На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Законность: понятия, принципы гарантии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  государственный  институт интеллектуальной собственности 

Юридический факультет 
 
 
 

А.П. Переверзев 
 
 
 

курсовая работа по Теории государства и права
Законность: понятие, принципы, гарантии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________________________________________________________ 

Москва  · 2011 
 

 

Оглавление.  
 
 

1. Введение  3
2. Понятие, принципы и режим законности  
5
    содержание  и формы реализации законности
 
5
    предпосылки к  установлению законности
 
7
    требования  и принципы законности
 
7
3. Гарантии  законности 12
3. Соотношение  законности и правопорядка  
18
4. Заключение  20
Список  литературы 22
 

     Введение

    Тема курсовой работы особенно актуальна в сфере того, что на данный момент высшей политической властью в нашей стране уделяется особое внимание формированию гражданского общества и правового государства, что требует качественно нового уровня законности и правопорядка.
     Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практической реализации права, связь основ правовой системы с общественно-политическими институтами, с идейно-политическим режимом конкретного общества. Именно практическая реализация правовых норм в сфере общественных отношений является основной целью и задачей при составлении и принятии законов. Реальность права определяется не только тем, что оно выражается в формальных нормативно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, систематизированных сборниках), право реально прежде всего потому, что законотворческая воля воплощается в поведении граждан, исполняющих закон, и должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе не может существовать вне воплощения в правоотношениях.
     Даже  самый совершенный закон имеет  смысл только тогда, когда он выполняется, воздействует на поведение и, в конечном счете, на сознание людей. Эта сторона права, жизнь закона, его действие характеризуется понятием «законность».
     Важно, однако, подчеркнуть часто приводимый тезис о том, что законность не тождественна реализации права, эффективности права, содержание законности не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Реализация права и эффективность права также сопряжены с непосредственным действием права, но описывают его лишь со стороны исполнения. Законность же является комплексной социально-правовой категорией, охватывающей все стороны жизни права, урегулированность общественной жизни в целом. Явление «законность» вбирает в себя исполнение правовых норм, их реализацию в поведении граждан, а также состояние урегулированности взаимоотношений между правом, органами исполнительной власти и обществом. Состояние законности в обществе также отражает отношение общества к праву, признание его авторитета и верховенства.
     Законность  является фундаментальной категорией юридической науки и практики, ее уровень служит главным критерием при оценке правовой жизни общества. Законность выражает отношения общества и права.
     Содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью уполномоченных государственных органов, обеспечивающих формирование, реализацию и защиту права. Следует особо подчеркнуть, что действие указанных органов также целиком и полностью регламентируется правом.
     Если  законность понимается и реализуется преимущественно как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами (что по своей сути является правильным пониманием основ законности), то зачастую это может исказить содержание и сущность данного явления. Деятельность органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), может остаться вне ее содержания. Подобное понимание законности может односторонне ориентировать юридическую и правоприменительную практику, обеспечивая обвинительный уклон в работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов. Такое понятие законности удовлетворяет потребности тоталитарного режима и не обеспечивает нормального функционирования демократичного общества, не способствует формированию и укреплению правового государства.
     Правовые акты могут не обеспечивать целей правового регулирования, законности в случае их оторванности от интересов общества (т.е. не частных интересов отдельного индивида или группы). Подобный конфликт права и общественных интересов рождает социальную напряженность, ограничивает свободу граждан и их естественные права, допускает произвол в деятельности должностных лиц. Особое внимание следует уделить общественному обсуждению нормативно-правовых актов, именно их «редактирование» и признание обществом этих норм как справедливых правил будет способствовать их уважению и исполнению, что и является смыслом законности.
     Законность есть комплексное политико-правовое общественное явление, отражающее правовую организацию общественно-политической жизни, естественную и фундаментальную связь права, власти и общества.  
 

     Понятие, принципы и режим законности. 
 

     Содержание  и формы реализации законности.  

