На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовое планирование в системе управления предприятием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……….…4
     Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

     1.1.Сущность, цели и задачи финансового планирования.……………………………………………….…...................7

     1.2.Принципы и правила финансового планирования.………………...………………………………………….....9

     1.3.Виды и методы финансового планирования…………………..…………………………............………..11
     Глава II. СОСТОЯНИЕ И РАЗВТИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРЕЯТИИ
     2.1.Проблемы составления финансовых планов………………………………………………………………….…….22
     2.2.Продуманность финансовых планов на предприятии……………………………………………………………........28
     2.3Анализ реализации и контроля финансовых планов…………………………………………………………………...……32
     Глава III. ПУТИ ПРВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
     ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ 
     УПРАВЛЕНИЯ  НА ПРЕДПРЕЯТИИ………………………………... 37
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУР……………………...………..50 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы
     В настоящее время финансовое планирование – достаточно популярное направление  экономических исследований. Вплоть до конца 80-х гг., планирование считалось основой организации социально-экономической жизни, главным рычагом государственной экономической политики и имело в значительной мере директивный характер. В период перехода к рыночной экономике, когда методы социалистического планирования уже не соответствовали новым условиям хозяйствования и были попросту неэффективны, роль и значение финансового планирования в жизни предприятий было практически сведено на нет. Но совсем небольшой период времени показал, что эффективно строить и управлять своей хозяйственной деятельностью без планирования просто невозможно, отказ от использования плановых методов организации деятельности явился одной из причин глубоких кризисных явлений в экономике страны.   В условиях рынка финансы предприятий приобретают особенно важное значение. Выдвижение на первый план финансовой стороны деятельности предприятий является в последнее время одной из наиболее характерных черт экономической жизни развитых капиталистических стран, так как без финансового планирования невозможно достижение настоящих результатов на рынке. Возрастающую роль финансов предприятий следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире.
     Объектом  исследования является система финансового управления на предприятии.
     Предметом исследования является особенности финансового планирования в системе управления на  Российском предприятии, состояние и развитие механизма финансового планирования.
     Целью курсовой работы является изучение теоретических основ финансового планирования, раскрытие его сущности и функций,  теории и практики его организации и использования в условиях рыночной экономики, проблемных вопросов финансового планирования.
     Степень разработанности  проблемы
     На  протяжении длительного времени  в исследованиях отечественных и зарубежных ученых вопросам внутрифирменного планирования уделяется существенное внимание. Основоположниками современного подхода к пониманию проблем управления являются Р. Акофф, Г. Берла, Р. Брейли, Е. Бригхем, Т. Девенпорт, Р. Купер, С. Ли, М. Портер, К. Рище, Т. Скоун, Т. Стюарт, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон. Для них характерна широкая трактовка внутрифирменного планирования как комплексной системы организации плановой деятельности, взаимосвязанной со всеми участками хозяйственной деятельности компании.
     Отечественная экономическая наука также внесла заметный вклад в становление  системы планирования, обогатив мировую  науку работами Н.Д. Кондратьева, В.В. Леонтьева. Тем не менее, в течение  длительного времени основной темой  отечественных исследований было планирование деятельности компаний в условиях командно-административной системы, задачи и методы которой принципиально отличаются от задач и методов внутрифирменного планирования в современных рыночных условиях. Как следствие, с началом экономических преобразований отечественные авторы вынуждены были ориентироваться прежде всего на достижения западной теории и практики.
     К современным ученым, исследующим  проблематику финансов компании и внутрифирменного финансового планирования, относятся: А.Е. Абрамов, С.А. Агапцов, М.М. Алексеева, И.Т. Балабанов, А.Ю. Богомолова, СВ. Большаков, М.А. Бахрушина, Н.Т. Гребнев, В.А. Горемыкина, П.В.
     Забелин, М.Н. Крейнина, В.В. Ковалев, В.Л. Лунев, М.В. Мельник, А.Н. Петров, В.М. Попов, В.М. Семёнова, Г.В. Уваров, Э.А. Уткин, Т.В. Шишкова.  

     Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
     1.1. Сущность, цели и задачи финансового планирования
     Финансовое  планирование – это технология управления активами и пассивами компании, а также процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов компании на всех уровнях компании, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, включающая в себя процессы формирования и реализации плана, контроля, анализа и принятия решений, обеспечивающая достижение оперативных и (или) стратегических целей компании с помощью финансовых планов (бюджетов).
     Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования, а итоговым результатом - составление финансовых планов.
     Финансовый  план - обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше  одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два - три года [4.С.493].
     Финансовое  планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:
    обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании;
    увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место;
    организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами;
    обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов;
    обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.
     Цели  финансового планирования предприятия  конкретизируются в зависимости  от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового  состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального Банка, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).
     Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение  которого близко к критическому, при  разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование  антикризисных мероприятий, которые  позволят избежать, банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель — увеличить рентабельность продаж и производства в целом.
     Вместе  с тем система целей финансового  планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде [20].
     Основные  задачи финансового  планирования:
    анализ сильных и слабых сторон деятельности компании;
    обеспечение источниками финансирования основной деятельности компании (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
    определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;
 
     
    обоснование затрат компании, в том числе и  по отдельным подразделениям, поиск возможностей их снижения, повышения рентабельности деятельности, в частности по отдельным подразделениям;
    установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями;
    своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
    обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
    выявление резервов роста доходов компании;
    оптимизация использования прибыли;
    соблюдение интересов акционеров и других инвесторов (бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала);
    определение дивидендной политики;
    обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности компании;
    поддержание платежеспособности компании, обеспечение ее финансовой устойчивости;
    выработка обоснованных управленческих решений на основе анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления компанией, прогнозов развития компании и рынка;
    повышение ответственности за выполнение определенных показателей плана (при помощи морального и материального стимулирования, делегирования полномочий конкретным исполнителям и т.п.) [6.С.63].
 
 
 
     1.2. Принципы и правила финансового планирования
     Принципы  и правила финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.
     Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия.
     Системность планирования заключается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других структурных подразделений.
     Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
     Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок - план производства - план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.
     Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т.д.)
     Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
     В развитие этих общих положений целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.
     Принцип финансового соотношения  сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
     Принцип платежеспособности - планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.
     Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он превышает рентабельность собственного капитала, т.е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).
     Принцип сбалансированности рисков - особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
     Принцип приспособления к  потребностям рынка - для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою независимость от предоставления кредитов.
     Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.. Под прибылью понимается чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство предприятия должно учитывать как размеры налогообложения, так и возможность их понижения[29.]. 

     1.3. Виды и методы финансового планирования
     В зависимости от срока, на который составлены финансовые планы, различают:
    краткосрочные (на период до 1 года) финансовые планы (составляются при оперативном (текущем) планировании);
    среднесрочные (на период от 1 до 3 лет) финансовые планы (составляются при тактическом планировании);
    долгосрочные (на период свыше 3 лет) финансовые планы (составляются при стратегическом планировании).
     По  времени составления финансовые планы могут быть:
    вступительные (организационные) (формируются на дату организации компании);
    текущие (операционные) (составляются периодически в течение всего времени функционирования компании);
    санируемые (составляются при проведении процедуры оздоровления компании);
    объединительные (соединительные) (составляются в случае объединения двух или более компаний в одну или при присоединении одной или более структурных единиц к данной компании);
    разделительные (составляются в случае разделения компании на 2 или более компаний или при выделении одной или более структурных единиц данной компании в другую);
    ликвидационные (составляются на стадии ликвидации компании).
     По  объему информации планы могут быть:
    единичными (отображают стратегию по одной компании);
    сводными (консолидированными) (отображают стратегию действий для целой группы компаний, подконтрольных одному лицу или группе лиц).
     По  целям составления финансовые планы можно подразделить на:
    пробные (составляются в целях реализации контрольных, аналитических процедур, являются документами внутреннего контроля и анализа, как правило не передаются заинтересованным пользователям);
    окончательные (являются официальными документами компании и служат для различных заинтересованных пользователей источниками для изучения финансовых планов компании).
