь, сбруя, ульи и др.).
     Покупную  продукцию и материалы в крестьянских (фермерских) хозяйствах оценивают  и учитывают по ценам приобретения с учетом транспортно-заготовительных  расходов, продукцию собственного производства - по сумме затрат на ее производство или - в течение года по условной цене, если фактическую себестоимость  ее до конца года не определяют.
     Учет  животных и птицы производят в  крестьянском (фермерском) хозяйстве  по группам (видам) животных: коровы, молодняк крупного рогатого скота на выращивании  и откорме, свиноматки, поросята, овцы (козы) взрослые, молодняк овец (коз), лошади взрослые, молодняк лошадей, птица, звери, кролики.
     Учет  основного имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ведут в  Книге учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (ф. № 1-кх), в которой все имущество объединено в разделы в зависимости от его назначения в хозяйственной деятельности:
    Земельная площадь;
    Основные средства;
    Скот и птица.
     Записи  в них производят последовательно  по мере оформления документов и поступления  имущества.
     Для учета поступления продукции  растениеводства и животноводства, произведенной в хозяйстве, покупной продукции и материалов, а также  для расходования продукции и  материалов и контроля за их использованием в крестьянских (фермерских) хозяйствах применяют Книгу учета продукции и материалов (ф. № 2-кх). В указанной книге записи ведут в течение года по мере совершения хозяйственных операций. Книга состоит из отдельных разделов;
    Продукция растениеводства.
    Продукция животноводства.
    Покупные материалы.
     Учет  в книге осуществляют отдельно по каждому виду продукции или материалов. Перечень материальных ценностей, учитываемых  в этой книге, определяет глава хозяйства  в зависимости от их ценности или  размера оборота.

2.3 Учет трудового  участия

     В крестьянском (фермерском) хозяйстве  принимают трудовое участие члены  коллектива и привлеченные по договору граждане. Следовательно, главе хозяйства  следует организовать списочный  учет численности трудоспособных членов семейного коллектива и привлеченных со стороны работников. В указанном  списке по каждому работнику необходимо отразить данные о возрасте, трудовом стаже, количестве членов семьи, о льготах  и обязательствах и т. п., а также  сделать отметку о времени  зачисления в семейный коллектив  или приеме на работу по договору. Эти  данные необходимы при заполнении трудовых книжек. Записи в трудовых книжках  о трудовом стаже (приеме на работу, увольнении) осуществляет глава крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается местной администрацией.
     Размер  дохода (оплаты) каждого трудоспособного  члена крестьянского хозяйства  определяет коллектив по соглашению между ними. В этих условиях выполняемая  работа и отработанное время (в днях и часах) каждого работника, может  учитываться по усмотрению членов коллектива. Однако более вероятно, что этого  не потребуется в силу семейных трудовых отношений. С наемными гражданами заключают  договор (трудовое соглашение) об использовании  их труда. При этом в договоре следует  конкретно определить условия найма: срок найма, перечень и объем работ, календарные сроки их выполнения, размер и условия оплаты труда  и другие обязанности сторон. Для  указанной категории работников может быть организован учет отработанного  ими времени или выполненных  работ (в зависимости от условий договора). При этом оплата труда может производиться в денежной и натуральной (продуктами) форме (продукты в этом случае оценивают по рыночным ценам).
     Для учета расчетов по оплате труда 
     используют  Книгу учета труда (ф. № 3-кх). Записи в книге ведут в календарной последовательности. Книга состоит из двух разделов:
    Учет рабочего времени.
    Учет оплаты труда.

