На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Валютный контроль в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3
1   Теоретические аспекты валютного контроля……………………………...5
1.1 Понятие, цели, принципы и направления валютного контроля…………5
1.2 Органы  и агенты валютного контроля…………………………………….9
      Формы и методы осуществления валютного контроля………………….13
    Анализ проведения валютного контроля в РФ…………………………...19
2.1 Особенности валютного контроля в РФ………………………………….19
2.2 Практика валютного контроля в РФ …………………………………......22
2.3 Анализ деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, как органа валютного контроля РФ………………………………...25
    Перспективы развития валютного контроля в РФ……………………….31
3.1 Заимствование  международного опыта перехода  от валютных ограничений к  конвертируемости валют………………………………….….31
3.2 Условия достижения свободной конвертируемости рубля……………..34
Заключение……………………………………………………………………..39
Список  использованных источников…………………………………………41
Приложение  1 – Основные термины валютного законодательства………...43
Приложение 2 – Валютное регулирование и валютный контроль за рубежом…………………………………………………………………….. .....46 

  

Введение 

     На  сегодняшний день одной из самых  актуальных, трудно разрешимых проблем  в области валютного регулирования  является проблема обеспечения валютного  контроля за проведением экспортно-импортных  операций в РФ. Возник вопрос, как  сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени  наблюдается постоянное бегство  капитала, в частности в иностранной  валюте, за рубеж. Эту проблему можно  было решить только путем введения жесткой системы таможенно - банковского контроля.
     Эта система, будучи введенной в действие сравнительно недавно, уже привела  к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручки предприятий, уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами РФ. Достичь этого  удалось посредством двустороннего  валютного контроля, с одной стороны  контроль над поступлением валютной выручки, а с другой контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары.
     Почти все страны, занимающие лидирующее место в мировой экономике, на пути к этому использовали политику ограничений на движение капиталов  и иных валютных операций, в первую очередь направленных на недопущение  оттока валютных ценностей.
     С началом экономических преобразований в нашей стране также появилась  необходимость валютного регулирования  рыночных отношений.
     Валютное  регулирование, как часть денежно-кредитной  политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической  стабильности в обществе, обеспечение  экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными  ценностями и реализуется через  механизм валютных ограничений и  валютного контроля.
     В области валютного законодательства за последние десять лет произошли  радикальные изменения, вызванные  основным событием в этой сфере - отменой  государственной валютной монополии.
     Важным  стало принятие в конце 2003 года нового закона "О валютном регулировании  и валютном контроле в Российской Федерации", что позволяет сказать, что законодательство нашей страны приводится во все большее соответствие с международными правилами и  стандартами.
     Формирование  адекватной нормативной правовой базы по осуществлению валютного контроля предполагает создание условий для  возможности предупреждения и пресечения таможенными органами правонарушений, совершаемых любыми лицами в ходе проведения ими как валютных операций, связанных с перемещением товаров  через таможенную границу России, так и перемещением валютных ценностей, а также для обеспечения возврата незаконно вывезенного из страны капитала.
     Тема  курсовой работы достаточно актуальна  на сегодняшний день, так как в настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.
     Целью курсовой работы является изучение валютного  контроля. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
    Изучить теоретические аспекты валютного контроля;
    Проанализировать проведение валютного контроля в РФ;
    Определить перспективы развития валютного контроля в РФ.
     Объектом  исследования являются международные валютно-кредитные отношения. Предмет исследования – валютный контроль РФ.
  1  Теоретические аспекты валютного контроля 
 

     1.1Понятие,  цели, принципы и направления  валютного контроля 

     Реализация  валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответствующий вид контроля получил название валютный контроль.
     В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и  агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  конкретных валютных операций [14, 65c.]. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации».

     Исходя  из изложенного, в качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие:

     1) обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций;
     2) обеспечение экономической безопасности;

     3) стимулирование развития внешнеэкономических  связей;

     4) формирование валютных резервов  стран;

     5) выполнение международных обязательств стран.

