На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Новые банковские технологии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


http://rutube.ru/tracks/1861023.html?confirm=ed22164f0fdecd54a16303a8f2d2de48&v=2c28e6adf74c88ffd4115c2ae8db3ed1
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......... 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА……………………………………………….  
 
8
1.1. Содержание, формы, принципы внедрения новых банковских технологий коммерческого банка……………………………………..  
8
1.2. Особенности новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса…………………………………………..  
20
1.3. Выбор альтернативного алгоритма оценки новых банковских технологий коммерческого банка………………………………………..  
30
2. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДО «ШАДРИНСКИЙ» КУРГАНСКОГО ФИЛИАЛА
ОАО «УРСА-БАНК»………………………………………………………..
 
 
41
2.1. Расчет  показателей новых банковских  технологий коммерческого банка………………………………………………………………………….  
41
2.2. Анализ  тенденций новых банковских технологий коммерческого банка………………………………………………………………………….  
49
3. ПРОГНОЗ  ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ  ДО «ШАДРИНСКИЙ» КУРГАНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «УРСА-БАНК»  В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА…..
 
 
63
3.1. Стратегия  внедрения новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса…………………………………….  
63
3.2. Прогнозный  расчет внедрения стратегии новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса……  
72
4.АНТИКРИЗИСНЫЕ  МЕРЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………… 90
5.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ………………………. 116
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 121
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………… 124
Приложения  на  листах  
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Актуальность темы: В настоящее время банковское дело является многоотраслевым, рискованным бизнесом, функционирующим в нестабильных условиях внешней среды, насыщенной производными финансовыми инструментами. Главной целью современного банка является управление капиталом и рисками, формирование оптимальной стратегии развития и политики выживания в условиях кризиса.
     Текущее состояние банковской отрасли характеризуется ужесточением межбанковской конкуренции, появлением новых каналов сбыта банковских продуктов и, как следствие, – изменением методов ведения банковского бизнеса. Адаптация к изменяющимся условиям среды функционирования, освоение новых банковских технологий, разработка различных сценариев выживания и дальнейшего развития в условиях кризиса требуют выработки инновационных подходов в деятельности коммерческого банка. Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы настоящего дипломного проекта.
       Объектом исследования в дипломном проекте выступают новые банковские технологии коммерческого банка.
       Предметом дипломного проектирования выступает процесс внедрения новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса.
       Цель  дипломного проектирования заключается  в разработке прогноза внедрения новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса.
       Для достижения поставленной цели в дипломном  проекте решаются следующие основные задачи:
       - рассмотреть содержание, формы, принципы внедрения новых банковских технологий коммерческого банка;
       - проанализировать особенности новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса;
       - выбрать альтернативный алгоритм оценки новых банковских технологий коммерческого банка;
       - рассчитать и проанализировать тенденции показателей новых банковских технологий конкретного коммерческого банка;
       - сформулировать стратегию внедрения новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса;
       - выполнить прогнозный расчет  внедрения стратегии новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса.
       - исследовать антикризисные мероприятия  коммерческого банка;
       - проанализировать элементы экономической  безопасности коммерческого банка.
       В теоретической части дипломного проекта рассматриваются содержание, формы, принципы внедрения новых банковских технологий коммерческого банка; анализируются особенности новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса; выбирается альтернативный алгоритм оценки новых банковских технологий коммерческого банка.
       В практической части дипломного проекта выполнен расчет показателей, характеризующих кредитный портфель, портфель неработающих кредитов, а также показателей, характеризующих ликвидность коммерческого банка. Проанализированы тенденции их изменения в рассматриваемом периоде. Выбрана стратегия внедрения новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса, выполнен прогнозный расчет внедрения стратегии новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса. Исследованы антикризисные мероприятия и проанализирована система экономической безопасности коммерческого банка.
       Предметом защиты является прогноз внедрения новых банковских технологий Курганского филиала ОАО «УРСА – БАНК» в условиях финансового кризиса. Предложенная стратегия внедрения новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса, включает комплекс мер по оптимизации портфеля неработающих кредитов в целях повышения уровня ликвидности банка. Прогнозные значения показателей, характеризующих внедрение новых банковских технологий, на 2010 год подтверждают эффективность предложенных мер по повышению ликвидности коммерческого банка.
       Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных  и зарубежных ученых в области разработки и внедрения новых банковских технологий коммерческого банка. Нормативно-правовая и статистическая основа исследования – федеральные законы РФ, приказы Министерства финансов РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные в научных и периодических источниках, данные финансовой, бухгалтерской отчетности Курганского филиала ОАО «УРСА-БАНК», прочие документы открытого доступа.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ
 НОВЫХ  БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОММЕРЧЕСКОГО  БАНКА
В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 

1.1. Содержание, формы, принципы внедрения новых  банковских технологий коммерческого  банка 

