На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
Кемеровский  колледж  статистики,  экономики  и
информационных  технологий –  филиал ГОУ ВПО  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» 
 
 
 
 
 

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА
                            По дисциплине « Экономика  организации»
Тема: « Формирование финансовых результатов деятельности предприятия» 
 
 
 

                                                                                     Выполнил: студент 1курса
                                                                                Группы: 1- УСД-1
                                                                              
                                                                                Проверил: преподаватель
                                                                                
 
 

                                        
                                                 
                                                            Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.  Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта…………...5
1.1. Доход предприятия,  его сущность и значение………………………………5
1.2. Порядок формирования  доходов хозяйствующего субъекта……………….8
  1.3. Механизм  формирования и использования  прибыли предприятия……....15
  1.4. Факторы,  влияющие на формирование финансовых  результатов………...25
2. Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия………………...34
  2.1. Эффективность  производства продукции…………………………………..34
2.1.1. Структура  товарной продукции………………………………………….34
    2.1.2. Затраты  на производство продукции, себестоимость  продукции……..35
2.1.3. Эффективность  реализации продукции…………………………………37
2.2. Экономическая  эффективность использования производственных  фондов……………………………………………………………………………….39
  2.3. Экономическая  эффективность использования оборотных средств…….43
  2.4. Эффективность  использования трудовых ресурсов………………………..46
2.5. Экономическая  эффективность производства……………………………...48
    2.5.1. Денежные  поступления, валовый и чистый доход……………………...48
2.5.2. Рентабельность  производства……………………………………………50
Заключение…………………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………………………54 

Введение
В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.
В условиях рынка  каждый хозяйствующий субъект выступает  как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект  самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает  выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам  деятельности. В условиях рынка получение  прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским  свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведённую и реализованную  продукцию ещё не означает получение  прибыли. Для выявления финансового  результата необходимо выручку сопоставить  с затратами на производство и  реализацию:
Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного  финансового результата.
Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов  хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики.
Актуальность  данного вопроса определяет выбор  темы и содержание данной работы.
Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов предприятия.
В соответствии с поставленной целью предстоит  решить следующие задачи:
- рассмотреть  теоретические аспекты экономического  содержания финансовых результатов.
- проанализировать  формирование финансовых результатов  на отдельном предприятии.
- разработать  предложения по повышению финансовых  результатов деятельности на  предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Финансовые результаты  деятельности хозяйствующего  субъекта
1.1. Доход предприятия,  его сущность и  значение
Эффективность производственной, инвестиционной и  финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.
Для выявления  финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли  ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества — удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Прибыль представляет собой произведенный и обязательно  реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).
На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы  как зависящие, так и не зависящие  от усилий хозяйствующего субъекта.
Факторы внутренней среды изучаются и учитываются  в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.
Практически вне  сферы воздействия находятся  факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие.
Величина прибыли  зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального.
Прибыль как  результат, финансовой деятельности выполняет  определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в  результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных   средств и доходность вложений в активы. [7]
В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.
Получение прибыли  возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного обновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства.
Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна при соответствующих условиях сегодняшнего дня маркетинговым исследованиям рынка. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объемов производства, от величины и структуры издержек производства.
В современных  условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная  деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских  свойств продукции, работ и услуг.
     1.2. Порядок формирования  доходов хозяйствующего  субъекта
     Основным  аспектом при формировании и налогообложении  прибыли предприятия следует  считать ответ на следующий вопрос, какие средства, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль, и какие расходами, уменьшающими прибыль предприятия.
     Состав  доходов и расходов предприятия  для целей налогообложения в  России определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II, глава 25), который предусматривает детальную группировку доходов и расходов, рассматриваемую ниже.
     Доходы  предприятия в виде выручки от реализации продукции, работ, услуг, иного  имущества и имущественных прав является источником покрытия расходов по производству и реализации продукции и внереализационных расходов и получения прибыли предприятием.
     К доходам предприятия относятся  определяемые на основании первичных документов и документов налогового учета доходы от реализации и внереализационные доходы.
     Рис 1.1 – Состав доходов предприятия
       
 
 
 
 