     Принципы  валютного контроля в Федеральном  законе № 173-ФЗ прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принципы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное регулирование, так и на валютный контроль) [5]. Однако путем толкования его норм можно выделить следующие принципы:
     - законность — состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;
     - обязательность — осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля [5, п. 1 ч. 7 ст. 23], при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом [5, ч. 12 ст. 23];
     - обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23 [5], согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков­скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий;
     - институционалъностъ — органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23 [5];
     - разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного, контроля и агентами валютного контроля; разграничение компетенции между Правительством РФ, Банком России, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля. По сравнению с Законом № 3615-1 [4] в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются [5, п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23]: проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
     Нельзя  не отметить, что в п. 1 ч. 1 ст. 23 ничего не сказано об актах органов валютного  контроля. Получается, что издавать соответствующие акты эти органы вправе, а проверять их исполнение — нет.
     Кроме того, первое направление валютного  контроля требует конкретизации  с учетом требований, предъявляемых Федеральным законом № 173-ФЗ к валютным операциям резидентов и нерезидентов. В нем можно выделить проверку соблюдения:
     - требований правовых режимов совершения валютных операций между резидентами (ст. 9), между нерезидентами (ст. 10), а также между резидентами и нерезидентами (ст. 6) [5];
     - порядка открытия резидентами банковских счетов и банковских вкладов в иностранной валюте и нерезидентами банковских счетов и банковских вкладов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в уполномоченных банках и совершения операций по ним;
     - порядка открытия резидентами счетов и вкладов в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами территории РФ.
     Помимо  названных можно также выделить следующие направления валютного контроля:
     - проверка исполнения резидентами обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации;
     - проверка соблюдения порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
     - проверка соблюдения порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг [5, ст. 15].
     Таким образом, валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены  валютные ограничения. Это объясняется  тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано  с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства» [12, 128c.].
     Следовательно, валютные операции являются предметом  валютного контроля. Объектом валютного  контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля — это «те государственные органы, а в ряде случаев — негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства». 
 

     1.2 Органы и агенты валютного контроля
     В России функционирует трехуровневая система валютного контроля. Ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.
     Органы  валютного контроля — это организации, издающие нормативные акты, обязательные к исполнению, определяющие порядок  учета и отчетности по валютным операциям, а также осуществляющие контроль за проводимыми валютными операциями и проводящие проверки. Органами валютного  контроля являются: Центральный банк РФ и Правительство РФ в лице Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации).
     Агенты  валютного контроля — это организации, которые могут осуществлять функции  валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного  контроля). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
     Контроль  за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также  валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля,  в пределах своей компетенции, осуществляют контроль над исполнением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами[19, 198c.].
     Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области  валютного контроля федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также  их взаимодействие с Центральным  банком Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
     Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного  контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного  контроля при обмене информацией  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
     Уполномоченные  банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым  органам для выполнения ими функций  агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных  Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных  частью 13 статьи 23 действующего Федерального закона [5] .
     Таможенные  органы РФ осуществляют, во-первых, валютный контроль за перемещением лицами через  таможенную границу РФ валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей и, во-вторых, контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через  указанную границу товаров и  транспортных средств [2].
     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица в пределах своей  компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
     1) проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования;
     2) проводить проверки полноты и  достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов;
     3) запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления  документов по запросам органов  и агентов валютного контроля  не может составлять менее  семи рабочих дней со дня  подачи запроса.
       Органы валютного контроля и  их должностные лица в пределах  своей компетенции имеют право:
     1) выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования;
     2) применять установленные законодательством  Российской Федерации меры ответственности  за нарушение актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования.
      В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов только те документы (копии документов), непосредственно связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
     Все документы должны быть действительными  на день представления агентам валютного  контроля. По запросу агента валютного  контроля представляются надлежащим образом  заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью  или в какой-либо их части на иностранном  языке. Документы, исходящие от государственных  органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических  лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные  официальные документы могут  быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
     Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны:
     1) осуществлять контроль за соблюдением  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования;
     2) представлять органам валютного  контроля информацию о валютных  операциях, проводимых с их  участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства  Российской Федерации и актами  органов валютного регулирования.
     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны сохранять  в соответствии с законодательством  Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую и служебную  тайну, ставшую им известной при  осуществлении их полномочий.
     Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами  и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним  органом валютного контроля другому  органу валютного контроля, органом  валютного контроля агенту валютного  контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.
     Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных  в частях 13 - 16 статьи 23 [5], не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.
     Документы представляются агентам валютного  контроля в подлиннике или в форме  надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение  только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. 
     Уполномоченные  банки [Приложение 1] отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 статьи 23 [5], либо представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии. 
 