       Эффективность работы коммерческого банка и  его конкурентоспособность на рынке  во многом зависят от внедрения новых  банковских продуктов и технологий (процессов). Используемые новые банковские технологии не только определяют «лицо» банка в глазах клиентов и инвесторов, но и являются одним из важнейших критериев в оценке грамотности и профессионализма организации его бизнеса и обеспечения устойчивости функционирования.
       Термин  «новые банковские технологии» вошел в деловую практику относительно недавно. Еще десять — пятнадцать лет назад его просто не существовало. Это было обусловлено достаточно жестким регулированием отечественной банковской системы, что не давало возможности развивать техническую базу для инвариантной реализации принятых схем работы и предоставления услуг.
       С переходом к рыночной экономике  российские кредитные организации  стали активно использовать в  своей практике новейшие банковские технологии, опыт зарубежных коллег и современные технические средства (в первую очередь компьютерные технологии и средства связи).
        Существует множество  определений понятия «банковская  технология». Например, О.И.Лаврушин полагает, что «это организация деятельности, связанная с последовательностью осуществления операций совокупностью приемов и методов, с помощью которых создается банковский продукт» [25, с.156] .
        А.Г.Грязнова определяет банковские технологии как совокупность приемов и способов, обеспечивающих создание банковского продукта [11, с.99].
        А.В.Тютюнник под  банковскими технологиями понимает совокупность новейших подходов, методов, средств реализации и обеспечения  банковских бизнес-процессов [36, с.230].
        Часто под банковской технологией подразумевается автоматизация отдельных бизнес — процессов, которая, в сущности, представляет собой только часть общего процесса.
        Нам представляется, что наиболее исчерпывающим является определение банковской технологии, как созданной банком системы производства и доставки банковского продукта целевой аудитории для удовлетворения ее потребностей.
        Не следует упускать из виду и трактовки сущности банковских технологий, отраженной в Государственном  стандарте РФ (ГОСТ Р 8.561-95). В соответствии с пунктом 3.1. этого документа «банковская технология — это упорядоченная совокупность функционально и информационно взаимосвязанных операций, действий, работ и процедур, обеспеченных необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными, техническими, временными, информационными, программно-математическими, кадровыми и т.п.), реализуемых техническими и человеко-машинными системами и направленных на достижение эффективности банковских операций» [ 11, с.10].
        По нашему мнению, банковская технология представляет собой  способ организации целесообразной практической деятельности, опирающейся на совокупность приемов и методов, направленных на принятие оптимальных управленческих решений, создание банковского продукта и оказание банковской услуги. Появление данной формулировки обусловлено тем, что за последние пятнадцать лет возросло значение средств и методов реализации банковских задач.
        Традиционное понятие  «банковское дело» постепенно трансформируется в понятие «банковские технологии». Это происходит потому, что сегодня  приоритетными становятся практические способы оказания банковских услуг и технические средства их реализации. Таким образом, за короткое время не просто появилось новое понятие, но оно стало первостепенным и системообразующим.
      В настоящее время одним из основных факторов успешной банковской  деятельности выступает политика постоянных нововведений. Данное утверждение вытекает из ряда предпосылок, характеризующих существующее на сегодняшний день положение экономики.
       Во-первых, отношения банков с клиентами  основаны на принципах партнерства. Это, в частности, означает, что банки проявляют постоянную заботу не только о сохранении, но и о приумножении капитала своих клиентов, предлагая им новые услуги, которые способствуют расширению финансово-хозяйственной деятельности, снижению издержек, развитию деловой активности и повышению ее доходности.
       Второй  причиной появления новых видов  банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений. Для того, чтобы выжить в условиях рынка необходима многовариантность и нестандартность деловых решений, неординарность хозяйственных операций, внедрение инноваций во всех сферах деятельности банка.
       Третьей причиной является развитие новых дорогостоящих  банковских технологий. Именно научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще сейчас связывается с понятием инновационного процесса.
       Однако, нововведения в банковском бизнесе  включают в себя не только технические  или технологические разработки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
       Таким образом, можно выделить три задачи, стоящие перед Российскими банками  в современной экономической  ситуации.
         Во-первых, расширение набора банковских услуг — платежных, коммерческих, инвестиционных, в целях привлечения клиентов.
       Во-вторых, внедрение высокотехнологичного современного оборудования (такие возможности доступны только крупным российским банкам).
       В-третьих, повышение профессионального уровня банковских менеджеров.
       Новые продукты и технологии, реализуемые на рынке, представляют собой инновацию. Инновации, функционирующие в финансовой сфере, представляют собой финансовые инновации. Часть финансовых инноваций создается банками в форме банковского продукта или операции (технологии). Это банковские инновации. Банковская инновация — это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка.
       Под банковским продуктом понимается материально  оформленная часть банковской услуги (карта, сберегательная книжка, дорожный чек, электронный кошелек и т. п.). Банковский продукт имеет вид вещи (т. е. осязаемую форму), предназначенную для продажи на финансовом рынке.
       Новый банковский продукт бывает: единичный; массовый.
       Единичный продукт — это индивидуальный продукт. Как вещь, он имеет характерные, только ему присущие особенности, которые выделяют его среди других банковских продуктов. Например, конкретная монета из конкретного драгоценного металла определенной массы, конкретная недвижимость, облигация конкретного эмитента-банка и др. Единичный банковский продукт имеет четко определенный круг своих покупателей. Поэтому он выпускается в расчете на конкретных потребителей.
       Массовый  банковский продукт — это продукт  без резко выраженной индивидуальности. У него нет особых характерных черт. Массовый банковский продукт различается только по видам продукта или финансового актива, например банковский депозит, банковский счет, облигации государственного внутреннего или муниципального займа всех видов и др. Массовый финансовый продукт выпускается в расчете на широкий круг потребителей и инвесторов.
       Новый банковский продукт бывает: лимитированный; не лимитированный.
       Лимитированный  банковский продукт — это продукт, объем или количество выпуска  которого строго квотируется. Этот объем устанавливается при выпуске продукта. Размер объема определяется многими факторами: размером уставного капитала акционерного банка, спросом покупателей и т. д. К лимитируемым банковским продуктам относятся акции, облигации, виды кредитных соглашений и др. Данный продукт выпускается в расчете на конкретного покупателя.