     Анализ  законности в широком смысле позволяет различить в ее содержании моменты юридической и государственно-политической диалектики.
     Одна  из сторон исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается устанавливающаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не остается места для произвола, фактически достигается действительная реализация прав и свобод в рамках закона.
     Законность можно трактовать как принцип права, который выражает основные его особенности и свойства, рассматриваемые в процессе его реализации. Тогда и право можно трактовать как силу, обеспечивающую организованность общественных отношений. Как общеправовой принцип, законность определяет формирование, функционирование, развитие права и, в частности, такой его признак, как верховенство закона и подчиненность правоприменительных актов нормам законов.
     Законность  может трактоваться как метод государственного управления обществом, что предполагает осуществление функций государства исключительно правовыми средствами: государство управляет обществом путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.
     Так как правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота его регламентации. При этом в обязанности государства входит не только формальное закрепление правовых норм, но и обеспечение их реализации и защиты (политическими, организационными, правовыми, идеологическими средствами, в том числе силой принуждения). При этом особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.
     В то же время законность можно рассматривать как принцип деятельности государства. Все органы и учреждения государства связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. То есть законность противопоставляется беззаконию самой государственной власти, произволу органов государства и его должностных лиц. Данный принцип лежит в основе правового государства.
     Требование  реализации права является обязательной основой нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка. Законность внедряет в общество естественные принципы справедливости, гуманизма, личной свободы в рамках закона, обеспечивая определенный режим функционирования общества. Поэтому с точки зрения общественно-политической диалектики законность можно считать режимом социально-политической жизни, при котором все субъекты руководствуются в своей деятельности законом с заложенными в нем принципами справедливости, свободы и ответственности, причем требования закона господствуют над личными, групповыми, классовыми (политическими и экономическими) интересами. Режим законности создает такую морально-политическую атмосферу в обществе, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, основой жизни общества становится точное и неуклонное соблюдение законов, реализация законных прав граждан. Отклонение от правовых норм должно осуждаться и не приниматься обществом вне зависимости от мотивов, должно официально осуждаться властью.
     Следовательно, с точки зрения подхода к изучаемому явлению как к режиму общественной жизни, законность - политико-правовой режим, правовая общественная среда, которые защищают личность от произвола власти, законно разграничивают интересы граждан, удерживают общество и государство в целом от насилия и беспорядка.  
 

     Предпосылки к установлению законности 

     С точки зрения исторического становления общественно-правового явления законности необходимо привести правовые, политические и социальные предпосылки и условия зарождения и развития данного явления. К ним можно отнести:
     - наличие государствообразующих органов, выполняющих правотворческую и правоохранительную функции,
     - наличие действующей системы правовых норм, направленной на упорядочение общественных отношений и обеспечение состояния правопорядка,
     - достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания, делающего актуальным формирование законности.  
 

