На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа СССР в период перестройки: ее причины, содержание М.С. Горбачев

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования  науки России
     Федеральное государственное бюджетное
     учреждение высшего профессионального образования  
 
 
 

     Тульский  государственный университет 

     Контрольная работа
     по  курсу «история»
     тема: "СССР в период перестройки: ее причины, содержание М.С. Горбачев " 
 
 
 

                                                                          Выполнил: студент гр.
                  
                                                                          Проверил: К.И.Н.,доц.,
                                                                          Чугунова Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 

     Тула 2011
 

Содержание: 

     Введение.
     Предпосылки и начало перестройки.
     Начало  экономических и политических реформ.
     Демократизация  советского общества.
     Крушение СССР и последствия перестройки.
     Заключение.
     Список  источников и литературы.
 

      Введение. 

     Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” как совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.
     В середине 80-х руководство КПСС провозгласило  курс на перестройку. По масштабу вызванных  ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с  такими историческими событиями, как  Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя “перестройка”? Что она дала стране и чего она её лишила?
 

      Предпосылки и начало перестройки. 

     Понятие «перестройка» можно определить как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен.
     Другой  ее предпосылкой был политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в откровенном сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках. Подталкивали к переменам апатия и застой в духовной сфере общества. Было очевидно, что без перемен невозможно поднять активность народа.
     Субъективной  предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х-начале 80-х годов  в руководство страны относительно молодых политиков (М.С. Горбачева, Е.К. Лигачева, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжкова, А.Н. Яковлева), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества. Их способность к обновлению была предопределена не столько их возрастом и более высоким уровнем образования, сколько тем, что эти руководители выдвинулись на волне ХХ съезда КПСС и не были участниками сталинского террора.
     Можно предложить следующую периодизацию перестройки: первый этап - с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап - с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап - с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап - с марта 1990 по август 1991 г. Несмотря на всю условность такой периодизации, она позволяет проследить динамику перестроечного процесса, основные этапы политической борьбы, участия в общественно-политической жизни широких масс народа.
     Начало  перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгласивший  курс на ускорение социально-экономического развития страны, глубокие перемены в жизни общества через совершенствование социализма. Ускорение предполагалось осуществить за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора», путем повышения трудовой и технологической дисциплины, ответственности кадров.
     Первые  шаги по пути перестройки привели  к определенному подъему производства в 1985-1986 годах. Но в этот момент по экономической программе Горбачева нанесла удар неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Упали мировые цены на нефть - «спасательный КРУГ» нефтедолларов, который поддерживал на плаву советскую экономику в течение десятилетий, был утрачен. Больно ударила по экономическим планам М. Горбачева Чернобыльская авария. В итоге - программа ускорения осталась на бумаге. Инерция прошлого сказалась и в том" что на ХХУII съезде КПСС была принята новая редакция Программы КПСС, выдвинут план решения к 2000-му году жилищнoй проблемы. Одновременно развернулась антиалкогольная кампания, обогатившая только «теневую» экономику.
     Наиболее  реально перестройка проявилась на первом этапе во внешней политике, где была выдвинута идея нового политического  мышления. Под ним понималось переосмысление современного мира и проведение политики с позиций общечеловеческих ценностей. Новое мышление исходило из реальностей ракетно-ядерноro века, из фактов эпохи научно-технической и технологической революций, сделавших мир взаимозависимым и взаимоуязвимым.
     Начался медленный отход от идей «мировой революцию» и дсидеологизация внешней политики. Были выдвинуты важные внешнеполитические инициативы в области разоружений, начались переговоры по наиболее острым проблемам международной жизни.
     Не  менее важным направлением перестройки  стало укрепление позиций М.С. Горбачева в руководстве партии. Были устранены противники реформ и выдвиженцы Л.И. Брежнева:
     Г.В. Романов, В.В. Гришин, Н.А. Тихонов, Д.А. Кунаев и другие.
     Одновременно  в Политбюро были введены реформистски настроенные люди. Руководителем  партийной организации Москвы стал бывший строительный чиновник, а затем первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельцин. 
 
