На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Услуги на мировом рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………..….2                                                                                                     
    Понятие мировой торговли услугами и ее специфика…………………. 4
      Мировой рынок услуг и его роль…………………………………….…4
      Классификация услуг на мировом рынке ……………………...…….….8
      Регулирование рынка услуг…………………………………….........…..15
    Динамика и структура мировой торговли услугами................................18
      Факторы, влияющие на динамику мировой торговли услугами……...18
      Структура мировой торговли услугами………………………………20
      Показатели участия страны в мировой торговле услугами…………...26
    Россия на мировом рынке услуг…………………………………………28
      Тенденции развития рынка услуг в России……………………….……28
      Динамика и показатели рынка услуг в России…………………….…...31
Заключение…………………………………………………………………….34
Список  использованных источников……………..…………………...……..36                                                                                
Приложения………………………………………………….……….……….37                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Наряду  с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует  с ними мировой рынок услуг. Специфическая  особенность услуги как товара состоит  в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это  поступающие на внешний рынок  услуги, т.е. потребительские стоимости.
     Актуальность  темы «Услуги на мировом рынке» сложно переоценить. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
     В основной части работы мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности страны в сферу услуг и сопутствующие вопросы. Основная цель моей курсовой работы – изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории услуг на мировом рынке. Были поставлены следующие задачи:
      Дать определение понятию услуг
      Рассмотреть различные виды услуг
      Изучить способы измерения участия страны в мировой торговле услугами
      Ознакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке услуг в России.
     В процессе работы использовались такие  методы, как изучение и переработка  материала учебников и учебных  пособий, освещающих развитие и формирование современного международного рынка услуг. Предметом изучения является услуга как экономическая категория. 
     Разработанность данной темы в литературе определила следующую структуру работы. Во введение описана актуальность и значимость проводимой работы, поставлены цель и  задачи. В первой главе дано понятие услуги, рассмотрены специфика изучаемого рынка, классификация услуг и их регулирование в современной экономике. Вторая глава посвящена динамике и структуре мирового рынка услуг, факторам, влияющим на его развитие и показателям, позволяющим измерить изучаемое явление.  В третьей главе рынок услуг России, рассмотрены тенденции его развития, основные показатели и представлены основные проблемы. Далее дано заключение, содержащее вывод об исследованной проблеме, и список использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие мировой  торговли услугами  и ее специфика 

1.1 Мировой рынок услуг и его специфика.
         Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.
     Услуга – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека. Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.
     Услуга  по своей сути является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Посещение театров, спортивных соревнований, ресторанов, парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники, перелеты и переезды в другие города и страны – все это относят к услугам.
     Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
     Исторической  предпосылкой возникновения рынка  услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему  товарному рынку, и долгое время  эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после  бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
     К числу наиболее древних услуг  относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а  также отдельные виды бытовых  услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и  торговли. Широкое распространение  имели религиозные услуги церкви. На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п. Некоторые из этих услуг являются относительно новыми для России, а вернее, восстановленными. В то же время ряд из перечисленных новых услуг являются одним из результатов достижений научно-технического прогресса, иногда даже дополнительным. Например, разработка, производство и эксплуатация компьютеров вызвали необходимость в информационных услугах, производство телевизоров – в телекоммуникационных услугах.
     Новые дополнительные виды услуг появляются как необходимое подкрепление основных услуг. Так, современные транспортные услуги морского торгового флота  вызывают необходимость портовых услуг (погрузочно-разгрузочных, диспетчерских  и т. п.), а также услуг по ремонту и обслуживанию судов.
     Вместе  с этим, сам рынок услуг абсолютно  не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить  услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут только подлежать ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.[2]
     Спрос на услуги, по мере насыщения рынка  товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве  развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых  видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
     Основные  причины столь явного повышения  роли услуги в современной экономике  видятся, прежде всего, в появлении  новых видов деятельности в сфере  услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного  спроса. Предпосылками роста значимости услуги явились так же увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе  дополнительных услуг при сбыте  товаров; увеличение финансовых, транс  портных, информационных и иных услуг  в связи с развитием производства.
     Рост  значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло  не пройти бесследно: свыше 40% размещенных  в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли ус луг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.[6]
     Особенностью  экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.
