На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Греция. Афинский Акрополь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН) 
 
 

Кафедра архитектуры и дизайна 
 
 
 
 

Реферат 

Тема: Греция. Афинский Акрополь 
 
 

                    Выполнила: студентка гр 111а Аксёнова Полина Борисовна
                    Проверила: Болотникова И. В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

г. Новосибирск
2010
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………4
Парфенон……………………………………………………………………………………………7
Пропилеи, храм Ники Бескрылой, Эрехтейон…………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  …Доказательством  того, что прославленное  могущество Эллады и  ее прежнее богатство  не ложный слух, является постройка величественных зданий.
                  Плутарх, Перикл, XII 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Введение
     Человек всегда создавал памятники, в которых  он воплощал волновавшие его мысли и настроения. Около огромных египетских пирамид, Московского Кремля возникает чувство общения с людьми, которые воздвигли эти сооружения, вошедшие в историю.
     Трудно  понять искусство Египта, не ощутив давящей массы простых по форме  пирамид; нельзя составить представление  о древнем Риме, не зная его форумов, или о Москве, не видя Кремля. Так и Акрополь в Афинах, древнейшей столице Греции, с его прекрасными сооружениями до сих пор живо воплощает величие бессмертной культуры Эллады.
     Из  любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад  холм с плоской вершиной – Акрополь. Он возвышается над городом –  над его площадями, сеткой улиц, низкими  домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают  мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен  крепостными стенами, высокими в тех местах, где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики – 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие. Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона – храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехтейон – храм Афины, Посейдона и Эрехтея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами – Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники.
     Древние строители старались сделать  не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около  него располагались театр Диониса, рыночная площадь – агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний – Одеон был сооружен во II в. н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колоннада рыночной площади и храм бога Гефеста.
     Афинские  зодчие во все времена стремились, прежде всего, подчеркнуть великолепие  Акрополя. Так, огромный храм Зевса  Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма. Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части – древний город и город римского времени. На стороне арки, обращенной к Акрополю, есть надпись: «Это город Тезея». На другой стороне: «Это город Адриана». Сквозь пролет римской арки виден с одной стороны храм Зевса Олимпийского, с другой – холм Акрополя, как будто заключенный в прекрасную раму.
     Акрополь  не только украшал великий город. Прежде всего он был святыней, около  которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял  горожан, защищал их от врагов. Но и  высокую художественно - эстетическую значительность его памятников, бесспорно, понимали сами греки. Ведь недаром существовала у них поговорка: «Да, ты чурбан, когда Афин не видел, осел, коль видя их не восторгался, когда ж охотно кинул их – верблюд».
     Афинский  Акрополь по своему значению близок кремлям  древнерусских городов. Кремли тоже были не только крепостями в тяжелые  дни нашествий врагов и местом, где проводили особенно торжественные  праздники, но в них воздвигались лучшие храмы, они украшались самыми выдающимися произведениями искусства.
     В Афинах запрещено сейчас строительство  высоких домов, которые могли  бы заслонить Акрополь. Эллинский  кремль царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры, как памятник становления европейской цивилизации.
     В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют  огромную историческую ценность. Они  молчаливые свидетели славных событий, которые разыгрывались на этом холме в века, когда человек, еще в условиях рабовладельческого строя, впервые познал основы демократических свобод.
     Однако  еще более значительны они  с точки зрения художественной. Мраморные  камни и скульптурные памятники  древних Афин все ценители прекрасного  признают недосягаемыми образцами искусства

