На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый контроль. Понятие финансового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ
(курсовая работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………..3
    Понятие финансового контроля………………………………………………..5
1.1 Виды  и методы финансового контроля………………………………………..6
2.  Государственный финансовый контроль. Правовые проблемы, связанные с его осуществлением ..……………………………………………………………...11
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………26
Список  использованной литературы…………………………………………….. 27
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      «Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо,  контролируя средства, нельзя не контролировать и цели».
      (Фридрих Август фон Хайек) 

      Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
      Финансовый  контроль входит составной частью в  единый механизм государственного контроля. Нормальное функционирование экономики  невозможно без четко налаженного  механизма контроля.
      Объектом  приложения финансового контроля являются, прежде всего, денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы. Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам присущи не только распределительная, но и контрольная функции.
      Объекты контроля — средства федерального бюджета.
      Значение  финансового контроля в России существенно  возросло в период перехода к рыночной экономике. Значение контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целелесообразности проводимой финансовой деятельности.
      Целью курсовой работы является рассмотрение финансового контроля.
      Общие задачи работы:
      - раскрыть понятие, сущность, методы финансового контроля;
      - обзор основных видов финансового контроля;
      - дать характеристику органов финансового контроля на примере Российской Федерации.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие финансового  контроля 
 

      Финансовый  контроль - это контроль за законностью  и целесообразностью действий в  области образования, распределения  и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
      Финансовый  контроль является важнейшим средством  обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
      Результатом реализации задач финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины. Под финансовой дисциплиной понимается четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов управления различного уровня, предприятий, организаций и учреждений. Действенность контроля тесно связана с ответственностью за нарушение финансовой дисциплины, которая предусматривает административные и материальные меры воздействия.
      Сущность  финансового контроля находит свое отражение в его задачах.
      Отметим основные задачи финансового контроля:
      • проверка выполнения органами власти различного уровня функций по аккумуляции1, распределению и использованию финансовых ресурсов;
      • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством юридическими и физическими лицами. В этом случае финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др.;
      • проверка соблюдения правил совершения финансовых операций хозяйствующими субъектами;
      • устранение и предупреждение нарушений  финансовой дисциплины;
      • выявление внутренних резервов производства.
      Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения  и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения финансового контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий, последующий. 

      Виды  и методы финансового контроля
 
      Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям.
      В зависимости от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским). (см. схему 1)

      Схема 1. Виды финансового контроля
       
      Общегосударственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами (более подробно этот вид контроля будет рассмотрен во втором вопросе).
      Ведомственный контроль проводится на подведомственных предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов местной власти.
      В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
        Предварительный финансовый контроль  осуществляется до совершения  операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. Он позволяет предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Данный вид контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы. Функциональные службы предприятий контролируют экономическую эффективность и законность финансовых и учетно-бухгалтерских операций при визировании текстов учредительных документов, различных договоров, смет, документов на расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей2.
        Текущий (оперативный) финансовый  контроль - это контроль, осуществляемый  в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.). Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм.
        Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. Эта форма контроля осуществляется путем анализа.
        Можно выделить обязательный  и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
        а) в силу требований законодательства;
        б) по решению компетентных  государственных органов.
        Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.
        Возможны и другие основания  классификации финансового контроля, в частности, в зависимости  от органов (субъектов), осуществляющих  его. В этом случае выделяется  финансовый контроль:
        а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
        б) президента;
        в) исполнительных органов власти  общей компетенции;
        д) ведомственный и внутрихозяйственный;
        е) общественный;
        ж) аудиторский.
        Ведомственный контроль, осуществляемый  министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.
        Представляется необходимым в  условиях развития местного самоуправления  выделить в качестве самостоятельного  вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
      Финансовый  контроль проводится разнообразными методами. Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. (см. схему 2)

    Схема 2. Методы финансового контроля 

      Проверки подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении.
      Наблюдение (обследование) основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
      Экономический анализ предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и  противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку  бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу.
      Ревизия3 наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 

