Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система: понятие и структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     
                                                                                                                           ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ  ЭКОНОМИКА» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на  тему:
« Финансовая система: понятие, структура » 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка
гр. 09БЭ2 
А.А.Бирюкова
__________
(подпись,  дата) 

Проверил:
к.э.н., доцент
А.А.Рыжков
__________
(подпись,  дата) 
 
 
 
 

Пенза 2011
     Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
    Теоретические аспекты финансовой системы……………………….
4
      Понятие и сущность финансовой системы………………………
4
      Признаки и функции финансовой системы……………………...
7
    Звенья финансовых отношений………………………………………
14
      Общегосударственные финансы………………………………….
14
      Финансы хозяйствующих субъектов……………………………..
18
      Институты финансовой системы………………………………….
20
    Состояние и направления развития финансовой системы России….
25
Заключение………………………………………………………………… 29
Список  литературы………………………………………………………... 30
Приложение 1……………………………………………………………… 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     В развитии рыночной экономики финансам принадлежит  особая  роль.  От  того,  насколько  эффективны  финансовые  отношения,  зависит  успех  проводимых  экономических  преобразований,  формирование  полноценных субъектов рыночной экономики -  предприятий,  фирм,  корпораций  и  других,  а  также  инфраструктуры,  адекватной  новым  требованиям.
     Эффективность  используемого  финансового механизма  во многом определяет  формирование бюджетов всех уровней, а в конечном итоге - решение комплекса социально- экономических задач как тактического, так и  стратегического  характера. 
     Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно в значительной мере обозначается ею.
     Она должна обеспечивать комплексную реализацию всех функций финансов. Это позволяет получить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия и наиболее эффективно использовать финансовые отношения для осуществления государственной экономической политики.
     Таким образом, финансовая система – неотъемлемая часть всей экономической системы  государства: она связывает и  обслуживает отдельные части  экономики, используя при этом различные  финансовые и денежно-кредитные  инструменты.
     От  характера финансовой системы и  способов управления ею в решающей мере зависит эффективность функционирования экономики страны.
     В связи с этим целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия  финансовой системы. Для достижения цели признаки и функции системы, выявляются основные звенья финансовых отношений, а также анализируется  современное состояние финансовой системы РФ и пути ее модернизации. 

     
    Теоретические аспекты финансовой системы
      Понятие и сущность финансовой системы
     В современной экономической науке  до настоящего времени не сложилось  единого представления о понятии  «финансовая система» и о ее составных  частях.
     По  своей сущности категория финансы  имеет два значения [15, 318]:
    в широком смысле – обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, денежным обращением;
    в узком смысле – средства, имеющиеся в наличии у частного лица или организации.
     Финансовая  система же — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
     Финансовая  система, как форма организации  денежных отношений, может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы обеспечивающие формирование и использование  финансовых ресурсов соответственно [6, 22]:
      у хозяйствующих субъектов,
      у населения,
      у государства и органов местного самоуправления.
        В каждой из выделенных подсистем  используются специфические формы  и методы образования и использования  финансовых ресурсов; каждая из  них имеет собственное функциональное  назначение и соответствующий  финансовый механизм, ориентированный  на достижение собственных целей  каждого из субъектов экономических  отношений. 
     Существующие  различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в  методах, способах формирования и использования  финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:
     1) финансы организаций (хозяйствующих  субъектов);
     2) публичные финансы (государственные  и муниципальные финансы);
     3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
     Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. [7, 284]
     Финансовая  система регулирует всю сферу  финансовых отношений. Она включает: финансы предприятий и корпораций; бюджетную систему; внебюджетные финансовые фонды; государственные заимствования; фонды страхования; финансы некоммерческих и общественных организаций.
     Каждое  звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, органически связано с процессом расширенного воспроизводства и выполняет присущие ей функции.
     Если  финансы предприятий обслуживают материальное производство, то бюджет через налогообложение мобилизует финансовые ресурсы в основной централизованный фонд государства, а внебюджетные фонды формируются для целевого финансирования определенных социально-экономических мероприятий.
     Фонды страхования предназначены для  возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев, а государственные заимствования мобилизуют ресурсы населения и предприятий для нужд государства на принципах платности, возвратности и срочности заимствований.
     Финансы некоммерческих и общественных организаций имеют существенную специфику и обслуживают те организации, которые осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыли и не осуществляют ее капитализации (Рисунок 1). [14, 25]
     