2.4 Учет денежных  средств и расчетных  операций

     Крестьянское (фермерское) хозяйство как самостоятельный  хозяйственный субъект вступает в расчетные отношения с налоговыми органами, страховыми компаниями, учреждениями банков, государственными, коллективными  и другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, для чего оно имеет в учреждении банка  расчетный счет, используемый и для  хранения свободных денежных средств.
     Порядок открытия расчетного счета определяется банком. Для его открытия крестьянское (фермерское) хозяйство представляет учреждению банка:
     заявление на открытие счета (ф. N 0401025); карточку с  образцами своей подписи, подлинность  которой должна быть засвидетельствована  нотариально (ф. № 0401026); копию нотариально  заверенного документа на право  пользования землей (государственного акта на право пользования землей и т. п.). На подлинном документе  главный бухгалтер банка делает отметку об открытии расчетного счета. Копия документа на право пользования  землей остается в учреждении банка.
     По  остаткам средств на расчетных счетах в банке начисляют проценты в  установленном размере. Начисление процентов производят ежеквартально  и сумму их зачисляют на расчетный  счет крестьянского (фермерского) хозяйства  и в его доходы.
     Списание  средств с расчетного счета крестьянского (фермерского) хозяйства производят только по письменному указанию владельца  счета или решению суда.
     Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет расчеты: с гражданами - наличными  деньгами, переводами через предприятия  связи; с предприятиями розничной  торговли - наличными деньгами или  в безналичной порядке; с другими  предприятиями, организациями, фермерами  и кооперативами - путем безналичных  или иных расчетов, предусмотренных  правилами безналичных расчетов.
     Наличные  деньги в хозяйство поступают  в порядке получения с расчетного счета или в виде поступлений  выручки от реализации продукции, работ  и услуг. В хозяйстве должно быть обеспечено хранение наличных денег, исключающее  их хищение (железный или окованный  ящик, сейф, прикрепленный к полу или несущим конструкциям стены).
     Не  рекомендуется хранить крупные  суммы наличных денег в кассе (сверх текущих потребностей). Банк устанавливает для текущих нужд хозяйства лимит кассы. Всю денежную наличность сверх установленного лимита необходимо сдавать в банк для  зачисления на расчетный счет хозяйства (превышение лимита кассы допускается  лишь в дни выплаты заработной платы). Для учета наличных денег  глава хозяйства должен вести  кассовую книгу.
     Для учета денежных средств и расчетных  операций предназначен Журнал учета хозяйственных операций и денежных средств (ф. № 4-кх).

