На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Уровень и качество жизни, их показатели

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
УО “Белорусский государственный экономический университет” 

Кафедра экономической  теории и истории экономических  учений 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине: Макроэкономика
на тему: Уровень и качество жизни, их показатели 
 
 
 
 
 

Студент                             
ФЭУТ, 2 курс, ДГЗ                                                                           

Руководитель                                                                                   А.В. Коломиец 
 
 
 

МИНСК 2009
СОДЕРЖАНИЕ
   Введение............................................................................................................3
    Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения............. 5
      Понятие и показатели уровня и качества жизни.....................................5
      Бедность и благосостояние, их связь с уровнем жизни..........................10
    Особенности расчёта уровня жизни. Уровень человеческого развития в мире....................................................................................................................15
      Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта.........................................................................................................15
      Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в    мире.............................................................................................................18
    Особенности состояния и динамика расчёта уровня жизни населения в Республике Беларусь........................................................................................23
      Динамика уровня жизни в Республике Беларусь....................................23
      Перспективы изменения уровня жизни в Республике Беларусь...........27
    Заключение.......................................................................................................32
    Список использованных источников.............................................................33
    Приложения......................................................................................................34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
    Несмотря  на то, что научные теории в макроэкономике довольно быстро развиваются и сменяют  друг друга, проблема обеспечения достойного уровня жизни населения всегда остаётся актуальной.
    Повышение показателей уровня и качества жизни является одной из основных целей социальной политики государства. Более того, если рассмотреть этот вопрос с гуманистической, а не чисто экономической позиции, можно понять, что достойный уровень и качество жизни населения страны – это своеобразный фундамент для развития всех сфер, в которые вовлечено общество, то первичное, что необходимо для существования человека.
    Часто можно услышать, что в связи  с всё более нарастающими темпами  развития мирового производства неумолимо растёт и благосостояние людей. Однако, это заявление довольно спорно, так как, например, ухудшается экологическая ситуация в мире, что негативно воздействует на качество жизни людей.
    С психологической точки зрения уровень и качество жизни оказывают непосредственное влияние на деятельность и самочувствие человека. С повышением благосостояния человек начинает чувствовать себя более комфортно, может удовлетворять всё новые и новые потребности (которые, исходя из закона ненасыщаемости потребностей, являются неограниченными).
    Лейтмотивом курсовой работы являются понятия “уровень жизни” и “качество жизни”. Эти понятия нельзя отождествлять, так как, несмотря на некоторые общие стороны, они различны. В ходе курсовой работы будет описана разница между этими понятиями.
    Основной  задачей этой курсовой работы является рассмотрение показателей уровня и качества жизни, анализ состояния и динамики этих показателей в мире и в Республике Беларусь в частности.
    Для социально ориентированной экономики Беларуси забота о поддержании достойных условий жизнедеятельности людей является первостепенной задачей. Однако, в связи с трудностями, которые переживает белорусская трансформационная модель экономики на пути перехода к рынку, с этой задачей пока получается справляться не в полной мере.
 

1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
1.1. Понятие и показатели уровня и качества жизни 

    Уровень и качество жизни населения являются обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.
    Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно- просветительные мероприятия и т.д.). С другой - возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы [2, с.77], т.е. под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей [4, с.484]. Для анализа, а также для оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, величина товарооборота, объем услуг на душу населения и т.д. Но полная картина уровня жизни населения не может быть раскрыта только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Кроме общих величин существуют также и другие показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей человека. В экономической теории можно выделить три основные группы потребностей:
    физические потребности;
    духовные (интеллектуальные) потребности;
    социальные потребности.

        Для оценки степени удовлетворения  основных человеческих потребностей  используются группы показателей  и их индикаторов. (см. приложение А)