     Доходами  от реализации признаются выручка от реализации товаров, работ, услуг,  выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары и имущество либо имущественные права выраженных в денежной или натуральной формах.
     Внереализационными  доходами признаются доходы, не указанные  в доходах от реализации, в частности, доходы:
- от  долевого участия в других  организациях;
- от  операций купли-продажи инвалюты, которые возникают, когда курс  выше или ниже официального  курса инвалюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ на дату  совершения сделки;
- в виде  штрафов, пеней, санкций за  нарушение договорных обязательств  и сумм возмещения убытков  и ущерба;
- от  сдачи имущества в аренду или  субаренду;
- от  предоставления в пользование  прав на результаты интеллектуальной  деятельности и приравненные  к ним средства индивидуализации, патентов на изобретения, промышленные  образцы и другие виды интеллектуальной  собственности;
- в виде  процентов, полученных по договорам  займа, кредита, банковскогосчёта, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
- при  получении безвозмездно  имущества, работ, услуг,  причем  оценка доходов осуществляется  исходя из рыночных цен;
- в виде дохода, распределяемого  в пользу предприятия при его  участии в простом товариществе;
- в виде дохода прошлых лет,  выявленного в отчетном периоде;
- в виде положительной курсовой  разницы, полученной от переоценки имущества, требований и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках;
- в виде положительной разницы,  полученной от переоценки имущества, произведенной в целях доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены;
- в виде сумм кредиторской задолженности  и обязательств перед кредиторами, списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
- в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
- в виде  стоимости излишков товарно-материальных  ценностей, вы явленных в результате инвентаризации.
     Выручка от реализации продукции является важным фактором формирования финансовых результатов  деятельности предприятия, поэтому  важно грамотно ее определять. Существуют два метода ее определения.
    Кассовый метод заключается в том, что выручка формируется по мере ее оплаты: при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары на счета, а при расчетах наличными деньгами — попоступлении денежных средств в кассу предприятия. Метод применяется давно и удобен, предприятие может распоряжаться денежными средствами, фактически поступившими на счет в банке или в кассу предприятия.
     Метод начисления, при котором выручка  от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Этот метод основывается на том, что в момент отгрузки продукции предприятие теряет право собственности на нее. Недостатком данного метода является то, что выручка от реализации продукции по мере ее отгрузки будет учтена в бухгалтерской отчетности, предприятие обязано заплатить налоги, а реальные денежные средства на счет могут поступить по различным причинам с большим опозданием или не поступят вовсе, например, в связи с банкротством покупателя.
     Предприятие самостоятельно выбирает метод определения  выручки, от реализации исходя из условий  хозяйствования и заключаемых договоров. Однако выбранный метод должен устанавливаться на длительный срок и отражаться в учетной политике предприятия.
     При использовании в системе бухгалтерского учета и отчетности метода начисления исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится, соответственно, с ранее наступившей даты:
- получения  предоплаты (аванса);
- отгрузки  продукции, выполнения работ или  оказания услуг. При этом датой  отгрузки продукции считается  день передачи соответствующего товарораспорядительного документа, датой выполнения работ или оказания услуг считается день, когда они были фактически завершены.
     Поэтому существует ряд особенностей при  определении налоговой базы при  различных методах определения  выручки от реализации и доходов предприятия.
     Порядок признания доходов при методе начисления:
     1) доходы признаются в том отчетном  периоде, в котором они имели  место,  независимо от фактического  поступления денежных средств,  иного имущества, работ, услуг  и имущественных прав (метод начисления);
    по доходам, относящимся к нескольким отчетным налоговым пери 
    одам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть 
    определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются предприятием самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов;

    для доходов от реализации датой получения дохода признается день 
    отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав. Днем отгрузки считается день реализации этих товаров, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату;

    для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
    при получении дохода от реализации финансовым агентом услуг 
    финансирования под уступку денежного требования, а также дохода от 
    реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг, дата получения дохода определяется, как день последую 
    щей уступки данного требования или исполнения должником данного 
    требования. При уступке предприятием - продавцом права требования долга третьему лицу дата получения дохода от уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования;

    по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход определяется предприятием самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося на соответствующий квартал. [5]
     Порядок признания расходов при методе начисления.
     1. Расходы, принимаемые для целей  налогообложения, признаются таковыми  в том отчетном периоде, к  которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов. При получении доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются предприятием самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Расходы предприятия, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия.
    Датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), и дата подписания предприятием акта приемки-передачи услуг и работ — для услуг и работ производственного характера.
    Амортизация признается в качестве расхода, ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации.
    Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно.
    Расходы на ремонт основных средств, признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты.
    Расходы по обязательному и добровольному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором в соответствии с условиями договора предприятием были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату взносов.
     7. По кредитным и иным аналогичным  договорам, заключенным на срок  более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение расходов, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов ежемесячно. При этом расход определяется предприятием самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора расхода, приходящегося на соответствующий месяц. Расход, произведенный в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода, признается на дату выплаты процентного дохода или дату реализации ценной бумаги, в зависимости от того что произошло ранее.
     Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе:
    организации имеют право на определение даты получения дохода и 
    осуществления расхода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал;

    датой получения дохода признается день поступления средств на 
    счета в банках или в кассу, поступления иного имущества и имущественных прав (кассовый метод);

    расходами предприятий признаются затраты после их фактической 
    оплаты. Оплатой товара признается прекращение встречного обязательства предприятием - приобретателем указанных товаров и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав.