       Не лимитированный банковский продукт представляет собой продукт, объем (количество) выпуска которого не ограничен никакими квотами. Этот продукт выпускается в расчете на возможного потенциального покупателя. Численность покупателей есть величина неопределенная. Поэтому объем выпуска не лимитируемого банковского продукта не ограничивается никакими нормами и условиями, кроме фактора покупательского спроса.
       К не лимитируемым банковским продуктам относятся: пластиковые расчетные и кредитные карты, банковские счета и т. п.
       Новый банковский продукт также может  быть в форме: имущества; имущественного права.
       Имущество представляет собой материальный объект собственности, например деньги, мерные слитки золота, монеты, ценные бумаги и др.
       Имущественное право означает право владеть, распоряжаться  и пользоваться определенным имуществом. К банковскому продукту в форме  имущественных прав относятся такие  документы, как договор банковского  счета, кредитные соглашения и т. п.
       В качестве нового продукта банковская инновация проявляет себя только в процессе ее реализации на финансовом рынке или внутри банка.
       Ключевым  моментом при создании новой банковской технологии является характер взаимодействия «банк — банковская технология». Среди наиболее существенных факторов, определяющих это взаимодействие, по нашему мнению, можно выделить такие, как:
- миссия банка;
- интересы основных акционеров и/или топ-менеджмента;
- позиционирование банка на рынке финансовых услуг.
       Все эти факторы определяются как  стратегическими, так и тактическими целями кредитной организации. Новая банковская технология должна иметь приоритетное значение для банка только в том случае, если ее существование и предполагаемые изменения не вступают в противоречие с целями банка.
       Если  банк позиционирует себя как розничный, ориентированный на обслуживание частных  клиентов всех категорий, то и приоритет  должен отдаваться технологиям массового  производства и тиражирования продуктов  с минимальными издержками.
       Если  же банк входит в финансово-промышленную группу и обслуживает финансовые потоки основных акционеров, то преимущества получают «штучные» технологии, ориентированные  на удовлетворение потребностей (иногда разовых) заранее известных клиентов.
       Если внедрение новой технологии расходится с интересами банка или не соответствуют его имиджу, то может возникнуть конфликт интересов. Это приведет к распылению внутренних ресурсов организации и неправильному позиционированию банка на рынке финансовых услуг, что будет означать ухудшение качества обслуживания основных клиентов по всем параметрам.
       Любая новая технология может приносить банку реальную прибыль, только тогда, когда она не вступает в противоречие с внешней средой.
       В этом случае следует принимать в  расчет такие группы факторов, как:
- экономические — наличие экономических условий для развития банковского бизнеса;
- законодательные — наличие адекватной нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно проводить те или иные банковские операции;
- организационные — решения, принимаемые руководством и коллективными органами управления банком;
- информационно-технологические — наличие и доступность соответствующих программно-аппаратных средств.
       Экономические факторы могут оказывать влияние  на банковскую технологию как напрямую, так и через целевую аудиторию. В первом случае речь идет о том, какова банковская технология в целом, во втором — в каком виде она может использоваться для заданной целевой аудитории.
       Для конкретной банковской технологии вес  вышеназванных факторов может быть различен. Так, для «штучных» продуктов наличие информационных технологий, позволяющих добиться высокой степени автоматизации бизнес-процессов, большой роли не играет. Здесь вследствие большого объема сделок и отсутствия распределения риска критическими являются законодательные и экономические факторы.
       Для эффективного развития бизнеса на рынке  массовых розничных продуктов, напротив, информационно-технологический фактор является критически важным. Его неверная оценка может привести к негативным результатам. Например, если при реализации пользующейся спросом розничной технологии недостаточное внимание уделяется информационным факторам, то это приводит к завышенной себестоимости производства и доставки банковского продукта целевой аудитории.
       Другим  примером может быть создание продукта, пользующегося потенциальным, но не фактическим спросом среди целевой  аудитории. Если при создании технологии какой-либо из факторов банком сознательно  игнорируется, то в данном случае речь может идти только об экспериментальной технологии, «пилотном» проекте, имеющем свои границы, соответствующие риски и, как правило, плановую убыточность.
       Понятие «новая банковская технология» применимо  ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и так далее, или создают условия для всего вышеперечисленного.
       По  экономическому содержанию нововведения в банковской сфере можно подразделить на два типа: технологические и  продуктовые.
       К технологическим нововведениям относятся: электронные переводы денежных средств; банковские карты.
       К продуктовым нововведениям относятся новые банковские продукты, которые могут быть связаны как с новыми операциями и услугами, так и с традиционными банковскими операциями в период их развития, либо изменения условий регулирования.
       Мировая банковская практика выделяет следующие группы новых банковских технологий, объединенных общностью целей:
- новые  услуги, связанные с развитием  денежно-финансового рынка;
- новые  услуги по управлению денежной наличностью;
- инновации  в традиционных сегментах рынка ссудных капиталов.
       Общие категории новых банковских технологий отражают наиболее существенные свойства отдельных видов банковских продуктов и услуг. Сравним некоторые виды новых продуктов и услуг, предлагаемых российскими и зарубежными банками.
       Мировой опыт создания новых банковских технологий (продуктов и услуг) включает в себя следующие виды банковских инноваций:
- банковские  продукты на новых сегментах:  инвестиции в недвижимость, страховой бизнес, финансовый лизинг, трастовые операции;
- инновации в новых областях денежно-финансового рынка, такие как: рынок коммерческих бумаг, финансовые фьючерсы, финансовые опционы, рынки не котируемых ценных бумаг;
- управление денежной наличностью и использование новой информационной технологии;
- услуги     финансового     посредничества,     направленные     на    снижение операционных  расходов  и  более  эффективное  управление  активами  и обязательствами: депозитные сертификаты, счета НАУ, депозитные счета денежного рынка;
- новые продукты в традиционных сегментах рынка ссудных капиталов: инструменты с  «плавающей» процентной  ставкой,  свопы,  облигации  с глубоким дисконтом, серийные облигации и так далее, а также инструменты денежного рынка, имеющие характеристики, как капитала, так и заемных денежных средств (ссуды и облигации участия, сертификаты инвестиций).
       Отечественный опыт разработки новых банковских технологий включает в себя следующие виды банковских инноваций:
- инновационная  деятельность,  соответствующая  мировым тенденциям 
развития  банковского  дела (нет запрета на лизинговую и 
инвестиционную  деятельность, напротив, на страховой бизнес 
запретительные ограничения есть);

