На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы государства и их составные части: форма правления, форма государственного устройства, политический режим

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     В теории государства и права равно  как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы  государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
       Подход к этой проблеме был  различным на разных этапах  развития общества, на разных  этапах развития теории государства  и права как юридической науки.  Чтобы убедиться в этом, достаточно  сказать, что за всю историю  развития государства и права  были высказаны десятки, если  не сотни различных мыслей  и суждений по вопросу о  формах государства. Предлагались  самые различные подходы и  варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга. Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы. Мы считаем, что было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.
     Государство - это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Основные направления  деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
     В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного  учения о том, что такое форма  государства. Существуют различные  точки зрения, разные подходы к  определению понятия и содержания формы государства.
     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. На форму государства влияют национальный состав населения. Территориальные  размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства, как правило, являются унитарными. Монархические государства  в современном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  много общих признаков, позволяющих  дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла  систематизация проявления признаков  государства, и его форма стала  рассматриваться как единство формы  правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.
     Задача  этой работы показать, что чёткого соотношения между типом и формой государства нет.
     Актуальность  темы в том, что своеобразие конкретной формы государства любого исторического  периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной  жизни, задачами и целями, которые  ставит перед собой государство
     Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной  из важнейших тем теории государства  и права – формы государства, ее составных частей по отдельности  и в целом, во всем многообразии ее составляющих: форму правления, форму  государственного устройства и политический режим, основываясь на мнениях ведущих специалистов в данной сфере.
     В данной курсовой работе были использованы труды казахстанских и зарубежных учёных таких как: Бейсенова А.У., Таукелов А.Н., Мухтарова А.К., Жоламан  К.Д., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Венгеров А.Б., Матузов Н.И., Малько А.В., Хропанюк В.Н., Чиркин В.Е.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

  
     Понятие формы государства является одним  из важнейших содержательных характеристик  государствоведения, оно является не только логической категорией, но и  категорией конкретно-исторической.
          По мысли известного русского  юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не  «отвлеченное понятие» и не  «политическая схема», безразличная  к жизни народа, а строй жизни,  живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал  свой жизненный строй, чтобы  он умел – именно „так“  – организоваться, чтобы он уважал  законы этого строя и вкладывал  свою волю в эту организацию».[1,с.92]
     Государство представляет собой единство содержания и формы. По отношению к содержанию форма государства является внешней  оболочкой. Форма государства обслуживает  вполне определенное содержание и исчезает с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности  происходит постоянный процесс сбрасывания  старой формы, процесс постоянного  ее обновления.
     Изучение  формы государства проливает  свет на организацию власти в государстве, на органы, которыми она представлена, на порядок образования этих органов, длительность их полномочий, методы осуществления  государственной власти и т.д.
     Форму государства можно понимать как  специфическую политическую организацию  общества в отличие от иной, неполитической, безгосударственной организации общества. Форма государства представляет собой устройство государства в  самом широком смысле этого слова. Она характеризуется способами  организации верховной, суверенной власти, принципами ее взаимоотношения  с другими органами государства, с населением и его составными частями, методами осуществления политической власти в государстве.
     Форма государства - это обусловленная его содержанием целостная политико-правовая структура, выражающая единство конституциональных и территориальных способов организации государственной власти, главных методов ее осуществления и форм обратной связи органов государства с населением.
     В юридической науке, теории государства  и права уже давно обсуждается  вопрос о точности понятия “форма государства”, и до сих пор участники  дискуссии не пришли к единодушным  выводам по главному вопросу - о самом  подходе к понятию формы государства.
     По  мнению одних, форма государства  тождественна форме правления, между  этими двумя понятиями нет  никакого различия.
     Авторы, придерживающиеся второй точки зрения, отстаивают узкий и широкий подход к понятию “форма государства”. В узком смысле форма государства  отождествляется с формой правления, а в широком рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.
     Согласно  третьему направлению, которого придерживается большинство государствоведов, форма  государства может быть понята как  совокупность трех элементов: формы  правления, формы государственного устройства (или административно-территориальной  структуры) и политического режима.
     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.
     Форма правления -  это способ организации и формирования верховной государственной власти, она затрагивает вопросы, как построена верховная власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д. [2,с.64] . Вопрос о формах правления и их отличительных признаках будет рассмотрен в дальнейшем более подробно.
     Форма государственного устройства - это национальное и административно – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.       Форма государственного устройства показывает:
    из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
    как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
    в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.[3,с.117]
     Некоторые современные авторы, учитывая большое  практическое значение на деле существующих политических, социальных и идеологических взаимоотношений внутри государства, выдвигают понятие политического  режима в государстве, который характеризует  принципы политической демократии - сохранение или ликвидацию демократических  свобод, многопартийность или однопартийность  системы правления и т.д.
     Политический  режим представляет собой составную  часть формы государства. Без  анализа своеобразия политического  режима невозможно определить такие  специфические формы государства  как деспотия, тирания, фашизм.
         Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.[1,с.95]
     Его также можно охарактеризовать как  конкретное проявление государственной  организации власти, выражающееся в  состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе, юридическом положении личности, а также во взаимосвязи методов  деятельности органов власти.
     Некоторые авторы выдвигают точку зрения, согласно которой политический режим представляет собой внутреннюю форму государства, а форма правления и форма  государственного устройства - его  внешнюю форму.
     Формы государства чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны конкретные условия их возникновения и развития.
     Причины разнообразия политических форм находятся  в непосредственной связи с переходом  от одного исторического типа государства  к другому. В процессе смены общественно-экономических  формаций общества происходит последовательная смена типов государства. Материальной основой этой смены является развитие материально-экономических отношений, другими словами, смена типа государства  есть политическое выражение изменения  экономического базиса общества.
     Большое значение для понимания процесса смены исторических типов государства  имеет то обстоятельство, что разные страны мира находятся на различных  этапах экономического и политического  развития. Политическая картина мира чрезвычайно разнообразна. Это касается как разнообразия форм государства, так и их типов.
     Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных  условий, в которых осуществляется власть в тех или иных странах. Поскольку каждая страна развивается  в специфических конкретных условиях, она имеет своеобразные политические формы. Главными среди этих условий  являются те, которые относятся к  области внутренней общественно-политической жизни страны. Определенную роль играет также и международная обстановка, внешние условия осуществления  политической власти.
     Таким образом, под формой государства  понимается организация государственной  власти, выраженная в форме правления  государственного устройства и политического  режима.                  
     Разобравшись  с вопросом, что включает в себя понятие формы государства и  каковы его составные части, мы можем  перейти к подробному рассмотрению одной из них - формы правления. 
 