     1.3 Формы и методы валютного контроля 

     Понятие формы валютного контроля как  «способа объединения соответствующих  органов и учреждений для целей  валютного контроля» в юридический  оборот ввел И. В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких  форм:
     - наличие учреждений (органов), в сферу компетенции которых входят общие для них направления валютного контроля;
     - выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с другом, осуществляемом на постоянной основе;
     - распределение функций между взаимодействующими органами в рамках единых направлений валютного контроля;
     - использование специфических методов валютного контроля.
     Таким образом, под формой валютного контроля следует понимать специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.
     Метод валютного контроля — это специфический  прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно  подразделить на основные, специализированные и дополнительные (рисунок 1).
        

     
     
     
     
     
       
 

     Рисунок 1 – Методы валютного контроля 

     Основные  методы валютного контроля — наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью  подконтрольного объекта без  использования сложных приемов  получения и оценки информации) и  проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).
     Специализированные  методы валютного контроля — обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).
     Дополнительные  методы валютного контроля — запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).
     Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля (рисунок 2):
       
 

     
     
       

     
       
 

Рисунок 2 - Основные организационно-правовые формы валютного контроля 

     1) правительственная форма валютного контроля — осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:
     а) координация деятельности в области  валютного контроля федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;
     б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов  валютного контроля с Банком России.
     Основной  метод правительственного валютного  контроля — наблюдение, результатом  которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта[13, 368c.];
     2) общая форма валютного контроля — осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ — Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля — проведение проверок;
     3) специальная форма валютного контроля — осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках данной формы можно выделить:
     а) банковский валютный контроль — осуществляется Банком России и уполномоченными  банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения  уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют  двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами  валютного контроля. Субъектом валютного  контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным  валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем  случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:
     - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
     - обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
     - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк[8, 96c.].
     Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.
     Основной  метод валютного контроля, используемый Банком России, — проведение проверок, уполномоченными банками — наблюдение;
     б) таможенный валютный контроль — осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля — наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля [2, ст. 366]: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр;
     в) налоговый валютный контроль — осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции. Основной метод налогового валютного контроля — проведение проверок;
     г) валютный контроль на рынке ценных бумаг — осуществляется не являющимися  уполномоченными банками профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку  ценных бумаг — Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом валютного  контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования при совершении резидентами  валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами — валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг — наблюдение.
     По  способу организации контрольных  мероприятий валютный контроль можно  классифицировать на дистанционный (документальный) и контактный. Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым валютным операциям. Он является основным способом организации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредственно на подконтрольном объекте.
     По  времени осуществления валютный контроль можно подразделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например, при предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ)), текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг) и последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например, при представлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
     В первой главе данной работы были рассмотрены  теоретические аспекты валютного контроля, а в частности: понятие, цели, принципы и направления валютного контроля, органы и агенты валютного контроля, формы и методы осуществления валютного контроля. 
 