     При этом расходы учитываются с учетом следующих особенностей:
     - материальные расходы, а также  расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент списания денежных средств, с расчетного счета предприятия, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения;
     - амортизация учитывается в составе  расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного предприятием амортизируемого имущества, используемого в производстве;
     - расходы на уплату налогов  и сборов учитываются в составе  расходов в размере их фактической уплаты предприятием. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные периоды, когда предприятие погашает указанную задолженность;
     - если предприятие, перешедшее  на определение доходов и расходов  по кассовому методу, в течение  налогового периода превысило  предельный размер суммы выручки от реализации, то оно обязано перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. 

     1.3. Механизм формирования  и использования  прибыли предприятия
     Прибыль является первоочередным стимулом к  созданию новых или развитию уже  действующих предприятий. Возможность  получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
     Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее 
познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов 
хозяйствования. Являясь источником производственного и социального 
развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

     Вследствие  вышеперечисленного «анализ» прибыли  на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
     Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
     Как экономическая категория она  характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
     Прибыль - один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
     Прибыль представляет собой разницу между  общей суммой доходов и расходами  на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как  с положительным, так и отрицательным знаком.
     Как важнейшая категория рыночных отношений  прибыль выполняет определенные функции.
     Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении ( предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной  деятельности,   научно-технического  и  социального  развития предприятия, материального поощрения работников.
      Рост  прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого, прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т. е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.
      В-третьих, прибыль является одним из источников формирования 
бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и 
наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, 
обеспечения выполнения государством своих функций, государственных 
инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в 
формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется такжечасть обязательств, предприятия перед бюджетом, 
банками, другими предприятиями и организациями. [5]

      Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибылипредприятия. Общий объем  прибыли предприятия представляет собойваловой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской  деятельности.
      Для более глубокого анализа прибыли  целесообразно использовать данные бухгалтерского учета, информацию, которая  помещается в первичных документах о финансовых результатах деятельности предприятия.
      Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского  государства. Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким  образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
      В зависимости от объективных условий  общественного производства на различных  этапах развития российской экономики  система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. С развитием приватизации и акционирования организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
      Таким образом, возникает необходимость  в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций.
      Принципы  распределения прибыли можно  сформулировать следующим образом:
- прибыль,  получаемая предприятием в результате  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности, распределяется  между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
- прибыль  для государства поступает в  соответствующие бюджеты в 
виде налогов и сборов, ставки которых могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет 
устанавливаются законодательно;

- величина  прибыли предприятия, оставшейся  в его распоряжении 
после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия,  в первую очередь направляется  на накопление, обеспечивающее его  дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление.
Механизм  распределения прибыли может  быть представлен в рис. 1.3.
      Рис. 1.3 – Механизм распределения прибыли
        
 
 
 
 

      Экономически  обоснованная система распределения  прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций. Отметим, как корректируется балансовая прибыль в процессе распределения.
      Балансовая  прибыль уменьшается на сумму  прибыли, облагаемой по различным ставкам  налога на прибыль, производятся отчисления в резервные или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.
      Оставшаяся  после этих корректировок балансовая прибыль является объектом налогообложения  и именуется налогооблагаемой прибылью. После уплаты налога остается так  называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении организации и используется ею, самостоятельно.
      Уплатив в бюджет соответствующий налог  с прибыли (за исключением налоговых  льгот), организация получает в свое распоряжение оставшуюся так называемую чистую прибыль. Эта прибыль используется ею 
самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. 

      В соответствии с этим, по мере поступления, чистая прибыль организации направляется на финансирование НИОКР, а также  работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования, улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего  производства.  Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды, чистая прибыль является источником уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также процентов по просроченным и отсроченным кредитам. Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется па удовлетворение потребительских и социальных нужд.
      Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, организация должна стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и, вместе с тем, стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.
      Использование чистой прибыли предприятие может  осуществлять путем предыдущего  формирования целевых денежных фондов или направляя деньги непосредственно на финансирование затрат.
      Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит источником финансирования не только производственного и материального развития, а также материального поощрения, но и в случаях нарушения действующего законодательства — уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная прибыль.
      В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, — потерей доходов. Поэтому при использовании чистой прибыли организация вправе создавать финансовый резерв, т, е. рисковый (резервный) фонд.
      Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности, для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т. е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей.
      Размер  резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный  фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении организации. Кроме покрытия возможных  убытков от деловых рисков, финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники и технологии, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
      В таблице 1.1 представлена краткая характеристика распределения балансовой прибыли. 

