На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социалистические идеи в политико-правовой мысли всех времен

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
     Во  все времена были люди, мечтавшие  о лучшей жизни для человечества и верившие в возможность такой жизни. Они критически относились к действительности своего времени, пытались с ней бороться. Они анализировали и критиковали социально-экономический строй современного им общества. Эти люди не только предлагали переустроить общество, но и пытались придумать и обосновать более справедливый и гуманный строй. Их идеи выходят за пределы политической экономии, но, несомненно, играют важную роль в этой науке. По определению, социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Сторонники социализма пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Исходный пункт  социалистического учения - критика буржуазного устройства общества. Но вопрос, является ли капиталистическое общество более или менее неудовлетворительным, не предопределяет решение вопроса, способен ли социализм предложить  
нечто лучшее. Мало доказать, что общественный порядок, основанный на частной собственности на средства производства, имеет недостатки и что он не создал лучшего из всех возможных миров; необходимо показать еще, что  
социалистическое устройство лучше.

     Первые  социалистические учения появились  в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение. Рассмотрим наиболее значимые социалистические концепции, внесшие большой вклад в развитие идей социализма.
      
  

      
1. Государство Платоново.

      Платон (427 347 гг. до н. э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии, политических и правовых учений.
       Платон выстраивает свой идеал  общественно-политического строя в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге "Государство" как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. В "Государстве" Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела, и требует иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (производителями), которое "по своей природе жаждет богатства".
       Полис - это совместное поселение,  обусловленное общими потребностями. Наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью. Необходимые припасы стражи  
получают от третьего сословия. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет введение для стражей общности жен и детей.

       Женщины в идеальном государстве  уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности и всей жизни третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Хотя члены этого сословия отстранены от управления государством, они являются свободными, а не рабами. Главное социально-экономическое отличие проектируемого государства от прочих в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство "представляет собой множество государств. Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государство: одно - бедняков, другое - богачей". Идеальное государство Платона - сочетание правления лучших и справедливости законов. По Платону, аристократическое государственное устройство (правление лучших и благородных) - лучший тип государственного устройства. Платон в "Государстве" верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает трудности этого дела. Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно всё равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления. Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на  свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это - тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. А война, по Платону, "главный источник частных и общественных бед". Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит - в результате скопления значительного богатства у частных лиц - к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки  
не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Далее демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как "ставленник народа". Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, 
произвол и насилие. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. В диалоге "Политик" Платон выделяет еще три типа государственного устройства: власть одного, власть немногих и  
власть большинства. Эти три типа, в свою очередь, делятся по критерию 
законности и беззакония: законная власть одного - монархия; власть немногих - аристократия; большинства - демократия. Незаконные формы государственного устройства: тирания (власть одного), олигархия (власть немногих) и охлократия (беззаконная демократия, или "власть толпы" . Последний диалог Платона "Законы" посвящен описанию такой социально-политической организации, которая ориентирована на приближение его идеала к земным условиям. В этом диалоге Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй. Его отличия от первого сводятся к следующему:

     1) во всем полисе вводится государственная  собственность на землю, которая распределяется по жребию на равные по плодородию участки между всеми гражданами, количество которых четко фиксировано (5040 человек);
     2) социальная структура определяется  не тремя сословиями, а четырьмя имущественными классами;
      3) вводится институт рабства;
     4) форма правления является смешанной,  состоящей из элементов монархии, аристократии и демократии.
       Во главе государства стоит  коллегия из 37 номофилаков - блюстителей закона, которые также решают государственные дела. Имеются выборный Совет (360 членов, по 90 представителей от каждого класса), народное собрание, Ночной совет - своего рода "мозговой центр" государства, состоящий из 10 философов.Государство строго подчинено законам,  
которые жестко регламентируют всю социальную жизнь граждан от рождения до смерти.

     Итак, политико-правовая утопия Платона была вершиной общественной мысли древних греков, первой фундаментальной  
попыткой противопоставить несовершенной действительности идеал общественного бытия. Полемика по поводу этой теории  
продолжается до сих пор.