    Анализ  проведения валютного контроля в  РФ
 
 
     2.1 Особенности валютного контроля в РФ 

     С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле", который  вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее - Закон № 173-ФЗ), а также ряда других нормативных актов в сфере  валютного регулирования и валютного  контроля произошли значительные изменения.
     Вновь принятый Закон "О валютном регулировании  и валютном контроле" кардинально  отличается от действовавшего ранее  Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1[4]. Прежде всего, следует отметить, что в Законе № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим ранее Законом более четко сформулировано понятие "резидент". В соответствии с Законом № 3615-1 к физическим лицам - резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ. Закон № 173-ФЗ разделяет физических лиц - резидентов на две группы, к которым относятся:
     - физические лица, являющиеся гражданами  РФ, за исключением проживающих  в иностранном государстве;
     - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.
     В состав резидентов включены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "резидент"[Приложение 1].
     На  основании Закона № 173-ФЗ изменился  перечень валютных ценностей, к которым  относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
     Исключены из валютных ценностей драгоценные  металлы и природные драгоценные  камни.
     Претерпел изменения и состав органов валютного  регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного  регулирования являлся Центральный  банк РФ, то теперь полномочиями по осуществлению  валютного регулирования также  наделено Правительство РФ.
     Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку  РФ, отнес к ним также:
     - профессиональных участников рынка  ценных бумаг (в том числе  держателей реестра), подотчетных  федеральному органу исполнительной  власти по рынку ценных бумаг;
     - территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного  контроля.
     Названные агенты валютного контроля наделены правом проверять соблюдение резидентами  и нерезидентами валютного законодательства, порядок учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы, связанные с валютными  операциями.
     Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные операции". В соответствии с п.9 ст.1 данного Закона валютным операциям относятся:
     - приобретение резидентом у резидента  и отчуждение резидентом в  пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование резидентами валютных  ценностей в качестве средства  платежа;
     - приобретение резидентом у нерезидента  либо нерезидентом у резидента  и отчуждение резидентом в  пользу нерезидента либо нерезидентом  в пользу резидента валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних  ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних  ценных бумаг в качестве средства  платежа;
     - приобретение нерезидентом у  нерезидента и отчуждение нерезидентом  в пользу нерезидента валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних  ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних  ценных бумаг в качестве средства  платежа;
     - перевод иностранной валюты, валюты  РФ, внутренних и внешних ценных  бумаг со счета, открытого за  рубежом, на счет того же  лица, открытый на территории  РФ, и со счета, открытого на  территории РФ, на счет того  же лица, открытый за рубежом [9];
     - перевод нерезидентом валюты  РФ, внутренних и внешних ценных  бумаг с одного счета, открытого  на территории РФ, на другой  счет, открытый на территории  РФ;
     - ввоз на таможенную территорию  РФ и вывоз с таможенной  территории РФ валютных ценностей,  валюты РФ и внутренних ценных  бумаг [5].
     Новшеством  является отнесение к валютным операциям  переводов нерезидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.
     Ранее валютные операции разделялись на текущие  валютные операции, осуществляемые без  ограничений, и валютные операции, связанные  с движением капитала, которые  осуществлялись в порядке, предусмотренном  ЦБ РФ. Из Закона № 173-ФЗ понятие "текущие  валютные операции" исключено.