 
 
 
 
 
 

     Начало  экономических и  политических реформ. 

     Первые  годы перестройки показали Горбачеву, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Существовали две альтернативы развития СССР. Первый вариант мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа, второй вариант предполагал одновременно демократизацию и экономические реформы.
     Чем руководствовался Горбачев и его  ближайшее окружение в выборе вариантов развития СССР судить сложно, но был избран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. В январе 1987 г. на Пленуме  ЦК КПСС на первый план выдвинулась идея демократизации общественной жизни. Была разработана программа перестройки внутрипартийной жизни и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом.
     Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации. Однако в условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, сохранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с оставшейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики.
     Важную  роль в осуществлении реформ, вовлечении в политическyю жизнь широких  слоев трудящихся сыграла политика гласности. Она началась с раскрытия  правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения которых невозможно было сломать тоталитарный режим.
     В ходе первого и в начале второго  этапов перестройки значительная часть  номенклатуры поддержала Горбачева. Одни - из-за осознания необходимости  перемен, другие - из карьерных соображений (реформы сопровождались интенсивными кадровыми перестановками). Но выйдя на первые позиции, вторые ряды партаппаратчиков почувствовали угрозу своей власти в случае дальнейшего углубления реформ. Первым серьезным симптомом начавшегося в аппаратной среде сопротивления стало дело Б.Н. Ельцина, действия которого в Москве вызвали недовольство местной номенклатуры. В итоге на октябрьском (1987) Пленуме ЦК КПСС Ельцин был выведен из состава Политбюро и снят со своих постов. Для противников перестройки это стало сигналом к атаке, а радикально настроенные круги использовали неуклюжие действия властей против Ельцина, замалчивание объективной информации о нем для формирования образа борца за интересы народа, пострадавшего за правое дело.
     Обострение борьбы за власть уже на втором этапе перестройки активизировало национальные движения в союзных республиках. Первые митинги и демонстрации в период перестройки носили национальный характер. 7 мая 1987 г. в Москве прошел митинг общества «Память», на котором по просьбе его участников выступил Ельцин. Еще раньше, в декабре 1986 Г., произошли массовые выступления казахской молодежи в Алма-Ате после отстранения от власти Д.А. Кунаева, которые прошли под лозунгом «Казахскому народу - казахского лидера».
     В начале 1988 г. вновь вспыхнул ожесточенный конфликт в Нагорном Карабахе (область  Азербайджана, населенная преимущественно  армянами). Призывы к воссоединению  Карабаха с Арменией вызвали ответную реакцию в Азербайджане. Противостояние на национальной почве постепенно переросло в вооруженный конфликт, а центральные власти не смогли приложить нужных усилий для его разрешения. Появилась первая «горячая точка» в СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Демократизация  советского общества. 