Фотография  плана древних  Афин и расположение Акрополя в них
     Планировка  Акрополя складывалась постепенно, но архитектурный облик ансамбля, который  признан одним из величайших архитектурных  произведений всех времен и народов, был создан во второй половине V в. до н. э., при жизни одного поколения афинян.
     Строительство ансамбля акрополя было неразрывно связано  с возвышением Афин среди всех других греческих городов, и было не только следствием этого возвышения, но, в значительной степени, и его  средством.
     Ансамбль  Афинского Акрополя должен был продемонстрировать не только величие Афин, обусловленное  их заслугами в греко-персидских войнах, но и новое доминирующее положение – внутри Греции, а  также и в мире. Акрополь остался  памятником победы свободолюбивого  духа греков над внешним врагом и  знаком величия Афин, которое так  и не было достигнуто.
     Акрополь  расположен на вершине известнякового холма с крутыми склонами. Холм занимает господствующее положение  в долине, открытой только со стороны  моря, где расположен удобный порт Афин – Пирей. Плоский верх холма с площадкой 130 на 300 м, возвышавшийся над долиной на 70 – 80 м, идеально подходил для устройства крепости.
     Холм  был заселен с древнейших времен, служил оборонным и общественным центром города. В 480 – 479 гг. до н. э. город и крепость были полностью  разрушены персами. Во время восстановительных  работ площадка Акрополя была полностью  расчищена – остатки древних  сооружений пошли на ремонт крепостных стен. Ансамбль Акрополя строился в  новых архитектурных формах, однако места, на которых возводились здания, были более или менее определены в предшествующий период. Работы начались в 447г. до н. э. строительством Парфенона, и, в основном, закончены в 407 г. до н. э. с завершением отделки Эрехтейона. Годы строительства ансамбля Афинского  Акрополям совпадают с периодом наивысшего расцвета классической греческой архитектуры, после них начинается позднеклассический период со все более заметными чертами упадка.
     Ансамбль  Акрополя создавался как уникальное, единственное в своем роде архитектурное  произведение. Начиная с первой половины V в. до н. э. новые города и жилые районы греки строили, основываясь на регулярной прямоугольной планировочной сетке. Принципы построения Акрополя принципиально иные. Тончайшая гармония различных по объему и стилистике зданий достигается здесь путем выстраивания по ходу следования участников процессий абсолютно выверенных зрительных композиций. Смена визуальных картин, в свою очередь, определяла «сценарий» поведения человека, участвовавшего в официальных торжественных церемониях, происходящих на Акрополе. Основной композиционный прием, при помощи которого достигается гармония – сочетание в одной визуальной композиции двух, как правило, разных по массе, пластике, стилистике объемов, противопоставление которых выявляет особенности и достоинства каждого элемента.
     Как правило, противопоставления объемов  в визуальных картинах простые и  ясные. Первоначально, при подходе  к Акрополю, композицию составляют строгий объем Пропилеев, возведенных  в формах дорического ордена, и  небольшой легкий храм Ники Аптерос, построенный в ионическом ордере. Сопоставлением строгого и нарядного, мужественного и изящного, крупного массивного и небольшого легкого достигается максимальный художественный контраст. Такой же контраст присутствует в самом здании пропилеев – это контраст между дорическим ордером наружного убранства и ионического ордера «интерьера», т.е. основного прохода на Акрополь. При взгляде от Пропилей на ансамбль Акрополя, слева мы видим возвышающуюся бронзовую фигуру статуи Афины, а правее – Парфенон в наилучшем, трехчетвертном развороте. Эта пара контрастных доминирующих (по вертикале и по массе) элементов составляют основу второй из основных зрительных композиций. Следующую пару контрастных элементов представляют грандиозный периптер Парфенона и небольшой, ассиметричный Эрехтейон, обладающий очень выразительной пластикой. Обходя Парфенон, чтобы достичь его главного – восточного – фасада, зритель несколько раз меняет точку зрения на Эрехтейон, который предстает перед ним разными частями своего объема. Эрехтейон спроектирован таким образом, что существуют четыре основные видовые точки, в которых он воспринимается наилучшим образом. Все точки абсолютно выверены зодчими – при взгляде с каждой из них Эрехтейон с Парфеноном и, отчасти, другими элементами ансамбля Акрополя составляет видовую картину, число которых также четыре. Кроме того, существуют промежуточные видовые точки, создающие своего рода паузы, переходы между основными картинами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Парфенон