     Требования  и принципы законности  

     В качестве подтверждения сделанных  выше выводов относительно содержания понятия законности могут быть использованы ее принципы. Принципы это основы и фундамент законности, а категория «законность» – форма их выражения.
     С этой точки зрения принципы законности через их соблюдение в процессе правоприменения регулируют общественные отношения и выражают сложившиеся в обществе взгляды на исполнение нормативно-правовых актов.
     В юридической литературе приводятся различные перечни принципов законности, которые часто перекликаются с требованиями законности. В качестве примера можно привести следующие принципы, адекватно отражающие суть рассматриваемого явления:
     1) принцип равенства перед законом;
     2) гарантированность основных прав и свобод граждан;
     3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
    4) недопустимость  противопоставления законности  и целесообразности;
    5) взаимосвязь  законности и культурности.
     Охарактеризуем  перечисленные принципы более подробно.
     Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. Все субъекты права в равной степени обязаны соблюдать предписания права, в равных условиях обладают равными правами и не имеют преимуществ, все права должны быть одинаково защищены государством. Об этом принципе высказывался еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все», хотя в традициях Римского права далеко не все граждане обладали всей полнотой прав.
     Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль в повышении уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализации в повседневной действительности. Кроме того, надо принимать во внимание и то обстоятельство, что эта сфера отношений является предметом политической и идеологической борьбы как внутри страны, так и на международной арене. Можно заключить, что на протяжении всей истории государства и права происходила политическая борьба общества за права его членов, выражаемая в расширении и законодательном закреплении свобод личности и гарантий защиты этих свобод.
     Социальную  основу этого принципа составляет идея защиты индивида и приоритета общегуманитарных ценностей. На теоретическом политико-правовом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумный компромисс частных и публичных интересов во взаимоотношениях типа человек - общество и гражданин - государство.
     Принцип неотвратимости наказания  за совершенное правонарушение определяется деятельностью общественных и государственных институтов по обеспечению правопорядка в стране. Суть принципа заключается в раскрытии противоправного деяния, определении круга виновных лиц, которые должны понести адекватное содеянному наказание. Государство должно применять меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактов и согласно действующему законодательству, принимая во внимание все обстоятельства дела. При этом должны ставиться прежде всего воспитательные задачи.
     Большое значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Состояние законности способствует достижению целей государства и общества, обеспечивает социальный прогресс, защиту прав и свобод граждан. В законе выражается высшая социальная целесообразность. Это позволяет говорить о презумпции целесообразности нормативного акта, а презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной реализации правовых указаний независимо от субъективного отношения к ним субъектов реализации права.
     Из-за формальной определенности закон не может эволюционировать одновременно с развивающейся жизнью и поэтому зачастую отстает от ее требований, то есть устаревает. Когда-то продуманные нормативные акты могут становиться неэффективными и несовершенными, служить помехой для развития общества. Возможны случаи, когда такие законы нарушаются именно по соображениям их несоответствия реалиям настоящего, нецелесообразности. С точки зрения принципов законности любые отступления от законных норм, в не зависимости от мотивов, не могут быть оправданы. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. В отдельно взятом случае соблюдение устаревшего либо неэффективного закона может привести к негативным последствиям, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность в регулируемых этим законом отношениях, нанесет ущерб правопорядку. В п.4 ст.6 Закона о полиции прямо указано, что «Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства».
     То  есть с точки зрения правового регулирования общественных отношений в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, законность всегда целесообразна, а отступление от норм закона всегда нецелесообразно.
     Критерий  целесообразности особенно важен в процессе правоприменения, где необходим учет пользы и эффективности принимаемого решения. Здесь целесообразность также должна достигаться исключительно в рамках законности. Право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности, так как нормы права нередко предполагают индивидуальное разбирательство, при котором можно учесть особенности отдельного случая для выбора целесообразного решения. Не случайно многие правовые нормы носят относительно определенный характер, например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.
     Нравственная  природа законности находится в тесной взаимосвязи с культурой. Законность не может возникнуть, развиваться и функционировать без опоры на духовную сферу. Общая и правовая культура – это морально-нравственная основа законности. И наоборот, законность, является правовой основой формирования культуры общества.
       Законность  выступает как необходимость общественного устройства, которая выражается в системе определенных требований ко всем субъектам общественной жизни. Часть данных требований обращена к гражданам, другая часть — к различным ветвям государственной власти, причем несоблюдение указанных требований государственными структурами несет гораздо большую угрозу режиму законности. Рассмотрим упомянутые требования законности.
     Единство  законности – основополагающее требование законности. Требование единой законности может реализоваться в государстве только при наличии соответствующих социальных, политических, и юридических предпосылок. Наиболее важными из них являются авторитетная легитимная централизованная государственная власть, реализующая в своей деятельности идеи и принципы законности, динамичная политическая и правовая системы общества, а также тесные экономические связи между регионами внутри страны. С этой точки зрения концепцию «вертикали власти» можно рассматривать как инструмент укрепления законности в стране.
     Смысл данного требования можно толковать, как общеобязательность требований действующего законодательства ко всем субъектами правовых отношений, а также единообразное толкование и юридическую оценку поведения субъектов, единообразную интерпретацию закона при правоприменении и равенство перед законом.
     Смысл требования единства законности состоит в равном правовом регулировании общественных отношений независимо от характера участников правоотношений, объектов воздействия, видов нормативно-правовых актов. От успешной реализации описываемого требования зависит действительный уровень законности.
     Верховенство  закона. Закон — издаваемый уполномоченными органами государственной власти акт выражения воли народа, интересов гражданского общества. Законность связывается с господством, прежде всего, законов. Любые распоряжения и нормы права, противоречащие закону, есть нарушения законности.
     Наивысшую юридическую силу в нашей стране имеет Конституция, основной закон государства, (п. 1 ст. 15 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.») поэтому в составе законности как важнейший компонент выделяют конституционную законность.  
 

