На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Формирование умения работать с текстом на уроках литературного чтения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО  «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ИНСТИТУТ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на  первую категорию 
 

Формирование  умения работать с  текстом на уроках литературного чтения 
 

              Выполнила:  Черныш Ольга Кузьминична, учитель начальных классов МОУ «Яманская СОШ Илекского района»
              Руководитель:  Исаева О.В., кпн, доцент кафедры ДиЧМ  
               

Оренбург, 2011
Содержание
Введение                                                                                                                  3
Глава 1. Методические основы литературного развития младших  школьников                             
      Основные понятия.                                                                                        6
      Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста и уровни литературного развития.                           6
      Принципы анализа художественного произведения.                                 9
      Виды и приемы анализа художественного произведения.                      10
Глава 2. Формирование умений работать с текстом на уроках чтения.            12
2.1 Система читательских умений.                                                                     12
2.2 Методика работы по развитию читательских умений в начальных классах.                                                                                                                   14
2.3. Уровень сформированности  читательских умений у учащихся 2 класса.26
Заключение.                                                                                                            28
Литература.                                                                                                            29
Приложение.                                                                                                            
 
 
 
 
 
 

 


Введение
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный  предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия  на личность, как книга.
      Уметь читать в широком смысле этого  слова – значит – извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил  великий педагог К.Д.Ушинский.- Читать – это еще ничего не значит, что  читать и как понимать прочитанное  – вот в чем главное.
      В связи с переходом системы начального образования на стандарты второго поколения сформированность читательских умений относится к наиболее значимым. У любого учащегося должны быть сформированы умения работать с текстом как источником информации. Уровень овладения читательскими умениями имеет решающее значение для успешного обучения на следующей ступени. Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
     Литературное  чтение представляет собой учебный  предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного  слова образные представления о  человеке и окружающем его мире, отношения к изображенным жизненным  явлениям, пробудить у учащихся интерес  к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры личности, приобщить  детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям. В примерной программе по литературному чтению обозначена роль курса в формировании следующих универсальных учебных действий:
      Действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
      Умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
      Умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.
      Путь  к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через  анализ произведения, оттачивающий остроту  познающей мысли и через собственное  творчество учащихся.
      Методика  чтения и анализа художественных произведений встала на путь экспериментальных  исследований, опирается на современные  данные психологии, литературоведения  и широкий массовый опыт.
      Весьма  актуальным является вопрос формирования читательских умений. Если учитель  будет систематически использовать на уроках чтения различные упражнения, методы и приемы, направленные на формирование системы читательских умений, то это  будет способствовать:
- развитию  мышления в целом и читательских  умений в частности;
- полноценному  восприятию и осмыслению художественного  произведения;
- целостному  анализу художественного произведения;
- художественному,  эстетическому развитию младших  школьников;
- литературному  развитию детей и формированию  литературного мышления.
Немаловажное  значение имеет и сформированность у младших школьников коммуникативных  навыков.
      Целью данной работы является определение приемов работы над формированием читательских умений у младших школьников.
Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:
    Посредством анализа литературы изучить современные тенденции обучения чтению младших школьников.
    Определить оптимальные приемы анализа, виды работ с текстом.
    Определить критерии сформированности читательских умений у младших школьников.
 


Глава 1. Методические основы литературного развития младших школьников.
1.1. Основные понятия.
     Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в  воображении картины жизни, созданные  писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую  позицию, то есть находить в своей  душе отклик на поставленные автором  проблемы.
     Принципы  анализа художественного произведения – это те общие положения, которые  позволяют учителю методически  грамотно построить анализ конкретного  текста.
     Виды  анализа текста – разнообразные  подходы к анализу художественного  произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в  произведении.
     Приемы  анализа текста – это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений  и читательского опыта.
     Читательские  умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в  соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
     Речевые умения - это умения, необходимые  для создания собственного высказывания, формируются на базе читательских умений. 