Вид на Парфенон I
    Восстановление  стен Акрополя. После блестящей победы, одержанной в 479 г. до н. э. при Платеях, греки приступили к работам по восстановлению Акрополя, начав с ремонта сильно разрушенных крепостных стен. Особенно большое внимание уделяли строительству в годы, когда стратегом - выборным военным руководителем - был Фемистокл. "Фемистокл советовал, чтобы поголовно все афиняне, находившиеся в городе, занялись сооружением стен, не щадя при этом ни частных, ни общественных построек, которые могли бы быть полезны для дела, и не останавливаясь перед разрушением всего этого", - пишет греческий историк Фукидид.
    Во  времена Фемистокла была восстановлена  западная часть северной стены. При  постройке афиняне использовали фрагменты разбитых персами архаических  памятников Акрополя. И сейчас видны  вставленные между каменными  плитами крупные барабаны колонн архаического храма. Употреблялись  для строительства и другие части  разрушенных зданий. В 60-е годы V в. до н. э. при стратеге Кимоне была восстановлена  восточная и построена новая  южная стена Акрополя. В этот период, когда война с персами только близилась к концу, в греческом  искусстве преобладала некоторая  жесткость форм, заставившая исследователей назвать стиль искусства первой половины V в. до н. э. строгим стилем.
    Искусство высокой классики. Со временем окончательной  победы над персами в греческом  искусстве совпадает начало периода  так называемой высокой классики, когда архитекторы, скульпторы, вазописцы, отвечая настроениям народа-победителя, стремились воплотить в своих  образах красоту гармонически развитого  человека. В произведениях искусства  звучат чувства величия, радости  и торжества победы над полчищами  персов. Жесткость форм ранней классики сменяется сочностью и пластической нежностью в передаче объемов, резкость графического исполнения рисунков на сосудах строгого стиля уступает место плавности и певучести  линий в вазах прекрасного  и свободного стиля. Художники высокой классики создают обобщенные, типические образы и старательно избегают индивидуальных особенностей.
    Строительство новых храмов. Греческие города-государства  объединяются в Афинский морской  союз, во главе которого стоят Афины. Казна его была в середине V в. до н. э. перенесена в Афины, и часть  ежегодных взносов союзников  откладывалась богине Афине. Появилась  возможность восстановить Акрополь и создать новые храмы на священном  холме. О многочисленных постройках этого времени пишет древний  историк Плутарх: "Между тем  росли здания, грандиозные по величине, неподражаемые по красоте. Все мастера  старались друг перед другом отличиться изяществом работы; особенно же удивительна  была быстрота исполнения". Он сообщает о произведениях, созданных в  эпоху Перикла, подчеркивая, что "но блестящей сохранности они доныне свежи, как будто недавно окончены: до такой степени они всегда блещут каким-то цветом новизны и сохраняют  свой вид не тронутым рукою времени, как будто эти произведения, проникнутые  дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу".
    Всю вторую половину V в. до н. э. на Акрополе шло строительство. В 447 г. начались работы над Парфеноном. Его окончили вчерне в 438 г. до н. э., а отделка шла  до 434 г. до н. э. В 437 г. до н. э. заложили Пропилеи и завершили их лишь в 432 г. до н. э., а около 425 г. до н. э. создали храм Ники Бескрылой. До Пелопонесской войны  был воздвигнут колосс Афины Воительницы  перед Пропилеями на Акрополе. В 421 г. до н. э. начали строить Эрехфейон  и окончили его в 407 г. до н. э. Почти  полвека здесь кипело строительство, трудились архитекторы, скульпторы, художники, создавая произведения, которыми тысячелетия спустя гордится человечество.
    Новый художественный принцип расположения построек на Акрополе. Очевидно, план ансамбля Акрополя с Пропилеями, Парфеноном, Эрехфейоном и колоссом Афины  сложился в общих чертах еще до постройки Парфенона. В процессе работ в него вносились изменения, но основа его сохранилась