      Государственный финансовый контроль. Правовые проблемы, связанные с его  осуществлением
 
 
      История государственного финансового контроля в России тесно связана с судьбой  и историей Министерства финансов страны. Финансовый контроль, помимо этого, возник и развивался и как направление  государственного контроля - самостоятельного учреждения в системе органов управления страной.4
      Формирование  современной правовой базы контроля началось по инициативе Минфина принятием  Указа Президента Российской Федерации  от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».
      Большое внимание вопросам государственного финансового  контроля, роли Министерства финансов в его осуществлении уделено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 января 2000 г. Однако многие полезные начинания в сфере государственного финансового контроля не получили полной реализации.
      Сегодня и на государственном уровне, и в общественном сознании признано, что государственный финансовый контроль нуждается в совершенствовании и усилении.
      Законодательная база системы контроля отстает от экономической реальности, задач  государства в финансовой сфере. Отсутствие правовых решений становится препятствием в достижении ощутимых для экономики результатов.
      Происходит  удаление ревизии из правовой базы контроля. При внесении поправок в  Бюджетный кодекс из него исключили  даже упоминание о ревизии в бюджетной  сфере. Не нашлось места ревизии в новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, хотя в прежнем Кодексе она была одним из важных способов собирания доказательств.
      В последнее время благодаря деятельности Счетной палаты России внимание к  проблемам совершенствования государственного финансового контроля усилено. Интересным начинанием явилось создание общественной организации - Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В свою очередь, Минфин России предпринимает новые шаги по укреплению собственного контрольно-ревизионного аппарата.
      Однако  наиболее актуальной проблемой остается принятие федерального закона о государственном  финансовом контроле, без него функционирование контроля как эффективной системы  невозможно. 

        Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля
 
      Четкая  организация системы органов  государственного финансового контроля является непременным условием эффективности  его осуществления. Нечеткое разграничение  полномочий, неоднозначно поставленные задачи, отсутствие взаимодействия между органами не способствует успешному функционированию данного института. Для создания действенной системы органов государственного финансового контроля необходимо, прежде всего, представлять, на каких принципах она должна быть основана. 
      Стоит сразу отметить, что в Российской Федерации не существует единой, четко  и понятно организованной системы  органов финансового контроля. Можно  говорить о сформированности отдельных  органов государственной власти, осуществляющих определенные контрольные полномочия в сфере публичных финансов.
      В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля на федеральном  уровне обладают законодательные органы РФ, осуществляющие предварительный, текущий и последующий контроль в финансово-бюджетной сфере.5 Важно, что эти органы вправе создавать собственный контрольный орган, которым сейчас является Счетная Палата РФ. Государственный финансовый контроль осуществляется также федеральными органами исполнительной власти,6 среди которых выделены Федеральное Казначейство и ФС ФБН,7 а также главные распорядители бюджетных средств (статья 269 БК РФ).
      Однако  финансовый контроль реализуется не только в бюджетной сфере. Необходимо отметить существование налогового и валютного контроля, а также банковского надзора. Исходя из этого, можно назвать более широкий круг контрольных органов, чем перечисленный в БК РФ. На федеральном уровне финансово-контрольные мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ, Счетной Палатой РФ, Правительством РФ, рядом федеральных органов исполнительной власти, а также Центральным Банком РФ (который не обладает статусом органа государственной власти и осуществляет валютный контроль и банковский надзор).
      Счетную Палату РФ многие специалисты считают  высшим органом государственного внешнего финансового контроля в государстве. Это обусловлено тем, что она  обладает конституционным статусом, не входит ни в одну из ветвей государственной власти, и, будучи подотчетной Федеральному Собранию РФ, не подчиняется ему и обладает достаточными гарантиями независимости. 
      Однако  вопрос придания какому-либо органу статуса  высшего контрольного органа в государстве  до сих пор не решен. Более того, как уже было отмечено выше, не существует нормативно закрепленных основ взаимодействия органов государственного финансового контроля. Наряду с Счетной Палатой РФ и представительными органами государственной власти в лице соответствующих комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ функционирует ряд органов исполнительной власти, также осуществляющих внешний финансовый контроль.
      Правительство РФ как высший орган исполнительной власти наделено функциями по проведению единой финансовой политики, по контролю за деятельностью иных федеральных органов исполнительной власти, что позволяет говорить о наличии у Правительства РФ полномочий, связанных с осуществлением финансового контроля.
      Особую  роль в современной системе органов  исполнительной власти играют федеральные службы, наделенные контрольно-надзорными полномочиями. Так, финансовый контроль осуществляют Федеральная налоговая служба и Федеральная служба страхового надзора. Они выполняют, соответственно, функции по налоговому контролю и контролю за соблюдением страхового законодательства. Финансовый контроль в рамках бюджетной системы Российской Федерации осуществляют ФС ФБН и Федеральное Казначейство (Положение о Федеральном Казначействе было утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703).8
      Очевидно, что наличие такого количества различных  органов, выполняющих сходные задачи, не позволяет обеспечить надлежащий уровень финансового контроля в  стране. Нельзя говорить об их функциональной независимости, а организационная независимость заменяется отсутствием какой либо структуры внутри системы органов финансового контроля.
      Остановимся подробнее на рассмотрении правового  статуса некоторых органов, осуществляющих финансово-бюджетный контроль.
          Счетная палата РФ. Статья 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» гласит, что Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Термин «подотчетный» в данном случае не указывает на несамостоятельность или какую-либо зависимость Счетной палаты РФ от Федерального Собрания РФ. Данный термин вызван обязанностью Счетной палаты РФ предоставлять палатам Федерального Собрания отчет о ходе исполнения федерального бюджета, однако в федеральном законе «О Счетной палате РФ» подчеркивается, что «в рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью». Более того, сама процедура формирования состава Счетной палаты РФ, стоящие перед ней задачи и круг ее полномочий убедительно свидетельствуют о независимости, от какого бы то ни было органа государственной власти в Российской Федерации. Счетная палата РФ состоит из Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, 12 аудиторов, а также Аппарата Счетной палаты РФ. Председатель Счетной палаты РФ и половина состава аудиторов назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Соответственно заместителя Председателя Счетной палаты РФ и другую половину аудиторов назначает и освобождает от должности Совет Федерации. Постановление о назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов, а срок полномочий Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ составляет 6 лет.9 Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. В свою очередь, поручения и обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или Государственной Думы подлежат обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты РФ, они же могут постановить провести внеплановые контрольные мероприятия.
      Как видно из всего вышеперечисленного, Счетная палата РФ при осуществлении  контрольной деятельности очень тесно взаимодействует с палатами Федерального собрания РФ, но ни в коем случае не зависит от них.
      Основные  направления деятельности Счетной  палаты РФ:
      - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
      - определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;
      - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
      - финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
      - анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
      - контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
      - регулярное представление Совету  Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.10
      В процессе реализации этих задач Счетная  палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Это в свою очередь предусматривает:
      - организацию и проведение оперативного  контроля за исполнением федерального  бюджета в отчетном году;
      - проведение комплексных ревизий  и тематических проверок по  отдельным разделам и статьям  федерального бюджета, бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;
      - экспертизу проектов федерального  бюджета, законов и иных нормативных  правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
      - анализ и исследование нарушений  и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
      - подготовку и представление заключений  в Совет Федерации и Государственную  Думу по исполнению федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов в отчетном  году;
      - подготовку и представление заключений  и ответов на запросы органов  государственной власти Российской Федерации.
      Таким образом, хотя Счетная палата РФ является специализированным контрольным органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Однако, основным видом  деятельности Счетной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность.
      Ассоциация  контрольно-счетных  органов Российской Федерации
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.