1.2. Уровни восприятия  художественного  произведения детьми  младшего школьного  возраста и уровни  литературного развития
     Уровень восприятия ребёнком литературного  произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы  к тексту, постановки вопросов и  т.п.). Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие  более низких уровней связано  со степенью образной конкретизации  и образного мышления.
     Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:
     Фрагментарный уровень. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
     Констатирующий  уровень. Читатели отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.
     Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуютпрежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Детиверно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
     Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки могут быть детскими, но важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определять проблему, стоящую в произведении.
     Итак, детям младшего возраста свойственны  четыре уровня восприятия художественного  произведения: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя» и уровень  «идеи». По уровню восприятия можно  судить о литературном развитии ученика. Фрагментарный уровень восприятия нормален для трех – пятилетних детей, но для учащихся начальной  школы нахождение на этом уровне –  показатель отставания в литературном развитии. К тому моменту, когда дети сталкиваются с чтением как с  учебным предметом, большинство  из них находится на констатирующем уровне и лишь немного учеников в  классе способны воспринять прочитанное  на уровне «героя», что свидетельствует  о высоком уровне их литературного  развития. К концу обучения в начальной  школе восприятие на уровне «героя»  доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время – показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного  развития выпускника начальной школы  можно говорить, если он воспринимает художественное произведение на уровне «идеи».
1.3. Принципы анализа  художественного  произведения
     Методика  чтения и анализа художественных произведений встала на путь экспериментальных  и теоретических исследований, опирается  на современные данные психологии, литературоведения и широкой  массовый педагогический опыт. Вопросами  сознательного чтения занимались Шереметьевский, К.Д. Ушинский, Воюшина М.П., Оморокова  М.И. и другие.
В последнее  время высказываются мнения о  том, что анализировать прочитанное  не нужно, так как это отвращает  школьников от чтения. Так ли это?
     Анализ  не должен убивать художественное произведение. Анализ должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. Дело не во вреде аналитического чтения и разбора произведения – без  них ребенок не может сам продвигаться в эстетическом познании и восприятии произведения, а в том, на что они  направлены, в самом характере  задаваемых вопросов. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Вопросы следует  вначале ставить крупным планом. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства  учеников, то ученики не уйдут в  сторону от понимания произведения.
     В методике принято выделять следующие  принципы анализа художественного  произведения:
- принцип  целенаправленности;
• принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия; 
• принцип учета потребностей ребенка;

• принцип внимательного отношения к тексту произведения;
• принцип единства формы и содержания; 
• принцип избирательности;
• принцип целостности;
• принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения. 

1.4. Виды и приемы  анализа художественного  произведения
     Существует  несколько подходов к анализу  художественного произведения. Рассмотрим некоторые из них. Стилистический (языковой) анализ – это прежде всего анализ использования автором языковых средств в произведении, выявляющий, как в подборе слов – образов  проявляется авторское отношение  к изображаемому.
     Анализ  художественных образов – это  анализ, который учит детей разбираться  в том, как писатель изображает действующих  лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты  их характера и способствует пониманию  смысла этого образа в общей структуре  произведения.
     Анализ  развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и  его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к  характеру, от события к смыслу текста.
     Проблемный  анализ организуется по проблемным вопросам и ситуациям в художественном произведении.
     При работе над художественным произведением  используются такие виды работ, как  различные виды пересказов, составление  плана текста и другие.
     В методике чтения принято использовать такие приемы анализа, как словесное  и графическое рисование, анализ иллюстрации, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование  произведения и другие.
     При организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, котороую необходимо решить при анализе. Квалифицированный читательне рисует словесных картин, не составляет плана рассказа, так как он воссоздает в воображении образ, устанавливает причинно-следственные связи, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении работы с текстом. 
 