      2. Средневековый социализм (Т. Мор и Т. Кампанелла)
     В XVI XVII вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества. К проблематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным 
неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления. Наиболее видными представителями социализма в рассматриваемый период были Томас Мор (1478 1535) и Томмазо Кампанелла (1568 1639). Т. Мор - автор по-своему эпохального произведения 
"Утопия" (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный "Город Солнца" (1602, первая публикация - 1623 г.). Сочинения подобного профиля обычно начинаются с резкой критики социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Страницы таких произведений пронизывает ненависть к общественному устройству, политико-юридическим установлениям, порожденным частной собственностью и оберегающим ее. В ней видят корень всех зол. Ей ставятся в вину нищета масс, преступность, всяческие несправедливости. Общество, согласно Т.Мору, является результатом заговора богачей. Государство же - их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой и хитростью богачи  
подчиняют и обездоливают бедный люд. Делается это и с помощью законов, 
предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.  
В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию). В Утопии нет частной собственности, соответственно нет сопутствующей ей пороков. Земля там, как и производимая продукция -  
собственность общественная. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейно-ремесленная организация составляет производственную  
структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

       Люди в Утопии пребывают в  достатке. Однако достаток этот достигается весьма специфическим образом. Во-первых, принудительным привлечением к труду почти всех мужчин и женщин. Во-вторых, сокращением потребностей, связанным с крайней невзыскательностью утопийцев; жители Утопии довольствуются простой и грубой, при том одинаковой одеждой, неведомы им ни какие излишества и роскошь. 
Парадоксальным представляется наличие в Утопии института рабства. По Т. Мору, в этой идеальной стране есть рабы, к тому же обязанные носить кандалы. Для автора "Утопии" было немыслимо, что бы радость бытия утопийцев омрачалась неприятной работой: забивать скот, вывозить нечистоты и т. д. Рабами становились военнопленные, преступники,  
отбывавшие наказания, а так же люди приговорённые к смерти в других 
государствах и выкупленные утопийцами. Рабство в утопии не передаётся по наследству, сын раба - свободный человек. Да и сами рабы могли быть освобождены из  своего рабского состояния.

       Господство общественной собственности  исключает те преступления, коими изобилует мир, построенный на частной собственности. Именно она питает дурные качества - алчность, жадность, стремление к богатству, эгоизм. Преступность как таковая всё же имеет место в Утопии, и борьба с ней - одна из главных забот государства. Утопия - государственно-организованное общество. Т. Мором обозначена структура публичной власти и порядок ее формирования. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо - филарха. 10 филархов - одного протофиларха. Филархи  на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя (прицепса) из 4 кандидатов, названных народом. Прицепс избирается пожизненно, но он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат избираются ежегодно. Они решают важные дела, к которым относятся: администрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение произведенной продукции.  
Проект, предложенный Т. Мором, является неоднозначным в ряде отношений. Форма правления в Утопии едва ли может  
быть отнесена к какой-то одной из традиционных. Это скорее некое "смешанное правление", которому надлежало вобрать в себя позитивные черты традиционных форм.

       В отличие от Мора Т. Кампанелла  в "Городе Солнца" открыто не критикует социально-экономические и политико- юридические порядки. На первый план он выставляет панораму жизнеустройства города-государства соляриев. Публичная власть складывается из трех ветвей: первая - военное дело; вторая - наука; третья - воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание. Ветвями руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами. Венчает управленческую пирамиду верховный правитель - Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью,  
талантами, опытом. Он - глава как светской, так и духовной власти. На посту 
верховного правителя Метафизик пребывает не пожизненно, а до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях и  
способностях. Если он появился, Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу. Метафизик и его советники, на которых он опирается - Мощь, Мудрость, Любовь - единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа. Остальные начальники и должностные лица 
проходят процедуру избрания, и только потом попадают на тот или иной официальный пост. В "Городе Солнца" нет частной собственности. Земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда.