     В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно  развитые страны Северной Америки, Европы, а также Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно  финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские  услуги. На долю этих стран приходится более 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран  в мировой торговле услугами значительно  меньше, при этом они предоставляют  в основном транспортные, туристские и финансовые (оффшорные) услуги.
     Россия  является импортером и экспортером  услуг. Она входит в состав 30 стран  – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом  экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес  для зарубежных инвесторов в области  оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной  индустрии, рекламы и образования.
     С учетом особенностей рынка услуг  определяют и особенности маркетинга услуг, который призван оценить предоставляемые потребителям услуги и оказать содействие в их правильном выборе.
     Маркетинг услуг – это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов. Знание маркетинга услуг позволяет определиться с тем, что и как необходимо продавать для достижения максимальной прибыли, каким образом часть этой прибыли направить на совершенствование производства и качества обслуживания. 

1.2 Классификация услуг на мировом рынке
     Услуги  могут быть: частные или коммерческие, добровольные или  вынужденные, взаимные и анонимные и т. д.
     Юридические услуги, как никакие другие, требуют профессионального подхода, наличия достаточного опыта работы, а также высокой ответственности при их предоставлении. Услуги юриста и адвоката во многих случаях являются жизненно важными, поэтому выбирать исполнителей для их предоставления следует с особой серьезностью и ответственностью. Основные направления услуги юриста и адвоката: Комплексное юридическое обслуживание организаций различных форм собственности; Арбитраж — представление интересов организаций в арбитражных судах; Представление интересов компаний в судах различной инстанции; Профессиональное юридическое сопровождение сделок и договоров организаций; Услуги юридическим лицам, связанные с банкротством предприятий; Услуги профессиональных юристов по возврату и взысканию долгов; Представление интересов организаций при возникновении налоговых споров; Процессы, связанные с оформлением наследства; Услуги профессионального юриста при возникновении дорожно-транспортных происшествий (Юридическая помощь в ДТП); Услуги юриста и адвоката при возникновении жилищных споров; Услуги семейного адвоката; Предоставление услуг юриста и адвоката по уголовным делам; Обеспечение защиты прав потребителей.
     Бухгалтерские услуги необходимы как вновь открывшимся фирмам, так и уже действующим структурам, которым требуется наладить бухгалтерскую службу или проконтролировать работу штатного бухгалтера. Бухгалтерские услуги актуальны и в случае расширения бизнеса, так как в компании появляются новые работники, пересматриваются зарплаты и возникают сопутствующие расходы. Профессиональные бухгалтерские услуги являются фундаментом успешной коммерческой деятельности, обеспечивающим процветание бизнеса благодаря четкому контролю всех финансовых средств компании.
     Материальные  услуги — услуги, обусловленные обслуживанием процесса производства, доведением готовых продуктов до потребителя: транспортировка, заготовка, хранение и др.
     Нематериальные  услуги — услуги, не связанные с товаром в его материальной форме. Затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара: здравоохранение, образование, консультационные и банковские услуги и т. д.[7]
     Первым  видом услуг на мировом рынке рассмотрим  транспортные услуги, которые имеют наибольшее значение в мировой торговле. Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы на услуги: на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы; на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад); на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя; на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования; на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи; на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути; на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов, административных расходов и т.д.
     Во-вторых, это услуги во внешнеторговом контракте  купли-продажи. Экспорт и импорт услуг, как и товаров оформляется контрактом или соглашением. А поскольку часто товары и услуги бывают тесно связаны между собой, то внешняя торговля ими оказывается в одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия по товару и услугам, а некоторые его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг – транспортные условия, рекламации, приемка-сдача, страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала и т.д.
     Один  из наиболее важных видов услуг- финансовые услуги. Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл.
     Финансовая  деятельность – сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных  экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные  перемещения капиталов, которые  растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается  несколько главных центров, которые  соперничают между собой в  международном перемещении капиталов. В течение долгого времени  в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние  десятилетия ХХ века страны Западной Европы по масштабам своих заграничных  инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Германии, Англии, Франции. Третьим финансовым центром  является Япония. Наряду с ними в  последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире. Самой мощной из них является группа стран ОПЕК, среди которых выделяются особенно богатые страны – Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Значительную часть нефтедолларов они экспортируют, причем 80% из них направляют в промышленно развитые страны.
