На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые аспекты вступления России в ВТО

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФГОУ  ВПО Академия Бюджета и Казначейства Министерства Финансов Российской Федерации 
 
 
 
 

     Финансы 

     Курсовая  работа по теме
     «Финансовые аспекты вступления России в ВТО» 
 
 
 

     Выполнила: А.И. Загрубская,
     Группа 3Ф13 

     Преподаватель:       
 
 
 
 

     Москва, 2010 

Содержание: 

1. Введение.......................................................................................................3
2. Глава 1
      1.1. ГАТТ – предшественник ВТО.......................................................4
      1.2 ВТО...................................................................................................7
3. Глава 2
      2.1. Финансовый сектор России и  вступление в ВТО........................13
            2.1.1. Банковские услуги.............................................................14
            2.1.2. Страховые услуги..............................................................21
4. Глава 3
      3.1. Зарубежный опыт: Китай и ВТО...................................................24
5. Заключение...................................................................................................29
6. Список литературы………………………………………………………..31
7. Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Вступление России в ВТО – вопрос, который настолько давно обсуждается представителями власти, экспертных кругов и общественности, что мог бы стать безынтересной данью новостной ленте. Однако он не теряет своей актуальности – сменяются президенты, линия самопозиционирования России в мире, восприятие нашей страны зарубежными парнерами, социально-экономическая ситуация, инвестиционный климат и многие другие факторы, которые влияют на возможность и целесообразность присоединения России к ВТО.
     Именно поэтому тему данной курсовой работы можно назвать одной из самых актуальных на данный момент – сейчас, когда процесс присоединения находится в завершающей стадии. Основной целью данной работы является анализ наиболее интересного с точки зрения последствий вступления в ВТО сектора – финансового. В работе наиболее рассматриваются последствия в области банковских и страховых услуг.
     Кроме того, нельзя игнорировать опыт такой страны как Китай, которая до сих пор занимала первое место по продолжительности процедуры урегулирования вступления в ВТО (в общей сложности на это ушло 16 лет), но у России есть все шансы занять первое место по продолжительности подготовки к присоединению. Поэтому в работе также приведен анализ опыта КНР. Китай имел схожие с Россией проблемы при обсуждении и утверждении своих защитных мер, кроме того наследие плановой экономики, которое сохранилось в обеих странах, роднит их с точки зрения менталитета в целом и управленческих решений в частности. 
 
 
 
 

     Глава 1.
     1.1. ГАТТ – предшественник ВТО

     В качестве основной тенденции развития мирового хозяйства в XX веке многие ученые выделяют интеграцию на различных уровнях – от региональной до глобальной, и одним из ярчайших примеров интеграции в экономической сфере служит Всемирная Торговая Организация. На момент окончания Второй Мировой Войны правительства стран мирового сообщества ясно понимали, что мир уже никогда не будет прежним, а для движения вперед нужно искать новые идеи, пути и инструменты.

     Руководствуясь стремлением ускорить процесс либерализации торговли после Второй мировой войны и начать исправление огромного крена в сторону протекционистских мер, который существовал в мировой экономике с начала тридцатых годов, 23 страны-основателя ГАТТ1 в 1946 году начали переговоры по торговым тарифам, завершившив их в октябре 1947 г.

     По  задумкам дипломатов, в новом мире политической организацией должна была служить ООН, а за экономическую составляющую должны были отвечать три элемента, два из которых уже существовали  - это Международный валютный банк и Всемирный банк. Третий инструмент регулирования международных экономических отношений  - Международная торговая организация (МТО) так и не был создан.

     МТО должна была действовать в статусе  специализированного агентства при ООН, и на Конференции ООН по торговле и занятости, проходившей 21 ноября 1947 – 24 марта 1948 года в Гаване, Куба, был выработан устав этой организации. 

     Незадолго до этого, 30 октября 1947 года в Женеве 23 страны (см. Приложение 1) подписали предварительное соглашение  под названием «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (General Agreement on Tariff and Trade) (ГАТТ). После проведения ратификации Гаванского устава большинством стран-учредителей, МТО уже могла бы выступать на мировой арене в качестве самостоятельной единицы, но этот устав в силу не вступил. Большинство стран, подписавших Гаванский устав, выжидали, какую позицию займут США. В США взяли верх сторонники протекционизма и устав МТО так и не был ими ратифицирован. Так как МТО не появилась на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы.

