На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Типология политических систем

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Типология политических систем

Будучи чрезвычайно  сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, по характеру  взаимодействия со средой они делятся  на открытые и закрытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны.Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.
Французский социолог и политолог Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации  политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим, он выделил пять основных типов: либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений; коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; традиционные политические системы, управляемые олигархами, с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными режимами управления; авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение существующего социального и экономического неравенства.
Американские  политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл в  основу классификации положили комплексный критерий - «стратегия управления», который интегрально включает в себя экономические, культурные, политические характеристики, что обуславливает определенные результаты функционирования той или иной политической системы. Этими учеными выделяются два крупных класса стран: индустриальных и доиндустриальных наций, имеющих различные стратегии социально-экономического развития. Индустриальные страны, в свою очередь, делятся на демократические (консервативные и социал-либеральные) и авторитарные (радикальные и консервативные) системы, различающиеся своей индустриальной структурой и способом мобилизации граждан. Доиндустриальные страны подразделяются на неотрадиционные (зона Тропической Африки), популистские (новые освободившиеся режимы Азии и Латинской Америки) и авторитарные (режимы с технократической стратегией мобилизации населения типа Тайваня, Южной Кореи, Бразилии).
Наиболее  распространенным в западной политологии  является следующая типология политических систем:
1. Политические системы англо-американского типа. Они отличаются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, представленной автономными политическими партиями, общественными организациями и т. п. С. Липсет считал, что американская политическая система основана на антиэтатизме, индивидуализме, секуляризированной политической культуре. Особенность последней состоит в том, что она плюралистична и гомогенна одновременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие позиций, но при этом основные цели и средства политики разделяются всем населением. Характерными чертами политической системы являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократизированность, высокая стабильность.
2. Политические системы тоталитарного типа характеризуются навязанной государственной властью политической культурой, ценностями и образцами политического поведения. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности и сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрессивных органов. Политическая активность носит принудительный характер.
3. Континентально-европейская система отличается «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часто бывают правительственные и парламентские кризисы. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточное положение между европейско-континентальной и англо-американскими системами.
4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди мало восприимчивы к глобальной политической культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет достижение согласия и компромисса.
Индийский политолог  П. Шаран предложил типологию систем, основанную на принципе развития: системы, ориентированные на традиции, статус-кво и на перемены.
Марксизм  различает политические системы  по типу общественно-экономической формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские (социалистические).
Наиболее  актуальной применительно к нашей  российской действительности является типология, основанная на характере распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями систем, классифицируемых по характеру распределения власти, являютсяавторитарные и плюралистические системы.
Авторитарный  тип властвования в наиболее последовательном виде означает сосредоточенность власти в едином центре, что исключает коллективность, самостоятельность на местах, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Опыт ряда стран третьего мира показал, что авторитаризм может оказаться достаточно эффективной формой политической модернизации. Но политическая практика свидетельствует, что он может утвердиться там, где устойчиво доверие к власти, развито законопослушание, сильны элементы традиционного отношения к власти.
Плюралистическая  система является противоположностью авторитаризму и предполагает существование множественности противовесов любой власти, исключает господство устойчивого неизменного большинства. Плюрализм проявляется в разделении властей в государстве, многопартийности, децентрализации.
Существует  множество и других типологий  политических систем. Одна из относительно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношения  власти, общества (народа) и личности (граждан).
Таким образом, взаимоотношения между элементами и институтами политической системы  общества не остаются неизменными. Многообразна и типология самих политических систем. Содержание и механизмы функционирования политических систем обусловлены типом экономических отношений, характером социальной структуры общества, историческими и национальными традициями народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типология политических систем
Политические  системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. 1. В зависимости  от политического режима различают следующие политические системы:
    тоталитарные;
    авторитарные;
    демократические.
2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:
    открытые системы;
    закрытые системы.
Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для  которой было характерно отсутствие широких международных экономических  и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.
3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.
Соответственно  выделяются системы:
    рабовладельческие;
    феодальные;
    капиталистические;
    командно-административные.
Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, пидданського или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.
5. Выделяют политические  системы переходного типа , включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы. Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.
6. Существуют  различные типологии политических  систем, предназначенных по типу политической культуры , доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.
В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.
Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.
Современные системы является еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.
Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.
Это позволило  Д. Алмонду и С. Вебер выделить следующие типы политических систем:
    англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
    континентально-европейскую , которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
    к индустриальные и частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
    тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможностью реализации собственного интереса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Типологии политических систем. 

      1. Понятие политической системы,  её место и развитие в обществе. 

Под   политической   системой   понимается   совокупность  государственных,
партийных и общественных органов у организаций, участвующих  в  политической
жизни страны.
Политическая  система общества — это упорядоченная  на  основе  права  и  иных
социальных   норм   совокупность   институтов   (государственных    органов,
политических  партий, движений, общественных организаций  и  т.п.),  в  рамках
которой проходит политическая жизнь общества и  осуществляется  политическая
власть. 

