На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функции управления предприятием и пути их адаптации к условиям рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
   Кафедра экономики и региональной экономической политики 
 
 
 
 
 
 

   Курсовая   работа
   на  тему: 

   « Функции управления предприятием и  пути их адаптации к условиям рыночной экономики  » 
 

   по  дисциплине «Экономика предприятий» 
 
 
 
 

   Выполнил:  
   Проверил:  
 
 
 
 
 
 

   План 

   Введение………………………………………………………………..стр.3
   ГЛАВА I 

Раздел 1: Виды и содержание функций управления предприятием……стр.4-7
1.1. Необходимость  управления…………………………………………..стр.4-5
1.2. Функции  управления предприятием: их виды  и содержание………стр.5-7
    Функции классической (традиционной) системы управления предприятием
    Общие, или универсальные, функции
    Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики
 
Раздел 2: Пути адаптации функций управления предприятием к условиям                                                    рыночной экономики………………………………………………………стр.8-15
2.1. Принципы  осуществления функций управления. Делегирование…стр.8-11
2.2. Конкурентоспособность  как локальная функция управления
       предприятием…………………………………………………………...стр.11-12
2.3.Механизм  осуществления функции «организация»…………………..стр.12-13
2.4. Функция  управления «мотивация»: понятие,  содержание, методы…стр.13
2.5. Эффективность  управления предприятием в современных  условиях
        развития рынка………………………………………………………….стр.14-15 

ГЛАВА II
    Расчетное задание…………………………………………………………………стр.16-17
    Решение задания по 4-му варианту на основе затратного
    Ценообразования……………………………………………………...стр.17-22 

Заключение…………………………………………………………………...стр.23-24 

   Список  использованной литературы…………………………………….стр.25 
 
 
 
 

   Введение 

         Переход к рыночным отношениям  требует определенных изменений   и дополнений уже существующих  функций управления предприятиями.  Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности не гарантирует повышения эффективности работы предприятий. Сегодня руководителям украинских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Таким образом, тема функций управления предприятиями и путей их адаптации к условиям рыночной экономики является чрезвычайно актуальной.
   В данной работе я попытаюсь  наиболее широко раскрыть поставленные задачи на основании литературных и нормативных материалов
      такие понятия, как «управление», «функции управления», их виды и суть;
      изложить сущность проблемы;
      отметить существующие недостатки, их причины;
      рекомендовать возможные пути решения экономической проблемы;
      в соответствии с методологией определить величину показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса.
 
    ГЛАВА I 

   Раздел 1:Виды и содержание функций управления предприятием 

   1.1. Необходимость управления
     Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах  там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.
   I-й  исторический период (до XVIII века) - накопление  опыта управления.
   II-й  исторический период (1776-1890) - индустриальный  период. Работы А.Смита (государственное  управление), Р.Оуэна (гуманизация  производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.
   III-й  исторический период - период систематизации. Формирование науки об 
   управлении.
     Управление возникло из кооперации  для координирования деятельности  людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и  распределение ресурсов;
     Очевидной характеристикой любого  предприятия есть разделение  труда, ведь предприятие - это  искусственная система, созданная  человеком ради его собственных  интересов, прежде всего совместной  работы.  Поскольку работа  на  предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то  должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Итак, необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.
     Управление, которое (в широком  понимании) есть деятельностью,  направленной на координацию  работы других людей (трудовых  коллективов) опирается  на  теорию и практику управления, но является  больше искусством, чем знанием  так как  представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации. 

   1.2. Функции  управления  предприятием: их  виды  и содержание. 

      Предприятия различаются между  собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами  и  т.п. Тем не менее, все они  имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.
     Функции  управления - это конкретный  вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. 

      Функции классической (традиционной) системы управления предприятием
   Содержание  и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.), от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.
   В 1916 г. А.Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4-е основных функции управления: планирования, организации, руководства и контроля.
   1.Функция  планирования, состоящая в выборе  целей и плана действий по  их 
   достижению;
   2.Функция  организации, посредством которой  происходит распределение задач  между отдельными подразделениями  или работниками и установление  взаимодействия между ними;
   3.Функция  руководства, состоящая в мотивировании  исполнителей к осуществлению  запланированных действий и достижению  поставленных целей;
   4.Функция  контроля, заключающаяся в соотнесении  реально достигнутых результатов  с теми, что были запланированы. 

