На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Порядок их образования и использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный  экономический университет
Пинский филиал 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  предмету: «Государственный бюджет»
на  тему: «Целевые бюджетные  и внебюджетные фонды. Порядок их образования и использования» 
 

                  Выполнила: студентка 4 курса

                  гр. 221 ЗС, зачетная книжка №
                  Марчук  Е.М.
                  Адрес: г.Столин, ул. Дзержинского, 42 – 12
                  Проверил 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

ПИНСК 2001 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Понятие бюджета, необходимости и условия его возникновения
    Особенности построения бюджетной системы.
      2.1. Бюджетная система  Республики Беларусь.
      2.2.    Распределение   доходов и   расходов   между   бюджетами
      2.3.    Республиканский    и   местные    бюджеты
      2.4. Местный бюджет  на примере г.Пинска
      3. Внебюджетные фонды, их происхождение и роль.
      3.1. Особенности развития  внебюджетных фондов.
      3.2. ПОЛОЖЕНИЕ о взыскании  налогов, сборов  и других обязательных платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования — наиболее эффективными.
      Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируются структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.
      Управляя  бюджетным процессом, государство  выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
      Однако  как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирования бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований.
      В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, как правило, по отдельным аспектам проблемы. Цельного исследования развития бюджета и бюджетного процесса Республики Беларусь в условиях суверенитета и переходной экономики не проводилось. Имеет место серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов.
      Вместе  с тем многогранность и непрерывность  бюджетного процесса требуют комплексного подхода к изучению проблем формирования и исполнения бюджета, его специфики в условиях переходной экономики. При этом в равной степени важными являются как вопросы формирования доходной и расходной частей бюджета, так и его исполнения.
1. Понятие бюджета, необходимости и условия его возникновения 

      Учение  о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений — бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.
      Возникновение такого фонда предопределено исторически.
      Бюджет  зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений1. "Если мы рассмотрим роспись государственных доходов и расходов любого современного государства, то увидим, что оно тратит те громадные средства, которые собираются в казну, на удовлетворение различных потребностей общественного характера", — отмечал один из основателей финансовой науки А.А. Никитский.
      Происхождение общественных потребностей теряется в  глубокой древности, как об этом свидетельствует история первобытной культуры. Так, в подтверждение данного положения профессор А.А. Никитский в монографии "Основы финансовой науки и политики", ссылаясь на "Очерки первобытной культуры" г. Тахтарева, пишет: "...это можно видеть хотя бы на примере устройства общественной власти тотемических групп. Важнейшими делами ее ... можно считать: общественные способы обеспечения необходимейших потребностей существования; охрану областей данной тотемической группы и ее священной сокровищницы; упорядочение браков и погребение; общественное воспитание и посвящение юношества в тайны тотемизма; дела суда и расправы.
      И у кочующего рода, и у государства, состоящего из группы осевших крестьян, есть свои расходы..., но в это время государство вообще еще не является силой, господствующей над всеми отношениями жизни и подчиняющей их себе, оно действует лишь мимоходом и по временам".
      В древнем мире образованию союзов общественно-принудительного характера способствовали потребности суда, управления, военной защиты. Хозяйство было натуральное, обмен и торговля — случайны и неповсеместны. Это была эпоха рабства. Общественные потребности были невелики. Так, например, в Древней Греции и Древнем Риме при постоянных войнах такая важнейшая потребность, как военная, не вызывала больших расходов и, следовательно, не требовала больших доходов, так как каждый гражданин вооружался и снабжался всем необходимым большей частью за свой счет. Вместе с тем все излишки государственных доходов, в связи с невозможностью предусмотреть их будущее поступление из-за отсутствия необходимых для этого органов государства, делились между полноправными гражданами.
      В средние века замкнутое домашнее хозяйство, основанное на труде крепостных, сменяется городским. В городах развивается ремесленно-цеховой строй, производятся и обмениваются продукты, улучшаются пути сообщения, принимаются меры к их охране. Периодический характер принимает торговля, организуются ярмарки, устанавливаются более прочные хозяйственные связи между людьми; соответственно растет удовлетворение общих потребностей совместными усилиями. В этих условиях укрепляются союзы общественно-принудительного характера в лице княжеской и королевской власти, появляются зачатки государства.
      Прототипом  бюджета в средние века была смета  королевских доходов и расходов. В это время доходы и расходы государства не отличались от доходов и расходов государей.
      Постепенно  натуральное хозяйство сменяется  денежным. Невероятных размеров достигают производство, обмен и торговля; ремесло сменяется капиталистической мануфактурой, а затем — современной капиталистической фабрикой. Крепостной труд заменяется наемным, "свободным". Были открыты морские пути сообщения, изобретено пароходство, строились шоссе и железные дороги. На место абсолютной Монархии пришло так называемое правовое государство в форме конституционной монархии, или республики.
      Появились новые потребности, которые лучше было бы удовлетворять за счет общих средств. Свое развитие получили и прежние общественные потребности. Рост государственных расходов на вооружение, войны, суд и управление, народное образование требовали значительного увеличения бюджетного фонда.
      В одной из первых своих работ, посвященной  исследованию истории русских финансов и награжденной Императорской академией наук Демидовской премией, Д.Толстой писал: "Первою заботою членов всякого возникшего общественного союза бывает установление и признание верховной власти, долженствующей охранять общие и частные интересы. Но эта власть, поставленная выше всякого частного произвола, не могла бы существовать, ни быть полезною, если бы она не имела средств упрочить к себе почтение и повиновение. Нужно, следовательно, отыскать эти средства".
      Таким образом, организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.
      Отсюда  видно, что процесс трансформации  бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств. 