     Планы могут формироваться как по отдельным  подразделениям компании, так и по всей компании в целом. Сводный агрегированный  план компании, включающий в себя основные планы отдельных подразделений, будет представлять собой генеральный финансовый план.
     По  формам собственности различают  планы государственных, кооперативных, частных, смешанных и совместных организаций. Основное различие между указанными планами состоит в источниках образования средств.
     В зависимости от пользователей информации планы будут подразделяться на планы, представляемые в фискальные органы, органы статистики, кредиторам, инвесторам, акционерам (учредителям) и т.п. Основные различия будут заключаться не в самом содержании планов, а в степени их детализации, форме отображения информации и т.п.
     По  характеру деятельности планы можно  подразделить на планы по основной и не основной деятельности.
     Финансовые  планы могут быть также непрерывными (скользящими). Их особенностью является то, что по окончании очередного отчетного планового периода (месяц, квартал, год и т.д.) к имеющемуся финансовому плану заканчивающегося отчетного периода прибавляется новый финансовый план, что позволяет достичь постоянного наличия финансового плана, постоянного наличия плановых показателей [19.].
     Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
     Сущность  нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований), местные, отраслевые нормативы, нормативы хозяйствующего субъекта.
     Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др.
     Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
     Отраслевые  нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.
     Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель[30.].
     Сущность  расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования  показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
     Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним.
     Сущность  метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.
       При этом могут применяться  разные критерии выбора: минимум приведённых затрат; максимум приведённой прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).
     Сущность  экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи.
     В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами [2].
     Процесс финансового планирования охватывает минимум  пять этапов.
     1. Первый этап - прогнозирование, под  которым понимается работа, которую  выполняет финансовый менеджер, пытаясь заглянуть в будущее. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).
     2. Второй этап - выбор вариантов  развития. В практике управления весьма редки ситуации, требующие одного-единственного подхода. Поэтому финансовый менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, оценить их с точки зрения доходности компании.
     3. На третьем этапе формулируются  цели. Когда решение принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения.
     4. Четвертый этап - разработка программы  действий и составление графика  работ, которые определяют содержание  процесса планирования. Программа  представляет собой намеченную  и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Важное условие получения действенной программы - установление очередности выполнения указанных задач. Некоторые из них (и соответствующие намеченные действия) должны получить временной приоритет в финансировании.
     5. Пятый этап - бюджетирование. Это этап чрезвычайной важности, он включает в себя стоимостную оценку программы и распределение ресурсов, в первую очередь финансовых. Состав и количество бюджетов, формируемых в различных компаниях, могут сильно различаться в зависимости от специфики деятельности, требований контроля, финансового положения компании и прочих факторов. Но в любом случае все бюджеты можно объединить в 4 группы: операционные, инвестиционные, финансовые и сводные [21.С.175].
          На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется                        
          прогнозный баланс.    
     Прогнозный  баланс - это сводная ведомость (форма  финансовой отчетности), содержащая информацию (прогноз) о финансовом состоянии компании: величине активов компании по составу и размещению и величине пассивов по их источникам, целевому назначению и срокам возврата на определенную будущую дату (обычно конец прогнозируемого периода).
     Анализ  финансового состояния компании невозможен без анализа показателей баланса (прогнозного баланса). Данные такого анализа очень информативны и важны.
     Многие  аналитические финансовые расчеты  строятся именно на основе показателей  баланса (прогнозного баланса). Сам  баланс (прогнозный баланс) формируется на основании данных всех бюджетов компании и подтверждает формальную правильность составления всех бюджетов. А неравенство баланса говорит или об ошибке при составлении самого баланса, или об ошибке в данных какого-либо из бюджетов.
     Окончательный прогнозный баланс должен содержать  ответы на ряд вопросов.
    Характеризуют ли коэффициенты, рассчитанные по данным прогнозного баланса, компанию в плановом периоде как платежеспособную? Улучшаются или ухудшаются показатели ликвидности? Будет ли финансовое положение компании устойчивым согласно составленному плану? Направлен ли финансовый план на повышение рентабельности деятельности компании и максимизацию прибыли?
    Позволяет ли финансовый план на планируемый период достичь цели (этапа цели), поставленной перед компанией? [2.].