 


Глава 2. Формирование умений работать с текстом на уроках чтения.
     2.1 Система читательских умений
     Современное литературоведение рассматривает  художественное произведение как сложное  системное единство, познать которое  можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать  как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных  компонентов произведения как частей художественного целого.
     Рассмотрим  частные читательские умения.
- 1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Основой для  верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка  послужит представление о слове  как о средстве создания художественного  образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста.
     Нужно научить школьника адекватно  воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при  чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
- 2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
     При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения  читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного  произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни  автором, а не на саму жизнь.
- 3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
     Младшие школьники не могут освоить понятие  «ком-позиция» в полном объеме, но важно  приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить  с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием  действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
- 4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
     В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит  образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у  читателя возникает эмоциональное  отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков  героя, видит развитие образа, становление  характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление  о том, что изображая героев, автор  высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.
- 5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
     Данное  умение можно рассматривать как  составную часть каждого из перечисленных  выше умений, но в учебных целях  его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой  ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских  оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем  образе. Но если читатель не чувствует  авторской оценки, то знакомство с  художественным произведением обогащает  его знанием еще одной жизненной  ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.
- 6. Умение осваивать художественную идею произведения.
     Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного  произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается  более глубокое его восприятие. Полноценное  восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
     В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит  умение воспринимать изобразительно –  выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и  осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении  описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию  образа – персонажа. Умение осваивать  идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по – новому взглянет и на язык, и  на композицию, и на персонажей произведения.
     Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все  умения, образующие систему, формируются  одновременно при обращении к  каждому новому произведению, поскольку  более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы. 

2.2. Методика работы по развитию читательских умений в начальных классах.
      Основываясь на литературоведческих закономерностях  построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного  произведения младшими школьниками, а  также на собственно методических положениях  о чтении художественного произведения в начальных классах, современная  методика чтения выделяет три этапа  работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный  синтез.
     Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный  синтез произведения, который  складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа). Остановимся на каждом из этих компонентов.
      Первичное восприятие текста.
      Первичное восприятие текста, как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Во время чтения учителя,  книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю –  чтецу.
     На  поздних этапах обучения чтению (III-IV классы) могут быть использованы и другие приемы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке, комбинированное чтение – когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно. В этом случае учитель для своего чтения выбирает:
1)диалоги;
2)описательные  отрывки;
3)начало  произведения;
4)заключительные  строки произведения (концовку).
     Иногда  для первичного восприятия  может  быть использована  грамзапись чтения текста мастером художественного слова. Однако, прибегая к этому приему, учитель должен иметь в виду ряд  обстоятельств:  не следует использовать грамзапись, если  произведение совершенно незнакомо детям (незнакомый текст  через аппаратуру воспринимать трудно): нецелесообразно демонстрировать  чтение артиста, если его понимание  художественного произведения не совпадает  с пониманием учителя – это  может создать дополнительные трудности  в процессе последующего анализа; качество записи и состояние технических  средств должны быть безупречны.
      Проверка  первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции  детей на произведение и их понимания  общего смысла произведения. Самый  удобный принцип для этого  – беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть невелико: 3-4, не более. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа после  первичного восприятия, прежде всего  должна прояснить и закрепить  первичные читательские впечатления  детей. Например, можно по рассказу Н.Носова «На горке» обращаться к  детям с вопросами:
    - Понравилось  вам произведение?
    - Что  особенно понравилось?
    - Когда  было страшно? 
    - А  было ли стыдно вам за главного  героя? И т.п.
   Ответы  должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром при анализе произведения. В некоторых  случаях такая беседа может завершаться  проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом.
      Например, после первичного восприятия рассказа Н.Носова «На горке» в беседе может  прозвучать:
   - Как вы думаете, меняется ли  Котька к концу рассказа?  Ответы  детей на проблемный вопрос  могут быть разными, но именно  этот факт и повлечет за  собой чтение и обдумывание  произведения.
          Анализ  художественного  произведения на уроке  чтения.
Анализ  художественного произведения ведется  по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным  учеником, другие дети следят за чтением  по книге. После завершения чтения осуществляется обучение «думанью во время чтения», т.е. производится анализ прочитанной  части. Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы  дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения  к читаемому.
      Самый распространенный прием анализа - постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы  помогают уяснить факты произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также  вырабатывать собственное  отношение  к читаемому. 
      Обратимся  к примеру, рассмотрев вопросы для  анализа одной из частей рассказа Н.Носова «На горке» - (1-ый абзац текста от слов Целый день… до слов…  будем кататься (включительно).
      Вопросы, обращающие детей к фактам произведения:
- Что  ребята делали во дворе?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.