- выдача  поручительств за третьих лиц,  предусматривающих исполнение 
обязательств в денежной форме;

- осуществление    доверительного    управления    (трастовые    операции) 
денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими 
и юридическими лицами;

- приобретение  права требования от третьих  лиц исполнения обязательств 
в денежной форме;

- проведение   операций   с   драгоценными   металлами   и   природными 
драгоценными камнями;

- внедрение  в практику лизинговых операций;
- предоставление    в    аренду    физическим    и    юридическим    лицам 
специальных   сейфов   или   помещения   для   хранения   документов   и ценностей;

- оказание  консультационных и информационных  услуг;
- развитие   операций   на  денежно-финансовом   рынке   за   счет   «иных сделок», в том числе с производными финансовыми инструментами.
       Банки заинтересованы модернизировать методики создания и поставки своих услуг с той целью, чтобы операционные расходы и цены на них довести до уровня соответствия конкурентной позиции. Разработка новых банковских технологий - это процесс изменения стратегии банковской деятельности.
       Используемые новые банковские технологии не только определяют «лицо» банка в глазах клиентов и инвесторов, но и являются одним из важнейших критериев в оценке грамотности и профессионализма организации его бизнеса и обеспечения устойчивости функционирования. Это индивидуальное «ноу хау» банка, направленное на то, чтобы в современной быстро меняющейся внешней среде предложить клиентам соответствующий их потребностям уровень сервиса, опирающийся на достижения науки и техники.
       Банковские  технологии и их развитие — один из главных факторов в поддержании  общей конкурентоспособности кредитной  организации и, по мере укрупнения банковской системы, обострения конкуренции, роста инвестиционной привлекательности банковского бизнеса, его значение будет только возрастать.
       В процессе принятия решения о внедрении  новых технологий банку необходимо руководствоваться определенными  принципами, соблюдение которых позволит получить ожидаемый эффект от их применения. К такого рода принципам следует отнести: принцип информативности; принцип целевой ориентации; принцип системного подхода; принцип циклического характера процесса разработки технологии.
       Содержание принципа информативности сводится к организации сбора и анализа информации о потребностях банковских клиентов в услугах, предоставляемых благодаря применению тех или иных технологий, и о реальных возможностях кредитной организации.
       Принцип целевой ориентации всей совокупности намечаемых мер, слияние в единый «технологический процесс» элементов инновационного проекта (целей и подцелей, ресурсов, организационной структуры, расчета финансовых показателей проекта и функциональных зависимостей этих элементов). Таким образом, реализуется строгая ориентация всех составляющих инновационного проекта на достижение четко сформулированной цели, отражающей потребности организации в новых видах продуктов, технологий и систем управления. Основным результатом внедрения новой технологии должно стать максимально возможное удовлетворение потребностей клиентов путем обеспечения их средствами, необходимыми для решения конкретных проблем, что достигается посредством изучения спроса, и реализацией услуг на конкретных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки. В то же время этот принцип включает и обеспечение внутренних нужд кредитной организации, и исполнение целевых директив контролирующих организаций.
       Принцип системного подхода предполагает четкую взаимосвязь всех составляющих элементов технологии, высокую степень интеграции различных видов работ и участников технологического процесса, централизацию рычагов управления проектом (планирование, контроль, финансирование) на всех этапах его реализации, а также соблюдение последовательности «цели — способы их достижения — ресурсы». Для реализации этого принципа необходимо обеспечить единство стратегии и тактики поведения кредитной организации в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям рынка при одновременном воздействии на его формирование и стимулировании развития;
       Принцип циклического характера процесса разработки технологии, то есть необходимость учета при создании, разработке и внедрении новой технологии возможности адаптации ее к уже используемым банком. Таким образом, обеспечение прибыльности коммерческой деятельности происходит благодаря постоянной разработке и практической реализации новых научно-технических идей, подготовка и внедрение которых видятся наиболее перспективными для оказываемого рынка банковских услуг.
       Изучение  теоретических аспектов новых банковских технологий, представленных в экономической  литературе, позволило сделать следующие  выводы:
        Под банковской технологией следует понимать способ организации целесообразной практической деятельности, опирающейся на совокупность приемов и методов, направленных на принятие оптимальных управленческих решений, создание банковского продукта и оказание банковской услуги.
       Мировая банковская практика выделяет следующие  группы новых банковских технологий, объединенных общностью целей: новые услуги, связанные с развитием денежно-финансового рынка; новые услуги по управлению денежной наличностью; инновации в традиционных сегментах рынка ссудных капиталов.
       Отечественный опыт разработки новых банковских технологий включает в себя следующие виды банковских инноваций: выдача поручительств за третьих лиц; трастовые операции; приобретение права требования от третьих лиц; проведение   операций   с   драгоценными   металлами   и   камнями; внедрение в практику лизинговых операций; предоставление    в    аренду специальных   сейфов   или   помещения   для   хранения   документов   и ценностей; оказание консультационных и информационных услуг; развитие   операций   на  денежно-финансовом   рынке   за   счет   «иных сделок», в том числе с производными финансовыми инструментами.
       В процессе принятия решения о внедрении  новых технологий банку необходимо руководствоваться определенными  принципами соблюдение которых позволит получить ожидаемый эффект от их применения: принцип информативности; принцип целевой ориентации; принцип системного подхода; принцип циклического характера процесса разработки технологии.
       В следующем параграфе главы остановимся  на изучении особенностей новых банковских технологий в условиях финансового  кризиса. 
 
 
 

1.2. Общие и специфические особенности новых банковских технологий коммерческого банка в условиях финансового кризиса 

       Изучение  опыта разработки и внедрения  новых банковских технологий российских коммерческих банков позволило выделить их следующие общие особенности:
       Особенность первая. Отечественный опыт разработки новых банковских технологий опирается  на мировую практику и банковское законодательство России. Это означает, что российские кредитные организации могут получать дополнительные доходы от осуществления предусмотренных банковским законодательством сделок, которые дополняют банковские операции.
       Однако, зарубежные финансовые системы существенно  отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики.
       Отсюда  можно сделать вывод о том, что одна из особенностей внедрения  новых банковских технологий в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность коммерческого банка в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.  