     Разновидностью  международной финансовой деятельности является страхование. Это такая  форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы  производства, каждый из которых подвержен  различным рискам. Во внешнеэкономических  связях страхуются сделки, заключаемые  иностранными контрагентами. Страховой  бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.
     Следующий вид услуг -  операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью. Туристические услуги являются подвидом личных услуг, которые включают в себя культурные, рекреационные услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени
     Туристские  услуги в международном товарообороте  выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть  этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
     Виды  туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению  туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). При осуществлении  туристских операций складываются определенные отношения между производителями  туристских услуг и туристскими  фирмами, с одной стороны, и между  туристскими фирмами и клиентами-туристами, - с другой. Характер и содержание этих соглашений различны.
     В системе ООН имеется специальная  организация – Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она  объединяет правительственные организации  по туризму, цель ее – содействие развитию туризма.
     Также необходимо рассмотреть таможенные услуги. При пересечении таможенной границы взимаются установленные таможенные пошлины, НДС и акцизы, а за производство таможенных услуг – и таможенные сборы. К ним относятся сборы за выдачу лицензий, таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров, информирование и консультирование, принятие предварительного решения, участие в таможенных аукционах. Таможенные сборы в РФ уплачиваются в размере 0,15% от таможенной стоимости товара.
     Следующий вид -  рекламные услуги. Рекламная деятельность требует значительных финансовых средств (оплата расходов за услуги). Определение эффективности рекламной деятельности предполагает проведение анализа структуры расходов на рекламу как в целом, так и по отдельным элементам: на проведение рекламных компаний, на использование конкретных рекламных средств, на изготовление рекламных материалов и их распределение. Целенаправленность рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок, конкретную группу потребителей.
     Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу  страны арендодателя. В зависимости  от сроков или продолжительности  в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3 – 5 лет и выше); хайринг  – среднесрочная аренда (1 – 3 года); рентинг – краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев  до 1 года). Наибольшее распространение  в международной торговле приобрели  лизинговые услуги, объем которых  постоянно увеличивался, так же как  и круг сдаваемых внаем товаров. Это относительно новый вид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономической деятельности российских предприятий лизинговые операции имеют преимущественно  эпизодический характер.
     Важную  роль во внешнеэкономической деятельности играют производители информационных услуг. Сотни различных организаций  в зарубежных странах заняты сбором исходной новой информации, ее аналитической  обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе  органы государственной статистики, консультационно-исследовательские  фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и  т.д. Новые возможности в информационном обеспечении конъюнктурно-ценовой  работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных  информационных услуг.
     Инженерно-консультационные услуги – обособленный в самостоятельную  сферу деятельности комплекс услуг  коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе – услуги, связанные с подготовкой производственного  процесса (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные услуги), во второй группе – услуги по обеспечению  нормального хода производства и  реализации продукции (работы, связанные  с оптимизацией процессов эксплуатации, управлением предприятием и реализацией  его продукции, в том числе  услуги по осмотру и испытанием оборудования, подбор и подготовка кадров, маркетинговые  исследования и пр.).
     В современных условиях роль инжиниринга  как объекта международной торговли существенно возросла. Данные услуги оказываются специализированными  фирмами, строительными и промышленными  компаниями на коммерческой основе.
     Консалтинг  представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются  фирмам и предприятиям в форме  консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы  по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической  деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические  обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают  также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При  этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или  участвуя в смешанных компаниях  аналогичного направления.
     Услуги  связи — это специфичный вид бизнеса. Главная его особенность в том, что оператор связи не может работать, опираясь только на своё собственное оборудование и линии связи. Он вынужден использовать всю инфраструктуру связи, имеющую много различных собственников. Он не в состоянии заключить договор с каждым оператором, ресурсы которого использует. Услуги связи подвергаются особенно подробному регулированию со стороны государства.