 
 
 
 

             ГЛАВА  2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 

       2.1.   Понятие «форм правления». Классификация. 

       Форма правления – это состав, порядок  образования и соотношение полномочий высших органов государственной  власти.[4,с.28]
       Форма государственного правления дает возможность  уяснить:
    как создаются высшие органы государства и каково их строение;
    как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами ;
    как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны ;
    в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .
       По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :
    монархические ( единоличные , наследственные )
    республиканские ( коллегиальные , выборные )
                            
         2.2. Монархия и её разновидности. 

     Монархией (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определённый срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления. [5,с.271]
     Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели  фактически их полномочий в царский  период Рима. Впрочем, несмотря на большое  внимание древних к формам правления  последние доставались еще во многом неразработанными. Монархию связывали  лишь с исполнением военных функций, позднее - жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными  считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный  период феодализма, поскольку был  связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности  или довольно жесткое ограничение  сословно-представительными собраниями.
     Период  расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской  формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством (парламентом).
     Монархия: абсолютная и ограниченная.
     Историческим  предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний  период развития средневековья.
     Абсолютная  монархия - это форма правления, при  которой власть монарха ничем  не ограничена: он издает законы, назначает  высших чиновников, собирает и расходует  казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.
     По  формуле Петровского Воинского  устава – « самовластный монарх, который никому на свете о своих  делах ответу дать не должен ».[3, с.105]
     Например, Россия XVII – XVIII вв., Франция до революции 1789 года. [6,с.271]В настоящее время абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ. В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную.
     Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.[3,с.106] Она подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентарную монархии.
     Дуалистическая  монархия носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии ( 1871- 1918).[3,с.106]
     Дуалистическая  монархия действует в ряде стран  Азии и Африки. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании, Кувейте, Марокко. [5,с.274]
     В парламентарной власть монарха ограничена выборным органом – парламентом - либо особым правовым актом – конституцией  .[5,с.271] Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство - правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.
     В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных  полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они  контрассигнуются соответствующим  министром. Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической  силы. В отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное место в системе  государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю  деятельность парламента.
     Наиболее  типичным примеров парламентарной монархии является современная Великобритания. Полномочия британского монарха  не подвергались значительным юридическим  ограничениям, однако, в силу действующих  конституционных соглашений, нигде  не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически  лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие  от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в  известной формуле «король не может поступить неправильно».
     В силу английской неписаной конституции  все полномочия по осуществлению  исполнительной власти принадлежат  монарху, однако, на практике роль его  в подавляющем большинстве случаев  носит чисто номинальный характер. «Правительство его величества»  формируется парламентским путем  и сохраняет свои полномочия только до тех пор, пока оно опирается  на большинство в палате общин. На должность премьер-министра монарх может назначить только лидера победившей на выборах партии. Состав кабинета определяется премьер-министром. Все  полномочия короля в отношении парламента (роспуск парламента, назначение лордов, тронная речь) осуществляется только по предложению кабинета. Вся нормотворческая  деятельность монарха осуществляется также по воле кабинета.
     Парламентарная  монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в  экономике которых не сохранилось  существенных пережитков феодализма (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.3.Республика и её разновидности 

