На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аппарат современного российского государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
План: 
 

Введение……………………………………………………………………….....3Вопрос 1. Понятие и признаки аппарата государства…………………...…. ...5 
Вопрос 2. Структура аппарата государства.......................................……….. ...8
Вопрос 3. Аппарат современного российского  государства…………..……..16
Заключение…………………………………………...……………………….. ..29
Список  использованной литературы…………………………...……………....31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Значимость проблемы понятия аппарата (механизма) государства, состоит в том, что в середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. За короткий промежуток времени изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
     Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию  реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации  и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели  — создания правового государства,  этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права. 
     Степень научной разработанности  проблемы. Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин,  В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич и другие.
     В советский и современный период отдельные вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В.Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П.Елисеев, М.К. Искакова, Л.И.Каск, В.В. Копейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Павличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.А. Страшун и др. Труды названных авторов позволили осмыслить и раскрыть специфику исследуемой темы, отдельных ее аспектов.  
       Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности механизма современного Российского государства.
       Предметом исследования выступает государственный механизм; организация и деятельность государственных институтов, составляющих механизм современного Российского государства
       Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные компоненты понятий «аппарат государства» и «механизм государства», что в целом обусловливает следующие основные задачи исследования:
     - определить то, что собой представляет аппарат государства, выделить и охарактеризовать его  характеристические черты;
     - выделить основные структурные элементы аппарата государства: государственных органов, государственных организаций, государственных учреждений;
     -   выстроить систему государственных органов, образующих аппарат российского государства;
     - определить конституционно-правовой статус государственных органов, образующих аппарат российского государства;
     - показать механизм взаимоотношений между основными ветвями государственной власти в РФ.
     Методологическую  основу курсовой работы составили такие методы диалектический метод познания, анализ, синтез, абстрагирование, системный и структурный подход, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический). В работе использовались и эмпирические методы познания: статистический анализ, исследование документов, печатных изданий и других средств массовой информации.
    Понятие и признаки аппарата государства.
 
   Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
   Механизм  государства  -  есть система государственных  органов, посредством которых реализуется  государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.1 Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.Понятие “механизм государства” тесно связано с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административного права.
  В широком смысле механизм государства  включает в себя три составные  части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные  предприятия.
  Государственные учреждения -  это такие государственные  организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.
  Государственные предприятия учреждаются для  осуществления хозяйственной деятельности в целях производства  продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.
     В более узком смысле механизм государства  нередко отождествляют с аппаратом  государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре  аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности. Механизм государства неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации,  являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
  Каждый  государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.2
  Ряд авторов выделяет три основные формы  деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
     Основными специфическими признаками, характеризующими  понятие органов государства, являются следующие:
   - осуществляют от имени  государства  его задачи и функции посредством  определенного вида деятельности  в порученной области;
    - обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных  учреждений и предприятий;
   - имеют определенную компетенцию,  т.е. закрепленную совокупность  задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);
   - характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам  отдельных служб и численному  составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;
   - образуются в порядке, установленном  законом.
   Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера  является наиболее существенным признаком  государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией. 

    Структура аппарата государства.
     Задачи  и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует  как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.
     Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично  начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа.
     Он  отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов  местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные  организации и учреждения могут  рассматриваться в качестве государственного органа.
     Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая  специфические признаки. К числу  наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:
     1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.
     Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
     В понятии государственно-властного  полномочия особенно наглядно проявляются  единство и органическая взаимосвязь  государства и права, механизма  государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при  наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.
     2. Государственный орган как часть  механизма государства обладает  определенной экономической и  организационной обособленностью  и самостоятельностью.
     3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.
     4. Для выполнения своих функций  государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, “вещественными придатками”, к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.
     5. Представление о государственном  органе было бы неполным без  указания на то, что его физическим  воплощением являются люди, из  которых состоит данный орган, — отдельное лицо или группа, коллектив людей. “Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”.3
     Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как  объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.
     Согласно  федеральному Закону “Об основах  государственной службы Российской Федерации”4, государственные должности подразделяются на:
     1) государственные должности категории  “А” - государственные должности  Российской Федерации, установленные  Конституцией РФ, федеральными законами, и государственные должности  субъектов Российской Федерации,  устанавливаемые конституциями,  уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.);
     2) государственные должности категории  “Б”, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке для непосредственного  обеспечения исполнения полномочий  лиц, замещающих должности категории “А”. К категории “Б” относятся государственные должности в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.;
     3) государственные должности категории  “В”, учреждаемые государственными  органами для исполнения и  обеспечения их полномочий. В рассматриваемом федеральном Законе содержится определение государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К ней относится исполнение, должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий “Б” и “В” (п. 1, ст. 2). В соответствии с этим, в данном Законе решается вопрос о понятии государственного служащего. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим федеральным Законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3).
     Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ.
     Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.
     Разносторонность  и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.
     Наряду  с рассмотренным выше разделением  государственных органов в зависимости  от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются  в одном лице, занимающем государственную  должность, - имеются и другие основания их классификации.
     По  такому критерию, как юридический  источник их легитимности, органы государства  подразделяются на:
     а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации  для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
     б) органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке для непосредственного  обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.
     На  основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

         Органы  представительной (законодательной) власти. В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов выкристаллизовалась идея парламентаризма - главенства представительного выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

  Как отмечает Д. Локк, "законодательная  власть  по необходимости должна быть верховной и все остальные  власти в лице каких-либо членов или частей общества  проистекают из нее и подчинены ей".5
Главенствующее  положение органов законодательной  власти в механизме государства  обуславливает высшую юридическую  силу принимаемых ими законов, придаёт  общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

     Органы государственного  управления (исполнительной  власти) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу  по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

  Органы  государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной  власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры.
  В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".
  Органы  судебной власти. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).    
  Органы, осуществляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая  играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти  определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие.
     По  действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
     По  действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации, и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
     Своего  рода обобщающим основанием классификации  государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
     3. Аппарат современного  российского государства
     Тесная  взаимосвязь функций и механизма  государства обусловливает необходимость  структурно-функционального подхода  к изучению структуры государственного аппарата. Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.
     Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского  государства означает изучение роли и места в нем образующих его  элементов государственных органов  и их системных образований, как  они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).
     Опираясь  на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные  подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.
     1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.
     Согласно  Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
    Президент России в соответствии с 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.