     2. Гарантии законности  
 

     Под гарантиями законности понимают факторы и средства, обеспечивающие укрепление законности и правопорядка. Речь идет о системе мероприятий, механизмов, согласованных действий, гарантирующих соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Первостепенную роль здесь играет социальная основа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, а также специальные государственные меры по обеспечению режима законности.
     Гарантии  законности — это объективные  условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
     Соответственно, гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические) гарантии. К общим гарантиям относятся экономические, политические, идеологические, общественные и организационные; к специальным (юридическим) гарантиям относят прокурорский надзор, правосудие, контрольную деятельность компетентных органов власти, юридическую ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др.
     Общие гарантии - объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых эффективно осуществляется правовое регулирование.
     Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики (экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения и деловая активность) существенно влияет на положение дел в сфере общественно-правовых отношений, и в частности на состояние законности и правопорядка. Благополучие в экономике соответственно создает объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления во всех областях общественной жизни, в том числе в области отношения к праву и исполнения правовых предписаний. Как правило, экономический спад и ухудшение качества жизни сопровождается ростом преступности. Многие законные интересы граждан остаются нереализованными в силу недостаточного финансирования социальной сферы. Одним из ярчайших примеров перехода политического кризиса в общественно-политический кризис и кризис законности являются беспорядки в Греции 2010 года, явившиеся следствием мирового финансового кризиса. Необходимость в исполнении законов как средства охраны и защиты приобретенных благ многие граждане ощущают только при условии собственного благополучия.
     Политические гарантии. Указанный вид гарантий подразумевает слаженную работу всех властных структур и институтов на федеральном и региональном уровнях в рамках закона, наличие стабильности в обществе. К политическим гарантиям можно отнести гражданский мир и согласие в стране, реализацию политических свобод. Но важнейшим условием эффективного функционирования юридической системы и гарантией законности является сильная, авторитетная, легитимная власть, которая является гарантом законности, правопорядка, прав личности. Сила государственной власти определяется не размером репрессивного аппарата, сильная власть должна быть, прежде всего, легитимной и авторитетной, пользоваться доверием и поддержкой общества. Сильное государство является гарантией нормальной социальной жизни, которая выражается в прогрессивном развитии общества, безопасности людей, эффективной борьбе с преступностью и коррупцией. В условиях кризиса государственной власти система не способна обеспечить реализацию принимаемых решений, что подрывает доверие к ней, создает атмосферу безнаказанности и вседозволенности. Сильное государство не является эквивалентом авторитарного режима, который отнюдь не обеспечивает законность. Напротив, власть в демократическом государстве является более сильной вследствие поддержки и признания системы обществом, при этом власть целиком ответственна перед народом за свои решения в силу принципов ее формирования и функционирования (парламентаризм, гласность, верховенство Конституции, всеобщие выборы и институт референдумов).
     Идеологические  гарантии. Состояние законности и правопорядка во многом зависит от превалирующих в обществе идей, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву и закону является личным убеждением гражданина, в первую очередь государственного служащего и законодателя.
     Необходимый уровень культуры может быть достигнут только в результате длительной исторической эволюции идей и взглядов (как это происходило, например, в странах западной Европы). Для быстрейшего развития социально-правовой культуры необходима также правовая пропаганда, четкая система воспитания у граждан нравственных качеств, чувства патриотизма, ответственности и законности. Подобное «воспитание» должно осуществляться соответствующими государственными структурами, в том числе в рамках образовательной системы. При разрушении системы воспитания идейный вакуум заполняется зачастую экстремистскими воззрениями, подрывающими законность, способствующими росту правонарушений, преступности.
     Социальные  гарантии. Состояние законности, исполнение законных предписаний гражданами, их уважение к закону во многом зависят от положения в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, безработица, повышение стоимости жизни, увеличение разрыва в доходах бедных и богатых непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, разжигая национальные и социальные конфликты с насильственной компонентой. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности в защите социальных прав и свобод.
     Правовые  гарантии. Состояние законности как политико-правового режима общественной жизни обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. При этом законодательство должно быть достаточно полным и стабильным, должны быть разработаны соответствующие развитые законные механизмы реализации законодательства. Большое значение для реализации права и достижения законности имеет адекватность используемых законодателем правовых средств и подходов, принципов построения законодательства, их соответствие задачам и реалиям жизни. Отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью и провоцирует граждан на нарушение закона (см. принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности выше).
     Четкая  и полная регламентация прав и  обязанностей граждан в законодательных  нормах является одной из основных гарантий законности.
     Гарантиями  законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить развитие в правовой теории прогрессивных гуманистических идей. Господствующие научно-теоретические концепции оказывают через законотворческую волю непосредственное влияние на уровень законности. Научно-теоретическая разработка идеи правового государства и, как следствие, внедрение ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов.
     Уровень законности определяется также такими субъективными факторами как деятельность политического руководства, избрание лидерами приоритетов при принятии общественно-политических решений, мотивирование законодателей на поддержание законности.
     Специальные средства обеспечения законности это юридические и организационные государственные меры и механизмы, специально предназначенные для обеспечения законности. Можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).
     Юридические гарантии это совокупность закрепленных в законодательстве норм, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности. Юридические гарантии подкрепляют общие гарантии законности, отличаясь своим законным качеством (нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, обеспечение принудительной силой государства).
     Среди юридических гарантий выделяют следующие средства.
     Средства выявления правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного следствия, то есть работа компетентных государственных органов, направленная на выявление правонарушений для их пресечения. Гражданин также может указать не нарушение закона, например, обжаловав незаконное действие должностного лица в суде (п. 2 ст. 47 Конституции РФ «Решения и действия (или бездействие) государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд») или обратившись в Конституционный суд с жалобой на неконституционный закон (п. 4 ст. 125 Конституции РФ «Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению а конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом»).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.