На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Философии". Философия, ее роль в жизни человека и общества, ее функции.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Билет№ 1
1. Философия, ее роль в жизни человека и общества, ее функции.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения:
- мировоззренческую
- методологическую
- мыслительно-теоретическую
- гносеологическую
- критическую
- аксиологическую
- социальную
- воспитательно-гуманитарную
- прогностическую
Мировоззренческая роль – способствует формированию:
- целостности  картины мира
- представление  об его устройстве
- месте  человека в нем
- принципов взаимодействия с окружающим миром
Методологическая  функция –  заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая  роль – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Ряд философов 20 века видели в философии «арбитра»  между всеми существующими науками  универсальные принципы мышления и  теоретического обоснования научных доводов.
Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
При этом не все философы уверены в том, что философия поможет познать  окружающий мир. Представители направления гностицизма считают это возможным. Представители агностицизма, наоборот считают мир до конца непознаваемым ни людьми ни философией.
Критическая роль – подвергать сомнению окружающих, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелостей знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (ценность) заключается в оценке вещей, явлений, окружающего мира. С точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое отбрасывается тормозящее и  отжившее Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.
Воспитательно-гуманитарная роль философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая роль  - объяснить общество, причины  его возникновения, объяснение имеющихся  философских об окружающем мире и  человеке, достижение познания, спрогнозировать  тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Сознательная  роль – объяснение современного, его  структуру, элементы, современное состояние, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения  совершенствования общества. Так  же ролью является основоположения К.Маркса. В начале 21 века философия переменила свое внимание на человека, его внутренний мир и воздействие с окружающей средой.
2. Истина и заблуждение.
Категории истины и заблуждения – ключевые категории теории познания, выражающие две стороны процесса познания.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение  – это адекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение  действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т д. Заблуждения следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях и связанной с этим дезинформации, передачи заведомо ложного знания. Развитие практики и процесса познания показывают, что заблуждения преодолеваются постепенно, превращаются в истинные знания. Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений – изменение и совершенствование социальных условий, развитие и углебление знания, зрелость практики. А это требует конструктивного и критического подхода к действительности.
Истина  – знание, соответствующее своему предмету, т. е. адекватное, верное отражение действительности. Истина – цель познания в любой его форме. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Форму выражения объ. истины, зависящую от конкр. историч. условий, хар-зующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относит. истиной. Т.о. все развитие чел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит. истин другими, более полно и точно выражающими объ. истину. Процесс познания предст. собой все более полное и точное познание объ. истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрпос отвечают отрицательно. В док-во они ссылаются на то, что в пр-се познания мы имеем дело лишь с относит. истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Сл., полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсол. истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. Тем не менее абс. истина сущ.; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к кот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина - ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Т.о., относ. и абс. истины - лишь разные уровни, или формы объ. истины. Наше знание всегда относит., т.к. зависит от уровня развития о-ва, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе истор. развития мы открываем новые стороны и св-ва в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Этот постоянный пр-с перехода от одних относит. форм объ. истины к другим -важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Т.о. каждая относит. истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абс. истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 2
1. Исторические типы философствования
История философии — это история самосознания человеческой культуры в ее теоретическом, сущностном, категориальном выражении. Разнообразие философских идей, способов их постановки и решения поставило перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений, в том числе и вопрос о критериях типологизации. Основными факторами типологизации философских учений являются тип культуры и историческая эпоха, в которых создается философская система. Именно они определяют тип философской картины мира, тип философа и  тип философствования.
Созерцательный  тип философствования и созерцательный тип философа сложился в античную эпоху. Невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного античного человека. Наиболее ярко этот тип выразил Аристотель, основатель перипатетической школы, который полагал, что абсолютное созерцание есть божественное созерцание, а бог—абсолютный созерцатель-философ. Социальная роль философа-созерцателя -объяснительная. Античная философия внесли огромный вклад в разработку
проблем методологии познания. Аристотель, разработавший аналитику как
метод познания, называл также Зенона, автора знаменитых апорий, таких, как "Ахилл" и "Стрела" , создателем диалектики. Умозрительный тип философствования.....шок к созерцательному,
который ориентирован на иррациональные и сверхрациональные  источники
познания, такие, как интуиция, откровение. Такой тип характерен для религиозной и религиозно-мистическом философии (поздняя античность,
средневековье, русская религиозная философия  конца XIX - началаXX вв.).
Философы  этого типа стремились выйти за пределы  чувчтвенно-воспринимаемого мира и  найти связь между верой и знанием, между религией и наукой.
Деятельностный   тип   философствования ориентирован   на
осуществление социальных преобразований, противоположен по характеру
созерцательному и умозрительному типу философствования, порожден
капиталистической эпохой, наиболее полно выражен и марксистской философии. Революционно-преобразующая ориентация развита в марксистской философии сильнее, чем в других философских учениях, хотя
и до марксистов были философы, мечтавшие о радикальных  социальных
переменах (Мор, Кампанелла и Мюнцер, Руссо, Дидро и Фихте, Радищев и
Чернышевский). Но только в философии марксизма  был субъект
социального действия — народные массы, рабочий  класс. Социально-экологический тип философа и философии (Н.Ф. Федоров,
В. И. Вернадский, представители Римского клуба)-это новейший тип
философствования.  Определяющим отношением к миру в  философском
мировоззрения философов этого типа является забота о сохранении мира,
то есть земной цивилизации. Под сохранением  мира понимается сохранение естественной, природной среды обитания, экологического равновесия в биосфере, человеческого генофонда.