       Особенность вторая. Как показывает практика,  основную долю инноваций в российском банковском деле составляют нововведения, вызванные научно-техническим прогрессом, то есть технологические инновации. Данные инновации в процессе внедрения и использования требуют огромных затрат со стороны банка, и доступны только крупным кредитным организациям. В результате мелкие и средние банки не в состоянии оставаться конкурентоспособными на рынке и происходит их поглощение крупными столичными банками. Таким образом, внедрение технологических инноваций ведет к централизации банковской системы России и, как следствие, снижению конкуренции между кредитными организациями. Продуктовые инновации наоборот способствуют возникновению конкуренции на рынке банковских услуг, однако доля подобных нововведений в России невелика. Поэтому, в целях развития экономики страны необходимо стимулировать введение банками продуктовых инноваций.
       Особенность третья. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля).
       Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий.  

       Именно  из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента, особенно в условиях финансового кризиса, — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования.
       Как указывалось в предыдущих параграфах главы новые банковские технологии делятся на продуктовые и технологические. Рассмотрим специфические особенности внедрения отдельных их видов в коммерческих банках России.
       В состав продуктовых новых банковских технологий входят новые банковские продукты, которые связаны как с новыми банковскими операциями и услугами, так и с развитием и преобразованием традиционных. Данный категория банковских продуктов возникает под воздействием конкурентной среды, как результат поиска новых областей деятельности.
       На  российском банковском рынке существует достаточно большой спектр продуктов данного типа (лизинговые, факторинговые, трастовые операции, операции СВОП, микрокредитование пенсионеров, счета НОУ и так далее), поэтому проведем  анализ только некоторых из них.
       К числу важных новых услуг, оказываемых в настоящее время кредитными учреждениями, относится лизинг.
       Лизинг - это вид предпринимательской деятельности направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей.
       В Российской Федерации лизинг стал развиваться  с середины 90-х годов, когда в  стране был взят курс на рыночную экономику. В период с 1995г. по 2007г. рынок лизинговых услуг в России в целом характеризуется положительной динамикой, темпы роста лизинговых операций опережают рост валового внутреннего продукта. На российском рынке появилось большое количество участников лизинговой деятельности, лизинговых компаний, продавцов имущества для последующей передачи его в лизинг, а также потенциальных лизингополучателей. Так же в России был принят закон РФ «О лизинге».
       Вместе  с тем, согласно статистике, приводимой компанией “Дельтализинг”, по состоянию  на 1 января 2008 года, Российская Федерация занимала последнее место среди стран Европы по степени развития лизинга. Общеевропейским стандартом является показатель доли лизинга в общем объеме инвестиций, который в Европе достигает 30%. За всю историю своего развития лизинг в России составлял не более 5% от общего объема инвестиций в стране.
       В настоящее время, в условиях финансового кризиса (начиная со 2-й половины 2008 года) многие коммерческие банки России вынуждены сократить объемы лизинга или совсем остановить лизинговые операции из-за отсутствия денежных средств, как у самих банков (для приобретения нового оборудования), так и у предприятий – лизингополучателей (для оплаты необходимых платежей). В результате финансового кризиса многие банки невольно стали владельцами новых производств и вынуждены для их поддержания в рабочем состоянии заниматься непрофильной для себя деятельностью – управлением этими производствами.
       На  современном этапе наибольшее распространены инновации связанные непосредственно  с научно-техническим прогрессом, то есть технологические инновации. К технологическим инновациям относят: электронные переводы денежных средств и различные другие виды банковского обслуживания,  предоставляемые посредством сети Интернет; банковские карточки.
       Банковские  карточки – это один из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. В системе безналичных расчетов они составляют особый класс инструментов платежа, которые могут обладать качествами как дебетовых, так и кредитных инструментов (в зависимости от типа используемых карт). По состоянию на 1 января 2008 года на территории России эмиссию или эквайринг платежных карт осуществляет половина действующих кредитных организаций (670 из 1331), из них 619 осуществляют эмиссию, а 537 — эквайринг.
       В последнее время, особенно в условиях финансового кризиса наблюдается тенденция стабильного роста числа карт и объемов использованием банковских карт операций. То есть происходит постепенное укоренение данного банковского продукта в экономике страны. Однако, при рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что  в среднем 70% карт сегодня используется только для получения наличности - так называемые зарплатные проекты. Это свидетельствует о том, что рынок карточных услуг России еще не достиг состояния зрелости и, следовательно, для его развития следует укреплять отечественные пластиковые системы.
      Хотелось  бы отметить, что почти 96% от общего объема операций, совершенных на территории России, приходилось на операции, совершенные  держателями карт, эмитированных  кредитными организациями — резидентами, и 4% — нерезидентами. В то же время в общем объеме операций с использованием карт, эмитированных нерезидентами, доля операций по оплате товаров и услуг составила 47%, а по снятию наличных денег — 53%.
       Держатели карт, эмитированных банками-резидентами, по—прежнему предпочитают в России использовать карты для снятия наличных денежных средств, а не для оплаты товаров и услуг. Это обусловлено, прежде всего, тем, что большинство эмитированных ими карт является «зарплатными», а также недостаточно развитой инфраструктурой их обслуживания.
       В то же время количество операций по оплате товаров и услуг, совершенных  за пределами России держателями  карт, эмитированных кредитными организациями  — резидентами, преобладает над  количеством операций по снятию наличных денег.
       Особенностью  применения расчетов с помощью банковских карт в условиях финансового кризиса, является то, что некоторые зарубежные банки отказываются принимать к  оплате карты, эмитированные  российскими  банками. Российские банки, как правило, более лояльно относятся к платежным картам зарубежных банков.
       Другим  видом технологических нововведений является интернет-банкинг. Понятие “Интернет-банк” относится к системам, которые обеспечивают предоставление доступа банковских клиентов к счетам и общей информации о банковских продуктах и услугах с помощью персонального компьютера или другого устройства с процессором. В настоящее время 71 российский банк в той или иной степени оказывают услуги через Интернет. При этом всего в России на данный момент насчитывается около 1331 кредитных организации. Таким образом, всего 4,7% российских банков оказывает свои услуги через Интернет. Из них систему iBank от «БИФИТ» использует 26 банков, систему «Интернет-клиент» от «Банк’с Софт Системс» -  9 операторов, систему «Банк-Клиент/Интернет» от «ИНИСТ» используют  6 банков, системы «Степ Ап» внедрены в 4 банках, на рынке внедрена 1 система от «Диасофт», а 13 финансовых учреждений интернет-системы разработали самостоятельно. Также в одном банке было внедрено решение, разработанное специалистами Автобанка.
       Финансовый  кризис также оказал свое негативное влияние на внедрение интернет-банкинга, так как это внедрение требует дополнительных финансовых вложений, которые у многих банков в настоящее время отсутствуют.
