Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цена: ее сущность и функции в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Московский  государственный открытый университет
                                                                        Факультет: «Бизнес и управление»
                                                                        Кафедра: «Менеджмент» 
 
 
 

          Учебная дисциплина: «Экономическая  теория»
                              КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Цена: ее сущность и функции в рыночной экономике» 
 
 
 
 

                                                                     Работу выполнила Глухова Н.А.
                                                                     Студентка 1 курса
                                                                     Шифр 080200.62 
 
 
 
 
 

                                   Москва 2011г.
Содержание:
Введение.
      Цена и ее функции
      Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.
      Ценообразование в российской экономике
Заключение
Литературный  список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Цены и ценообразование  являются одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Важная роль цен  в экономической жизни определяется тем, что они являются основой  всех экономических измерений, оказывают  значительное влияние на затраты  и результаты деятельности всех хозяйствующих  субъектов: и предпринимательских  структур, и домашних хозяйств, и  народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической  деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где  свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного  воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря  которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия  или предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке  товаров, оказывает влияние на прибыль  торгового предприятия и находится  в тесном взаимодействии с факторами  рынка. Цена в условиях рынка выступает  как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей  и их платежеспособности.
В ценовом механизме  следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как  способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. 
 

      Цена  и ее функции.
Цена  – экономический процесс, который выравнивает соотношение спроса и предложения и является тем компромиссом, который достигается между продавцом и покупателем. Выделяют пять функций цены.
1.  Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные свойства товаров и услуг исходя из затрат труда.
Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В этой функции цена выступает  одним из главных показателей  эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных  решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. В условиях рынка цена может существенно  отклоняться от издержек. Но все  равно, чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно  контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря  снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная  функция цены исключительно важна  для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.
2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
    начуно-технический прогресс;
    экономию затрат ресурсов;
    изменение качества продукции;
    изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование  осуществляется путем повышенного  уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимулирующая  функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю  выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, обеспечивающие высокую прибыль по сравнению с другими товарами.
3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
    отраслями экономики;
    различными формами собственности;
    регионами страны;
    фондом накопления и фондом потребления;
    различными социальными группами населения.
Так, с помощью  высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные  изделия, легковые автомобили) обеспечивается перераспределение с помощью  бюджета денежных средств определенной части населения с высоким  уровнем доходов в целях формирования специальных фондов, используемых для  социальной защиты малообеспеченных категорий  населения.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличие при отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременно изменением того и другого.  Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество  и расширять ассортимент товаров.
Балансирующую функцию в той или иной степени  выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка и  естественной конкуренции цена, реализуя эту функцию, как бы выполняет  роль стихийного регулятора общественного  производства.
5. Функция цены  как критерия рационального размещения производства. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой  и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, то есть изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.
Все названные  функции цены взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом, а  в ряде случаев и вступают в  противоречие. Так, стимулирующая функция  цены усиливает функцию сбалансирования  спроса и предложения, способствуя  увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и  дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения  товаров. Это, в свою очередь, ведет  к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функция цены  тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция  цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей  и распределительной, а также  с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества  факторов цена довольно часто существенно  отклоняется от издержек производства и реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Виды  цен и их классификация. Состав и структура  цен.
В зависимости  от ряда экономических признаков  все цены группируются по видам и  разновидностям. Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цена подразделяется на следующие основные виды.
Оптовая цена предприятия (отпускная  цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятием. Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка.
Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли – главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики и конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли.
Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его  развития и не может быть ниже минимально допустимого уровня, обеспечивающего  нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие  может разориться и стать банкротом.
Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза и НДС. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена. Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она иожет использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.
Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятие или организация-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как любая цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.
Разновидностью  оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояние товара от  места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Цены различаются  в зависимости от того, на какой  стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
    предприятие – оптовая торговля;
    оптовая торговля – розничная торговля;
    розничная торговля – потребители.
Этим стадиям  товародвижения соответствует три  вида цен:
    оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
    оптовая цена промышленности;
    розничная цена.
Розничная цена – цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, она является конечной; по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной  цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой  ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для  продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями  розничной торговли в процентах  к ценам приобретения товаров (с  НДС).
Схематично весь процесс ценообразования можно  представить следующим образом :
Оптовая цена = издержки + прибыль ;
Оптовая цена = оптовая  цена + снабженческо-сбытовая + прибыль;
Розничная цена = оптовая цена + торговая наценка (скидка) + прибыль. 

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз, который уплачивается в бюджет предприятием-изготовителем  товара.
Разновидностью  розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.
Цена  на строительную продукцию.
Продукция строительства  оценивается по трем видам цен:
    сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
    прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость еденицы конечной продукции типового строительного объекта;
    договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно, сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.
Закупочная  цена – это оптовая цена, по которой реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермами и населением. По своему составу закупочная цена состоит:
    из себестоимости;
    размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства;
    НДС.
Важнейшим для  развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью  и сельским хозяйством, эквивалентности  этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.
Тарифы  грузового и пассажирского  транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Особенностью  формирования издержек в этой отрасли  является то, что затраты грузового  транспорта имеют две составляющие:
    ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка);
    ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).
Цена  на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуг, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цена на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и прочее.
Цены на эти  услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС. В зависимости от территории действия различают:
    цены единые и поясные;
    цены региональные и местные.
Единые  или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Это такие виды продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные  и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению. Региональными являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.
Цены могут  классифицироваться в зависимости  от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров к покупателю. Здесь в формировании цены значительную роль играет географический фактор.
Исходя из этого  признака различают несколько видов цен.
Цена  в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью.
Единая  цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирования фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.
Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.
Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.
Рассмотрим виды цен в зависимости от степени свободы от воздействия государства при их определении.
Свободная цена складывается на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого-бы то ни было прямого влияния государственных органов. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.
Регулируемая  цена складывается под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определении воздействие государственных органов, которое осуществляется посредством:
    прямого ограничения роста или снижения цены;
    регламентации рентабельности;
    установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированной цене прейскуранта;
    установления предельных значений элементов цены либо каким-нибудь аналогичным методом.
Фиксированная цена устанавливается государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли РФ или отдела цен региональных органов власти и управления). Существуют такие формы фиксирования цен, как прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров).
В зависимости  от степени новизны товара различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время. При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».
Цена  «снятия сливок». Согласно этому методу, сразу после изготовления и появления на рынке новый товар устанавливается максимально высокая цена в расчете потребителя, готового купить этот товар по завышенной цене. Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.
Цена  «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии.
«Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец учитывает психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. В результате у покупателя создается впечатление:
    очень точного определения затрат на производство и невозможности обмена;
    заниженности цены, уступки покупателю и выгодности покупки.
Учитывая также  и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу. В  действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров  и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.
Цена  «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, то есть главным конкурентом.
Цена  с возмещением  издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле
                           Ц = И + Р + Н (И + Р),
где И – издержки производства;
       Р – административные расходы и расходы по реализации;
       Н – средняя норма прибыли  на данном рынке или в отрасли.
Престижная  цена – устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (например, на одежду таких модельеров, как Зайцев, Юдашкин), обладающие уникальными свойствами.
На товары,  реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен.
Скользящая, или падающая, цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости.
Долговременная  цена устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товар могут вноситься изменения (уменьшаться размер, незначительно ухудшается качество) при неизмененной цене.
Цена  потребительского сегмента на рынке. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: примерно на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены, например на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты, на билеты в театр. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов). Применение этой цены дает эффект тогда, когда право на принятие решения по ценам дано самому нижнему уровню направления (непосредственно продавцу).
Преимущественная  цена. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70-80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения доходов по реализации товаров. Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.