План  Акрополя Афин: 1 — Пропилеи, 2 — храм Ники Бескрылой, 3 — Парфенон, 4 — Эрехфейон, 5 — фундаменты архаического Гекатомпедона, 6 — алтарь Афины, 7 — место статуи Афины Воительницы.
    В расположении храмов Акрополя времени  Перикла зодчие отказываются от симметрии, которая была типична для эпохи  архаики. Здания теперь постепенно вступают в поле зрения человека, идущего  по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, видел прежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к ней ближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось на Парфенон, который  как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храм Эрехфейон становился особенно хорошо виден от Парфенона.
    Таким образом, можно было рассмотреть либо детали находившегося рядом произведения, либо целиком другой, отдаленный памятник. Внимание человека, стоявшего у Пропилеи при входе на Акрополь, могла занимать отделка архитектурных деталей торжественных ворот Акрополя. Но он мог созерцать и огромную статую Афины, стоявшую перед Пропилеями. Эрехфейон и Парфенон еще не открывались во всей своей красоте. Приблизившись к колоссу Афины и находясь у постамента статуи, афинянин мог увлечься рассмотрением его рельефных украшений, но отсюда он уже видел с выгодной точки зрения и храм Афины - Парфенон. Эрехфейон же еще был заслонен для него постаментом колосса Афины и открывался лишь в полной мере от Парфенона, где подобным же образом можно было рассматривать либо детали Парфенона, либо весь Эрехфейон.
    Смена художественных впечатлений и постепенное  включение их в сознание человека, использование разнообразных форм и контрастов, когда разглядывание  деталей чередуется с восприятием  целого сооружения, - этот принцип был  новым по сравнению с простым  сопоставлением памятников в архаических  ансамблях.
    Изменился по сравнению с VI в. до н. э. и характер представления зодчим одного храма. Если в архаический период рассчитывали на восприятие храма преимущественно  с фасада, как Гекатомпедона на Акрополе, то в классическое время  сооружение ставится так, чтобы его  можно было видеть с угла, во всем великолепии. Скульпторы этого времени - Мирон, Поликлет также отходят от. изображения фигуры строго в фас  и показывают человека в естественном движении, в свободной, непринужденной позе.
    Парфенон. Парфенон внутри разделен на восточную  и западную части. В западной, называемой собственно Парфеноном, находилась казна  афинян. В восточном, большем помещении  стояла статуя Афины Парфенос. Двухэтажная  колоннада придавала этому интерьеру  торжественный вид.  


Вид на Парфенон II
    Парфенон - храм дорического ордера. Он прямоугольный  в плане и со всех сторон окружен  колоннами - классический образец периптера. Его строили зодчие Иктин и Калликрат. Огромную роль в сооружении храма сыграл также величайший греческий скульптор Фидий, на котором лежала обязанность общего наблюдения за строительством.
    Представить Парфенон таким, каким он был во времена  Перикла, нелегко. Все, что осталось от него сейчас на Акрополе, может быть, к сожалению, названо лишь руинами. Постройка Парфенона совпадает  с заключением победного для  Греции мира после кровопролитной войны  с персами, принесшей много горя Элладе. Греки победили варваров, и радостное сознание превосходства разума над дикими силами, олицетворенными в персидских полчищах, выразилось в греческом искусстве этого времени, и особенно полно в Парфеноне - в торжественном ритме его дорических колонн, в гордом вознесении их форм, в стройной гармонии пропорций.

Парфенон
    Больше  двух тысячелетий, до конца XVII в., Парфенон простоял в сравнительно хорошей  сохранности. В византийскую эпоху  он служил церковью. Когда Греция подпала  под власть турок, его превратили в мечеть и рядом вырос высокий  минарет. Несмотря на всевозможные перестройки, храм все же существовал. Но в 1687 г. во время войны турок с венецианцами случилось непоправимое. Турки устроили в Парфеноне пороховой склад. От попадания венецианского снаряда  порох взорвался, и прекрасный греческий  храм был почти полностью разрушен. После этого венецианцы неудачно пытались снять некоторые из скульптур  с его фронтонов, но только разбили  их. В конце XVIII в. английский лорд Эльджин  довершил разрушение Парфенона: увез из Греции почти все его скульптуры - плиты метоп и фриза, а также  статуи фронтонов. Скульптурные украшения  Парфенона теперь разрознены: часть  их находится в Лондоне, часть - в  Париже, кое-что осталось в Афинах.
    Нужно мысленно свести эти элементы воедино, чтобы почувствовать всю силу первоначальной красоты великого памятника  древности.
    Акрополь  и Парфенон. Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены диким склонам скалы, но и связаны с ними в художественное единство.
    Исследователи древнегреческой архитектуры нередко  обращали внимание на то, что в произведениях  эллинских зодчих часто используется принцип, или правило, "золотого сечения". Отрезок считается разделенным  по закону "золотого сечения", если длина его относится к большей  его части, как большая часть  к меньшей. Отрезок, величина которого равна 1, разделен в "золотом сечении", когда части равны примерно 0,618 и 0,382. Считалось гармоничным и красивым придавать сооружениям пропорции "золотого сечения".
    Соотношения величин Парфенона и холма  Акрополя не случайны. Размеры храма  определены размерами скалы. Древние  зодчие, кроме того, поставили Парфенон на Акрополе в наиболее выгодном в  художественном отношении месте, так  что величины храма и скалы  воспринимаются при взгляде издали согласованными.

