Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночный спрос и предложение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Титульник  
Содержание

 
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.  Рыночный механизм……………………………………………………5
      Рыночный  спрос и его функция, кривая спроса………………………….5
      Эластичность спроса по цене……………………………………………...8
      Рыночное предложение и его функция, кривая предложения…………10
      Эластичность предложения по цене……………………………………..12
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………………….15
2.1. Понятие рыночного  равновесия и его устойчивость……………………..15
2.2. Причины и  механизмы сдвигов рыночного  равновесия
Паутинообразная модель………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
 

     

Введение
     Фирма, планируя объем и структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.
     При повышении цен компания может  ожидать при прочих равных условиях снижение спроса на продукцию, тем более если имеет место активная деятельность конкурентов, продающих товары-субституты по более низким ценам. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на увеличение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта производимой продукции.
     Взаимодействие спроса и предложения рассматривал английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. От анализа спроса А.Маршалл перешел к анализу предложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом при установлении цены. Он определил зависимость влияния спроса и предложения на цену от фактора времени. При этом он исходил из того, что в краткосрочном периоде главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном – предложение.
     Позднее в 30-х гг. первое строгое доказательство существование общего равновесия осуществил немецкий математик и статистик  А.Вальд (1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовал К.Эрроу и Ж.Дебре.  

     Явление изменения величины спроса (предложения) вследствие изменения цены получило в экономической науке название эластичности. Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный научный и практический интерес в настоящее время.
     Таким образом, рассматриваемая в курсовой работе тема является актуальной и в наши дни, так как с проблемами, которые она затрагивает, экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание рыночного равновесия и рыночного механизма в целом дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.
       Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение основ теории спроса и предложения, а также методов измерения эластичности.
     Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
    рассмотреть теоретические основ рыночного спроса и предложения;
    охарактеризовать понятие эластичности спроса и предложения, рассмотреть виды эластичности и способы ее определения.
    раскрыть сущность понятия рыночного равновесия и механизм его формирования.
 
 
 


Глава 1.  Рыночный механизм
    1.1. Рыночный спрос  и его функция,  кривая спроса
     Чтобы понять рыночный механизм необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризовать элементы его функционирования – спрос и предложение, рассмотреть  отдельно каждый из элементов, проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.   
     Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров  и услуг1.
     Логику  поведения главных субъектов  рынка – покупателей и продавцов  – отражают две рыночные силы –  спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.
     Все рыночные операции взаимосвязаны между  собой. Если некий товар  продается  любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может  при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте  спрос (предложение) воздействует на общее  состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной  информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.
     Рыночный  спрос
     Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести2.
     В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или  нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить  за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
     Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое  было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
     Связь между ценой блага и объемом  спроса на него выражается в законе спроса.
     Согласно  закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем  большее количество товаров, чем  ниже их рыночная цена. То есть закон  спроса состоит в обратной зависимости  между уровнем цен и количеством  покупаемой продукции.
     Принято различать индивидуальный спрос  как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как
     QD = ? qij3
     Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса.
     Функция спроса
     Зависимость между ценой блага и объемом  спроса называется кривой спроса. Она  отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и  количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в  единицу времени. На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны. 
       

                                                   
                                                 
 

Рис.1.1. Рынок покупателя; Кривая спроса.4
     Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от  определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
     QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W)5,
     где  QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.
     Если  допустить, что все названные  факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость  носит название функции спроса от цены:
     Q = f (P)6
     Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем  спроса уменьшается. Такая зависимость  объема спроса от цены представлена на рис.1.2. цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса  Q2<Q1, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса.
       
 
 
 
 

     Рис.1.2. Кривая спроса7
     К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов  и цен на сопряженные товары.
     На  величину спроса также оказывают  влияние изменения в ожиданиях  будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения  линии спроса. Если ожидается увеличение цены, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия  спроса сместится влево.
     Если  небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного  изменяет объем покупок, то спрос  неэластичен.
     1.2. Эластичность спроса по цене
       Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.
     Эластичность  спроса по цене8 – это степень изменения величины спроса (?QD) в ответ на изменение рыночной цены (?p). Рассчитывается она по формуле:
     ED = ?QD%/?p%
      Эластичность спроса по цене выступает  в следующих основных формах: 1) эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена, рис.1.5 а); 2)неэластичный спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена, рис. 1.5 б); 3) единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину, рис.1.5 в); 4) совершенно эластичный спрос (ED= ?). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, рис.1.5 г); 5) совершенно неэластичный спрос (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены, рис.1.5 д).
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.3. а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса ; г) совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос.9
     Эластичность  спроса по цене зависит от ряда факторов:
    незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
    значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
    удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
    временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
     1.3. Рыночное предложение
 
     Предложение – количество благ, предлагаемых для  продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем  предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного  промежутка времени10.
     Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет  тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой  существует прямая зависимость. Эта  зависимость называется законом  предложения. 
      Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения  i – того продавца:     QS = ? QSi11
     Между ценой товара и тем его количеством, которое предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения.
Функция предложения
     Количество  товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.1.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца. 
 