     
     
     
     
     
       
 

     Рисунок 1 – Финансовая система Российской Федерации
      Все звенья финансовой системы органически связаны  между собой и функционируют как единая целостность. Взаимосвязь между ними наглядно отображена на рисунке 2, который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков. [10, 26]
     
       
 
 

     Рисунок 2 – Финансовые потоки
     Средства  через разные элементы структуры  финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств, к тем, у кого наблюдается их дефицит.
     Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
     А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и  использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной  системе и правительственных  внебюджетных фондах;
     Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.
     Субъектами  или носителями финансовых отношений соответственно являются государства, предприятия, фирмы, организации, отрасли экономики, районы страны и отдельные граждане. Связи, возникающие между ними при формировании и использовании фондов денежных средств через соответствующие институты, называются финансовыми отношениями:
      между государством и местными органами;
      между государством и предприятиями;
      между фирмами;
      между фирмами и банками;
      между государством и общественными организациями;
      между государством и населением.
     Финансовые  отношения охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды  государственных организаций; взаимные платежные обязательства, осуществляемые на основе договоров между фирмами; отношения между предприятиями  и банками по поводу получения  и использования кредитов; отношения  между государством и населением, связанные с получением различного рода трансфертных выплат, с реализацией  займов и т.д. 