     Произведенная продукция сообща распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем следует". В круг обязанностей должностных лиц также входит: попечение о досуге, общении, здоровье, забота о продолжении  
рода. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в 
творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение. В "Городе Солнца" отчетливо видны два несовместимых начала: интеллектуальные, нравственные достоинства человека  как факторы, призванные определить его положение в обществе, против авторитарности и аскетизма. Солярии участвуют в политическом процессе, но их голос не решающий, а в лучше случае лишь совещательный. Вершат же все дела в государстве Метафизик и его соправители - Мощь, Мудрость, Любовь. Жизнь соляриев заранее скрупулезно расписана.

     Они удовлетворены своим бытием, никто  из них не терпит, по мнению Кампанеллы, никакого недостатка. Они не ощущают сковывающего их духа однообразия. Неповторимость каждого человека, его самостоятельность и самобытность не имеют особой ценности. Доминируют интересы государства. Не раз потом повторится в социалистических доктринах такое  
оттирание на далекую периферию потребностей и интересов частных лиц.  
 
 
3. Социализм во Франции XVIII (Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф)

      XVIII в. в Европе намного превзошел два предшествовавших ему столетия по количеству и уровню появившейся в этот век социалистической литературы разного рода. Из всех работ выделяются "Кодекс природы" (1755) Морелли и сочинения Габриеля Бонно де Мабли (1709 1785): "О правах и обязанностях гражданина", "О законодательстве, или Принципы законов" и др. Оба писателя стояли на позициях отрицания частной собственности и полагали идеальным строй, основанный на общности имуществ. Морелли в своих работах планирует на будущее следующее административное деление страны: провинции, города, трибы (роды, части городов), семьи. Основная структура публичной власти, согласно "Кодексу законов", складывается так.
     Каждый  член семейства по достижении 50 лет становится членом сената своего города и пользуется правом  совещательного и решающего голоса. Из состава городских сенаторов образуется ежегодно обновляемый Верховный сенат.
       Функция его - осуществлять надзор  за тем, чтобы решения и регламенты каждого города не противоречили государственным законам, и чтобы принимаемые меры полицейского и хозяйственного характера соответствовали законам.
       Кроме системы сенатов предусматривается  целая иерархия начальников разного ранга: начальника трибы, начальника города, начальника провинции, наконец главы государства. Каждая семья поочередно дает начальника своей трибе, он остается на этом посту пожизненно. Каждый начальник трибы поочередно в течение года исполняет обязанности начальника города. На тех же условиях каждый город дает начальника свей провинции, а каждая провинция поочередно дает пожизненного главу государства. Обязанность главы государства - следить 
за соблюдением законов, осуществлять общее управление производством и распределением, поддерживать в государстве порядок и единообразие.  
В работах Морелли нетрудно обнаружить умолчание относительно системы выборов.

       Это умолчание не случайно. Мыслителю кажется, что выборность нарушает принцип равенства, поскольку в обществе все в одинаковой степени достойны быть избранными. Абсолютизация принципа равенства приводит к странным выводам: понятно намерение Морелли включить во  
власть весть народ, обосновать демократию как "естественную" форму власти. Беспрепятственное использование каждым того, что может удовлетворить его естественные, а значит законные потребности, составляет политическую свободу человека. Но такой свободы просто не может быть, если отсутствуют подобающие публично-властные и юридические  
механизмы ее реализации. Таким образом, одна из сторон проблемы - обход принципа выборности, признание занятия ряда постов пожизненным.  
Другая сторона - почти тотальная регламентация всех сфер социальной и личной жизни в обществе. Государство бдительно следит за порядком и в области духовной культуры. Морелли описал в понятиях своего времени коммунистическое устройство общества. В итоге у него получился колоритный  образ казарменного коммунизма. Не в пример Морелли Г. Мабли воздерживался от скрупулезного описания организации всех сфер жизни в коммунистическом обществе будущего. Он рисует общую картину утопической республики равенства, частично излечившейся от порожденных неравенством имуществ зол. Мабли исходит прежде всего из того, что принципиально новый общественный строй необходим для обеспечения счастья народу. Он уповает на мирные политические акции и на законы как на средства, которые могут обеспечить такое счастье. Но законодатель должен согласовать их с Природой. Природа сделала людей равными, дала им одинаковые органы, потребности и разум. Мабли выступает за принятие ряда законов, уравнительных по своей направленности. Во- первых, закон против роскоши. Во-вторых, закон об отказе государства в каком-либо покровительстве торговле и купечестве, ибо присущий коммерции дух алчности противоречит духу всякого хорошего правления. В-третьих, закон,  
регулирующий порядок наследования. В-четвертых, закон об ограничении самих владений отдельных граждан,  устанавливающий их пределы.