2.5 Учет доходов и  расходов

     Завершающим этапом в учетной работе крестьянского (фермерского) хозяйства является определение  финансовых результатов.
     Крестьянские (фермерские) хозяйства получают доходы от реализации продукции растениеводства  и животноводства, от прочих отраслей (подсобных производств и т. п.), от выполнения работ, оказания услуг, а  также от внереализационных операций: доходы на вложенный пай, на приобретенные  акции и другие ценные бумаги, полученные проценты банков, безвозмездные или  благотворительные взносы, страховые  возмещения, доходы от реализации основных средств и др.
     Состав  расходов крестьянского (фермерского) хозяйства определяется "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли" (утверждено постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 с последующими изменениями).
     В состав расходов, связанных с производством  и реализацией продукции (работ, услуг,) крестьянские (фермерские) хозяйства  включают: стоимость израсходованных  покупных семян, кормов, запасных частей и материалов, удобрений, нефтепродуктов, сырья, услуг других хозяйств, агросервисных  и других сторонних предприятий  и организаций; амортизационные  отчисления на полное восстановление основных средств и расходы по всем видам ремонта основного  имущества; уплаченные в бюджет налоги (кроме налогов, относимых на финансовые результаты деятельности); расходы  на оплату труда наемных граждан; отчисления на государственное социальное и обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд и другие платежи  и расходы.
     В расходы хозяйства по производству продукции не включают стоимость  приобретенных машин, взрослых продуктивных животных, рабочего скота и затраты  по строительству объектов основных средств, так как они должны производиться  за счет амортизационных отчислений, включаемых в расходы, и чистого  дохода, остающегося в распоряжении крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме товарно-материальных ценностей  в расходы хозяйства включают также работы и услуги, выполняемые  сторонними организациями и предприятиями  по транспортировке грузов, химизации  почв, борьбе с вредителями растений и болезнями животных, водохозяйственному обеспечению, сельскохозяйственным работам  и т. п.
     В расходы хозяйства относят и  арендную плату за земельный участок (если она не включена в сельскохозяйственный налог), взрослых животных, основное имущество (в размере, превышающем амортизационные  отчисления, если по условиям договора она вносится арендатором), командировочные, почтово-телеграфные, представительстве, благотворительные расходы, проценты по кредитам банка, другие расходы.
     Начиная хозяйственный год, целесообразно  предварительно рассчитать предстоящие  доходы и расходы, что позволит реально  определить собственную платежеспособность и потребность в заемных средствах  по отдельным периодам года, более  экономично вести хозяйство, своевременно получать и погашать кредиты и  другие заемные средства и производить  расчеты с различными предприятиями  и организациями. Это следует  оформлять в виде расчета (сметы) доходов и расходов на год с  разбивкой по кварталам. Все расходы, связанные с производством, переработкой и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), доходы, полученные от этих операций, доходы и расходы по другим видам деятельности, платежи в бюджет, страховым и другим организациям, а также расчетные операции и движение денежных средств крестьянского хозяйства фермеры (крестьяне) учитывают в Журнале учета хозяйственных операций и денежных средств (ф. № 4-кх).
     Журнал  состоит из приходной и расходной  частей, образующих его первый и  второй разделы. Все записи в журнале  ведут в календарной последовательности совершения хозяйственных операций. В приходной части журнала  отражают как доходы (поступления) хозяйства, полученные им от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг производственного  характера на сторону, так и прочие доходы (от операций с ценными бумагами, реализации машин, оборудования, взрослого  рабочего или продуктивного скота  и др.). В этом же разделе учитывают  поступления денежных средств (как  на расчетный счет, так и наличных). В расходной части журнала  отражают все расходы фермера  на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг.
     Осуществляя таким образом учет доходов и  расходов можно по данным указанного журнала определить их общую сумму  за каждый месяц и нарастающим  итогом с начала года. По истечении  календарного года фермеры (крестьяне) определяют конечный финансовый результат  хозяйственной деятельности, для  чего предусмотрено ведение Ведомости финансовых результатов (ф. № 5-кх). Записи в эту ведомость производят ежемесячно (или ежеквартально) путем переноса итоговых сумм по статьям из журнала учета хозяйственных операций. Разница между доходной и расходной частями ведомости составляет финансовый результат хозяйства.

3 Налогообложение  и государственное  регулирование

3.1 Налогообложение  крестьянских (фермерских) хозяйств

     Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект  предпринимательской деятельности, является плательщиком налогов. При  этом ему присущи особенности, связанные, с одной стороны, с его правовым статусом, с другой стороны, с видом  производственной деятельности. По существующему  законодательству созданные до вступления в силу части 1 ГК РФ КФХ могут  иметь статус юридического лица. В  этом случае налогообложение КФХ  осуществляется аналогично налогообложению  коммерческих сельскохозяйственных организаций. Как известно, такие КФХ могут  привести свой статус в соответствие с действующим законодательством  и стать КФХ без образования  юридического лица. В этом случае глава  КФХ без статуса юридического лица, в соответствии со ст. 23 ГК РФ, признается предпринимателем с момента  государственной регистрации КФХ. Соответственно, налоги, исчисляемые  и уплачиваемые таким хозяйством, аналогичны налогам, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем: подоходный налог  с физических лиц, налоги в дорожные фонды, земельный налог, взносы в  государственные внебюджетные фонды, налоги на имущество физических лиц, местные сборы.
       Налогообложение КФХ без образования юридического лица. Подоходный налог. Подоходным налогом облагается совокупный годовой доход, полученный хозяйством, который представляет собой разницу между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Состав доходов, связанных с извлечением дохода определяется, применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552. При этом в валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению.  
Уплата налога осуществляется авансовыми платежами (15 июля, 15августа и 15 ноября) равными долями от годовой суммы налога, исчисленной за истекший год, а по вновь образованным хозяйствам от предполагаемой суммы дохода за текущий год. Пересчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Уплата налога производится на основе платежного извещения, вручаемого главе КФХ налоговым органом.