     Республика ( от лат.res publica – государственное, общественное дело)- это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
       Признаки республики:
     1. выборность власти ;
     2. ограниченность срока полномочий  власти;
     3. зависимость от избирателей;
     4. Высокий авторитет судебной власти.
     В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках ( США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.[6,с.72]
     Президентские республики возникают преимущественно  в странах со слаборазвитой или  с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат.presidens – букв. « сидящий впереди») республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
     Однако  в государствах с таким устройством  объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных личных прав и свобод граждан. [5,с.277]
     Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего  в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.[5,с.277-278]
     В парламентарной (фр.parle - говорить) республике населением страны на строго определённый срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть.  Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и (или) правительство) и судебная (верховный и др. суды), положение исполнительной власти зависит от  решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.[5,с.276]
     Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется  сочетанием основных черт обоих типов  республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов  республики черт.
     В частности, для республик смешенного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между  президентом и правительством. В  ряде государств всенародно избранный  президент, будучи главой государства, в формально – правовом смысле оказывается отделён от руководства  исполнительной властью, которое конституция  страны возлагает на правительство (характерный пример - Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
     Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закреплённая в конституции  страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения  непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (Россия, Франция).[5,с.278] 

     Сравнительная характеристика разновидностей республик 

Разновидность республики Порядок выборов  президента Как формируется  правительство Глава правительства
Президентская Избирается  народом Президентом Президент
Парламентарная Избирается  парламентом Парламентом Премьер-министр
Смешанная Избирается  народом Президентом с  согласия парламента Премьер-министр

        

          2.4.  Нетипичные формы правления

 
     Форма правления, которую выше мы охарактеризовали как способ организации и взаимоотношений  высших органов государства зависит от многих факторов. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности природные условия проживания, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий, как, например, во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая  широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США президентские республики утвердились в странах  Латинской  Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.
     Разделение  на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую  и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.
     Приведенные в предыдущей главе критерии для  различения форм правления и сегодня  сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных  государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления  новых признаков создаются неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу: '"чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы  правления во вновь возникающих  государствах (например, при распаде  СССР, Югославии, Чехословакии), как  правило, соединяют разные черты. В  данном случае речь идет не о том, что  в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся  государствах на основе демократизации политических режимов практически  утратились различия между монархией  и республикой (по своему характеру  монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик  Франции или Италии). Говоря о  смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что  утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим  признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).
     Тому  есть несколько причин. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не столько разделение властей  и система взаимных сдержек и  противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают  концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и  исполнительной власти в России (а  отчасти - и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов  государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную  неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства  единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы  правления.
     Во-вторых, "чистые" формы правления имеют  недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Для парламентарной же республики характерна нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. В Италии,  например,  правительство удерживается  у власти в среднем меньше года,  хотя  партийный состав  правительства обычно почти не меняется,  да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.
     В-третьих, возникновение смешанных, "гибридных" форм связано с распространением и восприятием во все большем  числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических  идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского  залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии – государстве, наиболее упорно сопротивляющемся идеям  конституционализма) приняты конституции. Однако эти акты не являются конституциями  в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха, ибо даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) является лишь консультативным учреждением.
     Наконец, изменения в форме правления  связаны с давлением и борьбой  прогрессивных сил. Примерами могут  служить появление новой конституции  Непала 1990 г. и фактическое изменение  формы правления в Иордании в  связи с королевскими прокламациями  в 90-х годах при сохранении прежней  власти одного и того же монарха.