       Народ, согласно Мабли, - единственный создатель политического строя, изначальный носитель верховной власти и ее распределитель. Это выражается в избрании гражданами (каждый раз на определенный срок) депутатов, которые образуют высший законодательный орган страны - Национальную Ассамблею. Она формирует правительство, выступающее  
исполнительным органом власти. На местах эту власть представляют магистраты, также избираемые населением. Учреждения исполнительной власти подотчетны власти законодательной. Вне сомнения, Г. Мабли считает демократическую республику наиболее подходящей политической оболочкой для общества, сумевшего "доработаться" до коммунистического строя. Одной из самых примечательных фигур среди социалистов эпохи европейского Просвещения является Гракх Бабеф (1760 - 1797). Он был автором программы "Заговор во имя равенства", в котором сформулировал учение утопического революционного коммунизма. Это учение отражало самостоятельное движение "того класса, который был более или менее  
развитым предшественникам современного пролетариата". Бабеф считал, что коммунистический строй не может быть образован путем реформ. Для его создания и утверждения необходима решительная борьба. "Заговор равных" выдвинул широкую коммунистическую программу. Бабеф заявлял, что "частная собственность является причиной всех бедствий на земле". 
Имущественное равенство есть естественное, и поэтому цель "Заговора равных" - защита этого равенств. Общественный характер должно носить не только потребление,  но и производство. В наброске "Проекта экономического декрета" - одном из важнейших документов бабувизма - ставится задача организации социалистического производства по всей республике. Вся страна должна быть превращена в большую  
национальную общину. Только член общины пользуется политическими правами. Должностные лица являются выборными. Но коммунистический проект бабувизма носил грубо уравнительный характер. Каждому члену национальной общины предполагалось обеспечить лишь скромный и умеренный достаток. Осуществление мероприятий мыслилось в результате народной революции и создания революционного правительства. Цель  
революции заключается в уничтожении имущественного и политического 
неравенства.

     Таким образом, политическая программа бабувистов пронизана боевым 
революционным духом и отражает чаяния незрелого в то время рабочего класса Франции. Величайшая заслуга бабувистов состоит в провозглашении народной революции, революционной диктатуры трудящихся в качестве необходимых мер для установления коммунизма и в стремлении практически реализовать свою программу. Хотя коммунизм Бабефа носил утопический характер, он был большим достижением по сравнению с коммунистическими воззрениями дореволюционной Франции.

    4. Социалистические  концепции в Западной Европе в XIX в. (утопический социализм, прудонизм, революционный социализм).
       В первые десятилетия XIX века в Западной Европе выступили мыслители, подвергшие беспощадной критике буржуазные  порядки (строй капиталистической частной собственности, свобода предпринимательства, конкуренция и т. п.). Они разработали проекты общества, которое, по их мнению, сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит  
каждому индивиду достойное существование. Это прежде всего Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, относящиеся к учениям  утопического социализма.