Разрез через Парфенон и Акрополь
    Действительно, протяженность холма перед Парфеноном, длина храма Афины и участка  Акрополя за Парфеноном соотносятся  как отрезки "золотого сечения". При взгляде на Парфенон от Пропилеи отношения массива скалы и  храма также соответствуют пропорциям "золотого сечения". Это не случайное  совпадение: для того чтобы поставить  Парфенон в этом месте, его строителям пришлось соорудить мощную насыпь, увеличившую холм в южной части.

Вид на фундаменты Парфенона во время раскопок
    Найдя с помощью принципа "золотого сечения" нужные размеры Парфенона, который должен был стоять на холме, зодчий тем самым решил основную для него задачу. Создание творческого  гения человека - Парфенон и часть  самой природы - скалистый холм обрели глубокую органическую связь. Древнегреческие  зодчие умело сочетали свои постройки  с пейзажем, гармонично "вписывая" их в окружающую природу.
    Особенности архитектуры Парфенона. Связь Парфенона  с природой выражалась не только в  пропорциональном соотношении храма  и холма. Греческие архитекторы  и скульпторы видели, что удаленные  предметы или части их кажутся  меньше, и умели исправлять оптические искажения. Так, голова Аполлона с западного  фронтона храма Зевса в Олимпии, предназначенная для созерцания снизу, кажется некрасивой и деформированной, если ее рассматривать непосредственно  в фас. Исправлены оптические искажения  и в вертикальной надписи на храме  в малоазийском городе Приена. Буквы, расположенные выше, крупнее нижних букв, но при взгляде на надпись  снизу кажется, что все они одной величины.

