На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Две стороны культуры речи: речь правильная и речь хорошая

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие культуры речи………………………………………………………..4
2. Правильная речь и ее составляющие…………………………………….……6
    2.1. Орфоэпические нормы…………………………………………………….6
    2.2. Грамматические нормы……………………………………………………6
    2.3. Лексические нормы………………………………………………………..8
    2.4. Стилистические нормы……………………………………………………8
    2.5. Орфографические нормы………………………………………………….9
    2.6. Пунктуационные нормы…………………………………………………10
3. Хорошая речь и ее составляющие..……………………………….…………12
    3.1. Богатая речь………………………………………………………………12
    3.2. Чистая речь………………………………………………………………..13
    3.3. Точная речь……………………………………………………………….14
    3.4. Выразительная речь………………………………………………………14
    3.5. Логичная речь……………………………………………………………16
    3.6. Уместная речь…………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………19
Список  используемой литературы……………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
      Важнейшим достижением человека, позволившим  ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое  развивалось на основе трудовой деятельности. Речь является одним из центральных понятий в жизни общества и, главным образом, в жизни каждого человека. Поэтому вопрос  культуры речи стоит наиболее остро. В  наше время мы не  можем  оставаться  равнодушными к процессу деградации общества, который выражается в снижении грамотности, оскудении  русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. Таким образом, определена актуальность данной работы.
      Целью работы является рассмотрение понятия  культуры речи и ее двух главных  составляющих, а именно: речи правильной и речи хорошей.
      Задачи  работы:
1. Дать понятие культуры речи;
2. Определить, что такое правильная речь;
3. Охарактеризовать  основные критерии правильной  речи;
4. Определить, что такое хорошая речь;
5. Рассмотреть основные составляющие хорошей речи.
    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит  из введения, трех глав и заключения. Название глав отображает их содержание.  
 
 
 
 
 
 

    ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
      Культура  речи – это прикладной раздел лингвистики, предметом изучения которого является речь правильная, речь хорошая и  речь этически-корректная.
      Так как общественная жизнь не стоит  на месте, то специалистам по культуре речи требуется постоянно следить  за происходящими социально-языковыми  процессами и оперативно учитывать  проблемы речевого взаимодействия людей  в своих рекомендациях.
      Речь  правильная – это речь, в которой  соблюдены основные нормы литературного  языка.
      Под нормами литературного языка  понимаются правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики т.д. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
      Основными составляющими речи правильной являются нормы: орфоэпические, грамматические, лексические, стилистические, орфографические  и пунктуационные.
      Речь  хорошая – это речь, в которой  языковые средства выбраны наиболее удачно, оптимально. Она обладает следующими качествами: богатством, чистотой, точностью, выразительностью, уместностью и  логичностью.
      Речь  этически – корректная – это  речь, которая соответствуют нормам речевой этики и речевого этикета.
      Дадим характеристику понятию речевой этикет.
      Речевой этикет – это, во-первых, правила  речевого поведения, принятые в том  или ином языковом обществе, которых  должен придерживаться каждый член этого  общества. А во-вторых, это совокупность слов и словосочетаний, которые используются для установления вежливых отношений  между людьми.
      Речевой этикет действует в особых этикетных  ситуациях. Этикетная ситуация, в  свою очередь, это речевая ситуация, основной целью которой является обмен этикетными словами и выражениями. Например, этикетными ситуациями являются приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, приглашение  и другие.
      Существует 4 функции речевого этикета:
1. Контактоустанавливающая. Данная функция проявляется в  том, что с помощью этикетных слов и выражений можно вступить в  разговор (слова приветствия, знакомства), поддерживать процесс общения (слова обращения), вежливо закончить разговор.
2. Эмоциональная. Проявляется в том, что этикетные слова и выражения позволяют улучшить настроение человека, утешить его, ободрить.
3. Функция  ориентации на адресата. Эта функция  проявляется в том, что при  выборе этикетных слов и выражений  необходимо учитывать особенности  собеседника и речевые интонации  в целом. 
4. Регулирующая.  Данная функция подразумевает,  что с помощью правильно выбранных  слов можно в  определённой  степени управлять поведением  других людей, изменять его  в лучшую сторону.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРАВИЛЬНАЯ  РЕЧЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
2.1. Орфоэпические нормы.
      Орфоэпические нормы  - это нормы, определяющие правила произношения слов, правила постановки ударения в словах (акцентологические нормы).
      Соблюдение  орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и  о самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.
      В качестве примера можно привести слова, в которых часто делаются ошибки в:
1) постановке ударения: обеспечение, ходатайство, эксперт, звонит, форзац, баловать, оптовый, начался, договор, сливовый, досуг, безудержный, вероисповедание, статуя, дремота, наотмашь и т.д.
2)правильном произношении букв: истекший (гласная е, а не ё), афера (гласная е, а не ё), но одноплемённый (гласная ё)  и другие слова.
3) произношении  твёрдого или мягкого звука  перед гласной е:
Твёрдый произносится в словах: темп, тенденция, стресс, диспансер, партер, тезис, сенсор и т.п.
Мягкий произносится в словах: деканат, термин, Одесса, паритет, телепатия, сектор и в других словах. 