     2.2 Практика валютного контроля в РФ

 
     В ходе практического применения нового валютного законодательства выявились  некоторые проблемы. В частности:
     1. Часть 1 Статьи 19 Закона устанавливает обязанность резидентов при ведении внешнеторговой деятельности обеспечивать репатриацию иностранной валюты и валюты РФ в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Эта норма касается как валютной выручки от экспорта товаров (передачи работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), так и возврата в Россию авансов, уплаченных нерезидентам за не ввезенный товар (за невыполненные услуги)[11]. Такая норма вызывает проблемы для участников ВЭД. На практике российский экспортер или импортер при заключении контракта заинтересован в установлении объективных и сжатых сроков выполнения обязательств по контракту. При этом действующая практика предусматривает включение в контракт обязательств нерезидента по уплате штрафов при нарушении своих обязательств. В связи с необходимостью выполнения положений статьи 19 Закона [5] резидент заинтересован в установлении более длительных сроков репатриации выручки, а при приближении данных сроков в случае невыполнения нерезидентом обязательств - в подписании дополнений к контракту о пролонгации контрактных сроков. Так что коммерческие интересы участника ВЭД, в том числе получение им штрафных санкций от нерезидента, вступают в противоречие со Статьей 19 Закона. Уполномоченные банки также сталкиваются с проблемой при выполнении функций агента валютного контроля за соблюдением нормы Статьи 19. Иногда во внешнеторговых контрактах участников ВЭД нет конкретных сроков репатриации выручки по отношению к отгрузкам по экспорту или по отношению к дате перевода аванса по импорту, а есть лишь сроки завершения расчетов/выполнения обязательств сторон по договору. Тогда возникает вопрос о возможности контроля за сроками выполнения обязательств по договору или сроком завершения расчетов или, при отсутствии того и другого, за сроками действия договора. Каких-либо разъяснений по данному вопросу со стороны органов валютного регулирования нет.
     2. Практика применения норм Статей 19 и 21 Закона, а также Инструкции  Банка России от 15.06.2004 № 117-И [7] и Положения от 01.06.2004 № 258-П [6] (изданы в развитие части 1 Статьи 20 (паспорт сделки) [5]), обозначила проблему отнесения характера сделки между резидентом и нерезидентом к понятию внешнеторговой сделки или внешнеэкономической деятельности участника ВЭД. Сейчас возникает проблема, как у уполномоченных банков, так и у резидентов в квалификации ряда сделок на предмет их отнесения к внешнеторговым и необходимости оформления паспорта сделки по этим операциям, а также контроля за репатриацией выручки по ним и обязательной продажей, так как эти требования относятся только к внешнеторговой деятельности клиента-резидента. Установлена обязанность резидентов, физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществлять обязательную продажу валютной выручки. Объектом обязательной продажи является валютная выручка по сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг резидентами. Поэтому определение характера сделки как сделки в оплату за товары, работы и услуги имеет принципиальное значение для своевременной обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ [10, 143c.].
     3. Необходимо также совершенствовать  нормативную базу по валютному  контролю. Инструкция Банка России  от 15.06.2004 № 117-И [7] и его Положение от 01.06.2004 № 258-П [6] установили сложную процедуру представления резидентами для учета валютных операций большого количества разных справок, составляемых на бумажных носителях и заверяемых подписями уполномоченных лиц и печатями организаций. По мнению участников ВЭД, в этих актах должно быть четко оговорено ограниченное количество случаев представления справок, расширен перечень валютных операций, по которым справки не нужны (в том числе по аккредитивным операциям), детализирован перечень кодов видов валютных операций для учета, четко оговорены случаи, разрешающие самостоятельное составление справок уполномоченным банкам на основании договора банковского счета не только при поступлении инвалюты [7, п.1.5] но и при списании валюты со счета резидента.
     4. Федеральный закон от 29.06.2004 №  58-ФЗ  внес изменения в ФЗ "О  валютном регулировании и валютном  контроле". Он, в частности, определил,  что таможенные органы РФ являются  ныне агентами валютного контроля, а уполномоченные банки передают  им для выполнения функций  агентов валютного контроля информацию  в объеме и порядке, установленном  Центральным банком. С 18 июня 2004 г.  ГТК России перестал быть органом  валютного контроля, и, как следствие,  был прекращен обмен информацией  между ГТК и уполномоченными  банками. Уполномоченные банки  сами стали контролировать репатриацию  валютной выручки на основе  подписанных ими паспортов сделок, информации о платежах и расчетах, а также представляемых клиентами  копий ГТД, транспортных и других  коммерческих документов. В связи  со вступлением в силу с  1 октября 2004 года ФЗ о внесении  изменений в Кодекс России  об административных правонарушениях  и Таможенный кодекс РФ стал  особо актуален вопрос выполнения  уполномоченными банками функций  агентов валютного контроля, перечисленных  в части 7 Статьи 23 Закона [5]. С 18 июня 2007 года и поныне уполномоченные банки ведут сбор информации о нарушениях клиентами норм валютного законодательства, но из-за отсутствия порядка передачи органам валютного контроля этой информации сведения никуда не передаются. 
 

     2.3 Анализ деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, как органа валютного контроля РФ 

     В целях совершенствования системы  контроля за соблюдением валютного  законодательства Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее Росфиннадзор) повышает степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации. Помимо создания единой базы данных в качестве важнейшей составной части информационной системы Росфиннадзора эти мероприятия включают в себя внедрение программного продукта, позволяющего проводить анализ всей поступающей информации. Данное программное обеспечение поможет осуществлять аналитическую работу с информацией, содержащейся в базе данных Росфиннадзора по валютному контролю, с целью выявления типовых ситуаций, тенденций, а также прогнозирования в валютной сфере и принятия оптимальных управленческих решений.
     Деятельность Росфиннадзора в части валютного контроля ориентирована на совершенствование методов осуществления валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики, подходов к осуществлению проверочных мероприятий[22].
     В 2010 году Росфиннадзор и его территориальные органы провели 30060 проверочных мероприятия, из которых 34 процента (10159) составляют оперативные контрольные мероприятия. То есть проверки, которые проводились по сообщениям (информации) о нарушениях актов валютного законодательства РФ, поступившим от Банка России, агентов валютного контроля, правоохранительных органов, юридических и физических лиц. Плановых же проверок было проведено 965 (3 % от общего числа проверочных мероприятий, проведенных за 2010 год). По результатам плановых и оперативных мероприятий было возбуждено 23024 дела об административных правонарушениях и вынесено 32122 постановление о назначении наказания (рисунок 3)[21].
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3 - Отдельные показатели деятельности Росфиннадзора в сфере валютного контроля  

     Важно отметить, что  18936 проверочных мероприятий было проведено Росфиннадзором по протоколам ФТС России, ФНС России и постановлениям прокуратуры РФ (63 % от общего числа проверочных мероприятий, проведенных за 2010 год) (рисунок 4).
       