 
     Основная  цель составления любых планов –  разработка шаблона действий, позволяющих  грамотно и в полной мере использовать все имеющиеся у предприятия  ресурсы. Но часто люди по тем или  иным причинам не всегда четко следуют поставленным планам. Поэтому одним из ключевых моментов финансового планирования является отслеживание его выполнения.   Если рассматривать систему планирования как руководство к действию в системе управления предприятием, то ее функционирование без обратной связи представляется нецелесообразным. Для системы финансового планирования обратной связью является контроль и анализ исполнения планов и бюджетов.
     Методика  контроля исполнения финансовых планов состоит из следующих этапов:
    контроль и анализ исполнения бюджета;
    выявление и оценка отклонений;
    анализ причин отклонений;
    принятие управленческих решений.
     Различают регулярный и окончательный контроль исполнение финансового плана компании.
    Регулярный контроль осуществляется в течение планового периода. Технология регулярного контроля позволяет на ранней стадии обнаружить тенденции к нарушению плана и принять меры по корректировке финансовой ситуации. Регулярный контроль исполнения бюджетов филиалов осуществляется на уровне ЦФО. При этом возрастает роль бюджетного комитета, контролирующего процесс исполнения плановых бюджетных показателей филиалами.
    Окончательный контроль проводится по завершении планового периода на основе отчетов об исполнении бюджетов компании.
     Контроль  исполнения бюджета основывается на данных о значениях бюджетных показателей и осуществляется путем вычисления отклонений фактического значения бюджетного показателя от планового.
     По  результатам сопоставления проводится анализ (часто его называют анализом план-фактных отклонений) оценки уровня отклонений фактических показателей от плановых. В то же время существуют различные особенности такой оценки, ведь могут сравниваться абсолютные (условные единицы, американский доллар, рубли, единицы продукции и т. д.) и относительные (проценты, коэффициенты) показатели. Отклонения могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду.
     В автоматизированной системе ведения бюджета компании анализ отклонений в первую очередь базируется на расчете определенных показателей или их групп, динамика и изменения которых дадут ответ на ключевые вопросы: «Почему произошло отклонение от плана?» и «Что можно сделать, чтобы скорректировать его выполнение?»
     Не  всякое отклонение от плана может  быть негативным фактором. Если оно образовалось в результате перевыполнения плана, то это только будет способствовать достижению целей компании. Хотя не каждое превышение фактических показателей над плановыми можно расценить как положительное. «Перевыполнение» бюджета расходов никак нельзя расценить как положительный фактор. И конечно нужно учесть то, что перевыполнение плана в большинстве случаев вызовет и рост расходов. Нельзя, анализируя бюджет расходов в отрыве от остальных бюджетов, делать выводы о том, положительный это фактор или отрицательный [15.С.356-357]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Состояние и развитие механизма финансового планирования на предприятии 

     §2.1Проблемы составления финансовых планов
     Во  многих книгах, статьях можно прочесть о том, как нужно осуществлять финансовое планирование, каких правил при этом следует придерживаться. Однако почему-то мало кто в своих работах приводит причины того, что некоторые финансовые планы не работают. В крайнем случае указываются отдельные ошибки, допущенные при планировании. В этом разделе я попытаюсь, проанализировав многие мнения, обозначить комплекс ошибок, проблем, которые в конечном итоге влияют как на составление финансовых планов, так и на их выполнение, а также их реальность, эффективность.
     Проблемы реализации финансовых планов можно разделить на несколько групп.
     Хочу  обратиться к исследованиям Пола Натта, профессора Фишеровского колледжа бизнеса в Университете штата Огайо, который на протяжении 19 лет изучал результаты от принятых деловых решений. отслеживал долю удачных решений, принятых руководителями и менеджерами из 356 разных компаний. Результатом его исследований стало открытие, заключавшееся в том, что более 50 % всех решений оказались ошибочными; от них вскоре отказались или реализовали частично, а то и вовсе не приняли.