2.2. Грамматические нормы.
      Грамматические  нормы – это нормы, определяющие правила образования слов и форм слов (словообразовательные нормы), правила употребления частей речи (морфологические нормы), правила построения предложений (синтаксические нормы).
      Словообразовательные  нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых  слов. Словообразовательной ошибкой  является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, переменить имя, раздумчивый взгляд и т.д.
      Морфологические нормы требуют правильного образования  грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических  норм является употребление слова в  несуществующей или несоответствующей  контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся  порядки, победа над фашизмами). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель, красивый бра и т.п. В них допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных. Также к таким ошибкам относится неправильно склонение числительных: В двухтысяче втором (правильно — в две тысячи втором) году мы были лидерами на рынке. В комнате разговаривали двое подруги (правильно - две подруги). Еще одной ошибкой является неправильное образование множественной формы именительного падежа существительных, к примеру: лектора (правильно – лекторы), конструктора (правильно – конструкторы) и т.д.
      Синтаксические  нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического  управления, соотнесения частей предложения  друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение  было грамотным и осмысленным  высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос. Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым. Нарушение в структурах словосочетаний, например, жажда к славе (жажда славы), не дождусь до отъезда (не дождусь отъезда), оплатить за проезд (оплатить проезд) и другие примеры. 

2.3. Лексические нормы.
      Лексические нормы – это нормы, определяющие правила употребления слов в соответствии с их лексическим значением, а  также правила сочетаемости слов.
      Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических  словарях и справочниках.
      Соблюдение  лексических норм - важнейшее условие  точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа, например:
    смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля: костяной тип мышления; проанализировать жизнедеятельность писателей; эти книги получили большую признательность и др.;
    нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека, памятный мемориал, первый дебют);
    неверное употребление фразеологических оборотов: Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду; Он работал в поте лиц и т.д.
 
2.4. Стилистические нормы.
      Стилистические  нормы – это нормы, определяющие правила употребления слов в соответствии со стилями речи (с научным, художественным, публицистическим, официально-деловым  и разговорным).
      Немотивированное  употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы  в толковых словарях в качестве специальных  пометок, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи. Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
    стилистическая неуместность (например, использование в разговорном стиле слов научного характера: ее мнение превалировало над мнениями остальных ребят; он конфиденциально рассказал друзьям; парадигма современной девушки);
    лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос – пропущено слово «душа» - до глубины души);
    лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили);
      Естественно, что это не все примеры стилистических ошибок, а наиболее ярко выраженные.  

2.5. Орфографические  нормы.
      Орфографические нормы – это нормы, определяющие правила правописания слов. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов и некоторые другие моменты.
      Орфографические ошибки являются самыми распространенными  и  наиболее часто встречаются  у учащихся в школе и в высших учебных заведениях. Хотя, стоит  отметить, что многие взрослые люди в современном мире также имеют  проблемы с данным видом норм, что  не может не огорчать.
      Приведем  некоторые примеры орфографических ошибок: камбинация (правильно – комбинация), чимодан (правильно - чемодан), обажание (правильно - обожание), граматика (правильно – грамматика), тераса (правильно - терраса), терракт (правильно – теракт), светлоголубой (правильно оттенки цвета писать через дефис, т.е. светло-голубой), древне-греческий (правильно – древнегреческий), зделать (правильно – сделать), он собираеться (правильно – собирается), нацыя (правильно – нация). 