     Роберт  Оуэн (1771 1858) выдвинул проект общественного  идеала общества. Большое внимание в своей концепции он уделял экономической стороне проблемы. Разумная общественно-политическая система должна быть основана на законах природы, а не на порочных человеческих  
законах, которые зачастую есть результат заблуждения и эмпиризма.Частная 
собственность - плод насилия и несправедливости. В существующей индивидуалистической системе все человеческие отношения принимают извращенные формы. Деньги позволяют отнимать блага у тех, кто их создает. Между тем рабочий имеет право на полный продукт своего труда. Только труд, а не деньги, способен стать источником подлинного богатства.  
Социальным полем такой трудовой деятельности должна стать небольшая коммуна, главная цель которой - удовлетворение потребностей ее членов. В ней объединены промышленный и сельскохозяйственный труд. Залог жизнеспособности коммуны в том, что здесь общий интерес превалирует над частным, поскольку он дает больше стимулов к труду. Функции  
управления в коммуне распределены между отдельными возрастными группами. Здесь нет государства в традиционном смысле - как аппарата контроля, механизма принуждения. В новом обществе отпадает необходимость в судах, тюрьмах, наказаниях, а следовательно, в законах, т. е. всех атрибутов государственной системы, основанной на частнособственнических отношениях. Итак, Оуэн отбрасывает все элементы старой государственности. Но возникает вопрос - из чего созидать новое? Оуэн не нашел удовлетворительного ответа. Однако и то, что он сделал, было весьма значимым для дальнейшего развития  социалистической концепции. Ряд общих с идеями Оуэна моментов содержала и теория Франсуа Мари Шарля Фурье (1772 1837). Существующий строй, по Фурье - предел беспорядка, разгула низменных страстей, разврата, унижения и нищеты. Множество членов общества живет паразитически, присваивая себе продукты труда наемных работников. Экономический беспорядок, который несут современное производство и система торговли, отражается и на сфере  
политики. Государство - защитник и слуга богатых. Коммерция - новая власть, которая стоит наравне с государством.

       Право находится в руках богатых.  Но Фурье, в отличие от Оуэна, видит выход из тупика не в революции, а в возврате к социальному порядку, соответствующему природе человека. Прежде всего должно быть изменено отношение к труду: он призван давать физическое и духовное удовлетворение, вызывать энтузиазм. Основной ячейкой нового общества является фаланга - производственно-потребительское товарищество. Основной вид труда - сельскохозяйственный. Фурье - противник уравнительного равенства. Экономическое равенство, полагает он, несовместимо со свободой. В фаланге должны быть и богатые и бедные, но классовой розни между ними не будет, поскольку она невозможна в  
атмосфере гармонии. Гармония эта в условиях экономического неравенства 
достигается прежде всего тем, что никто не получает зарплату. Члены фаланги объединены на акционерной основе. Каждый может приобрести часть акций и стать собственником. Таким образом главная цель нового строя не в том, чтобы уничтожить собственность, а в том, чтобы всех превратить в собственников. Руководит делами фаланги ареопаг, который не 
издает уставов, не отдает приказов,  а только дает рекомендации. Из своей среды он выделяет направников или совет. Цель такой системы управления - в поддержке гармонии. Здесь нет публичной власти и права как инструмента 
принуждения.

     Таким образом, сочинения Фурье чрезвычайно ярки и эмоциональны, но порой попросту фантастичны. Иным был подход к проблеме со стороны Клода Анри де Сен-Симона (1760 1825). Он признает идею развития общества, основанного на классовой борьбе. Формируется класс промышленников, заинтересованных в социальных и политических  
реформах, которые принесут благо всем. При этом Сен-Симон не настаивает на ликвидации частной собственности. Ее необходимо усовершенствовать.  
В политической организации нового общества господствует принцип равенства, основанного на всеобщности труда. Роль государства сводится к тому, чтобы обеспечить безопасное и самодостаточное существование тружеников. Будущее общество для Сен-Симона - это громадная мастерская, где государственно-правовые институты будут прежде всего обслуживать нужды производства. Преобразование общества будет происходить в обстановке политической борьбы.

     Сила, способная осуществить эту задачу - консолидированные в единую организацию промышленники. Стратегия и тактика этой партии - не разрушение, а созидание, проповедь мира и морали. Ее политическая деятельность вполне может ужиться даже с институтом монархии.  
Сен-Симон предлагает также сохранить двухпалатный парламент и совет министров. Однако между властью короля и парламента Сен-Симон предлагает ввести еще две структуры: совет ученых и совет промышленников. Их прерогатива - составление проектов бюджета и проверка его исполнения. После этого проект бюджета поступает в кабинет и  
парламент.