     Антиперестроечным силам в КПСС было необходимо найти повод для открытого выступления против Горбачева и реформ. Таким поводом стала дискуссия вокруг оценки периода правления Сталина. Манифестом противников Горбачева стала статья в Советской России (13 марта 1988 г.) преподавателя химии Технологического института из Ленинграда Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», которая была перепечатана более чем 30 областными газетами страны. Ее рекомендовали к изучению в сети политучебы. Суть выступления Андреевой сводилась к оправданию сталинского террора и тоталитарной системы. Исторические аналогии метили в происходившие в обществе перемены.
     Пауза с ответом Андреевой порождала  впечатление возврата к старому. Но 5 апреля 1988 г. «Правда» опубликовала редакционную статью, которая по существу явилась решительным ответом Н. Андреевой. В ней была дана резко отрицательная оценка подобных взглядов. Выступление «Правды» стало сигналом к активизации борьбы за перестройку и ознаменовало начало третьего этапа перестройки (с апреля 1988 по март 1990 г.).
     Характерной чертой этого этапа стало вовлечение в политическую жизнь народных масс. Из коридоров Кремля и зданий партийных органов политическая борьба выплеснулась на улицы. Наиболее ярко это проявилось в ходе подготовки к XIX Всесоюзной конференции КПСС. Выборы делегатов проходили частично на альтернативной основе, сопровождались дискуссиями. В обществе росла вера в возможность перемен.
     В ходе ХIХ партконференции (июнь-июль 1988 г.) был поставлен вопрос о политической реформе, направленной на создание правового государства, развитие парламентаризма в рамках советов, прекращены подмены КПСС хозяйственных и государственных органов. На основе решений Конференции были внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введение нового элемента государственной структуры - Съезда народных депутатов СССР. Выборы депутатов, состоявшиеся весной 1989 г., стали очередным этапом развития политической активности народа, несмотря на то, что значительная часть депутатов избиралась не прямым голосованием.
     В этот период перестройки идет формирование многопартийности. Начиная с «Демократического союза», одним из наиболее ярких лидеров которого была В.И. Новодворская в 1989-1990г. Организуются политические силы от радикальных сторонников смены политической системы («Демократическая Россия») до либерально центристских (типа «Демократической партии России» во главе с Н.И. Травкиным), а также анархистов и националистов. Не осталась единой и КПСС, в ее рядах сложился ряд течений, начиная с «Демократической платформы» и кончая сторонниками ультра большевизма.
     В этих условиях Горбачев начал проводить  тактику лавирования между консерваторами и реформистами, пытаясь сдерживать крайности. Но такой стиль играл  на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предпринималось решительных мер по ее структурному преобразованию - сохранялся прежний хозяйственный механизм. Несмотря на начало разговоров о введении рыночной экономики, перемены затронули только кооперативный сектор. Отрицательно сказался в этих условиях отказ от партийного руководства экономикой, так как она еще не стала саморегулируемой, а старый механизм был разрушен. В результате начались открытые инфляционные процессы, падало производство, снижался уровень жизни, свирепствовал товарный дефицит.
     Во  внешней политике продолжался курс на отказ от мировой революции. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, окончив бессмысленную войну. Прекращение  политического давления на социалистические страны Восточной Европы привело к падению в течение 1988-1990 гг. коммунистических режимов, поддерживаемых СССР. В результате стало возможным объединение в октябре 1990 г. Германии. Но разрушение социалистической системы привело к разрыву экономических связей в рамках СЭВ, что больно ударило по экономике СССР, М.С. Горбачев продолжил процесс разоружения, подписав в 1990 г. договор о ликвидации ракет малой и средней дальности. Для латания дыр в экономике использовались западные кредиты. Внешний долг СССР возрос в несколько раз. Общим итогом внешнеполитической линии Горбачева стало окончание «холодной воины».
     Особенно  сложно развивались в 1988-1990 гг. национальные отношения. В союзных республиках  в полный рост поднялась национальное движение, и формировались партии, выступавшие за выход из СССР «Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, «Народные фронты» в Латвии и Эстонии. Первоначально они выступали под лозунгами борьбы за перестройку, реформы и интересы народа. Их требования касались вопросов культуры, языка, демократии и свободы, разоблачения сталинских репрессий. Но постепенно национальные силы взяли курс на достижение суверенитета и независимости. Выборы в Верховные Советы республик в ряде мест привели их к власти. Первой в марте 1991г., так же как в 1917г., свою независимость провозгласила Литва. Начался распад СССР. Возникли новые очаги национального напряжения: Грузия и Абхазия, Северный Кавказ, Ошская область в Киргизии.
     Одновременно  возрастало давление на Горбачева со стороны руководства КПСС и Съезда Народных депутатов СССР. Стремясь удержать власть и поддержать стабильность, Горбачев провел через съезд решение об учреждении поста Президента СССР. В марте 1990 г. он стал первым Президентом СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Крушение  СССР и последствия  перестройки. 