      Общие, или универсальные, функции
   Присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов  работ , классифицируемых по признаку их порядка  выполнения во времени в целях  получения результата. Общие функции : целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование ), стимулирование, контроль ( учет, анализ деятельности ).
   ? Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.
   ? Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по
   реализации  целей деятельности фирм, принятие конкретных , адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.
   ? Организация - это процесс установления  порядка и последовательности 
   согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.
   ? Координирование - уточнение характера действия исполнителей.
   ? Регулирование - выполнение мероприятий  по устранению отклонений от 
   заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.
   ? Стимулирование - разработка и использование  стимулов к эффективному
   взаимодействию  субъектов деятельности и их высокорезультативному  труду.
   ? Контроль - наблюдение за ходом  происходящих процессов в управляемом 
   объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.
   ? Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.
   ? Анализ деятельности - это комплексное  изучение деятельности при помощи 
   аналитических, экономико-математических методов.
   Эти  основные функции тесно связаны  между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом. 
 
 

      Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.
   Усложнение взаимодействия с внешним окружением привело к большему количеству функций современного предприятия.
   Таблица 1
                           ФУНКЦИИ                                   ОСНОВНОЙ  ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ РЕСУРС  
   Планирование                                                      Время
   Маркетинг                                                             Потребитель
   Предпринимательство                                         Бизнес
   Финансы                                                                Деньги
   Организация                                                          Люди
   Производство                                                         Технология
   Инновация                                                              Идеи
   Информация                                                           Данные
   Социальное  развитие                                            Культура
   В условиях рыночной экономики целесообразно:
   ? усиление стратегического планирования  и прогнозирования;
   ? усиление контроля за качеством  продукции на всех этапах от разработки до
   серийного выпуска;
   ? придание приоритетного значения  информатике и экономическому  анализу 
   деятельности  на основе ЭВМ;
   ? придание большего, чем раньше  значения вопросам производства  и управления 
   персоналом;
   ? привлечение работников к участию в акционерном капитале;
   ? поощрение работников за новые  идеи в области совершенствования  технологии,
   создания  и внедрения новой продукции;
   ? усиление внимания к социально-психологическим  аспектам управления;
   ? усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение 
   эффективности затрат на проведение маркетинга. 
 
 
 
 
 

   Раздел 2: Пути адаптации функций управления  предприятием к                                        условиям рыночной экономики 

     2.1. Принципы осуществления функций  управления.  Делегирование. 