    "Республиканская  монархия"

 
     Как уже отмечалось, глава государства  в монархии – наследственный и  пожизненный. Выборы нового монарха  обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в  России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных  условиях есть такие монархи, где  глава государства не пожизненный  и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже упоминалось  ранее,  существует в Малайзии и  Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В  каждом из этих государств глава государства  переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с  президентом, а монархическую форму  правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может  быть избран любой гражданин, удовлетворяющий  избирательным квалификациям и  требованиям для президента, а  только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.
     В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации  возглавляются наследственными  султанами (управление в четырех  других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который  раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха  тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.
     Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет  семи эмиров - субъектов федерации  обладает всей полнотой власти - он принимает  законы. Национальное же собрание, назначенное  эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной  конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный  характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены  у Совета эмиров. В ОАЭ действует  по существу коллективный монарх.

    “Монархическая  республика”

 
     Выше  речь шла о монархиях, которые  имеют республиканский признак - систематическую выборность главы  государства. Вместе с тем, в современном  мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью  власти.  Например, когда в стране происходит государственный переворот,  который ставит во главе государства  единоличного  диктатора  (он может  называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным  секретарем  центрального  комитета  партии  и т.д.) или группу диктаторов,  форма правления официально может  провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая  суть  выхолащивается.  Это происходит и в том случае, когда законно  избранное или назначенное должностное  лицо (президент, премьер-министр  и  т.п.) захватывает не принадлежащие  ему по  конституции  полномочия,  отказывается  оставить  свою должность  по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так  поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж.Мобуту в  Заире  (тогда - Конго) в 1960 г.,  черные полковники в Греции в 1967 г.,  А.Пиночет в Чили в 1973 г.
     В фашистских государствах по существу были ликвидированы выборы как способ формирования органов государственной  власти, распущены все оппозиционные  политические партии, все формы власти подчинены правительству во главе  с официально признанным вождем, пользовавшимся неограниченными полномочиями, а  фашистская партия превратилась в государственную  организацию.
     Есть  и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 г.  ликвидировали монархию, однако демократии стране  такая  "республика" отнюдь не добавила. "Социалистические" республики служили  и служат прикрытием единоличной  диктатуры  генерального  первого  секретаря компартии или групповой  диктатуры политбюро  ее  центрального  комитета.  Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики  тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально  независимых судов,  власть президента практически неограниченна (т.н. монократические  республики).  Смена  президентов  здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер.  В Малави, к примеру,  Президент вообще находится  в должности пожизненно.
     В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические  республики существовали при однопартийной  системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено  конституцией.
     Начало  этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркос на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента - в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