     И, наконец, правительственные услуги, такие, как поставка товаров в  посольство, консульство, услуги, оказываемые  международными организациями по сохранению мира).[6] 

1.3 Регулирование рынка услуг
     Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, даюшие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
     Вплоть  до самого последнего времени рынок  услуг (за исключением финансов) представлял  собой поле деятельности мелких и  средних фирм. Ситуация кардинально  изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом  на этот рынок транснациональных  корпораций, которые смогли поставить  себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
     Рост  международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг  в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.        
     Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившего  в действие с I января 1995. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства,
     ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного  соглашения, определяющего общие  принципы и правила регулирования  торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных  отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений  в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень.
     Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию  торговли услугами и охватывает следующие  их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы  его деятельности исключены вопросы  экспортной продажи кинофильмов  и телепрограмм, что связано с  опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.[9]
     Важной  формой является регулирование торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).       
     Отраслевое  регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки -     Международная морская организация (ИМО).    
     На  региональном уровне международная  торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
     Результатом переговоров Уругвайского раунда (с  сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации  торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.
     С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании  торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в  пакет документов о создании Всемирной  торговой организации.
 

2. Динамика и структура  мировой торговли  услугами 

2.1  Факторы, влияющие  на динамику мировой  торговли услугами
     За  период 1990 – 2007 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 2007 г. 3605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта (Приложение 1).  
       Динамику услуг определяет ряд  долговременных основополагающих  факторов экономического развития.   
       В последние два десятилетия  появился ряд новых весьма  весомых долговременных стимулов  развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг) и либерализация внешнеэкономических операций.  
       В параметрах экономической динамики  действие этих факторов проявлялось  в расширении спроса на услуги  со стороны основных агентов  хозяйственного процесса. Доля затрат  на услуги в сумме потребительских расходов населения за 1993 –2006 гг. в США повысилась с 51 до 59%, во Франции – с 38 до 47%, Великобритании – с 39 до 48%, Японии – с 51 до 58%.[9] Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны современного хозяйства. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам, 50 – 80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства.  
       Расходы на услуги выросли  в крупную статью производственных  издержек фирм разной отраслевой  принадлежности. Так, в США за 1997 – 2003 гг. в частном секторе расходы только на деловые услуги в процентах к конечному продукту в частном секторе хозяйства выросли с 6,5 до 9,4%, в обрабатывающей промышленности – с 10,0 до 16,2%, в здравоохранении – с 4,4 до11,6%.[9] Подобные затраты особенно значительны в самих отраслях услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности. 
     Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных  связей. Этот процесс, довольно медленный  на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия  получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики  и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических  отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных  экономических объединений и  организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.  
       Расширение позиций и структурное  усложнение сферы услуг происходит  как в результате возникновения  новых производств (таких как  компьютерные услуги, услуги электронных  информационных сетей, видеобизнес  и др.), так и путем «экстернализации»  услуг – выделения в самостоятельные  звенья хозяйственной структуры  операций, которые ранее были  составной частью производства  или домашнего хозяйства. «Экстернализация»  услуг – явление качественного  порядка, и оно не сводится  к механическому перемещению  операций из одной сферы в  другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.    

     2.2 Структура мировой торговли услугами
       Что касается региональной структуры  мировой торговли услугами, то  Северная Америка и Азия более  динамично увеличивали свое участие  в обмене услугами, чем Западная  Европа. Хотя Североамериканский  и Западноевропейский регионы  сохранили экспортную специализацию в этой сфере (Приложение 2).  
       Международный обмен услугами  осуществляется в основном между  развитыми странами и характеризуется  высокой степенью концентрации. В конце 90-х годов на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, но уже в начале 2000-х годов вследствие выдвижения группы новых индустриальных стран – около 70%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг) (Приложение 3).  
       Среди развивающихся стран в  международной торговле услугами  выделяются три группы стран.  К первой относятся новые индустриальные  страны, особенно азиатского региона.  Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно  выступают на мировом рынке  услуг, увеличив на протяжении  двух последних десятилетий ее  объемы более чем в 6 раз.  
       Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг  является главным направлением  развития экономики. Как правило,  это островные или малые государства.  Для них характерна ярко выраженная  специализация на туристических,  финансовых либо транспортных  услугах. В целом последние  два десятилетия эти страны  развивались по пути углубления  своей специализации.  