       Для выявления специфических особенностей внедрения новых банковских технологий в условиях современного финансового кризиса, рассмотрим его сущность и причины возникновения.
       Во  время финансового кризиса банковская система страдает первой. Можно сказать, что в результате мирового финансового кризиса 2007-2008 наступил банковский кризис в России. К его основным причинам можно отнести следующие: низкая капитализация большинства банков в России и низкий уровень доверия банков друг к другу, и, как следствие, неразвитость рынка межбанковского кредитования.
       Крупные российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ имеют возможность  брать дешевые кредиты на Западе. Когда на Западе начался финансовый кризис, банки, занимавшие там, потеряли такую возможность. Таким образом, банкам, с небольшим капиталом, живущим на заемные средства, пришлось отдавать долги. В этой ситуации перекредитоваться им стало негде – дешевые кредиты на Западе не дают, рынок межбанковского кредитования не работает. В результате такие банки не могут выполнять свои обязательства, как перед вкладчиками, так и пред кредиторами.
       По  мнению экспертов, причина финансового кризиса кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль. Стремление – абсолютно естественное, но при этом договора ипотеки заключались зачастую с людьми, чьи финансовые доходы не позволяли совершать регулярные выплаты по кредитам. В итоге, все больше и больше квартир отходило в собственность банков, а покупателей на них оказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились ипотечный кризис и банкротство кредитных организаций, на руках у которых оказались миллиарды долларов неликвидной недвижимости.
       Неблагоприятная ситуация в экономике США не могла  не отразиться на всем остальном деловом  мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего  получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции.
       Явные проявления банковского кризиса  в России начались в сентябре 2008 года, когда потери по индексу ММВБ достигали 10%, акции Сбербанка и ВТБ теряли по 30%, ставки МБК для банков первого круга подскакивали до 20% годовых, для более мелких банков – до 45% годовых. Ставки МБК упали с 25% до 6-7%. Начался мощный отток частного капитала, который сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования. В сентябре чистый отток капитала из России составил $26 млрд.
       Ухудшилась  ситуация с ликвидностью кредитных  организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. Началось стремительное падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары. Заметно ухудшилось финансовое положение производителей экспортной продукции.
       По итогам октября 2008г. совокупное значение собственных средств мелких банков (с капиталом менее €0,5 млн) впервые с 2005 года стало отрицательным. Отрицательное значение капитала означает, что активы банков в реальной оценке меньше обязательств. По мнению экспертов, отрицательное значение совокупного капитала мелких банков является отражением в официальных документах Банка России кризисных явлений в банковском секторе.
       Во время кризиса начался интенсивный рост просрочки по банковским ссудам, когда доходов от кредитования перестало хватать на формирование резервов. По данным ЦБ, только за сентябрь 2008 года объем просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле банков утроился до 276,2 млрд. руб., а на начало 2009 года он уже составил 422 млрд. руб.
       Продолжающийся рост просроченной задолженности и, соответственно, формирование резервов по ним съедают заработки и от основной банковской деятельности. В Банке России исходят из того, что по итогам 2009 года уровень просроченной задолженности будет 10%. Если банки не сумеют перебороть тенденцию роста проблемной задолженности, то могут получить убытки по итогам года, что чревато уменьшением капитала, ухудшением ситуации с ликвидностью и, как следствие, невозможностью банков производить выплаты по депозитам и кредитовать экономику.
       Естественно, что финансовый кризис повлек за собой изменение стратегических целей бизнеса, заставив оперативно перестраивать тактику ведения дел. Задача сокращения расходов сегодня решается за счет уменьшения числа сотрудников, сворачивания инвестиционной деятельности, изменения кредитной политики и других мер, а также путем пересмотра текущих технологических проектов в банке.
       В целом финансовый кризис в настоящее время привел к смещению акцентов банковского бизнеса с одних задач на другие. Например, в розничном бизнесе остановлены или ограничены процессы кредитования, а больше внимания уделяется работе с клиентами по сбору задолженностей. Это, в свою очередь, замораживает одни и инициирует новые технологии. Именно по такому пути пошли некоторые коммерческие банки, которые приостановили выдачу кредитов и поставили перед собой задачу возврата уже выданных кредитов. С этой целью создается внутренняя коллекторская служба банка и в условиях отсутствия дополнительного финансирования, а также материальных и людских ресурсов создается система управления портфелем просроченных задолженностей на базе MS Excel.
       Кроме того, в ходе слияния/поглощения в результате финансового кризиса, банки вынуждены решать задачи интеграции инфраструктуры, создания единой системы классификаторов и справочников, стандартизации бизнес-процессов, исключения дублирующих систем и данных, избавления от устаревших решений, объединения критически важных приложений и многие другие. В 2008 году подобный проект был развернут в “УРСА-банке”, крупном региональном учреждении, созданном в результате объединения “Сибакадембанка” (Новосибирск) и “Уралвнешторгбанка” (Екатеринбург).
       Кризис остановил процесс экстенсивного развития российских банков, привел к замораживанию крупных инвестиционных проектов и пересмотру приоритетов всех остальных. Необходимость экономии средств подвигает сегодня банки решать ряд задач (интеграции, сбора задолженностей по кредитам и пр.) своими силами, что напоминает ситуацию 90-х годов, когда в ходу были самописные системы.
       Изучение  общих и специфических особенностей внедрения новых банковских технологий позволило сделать следующие  выводы:
       К общим особенностям внедрения новых банковских технологий в коммерческих банках России (независимо от финансового кризиса) относятся:
       Распространение опыта зарубежных стран на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России.
     Основную долю инноваций в российском банковском деле составляют нововведения, вызванные научно-техническим прогрессом, то есть данные инновации в процессе внедрения и использования требуют огромных затрат со стороны банка, и доступны только крупным кредитным организациям.
       Постоянное  формирование новых направлений  банковской деятельности постоянно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий.
       К специфическим особенностям внедрения  новых банковских технологий в условиях финансового кризиса относятся:
       Смещение акцентов банковского бизнеса с одних задач на другие - в розничном бизнесе остановлены или ограничены процессы кредитования, а больше внимания уделяется работе с клиентами по сбору задолженностей.
       В ходе слияния/поглощения, банки вынуждены решать задачи интеграции инфраструктуры, создания единой системы классификаторов и справочников, стандартизации бизнес-процессов, исключения дублирующих систем и данных, избавления от устаревших решений, объединения критически важных приложений и многие другие.
       Необходимость экономии средств подвигает сегодня банки решать ряд задач (интеграции, сбора задолженностей по кредитам и пр.) своими силами.
       Эффективность работы банка по внедрению новых  технологий можно оценить через  определенные расчетные показатели. Поэтому в следующем параграфе  главы остановимся на изучении существующих методик оценки эффективности банковской деятельности. 