    Полупрезидентская, полупарламентская республика

 
     "Гибридные"  формы монархии не представляют  большого интереса для исследователей: число их вариантов из-за характера  самой формы правления довольно  ограничено. Гораздо более перспективными  являются смешанные и "гибридные"  формы республики, имеющей множество  разновидностей. Наблюдается самое  различное соединение элементов  парламентарной и президентской  республик, а иногда появление  таких черт, которых не было  ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит  не просто смешение разных  сторон отдельных разновидностей  республиканской формы правления,  а рождается новое качество, возникает  своеобразный гибрид.
     Как известно, существует несколько отличительных  признаков президентской и парламентской  республик, но главное различие между  ними заключается в способе политической ответственности правительства (совета, кабинета министров). Все другие признаки, в том числе и порядок назначения правительства, не являются решающими: юридически в парламентарной республике правительство также назначается  актом президента (хотя на деле акт  президента о назначении министров  выражает лишь волю парламентского большинства). Примерами президентской республики являются США, Сирия, Зимбабве, парламентарной – Италия, Германия, Индия и др.
     В последние десятилетия указанный  выше главный признак все чаще подвергается различным коррективам. В результате остается все меньше "чистых" президентских или  парламентарных республик, возникают  полупрезидентские, полупарламентарные республики. Для этой цели используются  как  концепция  "рационализированного  парламентаризма", имеющая целью  ограничить власть парламента и усилить  исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики. Одной из положительных  черт президентской республики является стабильность правительства, которое  не может быть уволено парламентом  в отставку, в частности по причинам борьбы партийных фракций и изменения соотношения сил в его стенах. Кроме того, эта форма обеспечивает единство исполнительной власти: правительство возглавляет глава государства, даже если есть должность так называемого административного премьера (премьер-министра), о котором речь пойдет ниже. С другой стороны, важнейшей позитивной чертой парламентарной республики является ответственность правительства перед парламентом, которое обязано учитывать в своей деятельности соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение (особенно его состояние во время выборов в парламент). Однако президентская республика тяготеет к авторитаризму. Исполнительная власть ускользает из-под парламентского контроля. Правительство же парламентарной республики в условиях многопартийной системы, особенно если нет доминирующей партии или устойчивой коалиции партий, вместе образующих парламентское большинство, слабо и нестабильно, часто "свергается" парламентом. Выше это иллюстрировалось на примере Италии.
     Для того чтобы соединить указанные  выше позитивные элементы парламентарной и президентской республик, в  первой из них вводится ограничение  вотума недоверия, а во второй - создаются  ограниченные формы вотума недоверия. Возможности вынесения вотума недоверия  ограничивают по-разному. В Германии, например, предусмотрен "конструктивный вотум недоверия": такая резолюция  принимается одновременно с назначением  нового канцлера, что исключает "бесправительственное" состояние страны. Кроме того, временно, до сформирования нового правительства, продолжает управлять ушедшее в  отставку. За все время существования  ФРГ, с 1949 г., конструктивный вотум недоверия  был применен лишь 1 раз.
     Во  Франции требуется, чтобы резолюция  порицания была мотивирована, подписана  не менее чем 1 /10 состава нижней палаты и, в отличие от Германии, принята  не просто большинством нижней палаты, а абсолютным большинством ее состава. Случаи внесения резолюции порицания  во Франции крайне редки.
     Создание  смешанных форм (во всяком случае, тенденция  к этому) связано также с установлением  в президентской республике ответственности  перед парламентом отдельных  министров, но не главы правительства, которым остается фактически, а часто  юридически президент. Эта тенденция  нашла свое выражение в конституционном  праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, в Уругвае, Коста-Рике, Эквадоре и др.
     Один  из наиболее типичных примеров смешанной  формы - республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная  черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении  правительства по отношению к  президенту и конгрессу по вопросу  о политической ответственности. Совет  министров был ответственен как  перед президентом, так и перед  законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых  своих важных функций конституция  ставила в преимущественную зависимость  от волеизъявления конгресса.
     Особая  разновидность смешанной формы  правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная  черта состоит в особом положении  главы правительства в системе  государственных органов республики - по конституции 1972 года он, а не президент  был ключевым звеном государственного механизма. Президент юридически, а  еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов  государства. Совет кабинета наделялся  конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный  орган при носителе высшей исполнительной власти - главе правительства. Еще  одна особенность формы правления  Панамы до конца 1978 года - формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому  парламентские выборы проводились  по территориальному признаку.
     В некоторых президентских республиках  создается особая должность административного  премьер-министра (Египет, Перу, Турция и др.), но не он определяет политику правительства, это делает президент, остающийся его фактическим руководителем. Президент председательствует на официальных  заседаниях правительства, премьер-министр  ведает оперативной деятельностью  правительства и ведет его  неофициальные заседания, да и то в ряде стран каждый раз только по поручению президента. Однако создание такой должности позволило установить ответственность правительства  в целом, а не только отдельных  министров, перед парламентом, оставляя при этом в неприкосновенности положение  фактического руководителя правительства - президента. Несмотря на то, что правительство  ответственно перед парламентом, назначает  его президент без одобрения  последнего.
     Постановка  вопроса о доверии правительству  в президентской республике возможна лишь значительным числом членов парламента (в Перу по конституции 1979 г. - 1/20 частью состава парламента, в Колумбии - не менее 1/10 части членов любой палаты двухпалатного парламента). Решение  принимается абсолютным большинством всем состава парламента (соответствующей  палаты), а иногда и квалифицированным  большинством (2/3).
     Тенденции к созданию смешанных форм связаны  с конституционным снижением  роли президента в президентской  республике (так было в России в  связи с поправками к Конституции  в декабре 1992 г. и в марте 1993 г.) и с повышением этой роли в парламентарной республике. В первом случае вводятся положения об утверждении парламентом  назначений министров, во втором - президент  наделяется некоторыми самостоятельными полномочиями (Пакистан).
     Мы  рассмотрели далеко не все аспекты  процесса становления смешанных  и "гибридных" форм: каждая страна имеет свои особенности. Они неизбежны, даже если в государстве принимается  уже известная модель. Например, на форму правления Алжира или  Шри-Ланки в свое время существенное влияние оказали французские  институты, но в Алжире коррективы внесла мусульманская идеология, в Шри-Ланке - британское наследие. То же самое можно  сказать о Нигерии и Египте, где сказалось влияние конституции  США.
     Таким образом, из вышеуказанного можно сказать, что форма правления – это  состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. Исходя из этого, основными видами правления являются монархия и республика.
 