     И вот какие причины таких провалов он называет:
    более 130 решений отражали эгоистическое стремление к лидерству. Даже при подходе «беру на себя ответственность» лишь 42% таких решений были приняты, а действительно эффективными оказались считанные единицы;
    если говорить о руководителях, то почти две трети из них, однажды составив мнение, уже не рассматривали альтернативы. Когда им предлагали другие варианты решений, они лишь упирались. Около 60 % подобных безальтернативных решений были отброшены, использованы лишь частично или повлекли тяжкие негативные последствия;
    большинство (81%) менеджеров и руководителей «продавливали» свои решения либо убеждением, либо в приказном порядке. Убеждение оказывалось неэффективным в 53% случаев, приказы — в 65%. И то и другое не срабатывало не только из-за отсутствия здравого логического обоснования, но и вследствие возмущения тактикой манипулирования или «выкручивания рук», которое испытывали подчиненные, даже в тех случаях, когда решения руководства были удачными;
    только 7% решений были приняты после анализа долгосрочных приоритетов или после совещаний с коллегами.
     Как видно из представленных данных, процент коллективных и подготовленных решений очень невелик.
     Но  исследования Пола Натта на этом не были завершены. Он занялся проведением опросов, в ходе которых 818 профессионалов и менеджеров оценивали степень уверенности в себе как в человеке, принимающем деловые решения, по 10-балльной шкале, где 1 означает: «Не могу поверить, что кто-то действительно платит мне за то, что я думаю», а 10 — «Люди иногда преклоняются перед моей деловой сметкой».
     Результаты были не менее любопытны. 91% респондентов считали, что перед ними «преклоняются».
     Получается, что ошибочных решений принимается ровно половина, и при этом чувство уверенности в себе испытывают 91% опрошенных.
     А проблема состоит в том, что управленческие решения вообще и финансовый план в частности должны разрабатываться и приниматься коллективно, предваряться разносторонним и глубоким анализом как финансового положения компания, так и ситуации на рынке, всех влияющих изменчивых факторов. В основе принимаемых решений должен лежать анализ всей полноты ситуации с учетом мнений подчиненных и оценка альтернативных решений.
     Коллегиальность трудно реализовать не только «сверху», не менее трудным является и привлечение «низов», которое также нужно преодолеть.
     Вот личный опыт финансового директора  проекта SPAR промышленно-торгового холдинга «Марта», к. э. н. П. Божко:
     «В  виду нежелание многих служб участвовать в бюджетировании, отнестись к этому процессу с такой же ответственностью, как к выполнению профильных обязанностей. Потому что, например, хозяйственник считает, что его основное дело — закупать, а коммерсант — продавать. Бюджетирование же отнимает много времени, и это неизбежно. Поэтому совет такой: регламент бюджетного процесса должен быть утвержден на самом высоком уровне. В этом документе следует предусмотреть достаточно жесткие санкции за несвоевременную сдачу бюджетов, бюджетных заявок. Мы действовали так: если бюджетная заявка не подана в срок, то данная статья расходов просто какое-то время не финансируется либо финансируется по остаточному принципу. При этом финансовая служба должна быть инициатором бюджетного процесса, его мозговым центром» [9.].
      Владимир Захаров, исполнительный директор Института экономических стратегий, в беседе с заместителем главного редактора журнала «Экономические стратегии» дает следующий совет для составления успешного финансового плана:
     «Не пишите план в одиночку — это пустая трата времени. Если вы хотите разработать план, вам следует делать это вместе с представителями каждого подразделения и каждой службы Вашей компании, потому что это должен быть не Ваш план, а план вашей команды».
      И, конечно, составленные планы должны быть доведены до исполнителей. Очень часто планы составляются, например, экономическим отделом, а конкретные исполнители плана даже не ставятся в известность о его наличии и параметрах.
     Александр Кабанов, финансовый директор ОАО «Оргсинтез» (Волгоград), говорит следующее:
     «Цели, которые компания ставит перед собой, должны быть не только четкими и  обоснованными, но и сбалансированными. Иначе грамотный бюджет сформировать невозможно. К примеру, собственники компании ставят одновременно задачи сократить затраты на 10%, снизить кредиторскую задолженность на 40% и при этом вводят ограничение на привлечение средств. Однако для снижения затрат нужны значительные инвестиции, которые нельзя осуществить, если будет погашена кредиторская задолженность и введены ограничения на рост долга перед банком».