План  Парфенона
    Тщательные  архитектурные измерения Парфенона  показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые. Древние зодчие знали, что строго горизонтальная линия  и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине. Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление. Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона  постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру. Колонны Парфенона  также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых  колонн при мысленном их продолжении  должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался  эффект того оптического обмана, при  котором ряд вертикальных линий  кажется несколько расширяющимся  кверху.
    Примечательно также, что колонны Парфенона  не все одинаковой толщины. Угловые  сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом  фоне, они должны казаться несколько  тоньше. Позже древне-римский архитектор Витрувий говорил, что угловые колонны "поглощаются окружающим светом". В одном из греческих трактатов  отмечается, что "цилиндр кажется  сжатым посредине" и нужно слегка утолщить его, чтобы не было этого  впечатления. Возможно, что этим объясняется  и энтазис - утолщение греческих  колонн.
    Вводя кривизну в поверхность ступеней, слегка наклоняя колонны, делая их разной толщины, создатели храма исправляли оптические искажения, которые нарушали гармоничность здания и мешали ощутить  его пластичность. Именно поэтому  строители сдвинули лестницу, ведущую  к основным ступеням Парфенона, немного  к северу, навстречу человеку, подходившему к храму от Пропилеи. Иначе от ворот она воспринималась бы смещенной  к югу и казалась бы плохо связанной  со зданием. При взгляде на Парфенон с угла кривизна стилобата, выпуклого  в центре, хорошо сочетается с кривизной  лестницы.
    Зная  действие оптических искажений, греки  пользовались им для достижения нужного  эффекта. Так, колонны второго внутреннего  ряда портика Парфенона меньше, чем  колонны внешнего, и кажется, что  они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.
    Отклонения  от горизонталей и вертикалей почти  незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность  и собранность. Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет  таких, которые не пересекались бы и  казались отчужденными друг от друга. Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции  сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается, поэтому как "построенное", составленное из отдельных элементов  здание, но кажется "живым", пластическим организмом, подобно воплощенным  в греческой скульптуре прекрасным атлетам.
    Мрамор  Парфенона. Мрамор - материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому телу.
    До  Парфенона храмы воздвигались преимущественно  из грубого пористого камня - известняка, который после окончания строительства  покрывали слоем мраморной штукатурки. Парфенон весь из мрамора. Естественно, некоторые детали его были деревянными, применялся и металл для скрепления мраморных блоков, но основным материалом был мрамор.
    Недалеко  от Афин, в горах Пентеликона, были найдены залежи хорошего белого мрамора. Мельчайшие железистые частички, находящиеся  в нем, оказывались после обработки  на поверхности. При соприкосновении  с влагой воздуха они постепенно окислялись и образовывали равномерный  слой, а иногда пятна красивой, золотистой патины. Белоснежный холодноватый камень становился теплым, насыщенным солнцем, как бы впитавшим в себя влагу  воздуха. Эта способность обработанного  мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь  здания с природой.
    Окраска Парфенона. Мраморные плиты Парфенона  имели не только красивую, покрытую патиной поверхность, но окрашивались в некоторых частях дополнительно  яркими, звучными тонами. В эпоху  архаики, когда храмы строили  из грубого материала, их штукатурили  и затем раскрашивали так, что  краска закрывала поверхность материала. Краска выполняла, таким образом, двойную  роль - маскировала шероховатую поверхность  известняка и придавала красочность, яркость храму. Довольно толстым  слоем покрывала краска и скульптурные произведения архаики. В классическую эпоху принципы и способы раскраски  изменились. На мрамор тонким слоем  накладывался раскрашенный воск, который  постепенно под влиянием тепла пропитывал камень, окрашивая но, не скрывая, как  в архаическую эпоху, его поверхность. Мрамор становился цветным, не теряя  своих особенно ценных качеств - светоносности  и нежности.
    Разумеется, не все мраморные плиты Парфенона  раскрашивались. Цветом выделялись элементы здания, конструктивную роль которых  нужно было подчеркнуть. Затененные карнизом триглифы покрывали синей  краской, красной - плоскости метоп. Окрашивали и вертикальные плиты  фронтона. Использовалась и позолота.
    Колонны Парфенона. Колонна Парфенона, как и в других храмах, разделена вертикальными желобками - каннелюрами. Они делают менее заметными горизонтальные швы между отдельными частями (барабанами) колонны. В их острых ребрах мрамор особенно светоносен и красив. Тени от ребер подчеркивают вертикальность колонн, их стройность. Но сравнению с каннелированной колонной гладкий ствол воспринимается безжизненным и отчужденным, замкнутым в своем объеме. Желобки как бы лишают колонну замкнутости, связывают ее с воздухом, оживляют впечатление от нее. Как промежутки между колоннами храма пропускают внешнее пространство к храму, так углубления каннелюр вводят пространство в объем колонны, сливают здание с природой.
    Черты ионического ордера в дорическом Парфеноне. Дорический ордер в Парфеноне  не так суров, как в храмах архаики  Он смягчен введением в архитектуру  некоторых элементов изящного ионического  ордера. За внешней колоннадой, на верхней  части стены храма можно видеть непрерывную рельефную полосу с  изображением торжественной процессии  афинян. Непрерывный фигурный фриз - зофор - принадлежность ионического  ордера, и тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был бы быть фриз с триглифами и метопами. Примечательно, что под лентой этого рельефа видны небольшие полочки с выступами, какие обычно помещаются под триглифами дорического ордера. Строители Парфенона, очевидно, не решились еще полностью отказаться от трактовки фриза как элемента дорического и оставили полочки с выступами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.