     После этого ГАТТ стало действовать как Международный торговый кодекс и правила по тарифам без оформленной постоянно действующей организационной структуры и секретариата. 
В 1955 г. учредители ГАТТ снова внесли предложение о создании организационной структуры для осуществления его целей под названием Организация торгового сотрудничества (ОТС). Она должна была состоять из секретариата, исполнительного комитета из 17 членов и ассамблеи, состоящей из всех наций, подписавших ГАТТ. Этот постоянный административный орган получил бы право заниматься торговыми спорами или жалобами о нарушениях ГАТТ, имея исполнительные и судебные полномочия. Протокол ОТС подписан представителем Госдепартамента США 21 марта 1955 г.: для создания организации требовалась ратификация Конгрессом, которая, как и в случае с уставом МТО, не была осуществлена, хотя протокол был внесен в Конгресс по рекомендации президента 14 апреля 1955 г. По этой причине ГАТТ продолжало активно использоваться как инструмент международных многосторонних тарифных соглашений и средство устранения торговых ограничений, но не более того.

     Следует различать терминологические особенности ГАТТ: ГАТТ, действовавшее в период 1947-1994 (до учреждения ВТО) получило наименование ГАТТ-1947. В 1995 году Соглашение и институционный механизм ГАТТ вошли в состав ВТО, определив по существу ее организационную и правовую структуру, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ, вошедший в состав ВТО, именуется ГАТТ-1994.

     ГАТТ-1994 принадлежит к одному из трех основополагающих правовых инструментов ВТО2. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел в ВТО с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свое национальное законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ-1994 (ранее ГАТТ-1947 требовал сделать это в максимальной степени совместимой с национальным законодательством); наконец, отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ-1947 стали обязательными для всех членов ВТО (ранее – только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешли к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и другие).

     Историю ГАТТ обычно делят на три хронологических периода, тесно связанных с проведением восьми раундов многосторонних переговоров по соглашению:

     1) Гаванский (1947), Аннесинский (1949), Торквейский (1950) раунды – разработка товарной номенклатуры ВЭД, замораживание существующих тарифов

     2) Женевский раунд (1956), раунд Диллона (1960-1961), раунд Кеннеди (1962-1967), Токийский раунд (1973-1979) – снижение тарифов

     3) Уругвайский (1984-1994) – расширение ГАТТ до областей интеллектуальной собственности, услуг, капитала и сельского хозяйства. Образование ВТО.

     1.2 ВТО

     Всемирная торговая организация была создана как преемница ГАТТ-1994 в ходе Уругвайского раунда (1984-1994)

     Штаб-квартира ВТО расположена в г.  Женева, Швейцария. ВТО не входит в систему учреждений ООН, но пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН.  Официальные языки –  английский, французский и испанский.  Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

 
ГАТТ ВТО
Комплекс  правил, не предусматривал создание какой-либо организационной основы Постоянно действующая  организация, имеет свой секретариат
Обязательства ГАТТ применялись более 40 лет на временной основе, были ратифицированы не всеми странами-участницами Обязательства ВТО ратифицированы парламентами всех стран-участниц
Торговля  товарами Торговля товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, инвестиции
Много необязательных для участия дополнительных соглашений к 1980м Все соглашения ВТО являются обязательными для  участия3
Сложная и долговременная процедура урегулирования спорных вопросов Большая прозрачность и оперативность урегулирования спорных вопросов
Таблица 1. «Существенные  отличия ГАТТ от ВТО»
     Основной  целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия  стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:
    принципе (режиме) наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
    принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
    принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.
 Работа ВТО регламентируется следующими соглашениями:
     Многосторонние  соглашения по торговле товарами:
     1. ГАТТ 1994 г
      Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер
      Соглашение по текстильным изделиям и одежде
      Соглашение по техническим барьерам в торговле
      ТРИМС (соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей)
      Соглашение по применению статьи 6 ГАТТ 1994 (Антидемпинговый кодекс)
      Соглашение по применению статьи 7 ГАТТ 1994 (Кодекс о таможенной оценке)
      Соглашение по предотгрузочной инспекции
      Соглашение по правилам происхождения
      Соглашение по процедурам импортного лицензирования
      Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
      Соглашение по защитным мерам
     2. ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)
     3. ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)
     4. Договоренность о правилах и  процедурах, регулирующих разрешение  споров
     5. Механизм обзора торговой политики
     6. Необязательные для присоединения торговые соглашения с ограниченным кругом участников:
      Соглашение по торговле гражданской авиатехникой
      Соглашение по правительственным закупкам