 
 
 
 
 

Рисунок 4 - Доли проверочных мероприятий по результатам деятельности Росфиннадзора в сфере валютного контроля за 2010 год
     Необходимо  отметить, что в 2008–2009 годах число  плановых проверочных мероприятий  было снижено. Это напрямую связано  с реализацией Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах  по ликвидации административных ограничений  при осуществлении предпринимательской  деятельности»[1].
     Эффективной реализации Росфиннадзором функций по валютному контролю способствует налаженное взаимодействие с Банком России, таможенными и налоговыми органами. Так, одной из форм взаимодействия Росфиннадзора с агентами валютного контроля является реализация полученных от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России) протоколов об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (рисунок 5).
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 5 - Число (доли) вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания по ст. 15.25 КоАП РФ по результатам  проверочной деятельности  Росфиннадзора в сфере валютного контроля за 2010 год
     Основными причинами нарушения валютного  законодательства РФ и актов органов  валютного регулирования являются, во-первых, низкий уровень внутреннего  контроля у участников ВЭД по соблюдению требований валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования. Во-вторых, Банк России установил новые более короткие сроки представления подтверждающих документов и информации, связанных  с проведением валютных операций, и резиденты не успели перестроиться  под более жесткие требования. По предложению Росфиннадзора, Банк России готовит соответствующие изменения своих инструкций. В-третьих, обстоятельства, связанные с личностью правонарушителя, а именно недостаточная квалификация и низкий образовательный уровень, игнорирование и пренебрежительное отношение к закону[3].
     В ряде случаев причины совершения правонарушений связаны с несовершенством  самого валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования. Положения статьи 19 Закона № 173-ФЗ о соблюдении контрактных  сроков совершения расчетов сформулированы без учета возможного многообразия изложения условий о сроках в  контрактах, а зачастую и отсутствия в контракте этих условий. Росфиннадзор подготовил и направил в Минфин России предложения по урегулированию проблем, связанных с отсутствием в большинстве внешнеторговых контрактов сроков исполнения обязательств[22] .
     Отдельной проблемой являются «фирмы-однодневки»  — заведомо неплатежеспособные юридические  лица[17]. Такие «призраки», как правило, отсутствуют по месту государственной регистрации, не обладают имуществом, не ведут финансово-хозяйственную деятельность, их учредителями и директорами являются номинальные лица. Зачастую их деятельность сводится к тому, чтобы принести в банк для обоснования перевода денег за границу несколько фиктивных таможенных деклараций. Понятно, что это только один из незаконных видов деятельности, для которых создаются такие юридические лица. Важно, что сегодня есть уже не только понимание необходимости комплексного решения проблемы совместными усилиями целого ряда государственных органов, но и проработан ряд принципиальных мер по противодействию этому явлению. Росфиннадзор активно участвует в этой работе.
     Предупреждение  нарушений в валютной сфере является одним из приоритетных направлений  деятельности Росфиннадзора как  органа валютного контроля. Это относится  и к деятельности агентов валютного  контроля, поскольку комплекс упреждающих  мер воздействия способствует минимизации  правонарушений в валютной сфере.
     Зачастую правонарушения связаны не только с незнанием действующего законодательства, но и с отсутствием у многих юридических лиц четко организованного механизма внутреннего контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности. В связи с этим Росфиннадзор и его территориальные органы активно проводят разъяснительную работу с участниками ВЭД[22]. В целях формирования у последних необходимых знаний для создания механизмов, позволяющих обеспечить надлежащий внутренний контроль за соблюдением требований валютного законодательства, Росфиннадзор проводит в субъектах Федерации совещания по вопросам и проблемам, связанным с валютным контролем. Также организуются семинары, круглые столы и брифинги с участием представителей бизнес - сообщества по вопросам, возникающим в области применения отдельных норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
     Особую  роль при предупреждении нарушений  в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать  своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую  деятельность, консультационные услуги. К тому же уполномоченные банки владеют  информацией о внешнеэкономических  операциях участников внешнеэкономической  деятельности и расчетах по ним и могут анализировать и предупреждать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков. В связи с этим огромное значение приобретает взаимодействие Росфиннадзора с уполномоченными банками, основной целью которых и является проведение мероприятий предупредительного характера в виде информирования клиентов о составе и сроках представления документов, необходимых для учета валютных операций, а также напоминания клиентам об истечении сроков представления таких документов. Кроме того, уполномоченные банки могут разъяснять своим клиентам вопросы применения валютного законодательства, информировать об изменениях. Так, ряд банков на постоянной основе проводит консультации по вопросам применения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, регулярно информирует клиентов об изменениях валютного законодательства, о разъяснениях Банка России, Росфиннадзора, таможенных и налоговых органов и т. д. Некоторые банки проводят обучение своих клиентов, размещают на сайтах и стендах информацию о сроках представления документов и т. д.
     Во  второй главе были рассмотрены особенности и практика валютного контроля в РФ, а также была проанализирована деятельность Федеральной службы финансово – бюджетного надзора за последнее время.
 