       
 
 

Рис.1.4. Рынок продавца; Кривая предложения.12
     Функцией  предложения называют зависимость  объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:
     QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z)13,
     где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.
     Если  все факторы, определяющие объем  предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:
     Q = f (P)14
     По  более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. На рис.1.5 изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.
       
 
 
 
 

     Рис.1.5. Кривая предложения.15
     Реакция предложения на изменение цены также  характеризуется эластичностью.
     1.4. Эластичность предложения по цене
 
     Эластичность  предложения по цене16 – показатель степени чувствительности, реакции предложения (?QS) на изменение цены товара (?p). Она рассчитывается по формуле:                       
     E = ?QS%/?p%17
     Различают следующие формы эластичности предложения:
    эластичное предложение (ES>1) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена.
    неэластичное предложение (ES<1) – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена.
    Совершенно эластичное предложение (ES = ?) имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены.
    Совершенно не эластичное предложение (ES = 0) имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены.
       
 
 
 
 
 
 

     Рис.1.6. Формы эластичности предложения по цене.18
     На  эластичность предложения оказывают  влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных  производственных мощностей, характер продукции. Важнейшее значение для  эластичности предложения имеет  фактор времени, то есть период, в течение  которого производители имеют возможность  приспосабливать объем предложения  к изменению цены. Различают три  временных интервала:
    кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, и объем предложения фиксирован;
    краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования, то есть переменными становятся некоторые факторы производства – сырье, рабочая сила и другие;
    долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства.
     Проанализировав рыночные составляющие, можно перейти  к их непосредственному взаимодействию.  

 


Глава 2. Рыночное равновесие
2.1. Понятие рыночного  равновесия и его  устойчивость
     Выше  были рассмотрены спрос и предложение  по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает  равновесную цену и равновесный  объем или рыночное равновесие.
     Иными словами, рыночное равновесие – это  положение на рынке, при котором  спрос на товар равен его предложению.
     Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать  сделки лишь в зоне, расположенной  под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует  все возможные на данном рынке  ситуации обмена. Это и есть рынок  одновременно как продавцов, так  и покупателей. Любая точка, принадлежащая  данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют  неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка P - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

     

     Рис.2.1. Рыночное    равновесие19

     Равновесная цена и равновесный  объем

     Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен  объему предложения, иначе говоря, это  единственная цена, соответствующая  условию:
     P = PD = PS
     При данной цене на рынке устанавливается  и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров:     Q = QD = QS
     Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
    информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
    нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от  производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
    стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.
     Устойчивость  равновесия
     Устойчивое  равновесие достигается тогда, когда  отклонение цен спроса от цен предложения  постепенно погашается, стремясь к  равновесной цене PE, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновесной цены (например, P1,P2) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены рис.2.4 а), относительное – при небольших отклонениях от нее рис.2.4 б).
     Если  равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят  о локальной устойчивости. Но при  этом рис. а) устойчивость достигается  лишь в интервале от P2 до P3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены  рис.2.4 б), то устойчивость носит глобальный характер.
       
 
 
 
 
 

     Рис.2.4. Локальная а) и глобальная б) устойчивость равновесия20
     Анализ  рыночного равновесия с точки  зрения его устойчивости требует  определенного представления о  том механизме, посредством которого устанавливается равновесие на рынке. По-разному понимали действие этого механизма два крупнейших экономиста – Л.Вальрас и А.Маршалл.
     Модели  равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
     Существует  два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
     Главным в подходе Л.Вальраса является разница  в объемах спроса и предложения  рис. 2.5. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.
       
 
 
 
 
 

     Рис.2.5. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу.21 

     Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 рис. 2.6. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
 
 
 
 
 

Рис.2.6. Рыночное равновесие по А.Маршаллу.22
     Цена  равновесия обычно ниже максимально  предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который  составляет излишек, прежде всего для  состоятельных потребителей, которые  могли бы приобрести товар выше равновесной  цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене рис.2.7.
     Графически  излишек потребителя, можно изобразить через площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной  ценой PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя – это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.
       
 
 
 
 

     Рис.2.7. Излишек производителя и потребителя.23

     2.2. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия. Паутинообразная модель

 
     Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.
    Реакция рынка на изменение спроса D рис.2.8 а) ;
     Предположим, что объем предложения возрастает. Значит, возрастает спрос на данный товар. Дефицит  QE1QE2 продукта Q при цене PE 1 повысит цену до PE 2 в результате установится новое равновесие в точке E2 .
    Реакция рынка на изменение предложения рис.2.8 б):
     Предположим, что в результате применения новых  технологий сократились издержки производства у производителей и как следствие, возросло предложение товара Q на рынке. Излишек E1B предложение товара при Q при цене PE1 вызовет падение цены до PE2. в результате установится новое равновесие в точке E2. размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии D (S) и наклона графиков D и S.
    При одновременном движении спроса и предложения. (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия  PE
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.