2.6.Пунктуационные нормы.
      Пунктуационные  нормы – это нормы, определяющие правила постановки знаков препинания. В русском языке под знаками препинания понимаются элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (или выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции. Правильная постановка знаков препинания, синтаксически оформляющих текст, облегчает его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогает осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
      Существуют  такие знаки препинания, как: запятая, тире, двоеточие, восклицательный и  вопросительный знаки, точка, многоточие, скобки и т.д.
      Рассмотрим, например, постановку одного из знаков препинания – запятой. Она ставится:
    при однородных членах (По утрам он любил бегать, приседать, отжиматься.);
    в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (Наступила ночь, и на небе появились звезды. Она считала, что он был не прав.);
    в сложном бессоюзном предложении (Метель не утихала, небо не прояснялось.);
    при обособленном определении (Кошка, крадущаяся вдоль стены, казалась очень настороженной.);
    при деепричастном обороте (Он схватил ее за руку, стараясь успокоить.);
    при вводных словах, обращениях (Примеры соответственно: Это дело, кажется, является бесконечным. Девушки, вы так прекрасны!);
    при обособлении уточняющих членов предложения (Поздно вечером, часов в одиннадцать, она еще не встала.)
    при использовании междометий (Ух, как я сегодня устал. Увы, но с этим ничего не поделаешь.);
    при прямой и косвенной речи («Я не знала, что сказать», - добавила она.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.ХОРОШАЯ  РЕЧЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
3.1. Богатая речь
      Богатая речь – это речь человека, который  обладает обширным словарным запасом  и использует разнообразные синтаксические и интонационные конструкции.
      Русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его богатство - в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словарей, в огромных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии лексических, фразеологических и грамматических синонимов и вариантов, синтаксических конструкций и интонаций. Все это позволяет выражать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки.
      Богатство речи отдельного человека определяется тем, каким арсеналом языковых средств  он владеет и насколько «умело» в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется ими в конкретной ситуации. Для достижения этого качества необходимо пополнять свой словарный запас путем чтения литературы, периодической печати, обращать внимание на грамматические и стилистические особенности читаемых текстов, вдумываться в оттенки значений слов, замечать штампы, избитые фразы.
      Речь  считается тем богаче, чем шире используются в ней разнообразные  средства и способы выражения  одной и той же мысли, одного и  того же грамматического значения, чем реже повторяется без специального коммуникативного задания, непреднамеренно  одна и та же языковая единица. Таким образом, для достижения более богатой речи используются синонимы, антонимы, фразеологизмы, знание омонимов, паронимов, архаизмов, многозначных слов и т.д. Кроме того, русский язык постоянно пополняется словами из других языков, расширяя, таким образом, лексический состав. 

3.2. Чистая речь
      Чистая речь – это речь, в которой отсутствуют слова и звуки-паразиты, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия, слова, бросающие вызов нравственности, многословия. Чистота - это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается самым заметным для слушателей.
      Приведем  примеры нарушений чистоты речи:
1) Слова-паразиты и звуки-паразиты наиболее часто встречаются в речи. Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, т.е. употребляются «не к месту» и зачастую неоднократно повторяются в течение речи, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью. Словами-паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы, короче и др.
2)Просторечия  – это лексика с пониженной  стилистической окраской. Просторечиями  являются, например, такие слова:  работяга, обалдеть, мяско, пацаненок  и т.д.
3)Жаргонизмы  – это слова, используемые узким кругом носителей языка, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Жаргон – это социальная разновидность речи, т.е. выделяют различные виды жаргонов, например, молодежный жаргон (сленг), тюремный жаргон и т.д. У примеру, жаргонизмами являются слова: зубрить, общага, предки, балдеть, зек, шмон, шухер и многие другие слова.
4)Диалектизмы  – это слова, которые употребляются лицами, проживающими на определённой территории. Каждый диалект обладает определёнными чертами, противопоставленными особенностям других диалектов. Примерами диалектизмов являются: "кушак" (пояс), "голицы" (рукавицы), "цибуля" (лук), "гуторить" (говорить), "мост" (пол в избе), "жисть" (жизнь), "евонный" (его) и т.п.
5)Под  словами, бросающими вызов нравственности, понимается нецензурная лексика,  которая, к сожалению, употребляется  все большим числом людей и  все с более раннего возраста. 

3.3. Точная речь
      Точная  речь – это речь, в которой  чувства и мысли говорящего выражены ясно и полно.
      Основными причинами неточной речи являются:
    речевая бедность (недостаточный словарный запас);
    речевая неполнота (недостаточность, пропуск слов или словосочетаний, важных для понимания смысла);
    неудачное использование многозначных слов или омонимов;
    неудачное использование личных местоимений;
    недостаточное знание предмета речи.
 
