На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы правления государств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

Юридический факультет
      Кафедра теории и истории права и государства 
 
 
 
 

К У  Р С О В А Я       Р А Б О Т А
 
по дисциплине: Теория государства и права 

На тему: «Формы правления государств»
 
 
 
 
 
Черноусова  Маргарита Константиновна
студентка 1 курса, 514 группы
дневного  отделения 
 
 

                   Оценка:
«________________________________»
«_______» ___________________2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону
2011
Содержание: 

Введение 3
    Формы правления в современном мире…………………………………….5
  1.1.  Понятие формы правления………………………………………………5
  1.2.  Основные разновидности форм правления 6
    Монархическая форма правления…………………………………………...9
      Понятие, сущность, признаки монархии………………………………9
      Разновидности монархических форм правления……………………..10
    Республиканская форма правления………………………………………...13
      Понятие, сущность, признаки республики……………………………13
      Разновидности республиканских форм правления…………………...14
    Форма правления в Российской Федерации……………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Общеизвестно, что наука Теория государства и права, являющаяся базой, основой всех правовых наук, постоянно развивается, выходя на новый, более совершенный уровень своего существования. Каждое юридическое явление и понятие, связанное с правом или государством требует детального, углубленного изучения. Такая правовая категория как форма государственного правления требует обращения на себя внимания, поскольку, по мнению многих ученых – политологов, юристов, уровень научной разработки данной проблемы, и ее практической применимости весьма важен на любой стадии развития государства. Именно поэтому мой выбор остановился на данной теме.
   Хотелось бы также заметить, что эта тематика была поднята несколько веков назад. Ещё Аристотель, а позже и Платон, попытались разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме правления. Следом за ними, на протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития.
   Моей главной целью является рассмотреть во всей полноте все формы правления и систематизировать их. Для этого я поставила перед собой несколько задач:
    Рассмотреть понятие формы правления и её основные признаки;
    Определить основные разновидность форм правления;
    Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
    Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
    Дать характеристику формы правления в России.
   Соответственно, при написании данной работы, и для того, чтобы решить вышеназванные задачи, считаю необходимым, использование таких важных для науки Теория государства и права методов как исторический и сравнительно – правовой.
   На содержание данной курсовой  работы оказали значительное  влияние работы М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, М.И.  Абдуллаева, П.П.Баранова и многих  других, а также некоторые нормативно правовые акты, например Конституция Российской Федерации.  

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Формы правления  в современном  мире
1.1.  Понятие формы  правления 

  В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Это зависит как от различных периодов в истории, так и от точки зрения различных учёных и юристов. Например, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
  Если рассматривать форму правления в узком смысле, то получится, что форма правления – это принцип структуры государственной власти1. Но узкая трактовка недостаточно учитывает все особенности данного понятие. Следовательно, необходимо рассмотреть форму правления в более широком смысле. Для этого выделим её признаки:
    является элементом формы государства;
    характеризует способ организации верховной государственной власти;
    показывает порядок образования органов государственной власти;
    рассматривает, как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
    учитывает степень участия населения в формировании органов государственной власти.
  Охватывая данные признаки, можно вывести более полное и широкое значение понятия форма правления: форма правления – это элемент формы государства, характеризующий способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов2, их взаимоотношение с рядовыми гражданами, а также степень участия этих граждан в формировании органов государственной власти. 
  Как уже было замечено, одним из признаков является способ организации верховной государственной власти, к ней относят главу государства (монарха или президента), законодательный и исполнительный органы. Относительно судебной власти заметим, что она не может характеризовать форму правления, поскольку органы судебной власти в силу специфики и назначения правосудия не осуществляют управление в собственном смысле, они не реализуют государственное правление, не осуществляют управленческие функции. Во всяком случае, ни в одной из существующих классификаций форм правления не фигурируют в качестве даже вспомогательного критерия судебные органы, которые к форме правления, таким образом, сохраняют нейтралитет. Правосудие не может быть разным в зависимости от того, какую форму правления принимают современные республики - президентскую, парламентарную или смешанную. Правосудие по самому определению является универсальным.
   В характеристику формы правления не входят и местные органы государственной власти в силу ограниченности их участия в осуществлении государственной политики, выражением которой государственное правление является. К тому же современная государственность характеризуется все большим отделением местного управления от общегосударственного, переходом его в плоскость местного самоуправления, которое полагается самостоятельной от государства областью публичной власти. 

1.2.  Основные разновидности  форм правления.
 
  С давних времён формы правления подразделяют на монархию и республику. Критериями для такого деления обычно служат:
1) участие  (неучастие) населения в процедуре формирования высших органов государственной власти;
2)принадлежность высшей государственной власти одному или многим лицам3.
  Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Такими государствами были Древний Рим, Египет, Греция, Франция, Россия до 1917 года и  многие другие страны. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Сейчас монархическими считаются Япония, Великобритания, Саудовская Аравия, Таиланд и т.п.
   Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен (например, в порядке импичмента).
  Рассматривая разновидности форм правления следует заметить, что монархия и республика, в свою очередь, так же имеют несколько разновидностей. Они зависят от типов государств, а также от их возникновения и функционирования.
  Монархия делится на:
    Абсолютную (неограниченную);
    Конституционную (ограниченную).
Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия  (власть главы государства ограничена конституцией и парламентом) и парламентарная (власть осуществляет парламент, монарх выполняет лишь представительную функцию).
   Республики подразделяют на:
    Президентская;
    Парламентская;
    Смешанная (парламентско-президентская)
Главное различие между ними состоит в  порядке формирования, юридической  ответственности правительства  и порядке выборов главы государства.
   Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Монархическая форма  правления
   2.1.  Понятие, сущность, признаки монархии. 

   Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.4
   Это весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, представители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века она была правилом для всех государственно-организованных народов.
   В классической монархии можно выделить ряд основных признаков:
    существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
    престолонаследие - наследственный порядок преемственности верховной власти;
    независимость от волеизъявления народа;
    представительство государства монарха по своему усмотрению;
    юридическая безответственность монарха.
   Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице-монарха в отличие от вице-президента (правда, иногда в колониях Великобритании губернатор именовался вице-королем).
   Хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится соотносить прежде всего с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.
   Оставлять престол монарх может  лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).
   Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В настоящее время монархические формы правления существуют:
    в Европе - Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;
    в Азии - Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;
    в Африке - Лесото, Марокко, Свазиленд.
   Сторонники монархии выделяю  множество её достоинств. Это и способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного, и возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет, прочность поста главы государства, который не зависит от политических перемен и, следовательно, стабильности государственной власти, и многое-многое другое. Все плюсы монархии перечислить наверно невозможно, ведь для каждого они свои.
   В целом институт монархии  – это феодальный пережиток,  а для некоторых стран –  пережиток еще более давних времен, но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Как отмечалось, в ряде стран эта форма не сказывается практически на характере политического строя, в других часто имеет определяющее значение для него. 

      Разновидности монархических форм правления.
   Как я уже говорила ранее,  монархии бывают: абсолютная, дуалистическая  и парламентарная. Рассмотрим каждую  из них подробнее.
   Абсолютная – это монархия, верховную государственную власть в которой единолично осуществляет глава государства – монарх, не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти.5 Он является единственным носителем суверенитета государства. Почти всегда его власть считалась священной и непоколебимой, его воспевали как посланника бога.
  В  руках монарха сосредоточена  законодательная, исполнительная, судебная власть. Есть разновидность абсолютной монархии – теократия - в которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан).
   Абсолютная монархия, как правило, сопровождается произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.
   История знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия - в период правления династии Стюартов, Франция - при правлении династии Бурбонов. В настоящее время абсолютные монархии в ее «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней - самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер.
   Дуалистическая монархия- это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Здесь возникла своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента.6
   Монарх, в этой разновидности  монархии, назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Он имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.
   Дуалистическая монархия существовала в Германии, Турции, Таиланде, Непале, во многих других странах. На сегодняшний день такими считаются: Кувейт, Иордания, Непал.
   Парламентарная – это такая разновидность монархии, в которой власть монарха полностью ограничена парламентом во всех ветвях власти.
   Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нём большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства.
   Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Он в играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.
   Во многих странах у монарха есть «королевская прерогатива» - полномочия, не производные от парламента, а принадлежащие ему вследствие королевского достоинства (например, право войны и мира, управление королевскими владениями и т.д.), но фактически он ею не пользуется.
   В настоящее время парламентарными монархиями являются: Бельгия, Дания, Швеция, Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды и др. 
 
 

 
3. Республиканская  форма правления.
    3.1.  Понятие, сущность, признаки республики. 

  Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.7
   Она является весьма древней  формой государственной организации  общества. Уже в первых месопотамских  городах-государствах (IV-III тыс.до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определённой исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.
   Общими признаками республиканской  формы правления являются:
    существование единоличного главы государства;
    выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
    осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
    юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
    обязательность решений верховной государственной власти.
   В республике главой государства  является президент, избираемый  разными способами, но из среды  граждан государства. В данном  случае нет династического престолонаследия. Президентом может стать любой гражданин, удовлетворяющий установленным в конституциях (в некоторых странах – законах о выборах президента) условиям: рождение от граждан данного государства (натурализованный гражданин во многих странах президентом быть не может), достижение определенного возраста (обычно 35-40 лет, в единичных странах – 45-50 лет), обладание полными гражданскими и политическими правами, иногда – обладание необходимыми цензами для избрания в парламент.
  Различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам – осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Теоретически это также означает, что работники разных органов государства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществляют разделение труда по управлению государством.
  Разделение властей позволяет: во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов. 

      Разновидности республиканских форм правления.
 
   Ранее было принято различать две формы республики – президентскую и парламентскую, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты этих двух форм. Ее принято называть полупрезидентской (или полупрезидентской, полупарламентской) республикой.8 Республики подразделяются на три формы в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно. Рассмотрим подробнее каждую из них.
   Президентская. Для неё характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
   Президент избирается на определённый срок независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России - 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.
   Парламент в данной республике  не может вынести вотум недоверия  правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.
  Президентскими в настоящее время считаются страны: Бразилия, Египет, США, Аргентина и т.п.
   Парламентская. В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия.
   Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
   В системе органов государственной власти президент занимает скромное место. Его полномочия: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает глава правительства ( премьер - министр, председатель совета министра, канцлер).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.