       К показателям уровня жизни населения также можно отнести такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, потребительский бюджет.
    Продовольственная корзина - это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания. [2, с.78] . Минимальные нормы потребления продуктов обычно включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец, т.д.). Нужно учитывать, что в состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. Совокупный минимальный объем потребностей человека в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину.
    Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. [5, с.338]. Потребительская корзина обычно включает в себя продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Данный показатель зависит от достигнутого уровня и качества жизни, поэтому сильно различается по странам. Например, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг. [5, с.335] . В странах с переходной экономикой эти показатели ниже. [5, с. 335] . При расчете потребительской корзины рекомендуется брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования).
    Прожиточный минимум - стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. [5, с.335] . Можно рассматривать этот показатель как наименьшее количество жизненных средств, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Этот показатель определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики. Более сложным является показатель качества жизни. По мнению известного американского специалиста по маркетингу Ф. Котлера, качество жизни складывается из: 1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров, 2) качества физической среды и 3) качества культурной среды.[4, с.485].
    В середине 1950-х гг. в мировом обиходе  появился термин “качество жизни”. Стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.
    Качество  жизни – это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. [1, с.102].
    Американский  исследователь О. Тоффлер рассматривает  данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения “основных материальных нужд” к этапу удовлетворения “утончённых, видоизменённых личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях”. В целом, его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой [1, с.102].
    Качество  жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободу личности. В мировой практике определены основные принципы развития человеческого потенциала, реализация которых позволяет говорить нам об улучшении качества жизни. Например, рост продолжительности жизни, личная безопасность, расширение возможностей получения образования, благоприятные условия окружающей среды, экономическая безопасность граждан, социальных  групп, равные права на социальную поддержку и доступ к социальным благам, снижение заболеваемости наряду с адекватным и доступным медицинским обслуживанием. Смысл данных принципов заключается в том, чтобы каждому человеку создать достойные условия жизни.
    В рамках международных сопоставлений  особый интерес представляет система  оценки качества жизни, предложенная в 1997 г. Мировым банком, согласно которой качество жизни можно сопоставить посредством сравнения следующих показателей:
      плотность населения (чел. на кв.км)
      ВВП в долларах на душу населения (по курсу и по покупательной способности)
      бедность – процент населения, имеющего доход менее 1 доллара в сутки на человека
      уровень детской смертности – число умерших на 100 родившихся
      общая фертильность женщин – число рождений на одну женщину
      доля грамотного населения старше 15 лет (в %)
      доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующегося коммунальными удобствами
    Белорусские учёные [7, с.41] предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики:
      состояние здоровья – физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней
      качество питания – его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания
      состояние образования и культуры – уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.
      качество жилья – удобство планировки и благоустройство населённых пунктов, обустройство и обстановка жилища
      условия и характер труда – его напряжённость и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.
      качество свободного времени и условия отдыха – разнообразия занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев
      благополучие семейной жизни – ощущения личного счастья и удовлетворённости
    Качество  и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причём качество жизни как более  широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Регулирование основных показателей уровня жизни населения (продовольственная корзина, потребительская корзина, прожиточный минимум) позволяет государству проводить более гибкую и эффективную социальную политику. 
 