Таблица 1.1 –  Краткая характеристика
распределения балансовой прибыли
Балансовая  прибыль 
Налог на прибыль 
 
 
 
 
Расходы на другие платежи 
 
 
 
Чистая  прибыль
Дивиденды 
 
 
 
 
Отчисления  в резервные фонды 
 
 
Капитализированная  прибыль
Резервный капитал 
 
 
Нераспределённая  прибыль, направленная на формирование основного и оборотного капитала
 
      Фонд  накопления и фонд потребления –  это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено  учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств  хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для  создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств  и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его  средств. Вместе с тем операция по приобретению и созданию нового имущества  хозяйствующего субъекта не затрагивают  фонд накопления. Фонд накопления может  уменьшаться в случаях:
- списания  затрат, связанных с созданием  нового имущества, но по установленному  порядку не включаемых в первоначальную  стоимость этого имущества (на  подготовку кадров);
- распределения  его между юридическими лицами  — учредителями;
- погашения  убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.
      Фонд  потребления представляет собой  источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:
- суммы,  начисленные на оплату труда  (ФОТ);
- доходы (дивиденды, проценты) по акциям  членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;
- суммы  предоставленных хозяйствующим  субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.
      К трудовым и социальным льготам относятся: 

- оплата  дополнительно предоставленных  по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей; 
- надбавки  к пенсиям, единовременные пособия  уходящим на пенсию ветеранам труда;
- оплата  проездов членам семьи работника  к месту использования отпуска и обратно;
- стипендии  студентам и учащимся, направленным  хозяйствующим субъектом на обучение  в высшие и средние специальные  учебные заведения, выплаченные  за счет средств хозяйствующего  субъекта;
- оплата  путевок работникам и их детям  на лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;
- компенсации  удорожания стоимости питания  в столовых, буфетах, 
профилакториях;

- расходы  на погашение ссуд, выделенных  работникам на улучшение 
жилищных условий, приобретение садовых домиков.

      С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.
      Эффективное использование прибыли, возможно, лишь при согласованности действий системы  экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции.
      Во-первых, потому что в процессе продажи  товаров на рынке происходит возмещение израсходованных средств, производства.
      Во-вторых, реализация продукции — это тот  момент, когда произведенный продукт  получает признание на рынке. Любая  заминка в реализации вызывает нарушение  ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности  деятельности предприятия.
      Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия  — производственной, непроизводственной и финансовой, это значит, что  на размерах прибыли отражаются все  стороны деятельности предприятия. 

      1. 4.Факторы, влияющие на формирование финансовых результатов
      Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или унижения.
      Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда, компетентность руководства.
      Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.
      Производственные  факторы связаны с объемом  производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенностью, соответственно-качественными  параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д.
      Коммерческие  факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком  смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основу самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение.
      Надежность  прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа). С другой стороны — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).
      Финансовые факторы, охватывающие выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности,Включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия. [5]
      К факторам, не зависящим от деятельности организаций (внешние), 
относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизационных 
отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рис. 3.1).
 
 
 

     Рис. 3.1 – Факторы, влияющие на  величину прибыли
 
 
 
 
 
 
 

      Внутренние  факторы делятся на производственные и в непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
      К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов),
      К интенсивным относятсяфакторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).
      К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и  природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
      Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
      Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых  являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
      Важнейшим из них является себестоимость. Под  себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно: стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
      Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
      К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:
- показатели, связанные с повышением технического  уровня производства (внедрение  новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение  конструкции и технических характеристик  изделий);
- показатели, связанные с улучшением организации  труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).
      Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции являются:
-установление  динамики важнейших показателей  себестоимости;
- определение  затрат на рубль товарной продукции;
- выявление  резервов снижения себестоимости.
      Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции.Удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли, на себестоимость продукции.
      Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции, является изменение  объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод о необходимости принятии неотложных мер, но обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.
      Зависимость величины прибыли ел объема реализации при прочих равных условиях прямо  пропорциональная. Вследствие этого  немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции; чем он выше, тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятии, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести, продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.
      Размер  выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.
      Свободные цены в условиях их либерализации  устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключением предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
      В течение производственного цикла  на уровень рентабельности влияет ряд факторов (рис. 11).Которые можно разделить на внешние - связанные с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения, и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.
      Рассмотрим  сначала факторы, непосредственно  связанные с деятельностью предприятия,которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т. е. внутренние факторы, которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и вне производственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
      Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т. е. своевременность  и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и так далее; природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например химической, машиностроительной отраслей, и влекут за собой значительные издержки; штрафы и санкции за несвоевременность или неточность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно, и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников; финансовая деятельность предприятия, т. е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие и деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т. д.
      Производственные  факторы включают в себя наличие  и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.