     Составной частью правовых инструментов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг,  которые появились в итоге Уругвайского раунда и фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран,  а также обязательства по доступу на рынки услуг.  Многосторонние соглашения,  входящие в ВТО,  содержат правовые нормы,  которыми должны руководствоваться правительства во взаимной торговле товарами и услугами. В этом качестве они заменяют более 30 000  двусторонних соглашений и создают правовую основу современной международной торговли.4

     Организационная структура ВТО имеет три иерархических уровня: Министерская конференция, Генеральный совет и три Совета (по торговле товарами, по торговле услугами и по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Министерская конференция собирается как минимум один раз в два года и принимает стратегические решения на высшем уровне. В остальное время ее функции выполняет Генеральный совет, который собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-участниц ВТО. В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

     Генеральный совет ВТО действует как орган  разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи  с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
     Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.  Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве, в структурных подразделениях которого занято 500 человек.
     Принятие решений в ВТО обычно основывается на принципе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса). 
     В контексте присоединения России и ВТО, следует сказать, что процедура вступления различается в зависимости от того, была ли страна участницей соглашения ГАТТ-1947 или нет. В соответствии с Заключительным Актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп.  Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение, многосторонние торговые соглашения, в также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда - не члены ГАТТ,  чтобы стать членами ВТО,  должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947,  предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по ГАТС.  Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны,  принявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе.  Эти условия выполнили 132  государства, образовавшие ВТО.
     Техника процесса присоединения к ВТО  для стран, не участвовавших в  ГАТТ, выглядит примерно следующим образом: присоединяющая страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО,  передает в ВТО вопрос об условиях присоединения, его рассматривает Рабочая группа  (РГ),  которую создает Генеральный Совет ВТО.  Участвовать в работе РГ могут все члены ВТО.  РГ изучает внешнеторговый режим страны,  ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО.  Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу взаимного снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств в этих областях. 
     Итогом  заседаний РГ становится доклад группы Генеральному Совету  (Конференции)  ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы РГ, а также проекты решения Генерального Совета  (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад РГ,  решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом  (Конференцией) ВТО. Решение Генеральный Совет  (Конференция) ВТО принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.
     Присоединяющаяся  страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.  
          В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

    Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
    Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
    Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ;
    Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях
     Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.  На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. 

     Глава 2

     2.1. Финансовый сектор России и  вступление в ВТО 

     Согласно классификации секретариата ВТО, под финансовыми услугами подразумеваются три группы операций: (а) страховые операции, (б) банковские и другие финансовые операции, за исключением страхования, (в) прочие услуги (см. также Классификатор ВТО5). При этом положения документов ВТО не распространяются на финансовые услуги, предоставляемые государственными учреждениями и центральными банками при проведении кредитно-денежной и валютно-курсовой политики.
     Сложности переговоров по финансовым услугам прежде всего связаны с их важной ролью в экономике, обусловленной не только многообразием, крупным объемом и быстрым ростом операций, но и особым значением для экономической безопасности. Поэтому для мирового рынка финансовых услуг характерно наличие многих национальных ограничений в отношении иностранных поставщиков. Общее количество ограничений по доступу на рынок и по предоставлению национального режима, действовавших в мировой торговле финансовыми услугами в середине 90-х годов, (до принятия договоренностей о либерализации финансовых услуг в рамках ГАТС), превышало 11000. Из них более 8 000, или свыше 70%, приходилось на долю банковских и других финансовых услуг. Наиболее широко используемыми ограничениями по доступу на рынки финансовых услуг являются ограничения по типам юридических лиц, на участие иностранного капитала, количество поставщиков и на общую стоимость операций или активов.6 