3.4. Выразительная речь
      Выразительная речь - это речь, которая своим содержанием и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание слушателей.
      Необходимо  отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека. Во-первых, это самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи.  Выразительность речи не добиться, если мыслить и выражаться стандартно, «по шаблонам». Во-вторых, должно присутствовать  неравнодушие, интерес автора  речи  к  тому,  о  чем  он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем,  для  кого  он говорит или пишет. В-третьих, должно быть  хорошее знание  языка и  его выразительных возможностей. Здесь имеется в виду необходимость знать как можно больше средств выразительности, а также уметь правильно их использовать. Также нужно помнить о роли ударения и знаках препинания, которые позволяют акцентировать интонационно внимание на отдельных местах речи. Четвертое условие - хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей, которые оказывают особенное влияние на аудиторию, к которой направлена речь своей стилистической окрашенностью текст. Пятое условие — систематическая и  осознанная  тренировка  речевых  навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно,  а что неинтересно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку,  если  он хочет постепенно улучшать свою речь.
      Добиться  выразительной речи помогают выразительные  средства и стилистические фигуры. Приведем несколько примеров данных  языковых средств.
1. Метафора (перенос названия одного предмета на другой на основании сходства) – «солнце смотрит на поля», «пустынные глаза».
2. Эпитет (слово или словосочетание, называющее  какой-то признак предмета или  явление, подчеркивающее этот  признак (иными словами – это  образное определение) – «карающая  лира», «косы золотые».
3. Олицетворение  (вид метафоры, перенос свойств  живой природы на неживую, одушевление  предмета) – «плачут ивы», «цветы  мне говорят».
4. Сравнение  (троп, основанный на сопоставлении  одного понятия (явления) с  другим) – «как град посыпалась  картечь».
5. Метонимия  (перенос названия с одного предмета на другой, смежный с ним, близкий ему) – «пахучая сырость» (в значение – воздух, пропитанный водяными парами).
6. Гипербола  (преувеличение) – «они знали  друг друга сто лет».
7. Литота (приуменьшение) – «жизнь человека  – один миг».
8. Перифраз (замена названия предмета описанием  его признака) – «лев – царь  зверей», «сон – страна Морфея».
9. Синекдоха  (замещение одного понятия другим, находящееся с ним в соотношении:  «меньше - больше», «часть - целое»  и т.д.) – «съел целую тарелку».
10. Ирония (употребление слова в противоположном  смысле с целью насмешки) –  «умен-умен он».
11. Антитеза (сопоставление или противопоставление контрастных понятий, явлений) – «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь».
12. Анафора  (повторение начальных частей  смежных структур речи) – «Город  пышный,
  Город  бедный».
13. Градация (последовательное нагнетание (ослабление) силы однородных выразительных  средств) – «не жалею, не  зову, не плачу».
14. Инверсия (изменение обычного порядка слов  или словосочетаний) – «белеет парус одинокий».
15. Оксюморон  (сочетание несочетаемого) – «живой  труп».
16. Парцелляция  (особое членение предложения,  неполные предложения) – «У  Анны беда случилась. Большая.  Стряслось это давно.».
17. Риторический вопрос (вопрос с заранее известным ответом) – «Неужели я здесь?».
18. Эпифора  (повторение конечных частей предложений)  – 
«И было это давным давно,
Рассвет был в городе давным давно».
19. Бессоюзие  (построение предложения, где  слова связываются без союзов) – «пришел, увидел, победил».
20. Параллелизм  (тождественное или сходное расположение  элементов речи в смежных частях  текста) – «В синем море волны  плещут,
                    В синем небе звёзды блещут». 

3.5. Логичная речь 
      Логичная  речь – речь, в которой ясно и  правильно выражены связи слов в  предложении, а также предложений  в составе текста.
      Логичность  достигается благодаря внимательному  отношению к целому тексту, связности  мыслей и ясному композиционному  замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении  готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное  и последовательно развивать  мысль.
      Рассмотрим  данный аспект хорошей речи на примерах ошибок в логичной речи.
1) Пушкин писал стихи, повести и прозу. Они всем известны. В данном случае ошибка в смешении родовидовых понятий (повести и прозы).
2) Соревнования прошли на высоком уровне. Из-за нечеткой работы стартовой судейской бригады была допущена ошибка во втором забеге, что сказалось на результатах. Ошибка заключается в причинно-следственной связи, которая сформулирована неграмотна.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.