           ГЛАВА 3.   ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 

     Следующим элементом формы государства  является форма государственного устройства.
     Форма государственного устройства – это  элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. [6,с.75] В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
     Форма государственного устройства показывает:
    из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
    как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
    в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
     Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов  формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным  государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).
     Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.
 
          3.1. Унитарные государства 

     Унитарное  государство (фр.unitaire – единое, составляющее одно целое) – единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления).[5,с.279]
     Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков[5,с.279]:
     - единая конституция;
     - единая система высших органов  государственной власти (глава государства,  парламент, правительство, судебная  система);
     - единое гражданство;
     - единая система права;
     - территория унитарного государства  подразделяется на административно-территориальные  единицы, не обладающие какой-либо  политической самостоятельностью.
     В зависимости от вида контроля различают  централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные (Великобритания, Франция, Испания) унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется контроль и тем самым с учётом национальных особенностей региона допускается определённая автономия.
     Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Автономия (гр. Autonomia – сам + закон) – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных государств, так и федеративных государств. (пример- автономные области в унитарной Италии). Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым ( Болгария, Польша), а с автономией - сложным.[5, с.280]
     Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого  рынка, развитию буржуазных экономических  отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем  и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и  их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.
     К числу унитарных государств относятся  Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее  большинство стран Латинской  Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3.2. Федеративные государства 

     Федеративное  государство ( лат. foederatio – союз, объединение) сложное образование, имеющее в своём составе административно- территориальные или национальные образования – члены(субъекты)  федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности ( штаты- в США, земли- в ФРГ, республики, области, края, автономные округа  и область, города федерального значения в России ). Можно выделить административные федерации объективные критерии: рельеф местности, климатические условия, размещение полезных ископаемых , плотность населения и т.д. ( США, ФРГ, Мексика, Бразилия)и национальные федерации и национальные федерации- в основу положен субъективный фактор- национальный состав населения. Поэтому национальные федерации оказались непрочными формами государственного устройства.[5,с.280-281]
          Сегодня все чаще федерации  разделяют на симметричные и  асимметричные. При данной классификации  учитывается правовое положение  субъектов, однородности административно-территориальных  единиц. Симметричные государства  включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером  таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные  федерации включают в свой  состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются  на три группы: -помимо субъектов  федерации, существуют еще и  другие территориальные образования,  ими могут быть федеральные  округа или территории, владения. Такими федерациями являются  США, Австралия, Индия. -федерация  состоит из субъектов, но они  не являются однородными. Прекрасным  примером в данном случае может  служить РФ, которая состоит из  республик, краев, автономных  округов и областей, областей, городов  федерального значения. -в третью  группу входят федерации, которые  состоят из однородных субъектов,  но у них разное правовое  положение в составе федерации.  Иногда асимметрию такого рода  называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может  являться Германия.[5,с. 283]
     Так, в отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные  образования, входящие в состав федеративного  государства, могут не являться государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней  политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут  быть решены без участи центральной  власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной  и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных  образований унитарного государства.
     В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.
     Одним из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином  федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это  закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и  свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот  же.
     В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и  свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется  право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается  принцип субординации, иерархии законов, согласно которому, конституции субъектов  федерации должны полностью соответствовать  союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться  и тогда, когда в отдельных  государственных образованиях сохраняются  конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться  в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего  законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации  является всеобщим и необходимым  для всех видов федерации.
     Таким образом, в пределах федерации действуют  федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а  также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные  органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации  и устанавливать им особый правовой статус.
     Субъект федерации обладает правом иметь  собственную судебную систему. Конституция  определяет порядок организации, процедуры  и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для  построения судебной системы в субъектах  федерации. Высшая судебная инстанция  федерации, как правило, не рассматривает  жалобы на решения судов субъектов  федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.