      Специализация исполнителей (чем уже специализация - тем выше результат)
      Ритмичность управленческой деятельности (управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования)
      Непрерывность управленческой деятельности (Должна осуществляться постоянно в выработанном режиме)
      Прямоточность (должна осуществляться по найкратчайшему и оптимальному маршруту)
      Качественная и количественная пропорциональность частей системы управления.  
      Регламентация деятельности (установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником)
      Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления
      Единоначалие (руководитель отвечает за результаты работы)
      Единство распорядительства (работник получает указание от одного лица)
      Сочетание централизации и децентрализации
      Сочетание функций и полномочий
      Сочетание власти и полномочий.
      Делегирование -  Передача полномочий, функций на нижестоящий уровень.
   Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
   Реализация  этого принципа при построении (улучшении) структур управления
позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных  задач либо сфер деятельности. В  то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления. Полномочия – ограниченное право распоряжаться определенными ресурсами и работниками в организации. Полномочия передаются должности, а не лицу. Соотношение власти и полномочий: власть – право принимать окончательное решение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник.
     Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.
   В этих условиях одним из путей повышения  эффективности функционирования предприятий является совершенствование организационных форм    управления, основанных на разграничении и делегировании функций управления, создании качественно новых отношений между производственными структурами. Если учесть, что процесс управления по своему содержанию, организации принятия решений, их выполнения и контроля, программного, кадрового, информационного и технического обеспечения является сложным, дорогостоящим, и может, особенно на небольших предприятиях, чрезмерно увеличивать издержки производства, то понятно, что создание на каждом предприятии многофункционального аппарата управления экономически не всегда выгодно.
   Решением  проблемы может быть делегирование  ряда функций некоторым структурам, выполняющим эти функции централизованно для группы предприятий. Представляется  целесообразной передача функций объединению предприятий ассоциативного типа, в которое на добровольных началах входят предприятия для оптимального решения некоторых общих задач, имеющих регулярный или долгосрочный характер.
     Изучение зарубежного опыта свидетельствует  о том, что даже крупные фирмы  не в состоянии самостоятельно  выполнять масштабные научно-исследовательские работы и финансировать их. Поэтому предприятиям целесообразно объединять спои финансы и научный потенциал для исследования разработки новых технологий, которые могут найти применение на ряде производств. Такая централизация значительно удешевляет исследования и сокращает потери при отрицательных результатах. Центр может формировать тематический план НИР, осуществлять поиск исполнителей и заключать соответствующие договоры.
   Анализ  работы предприятий в новых экономических условиях привел к идее создания объединения предприятий местной и легкой промышленности Днепропетровской области (далее – «центр»). За время работы центра заключены договоры на оказание маркетинговых услуг более чем с 20 предприятиями легкой и местной промышленности. Выполненные маркетинговые услуги укрепляют деловые связи товаропроизводителей с торговыми предприятиями, позволяют координировать работу фирменных магазинов. Центр оказывает помощь предприятиям в развитии фирменной сети. Были открыты фирменные магазины предприятий легкой промышленности в городах Днепропетровске, Павлограде, Желтых Водах, а также секции в крупных магазинах. Для ускорения реализации и продвижения товаров к покупателям проводятся ярмарки-продажи товаров непосредственно товаропроизводителями. Так, в промышленной ярмарке товаров отечественного производства, проведенной в июне 1996 г. в областном центре, приняли участие 74 промышленных предприятия Днепропетровской и других областей. Отдельным предприятиям была оказана помощь в поставке сырьевых ресурсов и материалов, получении кредитов. Проводится работа по развитию местной кооперации, особенно по изготовлению комплектующих изделий для выпуска сложной бытовой техники. Так, на Днепропетровском механическом заводе организовано производство электродвигателей для изготовления холодильников в объединении «Днепромаш». Совместно с предприятиями разработаны и выполняются региональная и областная программы производства непродовольственных товаров. В результате на ряде предприятий освоен выпуск свыше 20 наименований новых видов изделий, а том числе газовых счетчиков на заводе «Электрон», счетчиков водопотребления на Днепропетровском приборостроительном заводе, наборов офисной .мебели на мебельном комбинате, моющих и лакокрасочных материалов па предприятиях химии и др. На предприятиях легкой промышленности освоен выпуск резиновой обуви (Криворожский завод пресс-форм ), расширен ассортимент детской школьной обуви, современных моделей женской и мужской обуви из новых кожматериалов в АО «0рель» и «КОМЭКС».
   Одним из сложных вопросов регулирования  экономических отношений между  центром и предприятиями является определение стоимости услуг, оказываемых  центром. Как правило, предприятия, входящие в ассоциации, платят взносы в процентах от объема продаж или товарооборота.  В.Я.Швец для оценки стоимости услуг центра предложил методику, в соответствии с которой при определении порядка и размера отчислении учитывается различный характер управленческих функций. «Целесообразно разработать систему коммерческих отношений между предприятиями и центром, основанную на взаимной ответственности. За некачественное или несвоевременное выполнение управленческих функций, влекущее за собой потери на предприятиях, отчисления центру должны уменьшаться.»[7,стр25] 
 

   2.2. Конкурентоспособность  как локальная  функция управления                                               предприятием 