     3 Перспективы развития валютного контроля в РФ 
 

     3.1 Заимствование международного опыта перехода от валютных ограничений к конвертируемости валют 

     Валютные  ограничения препятствуют использованию  национальных валют в международных расчетных, валютных и кредитных операциях и свободной конвертируемости их на иностранные валюты.
     Понятие конвертируемости (от лат. conversio - превращение) валюты менялось по мере эволюции денежной и валютной систем. При золотомонетном и серебряном стандарте оно означало возможность обмена национальных монет на иностранные; при разменных кредитных деньгах - их размен на золото (серебро) и иностранную валюту; при неразменных кредитных деньгах - обмен национальной валюты на иностранные. Ныне валюта считается неконвертируемой, если государство - эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на валютных счетах в банках для достижения определенных целей называется блокированием счетов. Эта мера применяется при валютных ограничениях и в качестве санкции к другим странам, а также по судебному иску к владельцу счета[15, 177c.].
     С практикой валютных ограничений  связано понятие «блокированная валюта» - валюта на счетах в банках, использование которой запрещено или ограничено органами государственной власти. По согласованию с владельцем счета устанавливается ограниченный режим использования средств на банковском счете. Для физических и юридических лиц, находящихся за пределами страны пребывания банка, вводятся внешние счета (для нерезидентов) с особым режимом использования валютных средств.
     Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны покупать и продавать иностранную валюту без ограничений. Внешняя конвертируемость валют распространяется на иностранных граждан и организации.
     Частичная обратимость валют сохраняется  и при валютных ограничениях. Это проявляется в наличии валютных счетов с разным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов: внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны); по двухсторонним правительственным соглашениям; блокированные; конвертируемые (полностью или частично). Валюты с ограниченной возможностью их обмена на иностранные денежные единицы называются частично конвертируемыми. В этом случае конвертируемость распространяется на определенных держателей данной валюты или имеет региональный характер (например, в валютной группировке - бывшей зоне французского франка африканские валюты свободно обменивались на французскую, а ныне в африканской зоне франка - на евро).
     Конвертируемость  валюты - показатель степени открытости экономики, необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют.
     Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валюты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:
     • выбор момента и темпа введения обмена валюты;
     • для кого - резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;
     • по каким операциям - текущим операциям  платежного баланса
     или финансовым[15, 180c.] .
     Во-первых, истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый – волюнтаристский - вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Девальвация удорожает импорт, что усиливает инфляцию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте. Что касается стимулирующего влияния девальвации на экспорт, то оно проявляется лишь при наличии экспортных конкурентоспособных товаров.
     Второй  вариант, т.е. поэтапный переход к  конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимущество перед шоковым вариантом, так как основан на увязке условий функционирования национального и мирового рынков, в частности ценообразования, и подготовке предпосылок. Основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стабилизация экономики, сокращение дефицита государственного бюджета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накопление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране.
     Вторая  проблема - определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому
     опыту, обычно предпочтение отдается вначале  иностранным партнерам с целью заинтересовать их в сотрудничестве.
     Третья  проблема касается выбора операций, по которым вводится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объективные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса для нерезидентов. Технически это было осуществлено путем слияния переводных и свободно конвертируемых счетов в одну категорию «внешние счета иностранцев»[15, 183c.].
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.