На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1: Содержание и значение финансовой политики государства 5
1.1. Понятие, сущность и содержание финансовой политики государства 5
1.2. Звенья финансовой политики государства 10
1.3. Финансовый механизм 14
Глава 2. Анализ государственной финансовой политики 16
2.1. Анализ финансовой политики Российской Федерации 16
2.2. Анализ финансовой политики Архангельской области 21
2.3. Анализ финансовой политики МО г. Архангельск 23
Глава 3.  Проблемы, перспективы, пути совершенствования финансовой политики 26
3.1. Направления формирования бюджетной политики в современных условиях 26
3.2. Направления формирования налоговой политики в современных условиях 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34 
 

 


Введение

     На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов. 
     Формирование финансовых ресурсов государства – это сложная комплексная деятельность различных органов, структур, осуществляемая в рамках проводимой финансовой политики, включающей наличие соответствующих идей, планов, концепций, находящих реальное воплощение в их практических действиях. 
     Финансовая политика предусматривает алгоритмы управления финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов. 
     Финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. 
     При этом финансовая политика преследует цель упорядочения отношений, возникающих при формировании финансовых ресурсов, бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств с целью решения всего спектра социальных, экономических, правовых и иных задач, стоящих перед государством. Актуальность темы «Финансовая политика государства» заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране. Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.
     Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации.
     Предмет курсовой работы – особенности современной финансовой политики в РФ.
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. 
     Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач: 
     - рассмотреть цели, ресурсы, значение, типы и содержание финансовой политики на современном этапе; изучить механизм реализации финансовой политики развития;
     - рассмотреть механизм реализации финансовой политики и финансовую политику в России на современном этапе.
 


Глава 1: Содержание и значение финансовой политики государства

1.1. Понятие, сущность и содержание финансовой политики государства

 
     Под финансовой политикой понимается воздействие на финансовые ресурсы (денежные средства в фондах):
    предприятий — с целью обеспечения непрерывности процесса производства;
    государства — с целью выполнения каждым уровнем власти и управления своих функций в полном объеме.
     Содержание  финансовой политики включает:
    выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения:
    требований экономических законов;
    всестороннего анализа состояния и развития экономики;
    перспектив развития производительных сил и производственных отношений;
    потребностей населения страны;
    определение основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу и в текущем периоде исходя из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, и с учетом влияния международных факторов, а также возможностей роста финансовых ресурсов;
    осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
     Единство  трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. В процессе выработки и реализации финансовой политики обеспечиваются условия выполнения государством своих функций.
     Основными задачами финансовой политики являются:
    создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся финансовых ресурсов;
    поддержание определенного уровня экономической активности в стране.
     Финансовая  политика является эффективным орудием  воздействия на экономические интересы.
     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач в рамках финансовой политики выделяют:
    финансовую стратегию;
    финансовую тактику.
     Под финансовой стратегией понимается долговременный курс государства в области финансов, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.
     В процессе разработки финансовой стратегии:
    прогнозируются основные тенденции развития финансов;
    формируются концепции их использования;
    намечаются принципы организации финансовых отношений.
     Для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития составляются целевые программы.
     Финансовая  стратегия должна быть стабильной.
     Под финансовой тактикой понимается краткосрочный курс государства в области финансов, направленный на решение задач конкретного этапа развития общества посредством своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
     Финансовая  тактика должна быть гибкой, что  определяется подвижностью экономических  условий.
     Взаимосвязь финансовой стратегии и тактики  заключается в том, что:
    финансовая стратегия создает возможности для решения тактических задач;
    финансовая тактика позволяет решать задачи, намечаемые финансовой стратегией, посредством выявления решающих участков и узловых проблем, своевременной организации финансовых связей и переброски финансовых ресурсов.
     Финансовая  политика обусловлена экономикой, но в то же время обладает самостоятельностью и оказывает на нее обратное воздействие. В этой связи большое значение приобретает государственное управления финансами, которое заключается в воздействии государства с помощью сконцентрированных в его руках финансовых ресурсах на приоритетные сферы экономики. Таким образом, в самой финансовой политике приоритетные направления вырабатываются в соответствии с приоритетными направлениями в развитии экономики.
     По  мере повышения уровня производительных сил финансовые ресурсы должны во все большей степени направляться на социальные потребности.
     Отрыв финансовой политики от экономики:
     1) сдерживает реализацию возможностей, заложенных в 
экономике;