       Третья группа объединяет наименее  развитые страны, являющимися экспортерами  на мировой рынок преимущественно  сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран  и т.д.). Для них торговля услугами  во внешней торговле составляет  менее 10%.  
       Для государств Центральной и  Восточной Европы, Балтии и СНГ,  несмотря на некоторое наращивание  торговли услугами характерно  превышение ввоза услуг над  вывозом. В этом регионе наибольший  удельный вес в торговле услугами  принадлежит России, а наиболее  конкурентоспособны на мировом  рынке услуг Чехия, Польша и  Венгрия.  
       За период 1990 – 2009 гг. снижение объемов внешней торговли услугами наблюдалось лишь у некоторых африканских стран (Алжир, Бенин, Замбия, Габон, Конго, Камерун, Ливия, Нигерия) и стран Ближнего Востока (Иран и Саудовская Аравия).   
       При общей поступательной динамике  услуг наблюдаются и четко  выраженные отраслевые различия. По динамике и во внешнеторговой  сфере  лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за этот период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии – около 3 млн., Великобритании – 1,5 млн., Германии – 1,4 млн., Франции – 0,6 млн. человек.[12]  
       Быстрее всего в этой отрасли  развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой  экономики и, в конечном счете,  определяющие конкурентоспособность  страны на мировом рынке. Компьютеризация и информатизация экономического пространства выходят на одно из ведущих мест в современной мировой инфраструктуре. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Значительное увеличение спроса на информацию началось в 80-х – начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной борьбы. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано также общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли.   
       Ведущие позиции во внедрении  и использовании электронно-вычислительной  техники и информационных технологий  занимают промышленно развитые  страны, на долю которых в 2005 г. приходилось 80% всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли – продажи информационных услуг в которой в 2005 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха – сетевой компьютеризации. Мощный толчок этому процессу дает транснациональная сеть Интернет. По данным ОЭСР, услугами Интернет пользуется каждый 15-ый гражданин стран-членов этой организации (в Финляндии, государстве-лидере, каждый четвертый, в США – каждый шестой, Великобритании – каждый 18-ый, Германии – 25-ый, Франции и Японии – 60-ый).[12] Следует признать необычайно высокую скорость распространения новой технологии.  
       Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в  деловой сфере, где наибольшей  популярностью пользуется электронная  почта, экономическая отдача которой  наиболее наглядна. Полезность web-страниц  в качестве инструмента маркетинга  уже не вызывает сомнений. Они  имеют неограниченный потенциал  в рекламе предлагаемых компаниями  продуктов и услуг.  Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.   
       Еще одним видом услуг на  мировом рынке является реклама.  Реклама играет значительную  роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных  рынках действует сейчас большое  количество фирм, которым необходимо  рекламировать свою продукцию.  В то же время реклама из  придатка к торговле превратилась  в самостоятельную, очень прибыльную  сферу бизнеса.
     В динамичное ядро рассматриваемой сферы  во многих странах входят также связь  и телекоммуникации. В первую десятку стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада.   
       В настоящее время также динамично  развиваются кредитно-финансовые  и страховые услуги. Мировой опыт  показывает, что страхование –  это эффективный инструмент концентрации  и вовлечения в хозяйственную  деятельность средств корпоративных  организаций и частных лиц,  оказывающий стабилизирующее воздействие  на экономику. В промышленно  развитых странах отношение к  рынку страховых услуг определяется  как к стратегическому сектору  экономики  и мощному фактору положительного воздействия на нее. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.    
      В услугах социально-культурного  профиля по темпам лидируют  социальные услуги тем категориям  населения, которые нуждаются  в непосредственной помощи и  поддержке общества – инвалидам,  престарелым. Научно-технический  прогресс, повышение жизненного  уровня населения и расширение  государственных программ медицинского  обслуживания стимулируют развитие  сферы здравоохранения. Устойчивые  темпы характерны и для сферы  образования. Эти отрасли образуют  крупный сектор современной сферы  услуг. Расходы на образование  в ведущих западных странах  в последние годы варьировали  в пределах 4,9 – 7,1% ВВП, на здравоохранение  – 7,2 – 14,2 %. В группу быстродействующих  отраслей входят также различные  виды обслуживания свободного  времени населен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.