      В результате перестройки уже в 1992 году стали проявляться такие явления, как низкая эффективность производства, отсутствие стимулов хозяйственной активности, структурные диспропорции. Все это фактически парализовало способность страны к нормальному развитию. Предпринятые в рамках политики перестройки меры привели к подрыву финансовой системы страны, разбалансировали экономику, сформировали товарный дефицит и заложили материальные основы для разрушения СССР.
      К началу 90-х годов оказалась почти  полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым условиям воспроизводства. К этому времени был также дискредитирован созидательный труд и социальный статус самого работника. И, наконец, как ни печально, была дезорганизована система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников привели к созданию замкнутых структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевавших всем тем, чем до политики перестройки они только руководили. Стал довольно ощутимо заметен разрыв между тем, что пыталось реализовать партийно-государственное руководство, и реальной обстановкой, которая сложилась в стране в эти годы.
      К концу политики перестройки вопрос о том, куда идет Россия, уже был ясен. Россия вступила в фазу экономического, политического и социального регресса.
      Таким образом, становилось очевидным, что  результатом экономических, политических и социально-демократических преобразований в стране стало не укрепление политической силы, не увеличение экономической эффективности, а уничтожение научно-технической мощи, производственного потенциала, агропромышленного комплекса, интеллектуального запаса, нравственных устоев.
      В результате перестройки Россия оказалась  отброшена на десятки лет назад  в своем развитии. Страна столкнулась  с таким положением, когда в сфере экономики отставание перерастало в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктуры. С внутреннего рынка стали исчезать товары отечественных товаропроизводителей. Научно-технический прогресс оказался заблокированным.
      В результате состояния экономики  Россия в начале 90-х годов оказалась  в исключительно тяжелом положении. По существу, подверглись серьезному разрушению источники хозяйственного развития, в результате были приостановлены крупномасштабные инвестиции; свернуто наукоемкое производство; значительно сокращена научно-исследовательская деятельность, материальная и экспериментальная база фундаментальных наук и т. д.
      В исключительно тяжелом положении  оказалась система обеспечения жизнедеятельности, заметно сократилось отечественное продовольственное и промышленное обеспечение; серьезный ущерб был нанесен транспортной, телекоммуникационной и другим системам; приходило в упадок жилищно-коммунальное хозяйство; начала формироваться ориентация на элитарное дорогостоящее платное медицинское обслуживание; становится платным и высшее образование и многое другое.
Все, о  чем шла речь выше, как и многое другое, стало результатом перестройки, породившей негативную динамику развития экономики России. Приведу несколько примеров для подтверждения этого положения.
Если  по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения Россия накануне перестройки находилась почти в одном ряду с наиболее развитыми государствами мира, то, начиная с 90-х годов, это соотношение начинает заметно меняться не в пользу России.
      В сельскохозяйственном секторе сокращаются: финансирование, посевные площади, поголовье скота, производство минеральных удобрений, техники и т. д.
      Физический  объем российского ВВП к началу 1992 года составлял менее 20 процентов  от объема ВВП США. В то же время  необходимо учитывать, что в 1985 г. Советский  Союз превосходил такую крупную страну, как ФРГ, по производству валового продукта вдвое и на равных соперничал по этому показателю с Японией.
      К началу же 1992 г. Россия замкнула третью десятку государств по общему объему ВВП и перешла в группу развивающихся государств по его душевому исчислению. За следующие два года Россия стала уступать Франции по объему ВВП в 2,5 раза, Японии – в 7 раз, США – в 12 раз. Довольно ощутимы также потери России в связи с политикой перестройки в военно-технической сфере. При общем снижении объемов мировой торговли оружием отчетливо прослеживается монополизация рынка двумя державами — США и ФРГ. Их доля выросла соответственно на 50 процентов и более чем в три раза. Доля России же сократилась втрое, наблюдается процесс вытеснения России с мирового рынка торговли в этой области. Объясняется это не только идеологией «нового мышления», но главным образом — вытеснения России с мирового рынка торговли оружием объясняется неспособностью российской экономики в современных условиях в отличие от СССР производить новейшее вооружение.
      В то же время надо учитывать, что от состояния военно-промышленного комплекса в решающей степени зависит обороноспособность страны. В известной мере оно же отражает и потенциал экономики государства в целом. Потери, понесенные за счет разрушения научно-производственных, конструкторских и других коллективов, утраты передовых технологий и т. д., если и восполнимы, то только в отдаленной перспективе. Такова суровая реальность, вызванная перестройкой.