Понятие «политическая система»  показывает,  как  регулируются  политические
процессы, как формируется и функционирует политическая власть.
      Эта система обеспечивает интеграцию  всех  элементов  общества  и  само
существование его как  единого,  централизованно  управляемого  политической
властью организма. В зависимости от времени  и  места  понятие  “политическая
система”  имеет  различное  содержание,  так   как   наиболее   значительные
компоненты   политической   системы    варьируются    соответственно    типу
политического   режима   (авторитаризм,   демократия,   диктатура),    типам
политической  системы  (президентская,  парламентская),  отношениям   власти
(партии, правительство) и формам общественной  и  политической  репрезентации
(плюрализм,  корпоративизм).
     Любая  система,  —  в   том  числе  и  политическая  —  имеет  следующие
характеристики: состоит из многих частей;  части  составляют  единое  целое;
система имеет границы.
     Следует  отметить,  что   в  советской  специальной   литературе  понятие
“политическая система” не использовалось в качестве самостоятельной  научной
категории и не являлось предметом  философско-социологического  исследования
вплоть  до второй половины 70-х годов. Разумеется, отдельные  важные  стороны
данной  проблемы  изучались  при  рассмотрении  других  вопросов  социально-
политической  системы  общества.  При  этом  разрабатывались  и  применялись
преимущественно такие  категории,  как  “государство”,  “механизм  диктатуры
пролетариата”, “система социалистической демократии”,  “политический  режим”
и т.д.
     Однако процесс демократизации  во  всех  сферах  общественной  жизни,  а
также  логика  развития  самой  политической  науки  вызвали  потребность  в
совершенствовании понятийного аппарата, который  должен  адекватно  отражать
сущность  новых явлений и служить эффективным  средством их исследования.
      Эволюция  здесь  такова.  В   конце  50-х  —  начале  60-х  годов  были
сформулированы  теоретические положения о политической организации  общества.
Это  понятие  приобрело  значение  самостоятельной  категории,  и   основное
внимание  сосредоточивалось на  специальных  государственных  и  общественно-
политических  учреждениях  и  институтах,   непосредственно   осуществляющих
политические  функции  в  обществе;  иначе  говоря,  преобладал  юридический
подход  к проблеме.
      Политическая  организация  в  таком  понимании  не   исчерпывала   все
богатство политической жизни общества; точно  так же и правоведение не  могло
исчерпать весь объем изучения  этой  сложной  проблемы.  Поэтому  со  второй
половины 60-х годов появились философско-социологические  исследования  этой
проблемы. Интерес сегодня представляет  концепция  проф.  А.  К.  Белых.  Он
исходил из того, что классы,  партии,  народ,  нации,  трудовые  и  семейные
коллективы, личность обладают политической сущностью.  По  его  мнению, все
они в  этом своем качестве (носителей политических отношений),  а  также  вся
система политических отношений между ними по поводу  власти  в  совокупности
составляют  политическую организацию.
       Достоинство   такого   подхода   состояло   в   более    широкой    и
дифференцированной  интерпретации  политической  организации   общества.   В
качестве  элементов се содержания здесь выступают  не только  гос.  учреждения
и общественные организации, а все без исключения виды  коллективности  людей
и все  отношения между  ними,  но  выступают  лишь  одной  своей  стороной  —
политической, управленческой.
     Позднее (в конце 70-х годов)  появилось понятие "политическая  система".
Но это  была не простая замена слова “организация”  на слово  “система”.  Дело
в том, что в число  элементов  политической  организации  общества  в  одних
случаях включались только политические и прочие организации, а  в  других  -
целые социальные общности  (классы,  группы,  нации,  трудовые  коллективы);
элементы  политической организации (партия, государство, право,  общественные
организации), как правило, рассматривались, расчленено  и  институционально,
а не  системно  и  функционально.  И  самое  главное:  научное  исследование
продолжало  ориентироваться главным образом  на  изучение  организаций,  в  то
время  как  анализ  поведения  людей  как  участников  политических  событий
проводился  в очень малой степени.
      Разработка  понятия  “политическая   система”   должна   была   помочь
интегрировать  и  дифференцировать  все   основные   понятия   и   категории
политических  отношений. Эти ожидания оправдались.
      Прежде  чем  раскрыть  сущность  и  элементы   политической   системы,
остановимся кратко на интерпретации понятия  “система” и определим его  смысл
применительно к социально-политическим явлениям.
     Система (гр. — целое, составленное  из частей: соединение)  —  множество
закономерно  связанных  друг  с  другом   элементов   (предметов,   явлений,
взглядов, знаний и  т.  д.),  представляющее  собой  определенное  целостное
образование, единство)
Сама теория систем активно начала формироваться  на Западе с конца XIX в.:
а) в рамках так называемой “общей теории систем”, преимущественно на  уровне
биологических  организмов  (Л.  фон  Берталанфи  —  основатель   школы.   М.
Месарович, А. Раппопорт, У. Эшби и др.);
б) в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Вир и др.);
в) в социологии , (Ч. Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и  др.);
г) в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.);
д) в экономике (В. Леонтьев). 