 

2. Особенности построения бюджетной системы.
2.1. Бюджетная система  Республики Беларусь.
     Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
     Структура бюджетной системы обусловлена  формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
     По  форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Сложные — это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium — власть), т. е. насильственно создаваемое государство; наиболее распространенной формой является федерация.
     Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности  и сыграл исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.
      Центральное место в бюджетном устройстве Республики Беларусь занимает бюджетная система, которая представляет собой совокупность отдельных самостоятельных бюджетов регионов, объединенных в едином Государственном бюджете. Бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов.
      Единство  бюджетной системы обеспечивается единой экономической и политической основой. Это выражается в том, что финансовые ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства по единому налоговому законодательству. Политической основой является единство политики на всех уровнях власти в республике.
      Единство  бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, общим порядком составления и исполнения бюджетов. Оно заключается и в предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления свода бюджетов Республики Беларусь.
      Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней  осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
      Однако  единство бюджетной системы не отрицает самостоятельности бюджетов, которая является одним из важнейших принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.
      Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у  каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выражение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюджет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и организаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.
      В то же время все они как самостоятельные  составляющие включаются в статистический сводный бюджет территории (района, города, области) и республики в целом. Это необходимо для определения общего объема централизуемых государством финансовых ресурсов, степени их централизации, выявления и анализа тенденций и закономерностей в развитии бюджета. Этот порядок содействует оптимизации распределения доходов и расходов между отдельными регионами,   сферами   бюджетных   отношений   и   на   этой   основе   более эффективного использования бюджетных ресурсов.
      С принятием Декларации о суверенитете Беларуси, расширением прав местных органов власти на новой основе возрожден не только принцип самостоятельности, но и принципы полноты бюджетов, реальности и гласности.
      Поскольку действующий порядок формирования доходов бюджета, направления и объем финансирования мероприятий и организаций, учреждений затрагивает интересы населения республики, то необходимо, чтобы основные показатели бюджета доводились до сведения граждан. С этой целью законодательством Республики Беларусь предусматривается публикация для всеобщего сведения Закона о Государственном бюджете (по республиканскому бюджету), а также отчет о его исполнении в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета. В печати оглашаются общий объем доходов и расходов, размер основных источников доходов, ассигнования по важнейшим направлениям, размеры резервных фондов и средств, направляемых на погашение государственного долга, предельный размер дефицита бюджета, величина оборотной кассовой наличности и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты. Гласность осуществляется при обсуждении проекта бюджета в комиссиях и на сессии Верховного Совета. Она влечет за собой применение других принципов — полноты и реальности.
      Принцип полноты бюджетов предусматривает  детальное, полное отражение всех доходов бюджета, их источников и всех направлений расходования средств при составлении и исполнении бюджетов различных уровней.
      Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованными соответствующими расчетами, прогнозными оценками -поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объемов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.
      В бюджетную систему как самостоятельные  звенья включаются / республиканский и местные бюджеты всех видов и уровней: областные, районные, городские, районные бюджеты в городах, бюджеты сельских и поселковых Советов народных депутатов. Территориальные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов определены Законом "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь".
      Различают первичный, базовый и областной  территориальные уровни. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся городские (с районным делением), районные Советы, а к областному — областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.
2.2.    Распределение   доходов и   расходов   между   бюджетами
      Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов Республики Беларусь определен законом Республики Беларусь "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь" и закреплен в законе Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь".
      Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий.
      При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решаются следующие задачи:
      сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета; заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;
      равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;
      приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий по руководству народным хозяйством Республики Беларусь, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.
      В основу распределения доходов и  расходов между бюджетами положены принципы: значимости, подчиненности (подведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности.