1.2. Бедность и благосостояние, их связь с уровнем жизни
    В экономической теории можно выделить 4 уровня жизни населения:
    достаток - пользование благами, обеспечивающими  всестороннее развитие человека [6, с.199];
    нормальный  уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее благоприятные условия для полного восстановления физических и интеллектуальных сил человека [6, с.199];
    бедность  – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы  воспроизводства ресурсов для труда [6, с. 199];
    нищета  – минимально допустимый по биологическим  критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет  поддерживать жизнеспособность человека. [6, с.199].
       Бедность – состояние постоянного  отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае.[5, с.335]. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета. Бедность характеризуется следующими показателями:
    число бедных;
    коэффициент глубины бедности;
    коэффициент остроты бедности.  [5, c.339]
       Обычно оценка бедности предполагает, что существует некоторый определенный, четко установленный уровень  жизни, называемый чертой бедности, достижение которого необходимо для того, чтобы тот или иной человек не считался бедным. И поэтому можно сказать, что черта бедности – минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Если население не располагает таким минимум, то оно относится к бедным слоям. Также следует различать абсолютную и относительную черту бедности. Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей того или иного человека в продуктах питания, одежде, жилище. Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности. Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.[5, с.340]. Можно выделить 3 различных подхода к определению бедности: бедность по доходам, по невозможности реализации способностей, заложенных в человеке, бедность, определяемая существенной разницей в уровне жизни по сравнению с существующим окружением. [8, c. 18] . В первом подходе обычно выделяют относительную и абсолютную бедность. В общепринятом понимании  в странах СНГ определение абсолютной бедности подразумевает то, что возможно определить минимальный уровень жизни на основе физиологических потребностей человека в пище, воде, одежде и крове. Здесь важно заметить, что основной упор делается на физиологические, а не на более широкие социально-культурные потребности. Абсолютная бедность возникает тогда, когда люди опускаются ниже этого уровня, то есть остаются без крова, одежды, пищи. Для определения абсолютной черты бедности составляется корзина товаров и определяется ее стоимость. Относительная бедность определяется относительно общепризнанного уровня жизни в конкретном обществе в конкретный период времени, а не только относительно минимальных физиологических потребностей.
      Второй подход в определении бедности – невозможность реализации способностей, заложенных в самом человеке. Здесь доходы становятся лишь средством, позволяющим людям развивать свои способности. Конечной целью при таком подходе становятся не доходы, а продолжительность жизни, хорошее здоровье и т.д. Здесь люди относятся к категории бедных, если по каким-то причинам их возможности в развитии заложенного в них потенциала ограничены. Исходя из этой концепции, обычно выделяют так называемые уязвимые группы населения, которые в силу сложившихся обстоятельств наиболее подвержены бедности в связи с ограничением потенциальных возможностей: инвалиды, матери-одиночки, дети-сироты и т.д.
    Третий  подход относит к бедным тех людей, которые по уровню своего дохода, возможностям развития потенциала, другим характеристикам уровня жизни заметно отличаются от окружающих его людей и норм, которые приняты в данном обществе. Быть бедным, согласно данной концепции, означает оказаться ниже стандартов, принятых в этом обществе. Человек беден не потому, что ему не хватает доходов или он не имеет возможности реализовать свои способности, а потому, что он ограничен в этом по сравнению с другими людьми из ближайшего окружения. К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по независящим от них причинам ниже установленных границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10 %.[5, с.340]. По данным ООН, бедность определяется доходом в 2 дол. в день, нищета – в 1 дол. в день.[5, с.340].
      Бедность, в первую очередь, связана  с неравномерностью распределения  доходов и имущества. Она различна  между городским и сельским  населением, в различных территориальных  регионах, между различными этническими  группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой.
      Уровень жизни и благосостояние неразрывно связаны между собой. Некоторые экономисты ставят знак равенства между ними, а другие указывают на то, что благосостояние в большей степени связано с качественной характеристикой, хотя и считают их близкими понятиями. Во все времена вопрос благосостояния людей стоял в центре главных проблем любой экономической системы.  Нужно заметить, что понятие общественного благосостояния стало предметом экономической теории начиная именно с работ А. Смита. Он связывал благосостояние с обеспечением справедливости в распределении доходов. Затем примерно до 20 века благосостояние рассматривалось как сумма полезностей или благ для всех членов общества, которые поддаются подсчету. Значит, оптимальное распределение ресурсов – это такое распределение, которое в итоге давало большее арифметическое значение.
    Значительный  вклад в теорию общественного  благосостояния внес В. Парето. Он утверждал, что уровень благосостояния можно считать оптимальным, если невозможно улучшить чье-либо благосостояние в процессе производства товаров и услуг, их распределения, обмена без нанесения ущерба благосостоянию какому-нибудь другому человеку. Также Парето считал, что нельзя считать нормальным явлением в обществе такое положение, когда один человек обогащается за счет обнищания других людей. 
    Уровень общественного благосостояния представляет собой степень обеспеченности людей  материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования.[5, с.341]. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни. Главными показателями являются объемы производства валового внутреннего продукта и национального дохода, исчисляемые на душу населения. Не менее важным показателем общественного благосостояния можно считать соотношение между производством материальных благ и сферой услуг, т.е. , чем выше доля сферы услуг в общем объеме ВВП, тем выше общественное благосостояние. Для определения уровня благосостояния населения существуют различные показатели: потребление основных продуктов на душу населения, структура потребления, минимальный уровень потребления и т.д. Государство обеспечивает определенный уровень благосостояния населения путём увеличения доходов малоимущих слоев населения, в создании системы обучения и переквалификации безработных. Также государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.
          Итак, уровень жизни является  важнейшим показателем, который  характеризуется степенью удовлетворения  различных потребностей человека. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. В экономической теории  выделяют 4 уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Бедность в первую очередь связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни.
 