     
      Признаки  и функции финансовой системы
     Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак –  это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам  мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев.
     Построение  финансовой системы РФ основывается на следующих признаках [13, 14]:
    Денежный характер финансовых отношений;
    Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
    Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
    Единстве и взаимодействии подсистем;
    Наличии специального обслуживающего аппарата;
    Наличии собственной финансовой базы.
     Отличительным признаком финансовых отношений  является также и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.
     Еще один отличительный признак финансовых отношений, это то, что они носят  строго регламентированный характер. Из доходов от различных видов  деятельности хозяйствующих субъектов  формируются специальные фонды  денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности  по заработной плате, платежом в бюджет и внебюджетные фонды, а также  прибыли, часть которой поступает  в распоряжение через налоговую  систему, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т.п.
     Что же касается функций финансовой системы, то главной из них следует считать  эффективное распределение финансовых ресурсов, на основе которой выделяется еще шесть базовых или ключевых функций этой системы. [10, 27]
    Перемещение ресурсов во времени и пространстве.
     Финансовая  система обеспечивает способы перемещения  экономических ресурсов во времени, из одного географического региона  в другой, а также из одной отрасли  экономики в другую.
     Во  многих случаях движение финансовых потоков основано на том, что физическое или юридическое лицо сегодня передает свои средства другому лицу с тем, чтобы получить взамен некие средства в будущем, и наоборот. Обеспечение условий для такого рода межвременных перемещений ресурсов является одной из функций финансовой системы.
     Помимо  того, что финансовая система способствует перемещению ресурсов во времени, она  также играет очень важную роль в  перемещении ресурсов в пространстве. Иногда капитал, необходимый для  осуществления того или иного  бизнес-проекта, находится очень  далеко от того места, в котором его  можно было бы использовать с наибольшей эффективностью.
     По  мере развития и усложнения экономики  финансовая система играет все более  важную роль в обеспечении ее субъектов  эффективными способами перемещения  денежных ресурсов во времени и пространстве. Существующая на сегодняшний день сложнейшая сеть рынков и посредников финансовой системы делает возможными ситуации, когда пенсионные сбережения японского  рабочего используются для финансирования покупки дома американскими молодоженами.
     Повышению эффективности экономики в огромной мере способствуют всевозможные инновации, благодаря которым дефицитные денежные ресурсы перемещаются во времени  и пространстве. Они перетекают оттуда, где не приносят высокого дохода, и  используются там, где они дают большую  прибыль.
    Управление риском.
     Подобно перемещению денежных ресурсов с  помощью финансовой системы, перемещаются и риски. В финансовой системе  существуют посредники, например страховые  компании, которые специализируются на деятельности, связанной с перемещением риска.
     Они взимают с клиентов, которые хотят  понизить степень своих рисков, специальные  страховые премии и передают их инвесторам, которые за определенное вознаграждение согласны оплачивать страховые требования и нести риск.
     Зачастую  капиталы и риски связаны воедино  и переносятся посредством финансовой системы одновременно, вследствие чего финансовый поток характеризует также и поток рисков.
     Однако, многие финансовые контракты в мире финансов предусматривают перенос риска и без перемещения денежных ресурсов. Это, например, относится к подавляющему большинству страховых контрактов и гарантий, а также к производным инструментам, таким как фьючерсы, опционы и свопы.
    Расчетно-платежная система.
     Финансовая  система дает возможность выполнять  клиринговые операции и осуществлять платежи такими способами, которые  стимулируют обмен товарами, услугами и активами. Данная функция заключается в обеспечении людей и фирм эффективными способами совершения платежей в процессе приобретения товаров и услуг.
     Одной из важнейших функций финансовой системы является обеспечение функционирования эффективной платежной системы, позволяющей домохозяйствам и фирмам не затрачивать излишне много времени на приобретение тех или иных товаров и услуг.
     Одним из примеров повышения эффективности  платежной системы может служить  замена такого платежного средства, как  золото, бумажными деньгами. В наши дни золото представляет собой дефицитный ресурс, который используется в медицине и в ювелирном деле, а бумажные деньги являются основным платежным  средством. По сравнению с золотом  подлинность бумажных денег легче  проверить (их сложнее подделать) и  ими намного удобнее пользоваться в быту, например носить в кармане. Кроме того, печатание денег —  процесс значительно менее дорогостоящий, чем добыча, переплавка и чеканка  золотых монет.
     Эффективность расчетов возросла еще больше благодаря  последующему появлению альтернативных средств осуществления платежей: чеков, кредитных карточек и электронных  платежных систем. [17, 308]
    Объединение ресурсов и разделение паев участия в капитале.
     Финансовая  система обеспечивает механизм объединения  финансовых средств для основания  крупномасштабного предприятия  или для разделения капитала крупных  предприятий на паи среди большого количества собственников.
     В современной экономике минимальный  объем инвестиций, необходимый для  ведения полноценного бизнеса, часто  превышает денежные ресурсы отдельного человека и даже большой семьи. Финансовая система предоставляет возможность (например, с помощью фондовых рынков или банков) для объединения, или агрегирования, средств домохозяйств в более крупные капиталы, которые уже впоследствии используются нуждающимися в них фирмами.
     Благодаря финансовой системе индивидуальные домохозяйства получают возможность  участвовать в инвестициях, для  которых требуются крупные суммы  денег, путем объединения их ресурсов и последующего подразделения долей  в совокупных инвестициях.
    Информационная поддержка.
     Финансовая  система предоставляет ценовую  информацию, которая помогает согласовывать  между собой независимые решения, принимаемые в различных секторах экономики.
     Газеты, радио и телевидение ежедневно  сообщают информацию о курсах ценных бумаг и процентных ставках. Из числа  миллионов людей, которые получают эти сведения, относительно немногие профессионально занимаются торговлей  ценными бумагами.
     Однако  очень часто люди, весьма далекие  от фондового рынка, используют для  принятия финансовых решений информацию, основанную на котировках ценных бумаг. Так, например, домохозяйства пользуются этими сведениями для того, чтобы  решить, какую часть текущего дохода следует сохранить на будущее  и в какие активы выгоднее инвестировать  сбереженные средства.
    Решение психологических проблем стимулирования.
     С помощью финансовой системы решаются психологические проблемы стимулирования, возникающие, если одна сторона финансовой операции владеет информацией, которой не обладает другой партнер по сделке, либо когда одна сторона является агентом, принимающим решения за другую.
     Психологические проблемы стимулирования возникают  потому, что стороны контрактов часто  не имеют возможности постоянно  следить друг за другом и контролировать один другого.
     Различают три вида проблем, связанных со стимулами. Они получили следующие названия: проблема "морального риска", проблема "неблагоприятного выбора" и проблема "комитент-комиссионер". [10, 32]
     Проблема  морального риска или безответственности возникает тогда, когда обладание  страховым полисом приводит к  тому, что застрахованная сторона  допускает больший риск или меньше стремится к тому, чтобы предотвратить  событие, ведущее к потерям. Именно безответственность часто становится причиной нежелания страховых компаний страховать некоторые виды риска.
     Существует  еще одна проблема, также возникающая  вследствие неравномерного объема информации сторон сделки — проблема неблагоприятного выбора. Она заключается в том, что люди, приобретающие страховку  от того или иного типа риска, обычно намного сильнее подвержены этому  риску, чем все население в  целом.
     Еще один тип проблем, связанных со стимулами, возникает при передаче другим лицам  полномочий на выполнение наиболее рискованных  задач. Лица (или организации), передающие ответственность за такие риски, называются комитентами, а те, кто принимает эти полномочия, называются комиссионерами.
     Проблема  отношений комитента с комиссионером  заключается в том, что комиссионер  зачастую принимает решения, отличные от тех, которые принял бы комитент, если бы обладал всеми знаниями, которыми обладает комиссионер, и принимал бы решения самостоятельно. Вследствие этого нередко возникает противоречие между интересами комиссионеров  и комитентов.
     Если  финансовая система функционирует  отлажено, то это способствует решению  всех описанных выше проблем стимулирования, что позволяет более эффективно пользоваться преимуществами этой системы, такими как возможность объединения  финансовых ресурсов, распределение  риска и специализация.
     Так, например, для уменьшения проблем  стимулирования, связанных с кредитной  деятельностью, широко используется принцип  обеспечения займов, который заключается  в том, что кредитору в случае неспособности заемщика выполнить  свои обязательства, предоставляется  право налагать арест на его деловые  активы.
     Благодаря налаженной финансовой системе можно  также смягчить и проблемы в отношениях между комитентом и комиссионером. Так, например, интересы менеджеров и  акционеров можно привести в более  точное соответствие, если вознаграждение за работу управленческого персонала  зависит от показателя рыночной стоимости  акций фирмы.  
 