     2) отзывается серьезными экономическими трудностями.
     Финансовые  решения должны приниматься на основе:
    экономических законов;
    серьезного анализа возможных последствий.
В этой связи особое значение имеет:
    достоверная и полная информация как о процессах, протекающих в экономике, так и о результатах ранее проведенных в жизнь финансовых решений;
    соблюдение принципа обратной связи, служащего надежной основой для оценки эффективности финансовой политики.
     При выработке финансовой политики следует  учитывать:
    специфику каждого этапа развития общества;
    реальные экономические и финансовые возможности государства;
    соблюдение при ее выработке и проведении комплексного подхода, под которым понимается согласование мероприятий и их направление на выполнение основной задачи, а также тесная взаимосвязь и взаимосогласованность финансовой политики с другими составными частями макроэкономической политики.
     Основными направлениями финансовой политики являются:
    повышение деловой активности в стране;
    повышение благосостояния населения;
    развитие производительных сил;
    развитие международных экономических отношений.
     Создание  благоприятных условий для повышения  деловой активности достигается за счет:
    определения рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства;
    доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.
     В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматривается  направление значительной части  финансовых ресурсов на повышение материального и культурного уровня жизни населения, расширение социального обслуживания; развитие производства товаров широкого потребления, услуг и пр.
     Финансовая  политика играет важную роль в развитии производительных сил и их рациональном размещении по территории страны, обеспечивает финансирование целевых программ, способствует сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии экономики, рациональному использованию сырьевых ресурсов.
     Финансовая  политика способствует укреплению и  развитию международных экономических  отношений. Власти должны заботиться о том, чтобы страна заняла достойное место в системе международного разделения труда и мировой экономике в целом. В этой связи необходима государственная поддержка экспортных отраслей, а также защита отечественных производителей. В то же время власти должны обеспечить доступ в страну импортных товаров, необходимых для потребления на внутреннем рынке.1 
 
 

 


1.2. Звенья финансовой политики государства 

 
     Так как система государственных  финансов состоит из трех основных звеньев — государственного бюджета, государственного кредита и внебюджетных фондов, составными частями финансовой политики являются:
    бюджетная политика, включающая, в свою очередь, налоговую политику;
    государственная кредитная политика.
     Под бюджетной политикой понимается политика государства по обеспечению стабильного функционирования бюджетной системы, основой которого является сбалансированность расходов и доходов бюджета. Продолжением бюджетной политики может стать формирование внебюджетных фондов, если правительство страны по каким-то причинам признает целесообразным вынесение за рамки центрального бюджета отдельных расходов и закрепление за ними определенных источников доходов.2
     Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного дефицита госбюджета, иначе будет получен  отрицательный эффект воздействия  на экономику в виде инфляции и  замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные  для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные  направления. В-третьих, следует иметь  в виду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный  эффект, т.е. привести к тому, что  общий объем инвестиций в экономику, с учетом чайного сектора, будет  гораздо больше первоначального.3
     Под налоговой политикой понимается политика государства по формированию финансовых ресурсов в объеме, достаточном для обеспечения государством своих функций. Налоговая политика представляет собой основанные на правовых нормах организационно-экономические мероприятия регулирующего характера, осуществляемые органами государственной власти всех уровней в сфере налоговых отношений с физическими и юридическими лицами.4
     В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Формы налоговой политики
     Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.
     Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале 21 века такую политику провозгласило российское правительство. 
     Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.5
     К целям налоговой политики можно отнести:
    обеспечение поступления налоговых доходов в объемах, достаточных для покрытия основной части бюджетных расходов в целях выполнения органами власти и управления возложенных на них государственных задач;
    содействие устойчивому развитию как экономики в целом, так и ее отдельных приоритетных отраслей и видов деятельности;
    содействие развитию экономики отдельных регионов страны;
     4) обеспечение соблюдения принципов налогообложения. 
Инструментами налоговой политики являются льготы и санкции. Налоговые льготы могут применяться в целях поддержки предприятий определенных категорий и направлений деятельности, в которых заинтересовано государство.

     Налоговая политика формируется и осуществляется органами власти всех уровней в соответствии с их компетенциями в области налогообложения, т.е. в соответствии с правом устанавливать, собирать и использовать налоги.6
     Под государственной кредитной политикой понимается политика государства по привлечению и размещению денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности. Надо отметить, что кредиты и займы являются источниками финансирования дефицита бюджета. Государственный долг можно рассматривать как сумму дефицитов бюджетов за ряд лет.
     Денежно- кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства.
      Основными методами денежно- кредитной политики являются:
      - изменение ставки учетного процента;
      - операции на открытом рынке;
      - изменение норм обязательных резервов банков; а также специальные методы по регулированию отдельных видов кредита.7
      
 