     2. Особенности расчёта  уровня жизни.  Уровень человеческого развития в мире
    2.1. Уровень развития  человеческого потенциала: значение, методика  расчёта 

     В начале 90-х годов в международном  лексиконе и терминологии специалистов появилось новое определение  – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращённо – индекс человеческого развития (ИЧР), значение которого  позволяет говорить о том или ином уровне жизни в стране. Он ранжирует государства мира по нескольким десяткам базовых показателей, касающихся экспорта и импорта, преступности и детской смертности, возможностей для получения образования.
     ИРЧП  – показатель, разработанный специалистами  Программы развития ООН для оценки степени оптимальности развития общества. Он показывает, насколько  условия жизни в данной стране близки к таким общепринятым критериям благополучия отдельного человека и всей нации , как возможность жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. ИРЧП измеряют с помощью системы показателей, включающих:
      ожидаемую продолжительность жизни (характеризует долголетие новорождённого, который проживёт жизнь в условиях ныне существующего уровня смертности);
      уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения (старше 15 лет) и совокупной доли учащихся на всех ступенях обучения (начальной, средней, высшей) в общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет;
      уровень жизни населения, который характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования; изменяется на базе реального валового внутреннего продукта на душу населения.[3, с. 487]
       Все эти показатели отражают  различные стороны человеческой  жизни. Так, на продолжительность  жизни человека влияют качество  питания, состояние здоровья и  уровень медицинского обслуживания, состояние окружающей среды и т. п. По каждому показателю разработаны специальные нормативы.
     Для того чтобы рассчитать отдельные  составляющие индекса, фактические  показатели по той или иной стране сравнивают с фиксированными стандартами  минимальных и максимальных значений. При определении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве минимального стандарта принят возраст 25 лет, максимального - 85 лет; для индекса уровня образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100%; для индекса среднедушевого реального ВВП – 100 и 40 тыс. долл. (ППС).
     Индексы, характеризующие уровень образования  и грамотности, рассчитываются по формуле: 
,
     где  ИРЧП – индекс развития человеческого  потенциала;  - фактическое значение  i-го показателя; - минимальное значение i-го показателя; максимальное значение i-го показателя. [3,с. 487 ]
     С 1999 г. при расчёте индекса реального  среднедушевого ВВП в данную формулу  подставляют не сами значения, а  их логарифмы:
     
,
     Где Y –реальный ВВП на душу населения той или иной страны по ППС, в долларах США.[3, с. 488 ]
     Показатель  достигнутого уровня образования вычисляется  через совокупный индекс грамотности  взрослого населения  и совокупной доли учащихся, поступившие в учебные  заведения всех уровней по формуле:
     
,
     где  – индекс достигнутого уровня образования, - индекс грамотности взрослого населении , - доля учащихся, поступивших во все учебные заведения.[3, с. 489]
     ИРЧП  представляет собой среднюю арифметическую индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП.  Величина ИРЧП может изменяться от 0 до 1, при этом, чем  ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению желаемых ориентиров. К странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП< 0,8, но >0.5; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП< 0,5 [3,с. 488]. Таким образом, низший ИРЧП будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, с ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) 100 долларов США. 100% взрослого населения там неграмотны, и никто не получает никакого образования. Сегодня ближе всего к этому показателю Нигер, где ИРЧП=0,311 [17]. И, наоборот, чтобы подняться на верхнюю строчку ИРЧП, необходимы средняя продолжительность жизни, равная 85 годам, ВВП на душу населения 40000 долларов США, гарантия того, что 100% взрослого населения является грамотным, посещает начальную или среднюю школу, учится в высшее или среднем учебном заведении. Высшую строчку по данным ООН занимает Норвегия с ИРЧП=0,965.
     Надо  отметить, что хотя между уровнем  доходов любого общества и развитием  его человеческого потенциала существует взаимосвязь, она не является автоматической. Так, в 2000 году для большинства исследуемых  стран (98 из 173) рейтинг по ИРЧП был выше, чем рейтинг ВВП. Это показывает, что увеличение затрат на развитие человека становится приоритетным направлением развития мировой экономики. При этом особое значение имеет не столько величина дохода, которым располагает общество, сколько характер распределения результатов экономического роста в интересах развития нации. Существует целый ряд факторов, не связанных с доходом, но вносящих серьёзный вклад в человеческое развитие. К ним можно отнести уровень преступности, состояние окружающей среды, здоровый образ жизни, возможность пользоваться уважение общества и др.
     Необходимо  отметить, что ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и  др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Вместе с тем, ограниченное число показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.