 
 
 
 

     
    Звенья  финансовых отношений
      Общегосударственные финансы
     Задачами  общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в  распоряжении государства и направление  их на финансирование общегосударственных  нужд.
     Основой общегосударственных финансов выступает  бюджетная система, которая представляет собой совокупность всех бюджетов и финансовых отношений в процессе их формирования и использования.
      Согласно ст. 6  Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. (Рисунок 3) [11, 15]
     
       
 
 

     Рисунок 3 – Бюджетная система РФ
     Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.
     Бюджет  субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов.
     Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и  районов с включением бюджетов районного  центра.
     Взаимосвязи государства с предприятиями, организациями  и физическими лицами по формированию бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных) принимают  форму бюджетно-налоговых отношений, регулируемых государством.
     Федеральный и региональные бюджеты в совокупности образуют консолидированный бюджет РФ, который законодательными органами не  утверждается, а используется лишь для целей управления бюджетной системой.
     Следующая составляющая общегосударственных  финансов – внебюджетные фонды.
     Существует  следующие определения понятия  внебюджетного фонда [14, 26]:
     1) денежные средства государства,  не включаемые в государственный  бюджет и используемые по определенному  целевому назначению (например, государственный  пенсионный фонд, государственный  фонд социального страхования,  фонд обязательного медицинского  страхования);
     2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие  в доходные и расходные статьи  бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.
     В общем смысле внебюджетные фонды — система целевых финансовых фондов, позволяющая оперативно и с достаточной полнотой финансировать важнейшие мероприятия, предусмотренные в специальных программах. Классификация внебюджетных фондов представлена на рисунке 4. [11, 18]
     Важным  элементом в данной классификации являются государственные социальные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ).
     Они используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение  таких фондов в качестве отдельных  звеньев финансовой системы обусловлено  необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом  за счет целевых обязательных отчислений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.