1.3. Финансовый механизм

     В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового  механизма, позволяющего наиболее успешно  выполнить поставленные задачи.
     Финансовый  механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, а также их количественного определения.
     В составе финансового механизма  выделяют следующие элементы:
    в соответствии со структурой функциональной финансовой системы:
    финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций;
     —- страховой механизм;
    механизм функционирования государственных финансов, включающий, в свою очередь, бюджетный механизм, механизм государственного кредита и внебюджетных фондов;
    в соответствии с устройством бюджетной системы в федеративном государстве:
    финансовый механизм федерации;
    финансовый механизм субъектов федерации;
     — финансовый механизм местных органов власти. Каждый элемент финансового механизма, являясь составной частью единого целого, обладает определенной самостоятельностью, что вызывает необходимость их постоянного согласования.
     Элементы  финансового механизма значительно  отличаются друг от друга:
    для бюджетного механизма характерно наличие разнообразных источников доходов и направлений расходов;
    для страхового — создание замкнутых фондов;
    для финансового механизма предприятий особенно важным является соотношение между отдельными формами денежных накоплений и потребления.
     Финансовый  механизм приводится в действие с  помощью установления количественных параметров для каждого его элемента (например, определения налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов). Количественные параметры и способы их установления являются наиболее подвижной частью финансового механизма, чутко реагируют на изменение социально-экономических условий и чаще подвергаются корректировке.
     Четкое  функционирование финансового механизма, как основа успешной реализации финансовой политики, зависит от действующего законодательства, позволяющего установить единые правила организации финансовых отношений и обеспечить финансовую дисциплину.
     Формируя  финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.8 

 


Глава 2. Анализ государственной финансовой политики

2.1. Анализ финансовой политики Российской Федерации

 
     Рассмотрим основные параметры бюджетной системы Российской Федерации с 2008 и на плановые 2012-2014 гг.  Данные по параметрам приведены в таблице 2.1.
      Таблица 2.1
      Основные  параметры бюджетной  системы 
      Российской  Федерации
млрд. рублей
Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доходы, всего 16 198,4 13 552,5 15 737,5 19 325,1 20 406,6 22 439,9 24 360,3
%% к ВВП 38,8 34,9 35,0 36,3 35,5 35,4 34,6
в том числе:              
Федеральный бюджет 9 275,9 7 337,8 8 305,4 10 303,4 10 627,8 11 687,6 12 645,5
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 253,3 3 789,2 4 814,5 5 540,2 6 675,5 7 373,1 8 130,5
- в том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 1 654,4 1 656,4 2 034,8 3 071,5 3 618,3 4 022,4 4 402,4
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 196,1 5 923,6 6 534,2 7 025,8 7 295,4 7 746,4 8 277,1
- в том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 5 101,4 4 437,5 5 155,9 5 682,5 6 160,5 6 729,9 7 312,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 536,7 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1 122,5
- в том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 166,7 120,8 241,4 267,7 0,0 0,0 0,0
Расходы, всего 14 169,7 16 328,0 17 614,5 20 089,8 22 195,8 24 374,6 26 149,5
%% к ВВП 34,0 42,1 39,2 37,7 38,6 38,4 37,1
в том числе:              
Федеральный бюджет 7 570,9 9 660,1 10 117,5 11 022,5 12 198,3 13 431,9 14 293,9
- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов 4 893,9 6 386,7 5 981,6 7 233,1 8 341,8 9 459,7 10 077,4
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 2 897,8 3 587,2 4 779,5 5 529,7 6 672,8 7 367,2 8 122,5
- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов 2 728,7 3 478,6 4 675,8 5 205,9 5 782,2 6 359,5 6 977,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 250,5 6 252,9 6 634,1 7 081,9 7 516,8 7 942,7 8 425,9
- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов 6 047,0 5 983,6 6 369,3 6 801,7 7 200,2 7 570,7 7 972,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 500,1 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1 122,5
Дефицит (-), всего 2 028,7 -2 775,5 -1 877,0 -764,7 -1 789,2 -1 934,7 -1 789,2
%% к ВВП 4,8 -7,2 -4,2 -1,4 -3,1 -3,0 -2,5
     По  предварительной оценке исполнение основных показателей   федерального бюджета за январь-сентябрь 2011 года  составило:
     - объем поступивших доходов –  8 211,07 млрд. рублей, или 79,7% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
     - кассовое исполнение расходов  7 123,39 млрд. рублей, или 64,6% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
     профицит –  1 087,67 млрд. рублей. 
     первичный профицит – 1 303,17 млрд. рублей.9
    Динамика  основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (таблица 2.1)10
     В таблице 2.2 приведены темпы роста доходов федерального бюджета на период до 2014 год.
Таблица 2.2.
Темпы роста  доходов и расходов федерального бюджета
в реальном выражении к уровню 2008 г., %%
  2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доходы  в реальном выражении,  в %% к 2008 году 100,0 72,7 75,6 88,1 85,7 89,4 92,1
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 117,3 112,9 115,5 120,6 125,8 127,5
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году 100,0 117,3 112,9 115,5 118,2 123,3 127,5
     Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 2.2):
     Анализ  уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы является важным, прежде всего с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
     В таблице 2.3 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2008 – 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2008 году до 36,2% ВВП по итогам 2010 года.
     При этом по-прежнему существенную долю доходов  бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и  пошлинами добычи и экспорта нефти  и нефтепродуктов.11
Таблица 2.3.
Доходы  бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008 – 2010 гг. (% ВВП)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.