1.3. Выбор альтернативного алгоритма оценки новых банковских технологий коммерческого банка 

       В связи с тем, что в условиях финансового кризиса наиболее актуальным вопросом становится вопрос возврата взятых кредитов, в настоящем исследовании остановимся на изучении существующих оценок кредитного портфеля коммерческого банка, в том числе, портфеля неработающих кредитов.
       Среди основных задач, стоящих перед аналитиком, при проведении анализа кредитного портфеля банка можно отметить следующие задачи:
 -определение и адекватная оценка факторов, влияющих на процессы формирования кредитного портфеля и динамики его составных частей;
- определение оптимального состояния и структуры  кредитного портфеля с точки зрения состава заемщиков, структуры ссудной задолженности с позиции риска, уровня обеспеченности и т.д.;
- оценка сложившегося уровня риска кредитного портфеля;
- оценка диверсификации кредитных вложений банка, определение уровня их доходности; определение региональной специфики кредитных операций банка;
- ранняя диагностика «проблемной» части кредитного портфеля (портфеля неработающих кредитов), определение «скрытых потерь» банка.
       На  основе результатов проведенного анализа  кредитного портфеля и оценки его качества в банке может проводиться разработка новой кредитной политики, или с учетом полученных результатов при необходимости – корректироваться уже существующая.
       Аналитик ОАО КИБ «ЕВРОАЛЬЯНС» Котина О.В. предлагает следующий метод анализа кредитного портфеля на основе финансовой отчетности банка.
       В первую очередь формируется  статистика кредитного портфеля банка (таблица 1.1).
       На  основании данных, приведенных  в  таблице 1.1, анализ кредитного  портфеля банка проводится по следующим этапам:
       Первый этап. Определяется общая величина кредитных вложений, находится ее доля в активе баланса банка, оценивается динамика за анализируемый период. Рост величины кредитных вложений является позитивной тенденцией и может свидетельствовать о расширении клиентской базы банка, увеличении источников получаемых доходов, достаточно эффективном использовании имеющихся у банка ресурсов. Однако, такой рост может рассматриваться и как негативная тенденция, возможно связанная с возникновением повышенных кредитных рисков, а также с увеличением доли «проблемных» кредитов.
       Показатель доли кредитных вложений в активах банка (Дкв) рассчитывается по формуле: 

                                      Дкв = КВср/А                                                         (1.1)   

где  КВср - размер средних остатков ссудных активов;
А -    величина совокупных активов.           
       Данный  показатель характеризует эффективность кредитных вложений и показывает размер средних остатков ссудных активов, приходящихся на 1 рубль совокупных активов. Условно считается, что указанное соотношение должно стремиться к 80%, либо находиться в пределах 50%-80%. Если такая динамика присутствует, то уже на этом этапе можно дать положительную оценку работы банка в части организации его кредитной деятельности.
       На  втором этапе анализируется структура и динамика структуры кредитного портфеля в разрезе основных элементов его формирования.  При анализе кредитного портфеля могут использоваться следующие группировки:
- по основным видам ссудной задолженности;
- по видам кредитных продуктов;
- по основным портфелям, сформированным по принципу «однородность/неоднородность»;
- по субъектам предоставления кредитов или категориям заемщиков (различающихся по форме собственности и  сфере деятельности);
- по срокам погашения выданных кредитов;
- по валютам выдаваемых кредитов; по категориям качества и степени риска.
       На  третьем этапе дается характеристика качества кредитного портфеля банка. Для  характеристики качества кредитного портфеля можно воспользоваться системой коэффициентов оценки качества, разработанной профессором О.И. Лаврушиным (таблица 1.2). 
 