     Следует отметить, что доходы членов КФХ  получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности не подлежат обложению  налогом в течение первых пяти лет, с момента образования хозяйства. 
При расчете суммы подоходного налога необходимо также учесть, что доход членов КФХ ежемесячно уменьшается на сумму расхода в двукратном размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда до месяца, в котором доход физического лица превысит 5000 руб.; на сумму дохода в размере однократного ММРОТ, начиная с месяца в котором доход превысил 5000 руб. до месяца, в котором совокупный доход составит 20000 руб. Начиная с месяца, в котором совокупный доход превысил 20000 руб. вычеты не производятся. 
В таком же порядке совокупный доход уменьшается на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев (вычет осуществляются на каждого иждивенца). При определении суммы подоходного налога необходимо знать ставки налога, которые определены Законом “О подоходном налоге с физических лиц” от 31.12.97г. № 159-ФЗ.

     Земельный налог. Земельный налог относится к категории местных налогов. Ставки налога определяются местными органами власти с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. Не платят налог граждане, впервые образующие КФХ, в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка.
       Налоги на имущество физических лиц. Также к категории местных налогов относятся налоги на имущество физических лиц. К ним относятся налог на строения, здания и сооружения и налог на транспортные средства. Первым налогом ежегодно облагаются строения, помещения, сооружения, по ставке, устанавливаемой органами власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1 % от их инвентаризационной стоимости.
     Налогом на транспортные средства облагаются мотосани, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, за исключением автотранспортных средств, облагаемых налогом с владельцев транспортных средств. Ставка налога зависит от мощности транспортного средства.
     Представительные  органы власти районов могут устанавливать  дополнительные льготы по налогам (в  т.ч. и для КФХ) для отдельных  категорий плательщиков и отдельных  плательщиков. Городские, поселковые, сельские советы могут предоставлять  льготы по налогам на имущество физических лиц только отдельным плательщикам.
     Взносы  во внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды в РФ представлены Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом занятости населения. КФХ выступает в отношениях с указанными фондами в двух ипостасях: как работодатель и как получатель дохода. Соответственно подлежат обложению взносами суммы выплачиваемые работникам и доход, полученный членами КФХ. Взносами в фонды: Пенсионный, Медицинского страхования, Занятости населения облагаются также суммы, выплачиваемые по договорам подряда и поручения, а в Пенсионный фонд также по другим договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
     По  таким же ставкам КФХ уплачивают взносы с суммы дохода, полученного  в текущем году.
     Местные сборы. Органами местного самоуправления могут быть установлены такие местные сборы как: на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и прочие. Плательщиками этих сборов могут являться как юридические, так и физические лица (в том числе члены КФХ). При этом совокупная ставка этих сборов для физических лиц в год не может превышать размера 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.
     Н Д С. КФХ, не имеющие статуса юридического лица, НДС не платят. Впервые эта льгота была предоставлена Указом Президента РФ от 22.12.93г. №2270, в соответствии с пунктом 17 которого они были освобождены от уплаты НДС по оборотам реализации товаров (работ, услуг), выручка от которой получена ими с 01.04.94. Соответствующие изменения в Закон РСФСР от 06.12.91г. "О налоге на добавленную стоимость" были внесены Федеральным законом от 01.04.96г. №25-Ф3.

3.2 Значение крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК

     Агропромышленный  комплекс функционирует в сложных  финансово-экономических условиях. В силу специфики сельского хозяйства, связанной с использованием практически  невосполнимых природных ресурсов, кризис в АПК при переходе к  рынку оказался более глубоким, а  выход из него будет более продолжительным  по сравнению с другими отраслями  народного хозяйства. Система реформирования АПК не обеспечивает не только расширенного, но и простого воспроизводства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.