В зависимости  от созданных в рамках различных  культур и эпох типов философской  картины мира, сегодня различают следующие типы философий:
•      духовно-мистический эзотеризм Востока;
•      космоцентризм античной философии;
•      теоцентризм средневековья;
•      пантеизм Возрождения;
•      механицизм нового времени;
•        философия просветительства;
     философия субъективного духа;
•     философия объективного духа;
•      философия антропотеизма;
•      философия русского религиозного ренессанса;
•      философия революционной  деятельности;
•     современные типы философии.
    2 Бытие и его формы.
Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено  в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Билет № 3
 
1. Проблема бытия и материи в философии
1.   Важное место в философии Аристотеля  занимают проблемы материи.
Что есть материя?
По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и v до.
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
•   все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
. изменение  хотя бы одного из этих качеств  (либо материи, либо формы) приводит  к изменению сущности самого предмета;
•   реальность - это последовательность перехода от материи к форме к  от формы к материи;
. потенция (материал) есть пассивное начало, форма -активное;
•   высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
2.  Носителем сознания, по Аристотелю, является душа Философ выделяет три уровня души,
•   растительная душа;
•   животная душа;
•   разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная  душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель  материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
•   отличается от животных наличием мышления и разума;
•   имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в  коллективе).
Именно  последнее качество - потребность  жить в коллективе - приводит к возникновению  общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим  механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.
3.  Аристотель выделяет шесть типов государств.
•   монархия;
•   тирании;
•   аристократия;
•   крайняя олигархия;
•   охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
•   полития (смесь умеренной олигархии  и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя  олигархии и охлократия) и "хорошие" (монархий, аристократии и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство среднего класса" (идеал Аристотеля).
4.  Историческое  значение философии Аристотеля  в том, что он:
•   внес существенные коррективы в ряд  положений философии Платона, критикуя учение о ''чистых идеях";
•   дал    материалистическую   трактовку    происхождения мира и человека;
•   выделил 10 философских категорий;
.   дал определение бытия через  категории;
•   определил сущность материи;
•   выделил шесть типов государства  и дал понятие идеального типа - политии;
. внес  существенный вклад в развитие  логики (дал понятие дедуктивного  метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов  - вывода из двух и более  посыпок заключения).
2. Философское знание и его структура
 
1. Основная специфика  философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
•   имеет очень много общего с  научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
•   однако не является научным знанием  в чистом виде. Главное отличие  философии от всех иных наук заключается в том, что философия является  теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия  обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно  выделить следующие особенности философского знания:
•   имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
•   носит предельно общий, теоретический  характер;
•   содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; •   во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
•   является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает  не только предмет познания, но и  механизм самого познания;
• имеет  качество рефлексии - обращенности мысли  на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и  само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в  то же время динамично - постоянно  развивается и обновляется;
•   опирается на категории - предельно  общие понятия; •   неисчерпаемо по своей сути;
•   ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть" достоверно разрешены логическим путем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Билет № 4
1. Философия и мировоззрение
1.  Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории  человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
•   мифология;
•   религия;
•   философия.
2.  Мифология  - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества,  которое совмещает в себе как  фантастическое, так и реалистическое  восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы.
•   происхождение Вселенной, Земли и человека;
•   объяснение природных явлений;
•   жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
•   вопросы чести, долга, этики и  нравственности. Чертами мифа являются:
•   очеловечивание природы;
•   наличие фантастических богов,  их общение, взаимодействие с человеком;
•   отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
•   практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
•   однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3.  Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном  мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы  те же, что и миф:
•   происхождение Вселенной, Земли, жизни, человека;
•   объяснение природных явлений;
•   поступки, судьба человека;
•   нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются:
•    христианство;
•    ислам;
•    буддизм.
Крупнейшими и наиболее распространенными в  мире национальными религиями являются:     синтоизм;
•    индуизм;
•    иудаизм.
Помимо  мировоззренческих религия имеет  иные функции.
•   объединительную   (консолидирует   общество   вокруг идей либо ради идей);
•    культурологическую   (способствует   распространению определенной культуры, влияет на культуру);
•   нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4.   Философия - особый,  научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
•   основано на знании (а не на вере либо вымысле);
•    рефлексивно (обращенность мысли на саму себя);    логично (имеет внутреннее единство и систему);
   опирается на четкие понятия и категории.
Философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5.  Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
•    космоцентризм;
   теоцентризм;
•    антропоцентризм.
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога.
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные школы).
2. Индивид, индивидуальность, личность.
Человек - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления, отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф. понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж. себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Билет № 5
1. Проблема сознания в философии
1.  Помимо  основных подходов к самой  проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
•  сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
•   сознание присуще всем живым организмам;
.   сознание - свойство исключительно  человеческое.