     Таким образом, в разработке общей  теории  систем  налицо  значительные
традиции  и достижения, как в зарубежной, так и в  отечественной  литературе.
В меньшей  степени это относится  к  социально-политическим  аспектам  теории
систем, хотя и в этой области следует отметить плодотворные  попытки  В.  Г.
Афанасьева. А. К. Белых. Ф. М. Бурлацкого и др.
     Одним из первых общую теорию  систем к социально-политическим  процессам
пытался применить Т. Парсонс, который назначение политической системы  видел
в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей.  Но  это  было
только  начало.  Основателем  же  теории   политических   систем   считается
американский  политолог  Д.  Истон.  Согласно  его  модели,  главные   черты
системного  анализа политической системы можно представить так:
а) политическая  система  —  это  ряд  взаимодействий,  абстрагированных  от
общего  социально  поведения,  посредством  которых  распределяются  ценности
обществе;
б) политическая система имеет  “реагирующий”  “саморегулирующий”  потенциал,
предохраняющий  ее от саморазрушения;
в) политическая система -—  подвижный  феномен.  Она  в  силах  поддерживать
себя, сохраняя характерны черты, определяющие ее облик;
г) политическая система — это открытая система,  поддающаяся  изменению  под
влиянием  факторов внешней среды;
д.)  политическая  система  может   сохранять   устойчивость   при   наличии
соответствующего  баланс между “входящими” и “исходящими” факторами.
     Истон разделил основные компоненты  своей модели  на  “входящие   факторы
(требования  и поддержка) и "исходящие", связанные с первыми  путем   обратной
связи. Требования он делит  на  внешние,  идущие  из  среды,  и  внутренние,
идущие  от самой системы .
     Требования  всего  лишь  исходный  материал,  из  которого  формируется
конечный  продукт,   называемый   решениями.   Характер   требований   самый
разнообразный. Они могут касаться распределения  благ  и  услуг,  расширения
возможностей  образования,  продолжительности   рабочего   времени,   правил
движения  автотранспорта, охраны прав  и  свобод  граждан,  совершенствования
законодательства  о   браке,   здравоохранении,   обеспечения   общественной
безопасности  и т.п.
    Другой вид входящих  импульсов   —  поддержка.  Она  выступает   в  разных
формах:  материальной  (выплата налогов,  различных обложений,   труд   на
общественных  началах,  усердная  воинская  служба);  соблюдение  законов  и
директив  государственной власти; активное участие  в  политической  жизни  с
целью  сохранения  и  утверждения   политических   ценностей,   почтительное
отношение или уважение к власти, государственной  символике (к Гимну,  Флагу,
официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая  системе,  усиливается,  когда
система  удовлетворяет  запросы  и  требования  граждан.   Без   достаточной
поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.
     Импульсы-требования и импульсы-поддержка  должны регулярно  поступать   в
систему,  иначе  она  будет  работать  с  перебоями  или  вообще  перестанет
функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами  не
способствует  ее эффективности, больше того,  в  таких  случаях  политическая
система  перестает  оптимально   реагировать   на   поступающую   социальную
информацию. Может наступить ее стагнация.
Отношение к требованиям, идущим от  различных  слоев  населения,  зависит  в
значительной  степени от типа политической системы.
     Не легитимные,  антидемократические,  тоталитарные  системы,  например,
рассматривают  запросы  и  требования  людей  как   своеобразное   выражение
недовольства  властями, их способностью  защищать  интересы  народа.  Поэтому
такого  типа  системы  стремятся  поставить  под   сомнение   справедливость
требований  населения и подавляют их различными средствами.
     Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и  требования
как необходимое  условие нормальной реализации  своих  функций.  Люди  обычно
поддерживают  те политические группировки,  лидеров,  на  которых  они  могут
влиять  и которые уже подтвердили  свою готовность удовлетворять их запросы  и
нужды.
     Как уже было отмечено, на  выходе  системы  располагаются  “исходящие”,
легитимные, обязывающие политические решения,  действия  по  их  реализации.
Продукты  деятельности политической системы  могут приобретать разные формы  и
содержание:  распределение  товаров   и   услуг,   поощрений   и   стимулов;
законодательные акты, регулирующие поведение граждан  в различных  ситуациях;
постановления, касающиеся возврата долгов системе;  уточнение  или  введение
политических  символов; заявления о политической линии и намерениях и  т.  п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.