     В состав проблем при составлении  финансовых планов также входит нерациональный подход к документированию и документообороту процедур, осуществляемых в ходе финансового планирования. Словно специально зачастую в практической деятельности делаются такие сложные заумные формы, что только на то, чтобы понять их суть и порядок работы с ними, уходит много времени. А если эта документация в соответствии с созданной системой сопровождается активной перепиской между отделами, то о каком эффективном планировании вообще может идти речь? Планирование превращается в пустую формальность, которую выполняют с единственной целью: поскорее закончить и заняться чем-нибудь другим.
     Важной  задачей в рамках создания реального и эффективного финансового плана является правильный и последовательный анализ.
     Можно представить следующую ситуацию.
     Начальник вызывает финансового директора  и говорит:
     «Себестоимость  нашей продукции составляет 22 руб. 74 коп. Мне не нравятся эти цифры, нам необходимо предпринять меры по снижению себестоимости производимой продукции. Вот 22 руб. 50 коп. смотрятся значительно лучше. Итак, решено, мы должны поставить цель снизить себестоимость до 22 руб. 50 коп.».
     То  есть в описанной ситуации взяты буквально с потолка какие-то, пусть даже красивые цифры и под них по сути должен быть подогнан финансовый план, вне зависимости от того, реально ли достижение этого показателя или нет. А если можно снизить себестоимость до 22 руб. 45 коп.?
     Такой подход ошибочен. Только анализ может  ответить на вопрос, реально ли снижение себестоимости продукции, и если реально, то насколько ее можно снизить.
     К примеру, можно долго прогнозировать продажные цены продукции, исходя из затрат на ее производство (затратный метод ценообразования), но если рынок забит аналогичной продукцией по более низкой цене, то планируй — не планируй, но продать по цене «затраты + некоторый уровень наценки» вряд ли удастся. Конечно, уровень затрат на производство продукции является очень важным ориентиром, одним из ключевых показателей, но полностью полагается на него при установлении продажной стоимости продукции, без изучения ситуации на рынке, просто нельзя. Именно изучение ситуации на рынке, его потребностей должно входить в первоочередные этапы финансового планирования. А зачастую получается так, что дается производственный заказ на изготовление стольких-то единиц продукции, а потом финансистам ставится задача составить финансовый план, который помимо прочего включал бы план сбыта произведенного. Аналитические данные должны быть объективны.
     Большое значение для эффективности реализации финансового плана имеет качество проводимых аналитических работ. Проводить исследования должен человек, разбирающийся в этом.
     Анализ  должен включать в себя не просто любые показатели, а именно те, которые важны для данной компании.
     В то же время зачастую результаты аналитических  работ просто не учитываются. На практике нередко наблюдаются ситуации, когда компания тратит существенные денежные суммы на проведение аналитических работ, столбики математических формул и экономических коэффициентов подшиваются к финансовому плану, однако выводы по этим результатам никем не востребованы и в результате получается, что или объем реализованной продукции настолько низок, что при продаже продукции с существенной наценкой в целом компания имеет убыток, или же финансовый план не предусматривает запаса денежных средств. Часто бывает и так, что при выполнении принятого финансового плана на практике в результате осуществления рискованной финансовой политики (о чем руководство даже может и не догадываться) платежеспособность и ликвидность компании существенно снизятся.
     Очень часто процесс финансового планирования сводится к какой-то упрощенной корректировке фактических данных отчетного периода в сторону небольшого снижения или увеличения, и все - бюджет готов, хотя в самой работе компании, используемых подходах, методах, организационной структуре ничего не меняется. Можно сразу сказать, что в данном случае речь идет даже не о выполнении или невыполнении финансового плана, а о том, что реальный финансовый план отсутствует в принципе.
     Распространенной  ошибкой является слепое заимствование  зарубежной методологии составления финансовых планов без учета отечественной специфики хозяйствования (деловой среды), законодательства, методологии учета и других факторов. Это грубейшая ошибка, потому что как можно сравнивать условия хозяйствования, скажем, в Лондоне и Москве? Нужно учиться передовому опыту, перенимать его, перерабатывать, но не слепо подражать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.