      По  принципу значимости производится зачисление доходов в республиканский и местный бюджеты, а также финансирование программ и мероприятий, имеющих общереспубликанское, межгосударственное либо местное значение. Так, в соответствии с этим в бюджет зачисляется налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный чернобыльский налог, в местные бюджеты — местные налоги, сборы, пошлины в зависимости от уровня бюджета.
      Доходы, поступающие в республиканский  бюджет, называются общегосударственными или общереспубликанскими, а зачисляемые в местные бюджеты — местными доходами и налогами. Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь" закрепляет за отдельными бюджетами конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными). В случае, если для сбалансирования бюджетов собственных средств не хватает, то для покрытия их расходов предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название регулирующих. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские государственные доходы и налоги.
      Формирование  норматива отчислений заключается  в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность на одного жителя. Данные нормативы должны быть долговременными, однако в переходный период в связи с различным уровнем экономического и социального развития регионов они дифференцируются.
      В тех случаях, когда собственные  доходы и отчисления от государственных доходов и налогов не обеспечивают сбалансирование доходов и расходов бюджетов, применяются дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов.
      Значительная  часть налогов и доходов зачисляется  в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета народных депутатов. Одновременно из местных бюджетов финансируются предприятия, организации, относящиеся к коммунальной собственности, и учреждения непроизводственной сферы (школы, детские дошкольные учреждения, больницы, поликлиники и т. д.), расположенные на территории данного местного Совета.
      Таким образом, следуя указанным принципам, доходы и расходы Государственного бюджета в 1993 г. распределились следующим образом: республиканский бюджет — 63,2 %, местные бюджеты — 36,8 %. Такое соотношение подчеркивает особую значимость республиканского бюджета в бюджетном распределительном процессе.
2.3.    Республиканский   и   местные   бюджеты
      Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.
      Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.
      За  счет средств республиканского бюджета  могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
      Республиканский бюджет является одним из главных  гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.
      Средства  республиканского бюджета направляются в основном на: капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;
      мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
      общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие общереспубликанские целевые программы;
      расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;
      учреждения  и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;
      расходы по закладке и хранению госрезервов; содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и
      внутренних  дел;
      финансирование  обороны,   пограничных  войск   и  таможенной службы;
      погашение кредитов банка, выданных для погашения  бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;
      образование резервного фонда Председателя Президиума Верховного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Министра финансов и других целевых фондов и резервов;
      другие  мероприятия и программы, имеющие  общереспубликанское значение.
      При определении объема и направлений  расходования средств республиканского бюджета учитываются экономическая ситуация в республике и политика государства. В частности, затраты на капитальные вложения включают и расходы по переформированию и конверсии военного производства. В бюджете 1993 г. на финансирование государственных капитальных вложений было предусмотрено 15,2 млрд р., или 1,7 % от общего объема расходов. Предполагается существенно изменить порядок бюджетного финансирования капитальных вложений с учетом рыночных отношений, т. е. отказаться от их государственного финансирования в сфере материального производства. Однако в настоящее время полностью перейти на такой порядок невозможно, поскольку еще недостаточно четко работают структуры управления отраслями и в основном преобладает государственный сектор экономики.
      Расходы на социально-культурные мероприятия  включают затраты по финансированию учреждений образования, культуры, здравоохранения, а также специальных программ и мероприятий по социальной защите населения.
      Средства  республиканского бюджета, предусмотренные  на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, выполнение республиканских научно-технических программ и проектов (2,2 % в бюджете 1993 г.). Для республики, провозгласившей у себя первоочередное развитие наукоемких отраслей, этот объем расходов на науку является недостаточным и требует привлечения дополнительных источников финансирования.
      Доходы  республиканского бюджета формируются за счет отчислений от акцизов (на 1993 г. в размере 70 %); отчислений от налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме входящих в состав коммунальной собственности); отчислений от налога на добавленную стоимость (в 1993 г. — 50 %); чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объединений, организаций, относящихся к республиканской собственности; других налогов и неналоговых поступлений.
      Среди важнейших показателей по республиканскому бюджету — размер его дефицита (в бюджете 1993 г. — 17 % от объема бюджета по расходам).
      Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.
      Развитие  рыночных отношений сопровождается децентрализацией системы управления экономикой, разгосударствлением собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Советов народных депутатов, соответственно усилением роли региональных бюджетов, с Экономическая сущность местных б
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.