     Таким образом, Сен-Симон возлагал большие  ожидания на чудодейственную силу реформ "сверху".  Другая разновидность  социализма в Западной Европе - прудонизм. В основе учения лежат взгляды Пьера Жозефа Прудона (1809 1865). П. осуждал крупную капиталистическую собственность, как "кражу", но отвергал коммунизм и отстаивал  
"владение" мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Не понимая действительных источников классовой эксплуатации и объясняя её существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом, Прудон считал возможным уничтожение классовой эксплуатации посредством чисто экономических реформ в сфере обращения:  
безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. По мнению Прудона, осуществление этих реформ будто бы даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении частной собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и услугами на началах взаимопомощи (мютюэлизма). Из этой мелкобуржуазной утопии Прудон выводил возможность осуществления "социальной революции"  
мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы и при уничтожении государства, которое Прудон считал главным орудием раскола 
общества, паразитизма и угнетения. Развивая свои концепции в период Революции 1848 и в особенности в годы Второй империи, Прудон сделал вывод о том, что решение общественных противоречий мыслимо будто бы лишь посредством уравновешивания действующих в обществе  
социальных сил. П. переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека (одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни). Он заменил также проекты "ликвидации государства" идеей его федеративного переустройства, 
призывая раздробить современные централизованные государства на мелкие автономные области и выступая в этой связи против национально- 
освободительных движений народов Италии и Польши. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности Прудон признал необходимость перехода крупных промышленных предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в сельском хозяйстве.

     Еще одним важным течением в социализме являлся революционный социализм. Его виднейшими представителями были Огюст Бланки, Теодор Дезами и Вильгельм Вейтлинг. Луи Огюст Бланки - французский политический деятель. Последователь французских материалистов 18 в., Бланки был идеалистом в понимании истории, считая решающей силой исторического прогресса просвещение народа. Бланки признавал  
наличие классовой борьбы, подчёркивал противоположность классовых интересов пролетариата и буржуазии, но не выделял пролетариат из общей массы эксплуатируемых. По мнению Бланки, только социальная революция может уничтожить классовую эксплуатацию. Успех революции он связывал с хорошо подготовленным заговором сплочённой организации  
революционеров, которые, будучи поддержаны в решающий момент народными массами, установят революционную диктатуру.  
Революционная диктатура в переходный период от капитализма к коммунизму должна, как говорил Бланки, выполнять  
функцию разоружения контрреволюционных классов, вооружения пролетариата и охраны нового строя от покушений его  
врагов. Бланки придавал огромное значение организационной стороне подготовки восстания, но не учитывал, при каких  
социальных условиях оно должно проходить. Классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая Бланки как революционера и  
горячего сторонника социализма, в то же время подвергли критике 
заговорщическую тактику Бланки, непонимание им  того, что успех вооружённого восстания возможен только в том случае, если 
революция совершается массами трудящихся под руководством революционной партии. Теодор Дезами - французский писатель. Дезами является сторонником чисто-материалистического коммунизма,  
опирающегося на изучение человеческого организма и его потребностей. По своим философским воззрениям Дезами последовательный материалист. Физические потребности человека должны быть удовлетворены прежде всяких других. Лучшим средством для этого является коммунистическая община. В основу коммуны Дезами положен принцип: все ее  
обитатели трудятся и за то пользуются продуктами труда в пределах своих 
потребностей. Никто не распределяет одежды и пищи; все берут их сами из общих складов, точно так же, как всякий сам избирает себе жилище и тот род работы, который ему больше нравится. Никаких принуждений в общине не существует; импульс к труду должны дать:

     1) образование, которое выясняет значение труда для всех и каждого;
     2) разнообразие работ;
     3) непродолжительность  труда (maximum 5-6 час. в день);
      4) чистота и удобство мастерских;
     5) совершенство самого производства (хороший материал и усовершенствованные машины);
      6) привлекательность трудового общения с другими;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.