     2.1.1. Банковские услуги 

     Условия по присоединению России к ВТО  в области регулирования банковских услуг были одним из самых сложных переговорных моментов. Вопрос, который на данный момент благоприятно решился для российской стороны, заключался в разрешении иностранным банкам открывать на территории Российской Федерации свои филиалы.
     Эта проблема актуальна не только для  России - анализ перечней специфических обязательств, которые приняли на себя страны — члены ВТО с целью защиты своих рынков, показывает, что более 75% всех ограничений (в части доступа на рынок и предоставления национального режима) в сфере финансовых услуг охватывает именно банковские и другие финансовые услуги, за исключением страхования. При этом более 60% ограничений сконцентрировано в области поставки услуг посредством коммерческого присутствия, т.е. относятся к деятельности иностранных филиалов. Таким образом, можно сделать вывод, что многие страны — члены ВТО явно ощущают необходимость сохранения контроля над деятельностью иностранных поставщиков финансовых услуг на внутреннем рынке.
     Если  рассматривать ситуацию на рынке  банковских услуг с точки зрения иностранного банка, желающего работать в России, то барьеры для доступа не так высоки. До конца 2001 г. практиковался жесткий способ— никакого чересграничного оказания банковских услуг большинству российских потребителей, только банкам с генеральной и валютной лицензиями разрешалось напрямую получать банковские услуги от «иностранцев», во всех остальных случаях — только с персонального разрешения Центрального банка РФ. С течением времени правила значительно смягчились.
     На  данный момент не существует ограничений  по видам лицензий, нет запретов на отдельные виды трансграничных услуг (на открытие счетов частным лицам, инвестирование за границу частным лицам, получение кредитов российскими предприятиями из-за границы и еще на ряд операций).
     С точки зрения отечественных банков, ситуацию можно рассматривать двояко.  С одной стороны, эксперты заявляют, что «иностранные банки, которые хотели придти в Россию – уже пришли и работают»7, таким образом поддерживая точку зрения о том, что российским банкам не грозит резкое повышение уровня конкуренции, вызванное приходом иностранных банков на отечественный рынок.
     С другой стороны, другие эксперты высказывают  сомнения в том, что российский финансовый рынок в целом сохранит свой суверенитет. «Конечно, западные банки попадут под пресс Центробанка. Возможно, к ним будут предъявлены особые требования, но российским банкам не удастся уже слишком «разгуляться», потому что в данном случае в нашей стране перестанет действовать исключительно российское правовое поле, оно станет в значительной мере международным. Особенно это коснется финансового, налогового, торгового законодательства.»8
     Правовая  сложность в случае допуска филиалов заключалась бы в том, что их деятельность не была бы подконтрольна Центральному банку РФ, кроме того филиалы не формируют обязательные резервы, у них больше возможностей вы отношении оптимизации налогообложения, т. к. они не предоставляют в полном объеме отчетность налоговым и надзорным органам страны их пребывания. Очевидно, что в этом случае возможность контроля со стороны России весьма значительно сократилась бы.
     Именно  поэтому представители России на переговорах по присоединению настаивали на том, чтобы иностранным банкам было запрещено открывать в России свои филиалы.
     Что же касается общепринятой международной практики, то большинство стран –  членов ВТО обязались позволить иностранным банкам участие посредством приобретения доли в существующих банках,  через открытие филиалов и отделений. Есть, однако, значительное число стран, которые не позволяют участие через эти формы.  Больше 30  членов ВТО фактически запретили иностранным банкам участие через одну из указанных форм, хотя согласно принятым обязательствам подобное участие   разрешено.
       Ясно, что существуют значительные различия между принятыми обязательствами по допуску иностранного банковского капитала и фактически сложившейся практикой. Аналитики провели исследование 123 стран- членов ВТО и пришли к следующим выводам: из развитых стран, все 29 выполняют определенные обязательства по открытию внутренних банковских секторов для иностранных фирм. Для сравнения,  почти одна треть из 94 рассмотренных развивающихся стран не выполняет обязательства.  Что касается  различных типов ограничений,  налагаемых на коммерческое присутствие иностранных фирм  (как один из четырех способов присутствия иностранного капитала), их в развитых странах меньше,  чем в развивающихся.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.