     О последствиях перестройки свидетельствуют и такие данные, приведенные даже американскими экспертами: по золотому запасу запас страны сократился в 11 раз; по отношению к доллару рубль «уменьшился» более чем в 150 раз; экспорт нефти сократился более чем вдвое. За время пребывания М. С. Горбачева у власти внешний долг вырос в пять раз. Не менее удручающая картина и на вчерашний день. Общая задолженность России на начало 1997 года превысила 127 млрд. долларов США.
      Таким образом, начавшаяся в 1985 г. перестройка  выявила неготовность и беспомощность государственных структур власти, ее лидеров к эффективному решению основных проблем, поставленных жизнью.  
      Следует сразу отметить, что распад СССР не был фатальной неизбежностью. Он обусловлен в большей мере субъективными, нежели объективными факторами. Ведь, как уже говорилось, на всесоюзном референдуме по вопросу сохранения СССР 78% голосовавших выступило «за».  Это говорит о том, что на поставленные жизнью вопросы ответы были неоднозначны, противоречивы, субъективны и неполны по своей сущности.
Говоря  о судьбе Советского Союза, Горбачев считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его  глубокого реформирования, другие –  против. Но депутаты Верховных Советов, поддержавших развал СССР, выступали вопреки воле своего народа. По сути, это была борьба за власть. Но все же народ не молчал. Свободу маневров центра стесняли забастовки многих трудовых коллективов, выдвинувших лозунги отставки М.С. Горбачева, отмены всех привилегий, упразднения КГБ, проведения альтернативных выборов на основе многопартийности, департизации предприятий и передачи их под республиканскую юрисдикцию. В апреле 1991 г. число бастующих перевалило за миллион. Забастовки продолжались в течение нескольких недель и были приостановлены, лишь когда власти приняли требования рабочих в части перехода предприятий под юрисдикцию республик и прекращения перечислений прибыли (особенно валютной) в союзный бюджет. К лету перестройка подошла к своему решающему рубежу.
      К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить  компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект Союзного договора. Согласно ему, республики получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде — налоговой и социальной политики. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования). Все остальные властные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получали возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь «языком межнационального общения», утрачивал функцию «государственного языка». 
      Подписание  договора было намечено на 22 августа. Но оно так и не состоялось. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло памятное выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивали проект Союзного договора, наделявший центр призрачной властью, утрата действенного контроля над республиканскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие М.С. Горбачева (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков и ряд других ответственных работников. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.
      Население страны в целом сохраняло спокойствие. Продолжалась работа шахт, заводов, фабрик, учреждений, транспорта, в деревне – уборка скудного урожая. Лишь в Москве, а затем и в некоторых других крупных городах России Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в  июне 1991 г.) удалось организовать тысячи своих сторонников на активное сопротивление мерам ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т.д.). Ряд воинских частей и военачальников отказались подчиниться «путчистам». Главнокомандующий ВВС маршал авиации Е.И. Шапошников, например, не выполнил приказ Д.Т. Язова о приведении ВВС в повышенную боевую готовность. Однозначно проельцинские позиции заняли представители частного сектора экономики. В условиях, когда ГКЧП практически бездействовал, этого оказалось достаточным для ликвидации «путча». 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Через несколько дней аресту подвергся председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов.
      Августовские  события 1991 г. означали по существу логическое завершение перестройки. Вместе с ГКЧП оказалось сброшено за борт все, что  оставалось от прежней государственной идеологии. Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым.. Уже в августе три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода. Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа — начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске.
      М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ограниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик. В сентябре по инициативе Горбачева началась проработка идеи образования вместо СССР Союза Суверенных Государств, который должен был представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма урезанной). По сути эт
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.