2.   Согласно  космической  {божественной}  точке зрения сознание существует  само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека.  Сознание  "исходит"- непосредственно  из  космоса (другой вариант - из разума бога), едино, неделимо, цельно по своей сути.
Частицы "мирового сознания" рассеяны в  природе а виде сознания живых организмов и человека.
Существуют  теории происхождения сознания, близкие  к космической (божественной) точке  зрения:
•   теория монад (монадология) - первоначально  выдвину та Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных духовных единиц, в которых заключена энергия вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
•   теория Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;
•   теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, сознание - результат  взаимодействия полей, которые образуют материю;
•   теория психосферы Рейзера, согласно которой  галактика  громадный разум, который  вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом;
•   теория гилозоизма, согласно которой  оси материя (живая, неживая, все  ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство материи.
3.  Основная  идея другой,  "биологической"  точки
зрения  сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
Сторонники  данной точки зрения обосновывают ее тем, ЧТО:
. жизнь  животных происходит не спонтанно,  а подчинена их сознанию, имеет  смысл;
. инстинкты  бывают не только врожденные, но и приобретенные;
. животное  в течение жизни накапливает  и умело использует опыт;
. многие  действия, совершаемые животными  (особенно высшими - кошачьими,  собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой  работы сознании;
•   животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т, д.
Согласно "человеческой" точке зрения сознание продукт исключительно человеческого  мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а  инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в.
Новейшие  научные исследования ставят ее под  сомнение: .   животные руководствуются  не топью инстинктами;
•   высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и ар,) свойственны сложные умешенные операции, наличие интеллекта;
•   животные обучаемы;
.   животные  видят сны  (вращение  зрачков,  эмоции  во сне);
.   имеют склонность к достаточно  высокой "социальной" организации  с распределением ролей.
Правильнее, вероятно, считать, что сознаний в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), г самый высокий уровень сознания имеет человек
 
2. Типы мировоззренческих  систем.
М. - это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды - опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Билет № 6.
1. Пространство и время как формы существования материи
1.  Материя  имеет способность к самоорганизации  -созданию,   совершенствованию,   воспроизводству самой себя без участия внешних сил.
Всеобщей  формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, валяется так называемая флуктуация • постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.
В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между  элементами материи изменяются, а  также появляются новые связи -материя  приобретает новое состояние, так  называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по 2 вариантам:
•   "диссипативная структура" укрепляется  и окончательно превращается в новый  вид материи, но только при условии  энтропии - притока энергии из внешней  среды - и затем развивается по динамическому типу;
•   "диссипативная структура" распадается  и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности  новых связей, либо из-за отсутствия энтропии -притока энергии из внешней  среды.
Учение  о самоорганизации материи получило название синергетики
Крупным разработчиком синергетики являлся  русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.
2.  Материя  имеет расположение во времени  и пространстве,
По поводу расположенности материи во времени  и пространстве философами выдвигалось  два основных подхода: субстанциональный; реляционный.
Сторонники  первого - субстанционального (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Сторонники  второго - реляционного (от лат. relabio -отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.
в настоящее  время более достоверной выглядит реляционная теория, исходя из которой:
. время  - форма бытия материи, которая  выражает длительность существования  материальных объектов и последовательность  изменений (смены состояний) данных  объектов в процессе из развитии;
•    пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее  протяженность,  структуру,  взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены  между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одно-вреданно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория  относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:
. подтвердила  правильность реляционной теории - то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;
-   перевернула прежние взгляды  на время и пространство как  вечные, жизненные величины.
С помощью  сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было домазано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость тела, то внутри данного объекта время и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время эамедлится.
Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных теп.
Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов - следы человека на грунте, грунта на обуви, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, поверхности водоема,
Отражение бывает: физическим; химическим; механическим. Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии: раздраженности; чувствительности; психического отражения. Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание - это способности высокоорганизованной материи отражать материю.
2. Понятие личности.
Личность  — человеческий индивид в аспекте  его социальных качеств, формирующихся  в процессе исторически конкретных видов деятельности.
Личность  формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.
Личность  есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия  социальных факторов и ее психосоциального ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я — он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой щр, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как 59 личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает  себя: кто я? зачем я? в чем смысл  моей жизни? Только выработав то или  иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).
Человека  философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными  условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Билет № 7
1. Философское объяснение  общества.
Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
      Предметом социальной философии  является общество, взятое во  взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная  система, также законы функционирования  и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает  и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная философия рассматривает также взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.
      Представители разных направлений  социальной философии исходят  из понимания общества как  определенной социальной системы  (“социального организма”). Рассматривая  общество как систему взаимодействий  людей, они расходятся в понимании  основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и
    материальных  условиях общественной жизни. Но как  бы там ни было, общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.
    В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.
    Понятие “общественное бытие” и “общественное  сознание” играют немаловажную методологическую роль в исследовании в исследовании общества и в понимании отдельных социальных явлений. Правильно понять взаимодействие этих сторон – значит встать на путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.
    Одна  из фундаментальных проблем развития современного общества заключается  в том, как сформировать, сохранить  и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. В содержании духовной жизни общества проявляется его подл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.