 
 

       Таблица 1.2
       Коэффициенты  оценки качества кредитного портфеля
Критерий  оценки Финансовые  коэффициенты
1 2
Степень кредитного риска Количественная  оценка степени кредитного риска:
К1 =
К2 =
Степень защиты банка от риска:
К3 =
К4 =
К5 =
К6 =
К7 =
К8 = К9 =
  К10 =
К11 =
Доходность  кредитного портфеля К12 = К13 =
К14 =
К15 =
Продолжение таблицы 1.2
1 2
Ликвидность кредитного портфеля
К16 =
 
       Кроме расчета коэффициентов, приведенных в таблице 1.2, качество кредитного портфеля банка можно оценить через показатели портфеля неработающих кредитов. К таким показателям относятся:
       Доля  просроченных кредитов к общему объему кредитного портфеля банка (Кпркр) определяется по формуле: 

                             К ПРКР. =   ПРКР  х 100  /  ОСВКБ                                  (1.2) 

где ПРКР – величина просроченных кредитов банка;
ОСВКБ – общая  сумма выданных кредитов банка.
       Размер  данного показателя не должен превышать 3 - 4 %.
       Величина  резервов под кредитные потери в процентах к общему объему кредитного портфеля (Крез) рассчитывается по следующей формуле: 

                             Крез = РВП х 100 /  ОСВКБ                                           (1.3) 

где РВП - резервы  на покрытие убытков по ссудам;
ОСВКБ – общая  сумма выданных кредитов банка.
       При высоком качестве кредитного портфеля резервы на покрытие убытков по ссудам должны быть не менее величины просроченных кредитов, то есть должно выполняться следующее условие: 

                                        Кпркр = К рез                                                      (1.4) 

       Оценка  общего уровня резервов с точки зрения неработающих кредитов показывает, насколько  хорошо банк может обращаться с кредитными рисками.
       Коэффициент погашения (собираемости) кредитов (Кпк), который рассчитывается по формуле: 

                                       Кпк = СПК / (ОЗ + СВВК)                                   (1.5) 

где СПК  – сумма погашенных кредитов;
ОЗ - начальный остаток задолженности, включая просроченную задолженность;
СВВК  – сумма вновь выдано кредитов.
       По  величине данного показателя можно  судить о возврате ранее выданных ссуд и принимать решения в области выдачи кредита и порядка его обеспечения.
       Углубленный анализ портфеля неработающих кредитов должен включать в себя классификацию следующую кредитов: просроченные более чем на 30,90,180,360 дней.
       Можно представить еще более подробную  классификацию, введя следующие  характеристики: вид клиента и  вид его экономической деятельности. Эти характеристики позволят определять общие тенденции и то, насколько они влияют на каждого клиента.
       Рекомендуется анализ портфеля неработающих кредитов банка выполнить по следующим  категориям заемщиков: по отраслевой принадлежности; по срокам просроченной задолженности (таблица 1.3).
       Структура кредитных вложений в отраслевом разрезе дает банку возможность  правильно выстраивать систему  управления отраслевыми рисками  при кредитовании и планировать  свою деятельность на перспективу с  учетом специфики производства в отрасли и особенностей отраслевого экономического цикла. Анализ неработающего кредитного портфеля по срокам погашения проводится для выявления общих проблем, связанных с формированием кредитного портфеля банка.
       Вся существенная информация по неработающим кредитам должна быть особо проанализирована, для того чтобы определить, является ли ситуации обратимой, что конкретно может быть предпринято для увеличения вероятности возврата кредита, и были приведены в действие планы по взысканию средств. В процессе анализа портфеля неработающих кредитов устанавливаются причины ухудшения качества кредитного портфеля, анализ которых может помочь банку разработать необходимые меры по изменению данной тенденции.
       В процессе анализа должно быть четко  определено, как влияет ухудшение качества кредитного портфеля на ликвидность банка. Ликвидность банка рассчитывается на основе баланса-брутто и определяется степенью покрытия обязательств ликвидными активами. Нормативы ликвидности банка определяются в соответствии с Инструкцией Банка России №1 от 1.10.97 г. «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков».
       В целях контроля над состоянием ликвидности  банка рассчитываются и устанавливаются нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей), которые определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов.
       Коэффициент мгновенной ликвидности ( ) позволяет оценить долю обязательств банка, которая может быть погашена по первому требованию за счет наиболее ликвидных активов: 

                                                  
                                         (1.6)
 

где - высоколиквидные активы банка;
 - обязательства банка по счетам до востребования.
       Минимально  допустимое значение норматива Н2 устанавливается  в размере 20%. Экономический смысл  этого показателя состоит в том, что на каждые 10 руб. средств до востребования  банк должен иметь не менее 2 руб. высоколиквидных активов. Следовательно, банк может рассчитываться по своим обязательствам за 5 дней. При снижении Н2 – менее 20% увеличивается временной период оплаты обязательств, что снижает уровень ликвидности банка.
       Коэффициент текущей ликвидности банка ( ) определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования на срок до 30 дней: 

                                              
                                             (1.7)

где - ликвидные активы банка;
- обязательства до востребования  и на срок до 30 дней.
       Минимально  допустимое значение норматива Н3 устанавливается  в размере: с баланса на 01.02.98 г. – 50%. Расчет этого норматива позволяет оценить оптимальность соотношения между активами и пассивами в целях укрепления ликвидности банка.
       Коэффициент долгосрочной ликвидности банка ( ) характеризует общую сбалансированность активных и пассивных операций и определяется как отношение всей долгосрочной задолженности банку, включая выданные гарантии и поручительства, сроком погашения свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года: 

                                         
                                     (1.8)

        
где - кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, с оставшимся сроком до погашения свыше года, а также 50% гарантий и поручительств, выданных банком сроком погашения свыше года.
- обязательства банка по кредитам  и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка сроком погашения свыше года.
       Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается  в размере 120%. Сумма долгосрочных кредитов не должна превышать сумму  собственных средств-брутто и долгосрочных кредитов. Если фактическое значение постоянно превышает норматив, то банку необходимо активизировать депозитную политику. Причем приоритетными должны являться средства, привлеченные на долгосрочной основе.
       Коэффициент общей ликвидности ( ) определяется как процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка и показывает какую долю занимают ликвидные активы в общем активов банка: 

                                                   
                                             (1.9)
 

где - общая сумма всех активов по балансу банка за минусом остатков на счетах оборотной ведомости банка;
- обязательные резервы кредитной  организации.
       Минимально  допустимое значение норматива Н5 устанавливается в размере 20%. Банк должен стремиться к увеличению этого показателя в пределах 40%, т.к. при превышении этой границы возникает вопрос о доходности проводимых банком операций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.