   Конкурентоспособность фирмы является основным критерием эффективности производства и системы управления.
   Под конкурентоспособностью в условиях рынка подразумевается реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.
   К главным условиям обеспечения конкурентоспособности объектов относятся:
   Использование научных подходов к стратегическому  менеджменту.
   2. Обеспечение единства развития  техники, технологии, экономики, управления.
   3. Рассмотрение в единстве качества  и совокупных расходов на всех стадиях жизненного цикла объекта.
   4. Использование современных методов  исследований и разработок.
   5. Рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла.
   В условиях рыночной экономики фирма-производитель не может продолжительное время занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также при решении целого комплекса управленческих задач и проблем.
   В экономической литературе рассматривается несколько подходов к оценке конкурентоспособности предприятий. Согласно теории эффективной конкуренции интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компании определяются потенциалом рынка; легкостью вхождения на него; видом товара; однородностью рынка; структурой отрасли или конкурентными позициями фирм; возможностями для технологических нововведений и пр.
   Анализ  этих факторов должен сопровождаться детальной оценкой экономических показателей деятельности фирмы. Такой подход позволяет в определенных пределах делать выводы относительно деятельности отдельного не только предприятия, но и отрасли в целом. При этом необходимо учитывать, что чрезмерно детальный анализ отраслевых показателей может привести к недостаточной оценке локальных факторов, влияющих на деятельность предприятия.
   Наиболее  оптимальной, с точки зрения информативности  и практической применимости полученных результатов, является комплексная оценка уровня конкурентоспособности. Она базируется на тщательном анализе технологических, финансовых, производственных и сбытовых возможностей фирмы по определенным показателям. В результате их анализа получают информационный массив, который является базой для принятия дальнейших управленческих решений структурного и инфраструктурного характера. 

   2.3. Механизм  осуществления  функции « организация  ». 

   Применительно к управлению  функция организация  представляет собой процесс:
   ? закрепления вариантов разделения  управленческого труда между  персоналом 
   фирмы;
   ? построение организационной структуры системы управления фирмой;
   ? создания в целом работоспособной  фирмы как системы;
   ? формирования устойчивой совокупности  всех сторон деятельности фирмы 
   (технической,  технологической, экономической,  финансовой...). 

   Последовательность  осуществления функции «организация»:
   1.Определение  целей и задач совместной деятельности  людей;
   2.Выявление  потребности в ресурсах для  осуществления целей;
   3.Установление  последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков их  выполнения;
   4.Выбор  способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
   5.Установление  между людьми организационно-экономических  отношений. 
 
 

    2.4. Функция управления "мотивация": понятие, содержание, методы. 

   Функция "мотивация" включает в себя разработку и использование стимулов к
   эффективному  взаимодействию субъектов совместной деятельности и их
   высокорезультативному труду. В практике менеджмента применяются  материальные и моральные стимулы. При их выборе и обосновании руководствуются  следующими принципами:
   а) обеспечение непосредственной зависимости  величины стимулов от конечных
   результатов деятельности каждого работника  и фирмы в целом;
   б) связь стимулов с целями деятельности фирмы;
   в) дифференциация величины стимулов в  зависимости от вклада каждого работника в общее дело;
   г) единство интересов работника, фирмы  и общества;
   д) сочетание материальных и моральных  стимулов;
   е) сочетание стимулов с санкциями  за низкопродуктивную работу. 

   Мотивация должна:
   – ориентироваться на конечные результаты деятельности;
   – направляться на удовлетворение реальных (истинных) интересов участников
   совместной  деятельности;
   – принципы мотивации и их конкретные формы (методы) не должны вступать 
   противоречие  с другими принципами управления. 
 
 
 
 
 

   2.5. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития рынка 

   Сегодня руководителям украинских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Достичь таких результатов можно, лишь используя современные информационные технологии в управлении предприятием, что в корне меняет методы координациии контроля, снижает роль личного наблюдения за работой подчиненных и бюрократических форм согласования тех или иных решений.
   Применение  информационных технологий в деятельности предприятий это не только дань моде, но и увеличение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все вышеперечисленное обеспечит стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.